В предыдущей работе, посвящённой этой же сложной теме, мной была сделана попытка восстановления предыстории славян и прежде всего ильменских на основе некоторых древних письменных первоисточников разных стран, данных археологии, антропологии и др. В настоящей работе для этой же цели привлечено гораздо больше первоисточников, а также последние данные ДНК-генеалогии. Их интерпретация позволяет сделать более точные предваряющие выводы. Поэтому возникла настоятельная необходимость их изложить.
Чёрное море и Дунай
В древние века очень часто название того или иного народа происходило от имени героя, который был вождём этого народа в особых условиях, например, при массовом передвижении на новое место жительства. Так, например, от Эллина пошло название эллинов, от Ромула - ромеев, от Перса - персов, от Ира - ирландцев. И так далее. Не составляют исключения и славяне. Ведь они тоже получили своё имя от своего собственного вождя - от Славена. Вот что было написано о нём, например, в Иоакимовской летописи: "...Славен з братом Скифом, имея многие войны на востоце, идоша к западу, многи земли о Чёрном мори и Дунае себе покориша. И от старшего брата прозвашася славяне". Из этих строк русской летописи прямо следует, что некоторые племена после многих войн были вынуждены откуда-то с востока прийти к Чёрному морю и Дунаю после чего стали называться славянами именно в честь упомянутого здесь своего вождя, водителя Славена. Был бы старшим братом не Славен, а, например, Скиф, то назвали бы эти племена в его честь иначе, то есть не славянами, а скифами.
Потом, согласно той же Иоакимовской летописи: "D. Славен князь, оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастарна, иде к полуносчи и град великий созда, во своё имя Славенск нарече, а Скиф остася у Понта и Меотиса в пустынях обитати, питаяся от скот и грабительства и прозвася страна та Скифиа великая". Здесь имя сына Славена совпадает с названием племени бастарнов. При этом надо помнить о том, что такое племя действительно проживало на левом берегу Нижнего Дуная за много веков до появления славян. По мнению некоторых историков они относились к племенам Поянешти-лукашевской культуры. Ромеи впервые узнали о существовании бастарнов ещё в 170-х годах до н. э. по донесениям фракийцев-дарданов: "Посольство от дарданов прибыло с рассказом о бастарнах, их количестве, огромном телосложении и доблести их воинов". В 280 году император Проб переселил 100 тысяч бастарнов во Фракию. Поэтому можно предположить, что сын Бастарн мог быть рождён Славеном после того, как славяне встретились с бастарнами во Фракии, и он взял в жёны девицу из этого местного племени. Сын, наверное, был ещё мал и поэтому, когда Славен уходил потом куда-то на север, то сын остался вместе с матерью на её родине.
Похожие строки есть и в "Велесовой книге": "И се биащете кньзве Славну со братарему Скивьу. А се пре весте вьлкие на въстенце, и се и тои рещете: "Идем одо земе Илмерсте а Дунае!" А тако рещете, абъ старе сна све оставе о староце Иломере. О се теце на полуноще, и тамо све гърд Славен утврже. А се брат его Скфе у може биащете. И се бъ стареи, име сна све Венде, и по не ситце биаще внущец Кисек, киже владец биащ ступе полудене".
Дословный перевод примерно такой: "И сеи бывши князья Славен с братом Скивом. И сеи прияли весть великую на востоке и сеи то решили: "Идём от земли Ильмерстой и Дуная!" И так решили, абы старого сына своего оставить у старца Иломера. И сеи тече на полночь, и там свой град Славен утвердил. А сей брат его Скиф у моря бывши. И сей был стар, имел сына своего Венда, и по нём был внук Кисек, кой владелец бывши степей полуденных".
Согласно этим строкам "Велесовой книги", которую до сих пор многие считают ненадёжным источником, тем не менеее также следует, что Славен был у берегов Дуная не один, а с братом Скифом. После того, как они получили какую-то серьёзную весть с востока, они решили немедленно покинуть Фракию и уйти куда-то на север. При этом старшего сына, которым мог быть ранее названный Бастарн, Славен оставил у какого-то старца Иломера. Возможно, этот Иломер был в то время вождём бастарнов, а его дочь или внучка могла быть матерью Бастарна. У Скифа же на берегу моря (Чёрного) родились сын Венд, а потом и внук Кисек, который стал владеть южными степями. Имя сына Венда может свидетельствовать о том, что его матерью могла быть представительница племени вендов (венедов).
В Болгарии (бывшей Фракии) тоже сохранились воспоминания о каком-то былом царе Славе: "И след това чух глас, който друго ми разказваше: "Исайе, възлюбени мой пророче, иди на запад от най-горните страни на Рим, отлъчи третата част от куманите, наречени българи, и насели земята Карвунска, която опразниха римляни и елини." Тогава аз, братя, по Божия повеля дойдох на лявата страна на Рим и отделих третата част от куманите, и поведох ги по път, посочен с пръст, и ги доведох до реката, която се нарича Затиуса, и при друга река, наречена Ереуса. И тогава имаше три големи реки. И населих земята Карвунска, наречена българска; беше опустяла от елини за 130 години. И я населих с множество люде от Дунава до морето, и поставих им цар от тях: името му беше цар Слав. И този цар прочее насели села и градове. Няколко от тези люде бяха поганци. И този цар сътвори сто могили в земята българска. Тогава му дадоха име "стомогилен цар". И в тези години имаше изобилие от всичко. И имаше сто могили в неговото царство. И той беше първият цар в българската земя и царува 119 години, и почина".
Примерный перевод такой: "И после того услышал глас, который ещё мне рассказал: "Исайя, возлюбленный мой пророче, иди на запад от нагорной страны на Рим, отдели третью часть от куманов, наречённых болгарами, и насели земли Карвунские, которые заняты римлянами и эллинами". Тогда я, братья, по божьему повелению дошёл от левой стороны до Рима и отделил третью часть от куманов, и повёл их по пути, покорный вере, и их повёл до реки, которая нарекается Затиуса, и при другой реке, наречённой Ереуса. И там имелись три больших реки. И населил земли Карвунские, наречённые болгарскими; были расчищены от эллинов за 130 лет. И населил их множеством людей от Дуная до моря, и поставил им царя из тех: имя ему было царь Слав. И тот царь кроме того населил сёла и грады. Некоторое время те люди были язычниками. И тот царь сотворил сто могил в землях болгарских. Тогда ему дадено имя "Стомогильный Царь". В те же годы имели обилие всякого. И имелось сто могил в его царстве. И он был первым царём в болгарской земле и царствовал 119 лет и почил".
Согласно этим строкам получается, что Слав был не только первым царём славян на берегах Дуная во Фракии, но и оставил после себя около ста могил, в которых были похоронены некоторые его соплеменники. Большое количество могил может свидетельствовать о том, что славяне здесь жили достаточно долго.
Историки Византии в свою очередь также стали упоминать славян лишь только тогда, когда они неожиданно появились у берегов Дуная. А до этого их никто, никогда, нигде ни разу не упоминал. И это несмотря на то, что, например, греческий историк и географ Страбон описал многие племена и народы, населяющие Евразию, включая даже Индию. Следовательно, своё новое имя славяне, действительно, получили во Фракии. До этого они могли носить совсем другое имя. Между прочим, на востоке арабы называли славян сакалибами. То есть относили их к сакской семье племён. Такая семья саков была известна в древности, например, по надписи на гробнице Дария, высеченной в ущелье Накш-и-Рустем; по сведениям Геродота ("персы всех скифов называют саками"). Вавилонские писцы отождествляли саков с народом "гимирри", "гамирра" (киммерийцев), вторгшихся в конце VIII века до н.э. в Переднюю Азию. К этой же семье, например, относился даже род Гаутамы (Будды). Поэтому можно предположить, что именно такое имя славяне-сакалибы и носили в то время, когда на том же востоке вели многие войны.
Вот что писал в самом первом дошедшим до нашего времени достоверном известии о славянах Иордан (умер в 550 году): "(34) introrsus illis Dacia est, ad coronae speciem arduis Alpibus emunita, iuxtra quorum sinistrum latus, qui in aquilonem uergit, ab ortu Vistulae fluminis per immensa spatial Venetharum nation populosa considet. Quorum nomina licet per uarias familias et loca numentur, principaliter tamen Sclaueni et Antes nominator.
(35) Sclaueni a ciutate Nouitunense et lacu qui appellatur Mursiano usque ad Danastrum et in boream Vicsla tenus commorantur: hi paludes siluasque pro ciutatibus habent".
Примерный перевод такой: "(34) В их окружении лежит Дакия, укреплённая наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы (Вислы - Б.П.) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами.
(35) Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север - до Висклы, вместо городов у них болота и леса".
Можно обратить внимание на то, что славяне тогда ещё не успели построить своих городов и просто жили как партизаны в болотах и лесах. Так могли вести себя только какие-то недавние беженцы. Мурсианское озеро - это нынешнее озеро Балатон в Венгрии. Мурсианским его могли называть из-за ближайшего города Мурсы. Ныне он носит название Осиек и расположен на территории Хорватии. Получается, что во времена Иордана славяне жили уже не во Фракии, а на территории нынешней Венгрии, то есть Паннонии, между озером Балатон и реками Днестр и Висла.
В Прологе Великой польской хроники также сообщается, что "В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов". По данным археологов, именно на этой территории в указанное время неизвестно откуда появились племена славянской пражско-корчакской археологической культуры, не имеющей местных корней. Что касается Кисека, сына Венда и внука Скифа, то согласно "Летописи попа Дуклянина", глава XXIII, похожее имя Киска позднее в той же Паннонии носил вельможа венгров. Он воевал против Часлава, короля Иллирии, и был убит. Этот факт может служить некоторым доказательством того, что Кисек, сын Венда, и другие носители его имени могли жить именно в Паннонии.
(карта)
Прокопий Кесарийский (упоминался в 527-542 годы), современник Иордана, оставил о славянах такие строки: "27. (1) А двадцатью днями позже (в 537 году - Б.П.), чем был захвачен [готами] Порт - и город, и гавань, - подошли Мартин и Валериан, ведя 1600 конных воинов. (2) И среди них больше всего было гуннов, и склавинов и антов, которые обретаются за рекой Истром (Дунаем - Б.П.), недалеко от тамошнего берега. (3) Велисарий же обрадовался их появлению и подумал, что им наконец следует сразиться с врагом".
Эти строки свидетельствуют о том, что в 537 году некоторые племена гуннов вместе со славянами и антами помогали ромеям воевать против готов на территории Италии вблизи Рима. Гуннами здесь, вероятно, названы те, кого позднее стали именовать болгарами. Ведь правители болгар вели свой род тоже от древних вождей гуннов.
Славяния и Великий град
О дальнейшей судьбе непосредственно Славена и его потомков в той же Иоакимовской летописи было написано следующее: "(8)... По устроении Великого града умре Славен князь, а по нём владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал (10) владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землёю, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий. По сём Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара (11) с великими войски славян, руси и чуди. И сии шедше, многи земли повоевав, не возвратишася. А Вандал разгневайся на ня, вся земли их от моря до моря (12) себе покори и сыновом своим владе. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построи по единому граду, и в их имяна нарече (13), и всю землю им разделя, сам пребывал во Велице граде лета многа и в старости глубоце умре, а по себе Избору град Великий и братию его во власть предаст. Потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир приат власть на всей земли. Он имел жену от Варяг Адвинду (14), вельми прекрасну и мудру, о ней же многое от старых повествуется и в песнех восклицают.
Е. По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимире, имяна же сих осьми неведомы (15), ни дел их, разве в песнех древних воспоминают (16)".
Можно заметить, что преемником Славена здесь назван Вандал. Его имя совпадает с названием племён вандалов и вандалитов. Племя вандалов впервые упомянул Плиний Старший ещё в I веке. Тацит тоже упоминал его и считал древним германским племенем. Вандалы жили тогда у берегов Балтийского моря между Одером и Вислой. Немецкие учёные считают их носителями местной пшеворской археологической культуры. Готский историк Иордан писал о том, что на рубеже I-II веков вандалы находились в подчинении у готов, которые тоже жили тогда на южных берегах Балтики. Потом вандалы переселились из Германии к границам Римской империи. К середине VI века все они оказались уже в Африке.
Что касается вандалитов, то согласно Великой польской хронике, своё имя они получили от Ванды, королевы лехитов (поляков). Поэтому Вандал, как преемник Славена у южных берегов Балтийского моря, мог быть рождён, скорее всего, женщиной из племени вандалитов, а не вандалов. Так как вандалов здесь уже давно не было.
Согласно той же Иоакимовской летописи получается, что у Вандала было, как минимум, две сестры, а, значит, у Славена могло быть, как минимум, ещё две дочери. Одна была выдана замуж за Гардорика, а другая - за Гунигара. Гардорик, скорее всего, правил в Гардарике, которую Северные саги очень часто отождествляли с Русью. Она могла располагаться к востоку от Славена в Северной Польше. Гунигар мог быть вождём тоже где-то по соседству. Похожие имена носили, например, Гунни, ярл в Дании, упоминаемый в Северных сагах, и Гуннимунд, вождь готов, упоминаемый Иорданом. Имя Гунигара очень похоже и на название гуннов. Поэтому Гунигар мог быть или даном, или готом или даже гунном.
Невесткой Славена и женой Вандала была Адвинда, которая происходила из некого варяжского рода. Если исходить из её имени, то она могла принадлежать к племени виндов или вендов (венедов или венетов), которые, действительно, были знаменитыми варягами, то есть мореходами и жили у берегов Балтийского моря. Согласно тому же Иордану, славяне, венеты, а также анты были в каком-то давнишнем родстве: "Эти происходят из одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов". Данное утверждение может объяснить, почему славяне от берегов Дуная ушли поближе именно к венетам, а потом скрепили прежнее родство новым, взяв в жёны Вандалу представительницу указанного племени.
Теперь возникает вопрос: в какое время могло произойти прибытие Славена и его славян к берегам Балтики? На этот счёт сохранились строки средневекового историка Мавро Орбини (1550-1614): "Сии славяне наименовалися при мори Венедицком, прежде нареченном Кодан, в начале преехавши реку Вислу, и прошедшее даже до оные Албии (Эльбы - Б.П.), наскочили на жителей шведов, лонгобардов, ругов и швитонов при мори Каданском, иже одолении бывшее от славян, отъидоша ко брегом Дунайским, оставившее всю страну во власть реченных славян, сиеже случися в лето от Христа 500, после богом определенных преселинии народных".
Строки Мавро Орбини опять повторяют сведения о том, что Славен вначале привёл свои племена к берегам Дуная, а уже потом ушёл вместе с ними к берегам реки Эльбы по соседству в венедами. Причём случилось это якобы в 500 году н.э. Эту же дату косвенно могут подтвердить и византийские историки, которые видели первых славян своими собственными глазами. Ведь непосредственно перед 500 годом они, действительно, впервые стали упоминать неожиданно появившихся славян в своих записях. К сожалению, эти первые сведения дошли до нашего времени только в изложении более поздних авторов.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона даёт практически такую же дату появления славян на южных берегах Балтики: "Полабские и прибалтийские славяне - условное название для различных ветвей славянского племени, занимавших, приблизительно с половины V-го века, южное побережье Балтийского моря и бассейн р. Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен. Из них особенное значение имеют бодричи на Северо-Западе, лютичи в центральных областях, сербы-лужичане на Юге. Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками, часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти; у лютичей, наоборот, княжеская власть была отменена и господство перешло в руки аристократии; лужичане, соседившие с чехами, долго делили их общую судьбу. Много, однако, есть и сходного в истории и быте Полабских славян. Во-1-х, вся их жизнь протекла в беспрерывной и упорной борьбе с германскими племенами - норманнами, датчанами, немцами; во-2-х, все они до последней возможности отстаивали свое язычество от христианства, шедшего к ним не из Рима или Византии, стран культурных, а из Германии, в самой грубой форме..."
Согласно немецким хроникам также получается, что славяне заселили эту территорию в V-VII веках. Это были племена славян ободритов (то есть живущих у реки Одры или Одера), что подтверждается как археологическими данными, так и письменными источниками. Если исходить из "Велесовой книги", то Славен опять же жил позднее Германарика, который умер в 375 году: "И се биасте поврждена Рузколане одо годе и Ерменреху. А тои хте жену од роде наше иту повренжде се вуцеве наше тещашуте на не. И Ерменрех розбиешеие и поврнедете Русе боже Бусе и седем десент ине кроиженщ. И е иту смута влика биаете на Русех. Иста младен венде Славе. И сбере русе а веде иу нане. И тоикрать рострще годь... И такожде земе годьстиа оста руська".
Дословный перевод примерно такой: "И сеи бысть повреждена Русколань от готов и Германареха. А то хотели жену от рода нашего и повреждали сеи вождей наших, теснивше на них. И Германарех разбише и повреде Русь божа Буса и семьдесят иных крыженых (меченных?). И есть та смута велика быть на Руси. И стал младой венд Слав. И сбере русов и веде на них. И в той крат рострище готов... и так земля готская стала русская".
Обращает на себя внимание то, что Слав назван здесь вендом и объединил русов. Но вендами стали позднее называть всех прибалтийских славян, а в северных сагах даже упоминалась особая Страна Вендов, которая располагалась к востоку от Дании, то есть там же, где жили полабские славяне. Русами же могли быть варяги-русь, упоминаемые в русских летописях и в датских источниках. То есть, и славяне, и венды и русы были при Славене едины. Хотя в дальнейшем некоторые славяне, согласно тем же датским источникам, иногда воевали против русов.
О победе готов над Божем более подробно писал всё тот же Иордан: "(245)... Амал Винитарий (король готов после Германарика - Б.П.) удержал все знаки отличия своей власти. (246)... он двинул войско в пределы антов и когда вступил туда, в первом сражении был побеждён, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа (Boz - Б.П.) с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых..."
Согласно этим строкам, Бож был королём антов, а не русов. Причём он был убит не Германариком, а его преемником Винитарием. Сам Винитарий, он же Витимир погиб в 376 году во время битвы с гуннами, которых возглавлял Баламбер. Однако в любом случае получается, что венд Слав мог появиться только после этого события. Если верить Мавро Орбини, то это могло произойти через сто с лишним лет. Такие же выводы о сроках появления славян у берегов Балтики могут подтвердить и отечественные археологи, например В.В. Седов.
Поэтому со временем появления Славена и славян на Дунае и в Южной Прибалтике вроде бы всё ясно. Однако тут же возникает следующий вопрос: где именно Славен мог построить город Славенск или Великий град? Ведь до сих пор на этот счёт ведутся разные споры. Так, согласно "Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске", это строительство могло произойти на берегу озера Ильмень в районе Великого Новгорода:
"И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного. И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася".
Согласно этому преданию опять же следует, что Славен вначале жил у берегов Чёрного моря (Ексинопонта). Причём, его сестрой была названа Илмера. В "Велесовой книге" похожее имя носил выше упомянутый старец Иломер, который жил во Фракии. Совпадение имён может указывать на близкое родство старца и сестры. Подобное возможно лишь в том случае, если матерью Илмеры, а, значит, и её брата Славена могла быть какая-то родственница Иломера. Например, сестра или дочь.
В той же "Велесовой книге" упоминался не только старец Иломер, но даже и "народ ильмерский, имевший от ста до двухсот краев. Народ же наш позднее пришёл из русской земли и поселился среди ильмерцев. И были они нам братья, подобные нам. И даже если они от нас отличались, все же охраняли нас от зла". Можно предположить, что в данном случае народ ильмерский - это и есть бастарны, вождём которых был тогда Иломер.
Потом, согласно тому же сказанию, Славен ушёл на север, где якобы 14 лет бродил по пустынным землям, а уже после этого поставил град Славенск Великий возле озера Илмер или Ильмень, названного в честь сестры. Однако похожее название носила также река Ильменау - приток Эльбы. Её название вряд ли случайно совпадает с названием озера Ильмень и с именем сестры Славена. Тем более что некоторые археологи отмечают особое сходство археологической культуры полабских славян у реки Ильменау с культурой тех славян, которые позднее стали жить у озера Ильмень.
Недалеко от реки Ильменау среди разных славянских городов упоминался и город Wiligrad - Велиград, то есть Велий или Великий град. Но точно такое же название носил город, который несколько раз упоминался в Иоакимовской летописи. Причём похожи не только названия указанных городов, но даже их значение в жизни славян. Ведь Wiligrad был не рядовым городом, а политическим центром Славянии. Немцы назвали его Мекленбургом - Большим городом. Сегодня он носит название Burg Mecklenburg. Земля вокруг него в древности всегда называлась Славянией. При этом, например, Адам Бременский в 1066 году писал: "Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком..." То есть эта великая Славяния существовала тогда наряду с Чехием, Польшей и Русью.
Владения Наконидов с центром в Мекленбурге (карта 1000 года).
В этом же Велиграде располагалась родовая крепость славянской княжеской династии Никлотингов, потомков князя Никлота (ок.1105-1160), последнего независимого князя местных славян. Скорее всего, именно этот нынешний Мекленбург-Veligrad или древний Велий град и был прежде всего основан Славеном. Здесь же должны были жить его непосредственные преемники и потомки, включая Вандала, Избора и Владимира. После них, согласно Иоганну Фридриху Хемницу (1611-1686), мекленбургскому историку и архивариусу, именно здесь же правили следующие короли вендов и ободритов:
Гензерих (перед 684). Назывался королём вандалов, но к этому времени все вандалы жили уже далеко в Африке. Поэтому, скорее всего, Гензерих был просто королём тех славян, которых стали называть вандалами в честь Вандала, сына Славена.
Вышеслав или Вислав (684-700), сын Гензериха, первый король ободритов и вендов. Его жена Адолла, принцесса саксонская.
Аларик. Его жена принцесса бургундская.
Альберик. Его жена принцесса сарматская.
Иоганн. Его жена принцесса норвежская.
Радагаст. Его жена принцесса гранадская.
Вышеслав.
Оритберт Первый, сын Вышеслава. Его жена Вундана, принцесса сарматская из Польши.
Оритберт Второй, сын Ориберта Первого. Его жена была дочерью Ульфреда Английского.
Вицислав или Вышан, Висан (ок. 780-795), сын Ориберта Второго. Его жена принцесса русская. При этом Хемниц считал его уже 28-м королем ободритов.
Годослав или Годлав (795-808), сын Вицислава.
Дражко (808-809), сын Вицислава.
Славомир (809-817), сын Вицислава.
Чедраг (817-839), сын Дражко.
Гостимысл (839-844), сын Чедрага.
Добемысл (ум. 862), сын Чедрага.
Согласно германским Ксантенским анналам, после убийства Гостимысла королём вендов в 845 году стал не Добемысл, а Рорик. Следовательно, Добемысл мог занять престол позднее. Если король вендов Рорик и князь варягов-русь Рюрик - это один и тот же персонаж, то он мог править вендами и варягами-русь вплоть до 862 года, то есть вплоть до своего призвания ильменскими словенами. В таком случае Добемысл мог стать королём вендов лишь в 862 году. Если в этом же году он и умер, то правил он менее года. Последними в Славянии правили династии Наконидов и Никлотингов:
Након (954-965/7), основатель династии Наконидов.
Мстивой (965/7-990)
Мечидраг (990-995)
Мстислав (995-1019)
Удо (1019-1028)
Ратибор (1028-1042)
Сын Ратибора (1042-1043)
Готшальк (1044-1066)
Блуссо (1066-1067)
Бутуй или Будивой (1067-1074/5)
Крутой (1074/5-1093)
Генрих (1093-1127)
Святополк (1127-1129)
Звенко (1129)
Кнут Лавард (1129-1131)
Никлот (1131-1160), основатель династии Никлотингов.
Прибислав (1160-1178)
Никлот Второй (1179-1201)
Мекленбург или Велиград на современной карте
Все перечисленные лица жили и правили именно в Велиграде. Поэтому можно сделать окончательный вывод о том, что самый первый город Славенск мог быть основан у реки Ильменау, а не у озера Ильмень.
Озеро Ильмень
Согласно "Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске", Рус со своей женой Порусией и дочерью Полистой покинул Пруссию и ушёл к озеру Ильмень, где построил город Старая Русса. Произошло это, скорее всего, в 521 году. Ведь именно в этом году новым королём Пруссии был избран Видевут, вождь вновь прибывшего многочисленного племени кимбров. Поэтому у Руса была весомая причина уйти от него на новое место жительства. Что он и сделал. Согласно тому же сказанию, Славен по каким-то причинам тоже ушёл к озеру Ильмень одновременно с Русом. Следовательно, он тоже мог появиться у берегов озера Ильмень в том же 521 году, но только с северной стороны.
"И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася. И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща (полтора дня пути? - Б.П.). И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони".
Согласно этому преданию, женой Славена, вождя "скифских новопришельцев", была тогда уже некая Шелоня. Если исходить из её имени, то она могла быть родом из племени селонов или селлианов (Selliani), селов. Согласно Певтингеровой карте (Tabula Peutingeriana), в III-V веках такое племя проживало в устье какой-то реки, впадающей в Балтийское море. На карте эта река показана двойной. Поэтому, скорее всего, это была двойная Даугава (Западная Двина).
Получается, что селоны проживали как раз на пути возможного передвижения Славена и его славян из Южной Прибалтики к берегам озера Ильмень. Поэтому Славен, продвигаясь от берегов реки Эльбы мимо Западной Двины к озеру Ильмень, вполне мог взять в жёны Шелоню, девушку из племени селонов (селов).
К XIII веку селоны занимали левые берега реки Даугавы (Западной Двины) на юго-востоке нынешней Латвии, а также на северо-востоке современной Литвы. Их политическим и военным центром с VI века было укреплённое городище и посад Селпилс (ныне Вецселпилс). Возможно через него и проходил Славен на пути к озеру Ильмень.
Впоследствии имя жены Славена стала носить река Шелона, имя ещё одного его сына - река Волхов, а имя сестры - озеро Илмер (Ильмень).
"Во имя же меньшаго сына Словенова Волховца преименова оборотню протоку, иж течёт из великие реки Волхова и паки обращается в него. Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися. Другий же сын Словенов малый Волховец живяше со отцем своим во граде своем великом Словенцы. И родися Волховцу сын Жилотуг, и протока проименовася во имя его Жилотуг, в ней же той утопе ещё детеск".
Можно по разному относиться к этим и другим строкам Иоакимовской летописи, а также к строкам древнего сказания о Славене и Русе, но приход Руса к югу от озера Ильмень как раз совпадает по времени с появлением здесь же культуры длинных курганов. Ведь, как утверждают археологи, "основная масса длинных курганов Псковского региона относится к VI-VIII вв.".
В свою очередь приход Славена к северу от озера Ильмень также совпадает по времени с появлением здесь же славянской культуры новгородских сопок. Ведь "...общие хронологические границы погребений в сопках могли бы быть определены временем от VI до IX в. Однако сопка у д. Репьи является единственной, датируемой VI-VII вв. Материалы всех остальных сопок не дают ни малейших оснований для датировки их столь ранним временем. Безусловно, основная масса сопок относится к VIII-IX вв."
На основании этих фактов можно предположить, что Рус мог вести за собой кривичей, носителей культуры длинных курганов, а Славен мог вести за собой не только славян (словен), но и некоторых сородичей Шелони. Они и стали носителями новой смешанной славяно-балтской археологической культуры новгородских сопок.
Археологи, действительно, отмечают большое влияние на культуру новгородских сопок какого-то балтского племени: "Нужно полагать, что предки словен новгородских, продвигаясь в Приильменье, пересекли земли балтских племён, от которых и был позаимствован обычай сооружения курганных насыпей. Не исключено, что в процессе славянской миграции пришла в движение и часть балтов. Увлечённые движением славян, отдельные группы балтов также, видимо, проникли в будущие северо-западные земли Руси, о чём свидетельствуют единичные изолированные топонимы (Поспелов Е.М., 1965, с. 29-38)". Эти выводы археологов могут только подтвердить предположение о том, что Шелоня, жена Славена, могла быть родом из балтского племени селонов.
Несколько слов о культуре сопок: "Культу́ра новгородских сопок. Археологическая культура, имевшая славянскую принадлежность, распространенная в основном на территории бассейна оз. Ильмень в VII-VIII вв. Наиболее поздние захоронения в сопках датируются IX в. Отдельные немногочисленные сопкообразные насыпи встречаются также в верховьях Луги и Плюссы, в среднем течении Мологи, т.е. районах, непосредственно примыкающих к Ильменскому бассейну. Вне этой территории насыпи известны в бассейнах Западной Двины, Великой и нижней Мологи...
Погребения. Основным определяющим признаком культуры являются сопки ‒ это высокие крутобокие погребальные насыпи с уплощенной или горизонтальной вершиной. Эта внешняя характеристика отличает их от всех остальных известных курганов своего времени. Располагались сопки, как правило, цепочкой вдоль берега реки или озера. Иногда они группируются с небольшими круглыми курганами, расположенными вокруг сопки или в одном из концов могильника. Размеры сопок варьируют от небольших насыпей 2-2,5 м высотой и диаметром 12-14 м, до грандиозных, достигающих в высоту более 10 м при диаметре около 40 м. Большинство всё же имеет высоту до 5 м. В основании сопки складывалось кольцо из валунов. По всей видимости, оно имело ритуальный смысл, а также укрепляло основание насыпи. Встречаются в сопках и другие более сложные сооружения из камней.
Погребальный обряд ‒ трупосожжение на стороне. Захоронения, как правило, коллективные, более 10-ти в одном кургане. Они совершались ярусами, условно определяемыми как верхний, средний и нижний. Большая часть захоронений совершалась в верхней части насыпи. Как правило, для сопок характерны безурновые погребения, совершенные в неглубоких ямках. В виде исключения встречаются глиняные и берестяные сосуды для праха. Большинство захоронений в сопках безынвентарные. В единичных случаях встречаются находки оплавленных стеклянных бус, железных ножей, пряжек; ещё реже ‒ находки оружия и конского снаряжения. Во многих сопках найдены кальцинированные или же несожженные кости жертвенных животных, преимущественно лошадей.
Поселения. Основные поселения культуры сопок ‒ небольшие селища, расположенные вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами. Полностью исследованы селища IX в. в Поволховье ‒ Золотое Колено и Новые Дубовики. Также с культурой сопок связывают городища Старая Ладога (с середины VIII в.) и Рюриково Городище (с середины IX в.). Чаще всего на поселениях встречаются остатки наземных срубных жилищ с печами-каменками в углу.
(карта)
Хозяйство. Основу хозяйства культуры сопок составляло подсечно-огневое и пашенное земледелие, а также придомное скотоводство.
Керамика. Для культуры сопок характерна лепная керамика. Среди неё можно выделить три группы: приземистые слабопрофилированные сосуды; широкогорлые сосуды с ребристым плечиком; горшкообразные профилированные сосуды. В первом случае форма сосудов близка финской керамике; во втором ‒ славянской посуде междуречья Вислы и Эльбы; в третьем ‒ керамике пражской культуры.
Происхождение и проблема этногенеза. В процессе расселения на территории бассейна оз. Ильмень, славяне вступали в активное взаимодействие с местным населением, потомками археологических культур железного века. Таким образом, сопки можно считать памятниками смешанного славяно-финского населения. В X в. на смену сопкам приходят круглые курганы с трупосожжением. Исследователи соотносят ареал культуры с летописным племенем новгородских словен. Впоследствии культура сопок легла в основу формирования древнерусской культуры".
Откуда же всё-таки пришли славяне к озеру Ильмень? Ведь "Существует две точки зрения относительно пути проникновения славян на Северо-Запад. Согласно одной из них, славяне постепенно пришли с юга, из Поднепровья (П.И. Шафарик, Н.П. Барсов, А.А. Шахматов, А.А. Спицын, Ю.В. Готье и др). Согласно другой, они шли с запада, из районов нижней Вислы и Одера (т.е. Поморья) (Н.М. Путровский, Д.К. Зеленин, М.Х. Алешковский, Л.Е. Красноречьев. В.В. Седов)".
Вот что отмечал по этому поводу, например, В.В. Седов: "Ещё в прошлом столетии (в 19 веке - Б.П.) исследователи обратили внимание на близость религиозных воззрений, преданий, некоторых обычаев, а также географической номенклатуры новгородских словен и славян Польского Поморья. Было высказано предположение о расселении славян в Приильменье из области нижней Вислы и Одры. В 1922 г. Н.М. Петровский выявил в древних новгородских памятниках письменности бесспорно западнославянские особенности (Петровский Н.М., 1922, 356-389). Позднее Д.К. Зеленин указал на западнославянские элементы особенности в говорах и этнографии русского населения Сибири - выходцев из Новгородской земли (Зеленин Д.К., 1954, с. 49-95)".
"Археология пока не располагает сведениями для освещения путей и деталей расселения славян в Новгородской земле. Некоторые данные склоняют к мысли об их западном происхождении. Об этом говорят черты сходства в домостроительстве Новгородского и Польско-Поморского регионов, а также в оборонном строительстве: детали городен новгородского вала XI в. и конструкции вала новгородского детинца имеют параллели среди военно-защитных сооружений полабских славян (Алешковский М.Х., Красноречьев Л.Е., 1970, с. 54-73).
В пользу такого решения вопроса говорят и материалы палеоантропологии, относящиеся, правда, уже к XI-XIII вв. Черепа из курганов новгородских словен характеризуются суббрахикефалией и относительной узколицестью (Седов В.В., 1952, с. 72-85)... Узколицые суббрахикефалы Новгородчины обнаруживают ближайшие аналогии среди серий черепов балтийских славян. Так, например, черепа ободритов (Алексеева Т.Н., 1966, с. 3-37, табл. 1) также суббрахикефальны (черепной указатель 76,6; у новгородских словен - 77,2) и узколицы (скуловой диаметр 132,2 мм; у словен новгородских - 132,1 мм). Весьма близки они и по другим данным. Правда, имеются и различия - более низкое лицо у ободритов, более широкий нос у словен. Но не следует ожидать полного тождества... Речь может идти только о том, что и новгородские словене, и балтийские славяне восходят к единому исходному типу узколицых мезо-суббрахикефалов".
Все эти факты могут подтвердить версию о том, что Славен со свои племенем мог прийти к озеру Ильмень именно с берегов Эльбы (Лабы). В целом на основании всех выше указанных сведений уже можно восстановить примерную биографию Славена после его появления в Европе. В любом случае - это историческая личность. К сожалению, незаслуженно забытая. Даже сегодня очень многие отечественные историки отказываются его упоминать. Нет его имени и в школьных учебниках. А ведь как раз он вместе со своим младшим братом Скифом привёл многочисленные племена славян вначале к берегам Чёрного моря и Дуная, а потом и к берегам Балтийского моря. С него начиналась история ильменских славян и Славяно-Руси, а не с Рюрика.
Кушанское царство
Теперь возникают следующие вопросы: откуда могли прийти Славен и его славяне-сакалибы? где именно на востоке и против кого они вели многие войны перед 500 годом? Чтобы получить ответ на эти вопросы, нужно вспомнить о том, что различные племена саков жили тогда на территории нынешнего Казахстана, Средней Азии и даже Северной Индии. Эти территории охватывало огромное Кушанское царство. В V веке н.э. оно погибло под ударами многочисленных полчищ кочевников с востока. В состав этого царства входило множество различных княжеств. Одним из последних уцелевших было княжество Яньцай или Выньнаша (Наша Вынь?). Так его название звучало на китайском языке:
"24. Судэ. Владение Судэ находится от Луковых гор (Памира - Б.П.) на запад; в древности называлось Яньцай и Выньнаша; лежит при большом озере (Аральском море - Б.П.), от Кангюя на северо-западе, от Дай в 16000 ли. Некогда хунны, убив владетеля судэского овладели землями его. Владетель Хуни составлял, четвёртое колено после того события. Прежде судэские купцы во множестве приходили в китайскую область Лянчжэу для торга. Когда Дом Юань-вэй покорил Гу-цзан, в сём случае все они взяты в плен. Судэский владетель послал посланника для выкупа пленных. Указано было согласиться на выкуп. После сего долго не было посольств с дарами. Уже при Северной династии Чжёу, в четвёртое лето правления Бао-дин, 564, владетель прислал посланников с местными произведениями".
(карта)
"Повествование о Яньцай. Яньцай другие называют Хэсу. Во время Хань с ним открыто сообщение. На западе смежно с Дацинь (Византией - Б.П.), на юго-востоке на протяжении 2000 ли смежно с Кангюй. Лучников 100 000 с лишком. С Кангюй одинаковые обычаи, и подвластна Кангюю. Прилегает к Большому безбрежному озеру, это именно Северное море. На высоком берегу много елей и сосен, белой травы и соболей, пасут скот, следуют за водой и травой. Со времени Поздней Ханской династии переменили имя на государство Аланьнаго. Во время династии Поздней Вэй называлось государство Сутэго, другое имя Вэньнаша. Сначала сюнну убили их правителя и завладели государством. В начале царствования императора Вэньчэнди (452-465 гг.) отправили посланника принести дань [китайскому] двору. Их правитель (ван) именовал себя Хур. [Его династия] наследовала государство уже три поколения. Во время чжоуского Уди (561-578 гг.) также отправили посланника принести дань".
"Яньцай лежит почти в 2 000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение; в обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Войска более 100 000. Лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное море".
Если войска княжества Выньнаша насчитывали более 100000 человек, то общее население страны могло составлять более 600000 человек. Вероятно, значительная их часть могла уйти вместе со Славеном и Скифом к берегам Чёрного моря. Здесь Кангюй - это страна каналов. Впервые она упоминалась во II веке до н.э.
"Кангюй лежит почти в 2 000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое же владение; в обыкновениях совер?шенно сходствует с юечжысцами; имеет до 90 000 войска. Кангюй смежен с Даванию, и по малосилию своему при?знаёт над собою на юге власть юечжысцев, на востоке власть хуннов...
Владение Кангюй занимало степи от Сыр-дарьи к северу, на которых ныне кочуют Большая и Средняя Казачьи [казахские] Орды...". Давань - это Ферганская долина.
С тех пор, как был убит последний владетель соседней Выньнаши (Яньцая), к 564 году прошло уже четыре поколения, то есть от 75 до 100 лет. Следовательно, последний владетель пал от рук гуннов как раз тогда, когда Славен и Скиф вели многие войны на востоке. Поэтому можно предположить, что Славен и его племена могли представлять собой бывших жителей княжества Выньнаша. Правитель этого княжества, убитый гуннами, мог быть отцом Славена и Скифа.
Если верить археологам, то жители Выньнаши могли относиться к племенам Джетыасарской археологической культуры, период 1б и 1в, которая возникла примерно в одно время с появлением стран Кангюй и Большой Юечжи. Для жителей Выньнаши было характерно занятие земледелием и скотоводством. Причём поголовье крупного рогатого скота в стаде преобладало. Для сохранения влаги они строили ирригационные сооружения. Умерших хоронили в курганах с кирпичными склепами.
Особо стоит подчеркнуть, что общество местных жителей отличалось однородностью, так как имущественное неравенство практически отсутствовало. Существующие ранее на территории Выньнаши города и поселения пришлые племена не разрушали, а пытались реконструировать, изменить внутреннюю планировку. Архитектура местных сооружений напоминала хеттскую. В керамике использовали налепной орнамент, сходный с малоазийским и кавказским времён бронзового века, то есть времен 2000 до н.э., а также сходный с орнаментом племён Западной Монголии и Алтая VII-II веков до н.э. Некоторые изделия повторяли китайские и сарматские типы. Язык местных жителей был близок к хеттскому языку, имел связь со славянскими и балтскими языками. Некоторое сходство наблюдалось также с греческим и армянским языками. Очевидно сказывалось влияние соседней Греко-Бактрии, где ранее несколько веков правили преемники Александра Македонского.
Племена местных сакараваков (сакаравлов) относились к сакам-хаумаваргам, коренному населению земледельцев. Их называли также роксаланами. То есть аланами с реки Рокс. Что касается физического типа сакаравлов, то, по мнению специалистов, их название можно перевести как светлые саки. Местные аугасаки и апасиаки - это тоже сакские племена, но сарматского круга. Возможно, где-то рядом, если судить по имени, могли жить и сакалибы, предки славян. Черепной указатель сармат Приаралья - 77,2; позднекушанских жителей Хорезма - 77,1; ильменских славян - 77,2; кушанских жителей Хорезма - 77,4; киевских полян - 77,5. Налицо антропологическое сходство ильменских славян с населением Выньнаша, а киевских полян с кушанским населением Хорезма.
С другой стороны, например, средний черепной указатель древних кривичей, вождём которых мог быть выше названный Рус, очень сильно отличался от указателя ильменских славян и приднепровских полян. Он был равен - 73,0. Кривичи также сильно отличались от ильменских славян и своими обычаями. Поэтому предками кривичей могли быть не сакалибы, а кто-то совсем иной.
Можно ли выше перечисленные доказательства о происхождении предков Славена и славян от жителей княжества Выньнаша подтвердить с помощью ДНК-генеалогии? К сожалению, ископаемые гаплотипы бывших жителей Выньнаши автору пока неизвестны. Поэтому проверить их родство с ильменскими славянами с помощью ДНК-генеалогии вроде бы нельзя. Однако среди нынешних местных жителей уже обнаружены носители гаплотипа R1a-YP569, то есть представители так называемой Венедской семьи. Это некто Джалимбет, каракалпак из Узбекистана, и Хальметов, гражданин Казахстана (kit 262284, 279696). Каракалпаки проживают ныне как раз у берегов Аральского моря. По мнению С.П. Толстова, наиболее древними предками каракалпаков были племена апасиаков (водных саков), а они как раз и жили возле Арала во времена существования здесь княжества Выньнаша. Поэтому не исключено, что наш общий предок мог жить рядом с апасиаками. Что касается Хальметова, то он относится к роду шахи-казахов, то есть к роду царских казахов. Его связь с Венедской семьёй показывает, что какие-то потомки нашего общего с ним предка могли иметь некоторое отношение и к этому царскому казахскому роду.
Если с помощью сайта www.semargl.me составить генеалогическое древо ближайших сородичей Джалимбета, тоже относящихся к так называемой Венедской семье, то оно будет выглядеть следующим образом (см. древо 1). Согласно этому 37-маркерному генеалогическому древу, самым ближайшим сородичем каракалпака Джалимбета (красная ветвь) является ныне живущий потомок знаменитого русского путешественника Н.М. Пржевальского (kit 186402). Причём их общий предок не был современником Пржевальского, как можно было бы сразу подумать, а родился за много веков до него примерно в 1950-1807=143 году н.э., то есть во время существование Кушанского царства.
Если с помощью электронного калькулятора Килина-Клёсова сравнить гаплотип Пржевальского и донских казаков Поповых (kit 318304), то согласно расчётам получается, что наш общий предок мог родиться примерно 1511 лет назад или в 1947-1511=436 году, то есть позднее общего предка Джалимбета и Пржевальского, но за несколько десятилетий до прихода Славена и славян-сакалибов к берегам Чёрного моря и Дуная или ещё тогда, когда княжество Выньнаша продолжало жить мирной жизнью. Если выше названный общий предок является не только предком Пржевальского и Джалимбета, но и моим предком, то тогда получается, что некоторые тогдашние предки моих донских казаков Поповых тоже могли быть родом из Кушанского царства.
Древо 1
Согласно тому же генеалогическому древу получается, что самыми ближайшими сородичами казаха Хальметова являются некоторые нынешние жители России и Украины (kit 162898, N63011). Их общий предок мог родиться примерно в 1950-1112=838 году, то есть уже после того, как Кушанское царство прекратило своё существование. Общий же предок Джалимбета и Хальметова мог родиться примерно в 1950-2158=208 году до н.э., то есть за несколько десятилетий до того, когда юечжи пришли к берегам Арала.
Потомками этого общего предка являются не только Джалимбет и Хальметов, но также некоторые нынешние жители Румынии, Украины, Польши, Литвы, Беларуси, Финляндии, России и даже Армении. И это всё члены семьи R1a-YP569. Получается, что они все тоже являются потомками бывших жителей Кушанского царства. В таком случае нашу ветвь так называемой Венедской семьи можно прямо наименовать Кушанской.
С другой стороны, если все предыдущие выводы о происхождении ильменских славян от бывших жителей Кушанского царства соответствуют действительности, то тогда ильменские славяне в основном тоже могли являться носителями гаплотипа R1a-YP569. То есть большая часть ильменских славян - это отросток от Кушанской ветви Венедской семьи. Ведь представители этой семьи и ныне в основном проживают на территории бывшей Новгородской республики, которая простиралась когда-то от озера Ильмень до Беломорья и Уральских гор.
Среди выше перечисленных нынешних потомков жители Румынии могут, например, представлять тех, кого Славен и славяне могли оставить вместе с Бастарном у берегов Дуная во Фракии. Если с помощью того же сайта составить генеалогическое древо самых ближайших сородичей, например, румына Bogos (kit 71053), то оно будет выглядеть следующим образом (см. древо 2).
Согласно этому 37-маркерному генеалогическому древу, общий предок Джалимбета и ныне живущего румына Bogos (красная ветвь) мог родиться примерно в 1950-2216=266 году до н.э., то есть ещё до образования Кушанского царства. Потомками этого общего предка являются ныне живущие граждане не только Узбекистана и Румынии, но также Украины, Польши, Литвы, Латвии, Беларуси, России, Финляндии, Норвегии, Британии, Испании, а ещё Армении. Получается, что они все тоже являются потомками бывших жителей Кушанского царства. К сожалению, пока невозможно составить более точное 67-маркерное генеалогическое древо с использованием гаплотипов Джалимбета и Пржевальского, потому что известны только их 37-маркерные гаплотипы. Однако известен 67-маркерный гаплотип казаха Хальметова.
Древо 2
Если составить 67-маркерное древо Венедской семьи с учётом этого человека, то оно будет выглядеть следующим образом:
Древо 3
Ранее на 37-маркерном древе получалось, что общий предок Хальметова и, например, Кочергина, жителя России (kit 229594), мог родиться примерно 1337 лет назад. Согласно этому 67-маркерному генеалогическому древу получается, что общий предок Хальметова, а также всех тех, кто расположен на древе с правой стороны от него, а это некоторые нынешние жители Украины, России, Литвы, Беларуси и Финляндии, мог родиться гораздо раньше, примерно 1685 лет назад или примерно в 1950-1685=265 году н.э., то есть во время расцвета Кушанского царства. Получается, что 67-маркерное генеалогическое древо также показывает возможность того, что указанный общий предок мог жить на территории данного царства в княжестве Выньнаша.
Конечно, сразу же возникает вопрос: можно ли с помощью ДНК-генеалогии определить, а где же жили наши общие с Джалимбетом и Хальметовым предки до того, как оказались у берегов Аральского моря? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, попробуем составить более точное 67-маркерное генеалогическое древо Венедской семьи, которое будет включать в себя не только близких, но и самых дальних наших сородичей, то есть не 21, а 45 членов Венедской семьи.
Древо 4
На этом древе родословная линия Хальметова показана красным цветом. Его ближайшие сородичи образуют вместе с ним зелёную ветвь. Среди них нынешние жители России, Беларуси, Польши, Германии, Британии и Испании. Общий предок этой ветви, согласно расчётам, мог родиться примерно 1865 лет назад или в 1950-1865=85 году н.э., то есть в период существования Кушанского царства. Поэтому зелёная ветвь, теоретически, если учесть все предыдущие рассуждения, может представлять собой Кушанскую ветвь.
Справа от этой Кушанской ветви на древе образовалась ещё одна ветвь. Она выделена жёлтым цветом. Её образуют нынешние жители России, Беларуси, Литвы, Украины, Польши, Германии, а также Армении. Согласно расчётам получается, что общий предок зелёной и жёлтой ветвей мог родиться примерно 2634 года тому назад или в 2634-1950=684 году до н.э. Где он мог жить, пока неизвестно. Но можно заметить, что самая древняя линия всего древа ведёт в Британию. Согласно расчётам ветвей древа, эта британская линия могла возникнуть примерно 5249 лет тому назад или в 5249-1950=3299 году до н.э. или практически во времена Всемирного потопа 3266 год до н.э. Однако согласно расчётам компании Yfull, мутация YP569 произошла примерно 3200 лет тому назад. С того времени якобы и могла Венедская семья вести свой отсчёт. Хотя полученное 67-маркерное древо даёт совершенно другой результат. Оно увеличивает возраст этой семьи на 5249-3200=2049 лет, что, возможно, ошибочно. Если же не обращать внимание на полученные даты, то 67-маркерное генеалогическое древо позволяет наблюдать взаимосвязи Кушанской ветви с другими родословными линиями Венедской семьи. Составим теперь ещё более точное 111-маркерное генеалогическое древо Венедской семьи.
Древо 5
Это 111-маркерное древо Венедской семьи включает в себя 50 её членов. К сожалению, среди них нет ни Хальметова, ни Джалимбета, так как их 111-маркерные гаплотипы пока неизвестны. Однако результаты расчётов даты рождения общего предка этого древа гораздо ближе к результатам расчётов компании Yfull. Общий предок выше названных 50 членов семьи мог родиться примерно 3622 года назад или в 3622-1950=1672 году до н.э. Превышение возраста Венедской семьи в сравнении с расчётами компании Yfull составляет здесь всего 3622-3200=422 года. Это, наверное, уже гораздо ближе к реальности. Следует заметить, что на этом древе также получается, что самая древняя родословная линия ведёт опять же в Британию. Поэтому можно предположить, что Венедская семья могла возникнуть или в той же Британии или где-то рядом с ней.
Крорайна, Полона, Чжеше, Холисими
Огромное Кушанское царство ни в чём не уступало Римской империи. С севера на юг оно простиралось от берегов Аральского моря до Индийского океана, а с запада на восток от Арала до озера Кукунор, расположенного в самом центре нынешнего Китая. Здесь же в Китае существовало и самое крайнее на востоке княжество, которое носило и соответствующее название - Крорайна. Среди местных жителей были и те, кто носил имя Расен. А надо помнить о том, что этруски в Италии сами себя называли точно также расенами. Остальные княжества царства тоже носили весьма интересные названия: Полона, Чжеше, Холисими (Хорезм) и др.
"11. Нинъюань. Нинъюань собственно есть владение Боханъна, иначе Бохань. При династии Юань-вэй оно на?зывалось Полона. От столицы лежит в 8 000 ли. Местопребывание владетеля в городе Сигянь, на северной сто?роне реки Чженьчжу. Находится шесть больших городов и около ста малых. Жители долговечны. Преемствие вла?детелей со времен династий Юань-вэй [386-555] и Цзинь [265-420] не прерывалось".
Жители княжества Полона (это китайское название) могли называться полонами или даже полянами. Располагалось это княжество вблизи ещё одного княжества - Давани, которое существовало на территории Ферганской долины. Название Давань имеет сходство с названием княжества Выньнаша. "Давань лежит от хуннов на запад, почти за 10 000 ли от столицы прямо на запад. Даваньцы ведут осёдлую жизнь, занимаются земледелием, сеют рис и пшеницу. Есть у них виноградное вино. Много аргамаков. Сии лошади имеют кровавый пот, и происходят от породы небесных лошадей. Есть горо?да и домы. В Давани находится до 70 больших и малых городов; народонаселение простирается до нескольких сот тысяч. Оружие состоит из луков с стрелами и копьев. Искусны в конной стрельбе. От Давани на север лежит Кангюй, на западе Большой Юечжы, на юго-западе Дахя, на северо-востоке Усунь, на востоке Ганъми и Юйтянь. От Юйтяни на западе реки текут на запад, и впадают в западное море (Каспийское - Б.П.). От Юйтяни на востоке реки текут на восток, и впадают в Соляное озеро. Соляное озеро пробирается под землёю, и на юге производит истоки Жёлтой реки (Хуанхэ - Б.П.). Много нефрита. Жёлтая река уходит в Сре?динное царство. Лэулань и Гушы имеют города по берегам Соляного озера. Соляное озеро лежит в 5 000 ли от Чан-ань. Западная сторона хуннов простирается от Соляного озера на восток до Великой стены в Лун-си; на юге, гра?нича с Кянами, преграждает дорогу в Китай..."
Что особенно важно, в китайских летописях можно найти имя первого владетеля древней Полоны (Бохани): "67. Бохань. Резиденция Боханьского владения лежит в 500 ли от Луковых гор на западе. Это есть древнее владение Кюй-сэу". Его имя даже в китайской форме очень похоже на имя Кия, вождя полян, который тоже, как и Славен, откуда-то с востока привёл свои племена к берегам Днепра и основал город Киев. "Поляном же живущим особь и владеющим роды своими, яж и доселе братья их бяху поляне, и живяху кождо с родом своим на своих местех, и владея родом. И быша три братия: единому имя Кий, другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. И седяше Кий на горе, где ныне Зборичев взвоз, а Щек седяше на горе, иде же ныне Щековица, а Хорив на третией горе, от него прозвася Хоривица. И сотвориша городок во имя брата их старейшаго, и нарекоша Киев". Если исходить из двойного сходства названий Полоны с полянами и Кюя с Кием, то днепровские поляне вполне могли быть родом из кушанской Полоны. Конечно, это сходство следовало бы подкрепить с помощью ДНК-генеалогии.