Полысалов Владимир Владимирович : другие произведения.

Stylistic

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Полысалов Владимир - 131 (3).

Стилистический потенциал

фонетических средств.

      -- ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ.
  
   Инструментовка (звукопись) - применение разнообразных фоностилистических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В. И. Даль считает, что звукопись -- это именно подражание, когда слова передают при произнесении своим звучанием шумы и звуки, которые хочет передать нам автор.
   В стихосложении лингвисты разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств:
  
   Эвфония - подбор звуков наиболее соответствующих по своему экспрессивному эффекту тому общему настроению или эмоционально-чувственному тону, который должен создать у слушателя данный отрывок речи.
   Ономатопея (звукоподражание) - изображение внеязыкового звучания с помощью схожих с ним звуковречи. Она более прямолинейна, нежели эвфония.
   Аллитерация - литературный приём, состоящий в повторении одного или нескольких звуков Подразумевается бо?льшая по сравнению со среднеречевой частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем или слов. Как правило, под аллитерацией понимается нерегулярный повтор, в отличие от рифмы и других видов регулярного повтора, однако в некоторых случаях эта грань достаточно условна, а в аллитерационном стихе аллитерация, по сути, выступает структурным аналогом рифмы. Чаще аллитерация используется в поэзии, хотя распространена и в прозе. Основными функциями аллитерации являются звукоподражание и суггестия, подчинение словесной семантики более произвольным звуковым. Особым видом аллитерации является анаграмма.
   Ассонанс - повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления -- для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.
  
      -- КОНСТИТУИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
  
   Ритм - (от греч. размеренность, такт, стройность, соразмерность) -- существует несколько значений этого слова:
  -- Чередование каких-либо элементов (например, звуковых или речевых), происходящее с определенной последовательностью, частотой;
  -- Скорость протекания, совершения чего-либо;
  -- Ритм (музыка) -- временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С XVII века в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр;
  -- Ритм (поэзия):
      -- общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;
      -- реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем ("ритмической формой", "вариацией", "модуляцией") метра и размера стихотворного.
  
   Ритм основан на правильном чередовании в стихотворной строке либо долгих и кратких слогов (метрическая система стихосложения), либо ударных и неударных слогов (тоническая система стихосложения).
   Если язык располагает фонологическим разложением долгих и кратких гласных и музыкальным ударением, его стихотворная метрика строится на метрической системе.
   Если же языку свойственно инспиративное ударение, то даже при наличии долгих и кратких гласных, стихосложение строится на тоническом принципе.
   Тоническое стихосложение:
   - тоническая (акустическая) - древнеанглийская аллитерационная поэзия;
   - силлабическое (определённое количество слогов в строке) - хокку, хайку;
   - силлабо-тоническое (определённое количество слогов, ударных слогов их определённое размещение).
  
   Размер - техническая организация текста - характер и количество стоп, частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трехстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры (паузы в определённом месте внутри строки) и характер каталектики; некоторые ученые признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.
  
   Рифма - (происхожд. спорно: от греч. размеренность, ритм или древненемецк. rim, число) -- созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время как в аллитерации главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе -- гласным, полнота созвучия в рифме требует тождественности или, по крайней мере, слухового сходства целых слогов, начиная с звука с ударением. В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы: мужскую, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха, женскую, где оно на предпоследнем, и трехсложную, дактилическую, в которой ударение -- на третьем слоге от конца и которой, следовательно, не может быть, напр., в франц. стихах.
   Ещё бывают рифмы: простые (рифмуются отдельные слова), составные (рифмуется слово и группа слов) // смежные (aabb), перекрёстные (через строку), опоясывающие (1-4, 2-3) // бедные (1 слог), богатые (несколько слогов) // точные, приблизительные.
   Обыкновенно стихи с разными родами Р. чередуются, в интересах разнообразия; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы, сплошь женские, сплошь дактилические. С психологической точки зрения действие рифмы двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая ее приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль рифмы аналогична с ролью ритма, но не тожественна; ритм также расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому еще созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник ее художественного действия. Знаменуя собою заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Бессознательно при звуке второй рифмы в нас оживает представление о первом рифмующем слове, и таким образом внутренняя связь содержания закрепляется, уясняется внешним выражением. Поэтому-то в теории иногда выставляется требование рифмовать значительные по содержанию слова стиха: "если рифмуются слова бессодержательные, незначительные, в нас возникает противоречие, неудовольствие: звуки говорят не то, что мысль" (Карьер). В связи с этим находится антиэстетическое действие повторения одного слова в конце двух рифмующих стихов: рифма должна созвучием соединять разнообразное, а не повторять тожественное. Значение рифмы, как элемента, связующего разрозненный представления, указывает на пределы, в каких можно увеличивать расстояние между двумя рифмованными стихами: если это расстояние будет слишком велико, то сознание может не уловить рифму.
   Интересны для теории установленные формы строф и лирических стихотворений, где непременным условием формы является раз навсегда определенное сочетание рифмы; таковы, например, сонет, терцины, октава, двустишие (stanza), трехстишие (triplet), катрен-четырёхстишие (quatrain; например: abab).
      -- СТРОФИКА.
  
   Строфика - отдел стиховедения, изучающий структуру строфы и ее различные формы. Термин строфика применяется и для обозначения совокупности строфических форм, употребляемых тем или иным писателем, литературным направлением и т. д.
   Строфа - организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
  
   Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфе является соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами С. Так парная рифмовка (aa bb cc и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф двустишие. Последнее при правильном чередовании женских и мужских рифм может быть превращено в четверостишие. Перекрестное (abab cdcd и т. д.) и опоясывающее (abba cddc и т. д.) сочетания рифм соответствуют двум основным видам четверостишия.
   Соединение в различных комбинациях простейших видов С. между собою дает множество сложных С. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет С. из шести стихов: ccabab или ababcc, или ccabba или abbacc и т. д.
   Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения С. В белом (нерифмованном) стихе С. создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) чаще всего женских с мужскими.
   Значительное внимание, как на Западе, так и в русской поэзии уделялось также сочетанию в С. рифмованных стихов с нерифмованными. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в С. укороченных и удлиненных стихов. С одной стороны, нередко вводится в ряд стихов равной длины один более длинный или чаще более короткий, который дает даже в сложнейших строфических построениях исключительную четкость композиционных очертаний. С другой стороны, большое распространение получило правильное чередование в С. стихов неравной длины, чаще всего рифмованных.
   Следует еще принять во внимание, что все намеченные принципы построения С. могут комбинироваться друг с другом, что множество С. допускает удвоение посредством прибавления С. с обратным ("зеркальным") расположением элементов.
   Особую роль в композиции С., гл. обр. песенного типа, могут играть повторы тех или иных композиционных единиц. Здесь следует отметить повторы в пределах одной С., напр. повторение первого стиха в последнем стихе той же С., которое создает отчетливое кольцеобразное построение. В песенных жанрах нередко встречается также самостоятельная С. ("рефрен"), которая без изменений повторяется после каждой С. стихотворения и, в закономерном чередовании с последним, дает циклически возвращающуюся двучленную композицию.
   Наконец, в жанрах песенной, главным образом народной, лирики конструкция С. при отсутствии всяких других внешних структурных признаков создается иногда лишь при помощи последовательно проведенного синтаксического параллелизма. Такое построение С. тем более примечательно, что, как правило, в "литературных" стиховых формах синтаксис более или менее независим от строфических рамок. Наряду с жанрами, в которых совпадение синтаксического периода со С. узаконено правилами ("стансы"), в строфике повествовательных стихотворных форм нередко имеет место расхождение границ С. с синтаксическим членением.
   При определении термина С. выше было подчеркнуто в качестве обязательного ее признака требование закономерной повторяемости. Однако возможны стиховые жанры, в которых повторение С. ограничивается более или менее ощутимой аналогией, которая в ряде случаев оказывается достаточно отчетливой для сохранения за подобной нестрогой С. ее композиционных функций.
   Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм.
   Одна из них - октава, которой написано такое произведение, как "Дон-Жуан" Байрона. Одной из вариаций октавы является так называемая "спенсерова" С., введенная английским поэтом Э. Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одногошестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ababbcbcc. Значительного аспространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела.
   Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом с рифмовкой по схеме ab ab ccd ccd.
  
      -- ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
  
   Современное английское стихосложение подчиняется общеевропейским законам поэтической формы. Однако имеет некоторые особенности. Особенности эти отмечаются и в строфике (типах строф), и в метрике (область применения стихотворных размеров), и рифмовке.
  
   Особенности строфики:
      -- балладная строфа (в английском поэтическом фольклоре характерна для баллад / XIV-XV вв.) - 4 строки: в I и III - 4 стопы, во II и IV - 3 или 2; рифмуются только II и IV строки.
      -- героический куплет (одна из древнейших форм английской строфики / основоположник - Чоссер / героический - возвышенная поэзия, куплет - т.к состоит из рифмованных двустиший aabb) - пятистопный ямб.
      -- спенсерова строфа (основоположник - Спенсер / XVI в.) - 9 строк: 8 написаны пятистопным ямбом, а IX - шестистопным ямбом - abab bcbc c.
      -- римская октава (заимствована из итальянской поэзии) - 8 строк: пятистопный ямб - ababab cc.
      -- сонет (появился в Италии - abababab cdcdcd или abababab cdcd ee; популярность приобрела благодаря сонетам Шекспира) - 14 строк: 8+6 или 12+2 (3 четырёхстопных и куплет) строки - abab cdcd efef gg или abab bcbc cdcd ee (спенсеров сонет).
  
   Особенности метрики:
      -- отклонение от обычного произношения некоторых слов (сокращение слогов - never - ne'er / появление лишних слогов/ диалектное произношение);
      -- нарушение формы избранного размера стиха (возникновение в строке стопы, которая не образует основы ни одного из установленных размеров / смещение размеров в пределах строки или строфы: пиррихий - стопа, потерявшая требуемое размером ударение; спондей - выделение ударением двух стоящих рядом слов для эмфазы).
  
   Особенности рифмовки: в английской поэзии можно встретить графические рифмовки, рифмы, основанные на написании, но не тождественные по звучанию (eye-rhyme).
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"