(от Полоцкого княжества до Великого Княжества Литовского и
Речи Посполитой, от Российской империи до РСФСР,
от Беларуской Народной Республики до Республики Беларусь)
Жёны, женщины Беларуси - кто они? Откуда, из какого далека прослеживаются черты их ликов, их судьбы, их вклад в историю народа, тысячелетиями проживающего на землях современной Беларуси. Основа нации, её главная, охраняющая от всех исторических изломов, часть народа, женщины оставили свой вечный след в истории, в культуре родной земли ("роднага кута", как зовём мы, беларусы, свой край), как бы её не называли : Альба Рутения, Белая Русь, Черная Русь, Великое Княжество Литовское, "Крэсы" (для Польши) или Республика Беларусь. Старое определение границ оседлости народа не противоречит моим представлениям о месте беларусов и сегодня. О деталях пусть спорят "специалисты".
"Область, занимаемая белорусами, доходит на юге до самой Припяти; на западе черты белорусской речи заметны очень далеко - почти до самого Западного Буга, верховьев Нарева и Бобра, правых его притоков, далее по Неману и его притокам, почти до впадения Вилии; на севере эта область переходит Западную Двину, простираясь до реки Ловати; на востоке до верховьев Волги и начала левых притоков верхнего Днепра... Белорусы считаются потомками древних вендов, живших первоначально в странах придунайских, которые в первом веке после Р. X. занимали уже земли, орошаемые Западной Двиной, Вислой и Волхвом. Обширность этого пространства и малонаселенность были, конечно, главными причинами переселения сюда, в конце VI и начале VII веков, других родственных им племен.
По сказаниям летописцев, некоторые роды полочан, под именем кривичей, выселились на верховья рек Двины, Днепра и Волги, заняв впоследствии обширную страну, которая заключала в себе нынешние губернии Витебскую, Псковскую, Смоленскую и части губерний Минской, Виленской и Могилевской. Что обитающие ныне в этих губерниях белорусы произошли от одного и того же племени кривичей, доказывается как сходством их наружности, домашнего быта, обычаев, верований, так и в особенности сходством языка, как древнего письменного, так и живого, лучшим образцом которого служат песни, сказки, поговорки, пословицы и загадки. В начале XIV столетия (1318-1320 гг.) Гедимин присоединяет к Литве всю древнюю область кривичей. С этих пор история беларуского племени связана с историей Литвы и Польши" ("Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона", Санкт-Петербург, 1890-1907, статья 'Белорусы'). Не буду акцентировать внимание читателя на "присоединении к Литве всей древней области кривичей", кто и кого присоединил - это отдельная тема.
Вековое присвоение исторических земель народа "литвин-беларусов" другими государствами , перемещение границ "великими империями" - Австро-Венгрией и Германией, Россией и Францией Наполеона, РСФСР и Советским Союзом, хоть и "обкарнали" сложившееся в средние века самое большое средневековое славянское государство-княжество, Великое Княжество Литовское, но не смогли стереть навсегда с политической карты мира, преемницу Великого княжества, современную Беларусь.
Женщины, жены и дочери наших предков, оставили свои черты и наследственные особенности в поколениях многих наций и народов. Они твердо стоят на своей земле, на нашей земле. Что было бы с нашим народом, если бы не они? Наша страна, земля наших прадедов, женщины этой земли - единственное, что не смогли отнять у "литвин-беларусов" за два последних столетия. Вильно или Смоленск, древние наши земли, отошли к соседям, народ как-то пережил эти потери, литовцы - почти что наши люди, россияне вообще не считают беларусов за другой народ, не будем считаться с ними и мы сегодня. Для 10-ти миллионного народа и оставшихся земель хватает. А вот переживем ли мы то, что у нас отняла за последние два века Россия и её царский, а потом и советский чиновничий режим - историю, религию и язык? И снова остается одна надежда и вера - в наших женщин. И ... Вот их портреты и то, что сохранилось в истории, доставшееся нам в назидание, для естественной гордости за то, что они были такие, за то что были... Вот и их молодое продолжение - их дочери, внучки и правнучки - надежда нашего, воскресшего в который раз, народа, обновленной земли Беларусь...
НАЧАЛО ИСТОРИИ - Х ВЕК
РОГНЕДА РОГВОЛОДОВНА - ГОРИСЛАВА (960-1000)
Памятник РОГНЕДЕ в г. Заславль (Беларусь).
Почти вся литературная история восточных славян начинается с имени РОГНЕДЫ - дочери Роговолода. Полоцкая княжна,насильно захваченная в плен и ставшая женой киевского князя Владимира Святославича (Владимир I Святославич, 960 - 15 июля 1015), матерью Ярослава Мудрого, прародительница русских княжеских родов, родоначальница королевских родов Польши, Франции, Дании, Норвегии и Венгрии.
В различных "хрониках" сообщается о покушении Рогнеды на своего мужа и ссылке ее с сыновьями в Изяславль около 987 года (современный Заславль - город в Минской области), позже ставшим частью Полоцкого княжества. Драматическая судьба Рогнеды остается излюбленной темой многих музыкальных и литературных произведений. Поэт-декабрист Рылеев посвятил ей поэму "Рогнеда", русский композитор Серов - оперу, а грузин, Андрей Мдивани, балет "Страсти - Рогнеда". (Подробнее в "Жены земли Беларусь", часть I).
"Миниатюра из Радзивиловской летописи (XV век): сваты новгородского князя Владимира просят у Рогволода руки его дочери Рогнеды (слева направо); Рогволод спрашивает согласия у Рогнеды, которая отказывается выйти замуж за Владимира" (XV век)" (Википедия)
РОГНЕДА и Владимир
(картина А.Лосенко "Владимир и Рогнеда" 1770г, холст, масло Государственный Русский , Санкт-Петербург)
ХI ВЕК
АННА ЯРОСЛАВОВНА (1032-1082)
королева Франции (19 мая 1051 - 4 августа 1060),
дочь Ярослава Мудрого, внучка Рогнеды Рогволодовны
Сын Рогнеды, Ярослав Мудрый, был достоин свей матери. "Он учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), - за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян" (ДРЕВНЯЯ РУСЬ И ФРАНЦИЯ В XI ВЕКЕ СУДЬБА РУССКОЙ ЦАРЕВНЫ АННЫ ЯРОСЛАВНЫ. Т. СЕМЕНКОВА, профессор, заслуженный деятель науки РФ).
Вот в этом месте хочется остановиться - не было тогда ни России, ни "пленных россиян". Были Киевское и Полоцкое княжества, позже Новгородская республика, и вся история взаимоотношений восточных славян с Европейскими странами была практически сосредоточена в одной, разрастающейся просвещенной семье, женщины которой рано вышли на европейскую историческую арену.
"Отношения с Польшей закрепила женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре польского короля Казимира, княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году наследует после отца "Великий киевский престол".) Другой сын Ярослава Мудрого, внук той же Рогнеды, Всеволод, взял в жены "заморскую царевну", дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 год)". Можно согласиться и с утверждением цитируемого автора о том, что "женщина - супруга и мать - уже в раннее Средневековье была основой миропорядка" (там же). И уже не вызывает изумление, что в этой среде, среди потомков Рогнеды, вскоре появятся выдающиеся женщины - просветительницы, но уже в Полоцком княжестве. А к середине ХIII века исчезнет и само Киевское княжество (около 1240 года, с нашествием хана Батыя) и политическим, экономическим и культурным развитием восточных славян станут земли сначала Полоцкого, а потом и Великого Княжества Литовского, и Польша, значительно опередившие в своем развитии другие восточнославянские княжества.
ХII ВЕК
Св.преп. ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ (ок.1102-1173)
В миру ПРЕДСЛАВА - дочь полоцкого князя Георгия Всеславича, внучка полоцкого князя Всеслава Чародея (1029-1101), правнука Рогнеды, инокиня и просветительница, покровительница Беларуси. Основала Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь (1127-1128) и Богородицкий мужской монастырь. Правила Полоцким княжеством при малолетнем сыне, создала, так называемый, "Полоцкий матриархат", собирательница Полоцкой библиотеки, монастырских сокровищ, и основательница "школ-скрипториев" и многих других библиотек в Полоцке.
От раннефеодальной Полоцкой державы, прародины беларусов, нас отделяют восемь столетий. Именно из ХII века, "яко луна солнечная", пронизывает исторические пласты свет имени, без которого немыслимо представить культурный и духовный расцвет восточных славян. Это - Евфросинья Полоцкая (светское имя Предслава, 1102(?)-23.V.1173, одна из самых просвещенных женщин своего времени.
ПРЕДСЛАВА - ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ
Фреска ХII века в Спасо-Ефросиньевском монастыре, основанном Святой Ефросиньей
"Родоначальница восточнославянской книжности и Полоцкого ренессанса начала с простого переписывания древних манускриптов. Затем перешла к основанию храмов, монастырей и при них - ПЕРВЫХ скрипториумов (библиотек), откуда книги передавались в новые, ею же созданные школы, где право на обучение предоставлялось всем, без учета сословного положения и пола" (Женщины Беларуси в зеркале эпохи', Публикации ООН, 19.02.2004).
Крест Евфросинии Полоцкой
Работа мастера Лазаря Богша, крест утрачен в спецхранах НКВД в 40-е годы, воссоздан Н. П. Кузьмичом 1992-1997 (белар.яз. "Крыж Ефрасiннi Полацкай") - Кипарис, золото, серебро. Спасо-Преображенская церковь, г. Полоцк.
Судьба креста, самой значительной христианской святыни, национального символа Беларуси, также трагична и загадочна, как судьба других раритетов, вывезенных за два столетия (со времени аннексии земель края Российской империей в 1795 году) в фонды, музеи и частные коллекции России. Как, например, судьба чудотворной иконы Матери Божьей Одигитрии (Эфесская), написанной, по преданию, самим апостолом Лукой. Икона была приобретена Ефросиньей Полоцкой для основанного ею мужского Богородицкого монастыря и продана (или передана) уже в наши дни московским патриархатом в частную современную коллекцию.
Не сохранился облик, несомненно, ещё одной из самых значительных славянских женщин ХII века, полоцкой княжны Марии. Родилась Мария около 1127-1128 годов, дочь Витебского князя Василько Святославича, приглашенного на княжение в Полоцк в 1132 году.
Навечно оставила она свой след в истории и славянской литературе, создав, по свидетельству современных исследователей, уникальный поэтический памятник - "Слово о полку Игореве" . (подробнее в эссе - Прокопчук А.А. "Жены земли Беларусь", часть 1. Самиздат. Интернет).
"Слово о полку Игореве" - автор - княжна МАРИЯ ВАСИЛЬКОВНА (1120 - 1194)
Дочь полоцкого князя Василька Святославича (Рогволодовича), племянница Евфросинии Полоцкой, правнучка Всеслава Брячиславича "Чародея" (1029-1101), жена киевского князя Святослава Всеволодича, МАРИЯ ВАСИЛЬКОВНА, являяется, по мнению ряда исследователей, автором "Слова" (Г.В.Сумаруков. Затаенное имя: Тайнопись в "Слове о полку Игореве", 1997, М.: Изд-во МГУ, и др. ).
Несомненно одно - уже в начале летописной истории женщины нашего края, его правящих элит, отличались образованностью, знали и понимали "книжную мудрость", умели ценить ум и знание. Эти женщины способствовали контактам с европейским миром, смягчали напряженные, династические, внутрисемейные отношения, особенно в период проникновения домостроевских "идей" московского, а позже и русского самодержавия, и борьбы за независимость Великого Княжества Литовского, в составе которого история полоцких, витебских и смоленских земель и всего края ВКЛ, совпадающего с территорией современной Беларуси, получила новое продолжение.
Полоцкая земля, кривичи, княжеские рода Полоцких правителей, Витебский княжеский род, ветвь Полоцких князей, дали по женской линии начало еще одной родословной, на этот раз русской - Владимирским князьям. В 1239 году полоцкий князь Брячислав отдал в жены свою дочь ВАСИЛИСУ будущему Великому князю Владимирскому - Александру Невскому.
В историю нескольких королевств вошла легендарная княжна СОФЬЯ ВОЛОДАРОВНА, княжна Минская и королева Датская (1140- 1198), вступившая в брак с датским королем Вольдемаром I.
София не только участвовала в придворной жизни Датского королевства, она оставила богатое наследство в виде двух сыновей и шести дочерей. Ее прах покоится в королевской усыпальнице города Рингстад, рядом с прахом короля Вольдемара I Великого. Здесь сошлись две линии полоцких князей, так как король Вольдемар I был сыном княжны Ирины Мстиславовны, внучки Рогнеды, и Кнуда Лаварда, сына короля Дании Эрика I (подробнее в "Жены земли Беларусь", часть 1).
ХIV ВЕК
Династические союзы часто позволяли женам не только вмешиваться, но, по необходимости, и управлять сопредельными княжествами. Дочь Великого князя литовского Витовта, княгиня СОФЬЯ ВИТОВТОВНА (1371-1453), жена князя московского Василия I (1371-1425), сына Дмитрия Донского, после смерти мужа, управляла Московским княжеством, по завещанию, из-за малолетства своего сына, будущего Великого князя Василия II.
Великая княгиня СОФЬЯ ВИТОВТОВНА на свадьбе своего сына, Великого князя Василия II ("Темного")
(художник Н.Чистяков, 1861, Государственный русский музей)
Картина отображает легенду, связанную с поступком Софьи Витовтовны, когда она сорвала, при всех присутствующих на свадьбе, золотой пояс с сына князя Юрия Дмитриевича, обострив этим отношения между московским и звенигородским княжескими домами. (Пояс принадлежал московским князьям).
Тяжелым испытанием позже стали для Софьи события 1446 года, когда её сын князь Василий II, был пленен и ослеплен князем Дмитрием Юрьевичем, а после отправлен в Углич. Софью Витовтовну разлучили с сыном, сослали в Чухлому, а вскоре увезли в Каргополь.
Под давлением высших церковных властей, которые пригрозили Дмитрию, 76-летняя Софья была выпущена на свободу. В 1447 году она добралась до Троице-Сергиевой обители, встретилась со слепым сыном, получившего прозвище Василий "Тёмный".
ХV-ХVIII ВЕКА - В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖНСТВА ЛИТОВСКОГО
Одним из наиболее значительных родов на исторических землях Беларуси была семья князей Гольшанских (Ольшанских), самый большой вклад в историю нескольких государств сделали знаменитые дочери этого многочисленного клана.
Герб рода Гольшанских (Ольшанских)
Род Ольшанских (Гольшанских) ведет происхождение от великих князей, от легендарного Гольши (Ольши), основавшего в тринадцатом веке город над рекой Караблем. "И сейчас ручей Карабель бежит у стен Гольшанского замка, и сейчас возвышается над окрестными холмами гольшанское городище - та самая "красивая гора" беларуская, на которой основал князь Гольша свое поселение". С тех пор на протяжении трех столетий княжили в Гольшанах князья Ольшанские (Гольшанские). Они принимали участие в судьбоносной Грюнвальдской битве с крестоносцами 1410 года и, как многие участники "погони на Грюнвальд", получили родовой герб в виде щита, увенчанного княжеской короной и поделенного на четыре части с изображениями "Гипоцентавра", Погони, Труб и "Леливы". Род был богатым и влиятельным. Подписи Ольшанских одними из первых стоят на важнейших дипломатических актах того времени (сайт рода Ольшанских - http://www.olfamily.ru/golshanski.htm).
Гольшанский замок - Ольшаны (Ошмянский район Гродненской области, Беларусь)
Родовое поместье князей Гольшанских, позже перешедшее к роду Сапегов, как приданое княжны Софии (Наполеон Орда, акварель).
СОФЬЯ ГОЛЬШАНСКАЯ - королева Польская
и король Ягайло, родоначальники династии Польских королей - "Ягеллонов"
(Рисунок А. Лесера из Википедии)
СОФЬЯ ГОЛЬШАНСКАЯ (ок. 1405 - 21 сентября 1461) была дочерью князя Андрея Гольшанского и Александры Друцкой (г.Друцк, Витебская область современной Беларуси). Ульяна Гольшанская (1375-1448) была ее теткой и дочерью князя Ивана Гольшанского и Агриппины Смоленской.
Перед тем как выйти замуж за короля, Софья перешла из православия в католичество. Была коронована в 1424 году. Вместе с мужем добивалась закрепления польского трона за своим сыном Владиславом. После смерти Ягайло, 1 июня 1434 года, её сын Владислав стал королём, но Софья так и не стала регентом. В 1440 году Владислав стал также королём Венгрии, а младший сын Казимир - Великим князем литовским. Просветительница и "спонсор" Краковского университета вновь открытого при её участии. Организовала первый перевод Библии на польский язык.
Библия королевы СОФЬИ - первое издание Библии на польском языке (1453-1455)
Памятная монета Национального банка Беларуси, выпущена к 600-летию со дня рождения королевы Софьи Гольшанской (Друцкой). На аверсе - "Софья Гольшанская (Друцкая) 600 лет", 2006 .
И еще одна из дочерей этого прославленного рода с загадочной судьбой.
(рисунок из сайта http://www.olfamily.ru/iuliania.htm)
Другой выдающейся семьей в Великом Княжестве Литовском был род Радзивиллов, прославившийся своими историческими красавицами-женами и дочерьми. В 1547 году Радзивиллы, первые в ВКЛ, получили право на княжеский титул Священной Римской империи.
Родовой герб Радзивиллов "Трубы"
Мирский замок, постоянная резиденция Радзивиллов после 1568 года
Поселок Мир, Гродненская область, Беларусь, построен в 1522-1526 г.г.
(фото из сайта http://kibsvg.narod.ru/ )
БАРБАРА РАДЗИВИЛЛ (6 декабря 1520 - 8 мая 1551)
Жена короля Сигизмунда II Августа, королева Польши с 7 мая 1550 года по май 1551 года
(портрет Лукаса Кранаха младшего, ок.1556 г.)
Бона Сфорца, королева-мать Сигизмунда и польский двор короля, опасались могущества семьи Радзивиллов - сторонников полной независимости Литвы от Польши. Через год после коронации, тридцатилетняя королева скончалась. Выдвигались гипотезы о том, что она была отравлена королевой-матерью Боной Сфорца. Прах Барбары, в сопровождении короля Сигизмунда, был перевезён из Кракова на родину, в Вильню (столицу ВКЛ) и захоронен в Кафедральном соборе.
СОФЬЯ СЛУЦКАЯ - РАДЗИВИЛЛ, "АЛЕЛЬКА" (1 мая 1585 - 19 марта 1612 года)
В 1585 году в семье слуцкого князя Юрия Алельковича и Катерины из рода беларуских магнатов Кишка, в местечке Любча, в Любчанском замке родилась девочка Софья (Слуцк - город в Минской области).
Княгиня Слуцкая и Копыльская - в народе её ласково называли "Алелька". Просветительница, православная святая (портрет из сайта "Спадчына, Асветнiкi зямлi беларускай") . Покровительница беременных женщин, рожениц, младенцев и детей, сирот. Целительница головных болей. Охранительница от пожаров и голода. Покровительница благочестивых браков. Заступница при тяжбах с властями и миротворица.
одна из первых женщин-писательниц в Беларуси и Польше
(портрет Г.Лейбовича, из "Википедии)
В 20 лет Урсула вышла замуж за Несвижского Великого Князя Литовского Михаила Казимира Радзивила (1702-1762), - ( в народе - "Рыбанька"), из старшей ветви Радзивиллов. Громадное состояние семьи и понимание своей культурной миссии в ВКЛ позволило накопить богатое, исторически ценное наследие в Несвижском замке. Это была, в первую очередь, одна из самых крупных в Европе библиотек, насчитывающая около 20 000 томов. Францишка Урсула создала театр, писала для него пьесы и либретто для оперных постановок. Уже после ее смерти, в Несвиже, в 1754 году был издан отельным томом сборник драматических произведений, включивший 16 ее пьес и 17 оперных либретто с гравюрами.
УРСУЛА РАДЗИВИЛЛ
(художники - Варэнца В.I. 1938. и Варэнца Л. А. 1951. Мiнск - Австрия)
ЛЮДВИКА КАРОЛИНА РАДЗИВИЛЛ (1667 - 1695)
Внучка Софьи Радзивил "Алельки", владелица Слуцкого княжества, Несвижского замка
(Гравюра несвижского художника Г. Лейбовича )
Людвика Каролина была единственной дочерью Генерального управителя Прусского княжества в составе Речи Посполитой, Богуслава Радзивилла (1620 - 1669), оставшегося вдовцом после трагического брака с Анной Марией, двоюродной племянницей, умершей при родах. Сам Богуслав пережил Анну лишь на два года и Каролина стала наследницей громадного состояния, в которое входило все Слуцкое княжество. Наследство, в том числе Несвижский замок, передавалось ей из приданого бабушки, Софьи Радзивилл, "Алельки".
В ХVI столетии появляется еще одна яркая героиня нашей истории, Елена Васильевна Глинская ( 1508- 1538 ) , дочь князя Василия Львовича, из литвинской семьи князей Глинских. В 1526 году она стала женой Великого князя московского Василия III Великого, кстати, внука Софьи Витовтовны, дочери Великого князя литовского Витовта Кейстутовича. Софья Витовтовна, княгиня, была к тому же, женой Великого князя московского Василия I (1390-1425). Елена Глинская, княгиня московская, родила двух сыновей, Юрия и Ивана, будущего "государя Всея Руси", Ивана "Грозного". Из-за малолетства своего сына Василия II Елена управляла Московским княжеством по завещанию супруга.
После смерти Василия III, в декабре 1533 года, Елена Глинская совершила переворот, отстранив от власти, назначенных по завещанию мужа, бояр-опекунов, и стала единоличной правительницей Великого княжества Московского.
ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ (реконструкция)
Как и многие другие правители нерусского происхождения, образованная и дипломатичная, владеющая многими языками, Елена Глинская вызывала антипатию у малообразовнного московского населения и у такого же боярства, борющегося за власть. Однако, именно она заключила выгодный мир с королем Сигизмундом I и провела ПЕРВУЮ денежную реформу в Московском княжестве. По всей видимости, ее отравили претенденты на княжество, бояре Шуйские, и она умерла 3 апреля 1538 года, в возрасте 30 лет. Так закончила свое короткое правление ПЕРВАЯ женщина-правительница Московского княжества.
Пожалуй, время упомянуть и о "Святой равноапостольной Великой княгине Российской" - Ольге. О ней известно, что родом она из княжеской династии Изборских, владельцев Изборска, одного из древнейших городов, упоминаемых в летописях вместе со Смоленском и Полоцком. А были эти земли территорией расселения кривичей, или полочан, что для нас, примерно, то же самое.
В древних хрониках сохранилась и имя "равноапостольной" - "Вольга", что является распространенным именем у литвин-беларусов с идентичным правописанием. И уж когда встречаешь сведения о "Вольге" в списке "100 великих украинцев", то невольно занимаешься анализом сопутствующих документов и материалов. До сегодняшнего дня сохранились в Псковской области топонимы мест расселения древних кривичей - "Выбуты" - легендарное место рождения Св. равноапостольной княгини Ольги, и деревня Волженец (от Вольги, Волги). И как-то неловко называть ее "Великой княгиней Российской". Россия-то появиться только через семьсот лет... Впрочем и Псков будет основан намного позже её рождения и опять же кривичами-полочанами, то есть будущими беларусами...
Немало было семей в Великом Княжестве Литовском, которым можно было "тягаться" с Радзивиллами или Гольшанскими, известными своими выдающимися, даже для своего времени, женщинами. Я же хочу к ним добавить только один древний беларуский род Агинских. Хотя бы потому, что в одном из его представителей, Михаиле Казимире Агинском (1728-1800), Великом Гетмане Литовском (с 1768 года) проявились многие грани таланта: музыкальный, поэтический и государственного деятеля. А мы можем до сих пор видеть построенный им канал (канал Агинского), к сожалению, со взорванными во время войны 1941-45 гг.и не восстановленными до сих пор шлюзами. При своем дворе в Слониме в 1765 году он создал оперный театр и капеллу. В XVIII веке отмечен особый расцвет города Слонима, связанный с деятельностью Михаила Агинского (1728-1800). В 1795 году Слоним в результате третьего раздела Речи Посполитой вошёл в состав Российской империи, после чего и пришел в упадок.
АЛЕКСАНДРА АГИНСКАЯ
Этот случайно найденный портрет Александры Агинской заставил вспомнить семью наших земляков и соотечественников. Я упомяну еще об одном из них, Михаиле Клеофасе Агинском(1765-1833), участнике и, как бы сейчас сказали, "спонсоре" восстания беларусов (литвин) и поляков под предводительством народного беларуского героя Тадеуша Касцюшки (1746-1817). Михаил Агинский, он же и автор знаменитого полонеза "Прощание с родиной".
ЕКАТЕРИНА I - императрица всероссийская ( 1684 - 1727) Портрет Ж.М. Натье. 1717 год.
(Элен Катрин Скаврашчук - одна из версий)
Дочь Самуйлы Скаврашчука, проживавшего в доме "каштеляна" минского, Казимира Яна Сапеги, на Юрьевской улице (сохранялся до 1941 года) .
Дом Сапеги в Минске. Рисунок польского художника Кароля Биске. Начало ХХ века
Отец, истопник в доме Сапегов, бежал от долгов в Лифляндию, где арендовал (или купил) мызу. Во время чумы родители многодетного семейства скончались, умер и старший брат Дмитрий и малолетняя девочка попала к лютеранскому пастору Глюку, который, по достижении ею 16 лет, выдал замуж за кирасира полка короля Карла ХII Иоганна Рабе. Пастор, вероятно, и окрестил её как Элен Катрин. По другой версии, он её выдал замуж за драгуна Иоганна Крузе, как раз накануне русского наступления на шведскую Прибалтику. Сомнительно, чтобы высокообразованный пастор, в доме которого жила и воспитывалась девочка, не дал ей начального образования. Пастор Глюк, полиглот и переводчик, создавший по поручению Петра Первого школу для подготовки дипломатов в Москве, впервые перевел Библию на латышский язык. Жизнь и происхождение Екатерины I полна загадок и противоречий ("ПАМЯЦЬ", Мiнск, У 4 кнiгах, кнiга 1-я, изд. Мiнск, БЕЛТА, 2001).
Еще один из древних беларуско-литовских родов, род князей Сапег, занимает особое место в истории Беларуси. Их деятельность была очень плодотворной в области политики, дипломатии, культуры, науки. По своему происхождению Сапеги имели родственные связи с великокняжеской династией Гедиминовичей.
Герб княжеского рода Сапег - "Лис"
Лев Сапега (1557 - 1633) был наиболее яркой фигурой этого рода. Свою политическую карьеру он начал в 1581 году с должности писаря. Затем он занимал государственные должности подканцлера литовского, канцлера ВКЛ, воеводы виленского, гетмана, старосты слонимского, берестейского (брестского) и могилёвского, "маршалка" ВКЛ. Он был одним из составителей юридических положений Главного Литовского Трибунала (1581) - главной судебной инстанции ВКЛ, автором III Статута ВКЛ (1588), который считается самым совершенным юридическим кодексом в Европе XVI столетия. Всю жизнь Лев Сапега был горячим патриотом своей державы и боролся за обретение ею независимости. Все документы, связанные с его именем, были им написаны на старобеларуском языке. Всегда называл себя "литвином", что и означает сегодня - "беларус".
ГРАФИНЯ ПЕЛАГЕЯ САПЕГА-ПОТОЦКАЯ (1775 -1846)
Портрет XIX ст. из книги Прокоповича Н. С. "Беларускi Версаль"
В родстве с Радзивиллами была графиня ПЕЛАГЕЯ САПЕГА, прапрабабушка представителя пятнадцатого поколения Радзивиллов, Станислава Альбрехта, проживающего до сих пор в США. Родителями его были польский сенатор Януш Радзивилл и княгиня Анна Любомирска, которая в 1947 году умерла в советском трудовом лагере, что в СССР было самым рядовым явлением. Станислав Радзивилл Альбрехт женился на младшей сестре Жаклин Кеннеди-Онассис и продолжил род уже в Америке. Последняя из женщин семьи Радзивиллов, их дочь, Анна Кристина, родилась в 1960 году.
Не только "Беларуский Версаль", но и многие другие владения рода Сапегов отошли, как и город Слоним, в силу разных обстоятельств, в руки князя Михаила (Михала) Казимира Агинского (Огинского) (1728-1800), Великого Гетмана Литовского. Дворец Льва Сапеги был перестроен князем Михаилом Агинским в ставший знаменитым театр, получивший название "Опера". Кроме того, Агинские возвели в Слониме новый грандиозный дворец. После захвата Великого Княжества Литовского Россией, после всех разделов Речи Посполитой и присоединения ВКЛ к Российской империи, Слоним, как большинство центров "староств" Великого княжества и свободных, частновладельческих городов, имеющих магдебургское право , захирел и потерял своё былое значение. Только герб города (древний герб рода князей Сапег) еще долго оставался памятью о прошлом.
Герб княжеского рода Сапег - "Лис"
С 1793 года главная резиденция Сапег (Ружанских), по финансово-экономическим причинам, была перенесена из Ружан во дворец Даречина (Деречина), где жил сын канцлера Михаил Александр Франтишек Сапега (1772 - 1829), женатый на графине Пелагее Потоцкой.
Заложенный Михаилом Сапегой и расширенный Пелагеей Потоцкой-Сапегой, парк в Высоком: уникальный образец паркового комплекса, единственный в своём роде в Беларуси, сочетающий парковый ландшафт с водоёмами (Лев Гунин, " САПЕГИ: МАГНАТЫ ВКЛ" , часть 4, Избранная владельческая история).
Ружанский дворцовый комплекс князей Сапег
Рисунок Н.Орды, 1831
Поместив в качестве иллюстраций работы знаменитого нашего земляка, художника Наполеона Орды (1807-1883) , я включил в галерею женских портретов еще один, портрет его сестры Гортензии, чарующий своей красотой и аристократичностью.