Аннотация: Спартак и табориты. Гёзы и российская крестьянская вольница. Якобинцы и красный террор... Имели ли они право на существование?
Право социального явления на существование.
Право юридическое и право нарушить это право.
В обществе, как и в природе, многие процессы имеют вид замкнутых циклов с большим или меньшим элементом поступательного движения (прогрессивным и регрессивным). Так улучшение своей жизни состоит в получении возможностей дальнейшего улучшения жизни и большая часть жизни человека, связаны с добычей власти и денег, с экспансией своего Я на окружающую среду или, по крайней мере, защитой мирка своего Я от окружающей среды.
К этому, не менее существенному, чем инстинкт продолжения рода, стремлению люда добавляется целый сомн, букет хаотичных устремлений - следование призывам разных идеологий, традиций, предрассудкам.
Насколько оправдано существование каждого из устремлений граждан и полноправных и презренных? Поступков юридически обоснованных и противоречащих закону?
Имели ли плебей, раб, нищий, крепостной, пролетарий право отнять богатство и жизнь культурных властителей? Красивых и благородных? Умных и талантливых?
Очень не хочется анархии и крови. Но признать право каждого на борьбу за свое существование приходится (мы же не политики, надо быть честным и не предвзятым в поиске истины). Каждое общественное явление имеет право на существование, также как и их противники его имеют право на сопротивление. Но на чем это основывается? Где основание противозаконных действий?
В любой момент времени каждый из нас, наш организм, психика, наша социальная деятельность и условия жизни строят, воссоздают себя в новом облике. Лучше или хуже, много или чуть измененным. И весь заново созданный мир - результат стремления каждой из частиц цивилизации "жить лучше, жить веселей". Афоризм "Благими намерениями вымощена дорога в ад" охватывает все наши начинания в той или иной мере.
Поэтому самые различные явления жизни, такие, например, как национализм, равенство, демократия, кастовость, преступность и многое другое - весомо, существенно и нужно для жизни данного человека, для отдельных групп людей и для жизни всего общества в той степени, в какой они способствуют или кажется, что способствуют эффективности жизни данного человека, некоторой группы людей, какого-то общества.
Под эффективностью условий существования я понимаю эффективность использования своих сил и окружающих условий для дальнейшего повышения своих сил и условий существования.
Именно с этой позиции они расцениваются (часто непроизвольно, скрыто) и, получив высокую оценку, получают право на свое существование.
Разговор идет не о юридическом праве, а реальном.
- Так что? Есть юридическое право и какое-то противостоящее ему реальное?
- Да, эффективность некой деятельности для благосостояния каждой части общества и есть её глубокое социальное право на существование данного социального явления. Борьба всех этих неофициальных прав и создает остальные формальные права.(В конце концов - любой принятый закон в какой-то степени отменяет предыдущие законы изменяя их. Ограничивает или расширяет его характеристики и тем самым. является "противозаконным" предыдущим!
- Ну а как быть с терроризмом? Ты, автор, оправдываешь его? Оно тоже имеет право на существование?
(Я сам себя пытаюсь поймать в ловушку, раз никто мне не противоречит.)
- --Естественное право любого живого существа - выбирать себе лучший путь развития, жизни. Очень часто это желание оспаривается другими живыми существами. У всех их равное право на лучшую жизнь. Это естественно. А у кого прав больше? А это уже решается или в согласии или в борьбе. Террористы несогласны с существующим распределением прав. И они имеют полное право противодействовать этому. С другой стороны, их жертвы имеют не меньшее право на уничтожение своих противников - террористов.
Еще раз:
эффективность некой деятельности для благосостояния каждой части общества и есть её глубокое социальное право на существование данного социального явления. Борьба всех этих неофициальных прав и создает остальные формальные права.