"Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре" Йохан Хейзинга
"Спросите у мертвеца, сколько раз он жил?" А. Дюма-отец
"Стоит ли жизнь того, чтобы так много спрашивать?" А. Дюма-отец
Композиция из произведений Стравинского и Римского-Корсакова.
Внук предка. Чаепитие - перемирие Востока. Любо-дорого смотреть на то, как лица уважаемых стольников после паузы исполнились доброжелательности и миролюбия. Увы, писатель Булгаков не только задачки задает, но и путает людей, а еще ссорит. И от этого никуда и никому не деться. Потому что это был человек и писал только о людях, в чем его большая правда, потому как о боге пишут обуянные гордыней. Впрочем, это уже смахивает на программирование или, по меньшей мере, навязывание мнения. А я уполномочен всего лишь повторить, что редакция приглашает вас поразмышлять о двойниках и параллелях. Давно замечено, что роман заполнен массой двойников, дублирующихся ситуаций, антуража, природных явлений и пейзажей, сквозящих через толщу эпох символов. Скажем, прекрасная и феерически быстрая Низа заманивает Иуду на тот свет, как и менее скорая Маргарита - мастера. Низа и Маргарита - обе замужние дамы, и обе предают, как мужей своих, так и любовников. Только Марго делает все настолько тонко, что мало у кого хватит духа признать этот факт. Как там у героини Шекспира: "Что с вами? - Помогите! Умер он... Мы грустно расстаемся в этом мире, чтоб встретиться в Иерусалиме горнем". В точку! У персонажей романа очень много мифологических и литературных ассоциаций. Вспомните, у той же ведьмы Геллы зеленеет кожа. Так ведь Геллой звали античную героиню, утонувшую в проливе. Та Гелла упала в море с высоты, то есть во время полета. Утопленницы, как известно, зеленеют. Или еще одна шекспировская реминисценция: "Кто б ни был ты, зовусь я Маргарита, и мой отец Неаполя король". Фантасмагории-галлюцинации у Булгакова сложные, подчас мы видим элементы взаимной вложенности снов, фантазий, наваждений и полетов сразу нескольких... персонажей. Но всё преподнесено настолько аккуратно, что в рамках одного и того же наваждения логически доказуем авторский приоритет опять же нескольких персонажей. То есть в роли хрониста той или иной ситуации мы можем представить нескольких героев. В общем, "Мастер и Маргарита" Булгакова - это удивительный бал-маскарад галлюцинаций, реминисценций, аллюзий, артефактов. Культурная публика страсть как любит все такое. Однако законы времени и места диктуют нам прыти поубавить. Поэтому ограничимся лишь некоторыми вариантами комбинаторики авторских штрихов и эскизов, тем более что их смысловой диапазон дает не один такой шанс.
Аннушка. Ну, началось. НаМ хлебом не корми, только дай у Булгакова выискать смысловые ряды, подтексты. К месту, не к месту. Нет, я что? По мне, ищите, чего ж не искать?
Мачо. И искать не надо. Бортко грубо приклеивает и прибивает - скотчем и дранкой!
Поп. Отвергать очевидное - не есть научно. Романист Булгаков не обходится без параллелей, просто параллели у него сходятся в точке лжи. И в этом истина. Неблагое дело рано или поздно оплачивается по счету. И этот счет - высшая справедливость. Судьба Булгакова - пример платы по счетам. Это, конечно, самая приблизительная, беглая и достаточно ироническая гипотеза. Но кудесник, картежник и бильярдист Булгаков тасует "карты", "кости" и "шары" так, что некоторые персонажи проявляют себя под разной мастью или сидят разом в разных лузах.
Диссидент. Слов много, а примеры?
Поп. Извольте. Напомню, и книга Булгакова, и наша передача начались с Берлиоза. Причем наши ведущие показали, как некоторые элементы "Фантастической симфонии" запрограммировали Булгакова на ситуативные аналогии в романе. Недосягаемая актриса доводит музыканта до психоза, он становится наркоманом, его психика больна, он пребывает в мире видений, более реальных, чем сама жизнь. Да и есть ли у него, морфиниста, жизнь как таковая? Гектор в плену мрачных фантазий. В одной из них он губит свою любимую. В другой он теряет голову, ее рубит палач. И вот его уже хоронят по ходу бала мертвецов, шабаша нечисти, где он в гробу несет уже нагрузку важного масонского причиндала. В следующем наваждении, а это квинтэссенция реализма всей симфонии, его возлюбленная оказывается ведьмой, которая торжествует, погубив его. Надо ли говорить, как легко претворить эти параллели в "М и М", наложив разные аллюзии на разных героев, каждый из коих - реинкарнация безумного автора, очередная его болезненная фантазия? Если я не прав, ответьте, пожалуйста, где мы с чистым сердцем и ясной головой можем уверенно сказать, что это не бред некоего автора романного текста, который нам, по сути, не назван и потому может быть вольно назначенным в силу самых разных допущений?!
Эрудит. Захватывающе, но бездоказательно!
Инженер. В другом программном произведении - симфонической поэме "Гарольд из Италии" - Гектор Берлиоз ввел еще одну новацию. Музыковеды присвоили ей имя "лейттембр". Это когда единству персонажа соответствует единство тембра. Проще говоря, какую бы мелодию не играл инструмент (у Берлиоза - альт), передающий характер главного героя, всегда можно безошибочно угадать появление Гарольда по тембровой характеристике.
Эрудит. Байронический загиб? Кстати, лорд Джордж Гордон Байрон был достаточно хром, загорел и демоничен. Плюс "скалы мой приют". Не с него ли Булгаков писал своего Воланда?
Чекист. А дальше? Чем закончилось это все... с этим Гарольдом?
Инженер. Невозмутимый и храбрый Гарольд мужественно умирает, выпив кубок с отравленным напитком. И это, заметьте, случается опять же по ходу разбойничьей оргии в зловещей, с неверными бликами факелов пещере.
Диссидент. Маэстро Берлиоз, прямо скажем, был как-то нездорово пристрастен к аномальным тусовкам типа оргий.
Аннушка. Гений!
Мачо. Минуточку, выходит, Гарольд в опере Берлиоза умирает в пещере? Так же вот и тело Га-Ноцри у Булгакова последний раз появляется в пещере, как об этом упомянул Левий Матвей.
Инженер. "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух", если немного еще покопаться в биографии Гектора Берлиоза, а она того стоит хотя бы из уважения к первенству Михаила Александровича в череде героев Михаила Афанасьевича. У композитора есть занятная оратория, одно название которой способно бесповоротно мистифицировать само слово Берлиоз.
Диссидент. Надеюсь, эта вещица называется не "Воланд" и не "Королева Марго"?
Инженер. "Осуждение Фауста".
Внук предка. Браво!
Аннушка. Фи... И что?
Чекист. "Фауст"... Мефистофель... Сатана... Воланд... Маргарита... Берлиоз... Да, неспроста!
Инженер. Теперь следующий момент. Критик Михаил Берлиоз, если помните, усиленно программировал Ивана Бездомного на создание ложного сценария жизни и смерти Христа. Дескать, Христос не существовал вообще. Возможно, за это Булгаков и уготовил ему смерть, так напоминающую казнь Иоанна Крестителя. Известный как Предтеча, этот Иоанн пребывал в постоянных миссиях, крестя новообращенных в купелях, колесил по Палестине, то есть не имел постоянного дома. Бездомный. Но для нас важнее, что Иоанн Креститель и был тот человек, который четко, авторитетно и громогласно программировал библейского Христа на роль жертвенного агнца. Чем закончилось, известно. Отрубленную голову Михаила Берлиоза, принесенную на Воландов пир ста королей, можно вполне отождествить с усекновенной головой Иоанна Крестителя на пиру Ирода. Помните, по приказу царя Ирода, который выполнял пожелание жены своей Иродиады, эту голову на блюде принесли дочке Иродиады Саломее. И опять же в момент царского торжества.
Внук предка. Помни: программируя на ложные цели и образы, ты рискуешь материализовать не только их прототипа, но и продублировать его судьбу. Вот вся мораль.
Инженер. Спасибо за спрямленье мысли. Действительно, тот же председатель МАССОЛИТа Берлиоз, не говоря про его мелкотравчатые "дубликаты" - Майзеля и Бенгальского - мог запросто, в том числе с точки зрения Воланда-Мефистофеля, поплатиться за "грехи": во-первых, гениального композитора Гектора Берлиоза, "изобретателя" программной музыки. За что? За "Фантастическую симфонию", где предугаданы многие жанры, где редчайший бурлеск мистики. За "Осуждение Фауста". Во-вторых, за грех Первосвященника Каифы, обрекшего Иешуа на казнь.
Аннушка. Ну, этот-то с какого перепуга?
Чекист (отрываясь от книги). А я, кажется, понял. Смотрите, в раскаленный весенний полдень, это апогей разрушительной деятельности первосвященника, Понтий Пилат неоднозначно грозит социальному манипулятору Каифе. И тень манипулятора вдруг ужимается в дулю, в нуль у львиного хвоста. И грозит игемон не водой из Соломонова пруда...
Поп. Кстати, такого пруда не существовало. Это всего лишь аллегорический источник мудрости...
Чекист. Как скажете. Главное, не сбивайте. На чем я? Так вот, и что мы видим в самом начале книги? Опять же в час необычайно жаркого весеннего заката литератор Берлиоз, страдая от отсутствия воды, находит смерть у Патриарших прудов.
Диссидент. Заболоченное место, могу засвидетельствовать.
Аннушка. Ряд исследователей полагают, что Берлиоз - это антипод мастера, оба они симметрично разнесены по обе стороны от Бездомного. Они то есть - два этапа школы его духовной эволюции, два полюса просвещения, два эрудита и умницы. Оба крайне исторически образованы. Даже имя свое и первую букву отчества автор присвоил Берлиозу, а мастеру - заглавную букву этого имени.
Мачо. Вне всякого сомнения, этим мастерским финтом Булгаков отразил свою внутреннюю борьбу и, делая выбор совести, решительно убил ненавистную ипостась безбожника. Но для меня лично более отчетливо прописана линия Левий - Бездомный. Оба поначалу довольно невежественные типы, оба неверно излагают текст, в смысле: учение и историю своих наставников. Оба впадают в безумие переосмысления, а после духовного кризиса становятся авторитетами, остепеняются. Один - апостол-евангелист, другой - профессор по самой почетной части, идеологической. Левий Матвей и Иоанн Понырев.
Инженер. А, на мой взгляд, не менее оправдана и любопытна связка: Понтий Пилат и Иван Понырев. Судите сами, обоих сближает много чего. Во-первых, официальное признание и рычаг влияния на толпу: у одного претория, у другого "Литературная газета". Второе, изначальное непонимание и непризнание сына бога. Третье, акт омовения в качестве избавления от старого мышления и фиктивного, бесполезного действия: Пилат полощет руки, Иван - тело в мутной речке. Четвертое сходство: наваждения, головные боли, помутнение рассудка в самом ужасном доме Иерусалима и Москвы: дворце Ирода и скорбном приюте дураков. Пятое: постепенное прозрение, долгие поиски истины вплоть до обретения призрачного приюта покоя - дома. И вот уже Бездомный - Понырев, а Пилат - угаданный сын короля-звездочета, уходящий с мрачной скалы забвения по лунному мостику между звезд.
Мачо. Скала - апостол Петр - камень веры - платформа христианской церкви.
Поп. Сдается мне, кое-кто избрал скользкую дорожку комических аналогий. Однако при всей их красоте и блеске, не надо забывать, что это ложный путь краснобаев, упивающихся всем чем угодно, кроме истины. Предпочтение внешних эффектов и параллелей глубинам теории "получает некоторую драматическую привлекательность, некоторое напряжение, невольно сообщающиеся читателю: читатель вовсе забывает о научном вопросе, а так как писатель, кроме того, сыплет образами и метафорами, которыми занимает фантазию читателя, то он уже ничего не обязан делать для его рассудка. Каждое его слово, как меткий выстрел, попадает в цель. Тот, кто спосо?бен быстро и с определенным драматическим эффектом превращать основоположения в остроты, понятия - в метафоры, может праздновать победу в ущерб истине. У нас часто случалось, что в таком одеянии большой успех имела даже бессмыслица. Даже явное отсутствие мысли у нас не лишено общественного почитания. Грамм истины так раздувается пустым словесным искусством, что в глазах толпы, которая судит по внешности, перевешивает центнер".
Аннушка. Товарищ бывший доцент кафедры атеизма у нас теперь - жрец истины, только сегодня он в православной рясе? (2-й желтый огонек из груди настольной Исиды затушевал гонор мадам).
Поп. Благодарю за столь высокую оценку моей скромной персоны. Но это сказал Куно Фишер, великий знаток философии.
Инженер. "Повсюду известны приверженцы натуральной магии (люди совершенно поверхностные и посредственные, которые едва ли заслуживают упоминания при обсуждении таких серьезных предметов, как наш), которые с величайшей суетностью и необдуманностью находят в природе пустые сходства и симпатии или даже придумывают то, чего нет в вещах". Это тоже не я, уважаемый Лев Брониславович (хлопающему губами Диссиденту). Это Фрэнсис Бэкон.
Поп. Алаверды понял. Что ж, игра есть игра.
Инженер. Откуда такое пренебрежение к слову "игра"?
Поп. Я продолжу? В таком случае, вот мой вариант дублеров: разбойник Вар-раван, который, по словам Афрания, после освобождения будет совсем другим и шага не ступит, чтобы за ним не шли по пятам. И администратор Варьете Варенуха, ставший оборотнем.
Глава проекта. Последний пассаж, действительно, забавен. Если не забывать, что игра - это не просто игра и уж тем более не забава. Не самые последние их умов под теорию игры подводили все наше земное творчество, подстегнутое освоением божественных законов.
ВС. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетическое "состояние игры" отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как игры. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность. Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (Гадамер, Е. Финк, Хейзинга)... Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзинга (1872-1945гг.) в работе, "Homo Ludens; Статья по истории культуры" (1938). - "Человек играющий и игра как философский феномен культуры".
Эрудит. Йохан Хейзинга утверждает, что игра старше культуры, она предшествует культуре, игра творит культуру. К XIX веку, возмущается он, воцаряется заблуждение, что экономические силы и экономический интерес определяют ход истории. Дух рационализма и утилитаризма убили таинство и провозгласили человека свободным от вины и греха. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре идолом. Культура гораздо меньше играется, чем в предшествующие периоды. Позднебуржуазная культура теряет игровую традицию; там же, где, похоже, что она играет, отмечает Хейзинга, игра эта фальшива. Игра, наполненная эстетическими моментами, "проигрывающая" и творящая духовные ценности, - ранее культуросозидающий фактор, - ныне переродилась в суррогат игровой деятельности - в спорт. Он превратился в научно-технически организованный азарт. Из единства духовного и физического он сохранил низменную физическую сторону. Масса людей потребляет искусство, но не имеет его необходимой частью своей жизни, тем более не творит его сама.
Внук предка. Ах, так это ваши рефераты мне и посчастливилось читать в Интернете. Какую тему не затронь, а там уже ваши опусы. Теперь затравка. Вот дуэт посерьезнее во всех отношениях: Тиберий - Римский. Ваши соображения? Наше ток-шоу не из тех, которые гонят людей, мысли, время. В "Геллеспонте" время для размышления - высокая ценность. Подумайте.
Гелла вносит кофейник с фарфоровыми чашечками.
Поп. Разве попробовать, надо же загладить игрушечный конфуз. Верно, римский император Тиберий был жесток, но в данной ситуации, на мой взгляд, он не причем: ну, не принимал он никакого участия в событиях близ Голгофы, выпавших на конец его правления. В этом не его беда и, уж точно не грех, а особенность властелина великой империи, лишенной к тому же современных методов коммуникации. Это примерно то же, как если задним числом пенять президенту Никсону, не заметившему первых опытов Билла Гейтса: "Ричард, как же мог ты не оценить Интернет?". Однако именем Тиберия заочно освятили и санкционировали процедуру черной социальной магии в Иудее.
Чекист. Прошу не упустить: не просто магии, но магии с так называемыми чудесами, в том числе чудесами якобы убийства и якобы воскрешения по ходу пошлой казни.
Поп. А не кажется ль вам странным, что как раз в те годы кесарь впал в мнительность, подозрительность, укрылся, а, по сути, бежал на Капри, где предался извращениям, быстро состарился и загадочно умер, по некоторым показаниям даже удушен преемником Калигулой? Теперь сравните эту номинальную роль римского императора - верховного, но не участвующего освятителя казни - с ролью Римского в ходе пошлого сеанса черной магии. Какой-то Римский без Корсакова. Еще одна, кстати, перекличка. Булгаков использовал первую часть фамилии великого русского композитора. Или, скажете, никому ни разу не приходила на ум такая ассоциация, хотя бы ощущение, что фамилии Римский чего-то не хватает? Через черточку? Не поверю. Значит, через черточку выходит что? Правильно, Римский-Корсаков. Какие теперь слова приходят на память? Шехерезада, Заморский гость, Садко и, само собой, "Золотой петушок". Символические фигуры. Спроста ли в книге целая глава, напрямую связана с Римским, а называется "Слава петуху"? Золотой петушок был защитником одного звездочета из пушкинской сказки. У Булгакова опять же петух своим криком спас Римского, явно не самого негативного героя.
Инженер. Тогда еще одна наводка: уже Корсаков без Римского. Слышали, кто такой Корсаков?
Чекист. Лично я бывал в Корсакове по комсомольской путевке. Сахалин.
Инженер. Холодно. Корсаков Сергей Сергеевич был великий русский психиатр. Основал знаменитую клинику алкогольного психоза. Она, кажется, так и называется - клиника Корсакова. Теперь от музыканта Римского-Корсакова перебрасываем мостик к композитору Стравинскому, а от великого психиатра Корсакова - к великому Стравинскому-психиатру, в замечательную клинику которого и поступил Иванушка Бездомный на почве, если не ошибаюсь, алкогольного психоза.
Чекист. Во, как! Трезвые наблюдения! Лихо...
Аннушка. Просто взяли и за уши они притяну... Впрочем, всяко, всяко может быть...
Инженер. Позвольте еще одну проводку: психиатр Стравинский - это на самом деле Каифа, по невежеству принятый Иваном Бездомным за тутошнего Пилата, причем потому лишь, что Пилат был единственный знаменитый типаж из знакомых ему героев заданной Берлиозом эпохи. В действительности Пилат нисколько не походил на Стравинского. Претор был умен, но не прямолинеен в отношениях с нижестоящими, если это не касалось тайной полиции.
Диссидент. Не претор, а прокуратор. Насчет невежества бы помолчали.
ВС. Звание "прокуратор" фигурирует в источниках с 60-х годов н.э., в описываемый же период управляющего преторией Иудеи называли претором и префектом. Столь же небесспорным считается употребление Булгаковым титула "игемон" по отношению к иудейском претору. Ряд исследователей считает справедливым применение этого титула к наместнику крупной провинции, в данном случае Сирии. Однако именно в описываемый период пост наместника Сирии оставался вакантным, и наименование претора игемоном в его отсутствие исключить нельзя.
Желтая искорка вторично прочертила ослепительную траекторию по нескольким буквам герба Диссидента.
Инженер. Разрешите продолжить? Первосвященник Синедриона и Профессор психиатрии - это два знатока психотропных методов воздействия, применяющие иезуитскую методику внушения и подчинения. Мягкие в манерах, но непреклонные в помыслах, оба являют сходный образчик злых жрецов догматической веры, то есть слепого преклонения перед каноническим идолом. Их действия - две разновидности социальной психиатрии. Подобные "пастыри" фанатически верующих, а, по сути, психически больных, способны любого бунтаря казнить, ну и варианты: назначить сумасшедшим, заключить в психушку, упечь в тюрьму. Но при любом раскладе их приговоры и диагнозы вызывают трепет и благоговение окружающих. Профессор Стравинский - лощеный инквизитор новой эпохи. Его метода не в том, чтобы пациент что-то доказал, а - хотя бы сказал, после чего его прозомбируют по полной программе. Без костоломства, без внешнего принуждения. В этом характере Булгаков интуитивно угадывает глобальную программу по манипуляции сознанием: "Изменение образа человека", позднее разработанную ведущими специалистами Тавистока и РЭНД-Корпорейшн (они скрупулезно расписаны Джоном Колеманом в "Комитете 300", а Полом Диксоном в "Фабриках мысли"). Итог Стравинской манипуляции ужасен - безволие и страх человека, мечтающего спрятаться в бронированной камере. Сталкиваясь с массовой галлюцинацией, ее жертвы орут, как Бенгальский: "Доктора!" - и попадают в психушку.
ВС. Все, занимавшиеся гипнозом и программированием сознания, ясно осознавали, что именно в эпоху потрясений и перестроек общества, резко возрастает внушаемость людей, особенно в период так называемого идеологического вакуума. В 1989-91 гг. уровень внушаемости граждан СССР достигал 70-80%! Этим уровнем внушаемости пользовались не только те, кто хотел подзаработать на моде на экстрасенсов и йогов, но и куда в более широком масштабе - в масштабе мировой политики. Народ в своем большинстве голосовал за авантюристов и болтунов, умеющих искусно говорить, актерствовать и выкрикивать шокирующие лозунги. В итоге управленческий аппарат государства оказался переполнен шарлатанами, ворами и политическими проститутками. Результаты не заставили себя долго ждать: крушение СССР, межнациональные войны, развал экономики и массовое обнищание населения. Интересно отметить, что при изощренном цинизме "перестройщиков" и "реформаторов", в своем подавляющем большинстве вчерашних коммунистов-атеистов и лиц "демократической национальности", осуществлялась активная поддержка всех религиозных конфессий. Чего только стоит освобождение от налогообложения, строительство храма Христа Спасителя, новой синагоги и мечети в Москве. Может "реформаторы" грехи замаливали? Или их помыслы были более земными?!
У любого явления есть своя история. История воздействия на человеческое сознание измеряется тысячелетиями: от древних жрецов и шаманов до создателей психотронного оружия. Это самая драматическая история, пестрящая гибелью народов и цивилизаций. Каждая ее страница кричит о незащищенности человеческой души, о ее детской уязвимости. И было бы наивно полагать, что тот, кто понял механизмы манипуляции человеческим сознанием, удержался бы от искушения. - Р.Л. Перин. Гипноз и мировоззрение.
Эрудит. Кто-то, я читал, уподобил Стравинского Пилату. Ну-ну. Вольному воля, на этом же основании я с врачом - не психиатром, а, скорее, хирургом - отождествлю еще один образ. Палосич - заведующий из Торгсина в ослепительно чистом халатике. Надеюсь, припоминаете? Пал Осич - Павел, Иосиф...
Внук предка. Какая-то кубышка библейских имен для идеологически нагруженных персонажей. Стравинский - опечатался и уже - Отравинский.
ВС. Как рассказать о Стравинском, не говоря об этом последнем его этапе? Кольца, гетры, шейные платки, клапаны, галстуки, булавки, часики, кашне, безделушки, пенсне, монокли, очки, цепочки - все это ничего не говорит о нем. Это только внешнее проявление безразличия Стравинского к тому, что о нем скажут. Он сочиняет, говорит, одевается так, как хочет. Когда он играет на фортепьяно, инструмент составляет с ним единое целое, когда дирижирует своим "Октетом", к вам обращена спина астронома, который погружен в расшифровку великолепного инструментального расчета, выполненного серебряными цифрами.
От Н. А. Римского-Корсакова он унаследовал пристрастие к порядку, который понимает по-своему. Чернильницы, ручки, линейки, разложенные на столе у Римского-Корсакова, наводили на мысль о пунктуальности бюрократа. У Стравинского же порядок устрашающий. Как в операционной.
Этот композитор врос в работу, облачился в нее, он весь, как человек-оркестр в давние времена, увешан музыкой, он строгает ее и покрывает все вокруг слоем стружки, он неотделим от своего кабинета. Где бы ни был Стравинский: в Морже, Лейзене, в Париже (обычно он останавливается у Плейеля) - он всегда в панцире, как черепаха. Пиа?нино, барабаны, метрономы, цимбалы, американские точил?ки, пюпитры - все это его дополнительные органы. Так же, как ручки управления у пилота или разные усики и щетинки у насекомого в брачном наряде, которые мы видим в тысячекратном увеличении на экране...
Изумляет твердость этого человека: в то время как толпа обожателей требует: "Ну, помучай, побей меня еще", он предлагает ей тонкое кружево.
Такой изысканный подарок приводит публику в замешательство. Ей было понятнее, когда ее лупили. - Жан Кокто "Стравинский".
Глава проекта. Если бы мы ставили баллы, как в КВН или Брейн-ринге, то наш добрый Версификатор вполне бы оспорил звание капитана команды. Шучу, вы все достойны виртуального капитана, уважаемые... за известным исключением.
Известные участники принялись вертеть головами в поисках известных исключений.
ВС. 15 января 1934 года в московском Доме ученых Горький присутствует на конференции медиков и биологов, слушает доклад заведующего отделом Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) профессора А.Д. Сперанского "Нервная трофика в теории и практике медицины". Если к этому добавить, что в начале 1936 года на даче Тессели в Крыму Горький беседовал со Сперанским о проблемах долголетия, и что о достижении бессмертия через 100-200 лет он говорил еще на лекции в 1920 году, то все приведенные данные в совокупности дают основание интерпретировать фразу Воланда о гомункуле в контексте идеи, которой был привержен Горький на протяжении всей своей жизни.
Но это еще не все: по свидетельству самого профессора Сперанского, идея создания Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) исходила от Горького, который поделился ею со Сталиным; после "поддержки и одобрения" (слова Сперанского) со стороны Вождя, и только после этого, в начале лета 1932 года Сперанский был направлен к Горькому на дачу, где и произошло их знакомство. ...Клиника, в которой Иван Бездомный встретил Мастера, со значительной степенью вероятности может рассматриваться как отображение Всесоюзного института экспериментальной медицины, а профессор по промыванию мозгов Стравинский - как двойник профессора Сперанского со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и относящимися к характеру его контактов с прототипом образа Мастера. - Альфред Барков "Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита: альтернативное прочтение".
Эрудит. Это, конечно, впечатляет. Но Горький-то здесь с какого припеку?
Внук предка. Стоп, не будем нервничать и торопиться. У нас еще найдется повод обсудить этот вопрос. Что до меня, я с детства западаю по самой туманной, но донельзя скупо вырезанной личности Арчибальда Арчибальдовича. Есть ли у кого какие-нибудь ассоциации, хотелось бы, знаете ли, просветиться?
Мачо. С общего позволения. Кто такой Арчибальд Арчибальдович? Великан-красавец из "Ада" - кухни писательского дома. Ад - А-д -сокращенное от А-рчибаль-д. Он же "Флибустьер", иначе говоря, пират на госслужбе, а еще - ухищренный цербер мирка литературно-интеллектуальной богемы. Для одних вышколен, услужлив и гостеприимен. Для других грозен, свиреп и неприступен. Немногословная, таинственная фигура. Символ военной силы, охранитель власти и палач ее. Вовремя смывается. Тип, который равно востребован и уважаем во все времена, но под меняющимся соусом. Орлиные перья, алая подвязка, багряный плащ, белая борода. Или черная? О ком это? Об администраторе Арчибальдовиче или о великолепном римском легате? Хоть бы и о несокрушимом страже Крысобое... "О боги, боги мои, яду мне, яду" - это мучительное наваждение, этот фирменный слоган Пилата вторгается в ткань книги со сцены первого явления администратора ресторана в Грибоедове. Не с него ли писана и более поздняя песня романтика следующего поколения? Помните: "Бьется по ветру "Веселый Роджер", Люди Флинта песенку поют"?
Аннушка. Ах, ну как же?! "Бригантина".
Чекист. Написал Павел Коган, тот еще певун пиратства. После него через неразборчивых поклонников бригантин и Роджеров, через блатные шансоны пошла-поехала героизация уголовников. И теперь вся эта шантрапа - в шоколаде, а герои - в г...
Аннушка (в сторону версификатора). И это хваленная объективность?! Какое безобразие...
Диссидент. Слов нет. Коган - жертва репрессий.
Чекист. А вы - узник совести по причине немерянной любви к пиратам в совково-блатной аранжировке. Вы в свое время чудом не пошли сразу по трем статьям. Первая - антисоветская пропаганда, а две поприкольнее будут.
Диссидент. Почему версификатор не заткнет ему рот?
Аннушка. Слов нет! Хам... Ам-ам, ха-ха-ха, хи-хи-хи...
Внук предка. Вы хотите, чтобы он высветил досье на вашу разностороннюю деятельность по распространению запрещенной видеопродукции и на вашу рыночную ориентацию начала 1970-х?
Диссидент. Полноте. Какое это имеет отношение к дубль-ситуациям романа?
Эрудит. Проще, конечно, перетрясать старье. Хотя кто-то заикался о парадоксах. Поэтому предлагаю ассоциативный тандем: Иуда и мастер. А что? Оба преданы любовницами, оба, всяк по-своему, убиты ради выполнения, уже, правда, посмертно, роли в чуждом сценарии. Оба получили аванс-предоплату. Мастер - 100 тысяч "ре" за роман.
Инженер. Я бы добавил, что эта предоплата ой как не проста. Самая примитивная плоскость: деньги получены по воле случая, выиграны в лотерею, то есть все сделано лично от себя и лично для себя. Второй пласт посложнее - премия вручена в большей степени для обустройства его возлюбленной, которая, как это нетрудно доказать, воплощает "интеллигенцию" (именно в кавычках) - бессмертных фарисеев и филистеров. Третий пласт инфернальный: аванс спонсирован Воландом с целью отложенной отдачи. Теперь проанализируем призы Иуды. У Булгакова, а, если быть точным, у Пилата и Афрания Иуда - некий помощник менялы, получающий 30 тетрадрахм, греческую валюту, притом что в библейском варианте это были еврейские шекели - пресловутые сребреники. У иудиного аванса разные смысловые качества. Но при любом обороте для Иуды последующий сценарий погибелен. Иуда входит в историю как человек, который подкуплен за предательство или, а это далеко не одно и то же, за роль предателя. Первый сценарий - религиозно-политический, его очевидный автор - Каифа. Второй сценарий - духовно-нравственный. Его цель - в спасении праведника Иешуа лично для Пилата, Третий сценарий - глобальный, разработанный с дальним прицелом так называемой мировой закулисой, силами тени, закрытой системой, Мировым Злом - руками и усилиями Афрания, Воланда и, по умолчанию, Каифы, при данном раскладе, скорее всего, не осознающего последствий происходящего. Вот только навскидку...
Поп (саркастически). Мы подходим к концептуальным вещам. И инженер Петр Гранов, он же публицист Марк Шейхер, лихо и увлекательно продемонстрировал красоту и коварство булгаковского детища, от коих роман, впрочем, становится еще опасней. Эта идейная мина Булгакова упакована не только в козлиный пергамент, но с непременным вензелем из двух М: ХХ.
Внук предка. Что же тут опасного?
Поп. Опаснее всего - вот эти самые ловкие и игривые вариации, позволяющие "творчески" допускать разночтения в трактовке образов не только выдуманных, но и сакральных. Речь, как вы понимаете, об Иисусе Христе, упрощенном писателем до уровня бродяги Иешуа. После этого, думаю, будет понятна головокружительная фраза Воланда, сказанная Мастеру: "Тот, кого так жаждет видеть выдуманный вами герой, которого вы сами только что отпустили, прочел ваш роман". Утверждаю: при такой постановке вопроса, то есть, если Мастером выдуман Пилат, то Иешуа тоже должен быть рассматриваем как просто персонаж его романа.
Внук предка. Минуточку. Возрадуйтесь, батюшка, у вас нашелся единомышленник. И он готов воспроизвести вашу мысль с точностью до запятой.
ВС. Вновь говорю: если Мастером выдуман Пилат, то Иешуа тоже должен быть рассматриваем как просто персонаж его романа. Но вот, оказывается, персонаж читает роман про самого себя и дает ему оценку... Это и есть сюрприз, обещанный Воландом Мастеру. Сон, придуманный писателем (Мастером) для своих персонажей (сон Пилата о прогулке с Иешуа) обретает реальность и являет себя призраку автора. - Андрей Кураев "Мастер и Маргарита: за Христа или против?"
Поп. Пардон, но, мои хорошие, мне же не дали докончить цитаты. Это и впрямь мысль дьякона Андрея. И я озвучил ее не всуе, а подводя студию к очень изощренной параллели, невидимой для читателя и, тем более, зрителя, не отягощенного знанием теологических тонкостей. С вашего позволения продолжу мысль отца Андрея, сделавшего ценное наблюдение: Воланд и его шайка творят свои фокусы в канун Пасхи: "Но до Пасхи дело не доходит: Воланд не может остаться в Москве Пасхальной: "- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора". И из Пасхи же убегают Мастер с Маргаритой. Эта московская православная Пасха нигде в романе не упоминается. Но события ведут к ней. И Воланду отчего-то не хочется продлевать свое пребывание в Москве"... Прощаясь с Москвой, Воланд обозревает столицу... Откуда? С крыши Дома Пашкова.
Чекист. Детище масона Баженова.
Поп. "Утром в Страстную пятницу, - продолжает Кураев и выстраивает бесподобно разительный ассоциативный ряд в восприятии одних и тех же религиозных событий в 30-е годы и 1900 лет спустя, - апостолы стояли за линией оцепления, с ужасом наблюдая за голгофской казнью. Утро же этой Страстной пятницы москвичи проводят тоже в окружении милиции, но это оцепление ограждает очередь "халявщиков", давящихся за билетами в варьете. В Москве изначально как бы два полюса духовной энергии. Светлый полюс - Храм Христа Спасителя. А напротив него - черный полюс: подвалы библиотеки, набитые каббалистическим чернокнижием в Москве изначально как бы два полюса духовной энергии. Светлый полюс - Храм Христа Спасителя. А напротив него - черный полюс: подвалы библиотеки, набитые каббалистическим чернокнижием. Но вот, оказывается, персонаж читает роман про самого себя и дает ему оценку... Это и есть сюрприз, обещанный Воландом Мастеру. Сон, придуманный писателем (Мастером) для своих персонажей (сон Пилата о прогулке с Иешуа) обретает реальность и являет себя призраку автора"...