Аннотация: Одна из тетрадей Дневника изучения Библии, который вел и веду вот уже больше двадцати лет.
Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
- - - - -
О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. В книге Деяний описана история Церкви от тридцатых по шестидесятые годы. Но за этот, на первый взгляд, малый период, Церковь претерпела много изменений: её центром вместо Иерусалима стал Рим.
- - - - -
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
1 гл. Сколько человек было крещено Святым Духом в Пятидесятницу?
2 гл. О крещении Святым Духом
4 гл. Церковноначальники всегда гонят Божьих служителей
6 гл. Новое поколение служителей в церкви
7 гл. Пророческая речь Стефана
8 гл. Савл и Симон волхв - два типа служителей в Церкви
10 гл. Пётр благовествует язычникам
11-12 гл. Христианство стало самостоятельной религией
13-14 гл. Первое миссионерское путешествие Варнавы и Павла
15 гл. Первый Церковный Собор
16-18 гл. Второе миссионерское путешествие Апостола Павла
17:1-14 Благовестие Павла фессалоникийским торговцам
17:15-34 Благовестие Павла афинским философам
18 гл. Благую весть приняли в городе, известном как скопище грешников
19 гл. Третье миссионерское путешествие Апостола Павла
20 гл. Возвращение Павла в Иерусалим. Наставление в Милите.
21 гл. Решимость Павла исполнить волю Божью
22 гл. Павел свидетельствует иудеям об Иисусе Христе
23 гл. Перед судом тысяченачальника
24-26 гл. Апостол оказался между двух громад: между Иудеей и Римом
26 гл. Царь Агриппа явил величие и пышность, а Павел - истинную любовь
27 гл. В испытаниях даже неверующие учатся уповать на Бога
28 гл. Служение Павла в Риме
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
Автором книги деяний святых Апостолов является евангелист Лука, и, по мнению большинства богословов, написана она была в 61-63 годах, в то время когда Апостол Павел, находился в узах в Риме.
В книге Деяний описана история Церкви от зарождения в тридцатых годах, по шестидесятые годы, поэтому её можно рассматривать как повествование, рассказ о Церкви двухтысячелетней давности, но ещё - и это главное - книга Деяний является для нас, христиан, пособием научающим тому, как служить Господу Богу в духе и истине, и тому, какими должны быть взаимоотношения между верующими - не церковным обрядам, а именно взаимоотношениям между членами церкви. В историческом плане тоже очень важно знать и понимать причинно-следственные связи того, о чём рассказывает евангелист Лука, потому что описанные в книге Деяний события, оказали влияние на всю последующую историю человечества, потому что Церковь, зародившись в Иерусалиме из кучки уверовавших в Иисуса Христа иудеев, буквально в течение нескольких десятилетий превратилась во вселенскую, включающую в себя верных Христовых из многих народов. Так же в книге Деяний рассказывается и о том, как и по каким причинам, центр христианства постепенно переместился из Иерусалима в Рим. Ради этих великих целей Евангелист Лука написал книгу Деяний, но, читая её, я старался не только получить духовное назидание и изучить историю Церкви, а попытался выявить красную нить повествования - от чего и к чему ведёт нас рассказчик.
Может, Лука рассказал о жизни и служении Апостолов Петра и Павла? - Нет, рассказ об Апостолах, а также Иакове и первых диаконах - это не главное в книге, ибо автор многие важные эпизоды из их жизни пропустил, не упомянул.
- Может, как я уже отметил, Лука постепенно раскрывает перед нами структуру и суть жизни поместной церкви? - Тоже нет, легко увидеть, что и это не главное в книге Деяний, ибо о многих важных вещах в устроении Церкви он вообще не упоминает. О жизни Церкви и взаимоотношениях между верующими гораздо больше сказано в Евангелиях и в посланиях Апостола Павла, чем в книге Деяний.
Можно, конечно, рассматривать книгу Деяний и просто как историю распространения благой вести от Иерусалима до окраин языческого мира. Хотя и это не было главной целью Апостола Луки, ибо он рассказал лишь о продвижении благой вести из Иерусалима к Риму, да и то не совсем последовательно, и ни словом не упомянул о благовестии в Африке - на юге Империи или в Месопотамии - на востоке. Как видите, и это не проходило красной нитью через всё повествование.
Красной нитью через книгу Деяний проходит повествование о том, как Церковь всё более и более отвергалась иудеями, и как из иудейской, во главе с Петром и Иаковом, становилась языческой (состоящей из бывших язычников), и во главу повествования выходит уже Апостол Павел - благовестник язычникам.
Евреи, как народ Божий, отвергли благую весть Христову из гордыни, ибо она открывала дверь в Церковь не только для них, но и для язычников. Они отвергли из гордыни, а язычники приняли с благодарностью, в результате настало время язычников, доколе благая весть не будет принесена всем народам. Это произошло не случайно, а таков был Божий план, и Святой Дух воплощает его в благодать нам и в покаяние Израилю.
Получается, что Евангелист Лука написал книгу Деяний не только для Церкви, но и для народа Израиля, потому что Святой Дух открыл ему, что настанет время, когда и народ Израиля исповедует Иисуса Христа своим Мессией и Спасителем.
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
1 гл. Сколько человек было крещено Святым Духом в Пятидесятницу?
Прежде чем искать ответ на вопрос: "Сколько человек было крещено Святым Духом в Пятидесятницу?", - уже не для себя, а для вас, уважаемые читатели, сделаю небольшое вступление: правильный ответ на этот вопрос является не схоластическими рассуждениями, как может показаться на первый взгляд, а сугубо практическим, действенным для правильного понимания духовной жизни христиан. Зная, сколько было крещено Святым Духом в Пятидесятницу: двенадцать Апостолов, или сто двадцать верующих, можно сделать первый шаг к верному пониманию того, каким является истинное учение о крещении Святым Духом нас - современных верующих.
Не просто услышав от других, кто был крещён Святым Духом в день Пятидесятницы, а дойдя да понимания истины через изучение Писания и логические рассуждения, вы сделаете первый шаг к познанию истины. Лишь первый шаг, - поэтому, не торопитесь с выводами, не уподобляйтесь тем богословам, которые подстраивают Божью истину под учение своей деноминации. Так поступая, в одних христианских деноминациях, например, учат, что крещены были только Апостолы, и из этого делают заключение, что Господь Бог больше никого из христиан не крестил Святым Духом. Другие же говорят: "Нет! в день Пятидесятницы было крещено сто двадцать человек", - и из этого делают заключение, что Господь Бог и сейчас может крестить Святым Духом, и делает это. Поэтому, чтобы с самого начала настроить вас, уважаемые читатели, на правильный подход при изучении книги Деяний Апостолов, я и посвятил исследованию вопроса о крещении Святым Духом первые же главы книги.
Деян.1:1-4 Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус сделал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал... И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня.
"Дав... повеления Апостолам, ... и, собрав их, Он повелел им" - Апостол Лука однозначно пишет, что напутствие Христово ожидать Святого Духа, было сказано Апостолам. Это очень важный момент для ответа на вопрос: кто был крещён Святым Духом в день Пятидесятницы: Апостолы или сто двадцать человек?
Ещё раз повторяю: Иисус Христос дал поручение ждать в Иерусалиме обещанного крещения Святым Духом не всем ученикам, а лишь Апостолам.
Обычно приверженцы учения, что в день Пятидесятницы было крещено Святым Духом сто двадцать человек, в доказательство своей версии ссылаются на Деян.1:14.
"Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его". (Деян.1:14)
Но это не корректная ссылка, ибо в контексте чётко сказано, что те люди - сто двадцать человек - собрались для другого дела: для избрания двенадцатого Апостола, вместо Иуды Искариота (Деян.1:15-26), и это собрание было ещё до дня Пятидесятницы.
О наступлении же дня Пятидесятницы Лука пишет хотя и сразу после рассказа об избрании Матфия двенадцатым Апостолом, но уже как рассказ о другом событии: "При наступлении дня Пятидесятницы... (Деян.2:1)". Если бы автор хотел сказать, что все сто двадцать человек были единодушно вместе вплоть до дня Пятидесятницы, то логичнее было бы сказать не: "при наступлении дня", а: "до дня". К тому же, после крещения Святым Духом, Лука свидетельствует только об Апостолах. Не сто двадцать вышли и встали вместе с Апостолами, а одни только Апостолы (что не логично, если бы крещение Святым Духом пережили все сто двадцать).
"Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предречённое пророком Иоилем". (Дн.2:14-16)
И ещё, зачем было бы Святому Духу полагать на сердце Петру позаботиться об избрании Матфия двенадцатым Апостолом именно до дня Пятидесятницы, если бы через несколько дней были бы крещены Святым Духом не одни Апостолы, а все сто двадцать верующих? Ведь тогда Матфий и без избрания Апостолом был бы среди крещённых Духом в Пятидесятницу (обрёл обещанное от Отца). Да и сам факт того, что Лука уделил столько внимания (половину главы) тому, как был избран двенадцатый Апостол, рассказывая о событиях, произошедших между Вознесением и Пятидесятницей, говорит о важности того, чтобы к Пятидесятнице было именно двенадцать Апостолов и чтобы все они были собраны в одном месте.
Есть, правда, некоторая зацепочка, что Пётр говорил не только об Апостолах, когда указал на людей говорящий иными языками и радующихся Духу Святому - это слово: "они" (Деян.2:15). Но эта зацепочка из-за русского Синодального перевода; в греческом оригинале сказано: "сии, эти", то есть: "стоящие рядом со мной".
Итак, при внимательном и непредвзятом рассмотрении Священного Писания верным следует считать то, что в день Пятидесятницы крещены Святым Духом были двенадцать Апостолов.
Но тот факт, что день Пятидесятницы крещены были только Апостолы, вовсе не означает, что кроме них больше никто и никогда не мог и не может быть крещён Святым Духом со знамением говорить языками, как Дух даёт провещевать: то, что они были крещены первыми, не является аргументом, запрещающим крещение других. Наоборот, Апостол Пётр в первой же своей проповеди возвестил: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. (Деян.2:38,39)".
Но не буду спешить с выводами о крещении Святым Духом, лучше вернусь к теме повествования книги Деяний - к вознесению Иисуса Христа.
Деян.1:4,5 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Интересно, а по какому критерию Господь Бог избирает, кого крестить Святым Духом - всех ли верующих, или только особо избранных служителей?
И не всех, и не служителей, а... в Священном Писании сказано: "Свидетели Ему в сём мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. (Деян.5:32)".
Итак, Господь крестит Святым Духом повинующихся Ему. Это, конечно, не единственный критерий, сюда нужно добавить ещё и насущность нужды верующего в силе, даруемой при крещении Святым Духом, потому что Бог не станет изливать Свою силу, Свой дар на того, кто может жить и без этого, а желает быть крещённым просто из любопытства или, ещё хуже, из гордыни, возмечтал иметь доселе неведомый ему духовный опыт, иметь для того, чтобы... положить "в задний карман брюк" - авось когда пригодится.
Деян.1:6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Какая духовная слепота! Ведь ученики отлично знали, что Израиль отверг своего Мессию и возжелал Его смерти. А тут: "Не в сие ли время восстановляешь царство Израилю?". Неужели они не понимали, что Израилю теперь нужно молиться не о царстве, а о смягчении суда Божьего?
Наверное, не понимали.
Не понимали до тех пор, пока иудеи не стали гнать и убивать уже их самих. Только тогда, будучи гонимыми за исповедание Иисуса Христа, они осознали, что ни о каком Тысячелетнем царстве Израиля сейчас не может быть и речи. Не будет его на земле до тех пор, пока Израиль не покается и не исповедует Иисуса Христа своим Мессией. Но это только спустя много лет, а пока что ученики Христовы мыслили по инерции многовекового религиозного мышления их народа (в то время многие иудеи ожидали, что Мессия придёт освободить их от власти Рима).
Деян.1:8 Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Жизнь и деятельность Иисуса Христа была связана с Израилем, но теперь жизнь и деятельность учеников Его будет связана со всем миром - даже до края земли.
"И будете Мне свидетелями" - здесь греческое слово: "засвидетельствовать свою верность Христу" - это и есть главное поручение Церкви: не пропагандой заниматься, а свидетельствовать миру свою верность Иисусу Христу и Его слову. Свидетельствовать в первую очередь делами и лишь потом словами.
Дополнительно - см. комментарии к Рим.10:14.
О служении Богу своими силами и по благодати Божьей - см. комментарии к Ин.20:22,23; 21:3-5.
Деян.1:14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
О чём просили Бога Апостолы и некоторые из женщин, в том числе и Матерь Иисуса Христа, Мария, с братьями Его - об этом Лука ничего не говорит. Может они молились о крещении Святым Духом, а может, молились о втором пришествии Иисуса Христа? Из текста Деяний нельзя понять ничего определённого. Лука посчитал, что более важной является информация о том, что после вознесения Иисуса Христа Церковь не только не рассеялась, а пополнилась и ещё более сплотилась. Так же, здесь говорится о том, что среди учеников Иисуса Христа находились и Его братья (сравните с Ин.7:5). Вероятно, они уверовали после воскресения Иисуса Христа.
Деян.1:26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Ещё раз обращаю внимание на то, что сто двадцать учеников собрались именно для избрания из них двенадцатого Апостола, вместо Иуды Искариота, а не для ожидания сошествия Святого Духа (см. комментарии к Деян.1:2-4). Теперь в Церкви снова было полное число Апостолов.
2 гл. О крещении Святым Духом
Деян.2:1-4 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Эти слова богословы одних христианских деноминаций относят к двенадцати Апостолам, а другие - к ста двадцати ученикам. Кто же прав? Я уже проводил разбор этого вопроса (см. комментарии к Деян.1:2-4), но основные мысли и выводы не будет лишним повторить ещё раз.
-- Судя по тексту Писания (Деян.1:2-4), Иисус Христос именно Апостолам повелел ждать в Иерусалиме скорого сошествия Святого Духа. Но, с другой стороны, дав им повеление ждать сошествия Святого Духа, при этом Он не исключил возможность крещения Духом для других верующих, наоборот, Апостол Пётр возвестил, что обетование сие принадлежит всем, кого ни призовет Господь Бог (Деян.2:39).
-- После крещения Святым Духом Пётр упоминается с одиннадцатью говорящими на языках (не сто двадцать, а только двенадцать Апостолов (Деян.2:14)).
-- И ещё одни аргумент в пользу того, что в день Пятидесятницы крещены Святым Духом были только Апостолы: если бы это было не так, то не было бы смысла торопиться с избранием двенадцатого Апостола ещё до дня Пятидесятницы. Кстати, обратите внимание, об избранном двенадцатом Апостоле, Матфии, Лука больше ни где не упоминает в книге Деяний, хотя, впрочем, там ничего не говорится и о других Апостолах, кроме Петра, Иакова и Иоанна.
Итак, исследовав этот вопрос, я утвердился в том, что в день Пятидесятницы Святой Дух сошёл только на двенадцать Апостолов. Это было начало, первое сошествие Духа Божьего на Церковь Христову, избранную Самим Иисусом Христом. Потом Святой Дух, как сказано в Писании, сходил и на самарян, и на язычников - всё больше и больше. Если бы это было не так, то крещение Святым Духом было бы не персональным действием Иисуса Христа по отношению к верующему (или небольшой группе верующих, каждый член которой персонально был подготовлен Духом), а массовым действием, типа исхода Израиля из Египетского рабства, либо... крещение Святым Духом так и закончилось бы на двенадцати Апостолах, и тогда - с их смертью умерла бы и Церковь Христова, водимая Духом.
Деян.2:3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
Святой Дух в видимом образе похож на трепещущий лоскуток пламени белого цвета, - нет, вернее будет даже сказать, похож на трепещущий лоскуток света. Он белый, необычайной чистоты, яркий свет (ярче света солнца или сварки), но в то же время свет Его мягкий, не режет глаза. Поражает трепетность и нежность Святого Духа, так что вдруг в своем сердце понимаешь, что Он всё чувствует и видит. Даже малейшее движение мысли, малейшее желание сердца в Его присутствии кажутся грубыми и не скоординированными движениями. Нисходит Дух Святой медленно и трепетно, подобно тому, как вертикально снижается на что-либо голубь. Поэтому на фоне голубого неба сошествие Святого Духа напоминало снижающегося голубя, а на фоне тёмной комнаты - снижающийся язычок пламени.
Посмотрите, как описывается видимое сошествие Святого Духа в Священном Писании.
"Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью". (Исх.13:21)
"В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им". (Пс.98:7)
"И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него". (Мф.3:16)
"Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". (Иоан.1:33)
Деян.2:4-6 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на языках, как Дух давал им провещевать... когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
Посмотрите: здесь сказано, что каждый слышал Апостолов говорящих на его родном языке (всех Апостолов, а не одного из них), то есть, чудо было в том, что Апостолы говорили в Духе на иных языках, но все окружающие слышали их, как будто они говорят на его языке, на его наречии. Если бы это было не так, то Лука написал бы не: "Каждый слышал их говорящих его наречием", а: "Каждый услышал, как один из Апостолов заговорил на его языке".
Толкование же этого места Священного Писания, что Апостолы начали говорить на различных иностранных языках, не изучая их - это неверное толкование. Да и сами посудите, кого мог удивить разноязычный говор в Иерусалиме, да ещё в день великого праздника, ведь там тогда собрались сотни тысяч иудеев из разных уголков мира. Да и, вообще, кого могло удивить знание иностранных языков в народе, который издревле много путешествовал, а после Вавилонского плена его диаспоры жили в разных странах. Во-вторых, откуда могли знать люди, которые слышали Апостолов, изучал ли кто из них их язык или нет, ведь они не знали их лично? Наоборот, все слышавшие говорение Апостолов однозначно определили, что они галилеяне. Как они определили это, если не по их речи, не по тому, на каком языке выступил Апостол Пётр? И, третий аргумент в пользу того, что каждый из слышавших Апостолов, слышал, что все они говорят на его языке или его наречии - это несовпадение количества перечисленных Лукой языков и народов с количеством Апостолов: народов и языков было больше, чем двенадцать (см. комментарии к Деян.2:8-12).
Итак, Апостолы говорили в Духе, как Дух даёт провещевать - на иных, неземных языках (в Писании сказано "отличных"), а не на иностранных языках. Чудо в том и было, что в противоположность тому, как у Вавилонской башни все, говорившие на одном языке, в одно мгновение перестали понимать друг друга, тут при сошествии Святого Духа, люди из разных народов вдруг стали понимать Апостолов, говорящих вообще на иных языках.
Дополнительно - смотри комментарии к Деян.19:1-7.
Деян.2:8-12 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне(1), и Мидяне(2), и Еламиты(3), и жители Месопотамии(4), Иудеи(5) и Каппадокии(6), Понта(7) и Асии(8), Фригии(9) и Памфилии(10), Египта(11) и частей Ливии, принадлежащих к Киринее(12), и пришедшие из Рима(13), Иудеи и прозелиты, критяне(14) и аравитяне(15), слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
Апостол Лука перечислил языков и народов больше, чем было Апостолов. При этом он подчеркнул, что их слышали говорящими на их родом языке не только евреи, но ещё и прозелиты - иностранцы, принявшие иудейскую веру.
Деян.2:14-36 Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня (по нашему - девять часов утра); но это есть предречённое пророком.
Далее, Апостол Пётр стал приводить цитаты из Священного Писания, что сошествие Святого Духа - это доказательство Божественности Иисуса Христа.
Деян.2:20,21 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся.
Второе пришествие Иисуса Христа будет не только великим событием, но и страшным для подавляющего числа людей на земле.
"Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный". (Иоил.2:31)
Но радость и милость благой вести в том и заключается, что теперь к Богу может прийти любой человек, а не только праведник. Всякий, кто придёт во имя Иисуса Христа, будет с Ним в Царстве Небесном. И этот Иисус Христос - Спаситель, возвестил Пётр слушавшим его, не какая то абстрактная личность, а тот самый, которого вы недавно распяли на кресте. Но Он воскрес! Он победил смерть!
"Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели". (Деян.2:32)
Деян.2:33 Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Протестантский богослов Берт Кленденнен так прокомментировал это событие: "Причиной (Пятидесятницы) было безоговорочное возведение не престол Господа Иисуса Христа... До самого момента Своей смерти Иисус был крайне ограничен в действиях. Перевоплощение естества означало географическое и физическое ограничения. Оно же означало национальные ограничения... Затем, неисполненный закон Израиля стал ещё одним ужасным ограничением. Это освобождение пришло через смерть, воскресение и вознесение... Он больше не был ограничен воздействовать на Своих учеников через внешние убеждение и повеления. Теперь через внутреннее активное просвещение их не страшили цепи и традиционные тюремные стены. Не страх, но смелость; не стыд, но слава; не самозащита, но готовность страдать даже до смерти во имя Его.
Освобождение Господне означало освобождение Святого Духа (если Я не пойду, Утешитель не придет), освобождение Святого Духа означало освобождение Церкви".[1]
Деян.2:37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
Здесь, греческое слово: "умиляться, сокрушаться, быть пронзённым в сердце".
Деян.2:38,39 Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите (уже после прощения грехов) дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш.
Говоря о даре Святого Духа, Апостол Пётр имел в виду именно крещение Святым Духом, потому что удивление у иудеев вызвало знамения крещения Духом: говорение на языках, как Дух даёт провещевать. Тому же, что Апостолы были рождены Свыше, иудеи удивляться не могли, ибо не видели никакого внешнего проявления этого действа Святого Духа: оно невидимо для посторонних, о нём знают только Бог и сам спасённый.
Таким образом, слова Апостола Петра, сказанные им сразу же после крещения двенадцати Апостолов, являются первым доказательством того, что крещение Святым Духом - это дар не только для них - Апостолов, а для всех верующих в Иисуса Христа, чьи грехи прощены Им. Чему позже и станет он свидетелем: "Когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святый сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. (Деян.10:44-46)".
Итак, на основании Священного Писания считаю доказанным, что крещение Святым духом возможно для каждого из нас, верующих в Иисуса Христа.
Деян.2:43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Слово, переведённое как "страх" в греческом оригинале имеет значения: "страх Божий, благоговение, опасение".
Современный перевод Нового Завета IBS: "Все были полны трепета пред Богом, а через апостолов совершалось много чудес и знамений. (Деян.2:43)".
Деян.2:47 Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Спасти грешника может только Бог, конечно, при желании грешника освободиться от греха.
"Приложить к Церкви" - то есть сделать частью собрания избранных Богом - это тоже дело Бога. Мы - сами по себе - не можем ни спастись, ни стать членами Церкви Божьей. Я над этим стихом Священного Писания раньше почти не задумывался: чего думать, что Бог спасает - это ясно. Но в разговоре со староверами это место Священного Писания всплыло в моей памяти в ответ на их утверждение, что спасает Церковь (и, при этом, они говорили, что именно их церковь спасает, а другие - нет). Их предание учит, что именно Церкви дана власть спасти (или не спасти) душу человека. Спасти через обряды-таинства. После того разговора я решил подробнее исследовать этот стих.
-- Церковно-славянский перевод: "Господь же прилагаше по вся дни церкви спасающыяся".
-- Современный перевод РБО: "И каждый день Господь прибавлял к ним новых спасаемых".
-- Современный перевод IBS: "Господь же ежедневно прибавлял к ним спасаемых".
-- Украинский перевод о. Р. Турконяка: "Господь же додавав щодня тих, що спасалися".
Насколько можно судить, просмотрев разные переводы, здесь сказано, что Бог спасал грешников и уже спасённых прилагал к собранию (Церкви) - другого истолкования нет.
Деян.3:6 Но Пётр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
Во имя Иисуса Христа, пришедшего во плоти (из Назарета), Святой Дух явил дар исцеления. Этот дар исцеления был явлен по вере Петра, а не больного. Больному же, как и всем, кто видел это чудо, исцеление было, как знак истинности свидетельства Петра об Иисусе.
На что ещё хочу обратить ваше внимание: не Петр и Иоанн проявили инициативу в общении с тем хромым человеком, он первый обратился к ним за милостыней (Деян.3:3). Под милостыней, естественно, изначально он понимал всего лишь мелкую монетку, и для него было неожиданной радостью, что Бог может явить гораздо больше, чем он просит - может явить освобождение от уз болезни и связанного с ней позора.
Деян.3:9,10 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.
Сказанные в Синодальном переводе слова: "ужас" и "изумление", не в полной мере отражают действие Святого Духа, оказанное на людей, видевших чудо исцеления. В греческом оригинале Апостол Лука уточняет, что силой Святого Духа в тот момент были исполнены не только непосредственные участники этого чуда, но и свидетели его. Люди, видевшие чудо, исполнившись Святого Духа были буквально потрясены неведомым им до того духовным переживанием и вошли в состояние исступления, подобного тому, что пережил Апостол Пётр перед своим видением полотна, спускавшегося с неба (Деян.11:5).
Деян.3:19,20 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа.
Пережив действие Духа Святого на свои сердца, люди были готовы слушать и слышать благую весть. "Покайтесь, чтобы пришёл Иисус Христос, отвергнутый вами", - с призывом к покаянию Апостол Пётр обратился не только к слушавшим его, а ко всему народу Израиля (братия, вы, как и начальники ваши (Деян.3:17)).
В конце времен, когда Израиль - народ Божий, отвергнет Антихриста, евреи действительно вспомнят об Иисусе Христе и покаются пред Ним. Тогда произойдёт второе пришествие Господа Иисуса Христа. Второе пришествие, для того, чтобы Церковь вознести на Небеса и для того, чтобы установить на земле Тысячелетнее Царство Израиля.
Деян.3:26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Сейчас с благой вестью Господь Бог обращается к каждому человеку персонально. Но своё обращение к каждому из нас Святой Дух начал с иудеев, бывших в Иерусалиме, а потом благовестие было донесено до язычников, и так до самого края земли.
Дополнительно - см. комментарии к Деян.13:46,47.
4 гл. Церковноначальники всегда гонят Божьих служителей
Деян.4:1-3 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мёртвых; и наложили на них руки и отдали [их] под стражу.
Почему священники пошли на такие, в общем-то, не добавляющие им популярности в народе, меры, как арест Апостолов? Может, из-за того, что Пётр и Иоанн проповедовали об Иисусе Христе воскресшем?
Не думаю, что из-за проповеди Христа, хотя священники и назвали причиной ареста проповедь. Скорее всего, истинной причиной стало чудо, совершённое ими на глазах у многих. Чудеса, совершённые на глазах у многих людей и раньше очень пугали священников, которые кроме пустой религиозности ничего дать миру не могут. Чудо воскрешения Лазаря, совершённое Иисусом Христом на глазах у многих людей подтолкнуло священников к убийству Иисуса Христа, теперь они так же поступили с Его учениками, Апостолами. И в наше время в церквях происходит то же самое: если где через простого верующего будет совершено явное Божье чудо или явлен иной истинный дар Святого Духа, то церковноначальники обязательно станут хулить и гнать этого верующего. Сначала они назовут его гордецом или лжечудотворцем, или лжепророком, или ещё как, а потом изгонят из своей церкви, вплоть до истребления всякой доброй памяти о нём.
А вот на умерших чудотворцев это не распространяется, - здесь, наоборот, церковноначальникам выгоднее даже преувеличить значение и величие их чудес, потому что мёртвый не расскажет, что они его гнали и клеветали на него, а рассказы о его чудесах церковноначальники могут использовать для укрепления своего авторитета (мол, Сам Бог Своими дарами и силами свидетельствует об авторитете нашего правления).
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших". (Мф.23:29-32)
Деян.4:9-11 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелён, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он пред вами здрав. Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения.
Зиждущими, то есть укладывающими, строящими на каком либо основании - в данном случае, заботящимися о спасении своей души.
Дополнительно - см. комментарии к Мф.21:42,43.
Деян.4:21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
Отпустили Петра, Иоанна не потому что хотели отпустить, ибо священноначальники вели следствие не ради того, чтобы установить истинность слов Апостолов, а чтобы найти обвинение против них. Но в тот раз не удалось найти обвинение, да и народу вокруг было слишком много.
Деян.4:23-29 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!.. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё.
Если вы пережили или находитесь в трудностях и гонении - чаще обращайтесь к Богу за помощью, а ещё лучше, возблагодарите Господа и попросите Его укрепить ваше свидетельство об Иисусе Христе. И Господь ответит чудесами и знамениями и укрепит вас.
"И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением". (Деян.4:31)
Деян.4:34,35 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.
Когда человек рождается Свыше, его ценности меняются, - отсюда и искренняя благотворительность не ради славы и даже не ради блага ближнего, а ради Христа. Но при этом важно помнить каждому верующему, и в первую очередь пастырям поместных церквей, что нельзя людей подгонять, чтобы они быстрее становились духовно зрелыми в благотворительности. До благотворительности, чтобы она воистину стала ради Иисуса Христа, нужно духовно дорасти, - дорасти в послушании Святому Духу, - как и до всякой другой духовной мудрости. А иначе будет формализм, или, что ещё хуже, лицемерие и фарисейство.
И ещё об одном, уважаемые читатели, вы должны знать и помнить: в Израиле, когда он находился в пустыне, взаимопомощь была введена Богом в обиход, как закон (Исх.16:15-18). И хотя после того, как Израиль перешёл через Иордан и вошёл в землю обетованную, евреи стали забывать о том, что взаимопомощь и благотворительность - это их обязанность по закону Божьему, а не просто личные благие пожелания, закон от этого не утратил насущности.
Братья и сестры во Христе, я не призываю к тому, чтобы вы продавали свои дома и земли, и жили в общинах, или чтобы безрассудно кормили всех подряд, в том числе и здоровых бездельников, каких немало ныне крутится среди церковной братиии, - я призываю к тому, чтобы делая добрые дела, вы делали их с мудрым рассуждением, но, рассуждая, помнили и то, что через благотворительность вы никакой награды для себя пред Богом не зарабатываете, а всего лишь исполняете Его закон. И, что если не сделаете доброго дела, когда нужно его сделать, и вы можете его сделать, тогда согрешите пред Богом.
"Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех". (Иак.4:17)
Деян.5:1,2 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов.
За что Господь Бог осудил Ананию? Явно не за то, что тот оставил у себя часть денег, ибо и земля принадлежала ему по закону, и все деньги от проданной земли принадлежали ему - об этом сказал Анании и Апостол Пётр: "Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? (Деян.5:4)".
Анания был осуждён Святым Духом на смерть не за деньги, а за свою зависть и ложь.
"Ты солгал не человекам, а Богу". (Деян.5:4)
Не забота о ближних побудила Ананию к благотворительности, а зависть и жажда славы и уважения среди людей - такой же славы и уважения, какие имел Иосия (Деян.4:36,37). Ладно бы ещё искал людской славы честным путём, а он, к тому же решил обрести её путём лжи. Такого гибрида из зависти и лжи в Церкви - в Теле Христовом - на стадии её формирования Святой Дух, конечно же, не мог допустить. И ещё, если бы Анания не врал в глаза Апостолу, стоя пред Богом, Господь не осудил бы его на смерть.
Уважаемые читатели, вы должны усвоить урок, преподнесённый Святым Духом через Ананию, и, являя благотворительность, должны думать не о том, как вы выглядите в глазах посторонних, а о тех, кому вы помогаете: не унижаете ли вы их чувство собственного достоинства в этот момент, не уничижаете ли их в глазах посторонних.
И, конечно же, ни в коем случае не лгите, стоя пред Богом.
Деян.5:5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
Анания был наказан смертью в назидание Церкви, дабы среди верующих не было лукавства.
Святость Божия не изменилась после пришествия Иисуса Христа, она осталась такой же, как была в Ветхом Завете, так что и в Церкви (там, где верующие уже не под законом, а под благодатью) нет прощения тем, кто умышленно оскорбляет Святого Духа ложью и лицемерием. Оскорбляет, возлюбив славу человеческую.
Деян.5:11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
В оригинале стоит греческое слово, имеющее значение: "страх, ужас, опасение, благоговение".
Господу Богу всё время приходится учить Свой народ уважительному отношению к Себе и Своему слову. И, к сожалению, приходится учить, наказывая смертью одних для назидания других - избранного остатка. Так было в ветхозаветном Израиле, так есть и в Церкви, потому что если Господь не научит Церковь - избранных Божьих - почтению, любви и уважению к Нему, то среди людей опять начнётся непослушание Богу, за непослушанием последует восстание творения против Творца, и появятся новые "адамы" и "евы", "каины" и "авели", и так далее.
Деян.5:12,13 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
Духовно очищенная Церковь обрела способность без вреда для себя возрастать и духовно, и количественно. Только духовно очищенная Церковь..., - а представьте, что произошло бы с Церковью, наполнись она лицемерами, ищущими славы от людей, наполнись она "ананиями" различного типа? Церковь стала бы новым, ещё более развращённым рассадником лицемерного и жестокосердного фарисейства и пустой религиозности, ещё более страшным, чем иудейские фарисеи и саддукеи, ибо тех сдерживал хотя бы страх перед буквой закона.
К сожалению, в последние времена эти опасения сбылись в полной мере: земные церкви наполнились лицемерами и любостяжателями, хуже того, эти люди захватили власть уже почти во всех в собраниях, и в результате сами церкви стали уже рассадниками лицемерного и жестокосердного фарисейства и пустой религиозности. Нет в таких церквях Святого Духа: Его отвергли ради славы людской и богатства мирского. И теперь как бы громко там ни восклицали: "Слава Господу, Слава Христу!", и как бы громко ни кричали: "С нами Бог!" - нет в тех церковных собраниях ни Духа Божьего, ни славы Божьей, ни благодати Христовой - осталась только пустая религиозность, да человеческая гордыня, с накачанной самоуверенностью.
Деян.5:17-29 Первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу... Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
"Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" - в данном контексте, слово: "повиноваться" означает, не просто: "я выбираю, кого из двоих послушаться", а: "несравненно более и скорее нужно повиноваться Богу", то есть несёт отпечаток благоговения перед волей Божьей. И то, что Апостол Пётр отвечая, подчеркнул своё благоговейное отношение к слову и воле Бога, должно было показать членам Синедриона, что Апостолы ослушались их воли не из желания устроить революцию или из протеста против власти человеческой, а в послушании воле Божьей.
Деян.5:33-39 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом сказал им... отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
Священники хотели умертвить Апостолов, как в своё время убили Иисуса Христа, но Господь Бог через Гамалиила остановил замысливших злое, утихомирил их негодование мудрым словом.
6 гл. Новое поколение служителей в церкви
Деян.6:2-6 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию.
Это были первые церковнослужители, избранные людьми и рукоположенные на служение людьми. При этом часть избранных служителей была из еллинистов - иудеев, переехавших в Иерусалим из грекоговорящих областей Римской империи. Их выбрали для того, чтобы среди прочих, они разрешали и вопросы с еллинистическим меньшинством в церкви. О том, что это было так, в Священном Писании есть хотя и косвенные, но довольно веские подтверждения: так благовестие Стефана более всех затронуло не коренных иудеев, а именно выходцев из Киликии, Асии и Александрии (Деян.6:9), и о Николае сказано, что он обращённый в иудейство язычник из Антиохии (Деян.6:5).
Этих семерых почему-то традиционно считают первыми диаконами, хотя в Священном Писании они так нигде не названы. Стефан назван мужем, исполненным веры и Духа Святого, Филипп - благовестник (Деян.21:8) упомянут как один из семи, а слово "диаконов" добавлено было уже позже, переводчиками, в оригинале такого слова нет. Другие пять в Писании больше нигде не упоминаются. Хотя, - диаконы, так диаконы, - вполне возможно, что они так названы в трудах кого-то из Учеников Апостольских.
Деян.6:9-11 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
Здесь я обратил внимание на две детали. Во-первых, Лука пишет, что в спор со Стефаном вступили не коренные жители Иерусалима, а либертинцы (вольноотпущенные рабы иудеи) и еллинисты - иудеи, проживавшие в Киликии и Асии и Александрии, то есть грекоязычные иудеи. Это важное уточнение для понимания дальнейшего рассказа Евангелиста Луки. Оно свидетельствует, хотя и косвенно, что Стефан был из еллинистического меньшинства. Но важнее другое: еллинисты считались в Иерусалиме не совсем своими, но страстно желали влиться в религиозно-политическую систему Иудеи - это, как в наше время "лимита" мечтает стать коренными москвичами. Поэтому еллинисты были ещё более ретивыми иудеями, чем местные иудеи. Стефан же, стал удобной фигурой, чтобы доказать Иерусалимским религиозным лидерам, что те - из синагоги Либертинцев - свои. И, во-вторых, на это чаще всего обращают внимание читающие Библию, когда иудеи-еллинисты не смогли ни в чём обличить Стефана, они поступили ним так же, как и Иерусалимские священники поступили с Иисусом Христом - оклеветали его, прибегнув к услугам лжесвидетелей.
"И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон". (Деян.6:13)
Деян.6:15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Лука не просто говорит, что Бог был со Стефаном и укрепил его, он подчеркнул боговдохновенность Стефана: Господь Бог явил чудо, чтобы все увидели, что Стефан говорил не просто от себя, что это Святой Дух говорил к иудеям через пророка Божьего.
7 гл. Пророческая речь Стефана
Деян.7:2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран.
Стефану, как обвиняемому, дано было слово перед судом, которому предстояло решить казнить его или помиловать. Но Стефан не защищается и не оправдывается, а говорит о Господе Боге, что Бог избрал и благословил Авраама (все слушающие его знают, что они потомки Авраама).
Деян.7:5 И не дал ему (Аврааму)на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать её во владение ему и потомству его.
И хотя Господь Бог не сразу дал Аврааму обещанное, но Он верен и обязательно исполнит Своё обетование, но исполнит тогда, когда Сам решит и так, как Сам решит.
Деян.7:8 И дал ему завет обрезания.
Это важное замечание Святого Духа, произнесённое через Стефана: сначала Господь Бог дал Аврааму завет обрезания. Не землю, которую обещал, а завет смирения плоти - прообраз смирения гордыни.