Аннотация: Субъективные заметки о различных литературных сайтах
Каждому автору хочется, чтобы его труды прочитало как можно больше людей (не исключено, что для многих желательно еще и заработать что-то на этом). Однако до недавнего времени удавалось добиться этого лишь немногим из пишущей братии. Кстати, в России первым издателем, который выплачивал авторам гонорары, был Новиков, а первым профессиональным литератором, пытавшемся жить исключительно на доходы от своих произведений, стал Пушкин. Его великий предшественник Державин в общественном понимании лишь "баловался" поэзией, и на могиле его начертано "действительный тайный советник и многих орденов кавалер". А следом за Пушкиным профессиональные писатели и поэты понемногу стали появляться, правда, до Октябрьской революции большинство из них состоятельными не были. В советское время картина кардинально не изменилась. И по сей день среднестатистическому автору (в массе своей любителю), не входящему в пишущую элиту, рассчитывать на какой-либо серьезный доход от литературной деятельности не приходится. Однажды в передаче "Слабое звено" участвовала девушка, которая назвалась автором детективных романов. А в ходе диалогов с ведущей выяснилось, что ей и брату (соавтору) приходится еще подрабатывать частным извозом, после чего Мария Киселева не поскупилась на язвительные комментарии по этому поводу.
Итак, приходим к выводу, что даже в такой огромной стране как Россия на серьезный заработок от написания книг могут рассчитывать в лучшем случае несколько сотен человек, в то время как пишущих (главным образом на любительском уровне) - десятки тысяч. Зная, что почти наверняка они ничего со своих литературных опытов иметь не будут, эти люди продолжают творить: хорошо ли, плохо ли - рассудит время. Есть среди них и некоторое количество графоманов, но для большинства самодеятельных писателей и поэтов литературный труд - важный способ самовыражения.
"Но что такое рыцарь без любви, и что такое рыцарь без удачи?" - вопрошал в своей "мушкетерской" песенке Михаил Боярский. А что такое тогда автор без читателя? Вот и стоит перед каждым из них вечный вопрос расширения аудитории. Решается он по-разному. Я, например, еще будучи старшеклассником, писал фантастические рассказы и читал их сам вслух, собрав несколько приятелей, так же поступал и в студенческие годы. Много лет спустя, когда появились новые технические возможности (ксерокопирование и печатание на принтере) кустарно изготовил и подарил несколько книжек. Правда, потом еще добавилась весьма солидная аудитория в лице десятков тысяч читателей городской газеты, но регулярно печатающиеся там статьи, часто дежурные (из нескольких сотен публикаций лишь пару десятков позднее счел достойными размещения во всемирной сети), не приносят того удовлетворения, какое доставляют собственно литературные произведения, выданные "на растерзание" широкой публике.
В конце концов удалось кардинально решить проблему расширения читательской аудитории с помощью интернета - сначала созданием многопланового персонального сайта. Несколько месяцев назад наткнулся и на сайты чисто литературные. Вряд ли для многих открою Америку, рассказывая об этих ресурсах, но отдельные субъективные соображения хочется высказать.
Первым сайтом, на котором поселился, стал Проза.ру. Через некоторое время создал страничку и на Стихи.ру. В обоих сайтах много общего (лишь дизайн незначительно отличается). Очень удобно, что выдается список читателей. Правда, нередко встречается и "неизвестный читатель" (не зарегистрированный на данном сайте), но и такому всегда рад. В итоге за несколько месяцев личная читательская аудитория увеличилась на пару порядков, суммарно перевалив за тысячную отметку. Практически каждому зарегистрированному пользователю, посетившему мою страничку, наношу ответный визит. Выбираю произвольно одну работу и бегло просматриваю. Если она заинтересовывает - скачиваю, чтобы потом прочитать спокойно. Если очень заинтересовывает, просматриваю и другие работы этого автора. На Стихи.ру читаю сразу. Бывает, что зацепило - тогда тут же пишу рецензию, а на Прозе, как правило, через некоторое время, внимательно прочитав работу. Впрочем, недостатком обоих этих сайтов является то, что за публикацию произведения и рецензии с тебя снимают рейтинговые баллы (причина так мне и непонятна), поэтому, хоть и не обращаю на них особого внимания, особо не разбрасываюсь комментариями, чтобы ненароком не уйти в минус.
Если произведение не заинтересовало - не пишу ничего, да и отрицательных отзывов стараюсь не давать, хотя на технические погрешности указать не премину никому. Охотнее и внимательнее просматриваю работы тех коллег, у которых немного читателей и рецензентов, полагая, что более "раскрученные" авторы избалованы многочисленными визитами и комментариями, так что могут и не снизойти до ответного посещения. Часто перескакиваю от автора к его рецензентам и замечаю, что нередко в их среде образуются некие междусобойчики, когда несколько человек активно рецензируют друг друга. Что ж, в любом коллективе всегда возникают микроколлективы - таковы законы психологии. Да и рецензии порой построены по принципу "кукушка хвалит петуха, за то что хвалит он кукушку". Есть при этом и любители писать гадости - в семье не без урода. Но в целом создается творческая и приятная обстановка, когда авторы наконец-то обрели желанную аудиторию и обратную связь с читателями (пусть многие из них и собратья по перу, тем интереснее, пожалуй).
Однако все это доступно только активным пользователям. Ты читаешь - тебя читают. В противном случае автора ожидает застой. Заметил, что многие посетители сайтов изучают только обновление. Когда эти "сливки" сняты, автор будет замаскирован среди многих тысяч себе подобных и обнаружен разве что случайно. Так произошло с одним моим коллегой, не имеющем регулярного доступа в инет. Я ему помог разместиться на Прозе.ру, его как новенького сразу прочитали десяток с небольшим человек - и все, этот показатель практически не меняется. А его фантастическая повесть "Плантация" стоит того, чтобы ее читали (см. http://www.proza.ru:8004/texts/2004/03/09-70.html).
Некоторое время полагал, что Прозы.ру и Стихов.ру мне вполне достаточно, но затем поселился еще на двух сайтах (очевидно, многие так делают) - Самиздат и Большая литературная среда. На Самиздате хоть и поменьше авторов, но ощущение, что жизнь здесь бьет ключом. Обсуждения, объявления издательств, конкурсы - все это очень интересно. Жаль, что нет списка читателей, а только указывается их количество, но это компенсируется тем, что за комментарии баллы не снимаются, к тому же можно выставлять оценки друг другу, создавая определенный рейтинг произведению. Заметил одно отличие: на Прозе.ру большой популярностью пользуются эротические произведения, мои написанные в этом жанре работы собрали максимальное количество читателей. На Самиздате похожего интереса к ним пока не наблюдал. Фантастика, как мне показалось, и тут и там привлекает примерно одинаковое внимание (вполне достаточное), а более серьезные произведения интересны минимуму читателей. Жаль, но с этим ничего не поделать - конъюнктура. Зато налицо преимущество размещения на различных сайтах: работы, оставшиеся без комментариев на одном, могут получить рецензии на другом, и это тоже очень здорово. Всегда интересны и сами рецензии, какими бы они ни были. Порой удивляешься - разве я имел это в виду, когда писал? А кто-то обнаружил в твоей работе нечто, о чем ты и не подозревал, значит, удалось пробудить чью-то творческую мысль. Это ли не замечательно?
Да и специфика сайтов как таковых служит порой своего рода творческим катализатором и для себя самого. Случается, пробуждаются вроде бы интересные мысли, но чувствуешь, что на страницах городской газеты это не пройдет. В итоге на бумагу или в комп эти размышления не переходят, остаются в голове. А разместишь их на сайте - все равно кто-то наткнется и прочитает и, возможно, откликнется. Разве это плохо?
И еще один феномен, рассмотренный, в частности, в "Камешках на ладони" Солоухиным, который порой сомневался, стоит ли включать какое-либо стихотворение (не очень удачное с его авторской точки зрения) в сборник. А включив, вдруг получал благодарственные письма именно об этих работах! Я с подобным столкнулся, еще раздавая свои "самиздатовские" книжечки. Некоторые эротические рассказики, включенные в сборники больше для количества, как оказалось, вызывали особый интерес читательниц. Аналогично было с рассказом "Полоса", который субъективно казался наименее удачным в моем армейском цикле, однако на Прозе.ру и у данной работы нашелся благодарный рецензент! Наверняка в практике многих авторов встречались похожие случаи.
Но если с тремя рассмотренными сайтами все постепенно становится более или менее ясно (хотя наверняка предстоит еще немало открытий), то с Большой литературной средой до сих пор толком не разобрался. Число читателей нигде не указано, только оценки и комментарии (которых пока мизер), так что создается субъективное ощущение тишины и застоя на данном сайте - вероятно, ошибочное, так что надо исследовать этот ресурс дальше.
А главный вывод таков: литературные сайты предоставили авторам новые уникальные возможности, и просто грех ими не воспользоваться, скользя от одного ресурса к другому и увеличивая число своих читателей, участвуя в конкурсах и пытаясь параллельно найти издателей. Пассивное ожидание ни к чему не приведет, и только активно действуя можно добиться успеха. Не зря библейская истина гласит примерно следующее: стучите - и вам откроют, просите - и дано будет вам, ищите - и обрящете.