Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по книге пророка Амоса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Господь призывает пастуха из Иудеи, Амоса, пророчествовать в Израильском царстве, хотя примерно в то же время там пророчествовал пророк Иона. Почему так?





Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА АМОСА

- - - - -

Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Господь призывает пастуха из Иудеи, Амоса, пророчествовать в Израильском царстве, хотя примерно в то же время там пророчествовал пророк Иона. Почему так?
- - - - -


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА АМОСА
1-2 гл. Господь будет судить Израиль за идолопоклонство, а язычников за то, как они относились к народу Божьему
3-4 гл. Господь не отсрочит суд над Израилем
5 гл. Бойтесь дня Господня, ибо он страшен!
6 гл. ГОРЕ БЕСПЕЧНЫМ!
7 гл. Видения. Амос ходатайствует пред Богом за бедных и немощных.
8 гл. Торжество эгоиста и гонителя скоротечно
9 гл. Рассеяние Израиля. Церковь. Тысячелетнее Царство Израиля.
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -


ВВЕДЕНИЕ

Служение пророка Амоса пришлось на время царствования Озии в Иудее.
Он [слышал] в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением. (Ам.1:1)
Так как в разных исторических источниках указаны разные даты правления Израильских и Иудейских царей, я возьму наиболее часто употребляемые в литературе годы правления царя Озии (767-740 гг. до н.э.) и царя Иероваама II (782-752 гг. до н.э.). Таким образом, служение пророка Амоса приходится примерно на 767-752 гг. до н.э.
Хотя книга пророка Амоса не была самой первой из пророческих книг (книги пророков Иоиля и Ионы по всей вероятности были написаны немного раньше), но она уникальна тем, что была написана рукой самого пророка. Возможно, это связано с тем, что он был человеком бедным (пастух из Фекойи). Но судя по высокому уровню литературного языка и яркой образности изложения, можно с уверенностью сказать, что Амос был высокообразованным человеком с очень горячим, неравнодушным сердцем, искренне переживающим за свой народ.
Еще одна интересная деталь: Господь призвал пастуха из Иудеи пророчествовать в Израильском царстве, хотя примерно в то же время здесь пророчествовал пророк Иона. Почему так?
Господь усмотрел это для того, чтобы, с одной стороны, возбудить в сердцах израильтян ревность по Богу (пророк Иона рассказывал, как языческая Ниневия покаялась и обратилась к Богу Авраама, Исаака, Иакова, услышав о грядущем суде Божьем над ней), а с другой стороны, напомнить десяти коленам Израиля, что они и иудеи - единый народ - Божий народ.
Может хоть, так гордые израильтяне послушают увещевание Божье и задумаются? Ведь если даже язычники услышали и покаялись, и Господь отложил Свой суд, неужели народ Божий окажется настолько жестокосердным и настолько глухим к слову Божьему, что изберет пойти в погибель во грехах своих и идолопоклонстве своем?
Как показала история, израильтяне оказались более глухими к слову Божьему, чем язычники, Ассирийцы, и тогда Господь наказал жестоковыйный Свой народ через... языческую Ассирию: Самария была разрушена, а жители Израильского царства уведены в Ассирийский плен.


ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА АМОСА

1-2 гл. Господь будет судить Израиль за идолопоклонство, а язычников за то, как они относились к народу Божьему

1:1 Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он [слышал] в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского... за два года перед землетрясением.
Землетрясение всегда было не просто стихийным бедствием, оно воспринималось как наказание Божье.
В Израиле было много землетрясений, но именно это, бывшее во времена Амоса, привел в пример пророк Захария, как прообраз грядущего после второго пришествия Иисуса Христа землетрясения и ужаса всей земли: "Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним. (Зах.14:1-11)".
Гора разделилась надвое и между ее половинами образовалась весьма большая долина: представляете, какой ужас пережили израильтяне - очевидцы землетрясения, упомянутого в книге пророка Амоса? Представляете, какой ужас переживут все те, кто придет воевать с Иерусалимом при втором пришествии Иисуса Христа?

1:2 И сказал он: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила.
Гора Сион (Ермон) находится близ Иерусалима.
"...И восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила" - это был знак очень серьезного бедствия, так как в те времена долина горы Камил изобиловала богатыми пастбищами и считалась символом плодородия.
Если самые плодородные места в Израильском царстве после землетрясения иссохли от бездождия, то что говорить об остальной территории: страна представляла собой весьма печальное зрелище: обесплодившие долины, "облысевшие" вершины холмов, разрушенные города...

1:3,4 Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада.
Дамаск - это столица Сирии, Арамейского царства; Азаил - царь Сирийский; Венадад - царь Сирийский после Азаила.
Пророк Амос только начал свое пророчество об Израильском царстве и вдруг переходит к Сирии. Почему? Чем Сирия хуже других языческих стран, что пророк возвестил о скором суде Божьем над ней?
Чтобы понять, почему падению Израильского царства предшествует суд Божий над Сирией, нужно взглянуть на историю взаимоотношений этих двух стран. Пророк Илия помазал Азаила на царство в Сирии, чтобы тот наказал нечестивого царя Израильского, Ахава, и послужил искоренению идолопоклонства в Израиле.
И сказал ему (Илии) Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. (3Цар.19:15-17)
Ииуй истребил дом царя и его жены Иезавели, дочери царя Сирийского. Из-за этого Ииуй потерял поддержку и в своем народе (только армия была с ним), и с Сирийским царством поссорился. Ища союзников, Ииуй начал угодничать перед Ассирией. Ассирия в то время была наиболее сильным государством в регионе, но не могла оказать быструю помощь Израильтянам, так как воевала с Арменией и Вавилоном.
Сирия напала на Израильское царство и захватила земли восточнее реки Иордан, вплоть до Ефрема, так как Израиль во время царствования Ииуя и его сына был слабым царством: их армия насчитывала всего пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пехоты (для сравнения: у Давида армия была триста сорок тысяч).
С других сторон на ослабленное и разоренное Израильское царство напали Идумеи, Аммонитяне и Филистимляне.
И только когда нависла угроза полного порабощения, народ Израиля одумался и обратился от своих идолов к Господу Богу.
Вскоре в Сирии умер царь Азаил и воцарился Венадад. Ассирия тоже успешно закончила войны на севере и востоке своей страны и повернула войска на запад, и захватив Сирию, обложила царя Венадада данью.
Воспользовавшись слабостью Сирии, внук Ииуя, Иоас, вернул Израильскому царству потерянные земли (это он ходил к старому, уже умирающему Елисею и бил стрелами по земле против Сирии). Вскоре Израильское царство разбогатело, усилилось и... возобновило междоусобные войны с Иудеей.
Правнук Ииуя, Иеровоам II, был выдающимся царем, он правил сорок один год и еще больше расширил Израильское царство. Соседние государства были заняты своими проблемами, и казалось, что впереди израильтян ждет долгий период мира и процветания.
Но тут приходит в Самарию пророк Божий, Амос, и возвещает о грядущем наказании Божьем - сначала для Сирии, а затем и для Израиля.

1:5 И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр - из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь.
Это пророчество вскоре сбылось: Сирия была порабощена Ассирийской империей. А теперь вспомните, что Сирия была северным соседом Израиля...
О дальнейшей судьбе Дамаска - см. комментарии к Ис.17:1-3.


Рисунок 1. Израиль и Иудея во время царствования Иеровоама II.


1:6 Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому.
Газа - крупный город Филистимлян, западных соседей Израильского царства. Едом находился на юго-востоке от Иудеи.

1:7,8 И пошлю огонь в стены Газы, - и пожрет чертоги ее... и погибнет остаток Филистимлян.
Сейчас нет уже такого народа, и только название местности: "Палестина" напоминает о некогда могущественном народе.
Дополнительно - см. комментарии к Иер.47:1-4.

1:9,10 Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза.
Тир - один из главных городов Финикии, северо-западного соседа Израильского царства.
Дополнительно - см. комментарии к Ис.23:1.

1:11 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.
Едом (красный) - это потомки Исава, родственного Израилю народа. Хотя эта страна не граничила с Израильским царством, но находилась не далеко, рядом с Иудеей. Идумеи причинили много, очень много горя Израильскому царству и Иудее.
Дополнительно - см. комментарии к Авд.

1:13,14 Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури.
Равва - столица Аммона, западных соседей Израильского царства.
Дополнительно - см. комментарии к Иер.49:1,2.

2:1,2 Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь. И пошлю огонь на Моава, и пожрет чертоги Кериофа, и погибнет Моав среди разгрома с шумом, при звуке трубы.
Моав располагался на юго-востоке от Израильского царства. Кериоф - один из главных городов Моава.
Это место Писания вызвало у меня некоторое недоумение: сначала пророк Амос суд Божий над языческими народами неизменно связывал с тем, какое зло они сделали народу Божьему, Израилю, а здесь говорится о суде Божьем над язычниками за то, что они надругались над костями... языческого царя. Я не говорю, что надругательство над могилами язычников не подлежит осуждению, но налицо отступление от темы пророческого назидания.
Некоторые богословы сомневаются в достоверности перевода этого стиха: "Новейшiе комментаторы предлагаютъ въ ст. 1 поправку мазоретскаго текста, изменяющую сообщенiе пророка: вместо словъ sarfu azemoth melech-edom laschschid, "сожгли кости царя едомскаго" Кондаменъ читаетъ sarfu azemoth lamolech adam lesched, "сожигали тела Молоху, людей - демону" (Гоонакеръ). Но нетъ основанiй изменять мазор. текстъ, дающий мысль вполне понятную и естественную." [1]
Получается, что Мазоретский текст этого стиха книги Амоса используется в Синодальном переводе не потому, что переводчики уверены в его истинности, а потому что "мысль звучит вполне понятно". Не думаю, что такой аргумент является бесспорным, поэтому вывод из предыдущего пророческого учения (1 главы) сделаю не на основании не этого спорного стиха (единственного), а в контексте всей главы.

Господь судит язычников не за их идолопоклонство, а по тому, как они относились к народу Божьему.

Далее пророк обращается со словом Божьим уже к народу Израиля. Хотя нет, сначала к Иудее - одному из колен Израиля, которое стало самостоятельным государством в результате распада единого царства и единого народа, при неразумном царе Ровоаме.

2:4 Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его...
Это уже обличение Иудеи.
Начинается обличение пророка, вроде бы, так же как и обличение язычников, но Господне наказание постигнет иудеев уже за другое - за идолопоклонство: "...потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. (Ам.2:4)".
В Северном царстве Израиле, наверное, восприняли такое пророчество с радостью и злорадством, ведь Израиль и Иудея часто воевали между собой.
Какое хорошее пророчество у Амоса - думали они, ведь Бог будет судить всех наших соседей. И никто не задумался, не захотел задуматься, что Господь Бог будет судить иудеев не за войны с Израилем, а за идолопоклонство - за грех, в котором они, израильтяне, были виновны пред Богом намного больше, чем иудеи.

2:6 Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий.
Господь будет судить народ Свой за сребролюбие и неправедный суд.
Здесь и далее пророк возвещает суд Божий уже над слушавшими его израильтянами, и теперь слово звучит намного тверже, чем раньше, когда просто возвещалось о суде Божьем над другими народами. Пророк Амос обличает нечестивый народ с духовной властью.

2:7 Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое.
Господь будет судить обижающих бедных (ибо видит Бог, как те в горе и отчаянии посыпают свои головы пеплом).
Господь будет судить израильтян за то, что насмехаются над богобоязненными и сбивают с пути истины кротких (уничиженных).
Господь будет судить израильтян за то, что блудят и стар, и млад, и не стыдятся друг друга ни дети родителей, ни родители детей.
Господь будет судить израильтян очень строго, потому что, творя беззакония, именуют себя народом Божьим.
Горе вам, ибо вы бесславите имя Божье перед другими народами!

2:8 На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, [взыскиваемое] с обвиненных, пьют в доме богов своих.
Бог будет судить израильтян за то, что они не только стали идолопоклонниками, но и цинично пренебрегают заповедями Божьими. Хуже того, выставляют напоказ свое пренебрежение законом Божьим.

2:10,11 Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую (язычников). Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь.
Господь упрекает сынов Израиля, и это не просто упрек, это обвинение Божье тем, кто раньше знал Бога, но в гордыне сердца своего забыл Его.
Пожелали забыть Самого Господа Бога!

2:12 А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: "не пророчествуйте".
Правильно сказал о таких людях Апостол Павел: "Не только сами зло делаете, но и делающих одобряете (см. Рим.1:21-32)".
За грехи и за идолопоклонничество Господь спросит со Своего народа здесь и сейчас. Спросит, чтобы исправить, а не погубить народ Израиля.


3-4 гл. Господь не отсрочит суд над Израилем

3:1,2 Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши.
Народ Израиля на особом положении среди других народов земли, ибо с ним Господь Бог заключил завет и дал закон.
От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лук.12:48)

3:3-8 Ревет ли лев в лесу когда нет добычи?.. Лев начал рыкать, - кто не содрогнется? Господь Бог сказал, - кто не будет пророчествовать?
Если бы Амос говорил сам от себя, то слова его были бы бессильны, но он возвестил слово Божье, и кто устоит против суда Божьего.
Согласитесь, не стоит винить синоптиков, если идет дождь, не стоит винить пророка за весть о суде Божьем, если вы упорствуете в своих грехах.

Те, кто открыт к покаянию, очистятся через Божье наказание, другие, ожесточившие свои сердца, от наказания Божьего еще больше ожесточатся и погибнут в грехах своих.


3:9,10 Провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои.
Всевышний призывает язычников: "Посмотрите, что творится в Израиле и что Я сделаю с народом за грехи его!".
Всевышний призывает народы взирать на Его суд над Израилем не для того, чтобы они злорадствовали и превозносились пред израильтянами, а чтобы задумались и исправились.

3:11 Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом вокруг всей земли! он низложит могущество твое, и ограблены будут чертоги твои.
Здесь и далее Амос предрекает, каким образом будет наказан Израиль за свои грехи и за идолопоклонство. И, действительно, на Израиль обрушатся враги со всех сторон: Ассирия - с севера, Филистимляне - с запада, Аммонитяне и Моавитяне - с востока.

3:12 Так говорит Господь: как [иногда] пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе.
У Амоса очень образный язык: представьте, что останется от народа, если его остаток сравнивают с двумя голенями, исторгнутыми из пасти льва, или еще наглядный образ: богатых и наглых в своих похотях женщин он называет телицами Васанскими. Но это не изящное красноречие: в словах пророка слышен гнев и отчаяние - гнев на грешников, доведших народ до страшной беды и отчаяние от переживаний из-за понимания неотвратимости и неимоверных масштабов грядущих бедствий.
Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: "подавай, и мы будем пить!" Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами. (Ам.4:1,2)

4:4,5 Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог.
Здесь пророк перечисляет не внешние грехи Израиля (блуд, убийства, клевета), а показывает израильтянам, что всё их обрядолюбие, все мирные жертвы (предназначенные для личного общения с Богом) лишь демонстрация перед людьми: посмотрите какие мы религиозные. Сердцами же своими они давно уже возненавидели заповеди Божьи.
Нет пользы от такого формального поклонения Богу, ибо нет покаяния в народе, а, значит, и жертвы ваши не изгладят грехов ваших пред Богом.

4:6-8 За то (за формальную религиозность и бахвальство) и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Господь многократно и разными способами пытался остановить израильтян в их грехопадении, но они не покаялись и не оставили своего идолопоклонства. Не оставили, хотя много раз убеждались, что идолы бессильны дать им какое-либо благо.
Какое ожесточенное и бессмысленное упрямство! Даже Египетский фараон после казней, обрушившихся на его страну, подчинился Божьей воле и отпустил народ Израиля.
В последние времена такое же ожесточение будет почти у всех людей на земле, но, что хуже всего, БОЛЬШЕ ВСЕХ ПРЕУСПЕЮТ В ЛИЦЕМЕРИИ И ОЖЕСТОЧЕНИИ ИМЕННО ЦЕРКВИ.
Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. (2Фесс.2:3)
Иудеи отвергли Иисуса Христа сразу же, язычники и не исповедовали Его своим Господом и Спасителем, чтобы стать отступниками, значит, Апостол Павел говорит здесь об отступлении земной Церкви, вернее, Христианских религиозных организаций, именующих себя Церквями. Все деноминации станут отступниками!
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2Тим.4:3,4)


5 гл. Бойтесь дня Господня, ибо он страшен!

5:1 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев.
Господь дал откровение о грядущем бедствии Израиля и пророк Амос оплакивает свой народ. Оплакивает, хотя внешне в Израильском царстве в тот момент все было не просто хорошо, а прекрасно. Во время славного царствования Иеровоама II границы страны расширились почти до уровня царствования Соломона, соседи были в страхе, в столице, Самарии, был воздвигнут царский дворец с украшениями из слоновой кости.
И, видя все это внешнее великолепие, никто не хотел замечать очерствения сердец и безмерной, сатанинской гордыни, поразившей народ.
Амос оплакивал страну и народ.

5:2,3 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева.
Лишь десять процентов останется от населения Израиля (для сравнения: после Великой Отечественной войны в СССР осталось восемьдесят процентов населения).
Представляете, в каком отчаянии находился пророк, возвещавший путь спасения (взыщите Бога и будете живы) и видящий, что никто не желает слушать слово Божье и спасать душу свою!
Чтобы хоть чуточку понять, в какой печали находился пророк Амос, представьте, что вам дано яркое, эмоциональное откровение о том, что скоро в России погибнет сто двадцать пять миллионов человек. Представьте, что вы узнали, что в вашем городе в живых останется лишь несколько тысяч, что сгорит ваш дом и в огне погибнут ваши жена и дети, что будут зарезаны ваши братья и сестры и останетесь только вы. Только вы один, на пепелище.
И при этом ни помощи, ни сочувствия ни от кого в мире не будет, только злорадное кивание головой вслед.
Теперь, надеюсь, понятно, почему Амос плакал, когда видел, как сыны Иакова закрывают сердца и уши свои от слов Господа: "Взыщите Меня, и будете живы! (Ам.5:4)".

5:5 Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто.
Вефиль, Галгал и Вирсавия сначала были местами, исторически связанными с поклонением Богу и явлением силы Божьей. Но постепенно превратились в святые места "сами в себе", и поклонение Богу превратилось в поклонение "на святых местах". Прошло время, и на этих местах стали поклоняться идолам: сначала царь Иеровоам поставил золотых тельцов в Вефиле и Дане, а дальше - больше.

5:6 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.
Ищите Господа, ибо Он сотворил мир, и Он всем правит!
Израильтяне совершали паломничество на так называемые святые места, приносили там жертвы (причем, многие приносили жертвы Богу, а не Ваалу и Астарте) и считали, что так исполнили заповедь Божью. Но Всевышний ответил Израилю, что не спасет их религиозность, тем более, религиозность по их правилам и обычаям, религиозность, превратившаяся в идолопоклонство.
Взыщите Господа Бога своего, чтобы жить! Исполняйте волю Божью, чтобы жить!

Обращаюсь к вам, паломники, уповающие на церковные святыни и на исполнение религиозных обрядов: не спасут вас ни святыни, ни религия, если не взыщете Бога всем сердцем, всем разумением, всею силою своею и делом не явите послушание Духу Святому!
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Иоан.3:8)

5:12,13 Ибо Я (Бог) знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете суд и дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.
Посмотрите, как Господь Бог назвал время процветания Израиля при Иеровоаме II: "Злое это время". Злое, потому что правители Израиля стали врагами правды, заставили правду молчать. В результате в Израильском царстве восторжествовали ложь и беззаконие.
Перед приходом Антихриста правда тоже будет везде гонима и замолчит правда на земле, ибо никто не захочет её слушать.
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. (2Тим.3:1-5)
И наступит тогда на всей земле злое время.

5:15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов.
"Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите правосудие" - вот что нужно делать в злое время, чтобы спастись!

Когда труднее всего любить и делать добро, когда труднее всего вершить правду, тогда это делать нужнее всего. Соделанное добро и правда, именно тогда принесут больше всего плода.


5:16-18 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач... Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он - тьма, а не свет.
"Для чего вам этот день Господень?" - и сейчас Господь обращается с таким вопросом к тем, кто в беспечной гордыне говорит: "Ну и пусть приходит Господь со Своим судом, что Он может нам сделать?".
Господь через пророка Амоса обращается также и к тем, кто ожидает дня Господня, как дня суда над своими врагами и обидчиками. Господь обращается к ожидающим дня Господня, как дня воздаяния им стократного богатства, на том лишь основании, что они приносили в церкви свои десятины. Господь обращается к ожидающим дня Господня, как дня прославления своей страны, на том лишь основании, что в их стране традиционная религия Православие. Нет! Господь будет судить вас еще строже за грехи ваши и за ложь вашу, ибо вы посмели присвоить себе право быть носителями имени Божьего.

5:21,22 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если принесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших.
Вы только вдумайтесь в выражение: "Ненавижу!" - жертвы, принесенные без истинного покаяния, Господь отторгает от Себя, как отторгают мерзость, нечистое. Ненавидит и отторгает, потому что все это лицемерие и обман, а Дух Божий приемлет только искренность и правду.
Пусть как вода, течет суд (праведный суд), и правда как сильный поток! (Ам.5:24)

5:25 Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет?
Господь напоминает Израилю, что когда Он вывел их из Египетского рабства, когда Он был с ними ближе всего, требовал ли Он тогда Себе жертв и хлебных приношений? Нет, ибо заключив завет с народом, в первую очередь Господь Бог дал ему заповеди послушания.
Так же и сейчас, братья и сестры во Христе, неужели вы думаете, что Бог ищет ваших денег (десятин) или Он греется от огня свечей, поставленных вами в церкви? Нет, Господу ваше послушание неизмеримо дороже, чем любые жертвы, ибо Он призвал вас не для того, чтобы поработить и обложить данями, а для искреннего общения и любви.
Не противьтесь Святому Духу, призывающему вас к этому!

Господу противна религиозность без послушания Духу Святому, без любви.


5:26,27 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф - имя Ему!
За идолопоклонство Господь переселит остаток Израиля в Ассирию (за Дамаском - Ассирия).
В этих стихах есть детали, на которые, думаю, стоит обратить внимание: Господь сказал: "Вы носили идолов своих" - то есть не просто поклонялись идолам, а носили их на плечах своих, как носят бремена. Еще Господь сказал: "За то Я переселю вас за Дамаск". То есть, раз вы стали поклоняться идолам язычников, раз вы сами себя поработили им, то будете порабощены и народами, чьими богами являются те идолы.
И еще одна деталь, на которую нужно обратить внимание: израильтян уводили в плен, как рабов, то есть они были лишены не только имущества, но и имени своего и национальности своей (у рабов нет ни имени, ни национальности, они находятся в полной собственности у своего хозяина). Так Господь Бог освободил отступников от Себя: поклоняйтесь тому, что дорого вашим сердцам.
И вот когда лишились возможности поклоняться своему Богу, многие евреи спохватились и обратились сердцами своими к Господу и слову Его, и... отвергли идолопоклонство. Получилось по пословице: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".


6 гл. ГОРЕ БЕСПЕЧНЫМ!

6:1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!
Господь Бог начинает обвинение Своего народа с правителей Иудеи (Сион) и Израиля (Самария).
Беспечность - сестра самонадеянности и гордыни. Беспечные не задумываются над предостережениями.
Горе стране, если её правители самонадеянны, ибо ничто не предохранит народ от погибели. Горе стране!

6:2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших?
Далее, пророк Амос призывает израильтян обратить свои взоры на древние и славные города: Кадне (Халне) в Вавилонском царстве, Емаф в Сирии и Геф Филистимский, чтобы они сравнили и увидели, что Самария, уступая им в величии и в древности, в то же время безмерно и, главное, безосновательно кичится перед ними.

Беспечность порождает самонадеянность и высокомерие, а самонадеянность и высокомерие ведут к погибели.


6:3-6 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия... пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа!
Воистину, беспечность приближает беду, ибо беспечность эгоистична и жестокосердна и к чужим, и к своим.

Плоды духовной беспечности
1. У беспечных в жизни на первом месте материальное благополучие, отсюда обман и эксплуатация: богатые богатеют, а бедные беднеют.
2. Достигнув роскоши, беспечные погружаются в пучину безнравственности.
3. Потеряв стыд и совесть, беспечные подменяют веру и послушание Духу Святому лицемерием и любостяжанием. Особенно страшно, если в такой грех впали религиозные руководители, так называемые "духовные пастыри".

6:7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных.
Гордые правители и богатеи, лицемерные священники и книжники - все, кто своей беспечностью и эгоизмом привел народ к беде, пусть не надеются, что спасутся от наказания Божьего. Господь определил, что они первыми пойдут в плен, первыми вкусят горькие плоды рабства, ибо они - начаток зла в народе Божьем.
Израиль сорок лет, как голодный волк, рвал добычу роскоши (сорок лет в стране был мир), и возгордился, и стал беспечными пред словом Божьим. Правители и народ даже не задумывались о том, что так продолжаться не будет бесконечно, что скоро всё изменится. И действительно, через десять лет после смерти Иеровоама II Ассирия вторглась в Израиль, а еще через двадцать лет Израильского царства не стало.
Вы же, братья и сестры во Христе, прочитав слова пророка Божьего, вспомните Соломона: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. (Еккл.1:9)".

Развал коммунистического режима и Советского Союза дал шанс к познанию истины и к покаянию: если не воспользуетесь этим шансом, то и нашу страну будет судить Бог. Уже осталось мало, очень мало времени для покаяния!

6:8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его (дворцы были символом величия хозяев).
Богу ненавистно то, что губит души человеческие. Обогащение за счет обнищания бедных - это мерзость пред Богом. А еще большей мерзостью пред Богом является то, что и остальные люди, в том числе и те, кого обманули и обобрали, стали ценить и почитать не добрых и справедливых, а тех, кто богат и мстителен, не правдивых, а тех, кто преуспел в обмане.

6:9-11 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома - трещинами.
Когда будет вершиться суд Божий, тогда, те, кто смеялся над предостережениями пророка Амоса, побоятся даже упоминать имя Господне. Будут бояться из опасения, что при упоминании имени, Господь услышит их и даст повеление разрушить то, что осталось от домов их.

6:12,13 Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?".
"Вы суд превращаете в яд и плод правды в горечь" - после обличения беспечных и изнеженных правителей пророк обращается со словом Божьего осуждения к нечестивым судьям, от которых ищущие правды и справедливости люди уходят с горечью в сердце.
Так всегда происходит в обществе, где лебезят перед наглыми и богатыми, и при этом никто не смотрит, какие у этих богатеев души.
Скажете, что вы не такие?! Проверьте себя с помощью простого теста: не вострепещет ли душа ваша, не возрадуется ли, если будете приглашены на встречу с мэром города или губернатором? Если, даже зная, что он нечестный человек, будете рады пожать ему руку, то и вы такие же, как те - в древней Самарии.
Если вы любите правду только у себя на кухне, то это ни перед людьми, ни перед Богом не считается.

6:14 Вот Я, говорит Господь Бог Савооф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне.
Господь произнес Свой приговор против беспечных правителей и нечестивых судей, против лицемерных священников и против народа, похотливо возлюбившего грехи свои и идолов своих и отвергнувшего истину.
День суда Божьего - это день печали для нечестивого народа, а не день радости.


7 гл. Видения. Амос ходатайствует пред Богом за бедных и немощных.

7:1 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса.
Амос видит в видении, что на Израиль напала саранча. Но от нашествия саранчи ведь в первую очередь и больше всего пострадают слабые и бедные - нет, не должен суд Божий быть таким!
Я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; "не будет сего", сказал Господь. (Ам.7:2,3)

7:4 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Господь Бог произвел для суда огонь, - и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли.
Во втором видении Амос видит, как огонь охватывает землю Израильскую. Но огонь погубит без разбора и правого, и виноватого - нет не должен суд Божий быть таким!
И сказал я: Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; "и этого не будет", сказал Господь Бог. (Ам.7:5,6)

7:7-9 Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему... и восстану с мечом против дома Иеровоамова.
Свинцовым отвесом строители измеряют вертикальность стены и те камни, которые выступают за черту, они обтесывают. Так и Господь Бог будет вершить Свой суд: он измерит дела каждого и по делам вынесет приговор.
В народе Израиля будут "отсечены" идолопоклонники, лицемерные религиозники и дом Иеровоамов.

7:10 И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его.
Амасия, священник Вефильский, немедленно отреагировал на слова пророка Божьего, - но как он отреагировал? Клеветой, что пророк Амос подбивает народ к бунту против царя.
Ибо так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей". (Ам.7:11)
Льстецы и лицемеры типа Амасии всегда так наушничают, они клевещут и извращают слова людей Божьих.
Амасия солгал, что Амос производит возмущение в народе тем, что пророчествует о суда Божьем на царя Иеровоама II. На самом же деле пророк Амос возвестил слово Божье: "И восстану с мечом против дома Иеровоамова. (Ам.7:9)".
Пророчество было против дома Иеровоамова, то есть против его потомков, что и сбылось при сыне Иеровоама II, Захарии, которого после шести месяцев правления убил Селлум: так закончилась царская династия Ииуя (4Цар.15:8-12).
И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй. (Ам.7:12)

7:13 А в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.
"Ты, пастух Иудейский, своим присутствием оскверняешь царский город, ибо недостоин даже находиться в нем!" - так нечестивый священник ответил Божьему пророку.

7:14,15 И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю".
На осуждающие и высокомерные слова Амасии, Амос ответил, что он не сам по себе пришел - Господь Бог его послал.
Изгоняющий пророка Божьего - изгоняет и Бога, пославшего его.

Обратите внимание на то, чью власть защищает священник Амасия и чью провидец Амос, от чьего имени выступает священник Амасия (от имени царя) и от чьего пророк Амос (от имени Бога). Они сами себя очень точно охарактеризовали в этом диалоге.

7:16,17 Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: "не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков". За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей.
Гонящие Бога и, одновременно называющие себя Его священниками, больше других будут судимы Богом.
Горе им!
За то, что священник Амасия бесчестил и клеветал на пророка Божьего в Самарии, его жена будет обесчещена в этом городе, а дети будут убиты в этом городе. За то, что священник Амасия гнал пророка Божьего из Самарии, его имущество будет разграблено и сам он умрет в рабстве, в земле нечистой.
Пророк Амос был изгнан из Самарии Амасией и подобными ему священниками и правителями - это стало причиной написания им пророческой книги.
Изгнание из Израильского царства пророка Божьего стало последней каплей, сделавшей наказание Божье не только неотвратимым, но и скорым.


8 гл. Торжество эгоиста и гонителя скоротечно

8:1,2 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот корзина со спелыми плодами. И сказал Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину со спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел конец народу Моему, Израилю: не буду более прощать ему.
Урожай греха поспел - пора собирать плоды для суда Божьего. Спелые плоды - это аллегория того, что урожай греха преисполнил чаша Божьего терпения и суд уже нельзя откладывать далее.
Духовное разложение в человеке или в народе Господь видит так же явственно, как мы видим созревание плодов. Когда семена сорняка созрели, их необходимо убрать, иначе, упав в землю, они вырастут и заглушат добрые ростки, коих и так мало на земле.

Печальная пора сбора урожая греха приближается и для нас.
Посмотрите на наш мир, и вы увидите, что уже почти по всей земле вошли в свою зрелую пору "плоды" зависти, любостяжания и блуда. Посмотрите на свою церковь, и вы увидите, что грехами поражены почитай все её члены.
Помыслы людей в основном о материальном, хуже того, они готовы наживаться любыми способами - даже ценой своей чести и совести. Церкви хотя и говорят, что все дела их вершатся ради Бога, тоже не брезгуют наживаться любыми способами: здесь и лицемерие, и принятие мзды неправедной, и прямой обман граждан и государства.
Для подавляющего большинства членов церквей правда, совесть и стыд уже не жизненная позиция, и даже не руководство к действию, а всего лишь абстрактные теологические понятия. В мире же вообще почти все духовные ценности перевернуты с ног на голову, например, понятие стыд настолько извратили, что теперь девушки и парни стыдятся своей девственности, мужья устыжаются перед своими товарищами, если сохранили верность в браке и так далее. Но что страшнее всего - извращенные понятия совести с каждым днем (не годом, а буквально с каждым днем) все глубже проникают в церковную среду.
Захватившие в церквях власть религиозные догматики и схоласты сами презирают глас Духа Святого, преследуют тех, кто ходит в Духе и истине. И такое происходит уже везде - во всех Христианских деноминациях. Во всех церквях есть религиозные верхи, которые издают законы для низов, для прихожан.
Пропасть между священнослужителями и простыми верующими растет. С кафедр сейчас, как никогда много разглагольствуют о братстве и равенстве всех верующих пред Богом, пишут горы книг о любви, проводят церковные семинары, и при этом расслоение в церквях стремительно растет: власть имеющие обретают еще больше власти, а простые верующие не имеют уже никаких прав в поместных церквях.

Но знайте же: ваш мир и благополучие иллюзорны (как было при Иеровоаме II)! Да вы и сами чувствуете это в душах своих, ибо сейчас как никогда живете в страхе за будущий день. Трепещете и не знаете, как спастись от грядущих бед.
Такая же картина и в церквях: люди говорят о спасении во Христе, о своей вере в Бога, но почти никто из них не познал Христа, не слышал гласа Духа Святого, не пребывает од Его водительством. Почти все члены церквей ужасно боятся смерти, ибо, не имея веры и общения в духе, не ведают, что ждет их после смерти.

8:4-6 Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, - вы, которые говорите: "когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать".
Пророк Божий обращается здесь не только к профессиональным обманщикам - торговцам на базаре и менялам, он обращается ко всем, кто пожелал жить за счет ближнего. Учтите, здесь нужно смотреть не столько на профессию, сколько на духовный принцип, по которому живет человек: поглощает ли он чужой труд (паразитирует) или дает людям свое. И не важно, насколько человек преуспел в своем паразитизме, важно, что он избрал этот путь.
И еще, живущие за счет других всегда стараются создать иллюзию своей нужности и незаменимости. Так чиновник, перекладывающий бумажки, внушает всем, что без него разрушится деловая жизнь в городе. Пастор (не пастырь, а пастор - должность такая), только и умеющий, что прочитать подсмотренную в книжках проповедь, объясняет всем, что без него духовная жизнь в церкви заглохнет, да и сама церковь пропадет.
Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! (Ам.8:7)

8:8 Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый живущий на ней?
Пророк объясняет Израильским князьям и священникам к чему приводит эгоизм и дух потребительства: он губит всё вокруг и в конце концов погубит самих человеков-паразитов.

У пророка Амоса есть одна особенность: он не только указывает на грехи людей, но и подробно объясняет, к чему они приводят и почему.
В первой главе пророк возвестил, что жестокость (язычники терзали Израильское царство) приведет к суду Божьему и наказанию без милости, ибо если судить по справедливости, то нет милости не оказавшему милости.
Далее, во второй-четвертой главах Амос рассказывает о том, что Израиль явил непослушание Богу, и это привело народ к идолопоклонству. И вот результат: Бог будет судить Свой народ как отступников, возлюбивших грех и... смерть.
В пятой и шестой главах пророк обращается уже к беспечным, смеющимся над предупреждениями Божьими, что они сами торопятся творить зло и других толкают в грехи. Пророк предупреждает, что тем они приближают свой суд. Бог строго осудит беспечных, смеющихся над Его словами, и не отложит суда.
В восьмой главе пророк Амос повел речь о паразитах, живущих за счет других. Паразиты и эксплуататоры ничего не создают, а только поглощают всё вокруг себя - если оставить все, как есть, то в конце это неизбежно приведет к уничтожению морали, а потом и к физическому уничтожению жизни на земле. Чтобы не допустить погибели и полного духовного разложения человечества в последние времена во второй раз, уже во славе сойдет на землю Господь Иисус Христос и уничтожит власть сатаны и совершит суд над народами. Он всё изменит, и в первую очередь отвергнет от нового мира человеков-паразитов.

8:9,10 И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование.
Конечно, можно истолковать эти стихи в историческом контексте, как пророчество об Ассирийском нашествии на Израильское царство и падении Самарии. Но я очень сомневаюсь, что в день падения Самарии померкло солнце.
Итак, "в тот день" - это не в день падения Самарии, а при втором пришествии Иисуса Христа, ибо только тогда померкнет солнце, и радость людей греха обратится в ужас и плач.
Для нас же, для Церкви к тому времени гонимой всеми народами, второе пришествие Христа, наоборот, будет днем великой радости и торжества.
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. (Матф.24:29-31)

8:11 Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних.
Суд Божий над впавшим в идолопоклонство Израильским царством - это прообраз грядущего суда над всеми царствами земли, которые во время правления Антихриста поклонятся Зверю.
Начнется суд с того, что Господь перестанет возвещать Свое слово к народу Израиля: раз вы возненавидели и изгнали пророков Божьих, не услышите больше слова Божьего.
Спустя столетие такое же наказание постигнет и Иудею. В Иудее пророк Иеремия будет так же, как здесь Амос, возвещать слово Божье и предостерегать народ, но и там не захотят слушать его, а будут держать в темнице и в помойной яме.
Итак, народ Израиля отверг слово Божье, и Господь перестал обличать и предостерегать их, а без этого - стремительное падение в грехи и идолопоклонство, потому что человек с мертвой совестью становится подобным прокаженному, который не чувствуя боли губит и увечит свое тело.

Суд Божий начнется с того, что отвергающие слово Божье в наказание останутся без слова, и ожесточатся, и погибнут в грехах своих.


8:14 Они падут и уже не встанут.
Родители начали стремительное падение в грехи и в идолопоклонство, дети их падут окончательно и уже не встанут.

Перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа будут происходить следующие события в мире сем:
1. Произойдет (уже происходит) стремительное, даже скачкообразное падение людей в похоти и зло. Люди отвергнут Бога и возжаждут идолов (в том числе и в церквях). Поклонение идолам обретет новые формы: оно будет выглядеть иначе, но суть останется та же: отвержение Творца и возвеличивание, обожествление твари (см. 2Тим.3:1-7,12,13).
2. Члены церквей будут избирать учителей, угождающих их самолюбию и гордыне, и не захотят слышать истинного слова Божьего, удерживающего от духовного разложения (см. 2Тим.4:3,4).
3. Окончательное падение произойдет при Антихристе (знак сатаны). Тогда каждый из людей уже осознанно будет выбирать смерть или жизнь, и подавляющее большинство поклонится Зверю, а тех, кто останется верен истине и Господу Иисусу Христу, будут ненавидеть и гнать.
4. Перед вторым пришествием Иисуса Христа будут возглашены со страшными знамениями и бедствиями последние предупреждения Божьи (семь труб Ангелов), а после Второго Пришествия и восхищения Церкви, Господь совершит Свои суды над язычниками (семь чаш гнева Божьего).


9 гл. Рассеяние Израиля. Церковь. Тысячелетнее Царство Израиля.

9:1,2 Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись. Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их.
Суд Божий начнется с уничтожения идолопоклонства и гибели жрецов идольских, и никто и ничто не спасет и не укроет их от суда Божьего.
Судимы будут и те, кто приносил жертвы и служил Богу по своему умыслу, не спросив воли Божьей - они будут судимы за самоуправство, за небрежение к слову и воле Божьей. Это такое же идолопоклонство, как и открытое поклонение бесовским истуканам.
Священники Израильские думали, что смогут укрыться от гнева Божьего на святых местах и возле жертвенников, но Господь сказал: "Обрушь их на головы всех их. (Ам.9:1)".

9:5,6 Ибо Господь Бог Саваоф... устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему.
Пророк Амос не случайно называет Бога Адонай (Вседержитель) и Иегова (Сущий), ибо израильтяне за своей религиозной суетой забыли, Кем является их Бог. В своих религиозных умствованиях (преданиях) и обрядах они низвели Господа с Горней скинии до уровня своих земных жертвенников.

9:8 Вот, очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь.
Нечестивое Израильское царство с его идолопоклонством и лицемерием Господь уничтожит полностью, но остаток народа Израиля оставит - неоскверненный идолопоклонством остаток из всех колен Израиля.

9:9 Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю.
Пророк Божий открывает Израилю, что после суда будет рассеяние народа (евр.: диаспора).
Господь рассеял десять колен Израиля в 722 году до н.э. по всей Ассирийской империи, затем, в 586 году до н.э. был захвачен и разрушен Иерусалим, и колено Иудино было уведено в Вавилонский плен.
Повторно Израиль был рассеян по всему миру в 70 году н.э., после войны с Римом. И лишь в 1948 году было вновь создано государство Израиль.

9:10 От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: "не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!".
Суд Божий начнется с уничтожения идолопоклонства и разрушения языческого правления на земле. Но в первую очередь будут судимы Господом не язычники, а ОТСТУПНИКИ - те, кто, именуя себя Церковью, на самом деле (в сердцах своих) отступили от Иисуса Христа и поклонились Зверю.

9:11,12 В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
"Я восстановлю скинию Давидову" - скиния Давидова трактуется в Новом Завете как прообраз Церкви.
Симон (Петр) изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. (Деян.15:14-17)
То есть пророк Амос предрек, что после рассеяния Израиля, Господь Бог создаст Церковь, состоящую из избранных из всех народов. И это будет уже не скиния Моисеева - не скиния закона, а скиния Давидова - новая скиния, в которой Господь будет пребывать с людьми.
Сие пророчество уже сбылось: через дело искупления, Иисус Христос даровал людям из всех народов возможность прийти и быть в общении с Богом.

9:13-15 Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой.
Частично это пророчество сбылось при возвращении евреев из Вавилонского плена при царе Кире II (около 538 г. до н.э.).
Сейчас оно сбывается в более полной мере: с 1948 года Израиль начал собираться на свою землю: впервые со времен Вавилонского плена возникло истинно независимое государство Израиль.
Но все это лишь прообразы грядущего истинного возвращения народа Израиля - возвращения не столько ногами на землю обетованную, сколько душами своими к Богу. Это случится, когда истина о Мессии откроется Израилю, и народ воззовет Его в покаянии, и будет второе пришествие Иисуса Христа и вознесение Церкви на небо, а на земле наступит Тысячелетнее Царство Израиля. Царство свободы от идолопоклонства и рабства греху, царство мира.

Я задумался над вопросом, почему пророк Амос, говоря евреям об Ассирийском нашествии и рассеянии Израильского царства, завершил пророчество видением о возвращении всего народа Израиля и о Тысячелетнем Царстве Израиля? Ведь Израильское царство, в котором он пророчествовал, было рассеяно безвозвратно.
Хотя... ничего удивительного в таком кажущемся несоответствии нет, ибо Дух Божий открывает пророку важнейшие вехи судьбы Израиля как народа Божьего, а не просто возвещает о будущем какой-то страны. Такова суть Божьих откровений.


СНОСКИ

[1] Толковая Библiя с комментариями А.П. Лопухина. Т.7. с.167.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман - Электрон. дан. - Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. - 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) - (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.7/ А.П. Лопухин. - Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. - (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1904. - 445 с.: ил.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"