Аннотация: Почему первосвященник Каиафа стремился к тому, чтобы Иисуса Христа не просто изгнали из Иудеи, а именно убили?
Первосвященник Каиафа
"Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ". (Ин.11:47-51)
"Лучше нам, чтобы один человек умер за людей" - здесь сказано, что из уст первосвященника Каиафы прозвучали пророческие слова об Иисусе Христе, что Он есть Агнец Божий, закланный за всех людей. И это действительно так: Иисус пришёл, чтобы умереть за грехи людей. Но ни сам Каиафа, ни те, кто услышал его пророчество, не поняли истинной сути сказанного, а истолковали слова, как хотели, для своих целей.
Вы спросите: разве так бывает, что человек произносит Божье пророчество и при этом истолковывает его неверно? Бывает, если человек ищет не Божьей воли, а своей.
"С этого дня положили убить Его". (Ин.11:53)
Почему первосвященник Каиафа стремился к тому, чтобы Иисуса Христа не просто изгнали из Иудеи, а именно убили?
На то было несколько причин, как внешних, так и внутренних, сокрытых в сердце Каиафы. Первосвященник действительно боялся, что Иисус объявит Себя мессией и царём Израиля. Ведь будучи первосвященником, он контролировал огромные богатства, накопленные в Иерусалимском Храме за многие годы. В Храм шли паломники со всей Иудеи, Галилеи, Финикии, Десятиградия, со всех областей Римской империи, и все они несли пожертвования. Не говорю уже о доходах от торговли жертвенными животными и от конвертации валюты. Более того Каиафа опасался, что если Иисус, объявив себя царём Иудейским, начнёт войну против Рима, то ему, как ставленнику римской администрации, придётся бежать из страны, спасая свою жизнь.
Каиафа любой ценой стремился удержаться на должности первосвященника. Ради этого он готов был угодничать перед всеми политическими силами, которые были в Иудее - и перед римской администрацией, и перед вечно враждующими друг с другом и с Римом различным религиозными и политическими течениями израильтян: фарисеями, саддукеями и зилотами. Но в последнее время в Иерусалиме начались беспорядки и смуты, совершались разные преступления - это, естественно, вызвало недовольство римских властей на правителей города, в том числе и на Каиафу, как на первосвященника. Поэтому, чтобы оправдаться, он решил во всём обвинить Иисуса Христа: "Это из-за него у нас беспорядки и неприятности!".
Рисунок 1. Первосвященник Каиафа.
Помимо внешних были ещё и внутренние, духовные причины ненависти первосвященника Каиафы к Иисусу Христу - Свету Божьей истины. Чтобы узнать их, предлагаю исследовать Священное Писание.
В Писании сказано, что первое, что сделал Каиафа, когда Иисус Христос публично вошёл в Иерусалим, это в срочном порядке собрал членов синедриона (Мф.26:3), и выступил перед ними со словом пророчества, что лучше чтобы убили одного, чем погибнет весь народ. И хотя он прямо не назвал имени Иисуса, все поняли о ком идёт речь. При этом речь Каиафы была настолько убедительной, что синедрион постановил незамедлительно взять и убить Иисуса Христа (Ин.11:50). Когда Иисуса взяли и привели к Каиафе на суд, туда были собраны члены синедриона, книжники и старейшины (Мф.26:57). И первое, чем занялся этот "суд", призвал лжесвидетелей, и много приходило, но их слов было недостаточно, чтобы осудить Христа на смерть (Мф.26:59,60). Тогда первосвященник Каиафа вышел вперёд и приступил к Иисусу с вопросом: "Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" Своим вопросом он настаивал, чтобы Иисус Христос поклялся перед судом, что является Сыном Бога Живого или чтобы отрёкся от Своего учения. Иисус отказался клясться, но косвенно подтвердил, что является Христом и Сыном Божьим (Мф.26:63,64).
Что дальше должны были бы сделать праведные судьи? Они должны были бы по делам Иисуса исследовать, действительно ли Он Мессия. Но вместо этого Каиафа разодрал свои одежды и воскликнул перед синедрионом: "Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется?" (Мф.26:65,66). И члены синода тут же приговорили Иисуса Христа к смерти, и отвели Его к Понтию Пилату.
Исследуя Писание, я обратил внимание на то, что Каиафа нигде не делает прямых заявлений, никогда прямо не велит: сделайте так и так. Везде он подступает вроде с вопросом, но в то же время подстрекает своих собеседников к противоправным действиям. Он действует и говорит точно так, как действует и говорит искуситель сатана. Для сравнения приведу пару мест из Священного Писания:
-- "И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?.." (Быт.3:1-5)
-- "И приступил к Иисусу искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". (Мф.4:3,4)
Как видите, сатана не говорит: "Согреши и восстань против Бога!", он коварно, через обман подстрекает человека к греху. В первом приведённом мною месте Писания рассказано о том, как змей сатана искушал Еву, и мы знаем, что искуситель добился своей цели, и знаем, к каким последствиям это привело - грех и смерть воцарились на земле. Во втором месте Писания речь идёт об искушении сатаной Иисуса Христа в пустыне. Иисус Христос устоял против сатанинского коварства, устоял силой Святого Духа, пребывающего в Нём и вскрывающего всякую ложь.
Действительно, только Святой Дух может вскрыть сатанинское коварство и дать силу устоять в истине. Но в ту ночь, когда судили Иисуса Христа, среди судей не нашлось ни одного человека, в котором пребывал бы Дух Божий, чтобы обличить коварного искусителя вершащего дела сатаны, обличить первосвященника Каиафу (Йосефа Бар-Кайяфу).