Идейный раскол между разными частями интеллигенции оказался глубже, чем предпо-лагалось, и по мере развития кризиса возникают новые трещи-ны. Однако вырастает новое поколение образованных людей, для которых обиды и взаимная непримиримость, расколовшие советскую интеллигенцию, уже стали предметом истории далеко не первой важности. Есть надежда на то, что воля молодежи к жизни и ответственность стариков станут достаточно сильным цементом, чтобы склеить критическую массу нашей рассыпан-ной интеллигенции и соединить ее усилия в общем деле. - Кара-Мурза Сергей "Потерянный разум".
Внук предка. Что тут скажешь? Умышленная попытка вроде как мысленных рассуждений (умствований) о романе Булгакова "Мастер и Маргарита" так и не уложилась в емкую, цельную и компактную схему. "Сумбур в структуре", неровность ритма, как бы мистические перескоки, полярность оценок и полное отсутствие желания для лепки глубокомысленных выводов или выноса великих уроков... Не меньше, но и не больше, чем в любой якобы научно-популярной брошюрке, не говоря о телепередачах и ток-шоу, где - ученый... "базар за Булгакова". Об интеллектуальной компоненте проекта "Геллеспонт" не мне судить. В итоге, одни лишь перекосы-перепады, полеты-провалы, прозрения-наваждения, то логика, то бред... Впрочем, не эти ли парадоксальные полярности и предопределяют непостижимость феномена по имени ТЕКСТ "М и М"?
Глава проекта. Так то и славно! Худо, кабы все вышло красиво и гладко, глянцево и плоско, логично и академично, размеренно и ровно, с дозированными резюме, раскиданными по симметрическим сусекам изловленных артефактов и распотрошенных подтекстов. Или кто-то ждет от соприкосновения с Булгаковым именно этого? Тогда это не Булгаков, либо вы не по адресу. Что до концепций и версий, проблем и ассоциаций - об этом повторяться не стоит. Если не усвоено в ходе вирто-дискуссии, ну и... слава Богу. Значит, это вам ни к чему. Кто хочет, поймет. Не нас - Булгакова, который безумно мечтал: "Чтобы знали"...
Внук предка. Мне и кажется, что мы должны знать о Боге и дьяволе хотя бы немногое, но достаточное для того, чтобы корректировать свою жизнь самим, а не полагаясь на кого-то. Бог и Сатана - это ведь нами нарисованные мишени собственного Невежества и Трусости. Все свои слабости мы списываем на них.
Глава проекта. Насчет дьявола собгласен. Но вы и Бога относите к химерам.
Внук предка. Я ничего такого не говорил. Мне просто хотелось бы верить в Доброго Бога, соблаговоли он четко обозначить свою милость к достойным ее. И - совсем не верится в дьявола. Похоже, мы лишь персонифицировали свои пороки, навесив отвественность за свои невежество и трусость на символы. Но грань между ними так хрупка и тонка, что мы постоянно путаем полюса Добра и Зла. И в этом наше вечное рабство, наша низость.
Глава проект. Так жить проще.
Гелла. Но проще ли?
Внук предка. Достоинство и Разум Человека требуют Мужества и Самостоятельности, а не надежды на судию, который избавит от палача или спасет от вечного мрака. Вот о чем все ЭТО. И цель нашего проекта была всего лишь пунктирно - сквозь призму разных мнений и даже идеологий - показать феноменальную широту связей и проводок, образов и идей, ситуаций и аллюзий книги Булгакова с космосом всей нашей жизни. Показать, что все это соотносится и соприкасается не с сатирически-пасквильной плоскостью узенького периода 1930-х, а включено в многомерность культурно-исторического пространства, где увязаны и переплетены духовные искания и драмы античности и средневековья, ХХ и XXI столетий - вечный гнозис человечества. Вот что хотелось показать. Это и есть уроки прочтения: индивидуального, но лучше - взрослого.
Гелла. Мне кажется, один "детский" урок - в картинках и булгаковской разблюдовке кар и наказаний, мы воленс-ноленс запомнили... Все назидательные разговоры о реабилитации, апологетике Сатаны (что у Булгакова, что у Гете, что у Гофмана) - детский сад, в котором выдуманный персонаж воспринимается и навязывается всерьез. Сводя к воле одного "князя тьмы" все беды и зло мира, мы упрощаем этот мир и сознание человека до размеров дворовой песочницы, до гробовой доски снимая с него чувство личной ответственности. Иное дело, что детям, действительно, сложно разобраться в оценочных нюансах. И в этом плане книгу "М и М", действительно, не стоит рекомендовать для изучения в школе.
Внук предка. Жалко толко, что наши попытки обречены на модный ярлык - "постмодернизм".
Гелла. Так тоже проще - тем, кто зазубрил много всяко-разного учено-образного, но не знает ответов, потому как не дано - в силу умишки. О таких мыслителях еще Кант говорил...
Внук предка. Женщина, брось бояться. Если наш проект - постмодернизм, то что же такое Салтыков-Щедрин с его одной лишь "Историей города Глупова", что есть Гоголь, да и сам Булгаков? Пробелма Добра и Зла не втискивается ни в какие жанровые и стилистические рамки.
Гелла. И вообще, при столь широком подходе к проблеме добра и зла, роман Булгакова - дело пятое.
Глава проекта. Да. Про всех не буду, но наши герои, мне кажется, кой-какие выводы уже сделали.
Гелла. Другой вопрос: усволили ль уроки...
Внук предка. Всегда полезно помнить: повторение - мать учения...
Виртосфера. Нет абстрактного добра или зла. Вся штука в том, что есть люди добрые и нелюди злые. Злые могут быть добрыми на лицо, но искрить злобой сквозь зрачки. Они могут говорить очень добрые вещи, но относить эти вещи только к определенной касте существ, в которую включают, разумеется, себя. И как тут опять не вспомнить мудрого Боэция: "Как явствует, все соотносится с благом. Добиваются богатства, поскольку считают его благом, и могущества, так как и в нем видят благо. То же самое можно сказать и относительно славы и удовольствий. Высшая причина всех стремлений -- благо, поскольку невозможно желать того, в чем не было бы хотя бы подобия блага. А поэтому люди жаждут того, что им представляется истинным благом, но что на самом деле не обладает истинной природой блага. Отсюда вытекает, что природу блага можно считать основной причиной и побудителем всех стремлений. То, что представляется наиболее желаемым, и направляет поведение людей". И это часто приводит к заблуждению и даже преступлению. Поэтому, учит Боэций, лишь "подлинная сущность Бога состоит в истинном благе, а не в чем-либо ином". А чтобы не мудрствовать лукаво и не прибегать к 16-ти пограничным типовым характеристикам "модели информационного метаболизма" Аугустинавичюте и, тем паче, Юнга или там Кемпинского, мы бы поделили людей всего на 4 типа, не считая, само собой, идиотов.
Первые: люди доброкачественные, то есть, невзирая ни на какие обстоятельства, склонные к добру - доки. Или коротко - ДК. Вторая категория: злокачественные, злоки - ЗК. С этими все ясно - они всегда тянутся к злу и пожирают себя и весь мир, как рак. Третий вид: компромиссно-качественные, или коки - КК, эти понимают и добро, и зло, даже скореесклонны в нормальных обстоятельствах к добру, но ведут себя, увы, в зависимости от конъюнктуры. Четвертая, самая многочисленная группа: индифферентно-качественные, или инки - ИК. Эти люди более близки к социальным животным. Они не различают добра и зла, но легко управляемы, внушаемы и воспитуемы. Главное для них - указка. Есть, куда ж без них, и промежуточные подтипы. Например, понимающие добро корпоративно, они даже ведут себя доброжелательно и благородно, но исключительно по отношению к своей группе: семье, роду, клану, племени, народу, корпорации, секте, религии, социальной группе, полу, секс-типу.
К сожалению, значительная часть интеллектуалов принадлежит к Кокам и Злокам. Что же до Булгакова... Видимо, добро он и понимал рассудочно - рассуждал ведь о добре. Но в эгоистическом плане. И он, судя по всему, гибридный тип. В его книгах много мести, часто мелочной: Борменталь, мастер, Маргарита, "правосуды" из шайки Воланда. Потому Булгаков ближе к злокам, суггесторам. Я так скажу. Сегодня. Но нет никакой гарантии, что завтра мы не изменим сей приговор. Мы ведь пока и близко не обладаем полнотой фактов для вынесения окончательного приговора...
...Вот так, товарищи люди. От поиска к знанию. Таков наш путь. И не надо ругаться и клясть. Ведь завтра то же ждет уже клянущих - клянущих нынче. Предки начинают, а потомки... Короче, наш поиск - ваш выбор!
Эпилог. Версия вторая
"Знание сокрыто, но, тем не менее, действительно. Хотя положение мое и высоко, но вредить мне никто не может. Из вас скажет ли кто это же самое? У неба нет родства, и оно одинаково ко всем людям. Прочитанное вами здесь заслуживает глубокого размышления" Скрижаль храма света династии Чжэу
...Брр, что это было?.. Было или... приснилось?..
...Вжик-вжик... Жена... на кухне... На кухню...
...Вот жена говорит, хлебным ножом мясо резать нельзя... А я разве режу мясо?.. Я даже рыбу не режу... Я ее от чешуи чищу...
...Включив холодную воду, сую под струю нож, потом брюшко окуня...
...Жена, заглянув на кухню, подозрительно прищуривается, разглядев, с облегчением вздыхает и что-то ворчит...
...До чего все привычно...
...А я радуюсь: пусть она у меня не такая красавица как Маргарита, зато не ведьма!..
...Да и знак под стать - Дева... восьмой месяц...
...Октава!..
...Это утешает и настраивает на строй, на лад, на гармонию....
...При желании перед Девою всегда можно оправдаться...
...В конце концов, только дева вправе ставить нам оценки...
...Если мы сыграли хорошо, тогда похлопайте и проводите нас с благодарностью....
...Или я не прав, Дева?
Занавес
*
**
В. Плотников. Январь-июнь 2006.
* От автора.
По прошествии трех лет с момента выхода сериала Владимира Бортко и написания черновика данного опуса автор с личным "прискорбием" вынужден известить, что за это время он пересматривал сериал неоднократно и заинтересованно, как вполне состоявшуюся классику хорошей пробы... При частичном по-прежнему несогласии с рядом как бытовых, так и концептуальных моментов, которые уже, став историей, являются авторскими для режиссера и посягательству не подлежат...
** (как информация для размышления)
Я не слишком верил в то, что мистическое кино вредит ее авторам. Но вот что заметил. Менее чем за 2 года после выхода фильма скончались три ярких воплотителя ведущих персонажей:
1. Покойный К. Лавров (Пилат) ушел "по лучевому мостику" к Луне.
2. Покойному А. Абдулову (Коровьеву) милиционеры в "Грибоедове" прострелили именно легкие.
3. Покойного С. Ландграфта (Латунского) сначала бил по голове Вл. Галкин (Бездомный), а потом Ковальчук (Маргарита) и Филиппенко (Азазелло) грозились убить в сердце.
4. Любопытная, почти сказочная метаморфоза случилась после выхода фильма и с режиссером-сценаристом Владимиром Бортко. Ярый критик советской системы и коммунистической идеологии (сериал воспринимается как памфлет на наше прошлое) вдруг становится видным представителем номенклатуры КПРФ - Коммунистической партии РФ...
Тем не менее, все это лишь трусливая и невежественная подгонка. В. Гафт и А. Филиппенко участвовали в двух экранизациях "МиМ": сначала у Кары, а через 13 лет у Бортко. И... ничего. Да и О. Басилашивли в порядке. А если бы А. Абдулов не снялся в роли Короовьева, на что или кого мы бы списали его смерть? И так до бесконечности...
Список литературы:
Аврелий Августин.Исповедь. М., 2006.
Авдеев В.Б.Генетический социализм // Расовый смысл русской идеи. Выпуск 1. М., 2000.
Авдеев В.Б.Кастовая этнократия // В.Б. Авдеев. Метафизическая антропология. М., 2002.
Авдеев В.Б.Новая традиция и расовая модернизация // Расовый смысл русской идеи. Выпуск 1. М., 2000.
Авдеев В.Б.Эзотерический патруль // В.Б. Авдеев. Метафизическая антропология. М., 2002.
Аверинцев Сергей. Человек должен ощущать себя внутри веков // Известия, 10.12.2002.
Аверинцев С.В.Аваддон // Мифология. Энциклопедия. Под ред. Е.М. Мелетинского, М., 2003.
Аверинцев С.В.Азазель // там же.
Аверинцев С.В.Мессия // там же.
Агафьин А.П.Основной противник: номенклатура и интеллигенция // Дуэль, N 1, 2006.
Акимов Михаил. Свет художника или Михаил Булгаков против Дьяволиады. М., 1995
Алексий II.Между наукой и религией вообще нет противоречий // Известия, 10.12.2002.
Амодрюз Гастон-Арман. Русский народ и защита белой расы // Расовый смысл русской идеи. Выпуск 2. М., 2003.
Аристофан. Мир // Античная драма. М., 1970.
Асклепий, или Священная книга Гермеса Трижды Величайшего. - Избранные фрагменты Стобея. - Алхимия Гермеса Трисмегиста. - Афоризмы Гермеса Трисмегиста. - Герметические фрагменты. - Изумрудная скрижаль. - Поймандр Гермеса Трисмегиста. - Ключ. // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев, 2003.
Булгаков С.Н.Религия человекобожия в русской революции // там же.
Булгаков С.Н.Героизм и подвижничество // там же.
Булгаков С.Н.Христианство и социализм // там же.
Булгаков С.Н.На пиру богов // там же.
Булыко А.Н.Большой словарь иноязычных слов. М., 2004.
Буровский Андрей. Евреи, которых не было. Книга 1, М., 2004.
Буровский Андрей. Евреи, которых не было. Книга 2, М., 2004.
Бушин Владимир. Наконец-то! Из цикла "Зарезанные в Костянском" // Завтра, N 6, 2006.
Быков А.А.Игнатий Лойола. Его жизнь и общественная деятельность // Жизнь замечательных людей. Биографическая б-ка Ф. Павленкова. СПб, 1993.
Бьюкенен Патрик Дж.Смерть Запада. М., 2003.
Бэкон Френсис. Новый Органон // Сочинения в 2-х тт., том 2, М., 1972.
Бэкон Френсис. О мудрости древних // Сочинения в 2-х тт., том 2, М., 1972.
Бэкон Френсис. Опыты и наставления, нравственные и политические // Сочинения в 2-х тт., том 2, М., 1972.
Вейнингер Отто. Пол и характер. М., 1997.
Винер Норберт. Творец и Голем, INC // Творец и будущее. М., 2003.
Воложин Соломон. Булгаков и Бортко // Русский переплет, 11.01.2006.
Вольтер. Философский словарь // Вольтер. Философские сочинения. М., 1989.
Воробьевский Юрий. Вампиризм как знамение эпохи // Расовый смысл русской идеи. Выпуск 1. М., 2000.
Воронцова Людмила, Филатов Сергей. Церковь достоинства. Старообрядческая альтернатива: прошлое и современность // "Дружба Народов", N5 за 1997, www.archipelag.ru/ru_mir/religio/other.
Галинская И.Л.Загадки известных книг. М., 1986.
Галинская И.Л.Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях // Теория и история культуры. Сборник научных трудов. М., 2003, http://ilgalinsk.narod.ru/bulgakov/.
Гарднер Лоренс.Царства властителей колец по ту сторону сумеречного мира. М., 2003.
Гарднер Лоренс. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа. М., 2001.
"Гарри Поттера придумали члены Мальтийского ордена" // Комсомольская правда, 24.11.2005.
Гаспаров Б.М.Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" // Очерки по русской литературе ХХ века. М., 1993.
Гегель Г.В.Х.Лекции о доказательстве бытия бога // Философия религии в 2-х тт., том 2, М., 1977.
Добиаш-Рождественская О.А.Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.
Дога Евгений. Интервью // Трибуна, 8 июня 2004 г.
Достоевский Федор. Дневник писателя: 1877-1878 гг.
Доулинг Леви X.Евангелие эпохи Водолея.
Дэникен Эрих фон. По следам всемогущих. М., 2004.
Дюма Александр. Три мушкетера. М., 2005.
Евгеньева Н.А.Интеграционные процессы в образовании: реминисценции в творчестве М.А. Булгакова, ведущие к немецкой литературно-художественной традиции // www.rambler.ru/srch., 23.12.02.
Еськов Кирилл. Евангелие от Афрания. М., 2001.
Жиль де Рец: памяти великого воина// ormus888.narod.ru/re1.htm
Заборов М.А.Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
Зайцева З.Н.Мартин Хайдеггер: Язык и Время // Мартин Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
Зелинский Ф.Ф.Гермес Трижды Величайший - в кн.: Из жизни идей. Том III, СПб, 1908 // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев, 2003.
Иванов Вячеслав В.Огонь и роза. Предисловие к роману У. Эко "Имя розы" // "Иностранная литература", N 10, 1988.
Ивашов Леонид. Газовый гамбит // Завтра, N 7, 2006.
Ивлиев О.А.Полная энциклопедия символов. М., 2004.
Ильин Иван. Путь духовного обновления // Ильин Иван. Религиозный смысл философии. М., 2006.
Исследование "каббалистической составляющей" в Алхимических источниках // www. chaimz.narod.ru.
К. Каутский.Происхождение христианства. М., 1990.
Калашников Максим, Кугушев Сергей. Третий проект. Книга 1: Погружение. М., 2005.
Калашников Максим, Кугушев Сергей. Третий проект. Книга 2: Точка перехода. М., 2006.
Калашников Максим, Кугушев Сергей. Третий проект. Книга 3: Спецназ Всевышнего. М., 2006.
Камю Альбер. Бунтующий человек. М., 1990.
Кант Иммануил. Критика чистого разума. М., 2006.
Кара-Мурза Сергей. Евреи, диссиденты и еврокоммунизм. М., 2002.
Кара-Мурза С.Ленин и государственность РФ // С. Смирнов. Времена лжи с В. Познером. М., 2005.
Кара-Мурза С.Манипуляция сознанием. М., 2000.
Кара-Мурза Сергей. Потерянный разум. М., 2005.
Карягин К.М. Конфуций. Его жизнь и философская деятельность // Жизнь замечательных людей. Биографическая б-ка Ф. Павленкова. СПб, 1993.
Кассирер Эрнст. Опыт о человеке // Избранное. М., 1998.
Кваша Григорий. Принципы истории // Рождение и гибель цивилизаций. М., 2004.
Кинг Фрэнсис. Современная ритуальная магия. М., 1999.
Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. Время, жизнь, книги. М., 1981.
Кнабе Г.С.Путь к дьяволу. Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. М., 2002 // elenakosilova.narod.ru/studia/knabe.
Кожинов Вадим. Россия. Век ХХ (1901-1939). М., 2005.
Кожинов Вадим. Грех и святость русской истории. М., 2006.
Кокто Жан. Стравинский // Кокто Ж. Портреты-воспоминания. М., 1985.
Колеман, доктор Джон.Комитет 300. Тайны Мирового правительства. М., 2001.
Лосев А.Ф.Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М. 1991.
Лосев Виктор. Фантастический роман о дьяволе // Булгаков М.А. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000.
Лосев В.В.Рукописи не горят. Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита". Вступ. статья // Булгаков М.А. Великий канцлер. М., 1992.
Лукиан из Самосаты.Избранная проза. М., 1991.
Лукин Ю.И.В мире символов // Дуэль, 20.05.2005, duel.ru/publish
Любищев А.А.Расцвет и упадок цивилизаций. Ульяновск-Самара, 1993.
Магнитов С.Н.Пропаганда сатанинского манихейства в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" // сайт: Академия Тринитаризма, trinitas.ru/rus/doc/0009.
Майоров Г.Г.Судьба и дело Боэция // Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.
Макарова Инна. Интервью // Труд, 31.07.02.
Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.
Мамардашвили М.К.Сознание и цивилизация. Доклад на III Всесоюзной школе по проблеме сознания. Батуми, 1984 г. // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Мамардашвили М.К.Философия и личность. Выступление на Методологическом семинаре сектора философских проблем психологии Института психологии РАН 3 марта 1977 года // Человек, М., 1994, N 5.
Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
Массиньон Л.Введение в инвентарь арабской герметической литературы // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев, 2003.