Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по 1 посланию к Фессалоникийцам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В первом послании к Фессалоникийцам Апостол Павел постарался объяснить, что не по своей воле оставил уверовавших по его слову, а исполняя волю Святого Духа. Но, даже находясь вдали от Фессалоникийцев, продолжает всем сердцем болеть за них. А ещё напомнил о том, какие события должны произойти прежде, чем будет Второе пришествие Иисуса Христа.




Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ



В первом послании к Фессалоникийцам Апостол Павел постарался объяснить, что не по своей воле оставил уверовавших по его слову, а исполняя волю Святого Духа. Но, даже находясь вдали от Фессалоникийцев, продолжает всем сердцем болеть за них. А ещё напомнил о том, какие события должны произойти прежде, чем будет Второе пришествие Иисуса Христа.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1 гл. Все увидели, что вы сделались подражателями нам и Господу
2 гл. Почему Господь допустил, что сатана воспрепятствовал Павлу вернуться в Фессалоники
4 гл. О духовном преуспеянии и о воскресении Церкви при втором пришествии Иисуса Христа
5 гл. О дне второго пришествия Иисуса Христа
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -



ВВЕДЕНИЕ

Фессалоники (Салоники) в первом веке был крупным и богатым городом, по сути, столицей Македонии, и в нём, как и в любом другом крупном городе Римской империи, находилась многочисленная иудейская диаспора. Во время второго миссионерского путешествия Апостолы Павел и Сила благовествовали в этом городе в синагоге и многие уверовали в Иисуса Христа. Но иудеи начали гонения на Апостолов. Эти гонения вскоре перекинулись и на фессалоникийских христиан (Деян.17:1-13). Таким образом, с самого своего зарождения Фессалоникийская церковь оказалась в тяжелейших условиях: новообращенным христианам ещё не успевшим как следует утвердиться в Христовом учении (за три недели, что там провели Апостолы (Деян.17:2), многому не научишься), пришлось пережить внешние гонения за веру.
Зная о проблемах молодой церкви и узнав о том, что среди её членов появились слухи, что Апостолы покинули город из страха перед гонениями, Павел написал послание к Фессалоникийцам, в котором объясняет, что не по своей воле оставил уверовавших по его слову, и продолжает всем сердцем болеть за них. Он сообщает, что дважды пытался вернуться в Фессалоники - в первый раз из Верии, а второй из Афин, но ему препятствовал сатана (1Фес.2:18). Послание он отправил с Тимофеем (1Фес.3:1,2) и просил его разузнать о положении дел в церкви.
Цель послания.
Помимо выражения радости, что Фессалоникийцы верны благовестию Христову, Апостол Павел в послании наставляет верующих какие недостатки в учении им следует исправить, например, он успокоил их относительно участи умерших в вере, исправил их представления о Втором пришествии Иисуса Христа и так далее.
Особенностью послания является то, что в отличие, например, от послания к Колоссянам, в котором преобладает возвышенность созерцания жизни во Христе, в послании к Фессалоникийцам доминирующим тоном является нежность и отцовская забота Апостола к адресатам.



ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

1 гл. Все увидели, что вы сделались подражателями нам и Господу

1Фес.1:1-5 Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа... потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете, каковы были мы для вас между вами.
"Павел и Силуан и Тимофей" - Апостол Павел иногда писал послания не только от своего имени, но и от имени сотрудников в благовестии (послания к Коринфянам, Колоссянам, Филимону) - это он делал не из излишней скромности, а потому что знал, что слово увещевания, подкреплённое свидетельством двух или трёх человек, будет более авторитетным в глазах читающих послание.

1Фес.1:6,7 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
Фессалоникийская церковь хотя и была молодой церковью, состоящей из новообращённых, стала образцом действенной веры, потому что её члены претерпели гонения за веру и любовь к Иисусу Христу. Евангелист Лука так описывает события, произошедшие в Фессалониках: "Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители (Апостолы) пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. (Деян.17:5-8)".

1Фес.1:8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога, так что нам ни о чём не нужно рассказывать.
Враг Церкви, сатана, возмущая ортодоксальных иудеев и негодных людей в Фессалониках, хотел помешать благовестию Христову. Но результат получился совсем противоположный: благодаря тому, что иудеи устроили шум и возмущение все увидели, насколько они безрассудны, и, с другой стороны, - насколько рассудительны и стойки в вере христиане. Так добрая весть о христианах и благая весть об Иисусе Христе разнеслась по всей Греции.
Так что, уважаемые братья и сестры во Христе, если вы видите, что ситуация вышла из-под вашего контроля, если враг души человеческой атакует, то не отчаивайтесь, а прижмитесь крепче сердцами своими ко Христу, и благодать Божья то, что, вы думали, было во зло, обратит во благо благовестию, а, значит, и вам.
"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу". (Рим.8:28)

1Фес.1:9,10 Ибо сами они сказывают... как вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
"Ожидать с небес Сына Его" - послание к Фессалоникийцам, наверное, как никакое другое послание Апостола Павла "пропитано" ожиданием второго пришествия Иисуса Христа (1Фес.2:19; 3:19; 4:16; 5:23).
Забегая вперёд, скажу, что Апостол в послании разъясняет, когда и как произойдёт Второе пришествие Господа. Причём, разъясняет не просто, как некий учёный теолог, отстранённый от того, о чём он говорит, а делится с верующими своим сердцем, своим страстным ожиданием этого пришествия, хотя по откровению Божьем умом и понимает, что прежде должен произойти целый ряд событий, таких, например, как воцарение Антихриста


2 гл. Почему Господь допустил, что сатана воспрепятствовал Павлу вернуться в Фессалоники

1Фес.2:1,2 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
"Быв поруганы в Филиппах" - Апостол Павел не стал уточнять, что в Филиппах его и Силу за благовестие Евангелия избили палками и бросили в темницу (Деян.16:22-24), а лишь напомнил, что они там были гонимы за Евангелие, следовательно, фессалоникийцы уже знали подробности тех событий.
Тут я подумал: а вообще, зачем Павел напомнил в послании о том, что был гоним в Филиппах? Явно не для того, чтобы оправдаться перед клеветниками, говорящими, что он ушёл из Фессалоники из страха перед гонителями. Задавшись этим вопросом, я начал обдумывать разные гипотезы, но ответ мне дал сам Апостол Павел, только нужно было более внимательно прочитать написанное им: "Мы дерзнули проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом" - слово agon, переведённое здесь, как "подвиг" в греческом оригинале означает не героический поступок, а борьбу, борение или состязание борцов. То есть и в Филиппах, и в Фессалонике - везде иудеи и нечестивые люди из язычников противились их благовестию, везде гнали их, так что Фессалоники в этом смысле были ничем не лучше и не хуже других городов. Если бы были правы те, кто говорил, что Апостол боится гонений, то тогда он избегал бы их и в других местах. Нет, Апостол Павел везде действовал так, как ему велел Святой Дух - иногда оставался и претерпевал гонения, и даже был при смерти, а иногда по наущению Духа уходил.
В старославянской Острожской Библiи 1581 года тоже говорится о том, что Апостолы благовествовали в условиях духовного борения, борьбы (текст приведён в русской транскрипции): "Дерзнухомъ о бозе нашемъ, глаголати къ вамъ благовествованiе божiе, съ многимъ подвигомъ".[1] Хотя и здесь написано "съ подвигомъ", но в данном случае нужно учитывать, что слово "подвигъ" со старославянского языка переводится как борьба, борение, брань, подвизание.[2]

1Фес.2:5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
"Ни видов корысти" - в эту фразу Апостолом был вложен более широкий смысл, чем просто материальная корысть: греческое слово pleonexia означает так же лихоимство (Мк.7:22); побор (2Кор.9:5); ненасытимость в распутстве (Еф.4:19); любостяжание (2Пт.2:3).
Дополнительно - см. комментарии к 2Пт.2:3.

1Фес.2:9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
"Ночью и днём работая" - днём Апостол Павел благовествовал и учил уверовавших в Иисуса Христа, а что он делал ночью? Шил палатки на продажу, чтобы никому не быть в тягость.
"И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток". (Деян.18:2,3)
Конечно, как Апостол, он имел законное право получать материальное вспомоществование от верующих. Но трудясь своими руками, Павел не только заграждал уста хулителей, говоривших, что он благовествует ради корысти, но и подавал, и доныне подаёт добрый пример всем церковнослужителям, являя образец трудолюбия и скромности.

1Фес.2:10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими.
Некоторые читатели могут спросить: "Почему ты уделил так много внимания этому стиху, ведь в нём всё понятно?"
- Не спорю, в тексте стиха всё понятно. Но в жизни мне приходилось видеть, как люди познавшие истину на своём опыте, слепо верили лжи, противоречащей тому, что видели их глаза и осязали их руки. Знали, что им говорят ложь, и в то же время как завороженные верили ей.
Приведу пример - реальный пример, произошедший в одной протестантской церкви. Там был открыт центр реабилитации наркоманов. При нём была организована швейная мастерская, в которую наняли на работу двух женщин, членов церкви. Для них отвели помещение, мягко говоря, не совсем пригодное для работы и жилья: зимой там было очень сыро и холодно и работать приходилось в пальто и варежках. Несмотря на просьбы исправить отопление руководство церкви ничего не делало. Спустя год они начали болеть, и одна высказала пастору претензию (у них пастор, а не пастырь), что нельзя так относиться к людям. После этого пастор выступил на собрании и поставил эту сестру на замечание, назвав хулительницей, да к тому же ещё и блудницей (?!). Вторая работница была на том собрании и... вместе со всеми осуждала сестру во Христе, как обманщицу и блудницу. Осуждала, хотя, живя с нею рядом, отлично видела, что та ни в чём не виновата.
Как такое могло случиться? Почему женщина, на себе испытывающая холод и сырость работы в мастерской, год прожившая с сестрой бок о бок, отказалась верить себе, своему опыту и слепо поверила словам пастора, который за этот год если и появился у них пару раз, то хорошо? Воистину слепая, бездумная вера авторитету церковноначальника.
Прошло несколько месяцев, и вторая, которая осуждала, тоже не выдержала и ушла из мастерской. Ушла с подорванным здоровьем. Ушла, разочаровавшись не только в пасторе, а во всей церкви, и даже в вере во Христа. Позже, вспоминая, она удивлялась, как она могла доверяться словам пастора, понимая, что тот говорит ложь?
Так вот, чтобы Фессалоникийцы не уподоблялись этой женщине, слепо верящей словам церковноначальника, а рассуждали исходя из того, что видели своими глазами, и чему были свидетелями, Апостол Павел и напоминает им: "Вы свидетели. Не они, а вы свидетели".
Так что, уважаемые читатели, не просто читайте фразы типа: "Вы сами свидетели того, как мы жили у вас", - а старайтесь применять сказанное к себе, учитесь делать выводы и поступать исходя из того, чему вы были свидетелями. Легко жить ни о чём не думая, и многие так живут, но так жить нельзя, - невозможно так жить по духу.

1Фес.2:17,18 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
"Воспрепятствовал нам сатана" - неужели сатана имеет такую власть, что может воспрепятствовать служителю Божьему в его миссии? Да, может, если Господь Бог желает через это чему-то научить Своего служителя: не забывайте, став служителями Божьими мы не престаём оставаться учениками Христовыми.
Чтобы понять чему учился в Афинах Апостол Павел, предлагаю внимательно рассмотреть ситуацию, в которой он в то время находился. Накануне он пришёл в Македонию - в Европу, жители которой значительно отличалась не только от жителей Иудеи, но и от жителей Азиатских провинций Римской империи. Первое, чем они отличались, - это гордостью за то, что они являются эллинами - носителями самой передовой для того времени науки и культуры. Они смотрели на все остальные народы, как на диких варваров. И второе - это гордостью от того, что они являются римскими гражданами. Кроме того нужно учитывать ещё одну очень важную деталь европейского мировосприятия: им, в отличие от иудеев, вообще была чужда идея воскресения из мёртвых и Царства Небесного, они понимали только одно царство - земное царство Римского кесаря. Нет, они не были эволюционистами и верили, что после смерти их души не умирают, просто по их верованию души вечно пребывают в царстве Аида, в царстве теней.
Начав благовествовать в Филиппах и в Фессалониках, Апостол Павел не учёл разности в менталитете слушателей, а продолжил действовать по схеме, отработанной им во время первого миссионерского путешествия: находил иудейскую общину и возвещал там евангелие о воскресении Иисуса Христа, потом, после изгнания из синагоги, продолжал благовестие среди уверовавших иудеев и язычников. Здесь, в Европе, такая тактика нельзя сказать, что не работала, - она работала, но вызывала агрессию не только у иудеев, но и у эллинов (они рассуждали между собой: зачем эти пришлые люди выступают то перед иудеями, то перед эллинами - перед группами людей, не имеющими между собой ничего общего, кроме того, что все они являются подчинёнными Рима). Достаточно было малейшей "искры" и начиналась шумиха и беспорядки, а в этой ситуации кто будет разбираться в таких тонкостях, как то, что они учат о Царстве Небесном, а не земном? Никто. В итоге и в Филиппах и в Фессалониках возникли гонения не только на Апостола Павла и его соработников, а на всех уверовавших в Иисуса Христа.
Апостолу Павлу нужно было время, чтобы присмотреться к жизни эллинов - римских граждан, чтобы всё обдумать и дальше уже нести благую весть об Иисусе Христе по-другому. И Дух Божий использовал на пользу Павлу то, что сатана не допустил его вернуться в Фессалоники. Придя в Афины, сначала он, как обычно, возмутился духом при виде изобилия идолов (Деян.17:16), но здесь он уже не стал действовать с наскоку, как пришлый "наставник неразумных", а вступил в диалог с афинянами. Он начал говорить с ними на языке их миропонимания.
"Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам". (Деян.17:18-23)

1Фес.2:18-3:2 Мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана. И потому, не терпя более, мы (Павел и Сила) восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей.
Вынужденный покинуть Фессалонику, а затем и Верию, Апостол Павел дождался в Афинах Силу и Тимофея (Деян.17:10-16). По их прибытии он узнал весть, которой очень опасался: после их ухода из города иудеи и знатные эллины не только не прекратили смуту, а начали гонения на молодую церковь.
"Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев". (1Фес.2:14)
"Послали Тимофея, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей" - Апостол Павел отправил Тимофея обратно в Фессалоники сразу же после его прибытия в Афины, ещё до написания первого послания к Фессалоникийцам. Потом, после возвращения Тимофея с доброй вестью, что церковь сохранила веру Христову, Павел написал это послание (1Фес.3:6).

1Фес.3:3 Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
"Так нам суждено" - нам - это всем верующим в Иисуса Христа.
Всем нам суждено проходить через испытания и скорби, таков путь Божий для нашего назидания и явления действенной веры нашей (если бы можно было достичь этого иным путём, то любящий Бог воспользовался бы другим способом, но иного нет). Даже об Иисусе Христе было сказано: "Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию. (Евр.5:8)". Так что, уважаемые братья и сестры во Христе, не верьте тем церковным пастырям и учителям, которые учат, что у верующих не должно быть страданий, что христиане обязаны в этом мире преуспевать как физически, так и финансово. Учение преуспевания - это ложь сатанинская.


Рисунок 1. Преподобный Варсонофий Оптинский.

Первого января 1913 года преподобный Варсонофий Оптинский обратился к верующим с таким приветствием: "Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлёт вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин.16:21)". День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - вёдро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую. Апостол Павел произнёс грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы - незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.
"Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси. (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7)".
Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения. Да спасёт же всех нас Господь и введёт в Царство Незаходимого Света! Аминь".[3]

1Фес.3:6,7 Теперь же, когда пришёл к нам от вас Тимофей и принёс нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры.
Дождавшись Тимофея с вестями из Фессалоники, Апостол Павел был рад услышать, что церковь стоит в вере и любви. После этого он написал первое послание к Фессалоникийцам, в котором дал ряд наставлений и ободрение держаться переданного им слова истины и отправил его, возможно, опять с Тимофеем.
Обратите внимание, что Апостол Павел настоятельно просит, чтобы прочли это послание каждому верующему (1Фес.5:27). Вероятно, из-за гонений церковь в Фессалониках не имела возможности проводить общие собрания.

1Фес.3:8 Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Верующие этой церкви стали не просто учениками Апостола Павла, а частью его сердца, и их боль он ощущал уже как свою боль, их жизнь в духе - как свою жизнь.

1Фес.3:12,13 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Апостол желает, чтобы в Фессалоникийской церкви возрастала любовь. Любовь между верующими и любовь к Богу, потому что любовь есть совокупность всеоружия Божьего, и только любовью можно противостать атакам сатанинским. И заканчивает свою мысль он словом: "Аминь" - то есть первая часть послания завершена, далее следуют вторая: практические наставления.
Дополнительно о всеоружии Божьем - см. комментарии к Еф.6:10-12.


4 гл. О духовном преуспеянии и о воскресении Церкви при Втором пришествии Иисуса Христа

1Фес.4:1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали.
"Более в том преуспевали" - о чём в первую очередь пишет Апостол Павел, перейдя к наставлению? - О духовном преуспевании, то есть, чтобы Фессалоникийцы преизбыточествовали в духовных дарах и взрастал в них плод духа. Дальше он поясняет, как этого достичь.

1Фес.4:3-7 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости... чтобы вы ни в чём не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за всё это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
"Освящение... в святости... к святости" - Апостол трижды говорит здесь о святости, об освящении, о духовном очищении - это и есть путь к духовному преуспеянию. Но разве можно самому по себе, без водительства Святого Духа достичь освящения во Христе, то есть уподобиться Ему сердцем и умом? Нет, невозможно. Освящаемся мы только в послушании Духу Божьему, только под Его водительством, только через Его откровения.
Что же касается соблюдения моральных и религиозных правил, то здесь Апостол Павел ничего не добавил к тому, что было сказано на Апостольском соборе, на котором было вынесено такое постановление: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. (Деян.15:28,29)".

1Фес.4:8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
"Непокорный непокорен не человеку, но Богу" - говоря о непокорности, Апостол Павел имеет ввиду не послушание властям вообще, а покорность слову Христову, возвещённому им в Фессалоникой церкви. В древнегреческом оригинале слово atheteo, переведённое здесь как непокорность, имеет значения: "отвергать, отказаться, расторгнуть".

1Фес.4:13,14 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним.
"Об умерших во Христе" - выше я уже говорил, что для эллинов было совершенно новым, поэтому непонятным такое понятие, как воскресение в прославленном теле (см. комментарии к 1Фес.2:17,18). В бессмертие души они верили, но воскресение в материальном теле... - поэтому Павлу приходилось снова и снова объяснять им, как это будет.
Кстати, такие вопросы задавали Апостолу Павлу не только Фессалоникийцы, но и Коринфяне, и Филиппийцы, и другие - все уверовавшие из язычников. И Павел учил их всех о воскресении умерших во Христе: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?.. При воскресении мёртвых: сеется в тлении (то есть умирает тело тленное), восстаёт в нетлении (то есть восстаёт тело нетленное); сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. (1Кор.15:35-44)".
"Есть тело душевное, есть тело и духовное" - эти слова означают, что умершие во Христе при Втором пришествии воскреснут не в тех телах, в каких умерли, а в духовных, вечных, прославленных телах.
Ещё раз повторяю: умершие во Христе воскреснут при Втором пришествии Господа, и воскреснут не в своих старых плотских телах, а в новых, духовных, вечных, прославленных славой Христовой и сияющих ярче солнца телах.
Дополнительно о телах духовных, в которых Господь Иисус Христос воскресит нас, христиан, при Втором пришествии - см. комментарии к 1Кор.15:35-44.

1Фес.4:15-17 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
"Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках" - почему здесь Апостол Павел говорит христианам, которые будут жить при Втором пришествии Иисуса Христа, что они не умрут, а позже, в послании к Евреям, утверждает: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд. (Евр.9:27)"? Здесь нет противоречия, как может показаться на первый взгляд, потому что в этом послании Павел говорит о Церкви, а в послании к Евреям о воскресении всех остальных людей при конце Света. Но и мы, христиане, тоже проходим через смерть, потому что, уверовав в Иисуса Христа, мы обрели по благодати Божьей рождение свыше, от Святого Духа (а тот, кто не умирал, не может родиться), и хотя внешне здесь на земле мы ничем не отличаемся от остальных людей (как и Сам Иисус Христос ничем не отличался от окружавших Его людей), духом своим являемся уже гражданами Царства Небесного и стали чужими для мира сего, то есть умерли для мира сего.
Иисус Христос так назвал нас, Церковь Свою, предстоя перед Отцом Небесным: "Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. (Ин.17:14-16)".
А раз мы, христиане, уже мёртвы духом для мира сего, то ничто не мешает Господу воскресить нас в прославленных духовных телах в любой момент - будь то после физической смерти или до неё.
Дополнительно о душе и духе, о живущих во Христе - см. комментарии к 1Кор.15:42-45; Иер.10:11.


5 гл. О дне второго пришествия Иисуса Христа

1Фес.5:1-3 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут.
"Постигнет их пагуба" - написав: "их" - Апостол Павел имел в виду тех, кто ещё до второго пришествия Иисуса Христа станет говорить, что на земле наступил мир и безопасность, то есть тех, кто возрадуется воцарению Антихриста.
Во втором послании к Фессалоникийцам Апостол даст более подробный ответ на вопрос, после каких событий следует ожидать Второе пришествие Иисуса Христа: "[Ибо день тот не] [придёт], доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. (2Фес.2:3,4)".
Как видите, в Священном Писании сказано: "Придёт прежде отступление". В греческом оригинале слово apostasia означает "отпадение", "отступление", "восстание". То есть речь здесь идёт не просто об уходе в мир, а о восстании против истины, восстании против Иисуса Христа, восстании вместе с сатанинским Зверем, который отверзнет уста свои для хулы на Бога. А кто может отступить от веры в Иисуса Христа, чтобы восстать против Него? Язычники? - Нет, они не исповедуют Его ни Христом, ни Богом. Может, иудеи? - Тоже нет, они тоже не исповедуют Иисуса Христа. Может, мусульмане? - Тоже нет. Атеисты? - Тоже нет, потому что, прежде чем отступить от чего-то или кого-то, сначала нужно уверовать в это. Только земные церкви могут стать отступниками: сейчас они славят Иисуса Христа на своих собраниях и исповедуют Его Спасителем и Господом, но потом - придёт отступление.
Итак, Апостол Павел возвестил нам, что перед приходом Антихриста все религиозные организации, называющие себя христианскими церквями, отступят от Иисуса Христа, отвергнут Его и назовут своим царём и господом Антихриста.
Дальше во втором послании Апостол Павел речь поведёт уже о самом Антихристе: "Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею" - то есть Антихрист будет превознесён над всеми и всем как царь этого мира. А потом он превознесётся перед людьми ещё больше: "В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога". И что удивительно, почти все люди примут самозванца и преклонятся пред ним не только как перед земным царём, но и как пред богом, и будут говорить друг другу: "наступили на земле мир и безопасность". И после этого, при гласе седьмой трубы будет Второе пришествие Иисуса Христа, которое все увидят на небе, произойдёт воскресение Церкви в прославленных телах и вознесение тех, кто ещё был на земле в сретение с Господом на небе (в переводе с церковнославянского "съретение" - "встреча").
Дополнительно о Втором пришествии Иисуса Христа - см. комментарии к 2Фес.2:3-10; Иер.10:11.

1Фес.5:3-5 Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба... Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы.
"Вы, братия, не во тьме" - для неуверовавших в Иисуса Христа день Его второго пришествия будет неожиданным, потому что они будут ослеплены ложью Антихриста, но христиане, водимые Святым Духом, будут видеть, что день Господень приближается и будут с ещё большим желанием, с ещё большим нетерпением ожидать его.
Первое пришествие Иисуса Христа также было неожиданностью для подавляющего большинства Иудеев, но не для тех, кто был водимым Святым Духом - они сердцами своими, духом своим познали и приняли Его.
Дополнительно - см. комментарии к Лк.12:39,40.

1Фес.5:6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
"Не будем спать" - здесь имеется в виду духовный сон, духовная нечувствительность и духовная слепота, когда вы поступаете не по духу, а по своим эгоистическим устремлениям, по плоти.
Господь Бог, не указав точного времени второго пришествия Иисуса Христа, обнадёжил нас, что Духом Своим будет открывать нам признаки его приближения.
"От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях". (Мф.24:32,33)

1Фес.5:12-14 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
"Вразумляйте бесчинных" - древнегреч. ataktos означает "бесчинный, своевольный, не подчиняющийся установленному порядку". Апостол Павел просит и умоляет верующих, чтобы они, несмотря на гонения и на то, что не имеют возможности открыто собираться вместе (1Фес.5:26,27), по-прежнему соблюдали порядок и взаимное уважение, по-прежнему почитали тех, кто заботится о немощных и назидает всех в духе и истине. Внешние гонения и даже рассеяние верующих не являются причиной, чтобы нарушать духовное единство церкви и разрушать её внутреннюю структуру.
Дополнительно - см. комментарии к 2Фес.3:6,7.

1Фес.5:17 Непрестанно молитесь.
Разве можно непрестанно пребывать в молитве?
Да, можно. И сейчас я расскажу о том, как обрести навык непрестанной молитвы. Вернее не я, а один странник-богомолец. Этот верующий человек жил в девятнадцатом веке и был он не монахом, не церковнослужителем, а простым крестьянином. Он упорно искал и обрёл непрерывное общение сердца со Святым Духом. До нас не дошло его имя, но промыслом Божьим, сохранился дневник.
Назову автора Странником. Он записал в дневнике: "Я пришел в церковь к обедне помолиться; читали из послания Солунянам, в котором сказано: "Непрестанно молитесь. (1Фес.5:17)". Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как можно беспрестанно молиться, когда необходимо каждому человеку и в других делах упражняться для поддержания своей жизни? Что мне делать, - подумал я, - где сыскать, кто бы растолковал мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление. И пошёл. Много слышал очень хороших проповедей о молитве. Но все они были наставления о молитве вообще; что есть молитва; как необходимо молиться; какие плоды молитвы; а о том, как преуспеть в молитве, никто не говорил. Была проповедь о молитве духом и непрестанной молитве; но как дойти до такой молитвы, не было указано. Так слушание проповедей не привело меня к желаемому".[4]
Действительно, уважаемые братья и сестры во Христе, как тогда, так и сейчас в церквах много проповедуют о молитве, много проповедуют об исцелениях и о духовном общении с Богом. Но почти все эти учения основаны не на реальном опыте самих проповедников, а лишь на умозрительных заключениях плотского разума. Поэтому и говорят о принадлежностях молитвы или общения с Богом, а не о самом общении. Иисус Христос же и Апостолы, а затем их ученики в отличие от современных проповедников, учили как власть имеющие (Мф.7:29).
Но вернусь к Страннику. Ему повезло - он встретил мудрого старца. Узнав духовную нужду, старец сказал: "Благодари Бога, возлюбленный брат, за сие открытие Им в тебе непреодолимого влечения к познанию непрестанной внутренней молитвы. Познай в сем звание Божие и успокойся, уверившись, что до сего времени совершалось над тобою испытание согласия твоей воли на глас Божий, и даваемо было разуметь, что не мудростию мира сего, и не любознательностию внешнею достигают небесного света, непрестанной внутренней молитвы, но напротив, нищетою духа и деятельным опытом обретается оное в простоте сердца. А посему нисколько не удивительно, что ты не мог слышать о существенном деле молитвы, и познать науку, как достичь непрестанного действия оной. Многие о деле молитвы рассуждают совсем превращённо, думая, что приуготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает подвиги и все добродетели".[5]
Старец пояснил, что без сердечной молитвы нельзя просветиться сердцу светом Христовым. А потом старец дал Страннику первое задание: "Старец раскрыл Добротолюбие, отыскал наставление св. Симеона нового Богослова и начал: "сядь безмолвно и уединённо, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие".
Отпуская меня - рассказывал Странник - старец благословил и сказал, чтобы я учась молитве ходил к нему с простосердечным исповеданием и откровением, ибо без поверки наставника самочинно заниматься внутренним деланием неудобно и малоуспешно".[6]
Неделю Странник усердно занимался молитвенным правилом так, как сказал ему старец, а потом почувствовал большую тягость, лень и скуку. Стали одолевать разные помыслы и отчаяние. Со своей скорбью он пошёл к старцу.
"Видно ещё потребно тебе испытание к смирению, а потому ещё и рано с неумеренным рвением касаться высшего сердечного входа, дабы не впасть в духовное корыстолюбие - ответил ему старец. Вот я тебе прочту об этом случае наставление из Добротолюбия. Старец отыскал учение преподобного Никифора монашествующего, и начал читать: "если несколько потрудившись, ты не возможешь войти в страну сердечную так, как тебе было растолковано, то сделай, что я скажу тебе, и при помощи Божией найдёшь искомое. Знаешь, что способность словопроизношения находится у каждого человека в гортани. Сей способности, отгоняя помыслы (можешь, если захочешь) и дай беспрестанно говорить сие: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! - и понудься всегда произносить оное. Если некоторое время в сем пробудешь, то отверзется тебе чрез сие и сердечный вход без всякого сомнения. Это дознано по опыту.
А потому ты должен теперь с доверенностью принять заповедь, сколь можно более творить устную Иисусову молитву. Вот тебе чётки, по коим совершай на первый раз хоть по три тысячи молитв в каждый день. Стоишь ли, сидишь ли, ходишь ли, или лежишь, беспрестанно говори: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, - не громко и не спешно; и непременно верно выполняй по три тысячи в день, не прибавляй и не убавляй самочинно. Бог поможет тебе через сие достигнуть и непрестанного сердечного действия".[7]
Постепенно, шаг за шагом действуя в послушании старцу, странник довёл молитвенной правило до двенадцати тысяч раз в день и вырабатываемая упражнениями привычка постепенно превратилась в приятную охоту молиться.
"Однажды, рано поутру, как бы разбудила меня молитва" - поделился своей радостью странник. "Стал, было, читать утренние молитвы, но язык неловко их выговаривал, и всё желание само собою стремилось, чтобы творить Иисусову молитву. И когда её начал, как стало легко, отрадно, и язык и уста как бы сами собою выговаривали без моего понуждения! Потом пошёл к старцу на откровение и рассказал ему всё подробно. Он, выслушавши, начал говорить: слава Богу, что открылась в тебе охота и лёгкость молитвы. Теперь разрешаю тебе: твори молитву сколько хочешь, как можно более, всё время бодрствования старайся посвящать молитве и уже без счисления призывай имя Иисуса Христа, смиренно предавая себя в волю Божию и от Него ожидая помощи: верую, что Он не оставит тебя и управит путь твой".[8]
Постепенно странник стал замечать, что дух его не только днём, но и во сне как бы обращается к Господу Иисусу Христу и при этом сердце его ощущало теплоту и приятность. Уже не столько устами, сколько сердцем своим он искал близости к Иисусу Христу. Прошло ещё время, и странник уже настолько сжился с чувством духовной близости со Святым Духом, что приходил в страх и трепет, когда Святой Дух отдалялся от него (из-за греха или ещё по какой причине). Так он постиг на своём духовном опыте суть и смысл слов Апостола Павла: "Непрестанно молитесь".

Я рассказал вам, уважаемые читатели, о простом крестьянине, который своей настойчивостью обрёл благодать духовного общения с Господом Богом и познания Его - если такое было возможно ему, так неужели для вас сие недостижимо?
Иисусова молитва: "Господи, Иисусе Христе, будь милостив ко мне грешному!" - это не формула. Если сердце говорит к Господу свои слова, то говорите их, молитесь словами сердца. А слова Иисусовой молитвы можно сравнить с тлеющим угольком. Когда мы произносим или даже просто вспоминаем их, то как раздуваемый уголёк зачинает жар и огонь в костре, так и слова молитвы возгревают сердце теплом ко Христу. И разгорается огонь общения и любви к Богу.
Посмотрите на звёздное небо: когда воздух чист и прозрачен, то кроме одиноких ярких звёзд, видны миллионы почти незаметных звёздочек. Но именно эти, почти невидимые звёздочки в основном и составляют небесную дорогу - Млечный путь. Так пусть же и на земле постоянно светят и яркие огни исполненных Духом Божьим дел, и составляющие путь в Небо "угольки" Иисусовых молитв в сердцах верующих, чтобы и с Неба был виден их свет, и видна их красота.
Братья и сестры во Христе, обратили ли вы внимание на то, что начали мы исследование о том, как говорить (творить) молитву, а пришли к познанию того, что, прежде нужно научиться слышать Святого Духа своим сердцем?
Дополнительно - см. комментарии к Ефес.6:18.

1Фес.5:18 За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
"За всё благодарите" - это не шутка Апостола, а проявление его духовное мудрости. Если вы начнёте поступать по духу в сложных жизненных ситуациях, потом постепенно обретёте навык повседневно жить по духу, то есть, доверяясь Божьей мудрости и во второстепенных вопросах, то постепенно поймёте, что если вы живёте по духу, то всё, что ни случается в вашей жизни, Господь Бог использует для вашего назидания и духовного роста. А если всё, что происходит в вашей жизни (конечно, повторяю, если вы живёте в послушании Святому Духу) Господь использует вам во благо, то благодарить Его за всё - это нормальная реакция воспитанного человека.
Особенно в трудную минуту помните о том, что Господь Бог всегда рядом с вами и не впадайте в отчаяние.

1Фес.5:20,21 Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь.
Пророчества не уничижайте, то есть не презирайте пророческое слово, возвещённое вам, не пренебрегайте им, как будто оно ничего не стоит.
Вполне возможно, что на первых порах вам и покажется, что Господь Бог оставил безнаказанным то, что вы посмеялись над Его словом и оскорбили человека, возвестившего вам пророческое слово, но не обманывайтесь, ибо сказано: "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. (Гал.6:7)".
"Всё испытывайте" - с одной стороны, нельзя пренебрегать пророческим словом, возвещённым вам, а с другой стороны, не нужно и безрассудно верить всему, что услышите. Не забывайте предостережение Апостола Петра: "Были и лжепророки в народе (Израиля), как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами. (2Пет.2:1-3)".

1Фес.5:23,24 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит [сие].
Господь Бог освятит вас Своею святостью, только доверьтесь Ему. А если кто боится, что не устоит в вере, потому что ещё мало знает Священное Писание или ещё недостаточно долго ходит в Господе, то вспомните Фессалоникийцев: они знали очень мало и почти все были новообращёнными христианами, но вот уже на протяжении двух тысячелетий служат примером и назиданием для всех земных церквей.

1Фес.5:26,27 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
То, что Апостол Павел не просто просит, а заклинает прочитать его послание перед всеми братьями из Фессалоникийской церкви, свидетельствует о важности этого послания для них. А ещё этот стих хотя и косвенно, но свидетельствует о том, что во время гонений в Фессалониках христиане не имели возможности собираться вместе даже тайно, иначе Апостол сказал бы: прочитайте перед церковью.
О святом целовании - см. комментарии к Рим.16:16 и 2Кор.13:12.


СНОСКИ

[1] Острожская Библия 1581 г. Кн.40. Послания Апостола Павла, с.52.
[2] Старославянский словарь (по рукописям X-XI вв.). ред. Р. М. Цейтлин и др. с.461.
[3] Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие.
[4] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу, с.5,6.
[5] Там же, с.7,8.
[6] Там же, с.9.
[7] Там же, с.10.
[8] Там же, с.11.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Варсонофий Оптинский. Духовное наследие/ СТСЛ, 2004. (электронная версия печатной публикации: http://www.pravoslavie.ru/put/060101115701)
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Острожская Библия (БИБЛIЯ СИРЕЧ КНИГЪ ветхаго и новаго завета, поязыку словенску)/ 1581. - 1263 с. (Электронная копия печатного издания).
5. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/ Издание Сретенского монастыря, 2000. - 367 с.
6. Погребняк Н. О чем спорят христиане/ Н. Погребняк; AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG Alle Rechte vorbehalten. - Saarbrucken, Deutschland/ Германия: Sanktum, 2013. - 240 с.: ил.
7. Старославянский словарь (по рукописям X-XI вв.) Ок. 10000 сл. / ред. Р. М. Цейтлин, ред. Р. Вечерка, ред. Э. Благова. - М. : Рус. яз., 1994. - 842 с. (электронная версия печатной публикации http://ksana-k.ru/?p=803 ).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"