Предисловие: этот обзор посвященклассической и современной классической музыке, здесь я будуговорить только омузыке и ниочем другом. Точнее я расскажу о десяти музыкальных произведениях, которые удивили меня за последние два года. По большей части удивили приятно. Итак, если вас устраивает вышеизложенное, можете продолжать читать далее, а далее будет всё интересней и интересней, но сначала о приятном.
Хейнрих Бибер (1644 - 1704) "Подражание птицам".Прямое доказательство того, что авангардизм существовал уже в семнадцатом веке нашей эры. Многие почитатели классики находят музыку эпохи барокко малоинтересной, отдавая предпочтение веку романтизма. Барочная музыка им кажется скучноватой и однообразной. И действительно, я бы не отважился утверждать, что музыка Телемана в корне разнится с музыкой И. С. Баха или Г. Ф. Генделя, но нельзя при этом не отметить, что сталкиваться с подобным у Баха или Генделя, Вивальди или Корелли мне до сих пор не доводилось. Поразительная дерзость сонаты Бибера заключается, как возможно вы уже догадались, в подражании голосам разных птиц. В ней же внимательный слушатель обнаружит некий "марш мушкетеров", что на первый взгляд представляется алогичным, казалось бы, причем здесь мушкетеры? Но это только на первый взгляд, ведь если хорошенько пораскинуть мозгами - в присутствии мушкетёров есть своя логика, может статься, они просто проходили мимо. Также внимательный слушатель обнаружит в этом произведении кваканье лягушки и мяуканье кошки, правда, конечно, не настоящее, а имитируемое музыкальными инструментами, но и это уже революция, ведь самое удивительное заключается именно в том, что произведение было написано в 17 веке. Сочинить и представить широкой публике нечто подобное в то время, было действительно смелым поступком. К причудливым произведениям Бибера также можно отнести "Серенаду с обязательным призывом ночного сторожа", где по замыслу композитора все скрипки играют без смычка и "Сонату-марш", в которой Бибер использовал бумагу, помещенную между струнами скрипки. Аплодирую стоя этому замечательному композитору.
Ганс Эйслер (1898 - 1962) "Четырнадцать способов изображения дождя". Был такой немецкий композитор, написал квинтет, само название которого говорит за себя. Маэстро предоставляет неискушенному слушателю возможность познакомиться с несколькими знакомыми ему способами воссоздания природного явления (именуемого дождём) посредством музыки. Композитор как бы осведомляет: "Вот, какую технику можно использовать, если по замыслу в музыкальном произведении необходимо изобразить нечто напоминающее шум дождя". Что же касается меня, то сам я четких градаций на слух в этом произведении не обнаружил, возможно, сие отображено Эйслером в партитуре. Пришел ли я в результате к согласию, писать не буду. Можно с ним соглашаться, можно не соглашаться, но нельзя не отметить его бесспорный талант в данном ремесле. Остаётся только поблагодарить его за изобретательность.
Артур Блисс (1891 - 1975) "Цветная симфония". Еще один изобретательный ум - английский композитор Блисс. Сочинение из области экспериментов. Сама по себе музыка симфонии ничем непримечательна и вполне благозвучна, если бы не одно но: симфония является синтезом цвета и звука. Каждая часть симфонии, а их в ней четыре, отражает определенный цвет, а точнее: пурпурный, красный, синий и зелёный. Сие взято не с потолка и имеет под собою реальное обоснование, которое строится на одной из научных теорий взаимодействия цвета и звука. Но вот что любопытно: тот цвет, который мне импонировал в визуальном проявлении, в звуках оказался совсем неинтересным, и напротив - цвет, который не вызывал моего восхищения в повседневной жизни, в музыкальной интерпретации получился весьма интригующим.
Джон Тавенер (р. 1945) "Концерт для виолончели с оркестром". - Английский композитор. В 1977 году Тавенер принял православие. Концерт для виолончели с оркестром или "Protecting Veil" - это попытка автора создать звуками икону. Икона-концерт была написана композитором после гибели его матери, что трудно обнаружить при прослушивании этого сочинения, ведь, казалось бы, автор удручен, в музыке должно прослеживаться депрессивное начало, но всё произведение пронизано светом. Струнный оркестр как бы подхватывает солирующую виолончель, обрамляя соло фоном чудесного "взлёта". На протяжении всего исполнения обнаруживается только одна сомнительная ретардация и, несмотря на это, концерт выглядит весьма оптимистичным и оригинальным. Однако подобные настроения в музыке не новость. Истории известны случаи, когда, пережив личную трагедию, композитор воспроизводил нечто смиренное и просветленное. Так, например, Шуберт написал свою песню "Смерть и девушка", а Ференц Лист известную сонату "Утешения", которые не производят никакого гнетущего впечатления, а наоборот, наполнены светом, но не дневным и солнечным, а скорее ночным и лунным.
Ефрем Подгайц (р. 1949) "Тройной концерт". Помнится мне, проделывал я как-то такую вещь: взял фрагмент из четвертого концерта Дж. Паизиелло, посредством синтезатора изменил его до неузнаваемости, и соединил с припевом из песни Кати Лель "Муси-Пуси". По завершению своего эксперимента я подумал, что неплохо бы было отыскать нечто подобное в творчестве какого-нибудь профессионального композитора, и только я это подумал, как мне под руки попадается "Тройной концерт" Ефрема Подгайца, в котором сие давно воплощено в жизнь. Любознательный слушатель обнаруживает в этом концерте полный комплект эстрадно-симфонического конгломерата: "Наутилус Помпилиус", шведскую группу "ABBA", фольклор, причем, как русский, так и еврейский. Маэстро Подгайц интересен также включением в музыкальную ткань тем-монограмм, основанных на буквенных обозначениях нот. Нечто подобное проделывали и другие композиторы, но помимо зашифрованных инициалов исполнителей, маэстро Подгайц умудрился зашифровать и (это не шутка) номера их домашних телефонов.
Сергей Ярунский (р. 1970) "Стриптиз-реквием" и "Мистерия-Буфф".Сочинения украинского композитора, одного из самых скандальных композиторов современности. Не вся музыка Сергея Ярунского скандальна, однако сам Сергей объяснил мне, что собственно эти сочинения относятся или относят к их числу. "За эти произведения" композитор был исключен из союза композиторов. Что же скандального нашли в этих сочинениях? Берусь предположить, что хотя бы уже одно название первого. Сочетание таких слов как "стриптиз" (эротический танец) и "реквием" (заупокойные песнопения) невольно придаёт названию некрофильский оттенок. Сюда добавляем "антихристианские высказывания" композитора, публичное сжигание некоторых отдельных страниц Библии, и получаем - "отсутствие цензуры" в виде гонения. О сочинениях: звуки оркестра пугают и восхищают одновременно, неистовый вой "Мистерии" сменяется кричащими голосами и саркастическими преломлениями народных мотивов "Стриптиза&реквиема", а происходящее в момент исполнения действо на сцене еще и визуализирует слышимое. "Мистерия-Буфф" делится на несколько частей, одна из которых озаглавлена как "Безобразие для 4-х исполнителей", она же "Великий гоготун", другая как "Мерзость", еще одна как "Гадость". Написано сильно, не без чувства юмора.
П. Д. К. Бах (р. 1935) "Недостаточно темперированный клавир". Раз уж речь зашла о чувстве юмора, следует упомянуть о П. Д. К. Бахе. П. Д. К. Бах - композитор-пародист, настоящее имя Питер Шикеле. Аббревиатура П. Д. К. или P. D. Q. полностью звучит как "pretty damn quick", что в переводе сродни нашему фразеологизму "одна нога тут, другая там". Композитор пародирует классический и барочный стили. Сочинение "Недостаточно темперированный клавир" является пародией на "Хорошо темперированный клавир" Иоганна Себастьяна Баха. Концерты П. Д. К. Баха всегда сопровождаются смехом. Просто слушать сочинения П. Д. К. Баха мало, надо видеть то, что происходит в эти моменты на сцене. Один из приемов, когда на сцену выходит человек в трусах и начинает играть одновременно на двух инструментах, а в конечном итоге человек усаживается своим задом на клавиши рояля. В процессе пародийного исполнения, будь то симфонического или камерного оркестра, непременно кто-нибудь уронит на пол инструменты, упадёт сам, перепутает ноты или ударит кого-нибудь по голове инструментом. Плюс ко всему композитор очень тонко улавливает все изъяны классической музыки, мастерски изобличая свойственный порою ей пафос, ведь и на барочную старуху найдётся проруха.
БрайтЧенг(р. 1955) "Наньцзин! Наньцзин! " - Среди прочих сочинений композитора Ченга мой выбор пал именно на это, так как оно показалось мне наиболее интересным и, в то же время, отталкивающим, но уникальность заключается не в его двойственности, а в том, что благодаря этому и другим произведениям Б. Ч., япознакомился с современной китайской музыкой, музыкой довольно тревожной, что в корне поменяло мои представления о медитативных свойствахи умиротворенности китайской музыки. В то время как Европа постепенно отходит от традиций "Нововенской школы", на смену депрессивным шестидесятникам приходят новые имена, чью музыку по-прежнему нельзя назвать прозрачной, такие борцы за "музыкальный оптимизм", как Д. Б. Кабалевский, думается мне, были бы смущены ею не меньше, чем музыкой 20 века, но всё-таки их музыка другая, в Китае, по-видимому, нарастает обратная тенденция и, если это действительно так, сие хотелось бы объяснить исключительно как наверстывание упущенного.
Эйноюхани Раутаваара(р. 1928) "Концерт для птиц с оркестром". Сочинение финского композитора, которое, пожалуй, потрясло меня больше всего. После когда-то открывшихся мне удивительных симфоний Сибелиуса - Раутаваара явился для меня вторым открытием в финской классической музыке, хотя, композитор творит на белом свете уже довольно давно. В 2008 году ему исполнилось 80 лет. Анализируя название этого концерта, возможно, кому-то представляется картина солнечного леса с задорно поющими на деревьях пташками, но то, что происходит в концерте не поддаётся описанию, птицы в нём отнюдь не радостно поют и не беспечно чирикают, их голоса - кричащие голоса, плачущие, это своего рода зов, призыв, заставляющий задуматься над чем-то, что существует помимо обыденных вещей. Сочинение пронизано мистичной сакральной атмосферой, духом Арктики, интересными звуковыми эффектами, необыкновенный концерт. Это как раз тот самый случай, когда можно с уверенностью сказать: лучше один раз услышать.
Послесловие: Внимательный читатель должен был заметить ошибку в расчете количества удививших меня вещей и воскликнуть,мол, а где же десятая-то вещь?Так вот, дабы прояснить это недоразумение - ставлю его в известность, что десятаяудивившая меня вещь изначально планировалась предстать в этом обзоре в ряду других, то есть она была оставленамною еще для одного имени, но потом я передумал, ведь вещи "исчерпывающей удивление" мною обнаружено не было, а вещи, которые когда-то были способны удивлять, несмотря на всю их удивительность, могут уже не удивлять, как меня не удивляет хамство или нищета. Озвучить ихконкретно - трудно. Нет, дело не вэстетических разногласиях и не в этических соображениях, а в ощущении того, что при всём композиционноммногообразии,несомненно, должно оставаться что-то неоткрытое, недостигнутое, свободно-парящее, то, что не может опротиветь или восхитить, то, что не имеет оценки. Посему место десятой удивившей меня вещи не остаётся пустовать в надежде на лучшее безвестным памятником смутному времени, я посвящаю его ей, самой настоящей из всех настоящих - Свободе.