Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по книге пророка Осии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Пророческое служение Осии пришлось на период материального и религиозного расцвета Израильского царства и вместе с тем упадок морали в народе, и порядка в стране, закончившийся Ассирийским пленом.





Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА ОСИИ

- - - - -

Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Пророческое служение Осии пришлось на период материального и религиозного расцвета Израильского царства и вместе с тем упадок морали в народе, и порядка в стране, закончившийся Ассирийским пленом.
- - - - -


Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ (МАЛЫЕ ПРОРОКИ)
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА ОСИИ
1 гл. Пережив подобное, Осия постиг переживания Господни
2 гл. Наказав по суду, Господь возвратит Израиль по милости
3 гл. "Иди и снова выкупи свою прелюбодейную жену!"
4 гл. Возлюбившие ложь будут наказаны Богом тем, что ум их станет превратным
5 гл. Суд над священниками и царем
6 гл. В рассеянии Израиль взыщет Господа Бога
7 гл. Бог обличает Израиль за богоотступничество
8-9 гл. Погибель Израилю придет от соделанного ими
10 гл. За ложь и измену постигнет Израиль суд Божий
11 гл. Господь звал их, но они не обратились к Нему
12 гл. Жизнь Иакова-лжеца, как иносказание о народе Израиля
13 гл. Напрасно ты уповаешь на людей и на идолов своих
14 гл. Покайтесь, отвергните идолов, и Господь помилует вас
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -


ПРЕДИСЛОВИЕ (МАЛЫЕ ПРОРОКИ)

Двенадцать Библейских книг традиционно объединяют в группу под названием: "Малые пророки". Это книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Откуда пошло название: "Малые пророки"?
Ясно, что не потому, что в глазах Божьих эти пророки были менее значительными, чем Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Разделение было введено не Богом, а людьми: большие по объему пророческие книги они поместили в одну группу, меньшие - в другую.
Среди Малых пророков есть книги, относящиеся лишь к одному историческому событию и конкретному народу, например, книги Авдия и Ионы, есть и книги, охватывающие историю народа Божьего вплоть до Конца света, например, книги Осии и Амоса.
По Иудейской традиции двенадцать пророческих книг были выделены в отдельную группу довольно рано: в 290 г. до н.э. Иисус сын Сирахов уже упоминал их как единое целое: "Избранный город святыни сожжен, и улицы его опустошены, как предсказал Иеремия... Иезекииль видел явление славы, которую Бог показал ему в херувимской колеснице; он напоминал о врагах под образом дождя и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои. И двенадцать пророков - да процветут кости их от места своего! - утешали Иакова и спасали их верною надеждою. (Сирах.49:8-12)". [1]


ВВЕДЕНИЕ

Основной темой пророческих воззваний Осии было увещевание и предостережение, что идолопоклонство народа приведет Израильское царство к гибели от Ассирии.
Пророческое служение Осии приходится на время царствования Иеровоама II, то есть на середину VII века до н.э. (более точных исторических сведений нет). При Иеровоаме II Израильское царство переживало период расцвета, но после его смерти начался быстрый, я бы даже сказал, стремительный упадок. Упадок и морали в народе, и порядка в стране, закончившийся Ассирийским пленом десяти колен народа Израиля.
По воле Господней пророк Осия взял себе жену блудницу. Жена, Гомерь, родила ему троих детей, чьи имена свидетельствовали о Божьем осуждении Израиля. Впоследствии Гомерь оставила мужа ради блудной жизни, которая казалась ей легкой и веселой. В конце концов, блудница оказалась в рабстве, из которого муж (которого она предала) выкупил ее.

Что еще сказать о книге пророка Осии, прежде чем начать исследование текста?
Отмечу язык изложения: книга, будучи цельной по замыслу, напоминает набор тезисов, зачастую со скачками от одной темы к другой. Поэтому книгу пророка Осии, если хотите что-то понять, нельзя читать большими отрывками, как, например, книгу пророка Иеремии.
Воистину каждый пророк Божий хотя и излагал слово от Духа Святого, но не просто воспроизводил его, как радио, а предварительно пропускал через свое сердце и, пережив слово Божье в себе, нес его слушателям и читателям уже как исходящее из своего сердца, из своего разума. Отсюда и парадоксальное для неверующих людей внутреннее единство Библии при внешнем разнообразии Ее книг.


ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПРОРОКА ОСИИ

1 гл. Пережив подобное, Осия постиг переживания Господни

1:1 Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского.
События происходили перед падением Самарии и Ассирийским пленом Израильского царства в семьсот двадцатом году до н.э. (данные разных источников различаются, поэтому я взял наиболее часто употребляемую дату).
Если судить по перечню царей Иудейских, то служение пророка Осии было очень длительным: после смерти Иеровоама II Озия царствовал в Иудее еще двенадцать лет, после него царствовали Иоафам, Ахаз, Езекия - если считать, что пророк Осия был призван на служение в последние годы царствования Иеровоама II, получается, что он нес свое служение в Израиле не меньше сорока лет. В Иудее примерно в это же время служил пророк Исаия.
Но в перечне царей привлекло мое внимание не то, что служение пророка Осии было продолжительным, а то, что промежуток времени своего служения он отметил царствованиями царей Иудейских, а не Израильских, что было бы естественно, учитывая, что он пророчествовал в Израильском царстве. В Израильском царстве после Иеровоама II правили еще Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей и Осия, сын Илы.
Уверен, что пророк Осия указал царей Иудейских намеренно, по влечению Духа Святого, ибо после Иеровоама II все цари Израильские были не только нечестивыми, но и восходили на трон в результате коварных интриг, а многие и через братоубийство.
Поставляли царей сами, без Меня (Бога); ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. (Ос.8:4)

1:2 Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа.
Причину, почему Господь сказал Осии, чтобы он взял себе жену блудницу, указал американский проповедник Берт Кленденнен: "Все могут говорить о Боге, но пророк должен говорить за Бога. Чтобы говорить за Бога, человек должен испытать, почувствовать то, что испытывает и чувствует Бог." [2]


Рисунок 1. Иди и возьми себе жену блудницу... (согласитесь, красивая женщина: в такую легко влюбиться, но жить с блудницей - сущий ад).

И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева... И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева... И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом]. (Ос.1:3-9)
Не подумайте, что Господь насильно заставил пророка жениться на Гомери, нет, Осия действительно полюбил её и глубоко страдал из-за её неверности, а потом Гомерь вообще ушла от него... Но даже после этого Осия не возненавидел свою жену - уже бывшую жену.
После пережитого пророк Осия, как никто, понимал ту печаль, что была на сердце у Господа Бога, когда Он видел неверность Своего народа, Израиля.
Дополнительно - см. комментарии к Ис.50:5,6; 53:1-3.

1:10,11 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго". И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли [переселения]; ибо велик день Изрееля!
Какой резкий переход: только что Осия назвал своего сына именем Лоамми (вы не Божий народ) и тут же возвещает о великом будущем, которое ждет народ Израиля - не северного Израильского царства, а единого Израиля.
Частично пророчество Осии исполнилось при царе Кире Великом, еще раз, и тоже частично, сбылось в тысяча девятьсот сорок восьмом году, когда образовалось современное государство Израиль, но полностью сбудется пророчество лишь после второго пришествия Иисуса Христа, когда Бог воздвигнет на земле Тысячелетнее Царство Израиля.


2 гл. Наказав по суду, Господь возвратит Израиль по милости

2:1-3 Говорите братьям вашим: "Мой народ", и сестрам вашим: "Помилованная". Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою.
"Судитесь с вашею матерью, судитесь!" - слова пророка Божьего ни в коем случае нельзя понимать, как призыв осуждать своих родителей перед другими, тем более судиться с ними пред судьей. Пророк привел здесь образ матери, как условную параллель (подобно выражению: "Родина-мать"). Привел для придания своей мысли образной полноты, чтобы слушавшие его поняли, что он говорит не просто о государственной власти Израильского царства, а о самой душе народа Израиля. Пророк призывает осудить обычаи отцов, которые вовлекли Израильский народ во тьму идолопоклонства и распутства, и обратиться сердцами своими к Господу Богу - к Его слову.
Обратитесь в покаянии к Богу сейчас, пока не поздно!
"Она не жена Моя, и Я не муж ее" - заявление, которое обычно произносят при разводе. [3]
Пророк проводит очень наглядные параллели между жизнью Израиля пред Богом и жизнью распутной жены, Гомери, перед собой.

2:4 И детей ее не помилую, потому что они дети блуда.
Действительно, закон запрещает сыну блудницы входить в общество Господне.
Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. (Втор.23:2)
Дело здесь не в жестокости закона Божьего (иначе и дочери блудниц никогда не могли бы войти в общество Господне, а так, после замужества, пожалуйста), дело в том, что блудница не может доказательно указать, кто отец ее ребенка, следовательно, неизвестно, в какое колено Израиля записать её сына.
С прелюбодейной женой немного иначе. Отец такой жены властен признать или не признать своим рожденного ею сына. Если признает, то ребенок будет обладать такими же правами, как и все израильтяне, если нет - то его ждет такая же участь, как и сына блудницы: быть изгоем среди своего народа.
Подробнее о детях блуда - см. комментарии к Вт.23:2.

2:8 А не знала она (Израиль), что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала.
Всё, что вы имеете - это вы получили от Бога. И когда Он отнимет у вас то, что дал вам, вы сразу увидите и поймете.
Но горе тому, кто, лишившись Божьего благословения, станет упорствовать в своем грехе и идолопоклонстве, потому что сердце его из-за упорства его вскоре очерствеет до мертвого бесчувствия (как нечувствительны к боли прокаженные).

2:14-17 Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: "Ваали". И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их.
И снова резкий переход мысли: только что Осия призывал народ Израиля осудить идолопоклонство, которое уже вошло в обычаи предков, и возвратиться к Господу Богу, к Его закону, но вдруг... Я (Бог) увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей виноградники, и она будет петь.
Хотя, нет!
В суждении все логично и последовательно, ведь перед народом Израиля стоял не оратор, бросающийся лозунгами, а пророк Божий, который предвозвестил, что только всё потеряв, Израиль поймет, Кто действительно любит его. И тогда восплачет Израиль, и покается в своей неверности, и обратится сердцами своими к Господу Богу, и Господь помилует обратившихся из народа, и возвратит их в землю обетованную, и снова возродится земля, и тогда истинно возрадуются сердца возвратившихся.
Прошли тысячелетия после пророчества Осии, и в тысяча девятьсот сорок восьмом году возникло государство Израиль, но разве его можно назвать Божьим садом? Привозя из-за границы плодородную почву, народ Израиля в поте лица возделывает поля и виноградники.
Нужно отдать должное евреям, ибо они очень много придумали и сделали для того, чтобы их страна стала цветущей и чтобы получать рекордные урожаи.
Но наступит, обязательно наступит время истинного благоденствия для Израиля - наступит после того, как...
После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни. (Ос.3:5)

2:19-22 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.
Когда Израиль после наказания обратится в истинном покаянии к своему Господу, Господь с великой радостью примет назад Свой блудный народ. И тогда обращение Израиля принесет мир и благословение всей земле.
Итак спрашиваю: неужели они (Израиль) преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их... Ибо если отвержение их - примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим.11:11-15)


3 гл. "Иди и снова выкупи свою прелюбодейную жену!"

3:1-4 И сказал мне Господь: иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых... И приобрел я ее себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя и сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя. Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима.
Здесь Господь опять использует прообразы, извлеченные пророком Осией из пережитого: сначала его жена была блудницей, затем была неверной женой, затем гулящей прелюбодеицей и в конце, рабыней, так же и Израиль по отношению к своему Господу Богу...
Лишь пережив печаль и узы рабства, остаток народа Израиля опомнится от своего идолопоклонства, и обратятся сыны Израилевы, и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни (Ос.3:5).


4 гл. Возлюбившие ложь будут наказаны Богом тем, что ум их станет превратным

4:1 Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле.
С этого времени Господь уже не просто обличал Израиль, а судил его, и в конце Дух Божий покинул народ, аки чужой.
И ты падешь днем, и пророк падет с тобою ночью, и истреблю матерь твою. (Ос.4:5)

4:4-6 Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ - как спорящие со священником. И ты падешь днем, и пророк падет с тобою ночью, и истреблю матерь твою. Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.
Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения, и пусть в Израильском царстве никто не спорит, никто не обличает другого - ни народ священников, ни священники народ и пророков, ибо все вы отвергли слово и волю Божью. За это Господь Бог и вас оставит, а священников Израильских отвергнет от священнодействия.

4:8-10 Грехами народа Моего кормятся они (священники), и к беззаконию его стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его. Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу.
Пророк Осия обличает священников, что они больше всех виноваты в погибели народа Израиля, ибо оставили истину и закон Божий ради чревоугодия и блуда.
А ведь и сейчас многие, очень многие священнослужители не просто кормятся, а богатеют за счет неведения и грехов народа, от пожертвований с прибытков, полученных неправедным путем. И, соответственно, желают такие священники, чтобы люди как можно дольше оставались в неведении и в грехах своих.
Богатеют священники от чужих грехов и не хотят подумать, что когда погибнет народ в неведении своем, то и они вместе с ним погибнут и будут судимы намного строже, чем обманутые ими.

4:14 Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет.
Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют. Неужели Господь отказался от Своего же закона, неужели стал пособником блуду?
Вовсе нет! Дело в том, что в Израиле многие мужи беззастенчиво блудодействовали с блудницами (вспомните, на ком женился Осия), поэтому, сказав: "Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют" - Господь Бог лишь прекратил лицемерие и несправедливость: если уж судить по закону Моисееву за блуд и прелюбодеяние, то судить и мужчин и женщин, а не только женщин.
И еще вспомните тот факт, что накануне Господь возвестил народу Израиля, что за их идолопоклонство Он оставит их и отвергнет священников Израильских от священнодействия. Израиль стал для Господа чужим народом, а чужих детей, как известно, не наказывают и не воспитывают даже плотские родители.
Привязался к идолам Ефрем; оставь его! (Ос.4:17)


5 гл. Суд над священниками и царем

5:1-6 Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их... Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними.
Суд Божий над десятью коленами Израиля совершится через Иудею, но вскоре и сами Иудеи погрязнут в идолопоклонстве и тоже будут судимы Господом Богом. Но это с духовной точки зрения, а внешне ситуация выглядела так: Израильское царство в союзе с Сирией напало и оккупировало многие города Иудеи. Спустя семь лет уже Иудейский царь, Ахаз, в союзе с Ассирией напал на Израильское царство и захватил один из главных его городов, Вефиль.
Ефрем сделается пустынею в день наказания; между коленами Израилевыми Я возвестил это. Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. (Ос.5:9,10)

За братоубийственные войны Господь Бог провозгласил суд над царями и накажет и Израиль, и Иудею.

5:13 И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда - свою рану, и пошел Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны.
"Пошел Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву" - в исторических хрониках Ассирии не сохранился царь с таким именем, возможно, что здесь приведен перевод с аккадского выражения: "великий царь". В Книгах Царств при описании примерно это времени упоминается Ассирийский царь, Фул, возможно, это одно и то же лицо.
Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю [Израилеву]. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю Ассирийскому. И пошел назад царь Ассирийский и не остался там в земле. (4Цар.15:19,20)

5:15 Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего.
Бог оставил гордых и неверных, и нет к Нему пути возврата, кроме как через покаяние и исповедание своим Господом.


6 гл. В рассеянии Израиль взыщет Господа Бога

6:1-3 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю".

Одно из величайших пророчеств об Израиле и Иисусе Христе
После того, как народ Израиля отверг своего Господа и Мессию, Иисуса Христа, Бог судил народ и рассеял по всему миру на два тысячелетия (в Библейских образах иногда используется сравнение: тысяча лет, как один день - см. Пс.89:5, 2Пт.3:8). Через два тысячелетия, после воцарения Антихриста, когда Израиль увидит, что он Антихрист, а не их мессия, лишь после этого народ Израиля в покаянии обратится к истинному своему Мессии, Иисусу Христу. И воззовет Израиль ко Христу, и будет второе пришествие Иисуса Христа, и Церковь в прославленных телах будет восхищена на Небо, а на земле Господь восстановит Израиль, как Свой народ. И тогда Израиль будет жить по заповедям Господним.
Да, Иисус Христос придет для народа Израиля, чтобы восстановить его как истинный народ Божий, придет как дождь поздний, возрождающий жизнь на земле.
Судя по пророчеству Осии, мы живем в последние времена, и не за горами события, предшествующие второму пришествию Иисуса Христа.
Вот признаки скорого конца Века сего (конца эпохи языческого правления на земле):
1. Безудержное развращение нравов и жажда наживы. На этом фоне произойдет еще большее ожесточение сердец, особенно у бездуховных религиозников.
2. Церкви разных конфессий угодничают пред миром и сильными мира сего, и для самообмана, для обольщения верующих ищут компромисс с миром через гуманизм и экуменизм.
3. Как итог заигрывания церковных деноминаций с миром сим происходит повсеместное отступничество земных церквей. Сейчас массовое отступничество от Христа происходит внешне незаметно, только в сердцах членов церквей, но уже появились богословы, которые занимаются "ревизией" учения Христова.
4. Вскоре зло и хаос восторжествуют на земле, и люди в страхе будут готовы пожертвовать своей духовной, да и личностной свободой в обмен на обещание порядка и мира - тогда воцарится на земле Антихрист.
5. Во многих поместных церквях уже начались гонения пастырями-любостяжателями всякого, кто ходит в Духе и Истине. Прихожан уже приучили, что пастырь всегда прав - по определению прав, независимо от того, что он говорит и делает. Пройдет немного времени, и уже во всех земных церквях будут гнать и предавать на смерть верных Иисусу Христу христиан.
6. В Иерусалиме будет построен храм Божий, потом Антихрист поставит в нем образ Зверя и заставит людей поклоняться этому образу и носить на руке и на челе число Зверя.
7. И когда все это произойдет, когда Антихрист сам воссядет в Храме, выдавая себя за Бога, тогда Израиль отвергнет Антихриста и исповедает Иисуса Христа своим Мессией, и воззовет к нему в покаянии, и будет второе пришествие Иисуса Христа. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! (Матф.23:39)
8. При Втором Пришествии верный остаток Церкви будет восхищен в вечных прославленных телах на небо навстречу Иисусу Христу, Который придет в славе с сонмом Ангелов Божьих и Церковью Своею (ранее умершими во Христе).
9. На землю - на тех, кто поклонится Антихристу и будет носить на челе и на руке знак Зверя, будут излиты чаши гнева Божьего, а верный остаток из двенадцати колен Израиля будет сокрыт Богом в пустыне от гнева сатанинского.
10. Потом, через три с половиной года - после второго пришествия Иисуса Христа, после Армагеддона и низвержения Антихриста, после излияния семи чаш гнева Божьего, на земле наступит мир и Тысячелетнее Царство Израиля - верного Господу и послушного воле Божьей, Израиля. Тогда из всех народов будут приходить в Иерусалимский храм на поклонение Богу.

Вот кратко о нашем будущем. Кому интересны подробности - можете прочитать в шестой и седьмой главах книги "Семь дней творения - семь тысячелетий истории человечества" - см. http://lit.lib.ru/p/pogrebnjak_n_i/text_0090.shtml .

6:6 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.
О различии между истинным поклонением Богу и его лицемерной религиозной подделкой - см. комментарии к Мф.9:12,13.

6:9 Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости.
Сихем (или Сихарь) - город, находящийся на перекрестке дорог с юга, севера, востока и запада страны. Через Сихем все Израильтяне шли на поклонение Богу в Иерусалимский храм. Естественно, шли с пожертвованиями, поэтому разбойники и устраивали там засады.
Пророк обличает священников, что они уподобились в своих помыслах и делах тем разбойникам с большой дороги, которые присваивают пожертвования верующих, искренне желающих служить Богу. И, что еще более кощунственно, присвоив Божьи пожертвования, священники тратят их на пьянство, блуд и идолопоклонство (в том числе и поклонение маммоне).


Рисунок 2. Город Сихем (Самарийский Сихарь).


6:11 И тебе, Иуда, назначена жатва, когда Я возвращу плен народа Моего.
Иудеи, как и Израильтяне, лишь только после суда Божьего и наказания за идолопоклонство обратятся сердцами своими к Господу Богу (в пятьсот восемьдесят шестом году до н.э. падет Иерусалим и будет разрушен храм, а народ будет уведен в Вавилонский плен).
Господь видел, что весь народ Израиля: все двенадцать колен погрязли в идолопоклонстве и грехах.


7 гл. Бог обличает Израиль за богоотступничество

7:5 "День нашего царя!" [говорят] князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам.
Это не просто кощунство - воздавать царю почести, подобающие только Богу, восклицая: "День нашего царя!" - это уже прообраз Антихриста, ибо Антихрист воссядет на троне, как Бог.

Никто из людей - ни цари, ни священники, ни архиереи, ни патриархи, ни папа Римский, никто не достоин восседать на троне в храме Божьем. Никто не достоин возгласа: "Аксиос!" пред лицем Божьим. Никто, кроме Иисуса Христа - Сына Божьего и нашего Спасителя.

Подобный пример повторился и вскоре после первого пришествия Иисуса Христа. Прочитайте, чем закончилось льстивое возвеличивание царя: "В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: [это] голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. (Деян.12:21-23)".

7:7 Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне.
Израиль погряз в интригах и кровавой борьбе за трон, и в этом кровавом безумии ни старые, ни новые цари не искали Бога. Подобное безобразие стало твориться на всех уровнях власти (рыба с головы гниет).
Когда весь народ поражен лицемерием, интригами, коварством и идолопоклонством, что остается делать Господу Богу? Ничего не остается, кроме того, как очистить святое место от заразы!

7:8 Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб.
"Неповороченный хлеб" - хлеб, сгоревший с одной стороны и сырой с другой. Такой хлеб невозможно есть.
Так и Израиль: с одной стороны воспалялся гордыней: "Мы - народ Божий!", - а с другой - потонул в трясине коварства, интриг и идолопоклонства.

7:11 И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию.
"Глупый... без сердца" - обычно про глупых говорят, что они без ума, а здесь: "без сердца". Значит, Израильтяне были не глупыми по природе, по своему уму (глупые не преуспеют в коварных интригах). Но они утратили духовную мудрость, они стали неразумны сердцами своими, и такая духовная слепота неизбежно приведет их к погибели.
Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слышало собрание их. (Ос.7:12)
Разве можно назвать умным человека, который ускоряет суд Божий над собой и погибель свою, хуже того - вечное наказание?

7:13,14 Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. И не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются.
Израиль никогда не искал духовного, небесного, а всегда искал только земного: хлеба, вина и зрелищ.


8-9 гл. Погибель Израилю придет от соделанного ими

8:3-8 Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель... Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов как негодный сосуд.
Господь хотел, чтобы Израиль нес истину, нес слово Божье людям всей земли, и для этого выделил их из других народов. Но Израильтяне возгордились от своей богоизбранности и не стали исполнять Божье служение, и... обезумели сердцами своими.
Обезумели не только в том, что стали грешить с ненасытимостью, не только в том, что впали в кровавое идолопоклонство, но еще и в том, что, будучи выделенными Богом из других народов, Израильтяне не осознали, что они уже никогда не станут своими для язычников. А когда сосуд и другим не нужен, и для дела непригоден, что с таким делать? Остается только выбросить в грязь на попрание ногами.
И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: "ты более не увидишь его"; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего. (Втор.28:68)

8:9,10 Они пошли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе. Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей.
Хотя Израильские цари и посылали дары одним язычникам, ища у них защиты от других язычников, это не спасло страну. Господь воздвигнет могущественные языческие империи: Ассирию, затем Вавилон, Грецию, Рим, и Израильский народ многие века будет находиться в порабощении сначала у Ассирии, потом у Вавилона, у Греции, Рима и далее, вплоть до 1948 года.
Ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха, - ко греху послужили ему эти жертвенники. Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. (Ос.8:11,12)


Рисунок 3. Господь воздвиг могущественную языческую империю, Ассирию, и она мощью своей обрушилась на Израильское царство и поглотила его - только обглоданные кости остались от гордого народа-отступника.


9:7 [Прорицатель говорит:] Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; [народ отвечает:] да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, [прорицатель продолжает свою фразу:] по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности.
Здесь записан не монолог, а диалог между прорицателем Божьим и народом Израиля, с презрением, отвергавшим слова прорицателя.

9:8 Ефрем - страж подле Бога моего; пророк - сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его.
Современный перевод WBTC: "Бог и пророки - стражи Ефрема, но на пути его много капканов. Люди ненавидят пророка даже в доме Господа его." В Современном переводе Библии мысль выражена более ясно: Господь Бог через пророков многократно обличал народ Израиля из-за их грехопадений и идолопоклонства, но никто не слушал тех пророков, наоборот, за слова осуждения и за предостережения о суде Божьем, их все ненавидели и гнали - даже священники, служащие в храме Божьем. Гнали, потому что все уже развратились сердцами своими до степени разврата Содома и Гоморры, до степени разврата Гивы Вениаминовой.
Вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия; вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра... Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, [потому что она умерла]. (Суд.19:22-28)

Не удивляйтесь и не качайте головами: "И как после этого евреи могли называть себя народом Божьим?". Проведите параллель с нашим временем и посмотрите, как нагло превозносятся перед другими христианами и как стремительно захватывают власть в церквях разные сексуальные извращенцы (так называемые "меньшинства") в Европе и Америке и вам станет понятно, почему древние Израильтяне, чем больше впадали в грехи и идолопоклонство, тем с большей гордостью и высокомерием величали себя народом Божьим.

9:10 Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили.
Бог любил и любит Израиль, но через мерзость, через идолов Израиль-идолопоклонник стал мерзким в глазах Божьих.

9:13,14 Ефрем, как Я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности; однако Ефрем выведет детей своих к убийце. Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы.
Нет, пророк Осия не желает народу Израиля зла! Наоборот, видя, как отцы и матери своим идолопоклонничеством и своими грехами "прокладывают дорогу" для грядущих страшных бедствий, видя, как они подталкивают своих детей к страшной и неминуемой погибели, которая через два десятилетия обрушится не на родителей (они либо уже умрут, либо будут совсем старыми), а на детей, пророк восклицает: "Лучше этим детям вообще не родиться, чем родиться на страшные муки голода, огня и рабства!".

9:15 Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их - отступники.
Галгал (Иерихон) - там народ Израиля пожелал себе царя и был избран на царство Саул (см. 1Цар.11:15), там народ Израиля отверг Господа Бога, как своего Царя. Позже Галгал стал одним из центров идолопоклонничества в Израильском царстве.
Не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен (дом нечестия и разврата), и не клянитесь: "жив Господь!". (Ос.4:15)
В Галгалах заколали в жертву тельцов, и жертвенники их стояли как груды камней на межах поля. (Ос.12:11)


10 гл. За ложь и измену постигнет Израиль суд Божий

10:4-7 Говорят слова [пустые], клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля. За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нем, будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него... Исчезнет в Самарии царь ее, как пена на поверхности воды.
После Ассирийского плена Израильское царство уже никогда не возродится. Земля будет заселена переселенцами из других народов, которых со временем станут называть Самарянами.

10:8 И истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их, и скажут они горам: "покройте нас", и холмам: "падите на нас".
Все места идолопоклонничества будут разрушены: всё будет засыпано землей.
Зло идолопоклонства не в идолах - это всего лишь деревянные и металлические куклы, зло идолопоклонства в том, что оно изменяет мышление и поведение тех, кто впал в него: они творят зло и убеждают друг друга, что это угодно богам. Но когда настанет пора предстать пред судом Бога Истинного, тогда идолопоклонники в ужасе будут вопиять горам и холмам: "Покройте нас! Падите на нас!" - то есть они отлично понимают, что творят зло и поклоняются злу, поэтому будут готовы скорее быть погребенными заживо, чем предстать пред Богом. Такое духовное состояние называется: смерть вторая -духовная смерть - вечная смерть. Таковы плоды идолопоклонства.
Теперь понимаете, почему Господь так ненавидит идолопоклонство?

10:13,14 Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих. И произойдет смятение в народе твоем, и все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани: мать была убита с детьми.
Салман - сокращенная форма имени Салманассар.
"Согласно ассирийским источникам, последние три года правления Салманасара V ознаменованы военными походами, но страна, против которой они были предприняты, не названа. Можно, однако, предположить, что речь идет о трехлетней осаде Самарии, которую Ассирийский царь начал в 724 г. до н.э., после того как Израильский царь Осия стал искать союза с Египтом. Город пал в 722 г. до н.э., как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара V. Правда, в более поздних надписях его преемник Саргон II приписывает эту победу себе." [4]
Бет-Арбел находился западнее Галилейского моря. Этот город тоже был разрушен царем Сасманассаром V, а народ уведен в плен. Позже его брат, Саргон II, так поступит со всем Израилем. Саргон II не просто захватит, а разрушит Самарию из-за коварства Израильского царя Осии, вступившего в тайный союз против Ассирии.
И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских. (4Цар.17:4-6)


11 гл. Господь звал их, но они не обратились к Нему

11:1,2 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам.
Господь Бог не требует, Он зовет тех, кто услышит Его и откликнется, они и выйдут из рабства, следуя за гласом Божьим.
Сначала Господь воззвал к Аврааму, чтобы он вышел из родства своего, потом воззвал к Израилю и вывел народ из рабства Египетского, спустя полтора тысячелетия воззвал к Марии при благовещении, и Она ответила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. (Лук.1:38)".
Господь не принуждает вас выходить к Нему, но если вышли, то не возвращайтесь обратно, ибо возвратившись, вы хулите Бога - не словами, а делами своими как бы говорите: в рабстве нам лучше, чем с Богом.

11:8,9 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек.
Адама и Севоим - за нечестие и разврат эти два города были разрушены вместе с Содомом и Гоморрой.
Сера и соль, пожарище - вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей. И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его! (Втор.29:23,24)
Но Израиль Господь накажет иначе: через Ассирию и Египет Он в меру накажет Свой нечестивый и развратный народ, но полностью не уничтожит, а после наказания и очищения снова возвратит их в землю обетованную.
Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь. (Ос.11:10,11)


12 гл. Жизнь Иакова-лжеца, как иносказание о народе Израиля

12:3-12 Еще во чреве матери запинал он (Иаков) брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами... Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег [овец].
Иаков, прежде чем стал Израилем, много насеял в своей душе лукавства и лжи (а отец лжи - сатана), прошло время - и посеянные семена принесли плоды великого горя для самого "сеятеля". Думая нажиться за счет лукавства, Иаков "купил" за чашку похлебки благословение первородного и пожал плоды дел своих: смертельную вражду с братом. Думая нажиться за счет обмана, Иаков хитростью получил благословение от отца и пожал плоды дел своих: вынужден был бежать из отцовского дома, из земли обетованной в чужие края, где много лет трудился, как раб, где его много раз обманывали. Потом вернулся домой, и дома его обманули его же сыновья, и через этот обман Иаков много лет жил в великой печали о сыне своем, Иосифе.
Прошло время, Иаков умер, умерли его сыновья, умерли сыновья сыновей, но с их смертью семена лукавства не исчезли в народе Израиля, наоборот, каждое поколение "сеяло" все больше и больше лукавства и ложи, потом пошли зависть и лицемерие, затем коварство, идолопоклонство, нечестивость...

12:13 Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его.
Не хитростью, не обманом, а справедливым судом Божьим был выведен Израиль из Египетского рабства.


13 гл. Напрасно ты уповаешь на людей и на идолов своих

13:1-3 Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделался виновным через Ваала, и погиб. И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, - полная работа художников, - и говорят они приносящим жертву людям: "целуйте тельцов!" За то они будут как утренний туман, как роса, скоро исчезающая, как мякина, свеваемая с гумна, и как дым из трубы.
Идолопоклонники исчезнут с земли без следа, как туман, как роса, как дым и прах. Не скоро это произойдет, но сбудется, обязательно сбудется слово Божье.
Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. (Ос.13:9)

13:12,13 Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех. Муки родильницы постигнут его; он - сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей.
"В положении рождающихся детей" - то есть вверх ногами, на голове. Уже два тысячелетия прошло, а Израиль все никак не может узнать и принять своего Мессию, никак не может получить благословение Господа Иисуса Христа: духовное рождение, водительство Святым Духом и мир с Богом. Действительно Израиль всё никак не может родиться к своей духовной жизни - жизни народа Божьего.

13:14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.
Для избранных Христовых, Церкви, искупление от смерти и ада произойдет при втором пришествии Иисуса Христа. В Писании это избавление от смерти по благодати Господней называется первым воскресением из мертвых (если быть точным, то самый первый из человеков воскрес в прославленном вечном теле уже почти два тысячелетия тому назад - это Иисус Христос).
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Отк.20:6)
Затем, после Тысячелетнего Царства Израиля, на малое время на землю снова будет выпущен искуситель, сатана, и народы восстанут против Бога и пойдут войной на Иерусалим, и тогда будет Конец света: земля и вся вселенная сгорят. После Конца света будет сотворено новое небо и новая земля - уже вечное небо и вечная земля. И Бог воскресит остальных мертвых - воскресит для суда по делам их.
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Отк.21:1,4)
Вышеприведенные места Священного Писания свидетельствуют, что Господь Бог уготовал части людей (Церкви) первое воскресение, которое произойдет при втором пришествии Иисуса Христа, а остальных людей Господь Бог воскресит после Конце света - воскресит одних в жизнь вечную, а других в вечное мучение.


14 гл. Покайтесь, отвергните идолов, и Господь помилует вас

14:1,2 Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего.
Здесь звучит последний, уже отчаянный призыв пророка, чтобы народ Израиля вернулся к Богу, и молитва Осии к Господу.
Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших...". (Ос.14:3-5)

14:9 "Что мне еще за дело до идолов?" - скажет Ефрем. - Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды.
Вот чего добивается Господь Бог, наказывая Израиль!
Если бы народ сразу покаялся и добровольно отвергся от идолопоклонства, разве была бы нужда в наказании? Нет, конечно.
Если бы Израиль в последний момент покаялся и добровольно отвергся от идолопоклонства, и всем сердцем обратился к Господу Богу, разве Господь не отменил бы наказание? Обязательно отменил. Но Израиль ожесточился и упорствовал в непослушании, поэтому пришлось привести в исполнение все слова суда Божьего, провозглашенные пророками.

Придет время, и мудрый Господь достигнет Своей цели - обязательно достигнет, и идолы будут навсегда отвержены народом Израиля, а сам народ всем сердцем обратится к Богу.
И тогда Господь Бог благословит и восстановит Израиль!


СНОСКИ

[1] Библиология 1.0. Синодальный перевод (77 книг, включая второканонические).
[2] Кленденнен Б. Восстановление сути Пятидесятницы. с.9.
[3] Тора: Пятикнижие и Гафтарот. с.820.
[4] Энциклопедия Брокгауза. Гл. Салманассар.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Библия: Современный перевод Библейских текстов/ World Bible Translation Center. М.: без изд. 1993. - 1151 с.
3. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга); Библия, Синодальный перевод (77 книг, включая второканонические)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман - Электрон. дан. - Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная книга).
4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
5. Кленденнен Б.Г. Восстановление сути Пятидесятницы/ Б.Г. Кленденнен; техн. ред. Л.А. Боткина. - Саратов: 'Вечность', 1993. - 120 с.
6. Тора: Пятикнижие и Гафтарот (Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием 'Сончино')/ составил комментарии Й. Герц, перев. текста Торы П. Гиль, перев. комментариев З. Мешков, ред. И. Аблина. М.: 'Мосты культуры', Иерусалим: 'Гешарим', 2001. - 1456 с.
7. Энциклопедия Брокгауза [Электронный ресурс]/ Библейские энициклопедии и словари. 2015. - Режим доступа: http://logosenc.org/brokgauz свободный.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"