Сегодня мне хотелось бы повести речь о Спартаке. Да, именно о Спартаке! Том самом, который когда-то потряс великий Рим своим восстанием. Почему именно об этом герое? Да потому что наступило время разгадать ещё одну историческую загадку.
О Спартаке написано очень много книг, создано несколько фильмов, даже придуман балет; его имя носит известная футбольная команда, но тайна происхождения самого Спартака до сих пор так и не была открыта. Почему бы как раз сейчас и не приоткрыть завесу над этой тайной?
Занимаясь несколько лет в Москве изучением исторических первоисточников в главных библиотеках и архивах страны, мне однажды пришлось лично вплотную столкнуться и со Спартаком. Поэтому начнём всё по порядку.
Основную характеристику происхождения Спартака дал всё-таки Плутарх, известный биограф древности. Вот его строки, посвящённые непосредственно Спартаку: "Спартак, фракиец, происходивший из племени медов, - человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени".
Многие, читая эти строки, пробегают их, не задерживая своего внимания ни на чём, кроме слова "фракиец". А зря! В словах Плутарха подмечено ещё одно важное обстоятельство: "...по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения..."(!!!) То есть уже даже Плутарх обращал внимание на то, что Спартак не был рядовым фракийцем. А если вспомнить, как лихо Спартак руководил своим необученным многотысячным войском, сколько побед он одержал над профессиональными войсками ромеев, то невольно приходишь к согласию с Плутархом: "Да! Спартак был выдающейся личностью!" И такая личность могла сформироваться задолго до восстания. Где же жил и рос Спартак? В какой атмосфере? Кто были его воспитатели?
Если Плутарх отмечал не только ум, но и мягкость характера Спартака, то можно сделать вывод о том, что Спартак воспитывался отнюдь не как грубый простолюдин. Он получил хорошее, изысканное по тому времени воспитание.
Ещё один древнеримский историк Аппиан писал о Спартаке следующее: "В это самое время (73-71 до н.э. - Б.П.) в Италии среди гладиаторов, которые обучались в Капуе для театральных представлений, был фракиец Спартак. Он раньше воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы".
Из слов Аппиана следует, что Спартак попал в плен к ромеям незадолго до 73 года до н.э. И если он попал в плен на территории Фракии, то получается, что Спартак был активным участником Третьей войны Митридата Евпатора против Рима и являлся активным сторонником этого царя Понта. В тот период у Митридата начались неприятности на фронтах, и он стал терпеть поражение за поражением на территории Греции и союзной Фракии. Очевидно, что Спартак оказался в плену после одного из таких поражений.
Упоминались ли среди тогдашних союзников Митридата Евпатора лица, носящие имя Спартак?
Если хорошенько покопаться в древних документах, то, оказывается, в них можно найти и тех, кто носил очень похожее имя. Речь идёт о представителях династии Спартокидов, которые правили Боспорским государством, то есть Крымом в период 438-109 годы до н.э., то есть на протяжении более трёх веков. Последним царём Боспорского государства был Перисад Пятый.
По мнению нынешних историков, все имена правителей династии - Спарток, Перисад - имеют фракийское и греческое происхождение.
Как же завершилось правление династии Спартокидов? Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав надпись, оставленную гражданами Боспора на каменной плите:
"(...), сын Зета, предложили: так как Диофант, сын Асклепиодора, синопеец, будучи нашим другом и благодетелем, а со стороны царя Митридата Евпатора пользуясь доверием и почётом не менее всякого другого, постоянно является виновником блага для каждого из нас, склоняя царя к прекраснейшим и славнейшим деяниям; будучи же приглашен им и приняв на себя войны со скифами, он, прибыв в наш город, отважно совершил со всем войском переправу на ту сторону; когда же скифский царь Палак внезапно напал на него с большим полчищем, он, поневоле приняв битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми, и сделал то, что царь Митридат Евпатор первый поставил над ними трофей; подчинив себе окрестных тавров и основав город на (том) месте, он отправился в Боспорские местности и, совершив в короткое время много важных подвигов, снова воротился в наши места и, взяв с собою граждан цветущего возраста, проник в середину Скифии. Когда же скифы сдали ему царские крепости Хабеи и Неаполь, вышло то, что почти все сделались подвластными царю Митридату Евпатору; за что благодарный народ почтил его приличными почестями, как освобождённый уже от владычества варваров.
Когда же скифы обнаружили врождённое им вероломство, отложились от царя и изменили положение дел и когда царь Митридат Евпатор по этой причине снова выслал с войском Диофанта, хотя время склонялось к зиме, Диофант со своими воинами и сильнейшими из граждан двинулся против самых крепостей скифов, но, будучи задержан непогодами и поворотив в приморские местности, овладел Керкинитидой и Стенами и приступил к осаде жителей Прекрасного порта; когда же Палак, полагая, что время ему благоприятствует, собрал всех своих и, кроме того, привлёк на свою сторону народ ревксиналов, постоянная покровительница херсонесцев Дева, и тогда содействуя Диофанту, посредством случившихся в храме знамений предзнаменовала имеющее свершиться деяние и вдохнула смелость и отвагу всему войску; когда Диофант сделал разумную диспозицию, воспоследовала для царя Митридата Евпатора победа славная и достопамятная на все времена: ибо из пехоты почти никто не спасся, а из всадников ускользнули немногие. Не теряя ни минуты в бездействии, (Диофант), взяв войско, пойдя в начале весны на Хабеи и Неаполь со всей тяжестью (...) бежать, а остальных скифов совещаться о(...)
Отправившись в Боспорские местности, он устроил тамошние дела прекрасно и полезно для царя Митридата Евпатора;
Когда же скифы с Савмаком во главе подняли восстание и убили воспитавшего его боспорского царя Перисада. а против Диофанта составили заговор, он, избежав опасности, сел на отправленный за ним гражданами корабль и, прибыв и упросив граждан, а (также) имея ревностное содействие пославшего его царя Митридата Евпатора, в начале весны явился с сухопутным и морским войском, а, кроме того, взял и отборных из граждан на трёх судах и, отправившись из нашего города, взял Феодосию и Пантикапей, виновников восстания наказал, а Савмака, убийцу царя Перисада, захватив в свои руки, выслал в царство и восстановил власть царя Митридата Евпатора. Кроме того, он, содействуя отправляемым народом посольствам, во всём полезном херсонесцам, является благосклонным и ревностным.
Итак, чтобы и народ оказался воздающим достойную благодарность своим благодетелям, да постановит совет и народ увенчать Диофанта, (сына) Асклепиодора, золотым венком в праздник Парфений во время процессии, причём симмнамоны сделают провозглашение: "Народ увенчивает Диофанта, сына Асклепиодора, синопейца, за его доблесть и благосклонность к себе"; поставить также его медную статую в полном вооружении на акрополе подле алтарей Девы и Херсонаса. Об этом позаботиться вышеозначенным должностным лицам, чтобы было сделано как можно скорее и лучше; начертать же и постановление на пьедестале статуи, а потребные на это издержки выдать казначеям священных сумм.
Так постановил совет и народ месяца Дионисия, девятнадцатого (дня) при царе Агеле, сыне Лагорина, при председателе эсимнетов Минии, сыне Гераклия, при секретаре Дамасикле, сыне Афинея".
Вот так после убийства руками скифов Перисада Пятого, последнего царя Боспорского государства, власть в этом царстве оказалась в руках Митридата Евпатора. А что же потомки
последнего Перисада? Что могло в такой ситуации стать с ними? Они, как последующие Спартоки и Перисады, могли стать вассалами и союзниками Митридата. Следует учесть, что наш Спартак как раз и родился примерно в то время, когда погиб последний Перисад. Поэтому, если он рос на территории Боспорского царства, то и воспитание он мог получить уже под влиянием чиновников Митридата.
Все вышеперечисленные исторические факты позволяют моим дорогим читателям сделать однозначный вывод о происхождении Спартака. Иные варианты происхождения Спартака менее вероятны.