Пономарёва Ольга Сергеевна : другие произведения.

Открытые письма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История русской художественной открытки от возникновения до наших дней.


   Что такое открытка? То, что вы рисуете маме и бабушке на праздники? Яркая картина с отпечатанным на обороте текстом? Рекламный картонный листок, который можно бесплатно взять в кафе или магазине? Конечно, вы правы, но не все так просто.
   У открытого письма, а открытка это именно "открытое письмо", интереснейшая история. Ее знают филокартисты - люди, коллекционирующие открытки.
  

Как появилась открытка

   Если спросить у любого человека, не знакомого с этой темой: "Сколько лет открытке?", он, скорее всего, ответит, что, мол, ну никак не меньше 300. На самом деле, открытка значительно моложе. Ей пока нет и 150 лет.
   Правда, в середине XVIII века в Париже делали пригласительные карточки с адресом. Они пересылались по почте без конверта. Почтовый дилижанс развозил эти карточки по адресам. Но они не стали популярны. Во-первых, стоили дорого. А во-вторых, тайна переписки охранялась государством.
   Эти карточки, скорее, похожи на современные визитки. В России такие визитки были у полководца А.В. Суворова, у драматурга Д. И.Фонвизина, у фельдмаршала П.А.Румянцева и у некоторых других важных людей.
   Но когда и почему появилась именно открытка?
   А вот представьте себе: вы договорились со своим другом, что в ближайшую пятницу приедете к нему в гости на чай с вареньем. И прямо в пятницу с утра у вас кошка, к примеру, котят родила, какие тут гости! Как предупредить друга? Позвонить или послать смс? Конечно! А что делать, если вы живете в конце XIX века и телефона в вашем доме нет никакого, не говоря уже о мобильном. Придется брать бумагу, перо и чернила, писать письмо, идти на почту, покупать конверт и марки (довольно дорого это стоило тогда), отправлять письмо и надеяться, что друг получит послание до того, как обидится на ваше отсутствие.
   И так по малейшему поводу - целое письмо - дорогое удовольствие.
   Начальники почтовых служб искренне сочувствовали гражданам, да и сами были в таком же положении. Вот и стали думать, как удешивить отправку посланий. "А что, - рассудили они, - разве люди часто пишут что-то секретное? Что-то такое, что нужно непременно прятать в конверт? Вовсе нет! Пишут все подряд. То у них гладиолус расцвел, то бабуля кашляет, то вообще с праздником и все тут".
   В общем, постановили выпустить "почтовый листок", который можно было бы отправлять без конверта, пусть текст послания у всех на виду, открыт, но зато намного дешевле его отправить.
   Родиной открытки стала Австрия, именно там в 1869 году была выпущена первая открытка с уже отпечатанной на ней маркой. Никаких картинок на ней не было. Сейчас это называется "почтовая карточка", потому что в нашем понимании открытка -- это, в первую очередь, картинка.
   На самом деле, так думали и тогда, потому что издатели почтовых карточек вскоре заметили, что, помимо текста, народ пририсовывает всякое-разное: цветочки, сердечки, солдатиков...
   16 июля 1870 года в Германии, выпускают первую иллюстрированную открытку, на адресной стороне которой было небольшое изображение артиллериста с пушкой. Почему такой сюжет? В этот день было объявлено о мобилизации германской армии к франко-прусской войне.
   В России первые открытки -- просто бланки-карточки - выпущены Почтовым ведомством в 1871 году. А первые иллюстрированные открытки появились почти через 25 лет. И это рисованные виды Москвы: Сухаревой башни, Английской церкви и памятника А.С. Пушкину.
   До 1903 года на оборотной стороне открытки можно было писать только адрес. Поэтому текст приходилось оставлять прямо на иллюстрированной стороне. Это было очень неудобно, ведь нужно каким-то образом обходить картинку, писать мелким почерком. Кроме того, возмущались филокартисты, которые в те времена собирали только такие открытки, на которых был и текст, и почтовые печати. Казалось бы, что тут сложного: вот штемпели, вот текст, но написан он зачастую был так, что вся красота -- картинка, была испорчена. Кстати, в то время был очень популярен вид коллекционирования -- открытка, написанная самому себе и прошедшая через почту. То есть поехал в другой город, купил открытку, подписал себе, любимому, отправил по почте, а вернулся домой -- вот он, привет от самого себя. Может быть, это было так популярно еще и потому, что сам-то себе открыточку аккуратно подпишешь, картинку не испортишь.
   В феврале 1904 года было решено, что пора прекратить писать на картинах. Постановили, что оборотная сторона будет не только для адреса, но и для текста. ее разделили вертикальной линией на две части - для адреса и для письма. Знание этого помогает нынешним коллекционерам определить дату выпуска открытки: не разделена - до 1904, разделена - моложе.
  

Принцесса, художники, открытки и добрые дела

   За свою не слишком длинную историю, открытка успела побыть настоящей феей, помогающей людям. Потому что подружилась с прекрасными людьми, в том числе с принцессой... Но обо всем по порядку.
   Так все было или не совсем так, но рассказывают, будто однажды художник Гавриил Кондратенко помог на улице Севастополя женщине, которая упала в обморок. Придя в себя, женщина поведала, что она -- бывшая сестра милосердия Крымской войны (1877-1878 гг), что после окончания войны про них все забыли, а многие из сестер милосердия потеряли на этой войне своих мужей, братьев, отцов, и остались совсем без денег и какой-либо помощи. Художника взволновала эта история. Вернувшись в Петербруг, Кондратенко рассказал о нищих, несчастных сестрах милосердия своим друзьям и вместе они решили создать Общину помощи.
   В то время в России было много разных Общин, когда собирались неравнодушные люди для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи.
   О хорошем начинании узнало много людей, в том числе настоящая принцесса - Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Она не просто одобрила создание Общины, она согласилась стать ее попечительницей, то есть пообещала принимать участие во всех важных для новой организации делах. Так и появилась Община святой Евгении.
   А причем здесь открытка? Чтобы построить большую больницу, в которой могли бы лечиться престарелые сестры милосердия, Община Святой Евгении решила заняться издательским делом и этим заработать много денег. Издавать на продажу решили именно открытки. И не прогадали! Издание открыток оказалось очень прибыльным делом.
   С 1896 года большая часть открыток в России издается именно Общиной святой Евгении. На этих открытках в левом верхнем углу оборотной стороны есть знак Общины, он менялся несколько раз, но неизменным оставался красный крест и надпись: "В пользу Общины св. Евгении".
   За весь период своей работы это издательство выпустило около 6400 наименований открыток, сложно подсчитать, сколько конкретно экземпляров было выпущено, но по средним прикидкам -- не меньше тридцати миллионов!
   В чем же секрет успеха открыток этого издательства?
   С самого начала издательство выпускало открытки высокого качества. Была создана целая комиссия, в которую входили известные художники и критики, они решали, что можно печатать на открытке, а что не достойно этого.
   Художники считали честью для себя отдать рисунки для того, чтобы их напечатали в открытках. Репин, Бенуа, Сомов, Бакст, Рерих, Грабарь и другие охотно сотрудничали с Общиной Святой Евгении. Не мудрено, что открытки стали покупать даже как пособия в школы. А для простых людей из маленьких городов России, для которых прекрасные галереи и выставочные залы Москвы и Санкт-Петербруга были недоступны, художественные открытки стали сразу музеями и экскурсоводами.
   Вся эта деятельность не прошла незамеченной императором Николаем II. Он издал указ, по которому Община святой Евгении имела право печатать на своих открытках фотографии самого императора и всех его родственников, а с 1902 года императорская семья позволила Общине публиковать на своих открытках фотографии императорских дворцов, и люди увидели сокровища Зимнего дворца (нынешнего Эрмитажа) и пригородных дворцов Петербурга.
   Открытки Общины были настолько популярными, что в 1904 году открывается целый магазин этих открыток в Петербурге, а потом и в Москве. Открытки Общины Святой Евгении продавались и заграницей: в Копенгагене, в Стокгольме, Дрездене и Париже.
   Память о делах Общины Святой Евгении сохранилась не только в выпущенных ею открытках и книгах, но и в истории одной из лучших на сегодня в Санкт-Петербруге больниц (той самой, которую строили для сестер милосердия) и в названии одной из улиц - Евгеньевской.
  

Открытка спешит на помощь!

   Старинные открытки могут рассказать очень многое о прошлом. Но рассказывают они это только тем, кто умеет их слушать, а значит - задавать вопросы и искать ответы.
   Одним из таких людей был Николай Спиридонович Тагрин, житель Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда), известный филокартист. В его коллекции около 700 тысяч открыток! Собирал он ее почти 60 лет.
   Открытки Николая Спиридоновича приносили реальную, ощутимую пользу. Например, милиции!
   Однажды к Тагрину пришла женщина с необычной просьбой - найти в его обширной коллекции открытку, на которой была бы изображена известная дореволюционная певица Анастасия Вяльцева, да не просто изображена, а в своем прекрасном колье. Оказалось, что в свое время у певицы это колье приобрел муж обратившейся к коллекционеру женщины, а теперь колье украли и только с помощью открытки можно объяснить милиции, что именно потеряно, что нужно искать. В то время было очень много открыток с изображением знаменитых певиц, актеров и т. д. Тагрин свою коллекцию систематизировал, то есть хранил и полностью описал так, чтобы за считанные минуты можно было найти любую открытку. Поэтому подходящая была быстро найдена! В результате, преступление раскрыто, а колье вернули владелице.
   Коллекция Тагрина много раз помогала режиссерам, снимающим историческое кино. Они сверяли детали быта исторической эпохи по открыткам. В таких шляпках ходили или в других? Какие были вывески на магазинах? И много-много других деталей можно разглядеть в открытках!
   И даже те фонари, которые мы сейчас видим на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге вокруг знаменитой колонны, были восстановлены в своем первоначальном виде именно по открыткам из коллекции Николая Тагрина. Когда возникла идея придать фонарям первоначальный вид, выяснилось, что рисунков и даже набросков не сохранилось, все фотографии были сделаны издали, установить по ним форму светильников было невозможно. Архитекторы обратились к Тагрину. Представьте себе, нашлась единственная открытка, снятая так, что фонарь виден крупно!
   После смерти Тагрина его коллекция хранится в Музее истории Санкт-Петербруга.

Бёмовские открытки

   Сейчас имя художницы Елизаветы Меркурьевны Бём мало кому известно. А в начале XX века это имя было знакомо и простым покупателем открыток с репродукциями ее акварелей и большим ценителям искусства. У Елизаветы Бём свой стиль. Увидев ее рисунки хоть один раз, вы, наверняка, уже безошибочно узнаете эти чудесные портреты деревенских детишек, сценки из их жизни, которыми художница иллюстрирует русские пословицы и поговорки. Художница придумала особый шрифт, похожий на древнерусский, и всегда им пользовалась. Даже фон рисунков у нее был особый - будто рисовали на кусочке старого пергамента или пожелтевшей бумаге.
   Всего было издано 300 наименований открыток с ее рисунками. Каждая открытка выходила многотысячными тиражами! Акварели Елизаветы Бём покупали и члены царской семьи, и другие коллекционеры, в том числе Павел Третьяков. Кроме акварелей, Елизавета Бём рисовала силуэты, создавая в этой технике целые картины.
   Рисовать открытки "как Бём" стали многие художники, но эти рисунки легко отличить от тех, что создавала Елизавета Меркурьевна, и не только потому, что нет ее особой подписи в углу "Елиз.Бём", но и по отсутствию особого очарования, тепла, гармонии, которые есть в ее работах.
   Елизавета Бём стала первооткрывателем фольклорной темы в открытке. В 1900-х годах многие художники стали иллюстрировать народные песни, частушки, прибаутки, загадки...
   Елизавета Бём считала, что открыткой "Сердце сердцу весть подает" и вкладывала в рисунки свое сердце и талант. В наше время многие коллекционеры "специализируются" на открытках Елизаветы Бём, выпускаются отдельные каталоги, в которых перечислены все-все ее открытки. А уж открытки с силуэтными рисунками художницы считаются настоящей редкостью и большая удача иметь такую в коллекции!

Советский период

   После революции 1917 года открытку стали использовать для того, чтобы пропагандировать новые идеи. Открытка превратилась в маленький плакат. И постепенно теряла свое главное назначение -- быть открытым письмом. На месте, предназначенным для сообщения и адреса, стали размещать революционные песни, воззвания. Теперь открытку можно было лично подарить или отправить в конверте, но уже далеко не всякую послать саму по себе.
   Поздравительная открытка тоже стала другой. К Пасхе и Рождеству в Советском Союзе открытки не выпускались, но появились новые праздники: годовщины революции, 1-ое мая, 8-ое марта, день Космонавтики и др.
   С 1917 года не выпускали новогодние открытки, ведь и Новый год праздновать не разрешалось. Было и такое! Но люди-то продолжали поздравлять друг друга с Новым годом. Им приходилось заклеивать старые открытки, которые когда-то приходили им с поздравлениями, и писать свой текст. Иногда просто брали открытки с зимними пейзажами и на них приписывали от руки: "С Новым годом!". Новый год снова объявили праздником в 1935 года, но только к 1939 году выпускают новогодние поздравительные открытки. Как правило, на такой открытке изображалась Спасская башная Кремля и снежинки. Для москвичей официальные гуляния в честь Нового года проводились в парке Горького. Поэтому на открытки с изображением летних парковых сюжетов допечатали надпись: "С новым годом!".
   И все-таки некоторые привычные для себя задачи открытка продолжала решать. Например, она по-прежнему рассказывала людям о художниках, о музеях -- выпускались целые наборы, посвященные определенным выставкам или художникам. По-прежнему популярны были открытки с фотографиями актеров, певцов, балерин. Выпускались открытки пособия по экономике для учащихся техникумов!
   Очень много было детских открыток, не только тех, на которых просто изображены дети, но и с иллюстрациями к детским сказками, стихам, поздравительные к 1-му сентября.

Военная открытка

   Великая Отечественная война вернула открытке утраченное предназначение -- она снова становится в первую очередь письмом. И картинки на открытках почти перестали быть плакатом, призывать и агитировать, они стали человечнее.
   Появляются сатирические открытки, высмеивающие врага, с частушками, карикатурами. Открытки с военными песнями, стихами пользовались большой популярностью и в тылу, и на фронте. На открытках военного времении есть добрые и трогательные сюжеты о том, как ждут солдат дома, как верят в них и в победу: вот женщина пишет письмо мужу, вот дети играют в войну, подростки идут на завод вместо ушедших на фронт отцов. Выпускались и открытки с фотографиями героев войны.
   Почти все типографские работники ушли на фронт, не хватало еды, электричества, хорошей бумаги, красок. И все же открытки печатали тиражом от 5 до 200 тысяч экземпляров. От момента, когда художник сдавал готовый рисунок в типографию, до выпуска готовых открыток проходило пару-тройку дней.
   Сейчас, спустя 60 лет после Победы, невозможно без трепета держать в руках мягкие, тонкие кусочки картона с изображением Ленинграда. На обороте дата выпуска -- 1943 год. В блокадном Ленинграде голодные и изможденные люди выпускали открытки с видами любимого города.
   С 1943 года начинают выпускать открытки в честь освобожденных городов и стран. Это памятные экземпляры, они не предназначались для отправки без конверта. В декабре 1944 года выпустили открытки: "С новым годом -- годом победы!", их же перепечатали в 1945-ом. Открытка помогала людям выразить свою огромную веру в победу.
  
   Вот уже второй век живет открытое письмо, открытка. Что только не приходилось ей делать! Поздравлять, развивать, смешить, удивлять, поддерживать, разъяснять, агитировать, рекламировать...
   Кто знает, может быть, у открытого письма будет еще новый расцвет. И она снова будет радовать и подавать весть, от сердца к сердцу. Ольга Пономарёва ponomareva.olga@gmail.com Практически все открытки, о которых идет речь в тексте, есть в моей коллекции. Они могли бы быть иллюстрациями к рассказу.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"