Попов Борис Иванович : другие произведения.

Мудрость вещего Бояна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, кто был учителем Конфуция, Будды, греческих софистов, Учителя Праведности жителей кумранских пещер и даже Иисуса Христа и Магомета.


Борис Попов Сабин

Мудрость вещего Бояна

  
   До сих пор на Руси сохранились смутные воспоминания о неком вещем Бояне, который жил неизвестно когда и неизвестно где, но был почитаем народом как мудрец, хранивший тайну времён прошлого, настоящего и будущего. Казалось, всё кануло в лету, и мы никогда не сможем раскрыть его собственную тайну. Крещение Руси в 988 году воздвигло непреодолимый барьер между Бояном и нами, его преемниками по крови и духу. В то же время летописи некоторых соседних народов всё же сохранили в своей памяти отдельные персонажи, носящие такое же имя, но лишь один из них мог быть назван вещим.
   Он родился далеко от России, у берегов Китайского моря. Его сородичами были мореходы, восточные иноземцы, оказавшиеся на берегах древнего Китая после Девкалионова бедствия, страшной катастрофы, разразившейся в Эгейском море в 1470 до н.э. Вместе с ними в Китае появились бумага, книги, порох и компас. Беглецы, как и библейский Моисей, поклонялись крылатым змеям, запускали их в небо и любовались их полётом. Через семь веков китайский император назначил одного из этих иноземцев своим первым летописцем. Это был самый старший Боян. Ещё через двести лет летописцем стал служить Лиэр, преемник первого, но народом тоже прозванный Бояном. О нём и пойдёт речь. Я несколько лет работал над текстами этого мудреца и решил донести их до моих читателей в более точном переводе.

***

   Спустя много дней после того, как вещий Боян, в Китае его до сих пор называют Лао-цзы, отправился из столицы Китая на запад, дорога привела его к границе, за которой начиналась уже другая земля. Главный страж, а это был Инь-си, загородил ему путь и потребовал платы. Услышав, что перед ним не купец, а мудрец, страж после некоторого раздумья потребовал от путника изложить свою мудрость на бумаге. Боян нехотя уселся за стол, за которым обычно устраивались купцы, потом взял бумагу, краску и кисточку, и вместо перечня вывозимых товаров, стал кропотливо выводить в таможенной декларации свои мысли, которые до этого роем проносились у него в голове. Теперь он навсегда уносил их из Китая. Вот они:

1

Мудрость, привычная мудрость - не абсолютная мудрость.

Имя, привычное имя - не абсолютное имя.

Без имени - неба, земли начало;

с именем - всякой вещи мать.

Познавать изменчивое - постигать тайну тончайшего;

познавать постоянное - постигать тайну распространения.

Сравнение обоих - поиск происхождения имени обоих,

Поиск их - искусство.

Искусство, ещё большее искусство - в тончайшее дверь.

2

Под небом приходит к нам относительность совершенства

и абсолютность несовершенства,

относительность добра

и абсолютность зла.

Бытие и небытие порождают друг друга,

возможное и невозможное - путь от несовершенного к совершенному.

Длинное и короткое - их размеры,

высокое и низкое - их положение.

Высокое соединяясь с низким ведет к более совершенному.

Последующее следует за предыдущим.

Мудрец совершает дела, ничего не делая,

обучает, ничего не говоря,

изменяет окружающее, не прикасаясь к нему руками,

созидает, ничем не обладая,

приводит в движение не подталкивая,

завершает дела без удовлетворения.

Его заслуги - это его неудачи.

3

Чтобы не ссорить людей,

не превозноси мудрецов.

Чтобы не плодить воров,

не придавай значения ценностям:

не прельщаясь - не соблазнишься.

Когда совершенный управляет,

сердца людей пусты, а тела - полны,

побуждения - слабы, а кости - крепки,

незнающие - послушны, а знающие - удерживаемы.

Минимум деяний - максимум покоя.

4

Мудрость всегда пуста,

а её применение - неисчерпаемо.

Она - начало всех вещей,

не поддается самому острому,

развязывает самое запутанное,

умеряет самое яркое,

соединяет самое мельчайшее.

Я не знаю кто её породил,

но она появилась раньше небесного Хуана.

5

Небо и земля не любят человека,

но позволяют жить ему своей жизнью.

Тоже и праведный.

Он не говорит о любви к народу,

а даёт возможность жить своей жизнью.

Все, что между небом и землей, похоже на кузнечный мех.

Он пуст, но неистощим.

Чем чаще он надувается,

тем больше из него выходит ветер.

Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу.

Во всем нужна мера.

6

Чистейший дух бессмертен.

Он является непостижимой матерью.

Её лоно - корень неба и земли.

Он существует как нескончаемая нить.

Его действие неисчерпаемо.

7

Небо и земля вечны.

Ведь они существуют не для себя.

Праведный заботится о себе после других.

Поэтому он всегда в безопасности.

Он пренебрегает своей жизнью,

а живет долго.

Кто не заботится о себе,

того ждет удача.

8

Высшая добродетель похожа на воду.

Она приносит пользу всем

и не сопротивляется никому.

Она находится там, где её никто не видит,

поэтому похожа на мудрость.

Праведный живет ближе к земле.

Его сердце следует внутренним побуждениям.

В отношениях с людьми он дружелюбен,

в словах - искренен,

в управлении - последователен,

в делах - исходит из возможностей,

в поступках - учитывает время.

Он не совершает ошибок,

так как не спорит ни с кем.

9

Лучше ничего не делать,

чем стремиться к приобретению.

Если долго пользоваться острым,

оно не сохранит свою остроту.

Если дом наполнен золотом и драгоценностями,

никто не сможет его уберечь.

Кто достигает чести и богатства,

делается гордым.

Он легко забывает о превратностях судьбы,

когда дела увенчиваются успехом.

После успеха лучше уединиться.

Это мудрость небес.

10

Душа едина и на части не делится.

Кто духовен, тот, как младенец, бесстрастен.

Кто созерцает отвлеченно, тот не заблуждается.

Кто любит народ и управляет им,

тот не вмешивается в его жизнь.

Кто хочет понять небеса, тот покорен.

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен,

тот ничего не знает и ни на что не способен.

Кто производит изделие и хранит его,

тот ничего не имеет.

Праведный не хвалится тем, что сделано,

руководя, не считает себя властелином.

11

Тридцать спиц объединяются, образуя колесо,

но его применение зависит от пустоты между спицами.

Из глины делают сосуд,

но его применение зависит от пустоты в нём.

Здание строят с окнами и дверями,

но его применение зависит от пустоты в нём.

Вот почему полезность вещи иногда определяется пустотой.

12

Пять цветов ослепляют.

Пять звуков оглушают.

Пять вкусов пресыщают.

Езда и охота одуряют.

Драгоценности очерствляют.

Поэтому праведный меняет не поверхностное, а внутреннее,

избегает внешнего, стремится к внутреннему.

13

Слава и позор одинаково странны.

Слава подобна несчастью.

Её приобретают и теряют со страхом.

Не будет славы, не будет страха,

не будет и несчастья.

Кто не дорожит собой, тот не будет несчастен.

Самоотверженный, служа людям, может жить среди них.

Гуманный, служа людям, может управлять ими.

14

Предмет, который мы не видим, бесцветен.

Звук, который мы не слышим, беззвучен.

Предмет, который мы не можем ухватить, мельчайший.

Эти три предмета неуловимы.

Когда они соединяются, то превращаются в единое.

Верх не светел, низ - не темен.

Бесконечное нельзя назвать именем.

Оно существует, но возвращается к небытию.

Его форма бесформенна.

Его образ не определенен.

Встречаясь с ним, не видать его лица.

Следуя за ним, не видать его спины.

Но зная путь к познанию, можно овладеть его сутью,

можно увидеть его прошлое.

15

Древние знали мельчайшее и тончайшее.

Ведь они были робкими, словно переходили студеный поток,

нерешительными, словно боялись соседей,

важными, словно шли в гости,

осторожными, словно шли по тонкому льду,

простыми, словно неотесанное дерево,

изобильными, словно долина,

непроницаемы, словно мутная вода.

Они грязное могли сделать чистым,

движущееся - спокойным.

Они соблюдали закон и не желали многого.

Они совершенствовались, довольствуясь старым,

а не овладевая новым.

16

Предел пустоты - это покой.

Если вещи растут - это круговорот.

Они разнообразны,

но возвращаются к своему началу.

Это возвращение и есть покой.

Но покой - это возвращение к жизни.

Возвращение к жизни - это и есть вечность.

Знающий вечность - мудрец.

Незнающий - приносит беду.

Знающий вечность - имеет всеобъемлющую душу.

Имеющий такую душу - правосуден.

Правосудный - будет правителем.

Кто правит, тот соединяется с Небом.

Кто соединен с Небом,

тот подобен мудрости, которая существует вечно.

Тело его умрет, но дух останется бессмертным.

17

Лучший правитель тот, о котором знают лишь то,

что он существует.

Хуже тот, который требует любви и возвышения.

Ещё хуже тот, кого боятся.

Совсем худ тот, кого презирают.

Кто не заслужил доверия, тот не пользуется им.

Кто вдумчив и сдержан, тот добивается успеха.

О нем говорят, что он естественен.

18

Когда нарушили законы,

появились "человеколюбие" и "справедливость".

Когда появилось мудрствование,

тогда возникло и лицемерие.

Когда шесть родственников в раздоре,

тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь".

Когда в государстве царит беспорядок,

тогда появляются и "верные слуги".

19

Если устранить святость и мудрствование царей,

то можно осчастливить народ в сто раз.

Если устранить человеколюбие и справедливость царей,

то дети начнут почитать своих родителей,

а родители - любить своих детей.

Если устранить хитрость и наживу царей,

то исчезнут воры и разбойники.

Невозможно достичь этого только внешними изменениями,

нужно стремиться к простоте и скромности,

к уменьшению личных желаний и освобождению от страстей.

20

Не будет учености,

не будет и печали.

Разница между обещанием и лестью ничтожна,

разница между добром и злом - велика.

Избегай того, чего люди боятся.

Как зыбок мир, где ещё не установлен порядок.

Люди радостны,

словно присутствуют на угощении

или празднуют начало весны.

А я спокоен и не лезу вперед,

как ребенок, который не появился на свет.

Я спешу,

но не знаю куда и где остановлюсь.

Многие люди богаты,

а я не имею ничего, как будто всё потерял.

Люди стремятся к знатности,

а я прост, как душа глупого человека.

Люди говорят, что знают много,

а я знаю, что ничего не знаю.

Потому страдаю душой,

волнуюсь, как море,

блуждаю и не знаю, где остановиться.

Многие люди делают то, к чему способны,

а я глуп и мужиковат.

Отличаюсь лишь тем,

что люблю питаться у матери всех вещей - мудрости.

21

Только мудрости подчиняется праведный.

Суть её похожа на блеск.

Она неуловима,

но в ней есть образы.

Она неопределенна,

но в ней есть скрытые вещи.

Она темна,

но в ней скрыты тончайшие частицы.

Они обладают высшей действительностью и достоверностью.

Имя мудрости никогда не исчезало.

Следуя ей, можно познать начала всех вещей.

Я обозрел многие из них,

но не познал.

22

Древние говорили:

Ущербное превращается в совершенное,

кривое - в прямое,

ветхое - в новое.

Стремясь к малому, получишь много,

стремясь к многому, получишь мало.

Праведный владеет единственным,

но является примером,

не излагает своих мыслей,

но всегда прав,

не выставляет себя,

но всегда известен,

никогда не воюет,

но знаменит,

никогда не гордится,

но прославляется,

боится ссор,

но никто не преследует его.

23

Редкие слова заключают в себе верные мысли,

редкие изречения - правоту.

Сильный ветер не может дуть до полудня,

сильный дождь не может идти весь день.

Небо и земля не могут создать вечное,

человек - тем более,

поэтому он следует за мудростью.

Следующий ей, равен ей,

праведный равен добру,

потерявший равен потере,

сомневающийся равен неверию.

24

Кто поднялся на цыпочки,

не может долго стоять.

Кто делает большие шаги,

не может долго идти.

Кто считает себя всезнающим,

тот ничего не знает,

кто сам себя восхваляет,

тот не добывает славы,

кто хвастается,

тот не имеет заслуг,

кто горд,

тот не может стать старшим над другими.

Избыток желания напрасен.

Праведный избегает его.

25

Вещество произошло из хаоса,

существует раньше неба и земли,

недвижимо, бестелесно, самобытно,

не знает изменения,

движется по бесконечному кругу

и не знает предела.

Только оно может родить небо и землю.

Имя его я не знаю,

но его называю великим.

Оно в бесконечном движении.

Такое движение не достигает предела.

Не достигая его, оно возвращается к истоку.

Поэтому мудрость велика, велики небо и земля,

велик и повелитель.

Человек следует законам земли,

земля следует законам неба,

небо следует законам мудрости.

Только мудрость следует самой себе.

26

Тяжелое лежит в основе легкого,

покой - в основе движения.

Праведный, шагая весь день,

не отходит от телеги с грузом.

Он пользуется славой и благами жизни,

но стоит выше их.

Властитель десяти тысяч колесниц, презирающий заботу о стране,

теряет слуг,

а легкомысленный - власть.

27

Праведный не оставляет следов,

красноречивый не допускает ошибок.

сильный не хитрит.

Крепко запертое даже без замков не открывается,

крепко связанное даже без узлов не развязывается.

Праведный спасает погибающих и не оставляет нуждающихся,

сохраняет созданное и пользуется им.

Добродетель учит недобрых,

а недобрые являются учениками добродетели.

Заблуждается тот умнец,

кто неуважает своего учителя или своих учеников.

28

Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность,

тот становится великим.

Кто стал великим,

тот не прекращает познание и продолжает оставаться младенцем.

Кто, зная праздничное, сохраняет будничное,

тот становится примером.

Кто стал примером,

тот не прекращает познание и возвращается к началу.

Кто, зная свою славу, сохраняет безвестность,

тот становится великим.

Кто стал великим,

тот достигает совершенства в познании

и возвращается к естественности.

Этот великий порядок не уничтожится.

29

Кто хочет силой овладеть миром,

тот не достигнет желаемого.

Мир подобен таинственному сосуду,

к которому нельзя прикоснуться.

Кто покушается на это,

тот нарушает порядок мира.

Кто хочет завладеть им,

тот сразу его потеряет.

Одни идут впереди,

другие следуют за ними.

Одни расцветают,

другие засыхают.

Одни укрепляются,

другие слабеют.

Одни развиваются,

другие разрушаются.

Праведный избегает лишнего,

ему не нужны роскошь и расточительство.

30

Кто служит Повелителю мудростью,

тот не покоряет народ войском,

ибо это может обратиться против него.

Где находятся войска,

там вместо хлеба растут колючки.

После больших войн наступают голодные годы.

Искусный полководец побеждает и останавливается.

Он избегает насилия.

Он побеждает без прославления.

Он побеждает без нападения.

Он побеждает без гордости.

Он побеждает вынужденно.

Он побеждает без воинственности.

31

Оснащенное войско - средство для несчастья и зла.

Праведный выбирает левую сторону,

а вояка - правую.

Войско - орудие нечестивое.

Оно не может быть орудием мудрых,

его применяют вынужденно.

Цель войны в обеспечении покоя,

но она несомненное зло.

Если б она была добром, то нужно было бы радоваться ей,

но это может лишь тот, кто любит убивать людей.

Такой не может осуществить добро в мире.

При добром деле выбирается левая сторона,

при беде - правая.

На левой стороне строй подчиненных,

на правой - командиры.

Весть о победе следует встречать трауром,

ибо на войне многие погибают.

Если убивают многих людей, то нужно плакать.

После победы в войне следует не радоваться, а горевать.

32

Мудрость вечна и безымянна.

Она также и ничтожна,

но никто в мире не может подчинить её себе.

Когда правители и знать её соблюдают,

то всё достигает покоя.

Когда небо и земля сливаются в гармонии,

то наступает счастье и благополучие.

Когда мудрость разделяется на части,

то они получают имя.

Если имя известно,

то нужно знать границы его применения.

Знание границ избавляет от опасности.

Когда мудрость правит миром,

всё сущее вливается в него, как горные ручьи в моря.

33

Знающий людей - благоразумен,

а знающий себя - прозорлив.

Побеждающий людей - силен,

а побеждающий себя - могуч,

довольствующийся самим собой - богат.

Имеющий волю - упорен,

а неотступающий от цели - долговечен.

Кто умер, но не забыт - тот бессмертен.

34

Великая мудрость повсюду:

и справа и слева.

Всё сущее благодаря ей рождается и развивается.

Заслуги мудрости велики,

но она не хвастается.

С любовью пестуя все существа,

не считает себя их властелином.

Она не имеет собственных желаний,

потому ничтожно.

Её можно назвать маленькой,

ибо мельчайшая вещь возвращается в неё.

Её можно назвать великой,

ибо всё сущее подчиняется ей.

Праведного нельзя назвать великим,

хотя он совершает великие дела.

Праведный достигает величия,

так как не возвеличивает себя.

35

К тому, кто представляет собой образ праведности,

приходит весь народ.

Люди приходят и он не причиняет им вреда,

а приносит мир, спокойствие, музыку и пищу.

Даже путешественник остаётся у него.

Когда мудрость исходит из его уст,

она пресна и безвкусна.

На неё смотрят и не видят,

её слушают и не слышат,

но если ею пользуются,

она неисчерпаема.

36

Сжать можно расширенное,

ослабить - крепкое,

уничтожить - расцветшее,

отнять - у имеющего.

Поэтому мягкое побеждает твердое,

а слабое - сильное.

Рыба не может покинуть глубину,

а государь не может править напоказ.

37

Мудрость постоянно находится в бездействии,

но нет ничего, чего бы она не делала.

Если государь и знать будут её соблюдать,

то всё будет меняться по их желанию.

Если всё придет в сильное движение,

то удержать его можно безымянной простотой.

Она не имеет желаний,

но это приносит покой и справедливость.

38

Праведный не считает себя безгрешным,

поэтому он безгрешен.

Греховный человек не считает себя грешным,

поэтому он грешен.

Праведный бездеятелен,

поэтому свои дела считает чужими.

Греховный человек деловит,

поэтому чужие дела считает своими.

Справедливые уважают других,

их действия нарочиты.

Почтительные не уважают других,

их действия корыстны.

Если они не встречают взаимность,

то прибегают к наказаниям.

При потере мудрости остается праведность,

при потере праведности остается гуманность,

при потере гуманности остается справедливость,

при потере справедливости остается почтительность.

Она следует за ослаблением верности и преданности,

начинается с беспорядков.

Великий держится существенного,

избегает ничтожного.

Он справедлив,

хотя не соблюдает законы.

39

С древнейших времен всё достигало единства:

небо - чистоты,

земля - покоя,

дух - чуткости,

долина - плодородия,

вещь - существования,

государи и знать - уважения.

Без единства нечистое небо - разрушается,

зыбкая земля - раскалывается,

дух без чуткости - исчезает,

бесплодная долина - превращается в пустыню.

Прекращение роста ведет к разрушению,

потеря уважения подданных - к свержению государя и знати.

Благородные смотрят на варваров, как на своё начало,

высшие смотрят на низших, как на свою опору,

иначе они будут одинокими, сирыми и несчастными.

Если разобрать колесницу на части,

то от неё ничего не останется.

Нельзя быть гордым, как яшма,

нельзя быть презираемым, как простой камень.

40

Сопротивляясь всему вещественному, мудрость развивается,

поддаваясь всему вещественному, мудрость действует.

В мире все вещи рождаются в бытии,

а бытие рождается в небытии.

41

Умный, услышав мудрое, следует ему,

обыкновенный - то следует, то отступает,

а неуч - глумится над ним.

В противном случае это не мудрое.

Тот, кто понимает очевидную мудрость,

другим кажется темным.

Тот, кто идет вперед, следуя мудрому,

другим кажется идущим назад.

Тот, кто овладевает вершинами мудрости,

другим кажется обыкновенным смертным.

Великий праведник похож на презираемого,

безграничная мудрость - на её недостаток,

распространение мудрости - на её расхищение,

истина - на её отсутствие.

У большого квадрата не видно углов,

большой сосуд изготавливается нескоро,

самый громкий голос неслышен,

большое изображение не имеет формы.

Мудрость скрыта от нас,

потому не имеет имени,

но она наполняет силой и ведет к совершенству.

42

Мудрость рождает одного,

один - двоих,

двое - троих,

а трое - всех остальных.

Всё носит на себе Инь -

переменное,

заключает в себе Янь -

постоянное,

наполнено Ци -

жизненной силой,

и образует гармонию.

Люди не хотят быть одинокими, сирыми, несчастными,

но государи и знать называют себя этими именами.

Потеря есть начало размножения,

а множество - начало потери.

Чему учат люди, тому учу и я.

Очень сильный не умирает своей смертью.

43

Самые слабые побеждают самых сильных.

Небытие проникает везде и всюду.

В мире нет ничего, что не прибегало бы к словам

и не получало пользу от недеяния.

44

Что ближе - слава или жизнь?

Что дороже - жизнь или богатство?

Что тяжелее пережить - потерю или приобретение?

Кто бережёт, тот терпит убыток.

Кто много накапливает, тот теряет больше.

Кто знает меру,

тот не потерпит неудачу.

Кто знает предел,

тот не приблизится к опасности и будет жить долго.

45

Особое совершенство похоже на убогое,

но оно не может быть нарушено.

Особая полнота похожа на пустоту,

но польза её неизмерима.

Особая прямота похожа на кривизну,

особое остроумие похоже на глупость,

искусный оратор похож на заику.

Движение побеждает холод,

а покой - жару.

Полный покой создает порядок в мире.

46

Когда в стране правит мудрость,

боевые кони исчезают вдали,

а лошади обрабатывают нивы,

когда в стране правит глупость,

боевые кони пасутся в окрестности.

Нет больше греха, чем чрезмерная страсть.

Нет тяжелее беды, чем незнание меры.

Нет тяжелее преступления,

чем стремление к чрезмерному богатству.

Кто умерен, тот всегда доволен.

47

Невыходя из дома, можно познать мир.

Не глядя в окно, можно видеть небеса.

Чем дальше от дома,

тем меньше знаешь.

Мудрец познает, не выходя никуда.

Не видя предмета, проникает в его сущность.

Не делая ничего, совершает многое.

48

Кто учится,

тот каждый день увеличивает свои знания.

Кто служит мудрости,

тот каждый день уменьшает свои желания.

В непрерывном уменьшении человек доходит до бездействия.

Когда он достигнет этого,

то всё уже будет сделано.

Если в мире порядок,

то следует завладеть им,

если он хаотичен,

то этого делать не стоит.

49

Праведный не имеет особого сердца,

оно состоит из сердец народа.

Он делает добро добрым и недобрым.

Так воспитывается добродетель.

Он верен искренним и неискренним.

Так воспитывается искренность.

Праведные просты и тихи,

ко всем питают одинаковое чувство.

Для блага мира их сердце темно.

Простолюдины смотрят на них и слушают их призывы,

а праведные смотрят на них, как на детей.

50

Все существа рождаются и умирают.

Из десяти человек трое идут к жизни,

а трое - к смерти.

От сильного стремления к жизни трое умирает из-за своих деяний.

Кто владеет собой,

тот не боится носорога или тигра,

вступая в битву, не боится вооруженного врага.

Носорогу некуда вонзить свой рог, а тигру - когти.

Врагу некуда поразить его мечом.

Для воздержанного смерти не существует.

51

Мудрость производит существа,

добродетель кормит их.

Оттого они приобретают форму,

а та совершенствуется.

Поэтому все почитают мудрость и добродетель.

Но никто не сообщал мудрости её достоинства,

а добродетели - её ценности,

они сами обладают ими.

Мудрость производит вещи,

добродетель питает их, дает им расти,

совершенствует, делает зрелыми, кормит и защищает.

Настоящая добродетель - это:

создавать и не присваивать,

творить и не хвалиться,

царствовать и оставлять всех свободными.

52

Мать мира - её начала.

Постигнув их, можно постигнуть и их детей.

Когда известны дети,

тогда можно сохранить мать.

Тело умирает, но его сущность остается.

Если человек оставит прихоти и освободится от страстей,

у него не будет усталости.

Если он поддается страсти и поглощен делами,

у него не будет спасения от бед.

Видеть мельчайшее - зоркость.

Охранять слабое - могущество.

Следовать мудрости, постигать её смысл - залог успеха.

Тело истлевает, ничего не оставляя после себя -

это наследие вечности.

53

Если бы я владел знанием,

то шел бы по большой дороге.

Узких тропинок я боюсь.

Большая дорога ровна,

но народ любит тропинки.

Если дворец роскошен,

то поля покрыты сорняками, а амбары пусты.

Роскошная одежда, острые мечи, изысканные блюда, излишнее богатство - это разбой и бахвальство, нарушение мудрости.

54

Кто умеет крепко стоять,

того нельзя опрокинуть.

Кто умеет опереться,

того нельзя свалить.

Потомки сохранят память о таком.

Кто совершенствует мудрость внутри себя,

у того добродетель искренняя.

Кто совершенствует мудрость в доме,

у того добродетель обильная.

Кто совершенствует добродетель в селении,

у того добродетель обширная.

Кто совершенствует добродетель в стране,

у того добродетель богатая.

Кто совершенствует добродетель в мире,

у того добродетель всеобщая.

По себе можно познать других.

По одному дому можно познать другие дома.

По одному селению можно познать другие селения.

По одной стране можно познать другие страны.

По одной стране можно познать весь мир.

Могу ли я знать, почему мир таков, а не иной?

55

Праведный похож на младенца,

но насекомые его не укусят,

звери его не разорвут,

хищные птицы не вопьются в него когтями.

Кости у него мягки, а мышцы слабы,

но мудрость он держит крепко.

Не совокупляясь, он рождает.

Он кричит весь день,

но голос его не слабеет.

В нём полная гармония.

Знание гармонии - постоянство.

Знание постоянства - мудрость.

Доставлять приятное плоти - слабость.

Возвышаться душой над настроением - сила.

Без мудрости цветущее увядает,

где нет мудрости, там тупик.

56

Знающий - молчит.

Говорливый - не знает.

Непостижимая праведность - это:

оставлять желания,

отказываться от страстей,

притуплять проницательность,

освобождаться от хаоса,

умерять свой блеск,

уподобляться пылинке.

Сродниться с праведностью невозможно.

Ей нельзя пренебрегать,

ей нельзя воспользоваться,

её нельзя возвысить,

её нельзя унизить.

Поэтому она свята.

57

Страна управляется справедливостью,

война - хитростью,

а мир - бездействием.

Когда слишком много запретов, народ беден.

Когда слишком много оружия, появляются смуты.

Когда слишком много мастеров,

умножается число ненужных вещей.

Когда слишком много законов и приказов,

увеличивается число воров и разбойников.

Праведный говорит:

Если я бездействую, народ сам всё изменяет.

Если я спокоен, народ сам всё исправляет.

Если я пассивен, народ сам обогащается.

Если я бесстрастен, народ простодушен.

58

Не будет мелочности в управлении страной,

народ обогатится.

Будет мелочность - народ обеднеет.

Где благо, там и несчастье.

Где беда, там и счастье.

Никто не знает, где оканчивается беда

и начинается счастье.

Справедливость может превратиться в хитрость,

а добро - в зло.

Люди заблуждаются,

поэтому праведный не поддается им.

Он не корыстен, но ничего им не дает.

Он праведный, но ничего не делает по своей воле.

Он светило для мира, но не любит блеска.

59

Управляя людьми и служа небу,

соблюдай воздержание.

Воздержание - первая ступень добродетели.

Праведный преодолеет всякую трудность.

Его сила неизмерима.

С её помощью можно овладеть миром.

Начало, при помощи которого управляется мир, долговечно.

Это начало - мудрость.

60

Управление большой страной

напоминает приготовление блюда из мелких рыб.

Если страной управлять, следуя мудрости,

злой дух перестанет быть богом.

Он сохранится,

но от него не будет вреда.

Праведный никому не навредит,

и ему никто не навредит.

Нравственность праведника постоянно совершенствуется.

61

Великая страна -

это устье реки, начало мира, мать мира.

Мать всегда побеждает отца,

ведь она тиха, спокойна и стоит ниже.

Великая страна располагает к себе тем,

что ставит себя ниже других.

Маленькая страна располагает к себе тем,

что стоит ниже других.

Поэтому располагают к себе

или тем, что ставят себя ниже других

или тем, что сами ниже других.

Пусть великая страна думает о том, чтобы всех накормить,

а маленькая - о том, чтобы служить людям.

Обе получат то, чего желают.

Великому полагается быть ниже всех.

62

Мудрость - глубокая основа всех вещей,

сокровище добрых и собственность недобрых.

Красивые слова могут быть куплены,

а добрые поступки может совершать каждый.

Хотя люди злы, но нельзя совсем их покидать.

Иначе зачем выдвигают государя и назначают ему трех советников?

Государь и советники имеют драгоценности и могут ездить на колеснице,

но им лучше сидеть на месте и следовать мудрости.

Почему в древности ценили мудрость?

В то время люди не стремились к приобретению богатств

и преступления прощались.

Поэтому мудрость ценилась дороже всего.

63

Нужно осуществлять недеяние,

соблюдать спокойствие и вкушать простое.

Великое состоит из малого,

а многое - из немногого.

На ненависть надо отвечать добром.

Преодоление трудного начинается с легкого,

осуществление великого начинается с малого.

Поэтому праведный начинает не с великого,

но делает великое.

Кто легко соглашается,

тому нельзя верить.

Где много легких дел,

там много трудностей.

Праведный относится к любому делу, как к трудному,

поэтому он не испытывает трудности.

64

Не трудно удержать легкое.

Легко предотвратить беду до наступления.

Слабое легко сломать,

мелкое легко рассеять.

Защищайся тогда,

когда ещё нет врагов.

Заботься о покое страны тогда,

когда в ней ещё всё в порядке.

Дерево, которое нельзя обнять руками,

выросло из маленького.

Девятиэтажную башню начинают строить с кусочка земли.

Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага.

Кто действует, тот может потерпеть неудачу.

Кто владеет, тот может потерять.

Праведный ничего не создает,

поэтому не терпит неудачу.

Он ничего не имеет,

поэтому ничего и не теряет.

Кто, начиная дело, спешит быстро получить результат,

тот потерпит неудачу.

Кто осторожно начинает и заканчивает,

тот получит успех.

Поэтому праведный старается быть хладнокровным,

не придавать значения дорогим вещам,

учится у тех, кто ничего не знает,

идет по тому пути,

который прошли другие.

Он способствует естественному течению событий

и не препятствует им.

65

В древности те, кто следовал мудрости,

не старались просвещать народ.

Легче управлять несведущими,

труднее управлять знающими.

Кто управляет при помощи умствования,

тот приносит несчастье.

Кто управляет без умствования,

тот приводит к успеху.

Кто знает это, тот является примером для других.

Праведность глубока и непостижима.

Она противоположна существу,

но никогда не сопротивляется ничему.

Она соблюдает великое послушание.

66

Реки и моря могут властвовать над долинами,

ведь они способны течь вниз.

Когда праведный хочет возвыситься,

он должен ставить себя ниже.

Когда он хочет быть впереди,

он должен ставить себя позади.

Хотя он стоит над людьми,

но он им не втягость.

Хотя он стоит впереди их,

но никто ему не вредит.

Люди с радостью его выдвигают

и не отворачиваются от него.

Он не спорит, потому непобедим.

67

Говорят моя мудрость велика и не уменьшается.

Если б уменьшалась,

то стала бы маленькой.

Она не уменьшается, потому что велика.

Я ценю три драгоценности:

человеколюбие, бережливость и праведность.

Человеколюбивый может быть храбрым.

Бережливый может быть щедрым.

Праведный может быть умным вождем.

Кто храбр без человеколюбия,

щедр без бережливости,

выдвигает себя без праведности,

тот погибнет.

Кто ведет войну человеколюбиво, тот побеждает.

Его оборона неприступна,

небо ему помогает,

а человеколюбие - охраняет.

68

Умный полководец не бывает воинственным,

искусный воин не бывает гневным,

умеющий побеждать врага не нападает,

умеющий управлять людьми не понукает.

Это добродетель без сопротивления.

Это средство для пользования услугами людей.

69

Военное искусство требует выжидать,

а не показывать свои намерения.

Я не смею наступать хотя бы на вершок,

а могу отступать на аршин.

Это действие бездействием,

это удар без усилия.

Не будет врага, можно обойтись без солдат.

Нет беды тяжелее, чем презирать противника.

Презирать его, значит отказаться от богатства.

Побеждает тот,

кто недоволен ростом войска.

70

Мои слова легко понять и исполнить,

но люди не могут понять меня и исполнить.

Ведь в словах должен быть принцип,

а в делах - господин.

Люди не знают этого, потому не знают и меня.

Знающих меня мало, поэтому я дорог.

Праведный имеет худую одежду,

но носит в себе драгоценный камень.

71

Кто имеет знания, а выглядит незнающим,

тот высок.

Кто не имеет знания, а выглядит знающим,

тот болен.

Ещё не болен тот, кто хворает телом.

Праведный никогда не болеет.

Хотя хворает телом,

но не знает болезни духа.

72

Когда народ не боится могущественных,

тогда приходит могущество.

Не тесните его жилища,

не презирайте его жизни.

Кто не презирает народ,

того не презирают.

Праведный, зная себя, себя не выставляет.

Он любит себя, но себя не возвышает.

Он отказывается от самолюбия

и препочитает невозвышение.

73

Кто храбр и воинственен, тот погибает.

Кто храбр и спокоен, тот будет жить.

Никто не знает, почему небо любит одно

и не любит другое.

Небесная мудрость не борется,

но умеет побеждать.

Она не говорит, но умеет отвечать.

Никто не зовет её, но она приходит.

Нам кажется, что она ничего не делает,

а она действует лучше других.

Путы неба слабы, но держат крепко.

74

Если народ не боится смерти,

то его нельзя запугать.

Если народ боится смерти,

то его нельзя пугать.

Обязанность палача - убивать.

Убивающий вместо палача -

наместник убийцы.

Убивая, он повредит руку.

75

Если налоги велики,

народ голодает,

если правители слишком заботливы.

народ непослушен,

Народ презирает смерть,

если слишком сильно жаждет жизни.

Нежаждущий жизни мудрее того, кто жаждет её.

76

При рождении человек нежен и слаб,

после кончины - крепок и тверд.

Все существа и растения при рождении нежные и слабые,

после гибели - сухие и гнилые.

Твердое и крепкое - это то, что погибло.

Нежное и слабое - это то, что начинает жить.

Поэтому могучее войско терпит поражение,

крепкое дерево гибнет.

Сильное и могущественное не имеет того,

что имеют нежное и слабое.

77

Небесная мудрость напоминает натягивание лука.

Когда опускается его верхняя часть,

то поднимается нижняя.

Имеющий избыток, потеряет.

Имеющий недостаток, приобретет.

Праведная мудрость забирает у богатого,

отдает бедному.

Обычная мудрость отнимает у бедного,

отдает богатому.

Лишь тот, кто сам отдает лишнее, мудр.

Праведный делает много,

но не хвалится сделанным.

Имеет заслуги,

но не признает их.

Он благороден,

но не имеет страстей.

78

Вода - это самое мягкое и слабое,

но в преодолении твердого и крепкого она непобедима.

Нет ничего, что победило бы воду,

потому что она нежнее и слабее всего.

Слабые побеждают сильных,

мягкое преодолевает твердое.

Это знают все, но не могут осуществить.

Праведный говорит, что тот, кто получил удел от царя -

становится господином,

а тот, кто принял на себя несчастье страны -

становится её правителем.

Однако этот голос истины противен слуху.

79

После большого возмущения остаются следы,

но праведный клянется, что не будет никого порицать.

Он соблюдает клятву, а греховный - нет.

Мудрость неба для всех одинакова,

но всегда на стороне добрых.

80

В маленьком государстве мало людей.

В нём много лучших вещей,

а они лежат без дела.

Народ в нём не уйдет никуда,

а умрет на месте.

У него хватает возов и кораблей,

а они не везут.

Он имеет оснащенное войско,

а оно не воюет.

Видно ему снова придется плести узлы

и использовать их вместо письма.

Он кушает хорошо,

одевается красиво,

имеет покой в жилище,

живет весело,

а существует бесполезно.

Такое государство близко,

слышны пение его петухов и лай собак,

а отношений с ним нет.

81

Неизящны слова истины,

а изящные не внушают доверия.

Праведный некрасноречив,

а красноречивый не может праведным.

Мудрец многого не знает,

а знающий много - не мудрец.

Праведный ничего не копит,

а если копит, то для людей.

Когда он что-то имеет,

то отдает людям.

Поэтому его припасы растут.

Небесная мудрость полезна и никому не вредит.

Мудрость праведного -

творить добро без ссоры.

  
   Боян поставил точку и задумался. Написано, вроде бы всё, что хотелось изложить. В некоторых местах пришлось даже повториться. Не забыл, кажется, и древних мудрецов, последователей Хуанди - Хуана Великого, и Тяньхуана - Хуана Небесного.
   Боян ещё раз посмотрел на исписанные листы бумаги. Глаза его остановились на тех строках, где он упоминал о том, что древние были робкими, нерешительными, важными и осторожными. А как же иначе, если они делали свои первые шаги на незнакомой им Земле. Соблюдали они и закон местных племен и не желали многого. Так же потом будет вести себя и Спаситель из Вифлиема, который начнёт свою Нагорную проповедь со слов, что пришел не изменять пророков, а исполнить их.
   После этих раздумий Боян отдал Инь-си требуемую декларацию. Тот небрежно посмотрел на исписанные листы бумаги и засунул их в толстую сумку, где лежали деньги. Он знал, что сумеет выгодно продать всё, что написал мудрец. Боян же накинул на свои плечи худую котомку, подхватил гусли и исчез из Китая навсегда. Путь его лежал далеко на запад, в ту сторону, где жили люди, понимающие его язык, где была страна Ивэнь и другие страны. Хотел он достичь и острова, где когда-то правил последний ванатай. Конечно, пешком это сделать было почти невозможно, но путник упрямо шел вперед, преодолевая бесконечные степи и жаркие пустыни, высокие горы и густые леса и надеялся на успех своего замысла. Тропинку, проложенную Бояном, позже назовут Великим шелковым путем. По ней вернутся в Европу многие его соплеменники, достигая широкого Днепра и многоводного Дуная.
   Никто не помнит: сумел ли Боян осуществить свой замысел. В Китае говорят, что его видели в Индии и на Каспии. Через некоторое время на одном из островов в Мраморном море появился мудрец, носящий имя Бион. Это был первый человек, носящий имя Бион в Греции. Он появился среди офиогенов, а это было единственное племя в Греции, которое называло себя потомком какого-то героя, превратившегося из змея в человека. Расцвет деятельности Биона приходился на время Ферекида, одного из Семи мудрецов, самых именитых в Элладе. Учеником Ферекида был Пифагор, известный многим и поныне. Сам Бион оставил после себя две книги. К сожалению, их содержание не сохранилось.
   Через шесть с лишним веков после Бояна в Вифлиеме родится Спаситель, который провозгласит новые заповеди. Кто не ленив, тот может найти у Бояна и строки из сочинений Пифагора, и некоторые слова из заповедей Спасителя. Почему же мы равнодушны к Пифагору, но помним его теорему и часто пользуемся ей; почему мы говорим, что любим Спасителя, но его заповеди помним плохо и часто не исполняем; почему мы иногда вспоминаем вещего Бояна, но совсем забыли его мудрость; почему мы ничего не сохранили в своей памяти о древних учителях Бояна, но самые тонкие движения нашей души всегда отвечают их высказываниям?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   20
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"