Аннотация: Значит в полете души не видна инвалидность тела ?
ПАМЯТИ МАСТЕРА. ГЛЕНН ГУЛЬД .
Я держу в руках вырезанную статью из Нью- джерзийской газеты . Маленькая статья Мартина Стейнберга с портретом.
Лицо гения... Огромный лоб мыслителя, серьезные испытующие глаза ... Правильные черты лица и благородный нос, красивая линия губ и маленькая родинка на правой щеке над верхней губой . И потрясающей красоты пианистические руки с изящными длинными пальцами, вытянутыми ладонями- одна кисть сложена у виска , другая правая , свободна, расслаблена - пальцы стекают вниз .
Требовательное лицо Мастера, излучающее доброту, лицо гения и мыслителя в музыке. Гения - в инвалидной коляске!!!
Гленн Гульд известен тем , что создал свой особенный стиль исполнения музыки И. С Баха на рояле - нарочитым отрывистым non -legato- без употребления педалей , т. к. он был физически нездоровым человеком и не владел ногами, не мог использовать ноги для игры на педалях рояля.
Статья Стейнберга посвящена переизданию перезаписи на новый C D Вариаций Голдберга - сочиненных Иоганном Себастьяном Бахом в исполнении Гленна Гульда .К двадцатилетию со дня смерти пианиста 27 сентября 1982 года.
В историю создания этих вариаций вплетен русский посол при германском дворе в Дрездене , который страдал заболеванием бессонницей и любил классическую музыку. Он и заказал Баху сочинить музыку" something , that would be quiet and the same time cheerful character, that would brighten him up
a little on his sleepless nights" У посла был пианист Джоан Готтлиб Голдберг, который был согласен играть для него ночи напролет.
Бах написал вариации в 1741 году. Гленн Гульд дебютировал с ними в 1955 в USA, в Вашингтоне в возрасте 22 лет.
Сразу после этого вариации были записаны студией звукозаписи.
"It was pianistic marvel , the whole glory of youth and amazing technique which rivaled the playing of anyone in history ".- Это слова Дэвида Дьювэла, профессора фортепианного факультета Julliard school - лучшей фортепианной школы Америки.
Через 9 лет Гленн Гульд прекратил исполнения в публичных концертах, посвятив себя игре в студии грамзаписи.
В 1981 году Гленн Гульд решил перезаписать эти вариации - он потратил на это год своей жизни...
В 1982 году , 27 сентября после окончания записи и выхода альбома Гленн Гульд умер от обширного инсульта в возрасте 50 лет...
Я сижу на кухне и слушаю американской радиоприемник - передачу о классической фортепианной музыке, в которой автор - ведущий сравнивает звучание одного и того же произведения в интерпретациях различных пианистов .Ведущего зовут Дэвид Дюбэ. В его передачах звучат исполнения лучших пианистов 19 - 20 столетий . Вчера я слышала даже игру Мошковского - автора знаменитого сборника этюдов, на которых учатся и развивают технику все пианисты мира .Он признанный создатель своей версии филигранной техники .Один из знаменитой четверки - Карл Черни , Клементи, Мошковский, Бузони - потрясающих виртуозов и отличных педагогов. Я не говорю о Листе и Шопене - их этюды трасцедентны - высшей трудности - до них надо дорасти , чтобы играть ...
И вдруг ведущий упомянул прелюдию до минор из Хорошо Темперированного Клавира И С Баха и назвал трех пианистов , в чьем исполнении она прозвучит - одним из трех был Гленн Гульд!
Услышав в который раз прелюдию и фугу Баха , которую играют все и новички и маэстро, в исполнении Гленна Гульда я поняла , что такое - совершенство в музыке!
В первую минуту я была удивлена и сражена - звучало совершенно иначе - нарочито сдержанно в темпе и ярко прослушивалась ассоциация с работой часового механизма . Часы жизни - винтик за винтиком, шестеренка за шестеренкой, все вращается точно и необратимо...
Часовой механизм человеческой жизни - такой образ я вынесла из его исполнения. Какая философская глубина!!!
В сравнении с его игрой остальные претенденты на истину показались неубедительными и даже поверхностными...
Мне было 14 лет, когда я услышала от своей учительницы музыки имя Гленна Гульда и ее мнение о его игре и само звучание его игры на рояле...
Это был 1974 год. Гульду предстояло прожить еще 6 лет своей жизни.
Моей учительнице было 20 и она сыграла решающую роль в выборе мною профессии музыканта , я всегда в глубине души знала кем желаю быть, но она подготовила со мной программу из 5 произведений для поступления на фортепианное отделение! И я поступила!!!
Уже здесь в Америке я написала несколько строчек, смотря на океан.
"Летит хромая чайка со сломанной ногой. Но крылья мощные , и в полете она не замечает своей ущербности.
Значит в полете Души не видна инвалидность тела ?"
Часто думала ,о ком это я?
Теперь я знаю точно, это - о нем, о музыканте, о гении, о художнике...
О Мастере, который создал сам себя!
У меня есть обязанность теперь, хочу в Канаде посетить место , где родился этот человек. Думаю , что смогу, если задамся целью.