Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по книге пророка Авдия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Пророчество о том, что Идумеи исчезнут как народ, за то, что, воспользовавшись бедственным положением родственного народа они злорадствовали, грабили и порабощали его.





Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА АВДИЯ

- - - - -

Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Пророчество о том, что Идумеи исчезнут как народ, за то, что, воспользовавшись бедственным положением родственного народа, они злорадствовали, грабили и порабощали его.
- - - - -


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА АВДИЯ
1 гл. Едом, жаждущий погибели Израиля, сам исчезнет, как народ
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -


ВВЕДЕНИЕ

Сначала расскажу предысторию событий, описанных в книге пророка Авдия.
Ревека, жена Исаака, сына Аврамова, зачала и, когда еще ходила беременной, в её чреве началась борьба между младенцами - близнецами. Ревекка молилась Господу и, стеная, спрашивала: "Почему это происходит со мной?". И Господь ответил, что во чреве у неё начатки двух народов, и больший (старший) будет служить меньшему. Первый родился красным и косматым, назвали его Исавом. Второй родился зразу же за братом, держась за пяту брата - его назвали Иаковом. Исав вырос искусным звероловом, а Иаков жил в шатрах, как сказали бы сейчас: был домоседом. И случилось, что, придя с охоты и желая поскорее утолить голод, Исав продал свое первородство Иакову за миску чечевичной похлебки. Эта похлебка была красной, от сего и дано прозвание Исаву и его потомкам: Едом.
И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. (Быт.25:30)
Продав первородство, пусть бы даже он продал его не за миску похлебки, а за целый сундук золота, Исав сделал не просто глупость, а воистину совершил безумие, ибо он лишил не только себя, но и своих потомков духовного верховенства в роду.
Первородство в те времена значило очень много: первородный сын был родовым (семейным) священником пред Богом, был хранителем и продолжателем обычаев рода, кроме того, ему полагалась двойная доля наследства по сравнению с младшими братьями.
Позже Иаков получил от отца благословение первородного сына, а Исав получил другое благословение - благословение меньшего. Озлобившись, Исав запланировал убить Иакова. Спасаясь от гнева брата, Иаков вынужден был бежать из дома отца своего. И лишь спустя двадцать лет, по воле Божьей, Иаков возвратился в землю обещанную Господом Богом его отцам. Возвратился в нее уже не Иаковом (лукавым), а Израилем - князем Божьим.
В конце концов, братья Иаков и Исав помирились, но жили всегда раздельно. Иаков остался жить в земле, обетованной отцам его: Аврааму и Исааку, а Исав переселился в землю у подножия горы Сеир.
И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в [другую] землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом. (Быт.36:6-8)
Так сбылось пророчество, сказанное Богом Ревеке: образовалось два разных народа: Израиль и Едом (греч. Идумея). Исав и Иаков хотя и были братьями по плоти, но в отличие от Авраама, Исаака и Иакова, Исав был совершенно равнодушен к Богу и Его духовным обетованиям - он думал только о земном.

Земля Едом (гора Сеир), куда переселился Исав, славилась плодородием, ибо Мертвое море тогда еще не было столь большим и соленым. Не было губящих всё соляных бурь, когда перемешанная с солью пыль все иссушает и превращает в пустыню. Еще земля Едома была богата залежами медной руды (медь в древности ценилась очень высоко).
С тех пор, как семьи Иакова и Исава разошлись, прошли века. Во время царствования Давида Едом был захвачен и порабощен Израилем. Спустя сто пятьдесят лет Едом обрел самостоятельность. Но всё последующее время - целое тысячелетие - эти два народа враждовали между собой.
Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. (Ам.1:11)
Эти родственные по крови народы часто воевали друг с другом, но то, что произошло во время Вавилонского нашествия на Иудею и захвата Иерусалима в 586 году до н.э., вызвало гнев Божий на идумеев, потому что они, воспользовавшись бедственным положением родственного народа, злорадствовали, грабили и порабощали его с особой жестокостью.
Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его". (Пс.136:7)
И тогда Господь Бог произнес через Своего пророка, Авдия, суд над Едомом.

Хотя и не сразу сбылись слова пророчества, записанные в книге пророка Авдия, всё же время суда над Едомом пришло, и в первом веке до н.э. жители Едома были изгнаны из своих скал арабами Измаильтянами. Будучи гонимы врагами (кстати, тоже родственным по крови народом, так как основатель арабов, Измаил, был дядей Исаву и Иакову) сыны Едома поселились среди Иудеев - одного из колен Израиля. Так Израиль ответил добром тем, кто в свое время не только не приютил их, а, наоборот, грабил и помогал врагам истреблять их.
Постепенно Идумеи приняли закон Израиля. Прошло еще сто лет, и после захвата Иудеи Римской империей, Юлий Цезарь назначил идумея, Ирода Антипатра, прокуратором Иудеи. Его сына, Ирода Великого, в тридцать седьмом году до н.э. Римский сенат поставил царем над Иудеей. Это тот Ирод, который истребил младенцев в Вифлееме, когда узнал, что там родился Иисус Христос. Сын Ирода Великого, Ирод Антипа, казнил Иоанна Крестителя и судил Иисуса Христа. Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа, гнал Церковь и умер изнутри заживо изъеденный червями, будучи судимый Богом. На этом закончилась ветвь правления Иродов.
В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: [это] голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. (Деян.12:21-23)

Последний раз Идумеи упоминаются среди бунтовщиков и грабителей во время восстания Израиля против Римской империи в семидесятом году н.э. Восстание закончилось разрушением Иерусалима и храма. Народ Израиля был рассеян по всему миру, а Идумеев, как народа, не стало. Едом перестал существовать не только как государство, но и как народ.
Смотрите, какая получилась ситуация: едомляне (или идумеи) всегда желали гибели Иудеи, но пока было Иудейское царство, был и их народ. С разрушением Иудеи народ Едома исчез навсегда, а Израиль во время рассеяния не исчез с лица земли как народ. Господь Бог сохранил Свой избранный народ и спустя почти два тысячелетия после рассеяния начал собирать евреев в землю обетованную: в тысяча девятьсот сорок восьмом году вновь было образовано независимое государство Израиль. И сейчас это государство всё больше и больше укрепляется.

О Едоме же осталась память только в связи с Израилем и с тем, что они сделали для Израиля - далеко не добрая память. Даже археологических данных о городах Едома не знали вплоть до тысяча восемьсот двенадцатого года.
В тысяча восемьсот двенадцатом году швейцарец Иохан Людвиг Бургхарт, исследуя Аравию, услышал от местных арабов рассказ об удивительном мертвом городе, затерянном в горах. Переодевшись арабом (а он знал язык и Коран), он с проводником пошел к глухой каменной стене, затерянной в горах. В ней оказалась узкая щель, пройдя полчаса по узкому ущелью, он увидел...
Это был город, настоящий город с площадями, дворцами и домами простых горожан. Но это был удивительный город: его дома и дворцы были высеченными в скалах. Помещения, высеченные в красном песчанике, игравшем различными оттенками красного и розового цветов, походили на волшебные комнаты из драгоценных камней. Грандиозность и красота архитектуры поражают даже сейчас, хотя городу более трех с половиной тысячелетий. Подумайте только - он ровесник расцвета древнего Египета!
Город Петра (Села) упоминался уже в тысяча пятисотом году до н.э. - во времена, когда Израиль еще только выходил из Египта в землю обетованную под предводительством Моисея.
В семидесятом году до н.э. город был захвачен и разграблен арабами - тогда в нем проживало примерно двадцать тысяч жителей. Позже город был захвачен Римом - в те времена город Петра был центром региональной торговли и был богатым, цветущим городом. В седьмом веке Петра снова была завоевана арабами, а затем забвение более чем на тысячелетие.
Сейчас в Петре никто не живет. Только мертвые камни - это все, что осталось от Едома - народа древнего, умелого и сильного, от народа, который считал, что и без Бога будет мудрым и вечно процветающим.


Рисунок 1. Едом (территория современной Иордании), город Петра.

Я рассказал историю Едома прежде, чем мы начали исследовать книгу пророка Авдия, чтобы облегчить понимание пророчеств. Но знание истории поможет лишь в постижении внешних фактов, чтобы постигнуть духовную суть пророчеств и получить для себя назидание, необходимо откровение Духа Божьего.

Еще, прежде чем приступить к чтению пророческой книги, желательно узнать о пророке, написавшем её и о времени написания книги.
Автор: пророк Авдий, вероятно жил в разоренной халдеями Иудее. К сожалению, другой достоверной информации о нем нет.

Время написания: вероятно, во время Вавилонского нашествия 588-586 гг. до н.э., когда идумеи совершали злодеяния против Израиля.
В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. (Авд.1:11)


ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА АВДИЯ

1 гл. Едом, жаждущий погибели Израиля, сам исчезнет как народ

1:1,2 Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан [объявить] народам: "вставайте, и выступим против него войною!" вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.
Едом злорадствует и хищнически терзает разоренную войной Иудею. Едом еще радуется добыче, но пророк Авдий уже видит его уничиженным за свое злорадство и злодейство. И не только Авдий, все иудеи своими ушами услышат и своими глазами увидят унижение Едома.
Пророк Иеремия, живший примерно в то же время, что и Авдий, видя злорадство и злодеяния Едома, так писал: "Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься. (Плач.4:21)".

1:3,4 Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?"... Я низрину тебя, говорит Господь.
Много лет творя зло и укрываясь от возмездия в своих горах, Едом возгордился и решил, что нет подобного ему народа. Но в истории и до них, и после них много было примеров того, как народы злодействовали, и много было примеров того, как народы превозносились в гордыне. Господь Бог уже предрек, каким будет их конец: "Я низрину тебя!".

1:5-7 Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его! До границы выпроводят тебя союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла!
Чтобы вы могли нагляднее представить обстоятельства, в каких находились Иудеи, услышавшие слова пророка Авдия, приведу отрывок из повести "Смерть Иерусалима": "К счастью, а может, наоборот, к несчастью жителей Иерусалима с наступлением зимы большую часть войска царь Вавилонский расквартировал по окрестным городам, а кого и домой отпустил. Инженерные работы прекратились. Лишь продолжался лениво-привычный обстрел города, да вокруг сновали конные патрули кочевников (им не привыкать жить зимой в походных условиях). Кочевники в основном были заняты тем, что, как охотники дичь, вылавливали беглецов из города и продавали их в рабство заезжим купцам-работорговцам из Едома, Моава и других соседних царств.
Последнее для Иудеев было хуже голода и болезней осады, ибо "братские" народы вели себя с рабами очень жестоко: держа впроголодь, они насмехались и всячески издевались над ними. Кто был покрепче - отправляли в район Петры, на медные рудники, где они через несколько месяцев умирали. Остальных продавали: кого кочевникам Аравийской пустыни, кого в Египет.
Над Иерусалимом тяжелой беспросветной тучей нависла зима." [1]
Вернусь к книге пророка Авдия: "Как обобрано все у Исава... (Авд.1:6)" - здесь Едом назван Исавом. Так часто бывает в пророческих книгах: Израиль называют Иаковом, после разделения Израиля на два царства - Ефремом или Самарией, а Иудею - Иудой или Иерусалимом. В древние времена имена несли в себе определенное смысловое значение, и пророки использовали различные имена (или названия) народа или государства с целью, подчеркнуть или уточнить свою мысль. Например, когда слово Божье или обетование относилось к евреям, как носителям завета, пророк называл их Израилем, а когда как к потомкам Израиля по плоти - называл Иаковом.

1:9 Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
Феман - имя внука Исава (см. Быт.36:9-11), переводится как "южный", здесь используется как одно из названий земли Едома.

1:10 За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.
Далее Господь перечисляет зло, которое идумеи сделали иудеям. И это не просто перечисление - это вынесение обвинительного приговора, ибо суд требует правдивого описания злодеяния.
В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. (Авд.1:11-14)

1:12 Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия.

Как это пророчество относится к России
Даже не разумея в политике, что там правильно, а что нет, я вижу, беда пришла в дом братьев наших, украинцев. Но что мы видим и слышим о "хохлах" в российский средствах массовой информации и в интернете, даже на христианских сайтах? Злорадство, гнев, проклятия и разделение на "мы" и "они".
Позабыли, что мы братья, что мы вышли из единого корня.
Вспомните о Едоме и Иудее - это тоже некогда были братские народы. Вспомните так же о суде Божьем над Едомом за его злорадства и хищничество, когда пришла беда на Иудею: "Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; ВОЗДАЯНИЕ ТВОЕ ОБРАТИТСЯ НА ГОЛОВУ ТВОЮ. Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было. (Авд.1:15,16)".
Если не покаетесь и не обратитесь, если не начнете искать мира и блага не для себя, а для братьев своих, то и на Россию придет такое же горе. И если не исправимся сейчас, во время благоприятное, то когда обрушится на нас беда, не найдется ни сочувствующего, ни поддерживающего. А если кто мечтает в гордыне своей, что его сила и его храбрость спасет его из любой беды, вспомните, что Бог гордым противится.
Грядет время жатвы!
Не воспринимайте себя в мире и не поступайте, как Библейский Едом, о котором было сказано: "Он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. (Быт.16:12)".
Грядет время жатвы!
Как вы поступаете, так поступят и с вами, воздаяние ваше обратится на голову вашу - этот Божий закон так же неотвратим, как и закон смерти, как и второй закон термодинамики.

Никто еще не смог отменить законы, установленные Богом, и никто не отменит их.

1:17,18 А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов - соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это.
Да, Иудея сейчас наказана Господом Богом, но, посмотрите, что Господь говорит о дальнейшей судьбе народа: "Получит во владение наследие свое". Теперь сравните, что Бог сказал о Едоме, который сейчас злорадствует, видя бедствие Иудеи: "Никого не останется из дома Исава".
Между наказанием Божьим и судом Божьим есть принципиальное различие: наказание дается для исправления, а суд завершается приговором.
Лучше быть наказанным Богом здесь, для исправления, чем быть судимым потом - в погибель.

1:19 И завладеют те, которые к югу, горою Исава...
Господь Бог открывает пророку Авдию, кто конкретно захватит страну Едом: южнее Едома, на Аравийском полуострове находились многочисленные и воинственные потомки Измаила, арабы.

1:21 И придут спасители на гору Сион (гора в Израиле), чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа.
В конце книги пророк Авдий возвещает о далеком будущем: после второго пришествия Спасителя Иисуса Христа наступит царство Господа на земле - Тысячелетнее Царство Израиля. Испытанный и очищенный Богом Израиль будет в мире и радости править на своей земле и нести истину о Боге всем народам.

Не путайте Тысячелетнее Царство Израиля с ересью хилиазма, которая учит, что Иисус Христос и Церковь будут находиться на земле и править тысячу лет.
Нет, Церковь в прославленных телах будет вознесена навстречу Иисусу Христу при Его втором пришествии и будет вечно пребывать на Небе со Христом. А на земле в период от второго пришествия Христа и до конца Света нести народам мира истину о Мессии, и царствовать будет Израиль - но не сам по себе царствовать, а поклоняясь Иисусу Христу, как Царю царей и в послушании слову Божьему.
- - - - -

Итак, главный урок, вынесенный из чтения книги пророка Авдия: ВОЗДАЯНИЕ ТВОЕ ОБРАТИТСЯ НА ГОЛОВУ ТВОЮ!
Суд над Едомом, как и суд над Содомом и Гоморрой, - это прообраз грядущего суда Божьего над всеми народами. Судимы народы будут по тому, что злое они сделали людям Божьим.
Поэтому бодрствуйте, помня, что Господь воздаст, обязательно воздаст вам по делам вашим, и никто из завистников, клеветников и обидчиков уже не посмеет сказать: я поступал, как все.

ВОЗДАЯНИЕ ТВОЕ ОБРАТИТСЯ НА ГОЛОВУ ТВОЮ!
Духовные законы знать и исполнять не менее, а более важно, чем знать и исполнять физические законы этого мира, ибо последствия от нарушения Божьих духовных законов, как правило, гораздо более страшные, чем последствия от нарушения физических законов. И еще - незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

ВОЗДАЯНИЕ ТВОЕ ОБРАТИТСЯ НА ГОЛОВУ ТВОЮ!
Если вы в гордыне своей считаете себя принадлежащим к народу-Богоносцу и считаете себя Православными уже по одному тому, что вы русский, то вспомните что у Бога нет лицеприятия.

Никто никогда не учился и не будет учиться на чужих ошибках, тем более на истории древнего Едома, но книга пророка Авдия написана не для того, чтобы просто познакомить нас с Едомом: откройте глаза и начните учиться на своей истории, начните учиться на своих ошибках. Не переписывайте и не подстраивайте свою историю под вожделения своей гордыни, а научитесь анализировать свое прошлое (начав с истории своей семьи), чтобы в будущем не услышать слова Господни: "Горе вам!".


СНОСКИ

[1] Погребняк Н. Сочинения в четырех томах. Т.1. с.39.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман - Электрон. дан. - Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. - 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) - (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Погребняк Н. Сочинения в четырех томах. Т.1: Смерть Иерусалима, рассказы, эссе/ Н. Погребняк. - Canada: Altaspera Publishing & Literary Agency, 2015. - 206 с.: ил.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"