Поли Светлана : другие произведения.

Либретто к балету Таис Афинская

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    либретто к 2-х актному классическому балету по одноимённому роману Ивана Ефремова ТАИС АФИНСКАЯ.


   Светлана ПОЛИ
   (либретто к 2-х актному классическому балету)
  
   ТАИС АФИНСКАЯ
  
   ПЕРСОНАЖ:
   Главные герои:
   Таис - афинская гетера
   Александр - македонский царь
   Птолемей - сводный брат Александра, полководец, возлюбленный Таис
   Эгесихора - спартанка, гетера, подруга Таис
   Неарх - соратник Александра, флотоводец
   Гесиона - служанка Таис и подруга
   Леонтиск - тессалиец, военачальник Александра
   Жрец храма Нейт - грек по происхождению, мудрец и учитель Таис
   Менедем - воин, телохранитель Таис
   Лисипп - скульптор
  
   Миманс:
   Служанки и слуги в доме Таис
   Слуги при Александре
   Жрецы храма Себека
   Маленький сын Таис
  
   Массовка:
   Воины Александра
   Жители Мемфиса
   Жители Вавилона
   Жители Персеполиса
  
  
   ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
   Пролог
   После купания в ночном море Таис выходит на берег и видит дрожащего от холода Птолемея, выбравшегося на берег раньше своих друзей, Александра и Неарха, всё ещё плавающих в море. Посмеиваясь над новым знакомым, юная гетера вдруг привлекает к себе внимание юноши, не видевшего её в темноте. Она выходит на свет и сразу покоряет Птолемея своей красотой. Во время знакомства Таис узнаёт, что Птолемей - друг македонского царевича Александра и его товарища критянина Неарха. А Птолемей узнаёт, что таинственная незнакомка - та самая знаменитая афинская гетера, великолепная танцовщица, певица и интересная собеседница. Таис зовёт мальчика, своего слугу, чтобы тот принёс для нового знакомого плащ. Под плащом Птолемей согревается, становится смелее: он хочет обнять девушку, но афинянка уклоняется, кокетничая и выказывая заинтересованность в молодом воине. Таис приглашает к себе в гости Птолемея и его друзей. Молодой человек с радостью принимает приглашение.
  
   Первая картина
   Просторная, светлая, продуваемая всеми сквозняками зала в доме Таис. Хозяйка возлежит на ложе, а вокруг хлопочут служанки: подвязывают прозрачные шторы, протирают основания колонн, приносят на стол чаши для ожидаемых гостей, фрукты, вино, устилают кресла и ложи яркими накидками. В залу стремительно входит подруга детства белокурая Эгесихора, обнимает Таис и рассказывает о своих приключениях на скачках. Таис сначала слушает её внимательно, потом подходит и сообщает, что скоро у неё будут особенные гости. И тут служанка Гесиона докладывает хозяйке о прибытии гостей. В залу входят Александр, Птолемей и Неарх. Увидев Эгесихору, Неарх тут же влюбляется в длинноногую спартанку. Птолемей же не может отвести глаз от Таис. Он всё порывается с ней заговорить, но Таис увлечена разговором с Александром. Усадив гостей, Таис решает покорить молодых воинов своим танцем. Ей невольно аккомпанирует в танце Александр, а Птолемей сидит смущаясь. Только он вроде порывается поддержать девушку, как тут возле неё оказывается Александр. В это время Неарх без смущения восторгается красотой Эгесихоры. Служанки подливают гостям вина. После танца хозяйки дома её подруга решает показать гостям и своё умение в танце. Эгесихора скидывает верхнюю накидку и, оставшись в лёгком хитоне, начинает свой танец. Ей спешит аккомпанировать влюблённый Неарх. После танца спартанки юноши восторгаются красавицами. Неарх всё нашёптывает Эгесихоре что-то, она улыбается, соглашаясь с ним. Александр встаёт и почти официально сообщает о том, что отныне Таис является его пожизненной гостьей, когда бы она не пожелала к нему присоединиться и где бы он сам не находился в тот момент. Таис принимает это приглашение. Попрощавшись, воины уходят. Сначала Александр, за ним нехотя и постоянно оборачиваясь, скрывается Неарх, и последним уходит Птолемей, сорвавший с губ Таис заветный поцелуй. Он покрывает её руки жаркими поцелуями и уходит спиной к выходу, чуть не споткнувшись о колонну. Гости ушли, и юные гетеры радостно кружатся, взявшись за руки, потом делятся впечатлениями (каждая исполняет минутную вариацию) и уставшие валятся, разбросав руки в стороны - Таис на одно ложе, Эгесихора - на другое.
  
   Просцениум первый
   Идёт сражение за греческие Фивы. Птолемей и Неарх наравне с Александром и другими воинами бьются в бою. И вот победа. Александру подводят коня и, вскочив на своего любимца Буцефала, он направляется в поверженный город.
  
   Вторая картина
   Фивы пали. Вдалеке дымятся разрушенные постройки дворцов. Александр въезжает на коне в свой лагерь, развёрнутый под стенами разрушенного города. Ему уже приготовили шатёр. Рядом с царём его верные товарищи, Птолемей и Неарх. К царю приводят пленных мужчин и женщин. Крепких мужчин Александр приказывает убить, старика философа расспрашивает и отсылает в Афины в помощники Аристотелю, девушек не глядя приказывает продать в рабство. Тут же крутятся торговцы рабами, жадные до наживы. Пленников уводят, и Александр погружается в раздумья. Сгущаются сумерки. Александр обходит своих верных воинов, поздравляет их с победой. Воины разводят костры, кто-то чистит свой меч, кто-то - щит, а друзья полководцы обсуждают планы дальнейших сражений. Александр смотрит вдаль, он грезит походом на Персию и победой над Дарием, этим "царём царей", он мечтает дойти до края Ойкумены и основать свою империю. Друзья завороженно слушают его, потом поддерживают его устремления (по одному присоединяются к его танцу). Затем Александр уходит в шатёр, весь погружённый в свои мысли, там что-то чертит на карте, мечтает, что-то высчитывает, записывает. А в это время Птолемей мечтает о Таис, то глядя на драгоценности, которые собирается ей отправить в дар, то на звёзды, будто взывая их о помощи в любви к прекрасной афинянке. (вариация Птолемея). А Неарх в это время пишет на свитке послание своей несравненной Эгесихоре. Потом он, не в силах усидеть, начинает танцевать, а Птолемей садится за написание послания своей "богине".
  
   Третья картина
   Таис с подругой Эгесихорой, служанкой Гесионой и несколькими воинами прибывают на корабле в Египет. Жители Мемфиса, узнав, что к ним прибыла знаменитая гетера, выходят встречать её с танцами. Эллинские воины берут Таис, садят на щиты и несут, подняв над головами, по городу в знак восхищения. Кто-то рассматривает её с любопытством, кто-то с восхищением, а жрецы зверо-богов с неприкрытой неприязнью. Египтяне не приемлют такого отношения к живым людям, тем более к женщине. А те почести, которые выказывают ей и её подруге мемфисцы богохульны. Так почитать можно только богов. Таис рассматривает египетские храмы и насмехается над жрецами, их традициями почитать зверей, над их неприязнью к женской красоте и над их зверобогами, не доросшими до того, чтобы иметь человеческий лик. Жрецы затаили злобу.
  
   Просцениум второй
   Таис знакомится с египетским жрецом храма богини Нейт, греком по происхождению. Он предупреждает её о том, чтобы она вела себя более корректно с местными жрецами, ибо они злопамятны и не прощают вольных высказываний в адрес их религии. Но Таис отмахнулась, продолжая свою экскурсию по храмам Египта в сопровождении Гесионы и верного воина Менедема.
  
   Просцениум третий
   Не прошла она и одного квартала, как её похищают жрецы, замотанные в тёмные накидки. Они приводят её в какое-то подземелье, приковывают к стене цепями и провозглашают её жертвой их крокодила подобному богу Себеку. Жрецы проводят обряд, обмазывая её каким-то снадобьем, и уходят, оставляя гетеру на съедение рептилии. И в тот момент, когда кровожадное чудовище уже вылезло из воды и направилось к прикованной Таис, её спасают Гесиона с факелом и воин Менедем в сопровождении жреца храма Нейт.
  
   Четвёртая картина
   Менедем уносит обессиленную Таис на руках подальше от зловещего храма. Она отказывается возвращаться домой и хочет побыть одна на берегу моря, глядя на лунную дорожку. Но воин не отстаёт. Тогда жрец оставляет воина присматривать за девушкой поблизости, за пальмами, а сам рассказывает ей о Великой Матери богов, дарит ей кольцо - тайный знак посвящённых и уходит, оставляя Таис одну под звёздами. В одиночестве гетера размышляет о своей жизни, о своём предназначении, о Великой Богине и... об Александре.
  
   ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
   Картина первая
   Таис в своём мемфисском доме, держа в руках окровавленный пеплос подруги и её диадему, грустит о погибшей Эгесихоре, убитой ревнивым ухажером. Её успокаивает Гесиона. И тут слуга сообщает о приходе полководца Неарха. Таис хватается за голову от горя и приседает на пол, подхваченная Гесионой. В такой позе их и застаёт Неарх. Поприветствовав Таис, он смотрит по сторонам, ища взглядом Эгесихору. И Таис рассказывает ему о гибели подруги. Неарх проклинает ревнивых спартанцев, грустит и потом сообщает о том, что Александр в Мемфисе и зовёт Таис на праздник. Они ещё немного грустят, Таис уходит переодеться, а Неарх присматривается к Гесионе. Та смущается, но выказывает симпатию.
  
   Картина вторая
   Праздник для знатных жителей Мемфиса, устроенный Александром. Царь возлежит на ложе, возвышаясь над всеми. На ступенях ниже сидят Леонтиск, Неарх, Птолемей, скульптор Лисипп и другие военачальники. Гости наслаждаются выступлением египетских танцовщиц, акробатов, наездников. Александр морщится, он хочет увидеть танец Таис. И вот, наконец, она появляется в образе амазонки, и, кажется, солнце начинает ярче светить. Александр веселеет. После танца он зовёт Таис к себе и представляет её знаменитому скульптору и предлагает ему сделать с неё скульптуру. Потом усаживает рядом с собой, и они ведут разговор, пока перед зрителями выступают другие артисты. Но Александр занят беседой с Таис, а Птолемей еле сдерживает свою ревность. Но Таис не обращает на него внимание, пытаясь так показать ему свою обиду за его длительное молчание по отношению к ней. Потом, когда Александр покидает праздник, Таис смеясь, позволяет прежнему возлюбленному подхватить её на руки.
  
   Просцениум первый
   Александр спорит со своими самыми старыми военачальниками, которые отговаривают его идти на Дария в Вавилон, а молодые его поддерживают. В конце концов, всё решается так, как того хотел Александр, и армия македонцев выдвигается на Дария.
  
   Просцениум второй
   Проходят обозы с провиантом, отряды воинов, колесницы, носилки, паланкины. Все движутся в сторону Вавилона. Таис сидит в паланкине, который несут могучие рабы. К ней подбегает воин и сообщает, что Александр взял Вавилон, и он ждёт свою гостью на пир.
  
   Картина третья
   Таис на берегу Евфрата. Над городом спустилась ночь. Вдали красивейшие постройки дворцов, висячих садов Семирамис. Гетере хочется спрятаться от городского шума, от толп народа. Она отпускает верную Гесиону и предаётся прохладным волнам. И тут слышит всплески воды - кто-то приближается к ней. Это Александр. Они немного плавают вместе, а потом выходят на берег и Таис уговаривает его хоть раз позволить себе расслабиться. И Александр уступает ей. Он зовёт её к себе, но Таис настаивает, чтобы он отправился к ней. Царь соглашается и послушно следует за гетерой.
  
   Просцениум третий
   Таис усаживает Александра на ложе, наливает вина в кубок, потом берёт пузырёк со снадобьем и подходит к царю. Вручает ему кубок и при нём вливает в вино несколько капель волшебного зелья. Выпивает сама и предлагает то же сделать Александру. Он интересуется, что это за зелье, и Таис говорит, что оно помогает забыть на день все заботы и позволяет расслабиться. Без тени сомнения он выпивает вино и через несколько мгновений они проваливаются в царство Эроса и богини Афродиты. Под утро за Александром приходят встревоженные друзья Леонтиск и Неарх. Найдя царя в объятиях Таис, они облегчённо выдыхают и улыбаются. Александр всё ещё под действием чар покрывает девушку поцелуями, не в силах оторваться от неё. Она последний раз целует его и даёт знак его друзьям, чтобы они забирали его. А на его порыв к ней, останавливает его, рукой уперевшись ему в грудь и тут же склоняется в почтении, как подданная перед царём. Разочарованный он уходит уводимый друзьями. А Таис падает на колени и начинает рыдать. К ней подбегает Гесиона и начинает утешать.
  
   Просцениум четвёртый
   Таис с Александром, Птолемеем, Леонтиском и Неархом подъезжают к Персеполису и встречают эллинских мастеров, когда-то взятым Дарием в плен и намеренно искалеченные и обезображенные, чтобы они не могли сметь вернуться в Элладу. Александр расстроен до слёз. Таис, видя такое варварское отношение к людям, закипает, и в ней рождается жажда мести. Александр распоряжается обеспечить бывших пленников Дария всем необходимым: одеждой, едой, средствами и транспортом и спешит в столицу Дария.
  
   Картина четвёртая
   Пир в Персеполисе. По ступеням дворца поднимается Александр в парадном золотом наряде и Таис в золотом шлеме царицы амазонок. Танцы персиянок, потом египтянок. Танец Таис. Александр спрашивает полководцев: чем наградить Таис, и поднимает серебряное блюдо, на которое предлагает каждому положить достойную награду для знаменитой гетеры. Но Таис отказывается от драгоценностей и просит разрешения на речь, умоляя царя не гневаться на её слова. Она поднимается на скамью, которую ей принесли, и эмоционально с болью и сердечным надрывом обвиняет персов в гибели и разграблении Греции семьдесят лет назад прежним царём Персии Ксерксом, обвиняет в безжалостном уничтожении памятников, храмов, скульптур и всего, что так дорого эллинам, а Александр наслаждается сегодня их богатством. Александр вдруг гневно вскакивает, щурит глаза в ярости и обращается к Таис: чего же она хочет от него, ведя такие речи? И Таис отвечает: она хочет мести - огня для столицы персов. Александр нервно берёт Таис за руку, они вместе выхватывают факелы из рук рабов и начинают поджигать занавески во дворце. Их примеру следуют другие воины. И Персеполис начинает пылать. А персидские гости в панике разбегаются. Птолемей накидывает на Таис плащ с капюшоном и тайно уводит её, чтобы персы её не растерзали за идею сожжения их столицы.
  
   Эпилог
   Таис совсем одна в сумраке времени. Она садится на пол и смотрит на звёзды, взывая к богам. К ней приближается Александр. Он весь в пыли, уставший, в истрёпанных доспехах; укладывается рядом с Таис, кладёт голову к ней на колени и прижимает к губам её ладонь. Таис целует его в голову, гладит по волосам. Александр приподнимает голову и с надеждой просит Таис стать его царицей, протягивая ей массивную персидскую корону. Она долго смотрит ему в глаза и вдруг отрицательно качает головой, отстраняя корону. Ты опоздал, говорит она ему и, поднимаясь с пола, опускает руки, раскрывая ладони перед собой. Александр тоже поднимается. Он обнимает её сзади, целует в шею и намеревается уйти. Таис вдруг останавливает его, прижимается щекой к его руке и умоляет покинуть Вавилон, указывая рукой в противоположную его уходу сторону. И даже тянет его туда. Он гладит её по голове и, кивнув, всё же уходит в свою сторону. Таис хватается за сердце в плохом предчувствии. С другой стороны слуга приносит ей письмо. Таис читает его и узнаёт о смерти Александра. Она сломленная падает на колени и корчится от горя и рыданий, тянет в иступлении руку вперёд, будто хочет дотянуться сквозь пространство и время до Александра и мечты о нём.
  
   Просцениум пятый
   Спустя минуту к ней подходят слуги. Сажают её в кресло царицы Египта, наряжают, приводят в порядок причёску, грим, надевают корону и браслеты, приносят двухгодовалого сына и с левой стороны от неё становится Птолемей в одеянии фараона Египта.
  
  
   Ростов-на-Дону, март 2015 года.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   10
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"