Карп Вячеслав Ильич : другие произведения.

Побег

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сценарий музыкально-драматической аудиокомпозиции по произведениям Людвиг Ван Бетховена и Кобо Абэ.

  П О Б Е Г.
  
  Сценарий
  музыкально-драматической аудиокомпозиции
  по произведениям Людвиг Ван Бетховена и Кобо Абэ.
  
  
  
  Действующие лица:
  
  Детектив.
  Заявительница.
  Брат.
  Сослуживец.
  Шеф.
  Свидетель.
  Жена.
  Натурщица.
  
  
  
  
  ЧАСТЬ 1. "ALLEGRO CON BRIO".
  
  
  Музыка.
  
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Господину начальнику отдела персональных расследований частного сыскного агентства. Заявление о розыске пропавшего. Цель заявления - найти местонахождение пропавшего. Имя пропавшего - Хироси Нэмуро. Пол мужской. Возраст 34 года. Занятие - начальник отдела торговой фирмы "Дайнен". Пропавший - муж заявительницы. С тех пор как он исчез 6 месяцев назад, никаких известий от него не поступало. Доверяю ведение дела по розыску, готова предоставить все имеющиеся сведения.
  Поручаю вам ведение этого дела. Оплату всех расходов, связанных с розыском, беру на себя. Обязуюсь хранить в тайне полученные от вас данные, не разглашать их и не использовать во зло.
  ДЕТЕКТИВ: Итак, каковы ваши предположения? Рассказывайте по порядку все, что вспомните.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Нечего рассказывать. У меня просто никаких предположений.
  ДЕТЕКТИВ: Достаточно того, что вы вспомните. Даже если вы не располагаете никакими доказательствами и подтверждениями...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Угу... Ну, тогда, спички... Спичечный коробок... в кармане плаща вместе со спортивной газетой лежал коробок спичек, взятый в каком-то кафе, но...
  ДЕТЕКТИВ: Это интересно. Если рассматривать этот спичечный коробок как улику...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да нет... просто он лежал в кармане плаща.
  ДЕТЕКТИВ: Видите ли. Если вы подтвердите свое заявление, которое подали, мы, естественно, немедленно начнем розыск. Но я хочу еще раз объяснить, что внесенный вами задаток составляет недельные расходы по розыску, и если за это время нам не удастся найти вашего мужа, гонорар, предусмотренный при успешном завершении розыска, вы платить не будете. Но и внесенные в качестве задатка деньги также не будут возвращены. В случае же продолжения розыска придется внести еще такую же сумму. Помимо этого, вы должны будете оплатить текущие расходы...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Расписаться здесь?
  ДЕТЕКТИВ: Может быть, у вас есть какие-нибудь пожелания? За кем конкретно мы должны, по вашему следить, где, по вашему, мы должны искать?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Если бы я знала...
  ДЕТЕКТИВ: Прошло-то уже полгода.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, мой брат...
  ДЕТЕКТИВ: А, это тот, который подошел к телефону. Он так разговаривал, будто считает себя вашим доверенным лицом. В таком случае кратчайший путь поговорить с самим братом.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Но я не знаю точно, где он живет...
  ДЕТЕКТИВ: Ну, это уже слишком. Тот, кто ищет пропавшего без вести, сам пропал без вести!
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Брат не пропадал без вести. Раз в три дня он обязательно звонит мне... Я все мечтаю, хотя бы муж по телефону позвонил. Я бы тогда перестала жить в постоянном страхе... ужасно тяжело - ведь не знаешь, что его к этому побудило.
  ДЕТЕКТИВ: Вы, значит, все поручили брату, а сами ничего не предпринимали?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Я ждала. Изо дня в день, изо дня в день...
  ДЕТЕКТИВ: Ждали, и больше ничего?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Брат был против, да и я боялась оставлять дом.
  ДЕТЕКТИВ: Почему?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: А вдруг, как раз когда меня не будет дома, вернется муж? Что он будет делать?.. Разминемся мы, и все...
  ДЕТЕКТИВ: Вы много пьете?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Иногда... после того, как мужа не стало, я только жду и вижу сны наяву... странные сны, будто я гонюсь за ним... будто неожиданно он появляется сзади и начинает щекотать меня... И, хотя я понимаю, что это сон, смеюсь. Смеюсь от щекотки, и на душе у меня становится как-то странно... необычные сны...
  ДЕТЕКТИВ: Да, мне, пожалуй, следовало бы встретиться с вашим братом.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Как только он мне позвонит, я ему передам... но, знаете ли, он ведь не стремится к встрече с вами.
  ДЕТЕКТИВ: Видите ли, мне нужны сведения. Ясно, я не собираюсь копаться в жизни вашего брата. Я хочу одного - получить необходимые сведения.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Я рассказала все, что знаю. А что я должна еще сказать?
  ДЕТЕКТИВ: О своих подозрениях.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Ну что же мне делать? Сколько бы вы не спрашивали, я ничем помочь не могу, нет их у меня.
  ДЕТЕКТИВ: Ладно... тогда, может быть, вы мне расскажите все по порядку.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Все очень просто. До удивления просто... так вот... Подойдите к окну... видите, шагах в десяти от фонаря... ну, люк между тротуаром и газоном... там сразу же пропали его шаги... Почему?.. Почему там?.. Ведь ему там абсолютно нечего было делать. В это утро он условился о встрече в метро... на станции S.
  ДЕТЕКТИВ: А встречей он пренебрег?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Пренебречь - значит совершить запланированное действие, продиктованное волей.
  ДЕТЕКТИВ: Тогда что-то другое. Скажу иначе. Ну, как бы это лучше выразиться?..
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: За три дня до этого из-за какой-то поломки он поставил машину, как мне сказал, на ремонт.
  ДЕТЕКТИВ: А теперь эта машина?..
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Действительно... куда же она девалась?.. Брат наверняка должен бы знать...
  ДЕТЕКТИВ: Опять брат. Но, к сожалению, я не имею возможности, встретится с этим братом...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Видите ли... брат есть брат... пригласить вас - это как раз была мысль брата... поэтому мне бы хотелось, чтобы вы верили ему. Просто брат такой уж человек... Знаете, а он не пренебрег встречей, ничего подобного... это уж точно... есть доказательства... да, да, я вспомнила... в то утро, не успел он выйти, как сразу же вернулся... я думаю, это очень важно... после того, как спустился по лестнице, и минуты не прошло... за скрепкой... он отобрал часть документов, которые обещал передать на станции S, и решил, что лучше всего сколоть их скрепкой...
  ДЕТЕКТИВ: Значит, вы спрашивали его, зачем он вернулся?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, возможно. Я всегда сама с собой разговариваю... простите...такая у меня привычка... когда разговариваешь, сама с собой, сколько не повторяй одно и то же, никто слова не скажет... так вот эта скрепка, пустяк вроде бы... я тоже так всегда думала... но то, что он вернулся, чтобы взять ее, - разве это не доказательство, что он намеревался выполнить свое обещание встретиться?.. Все меня спрашивают, и я, в конце концов, привыкла повторять это...
  ДЕТЕКТИВ: Все?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Ну да, мои собеседники, когда я разговариваю, сама с собой... но вот эта скрепка, какая же она бессердечная... чтобы скалывать документы, она, может быть, и подходит, но ведь скрепкой или еще чем-то нужно сколоть мое самое большое, самое важное желание... понимаете?
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Донесение. 12 февраля. 9 часов 40 минут. Посетил место, откуда появился коробок спичек. От дома заявительницы примерно в двадцати минутах ходьбы, если направляться в сторону станции S по улице, где ходит автобус, с таким расчетом, чтобы станция метро в конце спуска оставалась справа, то слева окажется платная стоянка автомашин, а сразу же наискосок вывеска "Камелия", выведенная такими же иероглифами, как на этикетке спичечного коробка. Самое обычное кафе, всего на 18 мест. Кроме хозяина, одна официантка. Возраст - примерно 22 года. Полноватая, круглолицая девушка, с маленькими глазками и следами угрей на лбу. Девушка в модных чулках, любящая броско одеваться. Но абсолютно ничем не примечательная. В общем, не она объект расследования. На двери объявление: "Требуется официантка". Я подумал, что-либо их не хватает, либо одна из официанток в течение месяца должна уйти, и решил исподволь выведать у хозяина. Оказалось, что мои предположения ошибочны - просто нужна официантка для нового заведения. Я показал фотографию пропавшего без вести, описал особые приметы, но и хозяин и официантка в один голос засвидетельствовали, что не имеют о нем ни малейшего представления и, уж во всяком случае, он не постоянный посетитель.
  
  Музыка.
  Шум автомобильной стоянки. Все время приезжают и уезжают машины.
  
  БРАТ: Какой-нибудь урожай собрали? Вот случайность, так случайность... Ну ничего, я думаю, мы найдем с вами общий язык.
  ДЕТЕКТИВ: Случайность?
  БРАТ: Действительно случайность. Я ведь и в самом деле за вами по пятам не хожу. Иначе мы поменялись бы ролями.
  ДЕТЕКТИВ: А как вы меня узнали?
  БРАТ: Ведь вы-то меня сразу узнали, верно? Тот же случай.
  ДЕТЕКТИВ: Вчера вечером я, надеялся, что мне удастся встретиться и с вами. Но представьте себе мое недоумение, когда оказалось, что разыскивать, собственно, мне придется двоих. Она вам, действительно сестра? Упорно стоит на своем: ничего, мол, не знаю, никаких подозрений нет... а как коснешься какого-нибудь важного вопроса, говорит, что все знает брат... Ну. А где же брат?.. опять не знает...И единственное, на что она еще способна, - сидеть в одиночестве и пить. Похоже, она просто не хочет, чтобы разгадали причину исчезновения ее мужа.
  БРАТ: Да, у вас голова работает. Все верно. Хотя... В общем, еще рано говорить, что все удастся выяснить. Мне бы не хотелось, чтобы у вас создалось предвзятое мнение. Муж сестры по настоящему порядочный человек... И, знаете, как бы это лучше сказать, он вовсе не бродяга какой-то. Вы должны именно это, как следует уяснить...
  ДЕТЕКТИВ: Мне бы как раз и хотелось, что бы вы, ничего не утаивая, рассказали обо всем, что могло бы помочь розыскам.
  БРАТ: Утаивать? Ну, это вы зря. Это уж сестра, наверное, опять все ужасно преувеличила.
  ДЕТЕКТИВ: Но ведь если это был незапланированный уход из дома, ему не удалось бы исчезнуть, не оставив ни малейшего следа.
  БРАТ: Может быть, действительно запланированный... В этом мы с сестрой несколько расходимся, что ни говорите - женщина. Для нее невыносима мысль, что ее вышвырнули, точно рваную тряпку. Ей хочется видеть совсем другую причину. Женщина. Что-нибудь совершенно необъяснимое, похожее на сказку... Но, посудите сами, как можно объяснить необъяснимое?.. И вот она обращается к вам, хотя чувства ее я понимаю...
  ДЕТЕКТИВ: Бывают случаи потери памяти. Что вы об этом думаете?
  БРАТ: Да... об этом я тоже думал. Даже советовался с врачом. Судя по тому, что сказал врач... действительно существует два вида потери памяти... один из них - исчезновение из памяти того, что имело место в прошлом, а то, что происходит в настоящем, ну как бы это сказать?..
  ДЕТЕКТИВ: Не теряется способность рассуждать...
  БРАТ: Да, да... способность рассуждать... Ну, а еще один вид - нарушение и этой способности рассуждать... В конце концов, человек превращается в кретина. Поэтому в первом случае он, как бы став новым человеком, может жить среди незнакомых ему людей. Обычно через два-три месяца память восстанавливается. Проблема возникает в том случае, если человек в результате этой болезни становится полным кретином. Но такие люди сразу же берутся полицией под наблюдение... Сверят по картотеке покинувших дом лиц, о которых сделано заявление, и тут же обнаружат. Верно?
  ДЕТЕКТИВ: Так вы тоже придерживаетесь версии запланированного исчезновения?
  БРАТ: Трудно сказать. Не ребенок вроде бы - уходить из дома без всякой причины...
  ДЕТЕКТИВ: Если побег тщательно подготовлен, тогда действительно никаких следов не остается. Но, судя по тому, что мне удалось узнать вчера вечером, есть еще кое-какие неясности... Посудите сами, телефонная книжка пропавшего оказывается у вас.
  БРАТ: А, вот вы о чем. Ну, таких вещей сколько угодно. Дневник, например, визитные карточки, лежавшие в его столе... Но, знаете, с тех пор прошло уже больше полугода, и все это время я не сидел, сложа руки... Я потратил на это много времени и денег.... И по совести говоря, я не хочу, чтобы на эти вещи вы попусту тратили время. Просьба моя - это результат серьезного анализа всех моих неудач.
  ДЕТЕКТИВ: К чему вы мне это говорите? Одна фотография, один спичечный коробок - это все равно, что искать улицу, не имеющую названия.
  БРАТ: Вы правы, это никуда не годится.
  ДЕТЕКТИВ: Из всех его вещей, которые у вас хранятся, мне хотелось бы в первую очередь и как можно быстрее просмотреть дневник.
  БРАТ: Дневник?.. пожалуйста... хотя его трудно назвать дневником... Вас он разочарует, если вы думаете, что это дневник, но... я хотел спросить вас о другом... Это, правда, касается сестры... Как вы думаете, какая она, по вашему, женщина?.. мне бы хотелось, чтобы вы откровенно высказали свое мнение.... Отвлекаясь оттого, что это ваша работа, просто как мужчина... Хотя я и болтаю, о чем попало, но встретился сегодня с вами, прежде всего потому, что хотел спросить именно об этом.
  ДЕТЕКТИВ: А разве встреча не была случайной?
  БРАТ: Да, случайной, конечно. Действительно, голова у вас работает. Кажется, на вас можно спокойно положиться...
  ДЕТЕКТИВ: Когда я смогу получить дневник?
  БРАТ: Когда угодно... завтра... ну, до полудня занесу сестре.
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Донесение. Тот же день. 11 часов 05 минут. Посетил торговую фирму "Дайнен". Именно здесь работал пропавший. Мне сообщили, что в то утро он обещал передать документы одному из своих подчиненных.
  Пауза.
  Есть в этой истории какая-то странность. Все персонажи словно залиты лимонно-желтым светом. Все словно в масках. Маска, безусловно, имеет свои удобства. Если облачение тела в одежды знаменует прогресс цивилизации, то вряд ли можно быть гарантированным оттого, что в будущем маска станет самой обыкновенной вещью. Даже теперь маски часто используют в важнейших обрядах, на празднествах, и я затрудняюсь дать этому факту исчерпывающее объяснение, но мне представляется, что маска, видимо, делает взаимоотношения между людьми значительно более универсальными, менее индивидуальными, чем когда лицо открыто... Согласно одной теории, маска служит не простым заменителем, а выразителем весьма метафорического желания заменить свой облик каким-то другим, превосходящий собственный...
  Женская косметика, это, собственно говоря, тоже маска. Среди слишком размалеванных женщин много, говорят, истеричек. Где-то слышал что, согласно, психоанализу, истерия представляет собой один из видов впадения в детство. Может быть, мужчины избегают косметики, противясь стремлению не быть ответственным за свое лицо? (Конечно, женщины... женская косметика... если вдуматься, не потому ли они прибегают к ней, что наличные деньги у них на исходе?).
   Потребность в маске, как подсказывает здравый смысл, отражала желание людей, которых уже не удовлетворял облик живого актера, увидеть нечто превосходящее его. Создатели первых масок должны были попытаться преодолеть границы выражения и, в конце концов, дойти до черепа. Конечно, не просто чтобы стереть выражение...
  
  Музыка.
  
  СОСЛУЖИВЕЦ: Простите... Видите ли, я вам раньше сказал неправду... простите... И необходимости в этом, в общем-то, не было...
  ДЕТЕКТИВ: Наверно, чтобы не рассердить управляющего?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Возможно... хотя нет, думаю, что подругой причине. Управляющему ведь об этом должно быть точно известно... И все-таки даже управляющий почему-то не говорит правду и делает вид, что ничего не знает... А у меня в душе остался неприятный осадок, укор совести, что ли... будто я в сговоре с ним и предал начальника отдела Нэмуро...
  ДЕТЕКТИВ: Не принимайте близко к сердцу. Если то, что вы хотите сообщить, принесет пользу Нэмуро - прекрасно.
  СОСЛУЖИВЕЦ: Нет, никакой пользы не принесет. Что бы я ни сообщил вам, все равно это окажется напрасным... Речь идет об адресате, которому нужно было доставить те самые документы...
  ДЕТЕКТИВ: Вы знали?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Я услышал и записал для памяти - он звонил по телефону, что доставит какие-то документы... Дня за два. До того, как это случилось... Вот... возьмите.
  ДЕТЕКТИВ: Вот оно что, член муниципалитета... послушайте, а почему на этот раз вы, наконец, решились чистосердечно обо всем рассказать?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Ладно, скажу. Да, скажу. Действительно, нельзя утверждать, что я был до конца чистосердечен... и не потому, что не хотел помочь вам. Нет, не потому... видите ли, в результате исчезновения моего начальника отдела я тоже оказался одним из пострадавших... И ужас-то, какой. Ночью, один. Представишь себе, все что случилось - оторопь берет. Исчез, как дуновение ветра... и мне было трудно говорить об этом... Просто было, неприятно запятнать репутацию этого человека.
  ДЕТЕКТИВ: Сохранение тайны - мой профессиональный долг.
  СОСЛУЖИВЕЦ: По правде говоря, человек этот... был с двойным дном... Он имел странное пристрастие... Очень увлекался фотографией... не просто фотографией, а ню...
  ДЕТЕКТИВ: Собирал их?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Нет, фотографировал. Часто ходил в студии. Но знал об этом, пожалуй, только я. Потому что случайно познакомил его со своим товарищем, который держал фотолабораторию.
  ДЕТЕКТИВ: Не было, похоже, что у него есть какая-то определенная натурщица?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Ну... не знаю, можно ли сказать "определенная"?.. Вроде была одна девушка, которая ему особенно нравилась...
  ДЕТЕКТИВ: Имя или еще что ни будь о ней, знаете?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Где находится студия - знаю. Поскольку я имел к этому отношение, могу, если хотите, показать и фотографии. Правда, фотографии любительские, но именно потому, что любительские, они как раз и производят потрясающее впечатление. Постоянные заказчики очень радуются, получая именно такие снимки.
  ДЕТЕКТИВ: Так мы можем в эту студию прямо сейчас заехать?
  СОСЛУЖИВЕЦ: К сожалению, это невозможно. Я еле с работы удрал, отговорившись, что иду обедать... Но только вы не подумайте, что мой начальник сбежал с этой девицей... он просто не мог бы совершить такой поступок... Да и вообще он никого не любил, замкнутый был - к примеру, пригласит в бар и сидит молчит минут десять, а то и двадцать - трудно бывало с ним...
  ДЕТЕКТИВ: Вы пьете?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Пару стаканчиков виски с содовой, охотно...
  ДЕТЕКТИВ: Ладно, тогда завтра вечером в студии, где снимал ню Нэмуро, я угощаю. Идет? Так, где мы встретимся и в котором часу.
  
  Музыка.
  
  ШЕФ: Ты слишком серьезно к этому относишься.
  ДЕТЕКТИВ: Разве я похож на человека, слишком серьезно относящегося к тому, что он делает?
  ШЕФ: Хоть маленькая-то надежда есть?
  ДЕТЕКТИВ: Нет.
  ШЕФ: Я так и думал. Потому-то и не стоит слишком глубоко влезать в это дело.
  ДЕТЕКТИВ: Да я просто злюсь.
  ШЕФ: Будешь злиться, провалишь все дело.
  ДЕТЕКТИВ: Во всяком случае, речь идет об одной единственной неделе. Не будут же они до бесконечности оплачивать расходы. Миллионеры они, что ли?
  ШЕФ: А она, кажется, неглупа и красавица, эта твоя заявительница?..
  ДЕТЕКТИВ: К сожалению, под ногами все время путается один противный тип, вроде бы ее братец.
  ШЕФ: Да, кстати, какие-то сведения есть в справочном отделе.
  ДЕТЕКТИВ: Видел. Очень уж этот братец мне не по душе, и поэтому я просил проверить в домовой книге.
  ШЕФ: Ну и как?
  ДЕТЕКТИВ: Как будто брат с таким именем у нее числится, это действительно подтверждается... но фотокарточки не оказалось, и поэтому у меня еще нет полной уверенности, что это не подставное лицо...
  ШЕФ: Подставное лицо... Значит, она назвала своим братом подставное лицо - здорово... Выходит, Заявительница - продувная бестия.
  ДЕТЕКТИВ: Да здесь можно предполагать все что угодно...
  ШЕФ: А что дало тебе повод к подобным подозрениям?
  ДЕТЕКТИВ: Правильнее было бы назвать это не поводом, а скорее, незначительностью, неясностью повода...
  ШЕФ: Повод более чем ясен, исчезновение мужа заявительницы, разве нет?
  ДЕТЕКТИВ: Это-то, конечно, правильно.
  ШЕФ: Ты, наверное, знаешь - в нашей работе, когда речь идет о личных делах заявителя, лезть в них строжайше запрещено. Нечего совать нос в то, что не может быть записано в донесении. Кто не соблюдает этого условия, тому ничего не остается, как уйти и поменять профессию, хочешь - на монаха, хочешь - на шантажиста.
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Донесение. Тот же день. 2 час 05 минут. Покидаю агентство и направляюсь в город F. Дело в том, что, в день пришествия исчезнувший встретился с господином М., членом муниципалитета города F., куда предполагалось направить документы. Поскольку источники информации, касающейся господина М., строго засекречены, я хочу выяснить, в чем дело.
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Из газеты. Полицейское управление Уэно в Токио, готовясь к приближающейся зиме, а, также принимая меры предосторожности в связи с делом Љ109 - "зверские убийства с применением огнестрельного оружия", - в ночь на 23-е провело облаву на бродяг в парке Уэно, а так же в подземном переходе вокзала Уэно. В районе здания Токийского культурного центра в парке Уэно, в подземном переходе и других местах было арестовано в общей сложности 180 человек, которым было предъявлено обвинение в нарушении закона о мелких правонарушениях (бродяжничество, попрошайничество), а так же правил поведения в общественных местах (действия, запрещенные на улице). Все арестованные были доставлены в ближайший полицейский участок. 4 человека, сказавшиеся больными, помещены в клинику, 9 человек - в дом для престарелых. Остальные освобождены после того, как дали подписку "о прекращении бродяжничества". Однако уже через час все отпущенные снова вернулись на прежние места.
  
  Музыка.
  
  ЧАСТЬ 2. "ANDANTE CON MOTO"
  
  БРАТ: Сегодня у нас день случайностей... нет, я просто поражен... Я, буквально потрясен... Я так и думал, что вы обязательно пронюхаете об этой базе... Да, что же вы стоите, присаживайтесь, пожалуйста...
  ДЕТЕКТИВ: Но почему же вы молчали, если знали о ней. Ведь и в заявлении о розыске ясно сказано, что будут предоставлены все имеющиеся сведения.
  БРАТ: Послушайте, разве же нужно сообщать все подряд, даже сведения, не представляющие никакой ценности?
  ДЕТЕКТИВ: Если вам эти сведения казались не нужными, все равно было бы лучше заранее рассказать о том, что они не нужны, и объяснить, по какой причине.
  БРАТ: Я надоел вам, верно? Куда бы вы ни направились, я тут как тут, в роли злодея... и, что самое удивительное, если такое отношение ко мне, как к злодею, будет продолжаться, в конце концов, за мной утвердится репутация злодея, да и сам я в это поверю...
  ДЕТЕКТИВ: Все-таки, что же вы здесь делаете?
  БРАТ: Действительно, что?
  ДЕТЕКТИВ: Опять случайно, да? Бесцельно бродя, случайно наткнулись на эту базу, и вот...
  БРАТ: Меня привлекла одна из версий. Нет, я не шучу, вам не зря все это кажется таким подозрительным. Правда, не зря. Здесь причудливо переплелись самые разные нити.
  ДЕТЕКТИВ: Коль скоро вы так считаете, следовало бы мне все подробно объяснить.
  БРАТ: Я хотел, если бы мне это удалось, сделать вид, что ничего не знаю... но у вас такое испуганное лицо... Ладно, расскажу все, как есть... по правде говоря, я приехал сюда с целью шантажа.
  ДЕТЕКТИВ: Шантажа?
  БРАТ: Сегодня я заранее предупредил, чтобы для меня приготовили чек... Хозяин сбежал, куда - не представляю... но... каждый лишний день только проценты нарастают. У меня времени сколько угодно - буду ездить хоть каждый день.
  ДЕТЕКТИВ: То, что вы делаете, - плохо само по себе, но, кроме того, это вообще не занятие... Во-первых, я уже начинаю сомневаться, насколько чистосердечным было заявление о розыске...
  БРАТ: Почему?
  ДЕТЕКТИВ: Слишком много вы скрываете. У меня и в мыслях не было, что на топливной базе провинциального городка могут оказаться такие неожиданные находки.
  БРАТ: Но если вмешиваются шантаж, вымогательство, тогда...
  ДЕТЕКТИВ: Да, и к тому же тот, кто шантажирует - родственник пропавшего.
  БРАТ: Так я и думал. Вы весьма проницательны. Но и обезьяна, бывает, падает с дерева. Я вас не собираюсь обманывать. Вам не за что уцепиться, и понадобилась моя голова, но вы просчитались. С чего же я должен начать объяснения? Прежде всего, с цели, правда? Итак, зачем мне понадобилось прибегать к шантажу? Мне нужны деньги... верно... одни только расходы по розыску, который вы ведете... разве честной работой добудешь такую сумму?..
  ДЕТЕКТИВ: Вы собираетесь и дальше продолжать розыски?
  БРАТ: Конечно. Я ведь сам занимался ими целых пол года. Неужели вы могли рассчитывать, что справитесь за какую-то неделю? Да из одного самолюбия я достану деньги. Если потребуется, пусть хоть год... ничего, посмотрим, кто из нас упорнее...
  
  Музыка.
  
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Это газета, но...
  ДЕТЕКТИВ: От четвертого июня?.. Он, видно, долго носил ее с собой... Она и раньше была такая рванная? Или, может быть, вы слишком часто рассматривали ее?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, я тоже трогала, но... но рванная она была и раньше.
  ДЕТЕКТИВ: Когда ваш муж в последний раз надевал плащ? Наверное, не помните.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Не знаю, как это назвать, безалаберностью или предусмотрительностью, но он почти всегда оставлял его в машине. Когда бы ни пошел дождь - всегда под рукой, говорил он... если бы муж не собрался продавать машину и специально не принес плащ домой, я бы, наверно, даже не вспомнила о его существовании.
  ДЕТЕКТИВ: Машину? Продал машину? Когда?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: За день до этого, а может быть за два... во всяком случае, плащ он принес, пожалуй, за неделю до продажи машины... положил в чемодан и забыл...
  ДЕТЕКТИВ: Но вчера вы говорили совсем другое...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Возможно... странно, не правда ли?
  ДЕТЕКТИВ: Ведь я же спрашивал, действительно ли машина в ремонте, и вот...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Значит, это муж мне так сказал.
  ДЕТЕКТИВ: Куда девалась машина, брат должен был знать. Зачем же вам понадобилось говорить неправду?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: У меня такое обыкновение - говорить, что на ум придет... вобью себе что-нибудь в голову... вот и сегодня полдня дом обыскивала... точно в прятки играла - и в платяном шкафу, и даже за книжным шкафом искала... мне казалось, что он превратился в червячка... и тогда я намазала на бумажку мед и положила под кровать.
  ДЕТЕКТИВ: Собственно, то, что вы неохотно сообщаете сведения, наносит ущерб нам обоим. Вы не только направляете меня по ложному следу, но и несете из-за этого напрасные расходы. А что за человек купил эту машину?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Очень хороший человек... Нет, нет, вы ошибаетесь, если бы он деньги не хотел отдавать или был связан с исчезновением мужа, то одно из двух: либо что-то рассказал бы, либо совсем бы не показывался... и тогда я бы просто не узнала о существовании этого человека. В общем, им можно не заниматься...
  ДЕТЕКТИВ: Профессия?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Кажется, водитель такси.
  ДЕТЕКТИВ: Он уже выплатил деньги за машину полностью?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, он мне расписку показывал.
  ДЕТЕКТИВ: Значит, муж собирал деньги, чтобы уйти из дома?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Не может быть. Не могу поверить. У вас же нет доказательств, значит, вы не можете так говорить.
  ДЕТЕКТИВ: Но ведь доказательства складываются из фактов. И я оказался в весьма затруднительном положении, поскольку вы, как мне кажется, не проявляете особого интереса к фактам...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Все равно не могу поверить... Человек пропал без вести - это правда, и все же... еще вопрос, из-за чего он убежал... совсем не обязательно, что он убежал из-за меня... думаю, что не из-за меня.... из-за чего-то другого...
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Факт, он вроде моллюска. Чем больше его вертишь в руках, тем плотнее сжимает он створки... а если попытаешься раскрыть его силой, он погибает: теряет прошлое, лишается будущего... Остается только ждать, пока он сам не раскроется изнутри... к примеру, эта газета... А вдруг окажется потом, что в ней спрятан ключ к разгадке?.. считать так - лучше всего. Почему газета была вместе со спичечным коробком?.. Причина как будто есть, но факт остается фактом - там, где я ожидал что-то найти, ничего не обнаружено...
  
  Музыка.
  
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Связь есть. Мне жаль, что ввела вас в заблуждение, но...
  ДЕТЕКТИВ: Автомобильные гонки? Бега... Да?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Нет, номер телефона.
  ДЕТЕКТИВ: Номер телефона?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Скрывать или еще что - я совсем не собиралась этого делать, но вот...
  ДЕТЕКТИВ: Какой номер телефона?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Такой же, как на спичечном коробке... где-то он должен быть...
  ДЕТЕКТИВ: Требуется официантка?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Нет, нет, водитель... ага, вот.
  ДЕТЕКТИВ: (читает). Водитель. Желательно первоклассный. Возраст любой. Нужны рекомендации. Можно прислать, либо принести лично...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Видите, я не обманываю. Сама не понимаю, почему я молчала. Может быть, действительно потому, что боюсь фактов...
  ДЕТЕКТИВ: Я не собираюсь докапываться до истины. Я не прокурор и не судья. Я ваш работник, нанятый за деньги. Следовательно, интересы заявительницы и ее безопасность для меня превыше истины. Если есть какие-либо угрожающие факты, скажите мне об этом. Мой долг - оградить вас от них. Какие же факты представляются вам угрожающими?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Угрожающих нет. Об этом факте я рассказала все, что знаю... может быть... вот еще что... Я сама ходила в кафе, спрашивала и узнала, что он выступал как посредник - один знакомый попросил его нанять шофера для личной машины... мне сказали, что давно все улажено... ничего удивительного - к тому времени объявление уже было месячной давности...
  ДЕТЕКТИВ: Но он же не все время занимался такого рода посредничеством?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Почему же? Он посредничал, когда время от времени приезжали знакомые из провинции, и им был нужен шофер. Хорошо знающий Токио. Собственно... Он мог бы и сам поместить подобное объявление.
  ДЕТЕКТИВ: Резонно.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Почему вы относитесь ко мне с таким предубеждением?
  ДЕТЕКТИВ: А мне кажется, что это вы относитесь ко мне с предубеждением. Когда я спросил вас о газетном объявлении, вы пришли в несколько странное замешательство.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Это верно.... Почему же?.. Действительно, почему же?.. Мои ответы всегда кажутся противоречивыми... но знаете, на факты тоже не всегда можно полагаться... Где бы ни был этот человек, чтобы он ни делал, все равно... факт, что его нет... Это действительно факт... но необходимо его объяснить... почему его не стало?.. Проблема в том, чтобы объяснить это... вот и все...
  ДЕТЕКТИВ: Но если факт не будет установлен, не удастся и объяснить его.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Достаточно одного объяснения.
  ДЕТЕКТИВ: Вам не кажется, что это мог бы сделать только сам ваш муж? Самое большое, на что я способен, - выяснить его местонахождение.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Что за самоуничижение?
  ДЕТЕКТИВ: Самоуничижение?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Зачем вы выбрали себе такую профессию?
  ДЕТЕКТИВ: Я должен отвечать?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Мне всегда интересно, почему люди выбирают то или другое...
  ДЕТЕКТИВ: Все это мелочи, не имеющие отношения к делу. Как только человек, убежавший из дома, обнаружен, безрассудство его тут же испаряется, и он спокойно возвращается в свое старое гнездо. А побуждения и объяснения - стоит ли вообще о них думать?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Вам уже случалось разыскивать убежавших из дома?
  ДЕТЕКТИВ: Конечно... но, как правило, с самого начала существуют определенные предположения, следы ведут к женщине... да, почти всегда замешана женщина... Расспросы и слежка в течение каких-нибудь трех-четырех дней - и все в порядке,... Видите ли, кому нравится обращаться в частное сыскное агентство?.. Это и денег стоит, и есть опасность повредить репутацию человека, которого разыскивают...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Видимо, вы правы...
  ДЕТЕКТИВ: Ваш муж был нервным?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Скорее, пожалуй, беспокойным... Это даже в одежде проявлялось...
  ДЕТЕКТИВ: Человек действия?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Я бы скорее сказала, что он был ужасно осмотрительным.
  ДЕТЕКТИВ: Вы уж, пожалуйста, не противоречьте сами себе. Исчезновение может быть либо активным, либо пассивным, и смысл его в зависимости от этого абсолютно различен.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Во всяком случае, это факт, что он был увлекающейся натурой. До глупости...
  ДЕТЕКТИВ: В чем же проявлялась его увлеченность?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Во всем... он часто бывал, похож на ребенка...
  ДЕТЕКТИВ: Автомашина, фотоаппарат?..
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, автомашина. У него даже был диплом автомеханика...
  ДЕТЕКТИВ: И он этим зарабатывал?..
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Он увлекался дипломами. Просто помешан был на дипломах... Водительских прав у него было несколько, даже право на вождение тяжелых грузовиков... А, кроме того - диплом радиста электросварщика, разрешение на работу с взрывоопасными материалами, диплом инженера по киноаппаратуре, диплом преподавателя средней школы.
  ДЕТЕКТИВ: Ну и неустойчивый же у него характер...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Может быть, он просто любил одерживать победу. Но больше всего ему нравилась работа автомеханика, и он был ну, что ли, маклером по продаже подержанных автомашин...
  ДЕТЕКТИВ: Да, ваш брат мне уже говорил об этом.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Брат? Вы с ним виделись?
  ДЕТЕКТИВ: Как ни странно, мы с ним встречаемся везде, куда бы я ни направлялся.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Действительно странно.
  ДЕТЕКТИВ: Приятный человек. Если так пойдет и дальше, мы с ним, пожалуй, будем, видится раз по десять на дню. Да, да пока не забыл... Мы с ним договорились, что завтра он принесет сюда дневник вашего мужа, так что...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Дневник?
  ДЕТЕКТИВ: Кажется, в нем нет ничего интересного...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Брат всегда удивляет людей. Такой уж у него характер. С детства.
  ДЕТЕКТИВ: Вы читали этот дневник - о чем мечтал ваш муж? Хотя бы в общих чертах можно себе это представить?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Мечтал?
  ДЕТЕКТИВ: Например, мечтал ли он о море?..
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Мой муж - реально мыслящий человек. Когда он стал начальником отдела, то очень радовался, что нашел, наконец, опору, чтобы не скользить вниз в этой жизни, где на каждом шагу тебя подстерегает обрыв...
  ДЕТЕКТИВ: И все-таки ушел.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Но не из-за мечты. Он без конца повторял, что дипломы - якорь в жизни.
  ДЕТЕКТИВ: Бросать без конца якоря, плывя на маленьком суденышке - не означает ли это тоже принадлежать к категории мечтателей? Не делай он этого, давно бы уже вышел в море.
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Донесение. 13 февраля. 10 часов 20 минут. Просматриваю в библиотеке подшивки газет. До 4 августа, когда исчез разыскиваемый, дождь шел 28 и 29 июля. Однако 28-го дождь пошел неожиданно, под вечер, а накануне предсказывалась лишь облачная погода. Следовательно, пропавший без вести последний раз надевал плащ 29 июля...
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Умер?
  ШЕФ: Да, кажется, убийство. Что же мы будем делать? Я не допускаю мысли, что у тебя нет алиби.
  ДЕТЕКТИВ: Да разве такая штука существует на свете?
  ШЕФ: Ну, ладно... давай сейчас звони заявительнице. Она мне телефон оборвала, с утра уже три раза звонила.
  ДЕТЕКТИВ: Откуда вам стало известно о смерти ее брата?
  ШЕФ: От самой заявительницы. Разве не ясно? А откуда еще могли поступить такие сведения?
  ДЕТЕКТИВ: Я только спрашиваю. Ясно. Немедленно звоню ей.
  ШЕФ: Как это ни неприятно, но я настаиваю, чтобы каждый сам нес ответственность за то, что он делает.
  ДЕТЕКТИВ: Ясно. В общем, днем я забегу...
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Маска - это злая игра, в которой то, чего ждешь от лица, и то, что видишь, меняются местами. В общем, это можно считать, одним из способов укрыться от людей - стирая лица, стирают и душу. Наверное, именно поэтому в давние времена палачи, расстриги, инквизиторы, жрицы, священники тайных орденов, ну и, наконец, разбойники не могли обойтись без маски. Она была им совершенно необходима. Маска имела не только негативное назначение - просто скрыть лицо, но, несомненно, и гораздо более позитивную цель - скрыв облик человека, разорвать связь между лицом и сердцем, освободить его от духовных уз, соединяющих с людьми. Возьмем более простой пример - сюда вполне приложима психология франта, который любит щеголять в темных очках, даже когда в них нет необходимости. Но ведь если освободить себя от всех духовных уз и обрести безграничную свободу, то легко стать и безгранично жестоким... Существуют "мнимые числа". Странные числа, которые "при возведении в квадрат превращаются в отрицательные". В маске есть нечто схожее с ними: наложить маску на маску - то же самое, что не надевать ее вовсе.
  
  Музыка.
  ДЕТЕКТИВ: Донесение. Тот же день. 12 часов 19 минут. Встретился с господином Томияма. Он очень спешит, но, все же, тревожась о судьбе пропавшего, охотно отвечает на вопросы.
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Каким образом вы купили машину у Нэмуро-сан?
  СВИДЕТЕЛЬ: По рекомендации одного моего приятеля, который незадолго до этого купил у него машину... Покупка, как мне кажется, оказалась удачной.
  ДЕТЕКТИВ: Вы встретились с Нэмуро-сан случайно не в кафе "Камелия"?
  СВИДЕТЕЛЬ: (несколько удивленно). Да. В то время из-за какого-то пустяка я вылетел с работы в таксомоторной компании и некоторое время пробавлялся работой у ворот и случайными заработками.
  ДЕТЕКТИВ: А что это значит, "работа у ворот"?
  СВИДЕТЕЛЬ: Направляешься прямо к какой-нибудь таксомоторной компании, останавливаешься у ворот, и тебя, случается, нанимают на временную работу. Потому так и называется: работа у ворот.
  ДЕТЕКТИВ: Между "Камелией" и наймом у ворот есть какая-нибудь связь?
  СВИДЕТЕЛЬ: (с некоторой растерянностью). Я теперь вернулся в свою старую компанию и полностью порвал с "Камелией", но... об этом не хотелось бы говорить... для некоторых людей "Камелия" все еще спасительная отдушина, а я не намерен предавать своих товарищей шоферов.
  ДЕТЕКТИВ: Единственное мое желание - как-то нащупать след Нэмуро-сан. Значит, для шоферов, отыскивающих временную работу, "Камелия" была своего рода частной биржей труда?
  СВИДЕТЕЛЬ: Да... Кофе в этом заведении крепкий, да к тому же открыто оно с самого утра. Вот так и получилось, что его облюбовали шоферы. Это и надоумило тамошнего хозяина взяться за такое дело.
  ДЕТЕКТИВ: Чем, собственно, временные работники отличаются от постоянных?
  СВИДЕТЕЛЬ: Временная работа не предусматривает гарантированного минимума заработной платы, социального страхования... нарушаются законы о труде...
  ДЕТЕКТИВ: И много таких людей ходит в "Камелию"?
  СВИДЕТЕЛЬ: Да нет. Водителей такси в Токио примерно тысяч восемьдесят. И если из этих восьмидесяти тысяч там бывает человек двадцать-тридцать, разве это много?
  ДЕТЕКТИВ: Нэмуро-сан догадывался об этой скрытой деятельности "Камелии"?
  СВИДЕТЕЛЬ: Я, помнится, говорил об этом.
  ДЕТЕКТИВ: А есть еще такие кафе, как "Камелия"?
  СВИДЕТЕЛЬ: Думаю, что есть. Совсем недавно в газете была статья о налете полиции на одну такую посредническую контору.
  ДЕТЕКТИВ: Интересно, с кем связанна "Камелия"?
  СВИДЕТЕЛЬ: Не знаю. Так глубоко в их деятельность я не влезал, да и не собираюсь влезать.
  ДЕТЕКТИВ: Нельзя ли предположить возможность того, что Нэмуро-сан и сейчас прибегает к услугам "Камелии" или другой аналогичной посреднической конторы.
  СВИДЕТЕЛЬ: Но ведь он, кажется, был начальником отдела солидной торговой фирмы... Ему трудно было бы, на такое решится, не будь какой-то крайности.
  ДЕТЕКТИВ: Допустим, попадает человек в "Камелию", может он там что-либо выведать?
  СВИДЕТЕЛЬ: Трудно.
  ДЕТЕКТИВ: Возникнут сложности?
  СВИДЕТЕЛЬ: Там существует обыкновение не интересоваться биографиями друг друга, это уж само собой, и даже имени не спрашивать.
  ДЕТЕКТИВ: А в случае, если будут объяснены обстоятельства, заставившие обратится к ним?
  СВИДЕТЕЛЬ: Узнав об этих обстоятельствах, постараются выгородить человека.
  ДЕТЕКТИВ: Вы, зная, чем занимаются в "Камелии", тоже откажитесь представить сведения, если их у вас запросят?
  СВИДЕТЕЛЬ: Почему это люди решили, что имеют право следовать по пятам за человеком?.. Он ведь, кажется, преступления не совершил... Никак в толк не возьму, почему люди думают, что имеют право, и считают совершенно естественным, преследовать человека, скрывшегося по своей воле?
  ДЕТЕКТИВ: Следуя подобной логике, скрывшийся тоже не имеет права скрываться.
  СВИДЕТЕЛЬ: Скрыться - это не право, а воля.
  ДЕТЕКТИВ: Но и преследовать - тоже воля.
  СВИДЕТЕЛЬ: В таком случае я сохраняю нейтралитет. Я не хочу быть ничьим врагом и не хочу быть ничьим другом.
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Говорят, что, если юбки укорачиваются, это к войне, а?
  ЖЕНА: Во всем есть определенная цикличность.
  ДЕТЕКТИВ: Видимо, так.
  ЖЕНА: Сегодня опять какое-нибудь дело?
  ДЕТЕКТИВ: Хочу кое о чем спросить... Можно прямо сейчас?.. Я... хочу знать, наконец, что ты решила?.. Почему все-таки мы должны расстаться?
  ЖЕНА: Просто, мне показалось, что я поняла, о чем ты мечтаешь, и согласилась расстаться с тобой. И сколько бы ты не старался переложить на меня вину...
  ДЕТЕКТИВ: Значит, ты предвосхитила мои мысли?
  ЖЕНА: Конечно.
  ДЕТЕКТИВ: Люди часто спрашивают, почему я стал агентом частного сыска. Как ты думаешь, что я в таких случаях отвечаю?
  ЖЕНА: Во всяком случае, правды ты не говоришь.
  ДЕТЕКТИВ: Тогда послушай. Жена наняла сыщика, чтобы следить, как я себя веду. Однако сыщик этот вдруг переметнулся и потребовал с меня денег за то, что он будет молчать. У меня рыльце было в пушку - это правда, но, когда тебе так беспардонно не доверяют, нужно быть круглым дураком, чтобы стараться сохранить лицо...
  ЖЕНА: Ты не успокоишься, пока хотя бы в своих фантазиях не сделаешь из меня злодейку. Вот так всегда мы возвращались к одному и тому же. И не можем понять, в чем причина того, что случилось... и все равно продолжаем без конца сориться.
  ДЕТЕКТИВ: Может быть, не подавать пока на развод?
  ЖЕНА: Я просто теряюсь, не знаю, что и сказать, когда человек вот так сразу превращает себя в жертву.
  ДЕТЕКТИВ: Но ведь ты только что говорила, что тебе все понятно.
  ЖЕНА: Я просто похвасталась.
  ДЕТЕКТИВ: Вот оно что... Значит, ты заставляешь меня выпутываться из положения, которое я сам не могу, как следует объяснить, так что ли?..
  ЖЕНА: Я поняла... Ты просто ушел из дому... сбежал.
  ДЕТЕКТИВ: Сбежал?
  ЖЕНА: Да, я считаю, ты сбежал.
  ДЕТЕКТИВ: От кого? От тебя?
  ЖЕНА: Нет не от меня. От жизни... Оттого, что заставляет без конца хитрить, от напряжения, словно приходится ходить по канату, оттого, что делает тебя пленником спасательного круга - в общем, от всего этого бесконечного соперничества... правильно?.. А я? Я была лишь предлогом...
  ДЕТЕКТИВ: А разве в жизни агента частного сыска не нужны ни хитрость, ни борьба?
  ЖЕНА: Не занимайся демагогией. Ты оставил свою прежнюю работу и поэтому ушел из дома - в этом я убеждена... и, что самое главное... ведь одно из этих двух чем-то было и хорошим, почему же ты бросил их одновременно...
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Из газеты. Сто тысяч человек не обратили внимания на умершего.
  23-го, около семи вечера, у западного выхода подземного перехода станции Синдзюку в Токио полицейский патруль обнаружил мертвого нищего, примерно сорока лет, сидевшего, прислонившись к колонне.
  По сообщению полиции, умерший был ростом 1 метр 63 сантиметра, среднего веса. На нем была пестрая рубаха с длинными рукавами и рабочие сапоги; волосы давно не стриженные, как у бродяги. Никаких документов, которые позволили бы установить его имя, местожительство и другие данные, не обнаружены.
  Указанный подземный переход - место весьма оживленное. За день по нему проходит до ста тысяч человек (по данным полицейского управления Синдзюку), в нем установлено множество телефонов-автоматов. По рассказам очевидцев, этот человек примерно полдня сидел в одной и той же позе, но в течение шести-семи часов никто не обратил на это внимания и не сообщил о нем полиции, пока полицейский патруль не обнаружил его. До ближайшего полицейского поста не более десяти метров, но полицейский утверждает, что за колонной ему не было видно умершего.
  
  Музыка.
  
  
  ЧАСТЬ 3. "SCHERZO. ALLEGRO".
  
  
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Вам нужен дневник?
  ДЕТЕКТИВ: Ну да, дневник вашего мужа. Ваш брат... перед самой своей... перед тем как его убили... обещал как раз сегодня принести его... и...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: А-а...
  ДЕТЕКТИВ: Может действительно не стоит уделять так много внимания дневнику. О чем вы думали?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Думала, что пойдет разговор о мужчине и женщине.
  ДЕТЕКТИВ: О содержании дневника вы, что-нибудь знаете? Почему, объясните мне, почему вы не проявляете никакого интереса к дневнику мужа?.. О ком вы, наконец, беспокоитесь. Я перестаю что-либо понимать.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Но брат как будто не придавал ему особого значения.
  ДЕТЕКТИВ: Вы до такой степени доверяли брату?.. Больше, чем своему мнению?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: В конце концов, я осталась совсем одна.
  ДЕТЕКТИВ: Полицейские не спрашивали вас о муже, обо мне?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Нет. Не спрашивали...
  ДЕТЕКТИВ: В каких отношениях были ваш муж и брат? Я не думаю, что они одного поля ягода, но... у меня создается впечатление, что вы относились к брату некритически...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Мне кажется, я понимаю...
  ДЕТЕКТИВ: В шесть часов я должен буду уйти... Я бы посмотрел альбом, если он у вас есть.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Альбом?
  ДЕТЕКТИВ: Ну да, семейный альбом...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Есть, но... что за интерес... но если хотите...
  ДЕТЕКТИВ: Никакими фотографиями в последнее время он не интересовался?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да вот... увлекался цветной фотографией и как будто часто ходил в фотолабораторию... он как-то хвастался мне фотографией радуги, отраженной в луже.
  ДЕТЕКТИВ: Фотографий вашего мужа до женитьбы совсем нет?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Нет, старых не сохранилось. Мы их собрали и отправили его матери.
  ДЕТЕКТИВ: Какая-нибудь причина была?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Просто мы из тех, кто не любит вспоминать давние времена, ну и...
  ДЕТЕКТИВ: У вас много фотографий брата.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Видите ли, я и брат, еще в детстве лишились родителей, остались вдвоем на свете и вынуждены были перебиваться, чем придется... и если кто-нибудь издевался над одним из нас, другой, точно издевались над ним, кидался на обидчика... Даже после моего замужества это не изменилось. По правде говоря, муж перешел работать в фирму опять таки с помощью брата...это точно... Мы не хотели, чтобы дети испытывали лишения, и поэтому решили не заводить их, пока не будет обеспечена страховка и выходное пособие и месячное жалование...теперь я была бы на восьмом месяце.
  ДЕТЕКТИВ: Теперь?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, если бы не выкидыш...
  ДЕТЕКТИВ: Муж знал о том, что вы беременны?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Конечно.
  ДЕТЕКТИВ: Ваш муж и брат как будто были в самых лучших отношениях?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, смотря по настроению... прямо как щенки - то играли, то дрались...
  ДЕТЕКТИВ: В таком случае, предположим... может быть, это слишком смелый вопрос... Считал ли брат вас и мужа одинаково близкими себе людьми или же делал между вами различие - вы были для него родной, а муж - родным в кавычках, то есть чужим человеком... Другими словами, когда у вас возникали с мужем столкновения, выступал ли брат в качестве третейского судьи или же открыто становился на вашу сторону, защищая ваши интересы?..
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Видите ли... я как-то над этим не задумывалась...
  ДЕТЕКТИВ: Ну ладно, представьте себе обратное: между вашим мужем и братом возникло резкое расхождение по какому-то вопросу, и создались обстоятельства, когда, если бы дело происходило в давние времена, был бы неизбежен поединок...вы бы как поступили?.. возможность выступить в качестве третейского судьи, уже отпала, нужно выбрать одного из двух... Кого вы выбираете?..
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Зря вы это все...
  ДЕТЕКТИВ: Но вы должны выбрать.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Ведь брат помогал мужу, как никто другой.
  ДЕТЕКТИВ: Но, может быть, наоборот, для мужа помощь превратилась в обузу?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Почему я должна отвечать вам, на такой вопрос?
  ДЕТЕКТИВ: Прежде всего, защита заявителя - мой долг.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Брат уже умер.
  ДЕТЕКТИВ: Подозрение следует распространить на каждого человека, исключая вас.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Почему же только для меня вы делаете исключение?
  ДЕТЕКТИВ: Просто потому, что вы заявительница. Представьте себе следующее: брат знает, куда скрылся ваш муж, они не сообщники, но, прибегнув к психологическому или физическому давлению, он не разрешает ему вернуться домой... ну как, интересно?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, интересно...
  ДЕТЕКТИВ: Я говорю не просто так. Ваш брат внимательно следил за моими действиями - уж это-то непреложный факт...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Муж и брат сходились во всем... И о моей беременности брат, конечно, тоже знал...
  ДЕТЕКТИВ: Если бы я был прокурором, то, безусловно, с подозрением бы отнесся к вашему выкидышу. Вы хотите, чтобы я продолжал розыски и дальше?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Да, если возможно... я по-настоящему любили брата...
  ДЕТЕКТИВ: Чего нельзя сказать о муже?
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Видите ли, муж не был таким вывернутым наизнанку человеком, как брат.
  ДЕТЕКТИВ: И, тем не менее, ваш муж убежал первым.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Это и ужасно. Почему он не со мной. Если не узнаю этого - тогда все кончено.
  ДЕТЕКТИВ: В сегодняшних вечерних газетах нет сообщения о том, что случилось с вашим братом. Если бы оно появилось, муж увидел бы его и вопреки ожиданиям, возможно, позвонил бы вам.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Вы считаете, что виной всему был брат?
  ДЕТЕКТИВ: Не исключено. Предвзятость ничего хорошего не сулит. Я тоже до самого последнего момента считал тот самый спичечный коробок абсолютно невыгодным для вас вещественным доказательством. В нем были спички с головками разных цветов. Тот факт, что в коробок добавлялись спички, превращал его в весьма важную улику, указывая, что человек редко посещал кафе "Камелия". Если бы он все время ходил туда - всегда мог бы взять новую коробку. Что из этого следовало? Во-первых, человек редко выходил из дома. Во-вторых, человека интересовал номер телефона на этикетке спичечного коробка. В-третьих, человеку было необходимо тайно звонить по телефону.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Обычный номер телефона. Разве он не мог переписать его в записную книжку?
  ДЕТЕКТИВ: Случись что-нибудь, записную книжку сразу же начнут изучать, но вряд ли кто-нибудь обратит внимание на обыкновенный спичечный коробок из кафе. Мне пора уходить.
  
  Музыка.
  
  СОСЛУЖИВЕЦ: Смотрите, прошлогодняя, правда, газета, но в ней вот такая статья... "Свыше 80 000 человек пропало без вести". Потрясающе. Как видите, случай с начальником отдела Нэмуро-сан исключительным не назовешь.
  ДЕТЕКТИВ: В то утро здесь было такое же столпотворение?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Ну что вы, утренний наплыв посетителей ничего общего с этим не имеет. Людской водоворот заполняет все - ни кусочка пола не видно.
  ДЕТЕКТИВ: Но теперь тоже порядочная давка. Может быть, вы покажите мне те фотографии.
  СОСЛУЖИВЕЦ: В таком месте, удобно ли?.. они чересчур откровенные.
  ДЕТЕКТИВ: Я не собираюсь их демонстрировать окружающим.
  СОСЛУЖИВЕЦ: Все это верно, но... Все цветные... позы, посмотрите, какие разнообразные... Насколько они смелее профессиональных фотографий. Натурщица, может быть, и похуже, но... Она полная, и ноги кажутся непропорционально тонкими, поэтому напоминает какое-то насекомое. Но - все равно - эффектна... а волосы, посмотрите... Для журнала такой снимок ни за что не подошел бы...
  ДЕТЕКТИВ: Странно, все фотографии сняты со спины. Или, может быть, вы просто отобрали такие?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Вкус начальника отдела. Почему-то все сняты со спины.
  ДЕТЕКТИВ: Натурщица как будто одна и та же.
  СОСЛУЖИВЕЦ: Волосы у нее, на мой взгляд, потрясающие. Напоминают конский хвост. Ее зовут... Саэко... Она говорит, ей 21 год, но я думаю, все 25, а то и 26.
  ДЕТЕКТИВ: Последняя фотография... очень уж она неприятная, кажется мне... И у того, кто снимал, но это уж ладно, и у той, которую снимали, нервы как-то по особому устроены, что ли... Вы наверно, решили показать эту натурщицу с какой-то определенной целью?..
  СОСЛУЖИВЕЦ: Нет, я бы этого не сказал. Просто это одна из неизвестных сторон его жизни, и я считал своим долгом познакомить вас с ней...
  ДЕТЕКТИВ: Однако он, видимо, очень доверял вам, если поручил даже хранить подобные фотографии.
  СОСЛУЖИВЕЦ: Нет, по правде говоря. Они были в фотолаборатории, о которой я вам говорил вчера, он имел там собственный шкаф.
  ДЕТЕКТИВ: Наверно запертый?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Конечно, шкаф запирается...
  ДЕТЕКТИВ: Как же вы его открыли?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Да, видите ли... Отмычкой...
  ДЕТЕКТИВ: Вы открыли без разрешения?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Но ведь это может пойти на пользу начальнику отдела...
  ДЕТЕКТИВ: Я не собираюсь вас обвинять. Просто уточняю факты. Может, вы и прячете его.
  СОСЛУЖИВЕЦ: Разве у меня сил на это хватит? Я просто хочу, чтобы начальник отдела вернулся.
  ДЕТЕКТИВ: Может быть, пойдем куда-нибудь в другое место и выпьем по стаканчику? Я угощаю.
  СОСЛУЖИВЕЦ: Что ж, пошли в бар при студии, где работает Саэко. Клиенты пьют и ожидают в этом баре выбранную натурщицу. Студия и бар - одно и то же заведение, поэтому клиентам делается скидка. Хотите, встретится с Саэко?
  ДЕТЕКТИВ: Вы постоянный посетитель этого бара?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Ну что вы... разве моего жалования на это хватит?
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Пока мы ее ждем, может быть поговорим?.. о том самом шантаже... Допустим, что хозяина топливной базы действительно шантажировали... что, позволило это сделать?
  СОСЛУЖИВЕЦ: Есть люди специализирующиеся на добавлении в бензин специальных примесей. Дело в том, что в зависимости от сорта бензина резко колеблется процент налоговых отчислений, и с помощью подобных примесей они наживаются. Поэтому и в розничных топливных базах в довольно значительных масштабах, особенно если позволяет их географическое положение, занимаются подделкой сортности. Может быть, и на этой базе было что-нибудь в таком роде?
  
  Музыка.
  
  НАТУРЩИЦА: Простите, что заставила ждать. Можно сразу пройти в студию.
  ДЕТЕКТИВ: Выпейте стаканчик, я угощаю.
  НАТУРЩИЦА: Если можно, джин-физ?
  ДЕТЕКТИВ: Вас рекомендовал мне человек по имени Нэмуро.
  НАТУРЩИЦА: Кто-кто?
  ДЕТЕКТИВ: Вы должны знать его. Он показывал ваши фотографии. Все до единой.
  НАТУРЩИЦА: Который меня снимал?.. тогда, значит, это тот клиент, что с собой меня забирал... Вы, наверное, знаете, в студии фотографировать не разрешают.
  ДЕТЕКТИВ: А что же там делают.
  НАТУРЩИЦА: Разве не ясно? Оценивают прелести моего обнаженного тела. Но только глазами.
  ДЕТЕКТИВ: Но зато чего стоят позы на фотографиях. Прямо хватает за душу.
  НАТУРЩИЦА: Да, с работой здешних желторотых не сравнить. Но в последнее время я не езжу сниматься. Скоро замуж собираюсь. Сами понимаете, поездки на съемку, там что хочешь, может, случится, да и жениху это не нравится.
  ДЕТЕКТИВ: Очень рад за вас. Но если это произойдет, многие клиенты, наверно, будут огорчены.
  НАТУРЩИЦА: Хотите честно... Когда меня нанимают для съемки, это стоит очень дорого... Я получаю много, но зато делаю все, что скажут. Я же говорила, что скоро у меня свадьба. И мне хочется, чтобы она была богатой. Наряд невесты напрокат - ни за что. В самом дорогом отеле соберу всех своих подруг. Пусть за мой счет пьют всю ночь напролет...
  ДЕТЕКТИВ: Выходит, те фотографии приобретают сейчас большую ценность.
  НАТУРЩИЦА: Что-то вы уж очень заумно?.. О каких фотографиях идет речь?
  ДЕТЕКТИВ: О тех, где вы со спины сфотографированы. Помните, наверное? Только со спины... Так и чувствуется похотливый взгляд человека, фотографирующего вас... Вот они эти снимки...
  НАТУРЩИЦА: А откуда известно, что это я?
  ДЕТЕКТИВ: Известно... Ну, прежде всего, волосы...
  НАТУРЩИЦА: Волосы? Странные вещи вы говорите. Не всегда, конечно, но по просьбе клиентов, я пользуюсь накладными. Бросьте свои нелепости. Так специально и задумано. Думаете, мы позволяем фотографировать нас так, чтобы потом можно было доказать, кто это? Мы ведь не простушки какие-нибудь. Так что мы будем делать? Если мы прямо сейчас не пойдем в студию и не поторопимся, то времени совсем не останется.
  ДЕТЕКТИВ: Должен извиниться перед вами. Вспомнил, что у меня еще срочное дело. Очень благодарен вам, прекрасно провел время, но, к сожалению, должен идти.
  
  Музыка.
  
  ДЕТЕКТИВ: Маска и татуировка имеют поразительно много общего: и та и другая - разновидности искусственной кожи. Общим для них служит стремление уничтожить настоящую кожу и заменить ее чем-то иным. Но есть, конечно, и различия. Маска - лишь временное лицо, а татуировка полностью ассимилируется, становится частью кожи. Кроме того, маска представляет собой алиби, а татуировка, наоборот - выделяет. Выставляет напоказ.
   Случайно в сегодняшней газете я увидел фотографию странной маски. Кажется, маска какого-то дикого племени. Шедшие по всему лицу борозды, будто вдавленные веревкой, образовывали геометрический рисунок; похожий на сороконожку нос, извиваясь посредине лица, доходил, чуть ли не до волос; с подбородка свисали какие-то непонятные предметы. Печать была нечеткой, но я как зачарованный неотрывно смотрел на фотографию. Раздвоившись, на фотографии выплыло татуированное лицо дикаря, всплыли покрытые чадрой лица арабских женщин, и я вспомнил услышанный от кого-то рассказ о женщинах из "Повести о Гэнзи", которые считали, что обнажить лицо перед незнакомцем - то же, что обнажить срам. Те женщины были убеждены, что мужчине можно показать лишь волосы, и даже умирали они, прикрыв лицо рукавом кимоно. Значит, еще в древности лицо не было тем, что выставляют напоказ, и только цивилизация направила на лицо яркий свет, и впервые лицо превратилось в душу человека.
  
  Пауза.
  
  ДЕТЕКТИВ: Донесение. 14 февраля 6 часов 30 минут утра. Утром с 6 часов 30 минут до 7 часов буду вести тайное наблюдение за кафе "Камелия", поскольку имею сведения, что там без разрешения занимаются посредничеством в устройстве шоферов такси на временную работу. Если это подтвердится, то спичечный коробок из "Камелии" оставшийся после пропавшего без вести, его истертость, лежащие в нем спички с разноцветными головками приобретают огромное значение. Это, конечно, не означает, что таким образом наверняка удастся напасть на след пропавшего.
  
  Музыка.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Что случилось? В такую рань...
  ДЕТЕКТИВ: "Камелия". Разрешите умыться...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: "Камелия"? То самое кафе? Пораженные места лучше не трогать.
  ДЕТЕКТИВ: Видимо, это кровь из носа... ран как будто нет... Щиплет, но это, вероятно ссадины.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Вы, наверно, сами сделали что-нибудь такое, что им пришлось вас избить.
  ДЕТЕКТИВ: Избили - значит, наверно, сделал.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Они безумно боятся попасть на глаза постороннему человеку. Рубаха мужа будет вам впору... наденете?
  ДЕТЕКТИВ: Да...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Вы себя плохо чувствуете?
  ДЕТЕКТИВ: Да. Неважно.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Вам бы лучше прилечь...
  
  Музыка.
  
  ЧАСТЬ 4. "ALLEGRO".
  
  ДЕТЕКТИВ: Неожиданно дорога становится шире и упирается в большую улицу с тротуарами... Куда не посмотришь, на ней нет ни души, и меня охватывает невыразимый страх. Впечатление, будто меня заманили в пейзаж, на котором забыли нарисовать людей. Но все указывает на то, что люди только что здесь были. Например, еще дымящийся окурок сигареты на обочине тротуара. Судя по пеплу, его бросили несколько секунд назад.
  Кто я?
  Заглядываю в метро. Тишина. Рядом - дешевая закусочная, и я протискиваюсь в полураскрытую дверь - хотя людей нет, чашки с рисом, стоящие на столах еще дымятся.
  Кто я?
  Я выскакиваю наружу. Бегу назад к дороге. Кричу. Сначала тихим голосом. Затем все громче и громче.
  Кто я?!!
  Нельзя сказать, что я покинут в пустоте. Какая там пустота: насколько хватает глаз - огромный жилой массив.
  
  Музыка.
  Телефонный звонок.
  
  ДЕТЕКТИВ: Простите, пожалуйста. Я нашел бумажник, и в нем лежал листок с этим номером. Я решил на всякий случай позвонить.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: О-о, это вы? Что случилось?
  ДЕТЕКТИВ: Я. Понимаете, кто-то...
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Ну ладно, оставьте ваши шутки.
  ДЕТЕКТИВ: Я не помню кто я! Помогите мне!!!
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Ну что вы, в такое время...
  ДЕТЕКТИВ: Прошу вас! Мне очень плохо. Сделайте это для меня.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА: Невозможный человек... ну ладно, ждите. Стойте на месте. Я выхожу...
  
  Музыка.
  ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА:
  Циферблат часов облез.
  Больше всего стерлась
  Цифра 8.
  Два раза в день обязательно
  На нее смотрят шершавым взглядом,
  И она стерлась.
  Напротив нее
  Цифра 2.
  Глаза, закрытые ночью,
  Пробегают ее, не останавливаясь.
  И она стерлась значительно меньше.
  Если есть человек имеющий часы
  С облезлым циферблатом,
  То это он, опоздавший начать жизнь
  На один оборот часовой стрелки.
  
  Музыка.
  
  И поэтому мир всегда
  Обгоняет его на один оборот часовой стрелки.
  То, что он, как ему представляется, видит
  Это еще не начавшийся мир.
  Призрачное время.
  Стрелки на циферблате стоят перпендикулярно
  Не дожидаясь звонка к поднятию занавеса,
  Драма закончилась...
  
  Музыка.
  
  
  
  
  
  В сценарии использованы фрагменты из произведений Людвиг Ван Бетховена - Симфонии Љ5, Симфонии Љ6 "Пасторальной", Сонаты для фортепиано Љ11, Сонаты для фортепиано Љ24, Сонаты Љ9 для скрипки и фортепиано, оперы "Фиделио", симфонической увертюры Леонора" Љ 3, Торжественной мессы.
  
  В сценарии использованы фрагменты из произведений Кобо Абэ "Сожженная карта", "Чужое лицо", "Человек-ящик".
  
  Постановка осуществлена в 1998 году студией "Бумеранг".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"