Плюмбэкс : другие произведения.

О чувстве вины и сарту

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждение без законченного смысла. Тоже из ЖЖ...

     Рам Цзы спрашивает тебя.
    Если ты не определяешь себя
    Мнением других о себе.
    И
    Если ты не определяешь себя
    Собственным мнением о себе.
    Что же ты такое?
    Рам Цзы, 58-ой афоризм.
  
  ...Интересно, откуда у некоторых людей возникает чувство вины перед миром?
  Ощущение, будто у мира взято больше, чем отдано взамен.
  Ощущение, будто сумма прожитой жизни меньше нуля. И желание выровнять баланс - или хотя бы остановить его дальнейшее нарушение методом посыла пули в голову.
  Это ужасно - ощущать, что мир остался бы совершенно прежним, исчезни ты из него. Ещё ужасней - ощущать, что без тебя он стал бы гораздо лучше.
  Каждый человек приносит пользу обществу. Даже если он работает сантехником, грузчиком или упаковщиком.
  Но это ещё не делает его счастливым.
  Почему? Потому что любой грузчик, сантехник или упаковщик осознаёт: на его месте вполне мог бы быть любой другой грузчик, сантехник или упаковщик - и ничего по большому счёту не изменилось бы.
  В одной из условно цивилизованных стран - сиречь богатых государств "золотого миллиарда" - проводился социальный опрос. С целью выяснить, представители каких профессий чувствуют себя наиболее счастливыми.
  Оказалось, что наиболее счастливы писатели, парикмахеры и повара.
  Потому что творчество каждого писателя неповторимо. Потому что у каждого повара свой стиль и свои фирменные рецепты. Потому что практически каждый парикмахер в процессе работы общается с людьми и этим вносит собственную лепту в профессиональное действо.
  Потому что они не чувствуют себя заменимыми.
  Но вот что мне интересно: откуда в человеке вообще взялось это чувство вины?
  Этот древний комплекс активно использовался христианством, с его пропагандой первородного греха и порочности человеческой натуры.
  Действуя через него, очень легко манипулировать человеком. Как там говорилось у Терри Пратчетта: каждая собака в глубине души знает, что она - Плохая Собака.
  Это - про нас. Каждый, будь он даже одет в малиновый пиджак и опоясан золотой цепью, всё равно сознаёт, что...
  Но не христианство создало этот комплекс - оно лишь использовало лазейку в броне человеческого сознания.
  Правда, на первый взгляд может показаться, что в античности люди были лишены этого комплекса. Но, если приглядеться получше, то станет видно, что философы Эллады и древнего Рима только и делали, что наперебой предлагали проекты общественного и личного процветания.
  Что это, как не попытка загладить вину перед миром? Или, выражаясь мягче, сделать сумму своей жизни положительной, а не отрицательной или нулевой?
  Инстинкт стадного плана? Попытка выполнить свои обязательства перед обществом?
  Но общество, даже во времена античности, ни от кого не требовало революционных реформаторских проектов.
  Когда-то у меня была мысль, что комплекс вины порождён страхом смерти. Каждый человек рано или поздно осознаёт свою смертность, и его охватывает жгучее чувство обиды. И ему легче полагать себя наказанным за некий проступок перед высшими силами, чем оказаться игрушкой в руках слепых обстоятельств. Тем более что в первом случае ещё остаётся надежда обрести бессмертие, искупив грех.
  Теперь это объяснение кажется мне недостаточным.
  Поведение философов античности и обывателей современности может быть прекрасно объяснено через "сарту" - понятие, введённое Вадимом Кирпичевым в своих статьях. Сарту - это стремление к счастью. Условно выражаясь.
  Полная формулировка понятия "сарту" занимает несколько больше места. Что-то вроде "стремления к эговертированной реальности без диалектики и отрицательных обратных связей". Мечта о мире, в котором за подъёмом следует не спад, а ещё один подъём. Архетипом подобного мира является рай.
  По теории Вадима Кирпичева, именно сарту стоит за существованием религий. Эговертированный мир без диалектики и отрицательных обратных связей по силам создать разве что Богу - и появляется идея Бога.
  Любовь - это фокусировка сарту. На субъекте, объекте или понятии.
  Когда некий античный или кухонный философ предлагает план по улучшению мира, он планирует - помимо всего прочего - улучшить и собственную жизнь. Что вполне подпадает под определение сарту.
  ...В общем, теория сарту способна объяснить многое - за исключением существования самого сарту.
  Ведь все человеческие особенности - от технического прогресса и абстрактного мышления до чувства юмора и произведений искусства - ведут своё происхождение от животных. От строящих плотины бобров. От кривляющихся мартышек. От собирающих блестящие вещи сорок. Этологи могли бы многое вам рассказать. Но они обычно молчат - чтобы не размывать чёткой и незыблемой грани, отделяющей человека от животных.
  Но не доводилось слышать о животных, которые стремились бы к абстрактному счастью. Вроде бы счастье для животного - это его естественное состояние при соблюдении нормальных условий.
  Никто из них не стремится получить дозу радости сверх норматива.
  С другой стороны, бывалым собачникам известно: нельзя наливать собаке спиртное, если вы не собираетесь делать это и впредь каждый день. Пёс с первого раза станет алкоголиком. Вероятность, что его удастся вылечить или что он сам отвыкнет от C2H5OH, почти отсутствует.
  Если крысу посадить перед кнопкой, нажимание которой стимулирует её центр удовольствия, то... Ну, про это все знают.
  Получается, что сарту тоже свойственно животным, как и все остальные человеческие заморочки. Иное дело, что у животных оно практически не проявляется - редко выпадает случай.
  Человек же, благодаря сильно развитой способности к ауторефлексии и абстрактному мышлению, смог осознать сарту. Даже не то чтобы осознать целиком - просто вывести сарту из области инстинктов в область подсознательного.
  И началось: возникновение религий, высокого чувства любви, стремления облагородить мир...
  Впрочем, происхождение комплекса вины этим не объясняется.
  Зато этот комплекс вместе с сарту составляет превосходную упряжку, побуждающую человека к изменению окружающей реальности - и самого себя заодно.

21/12/2005

  
  
  
  __________________________
  Дневник Человека За Рулём.
  Сайт Мессии
  Если Вы по натуре - независимый геймер-аннигилятор, спешите вступить в ОНГА - общество таких как Вы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"