Христос Янарис, греческий автор пишет о богословии:
"Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина. Богословие отождествляется с видением Бога, с непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью. Богословие не есть теория мира, метафизическая система, но выражение и формулирование опыта Церкви, не интеллектуальная дисциплина, а опытное общение, причастие".
Григорий Нисский говорил, что если мы хотим заниматься богословием, то наша жизнь должна соответствовать нашей вере, ибо не может быть "православие" без "праводелания".
Григорий Палама разделил желающих быть богословами на 3 категории.
Первая - это святые, то есть те, кто достиг полноты личного опыта богообщения, это богословы в подлинном смысле слова.
Вторые - это те, которые не имеют такой полноты, но доверяют опыту святых. Эти люди могут быть хорошими богословами, так сказать, богословы второго уровня.
Третьи - это те, которые и опыта не имеют, и опыту святых не доверяют. Это плохие богословы, т.е. не богословы вообще.
Святые отцы, которых мы считаем своими учителями в богословии, часто начинали богословствовать не по доброй воле, а под влиянием внешних обстоятельств.
Силуан Афонский: "Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, если бы не стояла перед ним задача научить ближнего, если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотя бы одна душа услышит слово, и восприняв покаяние, спасется"
Причины появления догматов.
Когда и по какой причине появляются догматы? Они появляются по причине возникновения ересей с целью защиты церковного учения от еретических искажений. Само значение слова, которым в эпоху Вселенских Соборов обозначали соборные вероопределения , греческое слово "орос" и соответствующее ему латинское "терминус", буквально означают "предел", "граница", т.е. догматы - это те границы и пределы, которые устанавливает Церковь для человеческого разума, что бы он не вышел за эти границы, не уклонился от правильного богопочитания, пределы, которые отделяют истину от еретического искажения и показывают человеческому уму, как он должен право мыслить о Боге.
Православная Церковь никогда не догматизировала нечто, только ради догматизации. В Православии догматизировалось только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения. У католиков другой подход - догматизировать все, что только можно догматизировать.
Богословское мнение - это суждение по вопросам веры, высказанные Собором, отдельным богословом или группой богословов по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.
Но есть и ложные богословские мнения, которые могут встречаться не только у простых богословов, но и у святых отцов. Наименование того или иного учителем Церкви не гарантирует того, что по какому либо вопросу они не могут иметь ошибочных мнений. Прп. Варсонофий Великий пытается объяснить это тем, что ложные мнения являются некритическим заимствованиям у какого нибудь учителя прошлого.
Литература: Иер. Олег Давыденко "Догматическое богословие" курс лекций ПСТБИ.