Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Почему Христос омыл ноги ученикам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Причастие или вечеря Господня - сейчас в подавляющем большинстве церквей её принимают формально, по обряду, поэтому и закрыта Благодать. В некоторых церквях моют друг другу ноги (эти тоже поступают "по обряду") - для них тоже закрыта благодать Причастия. Чему научил Иисус Христос учеников, когда омыл им ноги?..


Почему Христос омыл ноги ученикам


Следующим после крещения таинством или служением в жизни каждого верующего является причастие, или вечеря Господня.
Причастие: к сожалению, сейчас в подавляющем большинстве церквей его принимают формально, по обряду - поэтому и закрыта благодать Божия для верующих.
Сколько перьев, да и копий сломано в спорах о том, как называть причастие: таинством или служением. Сколько перьев и копий сломано в спорах о том, каким образом Господь Иисус Христос присутствует при причастии: в виде пресуществленного хлеба и вина, или через прямое воздействие Святого Духа на души и дух верующих...
Я ещё вернусь к этим спорам, а сейчас начну по порядку: с вопроса: какое благословение Божие даруется нам во время Евхаристии.
В церквях всех деноминаций учат, что при причащении Крови и Плоти Христовой, сама жизнь и сила Господня таинственным образом входит в верующего.
Хотя прошло уже много лет, но я хорошо помню, как волнительно и с каким упованием ожидал своего первого причастия. Нам сказали, что перед Евхаристией нужно взять пост и помолиться. Мы с женой старательно всё исполнили. И вот я вкушаю от хлеба и плода грозда виноградного и... ничего.
Решив, что дело во мне, я начал расспрашивать всех знакомых верующих (а они были из разных деноминаций) о цели и о силе Евхаристии. Одни рассказывали о том, что причащаясь, мы вспоминаем о жертве Христовой. Другие учили, что вечеря Господня объединяет церковь. Третьи говорили, что причастие дарует духовную силу через единение с Кровью и Плотью Христовой. Но когда я хотел узнать какую силу и в чём он должна проявляться, отмахивались, что моё дело просто верить, а не приставать с вопросами. Отвечали люди по-разному, но не чувствовалось, что они говорили о своём, лично ими обретённом через причастие благословении Божьем. Так что не получил я ответа на вопрос: "Как Господь преисполняет нас Собою через причастие?". Отчасти услышал ответ лишь на вопрос: "Почему мы причащаемся?".

Да. Раньше я очень явным образом переживал покаяние и рождение Свыше, очень явно переживал исполнение Святым Духом, и эти пережитые явления силы и благодати Господней разделили мою жизнь на "до" и "после". А вот после причастия... разве что чувство некоторого разочарования от несбывшихся ожиданий.
Думаю, что многие верующие испытывали подобное разочарование после Евхаристии. Почему так происходит? Каким образом открывается нам путь к благодати и силе, пребывающей в Крови и Плоти Христовой? Да и сами благодать и сила в чём должны проявиться?


Предназначение Господней силы, изливаемой при причастии

Сначала я расскажу о том, для чего, с какой целью изливается на нас сила Господня при Евхаристии, а затем, как её обрести верующим, начинающим свою жизнь в Церкви - Теле Христовом.
Вот как Апостол Павел описывает душу - свою, и каждого из нас - ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:14-23). И дальше продолжает, вопрошая, где же ему обрести ту духовную силу, которая освободит его от рабства и дарует силу жить по духу: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? - тут же даёт ответ себе и нам - Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим.7:24,25).
А ведь действительно, даже обретя благодать спасения жертвой Христовой, даже исполнившись Святым Духом и различными духовными дарами, мы по-прежнему остаёмся плотскими, греховными людьми. Духом стремимся к Горнему, а души наши, как туман, стелются по земле, преисполнены земными желаниями, земными заботами и целями. И предстоит нам пребывать в этой духовной борьбе до скончания дней на этой земле.
Но неужели нам, верующим в Иисуса Христа и спасённым Его благодатью, суждено всё время оставаться на одном духовном уровне, только лишь мечтая о грядущем разрешении от пут греха и похоти? - Нет. Бог приготовил для нас - для Церкви, - кроме благой вести об искуплении через жертву Христову ещё и Благую весть об очищении нас силой Крови Христовой.
"И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если же (мы) ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". (1Ин.1:5-7)
Господь уготовал нам возможность очищения во Христе, чтобы и мы могли сказать вместе с Апостолом Павлом: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:19,20)".

Итак, сила Господня, изливаемая в святом причастии, даётся нам для исправления несовершенства душ наших, чтобы постепенно мы всё более и более уподоблялись Иисусу Христу.
Обновление души происходит не вдруг, не сразу. Чтобы началось очищение души, нужна твёрдая воля к этому и, более того, нужно явное, действенное желание к очищению и обновлению, нужно терпение, великое долготерпение. И, поверьте, ничто не даётся с таким напряжением веры и с такими слезами покаяния, как постепенное очищение души. Ничто, если даже саму эту истину об обновлении души мы, уверовавшие в Спасителя, начинаем понимать далеко не сразу, как становимся частью Церкви Христовой, а лишь годы и годы спустя.


Как обрести силу Господню при причастии

Теперь второй вопрос: "Каким образом верующие, начинающие свою жизнь в Церкви - Теле Господнем, могут обрести силу и благодать Божью для очищения сердца от греховной зависимости, как они могут обрести свободу от греха?"
Начну с первой вечери Господней.
"Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. (1Кор.11:23-26)" - эти слова Апостола Павла мы слышим во время Евхаристии. Но причащение Крови и Плоти Христовой - это последний, самый торжественный этап во всём таинстве Евхаристии. Ему предшествуют часы, даже дни предварительной духовной подготовки верующего.
Не случайно, при описании Евхаристии, Апостол Павел упоминает, более того, предостерегает, что мы, верующие во Христа, можем причаститься недостойно и даже в осуждение себе: "Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей (1Кор.11:27,28)". Вот так, идёшь в церковь на Евхаристию, ожидаешь получить благословение, а вместо этого можешь получить осуждение Господне и даже болезнь и смерть.
Как приготовиться, чтобы причаститься достойно? Ведь это, повторяю, Апостол Павел сказал о верующих, о рождённых Свыше, что одни из них принимают достойно, а другие недостойно. Неверующие в то время, когда Павел писал своё послание, не участвовали в вечере Господней, потому что церкви были гонимы (кому охота быть гонимым).
О том, как приготовиться к Евхаристии, Иисус Христос образно показал Своим ученикам во время тайной Вечери.
"И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете". (Ин.13:2-17)
Апостол Иоанн очень подробно описал этот момент последней вечери Иисуса Христа. А теперь по порядку рассмотрю несколько вопросов, которые возникли при чтении этого места Писания. И главный из них: чего Апостол Пётр и другие ученики не могли уразуметь, когда Иисус Христос во время Вечери омывал им ноги? Что они постигли лишь, когда Святой Дух открыл им смысл соделанного Им?
Чтобы обоснованно, а не голословно ответить на главный вопрос, сначала нужно рассмотреть несколько подготовительных вопросов:
1. Почему только Апостол Иоанн упоминает о том, что Иисус Христос встал среди тайной Пасхальной вечери и начал умывать ученикам ноги? Не перед вечерей, как многие думают, а именно во время вечери (Ин.13:2,12).
2. Что из того, что делал Иисус Христос, ученики смогли понять только позже (Ин.13:7)?
3. Почему только после того, как совершил омовение ног ученикам, Иисус Христос взял, благословил и подал им хлеб и чашу, и заповедал Церкви совершать Вечерю? При этом Он завещал совершать и таинство, которое Он явил через омытие ног, а не только Вечерю: "Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:15)".


Почему только Апостол Иоанн рассказал, что Христос омыл ученикам ноги на Вечере

Чтобы понять, почему только автор четвёртого Евангелия, Апостол Иоанн рассказал об омовении Иисусом Христом ног учеников, нужно вспомнить, когда и с какой целью были написаны первые три Евангелия, и когда и с какой целью - четвёртое.
Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки были написаны в середине первого века, то есть тогда, когда были ещё живы многие из Апостолов и учеников, видевших Иисуса Христа. И написаны были эти Евангелия в большей степени для людей, незнакомых с жизнью и делами Господа (для иудеев, римлян и эллинов), чтобы они услышали благую весть о спасении во Христе. Четвёртое же Евангелие - Евангелие от Иоанна - было написано много позже, на рубеже первого и второго веков, и было написано с целью назидания и исправления церквей Христовых.
Это подтверждает древний исследователь истории Церкви, Ириней Лионский (130-202 гг.): "Потом (после Матфея, Марка и Луки) Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском (при правлении Нервы)".[1]
Так же автор первой Церковной истории, Евсевий Кесарийский пишет об этом: "После пятнадцатилетнего владычества Доминициана (81-96 гг.) власть принял Нерва (96-98 гг.). Тогда же Апостол Иоанн покинул остров (Патмос), куда был сослан, и устроился на жительство в Эфесе до времён Траяна (98-117 гг.)".[2]

О том, что в церквях начиная с середины первого века, начали возникать различные ереси, писали и Апостол Пётр, и Апостол Павел, и Апостол Иоанн в посланиях к церквям. Постепенно они достигли такого влияния, что, по словам Иринея Лионского, Апостол Иоанн вынужден был написать четвёртое Евангелия - Евангелие для верующих. И одним из таких религиозных действ (таинств), требующих духовного наставления (подчеркиваю, духовного, а не обрядового наставления) были проводимые в церквях вечери Господни. Поэтому Апостол Иоанн и рассказывает в Евангелии о том, как Иисус Христос явил им в обычном повседневном действе того времени - омовении ног - духовное назидание. А то, что Апостол Иоанн писал именно для верующих, для Церкви, легко увидеть даже в первых стихах Евангелия. И сам язык Евангелия от Иоанна настолько духовно сложный, что не то что неверующие, а и верующие с великим трудом и только лишь через откровение Святого Духа могут понимать, зачем и почему именно таким образом Апостол описывает то или иное событие.
Итак, Апостол Иоанн написал своё Евангелие для людей духовно зрелых, а не для новообращённых, поэтому и рассказал в нём об омовении Иисусом Христом ног учеников.


Какое сокровенное назидание Господь явил через омовение ног

Омовение ног само по себе, как физическое действо, не могло быть для учеников Иисуса Христа чем-то необычным и таинственным, ибо в древней Иудее, да и вообще, на Ближнем Востоке, обычай омывать ноги и руки при входе в дом, и тем более, возлегая на праздничную трапезу, был общепринятым. Кстати, раз Иисус и ученики уже возлежали за трапезой (Ин.13:2,12), то, значит, они возлежали уже с омытыми руками и ногами.
Но ведь не напрасно же Иисус Христос встал и начал омывать им ноги посреди трапезы (не руки и ноги, а только ноги). И не напрасно же потом заповедал им: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин.13:14)".
Если в самом действии - физическом омовении ног - ничего необычного, следовательно, и тайного для учеников не было, значит, тайна была заключена в другом. А тайна несомненно была, ибо Иисус Христос, совершив омовение, повторяю, тогда ежедневное и привычное дело, преподнёс его ученикам, как что-то новое, чего они ещё никогда не видели, и чего даже уразуметь не могли в тот момент.
Доселе не видели и не могли уразуметь...

Молясь, я просил Господа, чтобы Он открыл мне, в чём духовная тайна омовения, Иисусом Христом Его учеников? И вот, много позже, когда читал сборник писем епископа Феофана (Затворника), в котором он даёт духовное назидание одной молодой христианке о том, как готовить себя к исповеди, я увидел ключ к началу постижения духовного смысла того, о чём рассказал Апостол Иоанн в Евангелии. Как бы увидел первое звено цепочки, ведущей к откровению.


Рисунок 1. Епископ Феофан Затворник (1815-1894)

Вот что писал епископ Феофан: "Извольте хорошенько посмотреть, нет ли каких-либо худых склонностей и страстей. Понемногу каждая из них бывает у всякого, но они не глубоки и не постоянны. А то у всякого есть одна главная страсть, около которой увиваются и все прочие. Вот эту-то паче всего и позаботьтесь отыскать. (Ибо) сердце преломить и исправить не вдруг-то можно. Предлежит борьба. В борьбе же, не зная, куда направлять удары, можно и из сил выбиться, барахтаясь без толку, - и никакого не получить успеха".[3]
Итак, у всякого человека, в том числе и верующего, есть главный грех, от которого и около которого действуют все прочие. Вот этот грех паче всего и нужно отыскать в себе, и отыскав, вскрыть в покаянии и исповедании, и очиститься от него в молитве, прежде чем приступать к Евхаристии.
Так вот почему Иисус Христос встал и омывал ученикам только ноги, только самое грязное, то, что необходимо омыть в первую очередь!

Братья и сестры во Христе, прежде чем приступать к причастию, исследуйте каждый своё сердце наедине, в размышлении и молитве. Не составляйте список своих старых и новых грехов (так вы только рассеетесь в своих мыслях), а, как учит епископ Феофан, устремитесь мыслями и сердцем туда, куда в первую очередь указывает совесть - там и есть на данный момент самое грязное, самое греховное состояние души. Выявив в себе главный грех, осудите его в себе, осудите без всякого лукавого самооправдания, и покайтесь.
Но самоосуждения и покаяния мало. Приложите к покаянию молитву к Господу. Искреннюю молитву сердца. Молитву не просто разума (тем более, формально прочитанных слов), но и сердца.
Но и этого мало! Выявить и покаяться в главном своем грехе - если сравнивать с прообразом омовения ног, то это всего лишь встать и подойти к омывающему, всего лишь выразить своё согласие на "омытие ног". Покаяние, и молитва к Богу - после них вы ещё не готовы к причастию, ведь вы ещё даже не приступали к самому "омытию ног".
Теперь присоедините "омытие": исповедуйте свой самый насущный грех перед любящим вас верующим человеком. Если у вас доверительные близкие отношения со священнослужителем церкви, то очень хорошо, - вы сможете исповедать насущный грех в беседе с ним, если нет, то исповедуйтесь перед другим верующим, но обязательно духовно более зрелым, более мудрым, чем вы. Почему нужно исповедоваться только перед тем, с кем у вас близкие духовные отношения? Да потому что тот, кто искренне любит вас и молиться будет за вас от всего сердца, а не формально. Он примет вашу скорбь, пропустит её через себя, как свой личный грех и принесёт его в совместной с вами молитве к Господу.
Дай Бог, чтобы ваш исповеданный грех воистину был омыт слезами сердца вашего друга-исповедника, как были омыты ноги учеников руками Иисуса Христа.

Братья и сестры во Христе, прежде всего, вы должны понять важность заботы верующих друг о друге и научиться заботиться не только физически, но и духовно - так, чтобы каждая исповедь порождала в ответ искреннюю духовную печаль о грешнике и искренние сердечные слёзы сожаления о том, что грех ещё силен в нашем ближнем. Только так вы сможете исполнить заповедь Господа, данную ученикам, после омытия им ног: "Ибо Я дал вам пример. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:15,34)".
Как Иисус очистил ноги учеников, омыв их, так и подвизающиеся в молитве за братьев и сестёр во Христе, совершаете очищение их душ, - если, конечно, молитвы ваши искренни. И как Иисус Христос не распылялся, а очистил только самое грязное в теле - ноги, так и вы, молитесь не просто за брата или сестру, а за их конкретные грехи, указанные Духом Божьим.


Почему Христос совершил Вечерю только после омовения

Вот я подошёл и к третьему вопросу. Собственно говоря, ответ на него вытекает, как логическое заключение из вышесказанного: после исповедей и совместных молитв, когда верующие уже связаны незримыми нитями духовной любви и взаимной заботы, можно, собравшись всем вместе, приступать к Святому причастию. Причаститься Крови и Плоти Христовой, чтобы уже не своей силой, а укрепившись силой Господней благодати противостать душевному греху. Противостать силой той благодати, что уготована была нам ещё во время Тайной вечери в Иерусалиме.
Через взаимные исповедания и ходатайственные молитвы друг за друга, мы действенно исполняем заповедь Христову о взаимной любви. Не случайно именно о любви говорит нам Апостол Иоанн перед тем, как рассказать о вечере Господней: "Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. (Ин.13:1)". Не случайно именно о любви дал заповедь Иисус Христос по окончании Вечери: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (Ин.13:34)".

И вот мы подходим к таинству Евхаристии. Подходим омытыми в покаянной исповеди, и очищенными через ходатайственную молитву. Подходим для того, чтобы Божья благодать излилась на нас силой и жизнью, даруемой от причащения Крови Плоти Христовой.
Как учил святитель Иоанн Златоуст: "Именно созданием духовной атмосферы взаимной любви и заботы церковь приготовляет себя к принятию Вечери Господней. Только в такой духовной атмосфере уютно присутствовать Господу. Потому что действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Освящает и претворяет Дары Сам Христос".[4]

Хотел бы я на этих прекрасных словах завершить рассказ о духовной тайне омовения Иисусом Христом ног учеников. Но Дух Божий побуждает напомнить вам, дорогие братья и сестры во Христе, а может более всего напомнить себе самому, о том, какую беду может принести несоблюдение или формальное соблюдение заповеди Христовой о исповедании грехов и совместном молитвенном ходатайстве. Напомнить о том, к чему может привести несоблюдение заповеди Христовой именно во время Вечери Господней.
Духовно неправильный подход к Евхаристии, может принести отдельным верующим, а то и всей церкви, вместо благословения, Божье осуждение. В Священном Писании описан один такой пример - пример Коринфской церкви, - и к чему это привело? У них появилось блудодеяние, притом такое блудодеяние, что и среди неверующих не встретишь. И что же церковь сделала? Как пишет Апостол Павел: "Вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1Кор.5:2)".
- Вы спросите: какая связь между духовно неверным подходом к причастию и попустительством блуду в церкви?
- А связь самая что ни на есть прямая: и в том и в том случае между верующими нет истинной любви, есть равнодушие и попустительство, а любви нет. Всё это, как понимаете, является полной противоположность заповеди Иисуса Христа: "Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга!"
В Коринфской церкви вместо покаяния и исповедания грехов, и совместного подвизания против них пред Богом верующие только делали вид, что любят, отсюда - от равнодушия - и возникло попустительство грехам. И, в результате, вместо благословения и очищения каждое их причащение Крови и Тела Христова вело к осуждению их Богом. Как сказано в Священном Писании: "Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе (1Кор.11:29)".
Вдумайтесь только, какие страшные слова сказал Апостол Павел: "Если будете недостойно принимать Вечерю Господню, то станете ещё более немощным (и духовно, и физически), ещё более больным и даже можете совсем умереть (и духовно, и физически) (1Кор.11:30)".
К сожалению проблемы, которые были у Коринфян, никуда не исчезли и в наше время. Сейчас они могут проявляться в другом виде, но корень их - равнодушие и лицемерие остаются такими же. Нет любви - истинной духовной любви между верующими, приходящими причаститься Крови и Тела Христова.
В Русской Православной Церкви хотя и есть правило обязательной исповеди перед причастием, но исповедь почти везде стала просто религиозным обрядом, включающим в себя чёткий ряд действий: взять пост, вычитать Правило ко причастию, затем служба исповеди при священнике, и наконец (лучше на следующий день) отстоять литургию и причаститься. Внешне вроде всё правильно, а духовно?..
В Протестантских церквях исповедь и взаимная очистительная молитва, как правило, вообще не связаны с вечерей Господней. Правда в некоторых церквях практикуется обряд омовения ног, но, тоже исполняется просто как некий религиозный обряд, без понимания верующими его духовной сути и, соответственно, без достижения её.

Братья и сестры во Христе, испытывайте себя, исследуйте свои сердца!
Исповедуйтесь друг перед другом - исповедуйтесь не просто ради того, чтобы исповедоваться, а чтобы оставить свой грех!
Молитесь за ближнего своего так, чтобы его боль из-за греха воистину стала и вашей болью, и вашим плачем пред Господом!
Научайтесь любить друг друга так, чтобы предстоять пред Богом на Вечере не разрозненной группой, а единой братской семьёй, как заповедал нам Господь Иисус Христос!
И тогда Святой Дух пребудет среди вас во время Евхаристии, и воистину Вечеря станет Господней. И тогда изольёт Иисус Христос Свою силу и Свою благодать, и вы увидите, как чудесным образом начнут изменяться ваши сердца. И мир Божий, и радость неизреченная наполнит ваши души. И каждое причастие станет для вас тогда истинным причащением Господа Иисуса Христа, истинным приближением к Нему, истинным уподоблением Ему.

- - - - -

И в заключение, как сказал вначале статьи, несколько слов о том, как в разных церквях толкуют место Писания об омовении Иисусом Христом ног учеников, и о Его заповеди.
Есть такое истолкование этого места Писания: Иисус омыл ноги учеников, потому что никто из них не хотел исполнять этой унизительной обязанности.
Что сказать о таком толковании? Если вы вспомните, что Иисус встал и начал омывать ноги во время вечери, когда ученики уже возлежали за тарпезой (Ин.13:2-4), а не до неё, то поймёте, его абсурдность.
Есть другое истолкование: что Иисус Христос просто заповедал мыть ноги друг другу перед Вечерей, и нечего тут думать.
Что сказать об этом толковании? Если вы у себя в церкви моете друг другу ноги, то это ваше дело, - само по себе мытьё ног грехом не является. Если кроме этого вы ещё заботитесь (омываете) о больных и немощных, то ещё лучше делаете. Но омывание ног, само по себе, ни приближает вас к Богу, иначе Иисус Христос не сказал бы Петру: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. (Ин.13:7)". Значит, была в том, что сделал Иисус Христос какая-то тайна - духовная тайна, - великая тайна, недоступная людям без откровения от Святого Духа.
То, что любовь и забота об учениках побудили Иисуса Христа встать среди Вечери и совершить то, что Он совершил - это понятно. Вопрос в другом - в том, с какой целью Он это сделал? Ведь до этого Иисус же не мыл ног Своим ученикам.

Чтобы увидеть истину, нужно исследовать всё место Писания, а не отдельную, вырванную из контекста фразу.
После слов о том, что Иисус Христос, возлюбвив Своих сущих, до конца возлюбил их, Апостол Иоанн в Евангелии обращает наш взор на Иуду Искариота, что ещё до вечери замыслил в душе своей предательство (Ин.13:2). А остальные ученики были поглощены суетными мыслями, кто из них больше. В такой духовной атмосфере Иисус Христос не мог совершить Своей Вечери, - Вечери именно, как прообраза и обетования великого Таинства Божьего. Нужно было что-то сделать, что одновременно отвлекло бы учеников от их земных мыслей и направило внимание на ожидание нового, таинственного и великого, что Господь хотел дать им.
Господь Иисус Христос встал и, подпоясавшись, начал омывать ноги ученикам... И все они обратили свои взоры, свои мысли на Него. Пусть в недоумении: "Зачем наш Учитель это делает?", - но, главное, они все устремлены были в этот момент на Него и готовы были слушать, что Он скажет.
Сказав, что в разговоре с Петром, что если не омоет их, то не имеют они части с Ним, Иисус Христос побудил учеников задуматься, с чистыми ли сердцами они приступают к священной Пасхальной трапезе - ещё одна, которой достиг Иисус Христос, омывая им ноги.
Третья цель - это возвещение заповеди о причастии: "И взял Иисус хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк.22:19,20)".
И в конце, Иисус Христос заповедал ученикам Своим возлюбить друг друга так, как Он возлюбил их (Ин.13:34)".
Вот те многие цели, вернее одна многогранная цель, начало к достижению которой, Иисус Христос положил, встав, препоясавшись и начав омывать ноги ученикам.


Сноски

[1] Ириней Лионский. Против ересей. Кн.3:1.
[2] Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.3:20, Кн.5:8.
[3] Епископ Феофан (Затворник). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? (Письма епископа Феофана). с.118,119.
[4] Иоанн Златоуст. Таинство чаши Христовой. с.6.


Библиография

1. 1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М. : Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.3,5 [Электронный ресурс] / Biblical Studies, Русские страницы, тексты 4 века. - Режим доступа http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father4.html свободный.
3. Епископ Феофан (Затворник). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? (Письма епископа Феофана) / Foyer Oriental Chretien. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1996. - 265 с.
4. Иоанн Златоуст. Таинство чаши Христовой: Духовная библиотека/ Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. - М. , 2009. - 64 с.
5. Ириней Лионский. Против ересей: Обличение и опровержение лжеименного знания: в 5 кн. Кн.3 [Электронный ресурс] / Христианская библиотека; перевод прот. П. Преображенского. - тексты 2 века. - Режим доступа http://mystudies.narod.ru/library/i/irenaeus/adv_haer.htm свободный.
6. Протопоп Аввакум Петрович. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное [Электронный ресурс] / Библиотека Альдебаран: http: // lib.aldebaran.ru . Древнеруская литература - Электронные текстовые данные. - Режим доступа http://www.pisatel.org/old/ свободный.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"