Poloz.Ok : другие произведения.

К вопросу о верхнепалеолитических татуировках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:



К вопросу о доисторических татуировках



Размышления "на фоне"



...Понятие красоты относительно и порой кажется абсурдным. Начиная от первобытного общества и заканчивая "новейшим" временем. Для того, чтобы выразить и подчеркнуть собственную идентичность, разные народности и племена во все времена использовали свои (иногда уникальные) техники преображения, которые, по их мнению, вели к достижению "идеального образа" с точки зрения представлений о мужественности и женственности. Идеалы красоты никогда не были чем-то общим для всего человечества и менялись в зависимости от культурной среды и её ценностей.
Те европейские стандарты красоты, которые приняты сейчас, весьма сильно отличаются от представлений об идеале у доисторических людей. Для того, чтобы выделиться, наши предки использовали, скажем так, "безумные", экстремальные способы - причиняли себе различные телесные повреждения. Татуировки и шрамирование-скарификация (от англ. scar, то есть шрам), причудливый пирсинг, "поверхностная" символическая трепанация черепа и искусственная деформация головы, удаление зубов и ампутация - явления, имеющие многотысячелетнюю историю. Этот опыт пришел к нам из первобытного прошлого, но он сильно трансформировался за последние несколько десятков тысяч лет. Наши предки использовали традицию манипуляций с телом в различных целях, наделяя, скорее всего, такую практику строго определёнными, непонятными нам, смыслами...
Возможно это были некие ритуалы возрастной инициации. Возможно, таким образом отмечалась принадлежность к различного рода социальным группам... Возможно... Об этом можно только догадываться. Думается, древние люди несли на своём теле соответствующие знаки, обозначавшие их социальный статус и этническую принадлежность, своеобразный "сакральный подтекст". Манипуляции с телом и их последствия имели огромное информационное и психологическое значение для жизни представителей общества доисторической культуры. Не исключено, что эти знаки вообще оказали исключительное воздействие на становление "разумного человечества" - Homo sapiens.
Тату и шрамирование, самые "безобидные" манипуляции с телом, - явления "одного порядка". Шрамирование, в отличие от более поверхностной татуировки, характернее для тропических регионов, где живёт тёмнопигментированное население, у которого рисунки на коже просто не видны. Если предки европейского Homo sapiens жили в Африке, то, скорее всего, они тоже имели тёмную кожу. Может быть, ещё тогда, на заре человечества, и зародился обычай "рубцевания", позже распространившийся с "мигрантами" на север и трансформировавшийся в практику нанесения татуировок? Думается, ответить на этот вопрос со стопроцентной уверенностью невозможно...

Свидетельства



Вопрос о существовании шрамирования/тату в доисторические времена весьма сложный и, возможно, далеко не бесспорный. Сложность этого вопроса заключается в том, что эти узоры/знаки наносятся на кожу - "материал" не слишком прочный и долговечный. Как бы то ни было, некоторые свидетельства, пусть и спорные, до нас дошли. Большинство из них не бесспорны, поэтому нельзя сказать определенно, с чем мы имеем дело - с татуировкой, ритуальным раскрасом или шрамированием.
Сначала - о самых "ранних" находках. Они относятся к периоду Верхнего Палеолита, когда на смену неандертальцам, сотни тысяч лет бывшим единственными европейцами, пришли Homo sapiens, представители современного анатомического вида. Пришли они, то есть, мигрировали из тропических широт и, по-видимому, принесли с собой многие новшества в области культурной жизни.
Одним из самых благоприятных районов для расселения человека современного анатомического вида стала территория древней Моравии. По-видимому, 26 и даже 27 тыс. лет назад там было всё самое необходимое для полноценной охоты, включая прежде всего, мамонтов. Представительство местных архаичных Homo sapiens, было весьма многочисленным для того периода, о чём говорит крайне большое количество для такой эпохи находок ископаемых человеческих останков.

Пршедмости (чеш. Předmostí, нем. Przedmost). Около 27 тыс. лет назад

 []
 []

Венера Пршедмости, она же Говорящий посох Аттароа...
Из книги Жана Ауеля "Равнины перехода":
...Рисунок, вырезанный на выпрямленном бивне, представлял собой геометрическую абстракцию Великой Матери-Земли, образованную концентрическими овалами, придающими форму отвисшей груди, округлого живота и пышных бёдер. Круг был символом всего-всего, совокупности известных и неизвестных миров и символизировал Великую Мать Всего. Концентрические круги, особенно то, как они использовались для обозначения важных материнских элементов, усиливали символику.
...Но геометрические узоры не были лицом. За исключением того, что перевёрнутый треугольник был помещён в положение головы, вырезанные знаки даже не предполагали бы лица. Устрашающий лик Великой Матери был слишком велик для обычного человека. Её силы были настолько велики, что один Её взгляд мог ошеломить. Абстрактная символика фигуры на говорящем посохе Attaroa тонко и элегантно передала это ощущение силы...


 []
 []

Это ещё один артефакт из Пршедмости, с рисунком, почти идентичным тому, что вырезан на бивне, показанном выше. Два рисунка настолько похожи, что вполне могут быть выполнены одним и тем же художником.

Дольни-Вестонице. 27-25 тыс. лет назад

В 1995 году известный чешский ученый Е. Влчек опубликовал статью, посвящённую странным травмам на черепах у некоторых моравских мужчин эпохи Верхнего Палеолита. Круглые шрамы располагались в двух местах на лобной кости - строго в центральной части и рядом с анатомической точкой брегма, которая совпадает с самой верхней точкой головы в вертикальном положении. Влчек обнаружил идентичные повреждения у трёх взрослых мужчин из могильника Дольни Вестонице II. Все следы ранений сконцентрированы только в двух строго определенных точках на голове. Можно предположить, что это результаты обряда посвящения, и речь идет не о травмах, а о преднамеренном, скажем так, нанесении шрамов - ритуальной скарификации или, если хотите, "поверхностном" символическом трепанировании. По данным немецкого антрополога Герберта Ульриха, так называемый "колдун из Брно" - пожилой мужчина из погребения Брно II, также носил на лбу похожие отметины. Ни на одном женском черепе подобных изменений обнаружено не было, значит, обряд мог распространяться только на мужское население. По-видимому, в строго определённом возрасте, при прохождении инициации юношам наносили те самые сакральные неизгладимые знаки, которые делали их полноправными членами мужского "братства охотников и воинов", а также сообщали посторонним об их принадлежности к определённой племенной группе.
А что же Дольни-Вестоницкие женщины?
Хм... Дольни-Вестоницкие женщины, судя по всему, от своих мужчин НЕ отставали...

 []
Женские керамические торсы из Дольни-Вестонице

Керамические, высотой 25-35 мм, женские торсы, похожие на "культовую" Венеру из Дольни-Вестонице, с разрезами на спине . Возможно, это были знаки достижения зрелости, нанесённые в результате разрезов на коже, заполненных золой или глиной, чтобы шрамы оставались навсегда. Эти рубцы похожи на те, которые пользуются в наши дни среди австралийских аборигенов особой популярностью. Австралийские девушки покрывают своё тело причудливым узорами и готовы терпеть ради этого страшные мучения. Суть процедуры заключается в нанесении на кожу глубоких насечек. Сам же процесс выглядел следующим образом: молодая женщина становилась на колени и клала голову между колен старой сильной женщины, мужчина с помощью раковины или кремня делал глубокие, до мяса, разрезы, расположенные в ряд (чаще всего поперёк спины вплоть до плеч).

 []
 []

Грот Пап (Брассемпуй, Франция). Около 27 тыс. лет назад

 []
 []

Венера Ла-Пуаре. Название "Венера" было принято Эдуардом Пиеттом (1827-1906), который использовал его для описания этой статуэтки из слоновой кости, от которой сохранился только торс, найденный в 1892 году в гроте Пап (Брассемпуй, департамент Ле-Ланд). "Венера" с тех пор стала собирательным термином, используемым для обозначения всех палеолитических статуэток женщин. У фигуры массивные бёдра и отвисший, заострённый живот. На нижней части живота и бёдрах можно увидеть два ряда зарубок, которые были интерпретированы как татуировки.
На нижнем фото весьма хорошо сделанное факсимиле музейного качества. Многие трещины и царапины оригинала были неизбежно "удалены" в процессе изготовления. В этой версии мы можем видеть гораздо более чётко два ряда "татуировок".

Пещера Ла-Мадлен (Франция). Около 15 тыс. лет назад

 []

Изображение на роге северного оленя. Покрытые орнаментом человеческие предплечья... Правда, нижнее изображение больше похоже на обмотанную крест-накрест (в защитных целях) кожаным ремнём руку.

Горж-д'Анфер - "Адское ущелье" (Дордонь, Франция). Около 13 тыс. лет назад

Из книги Тома Придо "Кроманьонский человек" (1979г.):

 []

Один из самых древних портретов человека, этот кроманьонский профиль был вырезан на плите твёрдого известняка около 13 тысяч лет назад и оставлен в пещере близ Вьенна в верховьях Роны. Хотя нос и нижняя челюсть странно удлинены, а щёки покрыты непонятными царапинами, прекрасно изображенный глаз и смелые очертания шеи свидетельствуют о большом мастерстве художника...

"Непонятные царапины"? Шрамы! Другой вопрос, - в результате чего они появились...

Гроты Истуриц и Оксоселхайя (Франция). Около 15 тыс. лет назад

 []
 []

Рисунок на двух сторонах кости. Дж. А. Модуит (J.A. Mauduit) описывает этот объект в книге "40 000 ans d'Art Moderne" (40 000 ЛЕТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА):
Обнажённый мужчина, украшенный браслетами, тянется к лежащей перед ним женщине. Женщина сильная и волосатая, а на её бедре - стрела с тройным рядом зазубрин, символ его завоевания. Гравюра на другой стороне не имеет ничего общего с предыдущей...

Малоизвестный автор. Да, конечно. И существует другая версия... Версия с двумя татуированными беременными женщинами...

Пещера Мас-д'Азиль. 15-11 тыс. лет назад

 []
 []

Фрагмент ронделя (rondelle, фр. - шайба, диск). Диск, вырезанный из лопатки быка. Фрагментированный, он первоначально состоял из диска с гравировкой на каждой стороне. На одной стороне диска изображён человек с эрегированным пенисом, с тяжёлой палкой через плечо и противостоящий медведю, на другой - мужчина, сбитый с ног медведем. Скорее всего, он изображён лежащим лицом вниз, и уникально то, что нет другого палеолитического изображения человека в таком положении. Для нас важны насечки на спине человека, которые можно интерпретировать как татуировку/шрамы...

Абри Ложери-Басс (Франция). Около 14 тыс. лет назад

 []
 []
La Femme au Renne (Женщина с северным оленем)

Гравировка на "ладони" оленьего рога. Беременная женщина позади оленя, на некотором расстоянии. Возможно, на ней браслеты и ожерелье. На бёдрах и на животе много "ворсинок", те, что на животе, образуют вертикальные штрихи. Сейчас считается, что это всё-таки татуировки или шрамирование.

Гённерсдорф (Германия). Около 14 тыс. лет назад

 []
Гравированные фигуры из Гённерсдорфа

Изображение четырех женских фигур в ряд. За второй фигурой справа находится маленькая фигурка, сидящая в своего рода подставке, по-видимому, мать и ребенок. Фигуры покрыты штриховкой. Изображать эта штриховка может всё, что угодно, в том числе и татуировки.

Толентино (Италия). Около 12 тыс. лет назад

 []
Венера де Толентино. Камень, на котором вырезана Венера, вероятно использовался в качестве ударника для изготовления инструментов.

Женщина с зооморфными чертами лица. У неё есть ноги и грудь, но тело увенчано головой коровы (или травоядного животного, крупного рогатого скота или лошади). В точке немного ниже талии, пересекаются двойным рядом несколько коротких вертикальных штрихов (6 сверху и 10 снизу), соединённых поперечной мелко выгравированной линией. Также, вверх от колен на фигуре нанесены штрихи, в основном поперечные, которые частично выступают, а частично продолжаются на внутренней стороне ног.


***

"Изобразительные" источники дописьменного периода, скажем так, не сильно проясняют картину с татуировками в древности. Определённо можно только сказать, что эта традиция несомненно была. И была большей частью в виде шрамирования-скарификации... Не смотря на отсутствие бесспорных доказательств.
В эпоху мезолита с отступлением ледников в Европе начинается потепление. Глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам флоры и фауны. Благодаря изобретениям начинают активно осваиваться весьма обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Центральное место, как по количеству, так и по качеству изображений, принадлежит сценам охоты и сражений. В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты и конкретного соплеменника. В мезолите внимание художника перенеслось на всех соплеменников. Именно на группу соплеменников, - не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигура изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей. Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали (читай - "прорисовка тату") не важны. Важны именно общность, движение...
Всё... Страницу можно перевернуть...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список