Чернышевский: воззрение на социальные проблемы государства.
Рассматривая воззрение Чернышевского на социальные проблемы государства, стоит отметить, что Чернышевский является представителем философской мысли начала XIX века. Данная эпоха характеризуется буржуазными революционными событиями в Европе, переход к капитализму, большими переменами в социальной жизни, в то время когда в России продолжает существовать крепостное право, самодержавная власть, и государство вследствие своей самобытности, продолжает существовать в стадии феодализма.
Чернышевский, рассматривая проблему крепостничества, сказал что "бедные и власти неимущие люди никогда не смогут подняться из тёмного невежества, им не доступны блага образования", и это верно, так как крепостной крестьянин не имел не чего, а от сюда бедность, зависимость крестьян от помещика, отражалась в их бесправии, а бесправный человек не может иметь власть. При чем стоит отметить то что проблема бесправия людей о которой говорил Чернышевский еще в XIX веке оставалась актуальной на протяжении всей дальнейшей истории России в плоть до сегодняшнего дня. Чернышевский, рассматривая проблему бесправия людей, отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить как он говорил сильных, умных, свободолюбивых людей, но в силу в исторически сложившемся бытия эти люди не могли жить иначе. Чернышевский, основываясь на данном взгляде, сказал что "ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство", но крепостными становились с рождения. Помимо проблемы крепостничества Чернышевский так же затрагивал проблемы социального образования. Недостатками современной ему системы образования он считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, как ему казалось, не могут дать положительного развития общества, а развивают грубость, невежество, пошлость и иные аморальные качества. Чернышевский на основании этого сказал "Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная - от грубости и пошлости". Здесь Чернышевский затрагивает проблемы в области этики и нравственности. В данной области он проповедовал теорию разумного эгоизма. В философии разумный эгоизм понимается как определенная концепция, объясняющая природу нравственного поступка индивида сознательным подчинением личной выгоды общему делу, от успеха которого, в конечном счете, выигрывает и сам индивид. Но в своей теории разумного эгоизма Чернышевский дал своеобразную интерпретацию основного принципа этики: критерий морали достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его теория разумного эгоизма оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для разумной личности. Здесь для Чернышевского высшим идеалом выступает всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага. Довольно необычно Чернышевский развивал мысль в отношении человеческого счастья. Основываясь на его идеях можно сказать, что Чернышевский связывал счастье со свободой. Он говорил что "Счастье состоит в борьбе, и только человек, отрицающий эксплуататорскую практику современного общества, презирающий его лицемерную мораль, объявивший непримиримую войну эксплуататорам, может быть счастлив". На мой взгляд, Чернышевский говорит именно о свободе человека, так как человек призирающий, отвергающий, над собой эксплуататорский режим, следовательно, стремится к собственной свободе и независимости.
В заключение можно сделать вывод, что те социальные проблемы, которые поднимал Чернышевский еще в XIX веке так же актуальны и сегодня но под воздействием различных социальных и политических факторов изменились лишь только подходы к их решению.