Погорелов Роберт : другие произведения.

Преступление и наказание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Непростая связь этих ясных и простых понятий с понятиями справедливости и равенства. В принципе, общество создает преступника и поэтому наказывать и исправлять в первую очередь оно должно само себя. Преступник должен в заключении не угнетаться,унижаться, заражаться и умирать, а воскресать к новой жизни. Это все в идеале.

 

Преступление и наказание

Нет, не о романе Ф.Достоевского пойдет речь! А о некоторых парадоксах современного права.
  
   Гримасы Фемиды

   Некоторые области нашей жизни, в которых законы бездействуют.
 
  1,Случай полной безнаказанности.
   Скажите мне, читатель, должна ли быть соразмерность преступления и наказания?
  -Я согласен с Вами - должна. Но всегда ли она есть?
  -Нет, а почему?
  Причины разные - от противодействия сильных мира сего до объективной невозможности.
  
  Часто не предусмотрена ответственность за причинение государству неприятностей глобального масштаба. За неправильное направление внешней политики. За финансовый убыток, как и за другие государственные катастрофы - развал империи, за дефолт, за разруху, за бандитизм... За гибель наций и цивилизации. В прошлом и будущем.
  Это области преступлений против собственности, государственной целостности, жизни граждан, где закон не властен наказать или наградить. Колеса Истории вращаются согласно своим, а не нашим законам. Найти и сформировать эти законы не удается не только по скудности нашего интеллекта, но и тем, что наш образ мышления соответствует данному политическому строю и эпохе. Элементы истины в старых теориях прошлых гениев предстают перед нами серенькими афоризмами. Мы их переросли. Современные теоретики склонны по своему интерпретировать прошлое и настоящее, искаженно. Поколения в период исторических перемен несколько оторваны от главенствующих исторических идеологий и поэтому имеют большую защищенность от замшелых традиций и идеологических идолов прошлого.
   Увлекся, возвращаюсь к теме.
  
   2. Несоответствие меры наказания мере преступления.
   Встречаются чрезмерные отклонения наказаний в мягкую и жестокую стороны. стрелять в охранника - преступление(кто же будет возражать), а по Белому дому - можно. И в Чили было можно и в России. На эту тему даже поднимать вопрос не рекомендуется - табу.
  
  Или вот однажды у нас, в Латвии один профессор увидел вора около чужой машины и начал стрелять из пистолета. Сказались навыки бывшего офицера КГБ - наповал застрелил молодого парня. Ну и что было за это Боярсу - отцу одного из будущих мэров Риги? Ничего, стреляй проф. дальше.
  А вот случай жесткой Фемиды. Год назад (теперь уже лет пять) у нас в Риге повадился один кот писать на дверь одинокого холостяка. Воняет! Бобыль кота этого убил - защитил своё жилье.Ужо им будет! Псих. Но соседка обнаружила павшего в междуусобице кота в мусорнике и подняла шум. Мужика осудили "справедливым" судом на год и восемь месяцев отсидки. Не условного срока, а реального. Круто! Будут знать потенциальные убийцы котов! Следует Мораль - людей можно отстреливать, а котов -"незя". Дааа... Есть, кстати, еще овечки и коровки. Вот о них забыли, не наказывают за ваше общее убийство. Справедливость, где ты? - возопит мужичок."Очень кушать хочется"-- ответят ему.. Но несправедливо, однако!
  
 Здесь вспоминается случай, когда в нашем аэропорту задержали молодую пару латышей с героином. Они откуда-то из Южной Америки их везли. Он - почти открыто - маленькую порцию, для заварухи, прикрытия. Она - тщательно запрятано - около килограмма. После многолетнего суда она получила условный срок, а он - несколько лет реального. Немного парадоксально, но суд, видимо, докопался, что организатор - парень. В итоге оказалось, что убийство кота более серьезное преступление, чем привести кг. героина.Эх, латышская Фемида! Да разве только у нас в Латвии?
  Высокие чины давят машинами людей (неоднократные случаи), воруют миллионы и закон не находит виновных. Ну,а раз это во всех странах, то это уже закономерность! Это уже реальная закономерность. Её надо отметить, как постоянно существующую, как сопутствующую любой власти.   В любом обществе имеются и будут иметься нарушения справедливости и равноправия. Как говорят, перед законом все равны, но некоторые - равнее.  Что? Какая-то проблема со справедливостью и равноправием? Посмотрим на эти понятия поближе.
 
  3.СПРАВЕДЛИВОСТЬ, равноправие.
 
 В обществе распределяются как жизненные ценности, так и тяжелые условия жизни, обязанности труда, обязанности умереть в нищете, погибнуть в бою, добывать пищу в клоаке. Ошибаются теоретики, рассуждая о справедливом распределении лишь ценностей. Распределяются и неприятности с бедами.
(Правда, если поместить все явления в мире на шкалу ценностей, то грань между благом и вредоносным, между добром и злом будет трудно различима. Ну вот, появилась еще проблема - добро-зло. Отложим её на после.)
  Справедливость (несправедливость) можно понимать как распределение прав между членами общества на ценности и на обязанности нести тяготы жизни в соответствии (или не в соответствии) с мнением участников дележки о правильном распределении прав и обязанностей.
  Правда, получается, что в данном случае справедливость - действие. А это не так.
  Исправим определение. Справедливость - оценка характера распределения благ и тягот жизни.
  Опять не совсем верно. Это лишь одна из оценок. Также как и несправедливость. Они обе оценки, одна со знаком плюс, другая с минусом. Каждое конкретное распределение сравнивается с эталоном правил и при соответствии распределение считается справедливым, а несоответствии - несправедливым.
 Итак, справедливость - соответствие распределения блага или зла эталонам распределения некой группы.
 Оценивая свои и чужие возможности обладать дарами мира, мы учитываем и собственные желания и мнения других индивидов, групп людей и государства, свои права и чужие. Трансформируем свое грубое прямолинейное желание иметь все и сразу в сложную систему правил поведения. Создаем свое видение справедливости, своих прав, свои правила, свою мораль поведения. С возрастом, становлением личности, карьеры изменяются самооценка, запросы, оценки ценностей и невзгод. Похожие изменения оценки и самооценки имеются и в ходе становления различных социальных групп, слоев общества, классов и государств. А, быть может, и цивилизаций в целом.
  Эталон прав и правил - представления о характере правильного распределения у отдельных лиц состоят из личного мнения и мнения группы (страта), к которой относится индивид (обычно индивид участник сразу нескольких групп), отдельного государства, группы государств. Личное мнение (мораль индивида) и правила поведения в данной группе (мораль группы) не полностью совпадают. Часто мы считаем себя обойденными, но смиряемся, под давлением авторитета морали группы. Похожая ситуация имеется и между мнением группы и более крупной группы. Между моралями групп и подгрупп имеется некоторое несоответствие и напряженность.
 В группах имеются специфичные обязательные нормы поведения. По мере роста организованности групп увеличивается обязательность выполнения некоторых правил. Рекомендательные правила морали превращаются в обязательные юридические нормы поведения - законы.
  Распределяются не обязательно равные блага и равные тяжелые обязанности, а так как принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах. Как соответствует какому-то праву.   Когда-то церковь справедливо забирала десятину у крестьянина, раб справедливо был лишен гражданских прав, совсем недавно крестьянину-колхознику справедливо не давали паспорт, чтобы не сбежал в город. Сейчас в Латвии справедливо не засчитываются негражданам годы службы в армии в стаж пенсии...
Если же государство не сохраняет свои группы,и не защищает их,то оно изменятся и, значит, исчезает.
  В стратах-группах права относительно равные, например, между кардиналами, между конюхами, между бездомными у мусорной кучи. Но и внутри этих групп сохраняется неравенство. Сильный успешнее реализует свои права, чем слабый. Громче крикнет, сильнее толкнет, быстрее схватит. И это правильно - должна быть положительная обратная связь между уровнем способности и последующими успехами.
  Все общество пронизано разнообразными группами - стратами. У членов этих групп свои права и цели. Вот группа имеющая право посещать детский садик и садиться там на горшок, а эта группа нагловатеньких ребятишек ворует автомобили, там шумит бодро-пьяная группа охотников-рыбаков, а здесь, в туалете, - группа учеников покуривающих между занятиями утверждает свое право быть взрослыми. Можно совмещать группы, быть сразу в нескольких, да чаще всего так и бывает. Человек входит в группу, пользуется благами этой группы. Приносит группе пользу и вред. Достигает некоторого статуса. Выходит из группы.
  Каждая из групп представляет своим членам особые права, недоступные для всех посторонних.Справедливость распределения осуществляется внутри групп.
  Представьте себе залитое водой рисовое поле на склоне горы. Множество ступенек-террас с собственной лужицей воды.Вода одинаково, справедливо распределена каждому саженцу риса. Так и наше общество. Но оно лишь частично похоже на такую модель. Группы имеют гигантские различия в правах, возможностях и защищенности своей жизни и имущества. Все это имеет экономическую и клановую базу.
 А на самой террасе-группе права распределяются справедливо поровну...
  -Поровну? Нет, и в группе неравенство в правах! Есть и лидеры и изгои.
  - Так, что - нет справедливости ?
  -Есть. Но она имеет градацию соответственно имеющимся в данный момент группам. В каждой группе имеется формальное равенство участников и фактическое неравенство в зависимости от веса авторитета индивида в данной группе и его участия в других группах.
  Возьмем совсем простой случай.
  Вот два водителя нарушили правила вождения. Перед законом все равны. Хоть ты миллиардер, хоть бомж - одинаковая кара - десять рублей! Справедливость!
 -Да? Наказание для них одинаковое? Не смешите. Это не справедливость, а бред. Что за наказание миллиардеру - десять рублей?
  Откуда такой парадокс и как от него избавиться?
  Если решать вопрос следуя от идеи 'исправить ситуацию, искоренить нарушение', то нужно обратить внимание на действенность наказания. Существующее неравенство имущественное должно компенсироваться неравенством в наказании.
  Иногда справедливость не в равенстве перед законом, а в неравенстве.
  Только новое неравенство может скомпенсировать уже имеющееся неравенство.
 
  
   ПРЕСТУПЛЕНИЕ - переход через какую-то границу неких правил - кажется настолько ясным и тривиальным понятием, что в Викепедии только недавно появилась на эту тему статья. Но разве не жгуче интересно знать, где тебя и твоих детей поджидает роковое действие или бездействие, которое приведет за железную решетку? (Интересно, что перейти через некую грань закона можно и нечего не делая!)
 
  В разные времена и в разных странах свое содержание этого понятия - набора проступков перед законом. Большинство героев древности с современной точки зрения - воры и бандиты. Поездка за золотым руном,осада Трои, походы Александра...  
  Руно собирались купить? Получить в подарок? Нет, просто добыть! Приехали, вот оно руно, вот хозяева руна, этих убиваем, руно добываем!  
А чего это героям грекам понадобилось в богатом городе Трое? Елена? Красивый предлог, однако, реально - поживиться добром своих соотечественников-греков, изнасиловать их жен, взять в рабство их детей.
  Наиболее знаменитые герои - преступники мирового уровня, вожди геноцида, оставлявшие позади себя горы черепов защитников отечества и мирных жителей. Великий Александр, Чингиз, Тамерлан...
  По каким причинам мы переступаем границы законов?
 Можно двойственно подойти к этому вопросу.
 Или поступки выходят за рамки закона, или рамки закона становятся более узкими и ссужают ваши возможности поступить и наши обычные действия превращаются в преступления (например, вам дали домашний арест и выйти за газетой на улицу становится преступлением, вы призваны служить и вас осудят за поездку на пляж позагорать...)
 
  Именно нормы поведения, рамки законов определяют наши поступки как проступки,преступления.
 
  Возьмем случай статичного состояния закона. Закон неизменен, а ребенок растет. Почему и когда у законопослушного ребенка появляются преступные наклонности будущего отщепенца, изгоя, отброса общества?
 
Генетически человек может быть очень даже превосходным человеческим экземпляром - красивым, статным, хитроумным, трудолюбивым и так далее. Его наклонность к будущему преступлению норм поведения создалась некоторыми, иногда незначительными событиями окружающей среды. И вот этот невинный молодой человек - потенциальный бандит и одновременно потенциальный примерный семьянин, превосходный предприниматель, специалист, добрый сосед и приятель.Что будет с ним дальше зависит от запроса общества. Вот когда совершает общество выбор кому жить в почете и кому умирать негодяем.
 
 Преступника изготовляет общество и выбрасывает.
 
 *
  В каждом обществе его структурой и уровнем развития определено количество героев, гениев, прославленных поэтов, карманников, чикатило и прочего. Примерно. Освободившееся место стимулирует приток новых кандидатов на это место повышенной легкостью получения данного места пропитания. И создаются новые поэты и воры. Академики и прачки. Герои и подонки. За каждого кандидата борются с разным успехом и разной активностью различные группы. И за и против. (Во многих группах с повышенной выгодностью должности (всякие МИМО) старожилы в основном больше отбиваются от посторонних (не своих) детей).
  Помимо групп-ловушек есть и ловушки образа жизни.
 
  Май 2008.
  Август, 2008.
  Продолжение.
  НАКАЗАНИЕ - негативно оцениваемые условия жизни, насильственно распределяемые " по справедливости" законом за нарушение тех или иных законов поведения в обществе.
  Рассматриваемые как негатив не самим получателем, а обществом, поэтому иногда наказания желанны и полезны наказуемому, а иногда чрезмерно тяжелы.
  Каковы мотивы наказания - противовеса общества совершаемым преступлениям? Восстановить справедливость? Око за око? Избавиться от личности?
  В наказании сочетаются разные доли мести, воспитания, изоляции.
  Мера тяжести наказания связана не только с мерой принесенного преступлением вреда, но и с мерой неотвратимости наказания. Если преступление трудно обнаружить, то наказание усиливается. Этим повышается необходимость назидательного воспитания потенциальных преступников.
  Доля мести - восстановление справедливости в равенстве принесенного вреда с прогрессом общественного сознания уменьшается. Общество начинает понимать, что воров и убийц создают условия жизни, а не генетические задатки.
  Изоляция общества от преступника и преступника от общества искажает психику и здоровье воспитываемого нарушителя закона.
  Если изоляция имеет своей целью не месть, а предохранение личности и общества и наоборот, то оно должно быть наполнено безопасными сторонами общения наказываемого и общества. Ну это возможно будет в более благоприятном для жизни обществе.
 
  Что-то сухо получилось.Добавлю из прений на Мебране 1-5 ноября. Разговор шел о путях увеличения численности в России.
 Теперь - о тюрьмах.
  Часть уходящих в отсидку уходит из нормальной жизни навсегда. Они уже не рожают и не растят ребятишек, а если и появятся детки, то близкие к противостоянию закону.
  Условия отсидки нужно менять. Пусть это дорого, но деньги есть, почему не спасти оступившихся граждан России?
  Так...тратим десяток миллиардов долларов. Делаем комфортабельные заведения. Комнаты на 2-3 человека, Чистота, свежий воздух, тепло. Душ, парная, еды - вдоволь. Поощрения за труд, уважение от надзирателей. Учителя сложных и выгодных профессий...
  Почти все вышедшие должны подготовиться к нормальной жизни.Получил профессию, отвык от пьянства - выходи дорогой! Обеспеченный работой, квартирой. Здоровым, а не как сейчас - изнасилованными туберкулезниками, бездельниками и пьянчугами.
  Вот России и прибыток населения и убыток пьяниц и бандюг! Только потратиться надо, господа депутаты, господа финансисты. Порадеть для страны.
  Преступник должен не угнетаться,унижаться, заражаться и умирать, а воскресать в заключении. Вот такой новый подход нужно пробивать в законодательстве.
  Нужно сознавать какова идеальная тюрьма. Это еще один шаг к повышению численности населения.
  *
  Вопрос о степени инерции целостных образований рассматриваемой темы.
  Каждая из тенденций, имеет в разной мере не только инерцию своего существования, но и обратные связи ведущие как к усилению, так и затуханию каждой из составляющих.
  Лица выброшенные из общества поневоле создают свое общество, воровское. С годами создаются и оттачиваются разумные и кретинские законы и мораль вынужденно созданного мира - мира заключенных. Отняв возможность быть в своем обществе, государство вынудило образоваться общество вне своего закона, со своими воровскими законами справедливости и чести, где само государство также поставлено вне закона воров.
   Изменено в феврале 2019 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"