Под общей редакцией проф. М. Э. Конурбаева Перевела с английского Д. Арибжанова
Канонический редактор: А. Сабдин Редакторы: М. Сайфутдинов, А.-Р. Мухаметов Ответственный редактор: М-К. Кузнецов Литературный редактор: Т. Бугакова
Е13 Евангелие от Варнавы / Пер. с английского Д. Арибжановой. — 2-е изд. — М Издательский дом «Ансар», 2007. — 288 с. ISBN 5-98443-021-5
Предлагаемая вниманию читателей книга — одно из апокрифических евангелий. Его автором считается Варнава — апостол Иисуса Христа.
Прежде всего, Евангелие от Варнавы представляет собой исторический документ, позволяющий шире взглянуть на религиозные процессы, разворачивавшиеся после прихода Иисуса. В нем значительно полнее даны многие известные поучения Иисуса. Местами оно также перекликается не только с евангелиями, официально принятыми Церковью, но и со священными текстами других авраамических религий.
На русском языке публикуется впервые.
УДК 242 ББК 86.2
ISBN 5-98443-021-5
Вместо предисловия. М. ЭЛИАДЕ О ХРИСТИАНСТВЕ
Христианский канон складывался в течение примерно четырех веков. В отличие от иудейского Танаха (то есть Торы, пророческих откровений и исторических хроник, входящих в Ветхий Завет), он включает в себя дополнительно 27 книг Нового Завета: четыре евангелия, Деяния апостолов, апостольские послания и Апокалипсис. Подлинность писаний Нового Завета вот уже пять столетий вызывает споры. Самый древний слой канона (50—60-е гг. I в.) составляют послания Павла — в той мере, в какой они подлинны. Другие канонические послания большей частью написаны в первой половине II в., когда авторов, которым они приписываются, уже не было в живых.
Евангелия представляют собой поздний извод нескольких традиций. Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки крайне сходны, отчего их называют синоптическими. Самое древнее из них — Евангелие от Марка, датируемое примерно 70 г. На это повествование, а также на другой источник, обозначаемый (3, опираются два других евангелия, написанные, по-видимому, около 80 г. Евангелие, приписываемое Иоанну, создано на рубеже I и II вв.
В центре христианства стоит личность Иисуса Христа, еврейского пророка из Назарета Галилейского, родившегося за несколько лет до начала нашей эры и, по преданию, распятого около 33 г. Исторические источники того времени почти ничего не сообщают об Иисусе. По евангелиям, Иисус был сыном Марии, жены плотника Иосифа. После того как его крестил в Иордане пророк Иоанн, позднее казненный царем Иродом, Иисус начал проповедовать и творить чудеса. Подлинную его проповедь реконструировать невозможно. Предполагают, что Иисус поддерживал отношения с зелотами, еврейской организацией, боровшейся за освобождение Палестины от римской оккупации. В любом случае, поведение Иисуса не могло понравиться властям. Он был арестован и от-дан под суд римского наместника. На этом суде, согласно евангелиям, наместник Понтий Пилат передоверил вынесение приговора иудейским первосвященникам (очевидно, евангелисты из осторожности не хотели задевать римские власти). Вероятно, Иисус был приговорен к распятию как лжемессия; казнь состоялась в тот же день.
Одна из главных проблем (которая, к тому же, вряд ли разрешима) относительно личности Иисуса состоит в вопросе, кем считал себя он сам. Сыном Божиим? Мессией? Пророком? Несомненно то, что он называл Бога по-семейному «батюшка» ('авва'). Но крайне сомнительно, что он понимал свое сыновство в том смысле, какой ему приписали следующие поколения, не ужаснувшись мысли о воплощении архетипа в человеческом существе. Синоптические евангелия часто называют Иисуса «сын человеческий» (это выражение встречается у пророка Даниила), однако по-арамейски это означает просто «человек». Ученики называли его «помазанник» (арам. 'машиах греч. 'христос'), то есть «посвященный». Надпись на кресте «Иисус из Назарета, царь Иудейский», вероятно, говорит о том, что ему приписывали происхождение из рода Давидова. Однако сам он, кажется, никем себя публично не объявлял. После смерти этого таинственного человека его ученики утверждали, что на третий день он воскрес и провел с ними 40 дней (апокрифы называют больший срок). Но пока христианство было лишь иудейской сектой, Иисуса считали обычным пророком и не верили в его воскресение. Ключевым пунктом христианской проповеди идею воскресения сделал Павел.
Собственно, сама мысль об «отмене» Закона Божьего принадлежит не Иисусу (мир ему), который велел исполнять его неукоснительно, а Павлу, который и стал автором новой религиозной традиции, порвавшей с преемственностью в исполнении Закона Бога. Получается, что в вероучительном споре апостола Петра с никогда не видевшим Иисуса (мир ему) Павлом Варнава занял сторону Петра, и потому желание проповедовать вместе с ближайшим учеником Петра и без Павла было не личной прихотью, недостойной места в священных текстах, а серьезным решением.
Кем же был Варнава? «Иосия, прозванный от апостолов Варнавою, что значит „сын утешения", левит, родом кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил их к ногам апостолов» (Деян. 4:36—37). Но так сказано в книге, написанной ближайшим учеником и единомышленником Павла Лукой, который не мог быть беспристрастным. После разрыва Варнавы с Павлом он не написал о Варнаве ни единого слова, поэтому вопрос о том, был ли Иосия-Варнава среди ближайших апостолов Иисуса (мир ему), остается открытым.
Наряду с этим, есть данные и о том, что Варнава был близок к Иисусу (мир ему), благодаря чему он выделялся из группы апостолов, собравшихся вместе в Иерусалиме после того, как Иисус (мир ему) вознесся на небо.
История христианства распорядилась так, что победу во внутрицерковной борьбе одержал Павел, имевший блестящее по тем временам образование и отличавшийся ораторским искусством. Все канонические евангелия написаны под его влиянием, а Евангелие от Луки и «Деяния апостолов» написаны его учеником. Точка зрения апостола Петра относительно необходимости соблюдения Закона практически не сохранилась, а учение Варнавы, как и учения Иоанна (Яхьи), называемого Предтечей (мир ему), и апостола Иакова, сына Иосифа, было вовсе вымарано из истории.
Тем не менее Богу было угодно, чтобы Евангелие от Варнавы сохранилось, хотя и, так же как и официальные церковные евангелия, только в переводе и не без редактуры в последующие века. Явным преимуществом этого евангелия перед четырьмя официальными является то, что в нем значительно полнее представлены поучения Иисуса (мир ему). Даже те поучения, что мы знаем из канонических евангелий, в Евангелии от Варнавы, будучи даны в полном объеме, становятся более понятными.
Так, например, знаменитая евангельская история о наказании за прелюбодеяние многими трактовалась как свидетельство нарушения Иисусом (мир ему) Закона Моисеева. Однако Варнава приводит ее в более полном виде.
«Когда пришел Ийсус в Храм, книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии. И говорили они промеж собою: „Если спасет он ее, противно то будет Закону Моисееву, и так уличим мы его, но если осудит он ее, противно то будет учению его, ибо проповедует он милосердие". И приблизились они к Иисусу и говорили ему: „Учитель, эта женщина взята в прелюбодеянии. Моисей заповедал нам побивать таких камнями: ты же что скажешь?"
Но Иисус, наклонившись низко,-начертил перстом на земле зеркало, в коем узрели все беззакония свои. И ждали они ответа его, Иисус же, распрямившись, указал им перстом на зеркало со словами: „Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень". И, опять наклонившись низко, стал писать на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью за мерзости свои, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних.
Иисус, подняв глаза и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: „Женщина, где обвинители твои?" Она отвечала, рыдая: „Господин, ушли они; и если простишь ты меня именем Господа, не стану я грешить более". Иисус сказал ей: „Да благословится имя Господне! Иди с миром и впредь не греши, ибо не для того послал меня Бог, чтобы осудить тебя"».
В официальных евангелиях Иисус (мир ему) что-то чертит на песке, но что — не говорится, и потому непонятно, почему обвинители ушли после его слов об их греховности. Ведь наличие у обвинителей собственных грехов не отменяет наказания женщине за доказанное прелюбодеяние!
Однако у Варнавы есть дополнительная деталь: Иисус (мир ему) пишет на песке о конкретных грехах обвинителей, узнать о которых он мог только свыше, поэтому обвинители и уходят в страхе. Кроме того, у Варнавы Иисус (мир ему) задает женщине вопрос: «Где твои обвинители?» И этот вопрос доказывает, что пророк Божий (мир ему) формально не нарушает закон, правомерно отпуская женщину ввиду отсутствия свидетелей обвинения, то есть за недоказанностью преступления. Но поскольку женщина не возрадовалась возможности уйти от суда и снова начать грешить, а сама призналась Иисусу (мир ему) как пророку Бога в своем грехе, то Иисус (мир ему) как пророк передал ей волю Всеведущего Судии: Бог по великой милости и вследствие ее искреннего раскаяния прощает ее при условии, что она больше не согрешит.
Таким образом, можно сказать, что Евангелие от Варнавы имеет следующие общие с официальными церковными евангелиями черты:
1) все они существуют только в переводе на европейские языки;
2) изначальные «логии», цитаты из поучений и притч Иисуса Христа (мир ему) помещены кем-то позднее в не вполне достоверные истории: как и в церковных евангелиях, в Израиле почему-то в ходу динары вместо шекелей; Иисус почему-то ходит в греческом хи
тоне, а не в традиционной еврейской одежде; царь Ирод почему-то поручает функции госбезопасности иностранным астрологам, которых в первый раз видит и которые, по Торе, должны были быть казнены и т. д.;
3) текст самих поучений пророка Божьего (мир ему) кем-то позднее редактировался.
Однако при этом есть и существенные отличия:
1) в Евангелии от Варнавы поучения Иисуса (мир ему) представлены в более полном объеме, поэтому они более понятны;
2) контекст, в который помещены Варнавой или его последователями слова Иисуса Христа (мир ему), не противоречит смыслу поучений;
3) в Евангелии от Варнавы нет отступлений от обетовании Бога, изложенных предыдущими пророками (мир им);
4) в Евангелии от Варнавы точнее приводится предсказание о последнем Посланнике Бога (мир ему и благословение), которого Аггей и Аввакум назвали «благословенным» и «желанным», то есть обозначили тремя согласными буквами — «ХМД» (на арамейском читается с огласовками как «ХиМиДа»), в том же смысловом значении читаемыми на арабском языке как «аХМаД» или — в более величественной форме — «Му-ХаМаД». Предсказание Иакова (Быт. 49:10) о том, что Мессия будет не из колена Иудина, у Варнавы также получило свое развернутое толкование.
Что касается истории Евангелия от Варнавы, то первые упоминания о нем встречаются во II в. н. э.Более того, Ириней (130—202), один из отцов Церкви, отстаивавший более приближенный, чем у современных католиков, православных и протестантов, подход к строгому монотеизму и подвергавший Павла критике за то, что тот привнес в христианство элементы древнеримского язычества, гностицизма и философии Платона, в полемике часто цитировал Евангелие от Варнавы.
Это косвенно подтверждает широкое распространение его в I и II вв. н. э.
Однако в 325 г. н. э. на Никейском соборе было принято решение уничтожить все евангелия, кроме признанных каноническими, и даже был издан специальный эдикт, согласно которому за хранение неканонических евангелий полагалась смертная казнь. Но экземпляр Евангелия от Варнавы, как считается, все-таки сохранился в частной библиотеке Папы Римского.
Другое упоминание Евангелия от Варнавы связано с именем монаха Фра (брат) Марино. Благодаря дружеским отношениям с Папой Сикстом V (1585—1590) монаху удалось обнаружить в его личной библиотеке Евангелие от Варнавы. Фра Марино заинтересовался им, поскольку был знаком с работами Иринея, в которых оно постоянно цитировалось. Есть информация, что, прочитав Евангелие от Варнавы, Фра Марино даже принял Ислам.
В дальнейшем, как доподлинно известно, рукопись Евангелия от Варнавы (на латыни или на итальянском) была обнаружена в Амстердаме, откуда она попала к Дж. Е. Крамеру, советнику короля Пруссии. В 1713 г. Крамер подарил ее знаменитому библиофилу принцу Евгению Савойскому. В 1738 г. вместе со всем собранием книг принца ее передали в Библиотеку венского двора, где она находится и по сей день.
Встречается упоминание о Евангелии от Варнавы и у философа-материалиста Джона Толанда в его книге «Miscellaneous Works» («Различные работы»), опубликованной в 1747 г. В первом томе своей книги он пишет о том, что в его время Евангелие от Варнавы уже существовало, а в главе XV того же тома ссылается на церковный декрет 496 г. н. э., включающий это евангелие в список запрещенной литературы.
Однако известно, что Евангелие от Варнавы было запрещено Папой Невинным еще раньше, в 465 г. н. э.
О его запрете говорится и в Декреталиях Западных церквей 382 г. н. э. В работах по истории Евангелия от Варнавы встречается информация о том, что существовала и его греческая версия, от которой остался единственный фрагмент, все же остальное сгорело. Но это кажется сомнительным. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что часть исследователей вообще считают фальшивкой тот текст Евангелия от Варнавы, которым мы располагаем сегодня.
В 1907 г., несмотря ни на что, Евангелие от Варнавы было опубликовано издательством Oxford University Press под названием «Истинное Евангелие об Иисусе, называемом Христом, новом пророке, посланном Богом в мир, по описанию Варнавы, Его апостола». Текст был в качестве литературного памятника переведен на английский язык мистером и миссис Рэгг (Лонсдейл Рэгг был английским священником).,
С этого времени Евангелие от Варнавы стало широко распространяться в целом ряде мусульманских стран. В 1908 г. оно вышло в арабском переводе и потом часто переиздавалось. С арабского языка его перевели на урду и много раз издавали большими тиражами. Были осуществлены также персидское и даже несколько индонезийских изданий. По одному экземпляру английского издания Евангелия от Варнавы хранится в Британском музее и в Библиотеке Конгресса США,
В переводе на русский язык данная книга выходит впервые, что, на наш взгляд, крайне актуально сегодня. Как известно, в Коране не раз говорится о Евангелии (араб. Инджиль) — Священной Книге, ниспосланной Богом Иисусу (мир ему), и там же содержится информация о ее искажении и утрате: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: „Это — от Аллаха', — чтобы купить это за ничтожную цену» и «Забыли они долю из того, что им напомнили» (5:14).
Между тем, пользуясь полнейшей религиозной неграмотностью мусульман нашей страны, западные миссионеры развернули среди них активную деятельность. С этой целью они издают огромными тиражами современные христианские священные тексты под названием «Инджиль» (то есть утраченное Откровение Иисуса, мир ему), что, в свою очередь, порождает множество сложностей уже общественно-политического характера.
Кампания массированного прозелитизма привела к тому, что целые семьи и даже города и села, ранее считавшиеся мусульманскими, теперь исповедуют христианство, как правило, в протестантской и неопротестантской версии, что актуально для среднеазиатских республик бывшего СССР.
В связи с этим русский перевод Евангелия от Варнавы адресуется прежде всего исламским ученым, имамам мечетей и проповедникам, а также всем мусульманам, сталкивающимся с деятельностью западных миссионеров. Это евангелие позволяет шире взглянуть на историю Иисуса (мир ему), а также подтверждает многие аяты Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), повествующие о нем.
Со своей стороны, места повествования, противоречащие вероучению религии Единобожия (то есть Ислама), которое проповедовали все пророки, включая Иисуса и Мухаммада (мир им обоим), аятам последнего Откровения Всевышнего — Корана, сохранившимся без изменений до наших дней, и достоверным хадисам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) об Иисусе (мир ему), а также историческим фактам, мы снабдили соответствующими сносками.
Начало Благовествования об Иисусе, называемом Христом, новом пророке Господнем, посланном Вседержителем в мир сей, согласно писанию Варнавы, апостола его
Варнава, апостол Иисуса Назарянина, называемого Христом, всем сущим под небесами желает мира и утешения.
Возлюбленный Господь наш, Великий и Всемогущий, посетил нас в сии дни через пророка своего Иисуса Христа, в великой милости Своей уча и совершая чудеса, ибо многие, введенные в заблуждение сатаной, лишенные благочестия, проповедуют ложное учение, называя Иисуса сыном Божиим, отрекшись от обрезания, которое предписано было Господом нашим от века, и позволяя себе и другим вкушать всякое нечистое мясо; среди таковых и Павел обманут был, о ком говорю не без сожаления. По причине сей пишу я правду, услышанную мною от самого Иисуса, и оная спасет вас, не давая сатане ввести вас во искушение и погубить души ваши в День Страшного Суда Господня. А посему остерегайтесь всякого, кто проповедует новое учение, противоречащее тому, что записано мною, ибо так спасетесь в вечности. Да пребудет с вами Господь Вседержитель и да избавит Он вас от лукавого. Аминь.
Глава 1. АНГЕЛ ГАВРИИЛ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕВЕ МАРИИ, ВОЗВЕЩАЯ ЕЙ О РОЖДЕНИИ ИИСУСА
Явился деве именем Мария, из рода Давидова, из колена Иудина, ангел Господень Гавриил. Дева сия жила в святости и чистоте, пребывая в посте и в молитве. В день тот была она в одиночестве, и ангел Гавриил, войдя к ней, приветствовал ее, говоря: «Радуйся, Мария! Господь с тобою!»
Дева смутилась от слов ангела; и сказал ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо обрела ты благодать у Бога, избравшего тебя, и вот, родишь ты пророка, которого пошлет Он народу Израилеву, да узрят они законы Божьи с правдой в сердцах».
Дева же сказала ангелу: «Как рожу я сына, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Мария, Господь Бог, что сотворил человека без человека, сделает так, что зачнешь ты без мужа, ибо нет для Него ничего невозможного!»
И сказала Мария: «Ведаю я, что Господь всемогущ, и да свершится воля Его». И сказал ей ангел: «И вот, зачнешь ты во чреве своем пророка, которого наречешь именем Иисус; и не будет он пить вина и вкушать нечистое, ибо младенец сей свят от Бога». И склонилась Мария в смирении, говоря: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему».
И отошел от нее ангел, и восславила дева Господа, говоря: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат меня все роды, ибо сотворил мне величие Всемогущий, свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу Свою и рассеял надменных помышлениями сердца их. Низложил сильных с престолов их и вознес смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Ибо неизменно обетованное Им Аврааму и семени его до века».
Глава 2. ОСТЕРЕЖЕНИЕ, ДАННОЕ ИОСИФУ АНГЕЛОМ ГАВРИИЛОМ КАСАТЕЛЬНО ДЕВЫ МАРИИ
Мария, узнав волю Божью и опасаясь, что люди позавидуют ей в том, что имеет она младенца во чреве своем, и забросают ее камнями, обвинив в блудодеянии, вышла замуж за праведника из рода своего, именем Иосиф: будучи мужем благочестивым, жил он в страхе Господнем и служил Ему постом и молитвой, живя от трудов рук своих, ибо был он плотником. Зная сего человека, выбрала дева его в мужья себе и открыла ему Божью волю*.
Иосиф, человек благочестивый, узнав, что Мария уже имеет младенца во чреве своем, хотел отпустить ее, ибо убоялся он Господа. Но вот, явился во сне ему ангел Господень и сказал: «О Иосиф, почему не хочешь принять ты Марию, жену свою? Знай, что зачатое во чреве ее — по воле Господа. И родит дева сына, которого наречешь ты Иисус; и не будет пить он вина и вкущать нечистого мяса, ибо младенец сей свят от Бога уже в лоне материнском. Ибо он есть пророк Господа, посланный народу Израиле-ву, дабы обратить сердца людей к Господу, как то предписано законом Моисеевым. И придет он в силе, которой наделит его Господь, и будет вершить великие чудеса, чрез которые многие спасутся». Иосиф, восстав ото сна, возблагодарил Господа, и был он с Марией всю жизнь свою, служа Всевышнему со всей чистотой сердца своего.
Глава 3. ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕСТВО ИИСУСА, ПОЯВЛЕНИЕ АНГЕЛОВ, СЛАВЯЩИХ ГОСПОДА
Правил в те дни Иудеей царь Ирод по велению кесаря Августа, и Пилат начальствовал во дни первосвященства Анны и Каиафы*. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле; и пошли все записываться каждый в свой город, и каждое племя шло на перепись. Пошел также и Иосиф из Назарета, города Галилейского, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, женою своей, которая была беременна. Иосиф пришел в Вифлеем, и, поскольку город был мал и собралось там великое множество людей из краев разных, не нашел места на постоялом дворе. А посему остановился он за городом в пристанище пастухов.
И пока Иосиф был там, исполнились дни, когда Мария должна была родить. И была дева окружена величественным сиянием, и родила она сына своего безо всякой боли, и взяла его на руки свои, и, спеленав его, положила в ясли, потому что не было им места на постоялом дворе. И пришло великое множество ангелов Господних, исполненных радости, в пристанище то, воздавая хвалу Господу и возвещая мир боящимся Его. Мария и Иосиф возблагодарили Бога за рождение Иисуса и воспитывали его с радостью великой.
Глава 4. АНГЕЛЫ ВОЗВЕЩАЮТ ПАСТУХАМ О РОЖДЕНИИ ИИСУСА, И ТЕ, ПОСЛЕ НАХОЖДЕНИЯ МЛАДЕНЦА, ВОЗВЕЩАЮТ О НЕМ
В то время были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел, и слава Господня осияла их; и убоялись они страхом великим. И сказал им ангел: «Я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился в городе Давидовом младенец, и он есть пророк Господень, который принесет великое спасение дому Израилеву. Найдете вы младенца с матерью его, которая благословлена Господом нашим». И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и возглашающее мир всем. Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь через ангела Своего». И, поспешив, пришли многие пастухи в Вифлеем в поисках родившегося младенца. И нашли они за пределами города младенца, воздали почести ему, отдали матери его дары и рассказали ей о том, что они увидели и услышали. Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем, и Иосиф вознес благодарение Господу. И возвратились пастухи к стадам своим, возвещая всем людям о величии увиденного ими.
И наполнилась горная Иудея страхом, и всякий отложил слова сии в сердце своем, говоря: «Что же думать нам о младенце сем?»
Глава 5. ОБРЕЗАНИЕ ИИСУСА
На восьмой день, согласно закону Божьему, взяли они младенца и принесли его во храм, дабы обрезать его. И свершили над младенцем обрезание, и дали ему имя Иисус, коим нарек его ангел Господень прежде зачатия его во чреве. И укрепились Мария и Иосиф в вере, что младенец сей призван был, дабы спасти или ввергнуть в бездну многих. А посему убоялись они Господа и воспитывали ребенка в страхе Господнем.
Глава 6. ТРИ ВОЛХВА УВИДЕЛИ ЗВЕЗДУ К ВОСТОКУ ОТ ИУДЕИ, ПОКЛОНИЛИСЬ РОДИВШЕМУСЯ ЦАРЮ ИУДЕЙСКОМУ И ПРИНЕСЛИ ДАРЫ СВОИ
Когда же Иисус родился во дни Ирода, царя Иудейского, трое волхвов на востоке наблюдали за звездами небесными. И вот узрели они звезду, великую в сиянии своем. По причине сей с общего согласия прибыли они в Иудею, ведомые той звездою, и, придя в Иерусалим, спросили, где родившийся царь Иудейский. Услышав это, царь Ирод встревожился, а с ним и весь город. И собрав всех первосвященников и книжников, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» Они же сказали ему: «В Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля».
Тогда Ирод, призвав волхвов, выведал от них причину их прибытия. И ответили ему волхвы, что увидели они звезду на востоке, которая и привела их сюда, и возжелали они принести дары, дабы восхвалить нового Царя, предвещенного звездою его. И сказал Ирод: «Ступайте в Вифлеем и выведайте, тщательно разведайте о младенце; и, когда найдете его, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему»». И лживы были речи его.
Глава 7. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ, И ИХ ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОЮ СТРАНУ С УПРЕЖДЕНИЕМ КАСАТЕЛЬНО ИИСУСА, ДАННЫМ ИМ ВО СНЕ
И вышли волхвы из Иерусалима, и — о чудо! — звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними. Видя звезду ту, волхвы преисполнены были радостью. И, придя в окрестности Вифлеема, увидели они звезду над местом, где был рожден Иисус. И зашли туда волхвы, и, войдя в дом, узрели они младенца с матерью его, и, пав ниц, поклонились ему. И принесли волхвы дары ему: золото и серебро, рассказав деве все увиденное ими. И, получив во сне внушение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою, возвещая всем об увиденном ими в Иудее.
Глава 8. БЕГСТВО В ЕГИПЕТ И УБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ИРОДОМ
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить младенца сего. Но вот, Ангел Господень явился во сне Иосифу и говорит: «Встань быстро и возьми младенца и матерь его и беги в Египет, ибо Ирод хочет погубить его». Иосиф же встал в страхе великом и взял Марию с младенцем, и пошли они в Египет, и там были они до смерти Ирода. Ирод же, уверовав в то, что осмеян он был волхвами, послал солдат своих избить всех новорожденных в Вифлееме. И пришли солдаты и избили всех младенцев, что были там, как приказал им Ирод-царь. Тогда сбылось реченное через пророка, который говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет»*.
Глава 9. ИИСУС, ВОЗВРАТИВШИСЬ В ИУДЕЮ, ДЕРЖИТ В ВОЗРАСТЕ 12 ЛЕТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ СПОР С УЧЁНЫМИ
По смерти же Ирода ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «Иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души младенца». Иосиф же взял младенца с матерью его Марией (а было ему уже семь лет) и пошел в землю Израилеву; услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти и пошел в пределы Галилейские; и, придя, поселились они в городе, называемом Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нем.
И когда был Иисус двенадцати лет, пришел он с Марией и Иосифом в Иерусалим, дабы вознести там молитву Господу, как то предписано законом Божиим. Когда же по окончании молитв отбыли они домой, потеряли они Иисуса, ибо думали, что идет он с родственниками их. Мария же с Иосифом возвратились в Иерусалим, ища Иисуса между родственниками и соседями. Через три дня нашли они отрока во Храме, сидящего посреди учителей и державшего с ними спор о законах Божьих. И все дивились вопросам и ответам его и говорили: «Как может быть в отроке сем столько премудрости, когда так мал и не умеет читать?»
И порицала Мария сына своего, говоря: «Чадо! Что ты сделал с нами? Вот, отец твой и я с великой скорбью искали тебя». Иисус же сказал им: «Разве не знаете вы, что служение Господу должно стоять превыше матери и отца?» И пошел Иисус с матерью своей и Иосифом в Назарет, и был в повиновении у них.
Глава 10. НИЗВЕДЕНИЕ ИИСУСУ ЕВАНГЕЛИЯ В ВОЗРАСТЕ 30 ЛЕТ
Когда же исполнилось Иисусу тридцать лет, как он сам поведал пишущему сие, взошел он на Масличную гору с матерью своею, дабы собрать там олив. И вот, в полдень, когда он, молясь, произнес слова: «Господи, с милосердием...» — вдруг осиял его свет небесный и окружило его воинство небесное, и говорили ангелы: «Да будет благословен Господь Бог наш». Ангел Гавриил подал ему, словно сияющее зеркало, книгу, которая вошла в сердце Иисусово и из которой почерпнул он знание творений и речений и воли Господа — в мере той, что все раскрыто было пред Иисусом, и сказал он мне: «Поверь мне, Варнава, что знаю я всякого пророка с пророчествами его; итак, все, что я говорю, целиком исходит из книги той».
Иисус, очнувшись от видения того и поняв, что он есть пророк, посланный дому Израилеву, открыл Марии, матери своей, что придется ему претерпеть великие страдания и гонения во имя Божие и что не может он более оставаться с ней, чтобы служить ей. Услышав слова сии, сказала Мария: «Сын мой, реченное тобою ведомо мне еще до рождения твоего; да исполнится воля Господа!» И в тот же день оставил Иисус мать свою, дабы приступить к пророческому служению своему.
Глава 11 ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ ИИСУСОМ ПРОКАЖЁННОГО И ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ
Спустившись с горы, пошел Иисус в Иерусалим, и встретил он на дороге прокаженного, который по божественному наитию признал в Иисусе пророка. И взмолился он к нему со слезами, говоря: «Иисусе, сын Давидов, будь милосерд ко мне». И ответил ему Иисус: «Что же хочешь ты, о брат мой, от меня?» И ответил прокаженный: «О Господи, исцели меня». Но исправил его Иисус, говоря: «Заблуждаешься ты, называя меня Господом; моли Господа, Который создал тебя, даст Он тебе исцеление; а я же человек, как и ты». И ответил прокаженный: «Да, я знаю, что ты, господин, человек, но свят ты от Бога. А посему помолись Господу за меня, и да исцелит Он меня».
И взмолился Иисус: «Господь мой, всемогущ Ты на престоле Своем, во имя любви святого пророка исцели сего раба Твоего, отягощенного недугом великим». И, сказав это, промолвил он, прикоснувшись к прокаженному руками своими во имя Бога Святого: «О брат мой, оставила тебя болезнь твоя!» И как сказал он это, исчезла лепра с тела больного, и стала его плоть чиста, как у младенца. Узрев сие чудо, исцелившийся прокаженный воскликнул громким голосом: «Приди же сюда, Израиль, дабы принять пророка, которого Господь послал нам». И еще громче кричал: «Сей есть пророк Господень! Сей есть святой от Бога!» И при словах сиих многие, шедшие из Иерусалима, устремились обратно и вошли с Иисусом в Иерусалим, возвещая об исцелении Господом прокаженного через Иисуса.
Глава 12. ПЕРВАЯ ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ЛЮДЯМ: НЕОБЫЧНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ
И встрепенулся весь Иерусалим от слов тех, и все жители его побежали ко Храму, дабы увидеть Иисуса, который вошел туда помолиться, и не мог Храм вместить всех желающих. И умоляли священники Иисуса, говоря: «Сей народ жаждет узреть тебя и услышать речи твои; а посему взойди на возвышение, и если Господь ниспошлет на тебя слова, говори их во имя Божие».
И взошел Иисус на то место, где надлежало быть книжникам. И, призвав их движением рук своих к молчанию, отверз он уста свои и говорил: «Да будет благословенно святое имя Бога, по милости Своей сотворившего все великолепие мира сего, который должен прославлять Его. Как говорил Он рабу Своему Давиду: „Из чрева прежде денницы во благолепии святыни рождение Твое". Да будет благословенно святое имя Бога, Который сотворил ангелов, что должны служить Ему. И да благословен будет Господь, Который наказал и лишил спасения сатану и приспешников его, не почитающих Его. Да будет благословенно святое имя Бога, Который создал человека из праха земного и поставил его превыше всех творений Своих. Да будет благословенно святое имя Бога, Который изгнал человека из Рая за то, что нарушил он священный запрет Его. Да будет благословенно святое имя Бога, Который милостиво узрел слезы Адама и Евы, прародителей рода человеческого. Да будет благословенно святое имя Бога, Который наказал Каина за братоубийство, наслал всемирный потоп на землю, сжег три нечестивых города, покарал Египет, потопив войско фараоново в Красном море, сокрушил врагов народа Своего, наказал неверующих и нераскаявшихся. Да будет благословенно святое имя Бога, Который взирает с милостью на создания Свои; Который, несмотря ни на что, посылал им святых пророков Своих, что должны были идти путем истины перед Ним; Который освободил рабов своих ото всякого зла и дал им землю эту, как обещал он отцу нашему Аврааму и семени его до века. И дал Он через раба Своего Моисея святые законы Свои, и не сможет сатана обмануть нас, и возвеличил Он нас над всеми другими народами. Но, братья мои, что делаем мы сегодня, чтобы не быть наказанными за грехи наши?» И затем Иисус с величайшей силой обличал народ за то, что забыли они слово Божие и предавались лишь суете; обличал он священников за их небрежение в служении Господу и за их безмерную алчность; обличал он книжников, ибо поучали они суетному и отказались от Закона Божьего; обличал он ученых, ибо превратили они своими толкованиями Закон Божий в прах. И с мудростью сей говорил Иисус народу, и плакали они все, от мала до велика, в плаче своем взывая к милосердию, и умоляли Иисуса помолиться за них; лишь священники и предводители остались в стороне, ибо затаили они ненависть на Иисуса за речи его против священников, книжников и ученых. И замышляли они умерщвление Иисуса, но убоялись народа, что принял его как пророка Господня, не проронили и слова. И воздел Иисус руки свои к Господу Богу, что на небесах, и молился, и народ, плача, говорил: «Да будет так, Господи, да будет так». Закончив молитву, вышел Иисус из Храма, и в тот же день покинул он Иерусалим, и многие пошли за ним. И священники между собою недобро говорили об Иисусе.
Глава 13. СТРАХ ИИСУСА И МОЛЕНИЕ ЕГО, И ЧУДЕСНОЕ УТЕШЕНИЕ АНГЕЛА ГАВРИИЛА
По прошествии нескольких дней Иисус, почувствовав душою своею желание священников, взошел на Масличную гору помолиться. И, проведя всю ночь в молитве, утром Иисус взмолился, говоря: «О Господи, знаю я, что книжники ненавидят меня, а священники замышляют убить меня, раба Твоего; и вот, Господь Бог, Всемогущий и Всемилостивый, в милости Своей услышь моления раба Твоего и спаси меня от их сетей, ибо Ты еси спасение мое. Знаешь Ты, Господи, что я, раб Твой, ищу Тебя в одиночестве, о Господи, и говорю слово Твое, ибо слово Твое есть вечная истина».
И говорил Иисус слова сии, и вот, явился ему ангел Гавриил со словами: «Не бойся, о Иисус, ибо силы небесные хранят одежды твои, и не умрешь ты, пока все не будет завершено и пока мир не будет у порога конца своего».
И припал лицом к земле Иисус, и говорил: «О великий Господь Бог, как велика милость Твоя ко мне, и что я смогу дать Тебе, Господи, в благодарность за дары Твои?» И сказал Гавриил: «Встань, Иисус, и вспомни Авраама, который готов был принести в жертву Господу сына своего единственного Измаила, дабы исполнилось слово Господне, и вспомни: нож не мог подняться на его сына и, по слову моему, принесли они в жертву агнца. И так должен поступить и ты, о Иисус, раб Божий».
Ответил Иисус: «Да будет так, но где же найду я агнца, ибо нет у меня денег, а украсть его — неправедно?» И тогда ангел Гавриил явил ему агнца, которого Иисус и принес в жертву, восхваляя и благословляя Господа, славного во веки веков.
Глава 14. ПОСЛЕ СОРОКАДНЕВНОГО ПОСТА ИИСУС ИЗБИРАЕТ 12 АПОСТОЛОВ
И спустился Иисус с горы, и пошел один ночью к дальнему берегу реки Иордан, а постился он сорок дней и ночей, не вкушая ничего ни днем ни ночью, продолжая молить Господа о спасении народа своего, к которому послал его Бог. И по прошествии сорока дней взалкал он. И подступил к нему сатана и искушал его многими словами, но прогнал его Иисус силой слова Божьего. Тогда оставил его дьявол, и ангелы приступили и служили ему. Иисус же, вернувшись в окрестности Иерусалима, вновь встречен был с великой радостью, и молили его люди остаться с ними, ибо слова его не были похожи на слова книжников, но была в них сила, что затрагивала сердце.
Иисус, видя, что их было великое множество и что вернулся в сердца их Закон Божий, взошел на гору
и провел всю ночь в молениях, и на рассвете спустился он с горы и выбрал двенадцать человек, которых назвал он апостолами своими; среди них был и Иуда, распятый на кресте. Вот имена их: Андрей и Петр, брат его, рыболовы; Варнава, написавший строки сии, с Матфеем-мытарем, который собирал подати; Иоанн и Иаков, сыны Зе-ведеевы; Фаддей и Иуда; Варфоломей и Филипп; Иаков и Иуда Искариот, предатель. Им всегда открывал он Божественные тайны; но Иуду Искариота сделал он своим казначеем, дабы хранил он то, что давали им в милостыню, а Иуда воровал десятую часть всего.
Глава 15. ЧУДО С ПРЕВРАЩЕНИЕМ ВОДЫ В ВИНО, СОТВОРЁННОЕ ИСУСОМ НА СВАДЬБЕ
По приближении праздника кущей один богатый человек пригласил Иисуса с учениками и матерью его на свадьбу. И пришел Иисус, и недоставало вина, и матерь Иисуса говорит ему: «Нет вина у них». Иисус отвечает ей: «Что мне сие, матерь моя?» Матерь его сказала слугам: «Что скажет Иисус вам, то сделайте». Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского. Иисус говорит: «Наполните сосуды водою». И наполнили их до верха. И сказал Иисус им: «Во имя Господа, дайте пить гостям». И понесли служители вино то распорядителю пира, и порицал тот их, говоря: «О негодные слуги! Зачем хорошее вино берегли вы доселе?» Ибо не знал он ничего о том, что сделал Иисус. И ответили служители: «О господин, находится здесь святой человек, что превратил воду в это вино». Распорядитель пира подумал, что пьяны были служители; но сидевшие рядом с Иисусом и видевшие чудо сие поднялись из-за стола. И почтили они его, говоря: «Поистине, искусство твое свято от Бога, истинный пророк, посланный нам Господом!»*
И уверовали в него ученики его, и многие обрели правду в сердцах, говоря: «Да славен будет Господь, возымевший милость к народу Израилеву и посетивший дом Иудин, преисполненный любовью, и да будет благословенно святое имя Его».
Глава 16. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ -ЧУДЕСНОЕ УЧЕНИЕ ИИСУСОВО ОБ ОТВРАЩЕНИИ К НЕЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ, ДАННОЕ ИМ АПОСТОЛАМ СВОИМ
Однажды созвал Иисус учеников своих и взошел с ними на гору, и, когда сел, приступили к нему ученики его; и он, отверзши уста свои, учил их, говоря: «Велики дары Господни, ниспосланные Им нам, дабы служили мы Ему с правдой в сердцах. И как новое вино заливается в новые сосуды, так и вы должны стать новыми людьми, ибо будете вы носителями учения и слов моих. Истинно говорю вам, как невозможно человеку видеть одновременно и небеса и землю, так невозможно любить и Бога и мир. Никто не может служить двум господам, кои во вражде друг с другом: ибо одного будет любить, а другого — ненавидеть. Истинно говорю вам: не можете вы служить Богу и миру, ибо погряз мир во лжи, алч бе и злобе. И не найдете вы покоя в мире сем, а только гонения и утраты. А посему служите Господу и презрите мир, ибо чрез меня найдете вы отдохновение душам своим. Слушайте слова мои, ибо говорю я вам истину. Истинно, блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны бедные, кто презрел восторги мира сего, ибо дадутся им восторги в Царствии Небесном. Истинно, блаженны те, кто едят со стола Господня, ибо ангелы будут прислуживать им.
Вы — странники, подобные паломникам. А обременяет ли паломник себя дворцами и полями и другими земными вещами на пути своем? Нет, но берет он лишь вещи легкие и радуется, ибо полезны и верны они ему на пути его. И да послужит вам это примером; и если нуждаетесь вы в ином примере, приведу его, дабы вы делали все, что говорю я вам.
Не обременяйте срдца свои желаниями земными, говоря: „Кто оденет нас?" или „Кто накормит нас?" Но узрите вы цветы и деревья, птиц небесных, коих Господь Бог наш одевает и питает славой более великой, чем вся слава Соломонова. И накормит Он вас, кого Бог сотворил и призвал служить Ему; Он, Который сорок лет посылал народу Своему манну небесную в пустыне, и не пострадали одеяния их от тления, а было их шестьсот сорок тысяч человек, не считая женщин и детей. Истинно говорю вам, погибнут небо и земля, но не исчезнет милость Его к тем, кто боится Его. Но богатые мира сего в процветании своем ненасытны и погибнут. Был богатый человек, чьи доходы увеличивались, и говорил он: „Что же сделать мне, о душа моя? Разрушу я амбары свои, ибо малы они, и построю я новые, большие размером: и тогда восторжествует душа моя!" О несчастный! Ибо той же ночью он умер. Он должен был при жизни думать о нищих, раздавать милостыню из богатств мирских, ибо принесет это сокровища в Царствии Небесном.
Скажите мне, если вы дадите свои деньги в рост мытарю, а он вернет вам их в количестве, в десять и двадцать раз больше прежнего, не отдадите ли вы такому человеку все, что имеете? Но, истинно говорю вам, что бы ни отдали вы и чем бы ни пожертвовали вы во имя любви Господней, получите вы то обратно в стократном размере и жизнь вечную. А посему уразумейте, как должны вы быть счастливы служить Господу».
Глава 17. В ЭТОЙ ГЛАВЕ ЯСНО ПОСТИГАЕТСЯ ИСТИННАЯ ВЕРА
Когда Иисус изрек слова сии, спросил Филипп: «Жаждем мы служить Господу, но хотим мы также и познать Его, ибо, как сказал пророк Исаия, „истинно сокрыт Ты, Господи", и сказал Бог Моисею, рабу Своему: „Я есмь Сущий"».
И ответил Иисус: «Филипп, Господь есть добро, без коего нет добра; Господь есть существование, без коего нет существования; Господь есть жизнь, без коей нет ничего живого; ибо везде Он, и велико творение Его. Одному Ему нет равных. И нет Ему ни начала, ни конца, но все имеет начало и конец по воле Его. И нет у Него ни отца и ни матери; нет у Него ни сыновей, ни братьев, ни товарищей. И нет у Бога тела, а посему не ест Он, не спит, не умирает, не ходит, не двигается, но пребывает вечно, и не похож Он на человека, ибо бестелесен и внематериален. И так благ Он, что любит лишь доброе; когда карает или воздает Он, нет в деяниях Его противоречий. А посему говорю я тебе, Филипп, что не можешь ты на земле сей узреть Его или познать Его в совершенстве; но в Царствии Небесном будешь вечно взирать на Него, где все счастье и слава наша». И спросил Филипп: «Учитель, что говоришь ты? Ибо написано у Исаии, что Господь — Отец наш; как же тогда не имеет Он сыновей?»
И ответил Иисус: «Много притч есть у пророков, но должен ты смотреть не на букву, а на суть. Ибо все пророки, число коих сто сорок четыре тысячи*, посланные Господом в мир сей, говорили темно. Но придет после меня величайший из всех пророков и святых и прольет свет на темноту слов всех пророков, ибо он есть посланник Господа». И сказав это, вздохнул Иисус и изрек: «Смилуйся над Израилем, Господь наш, и взгляни с состраданием на Авраама и семя его, ибо жаждут они служить Тебе с правдой в сердцах своих».
И сказали ученики его: «Да будет так, о Господь наш!»
И сказал Иисус: «Истинно говорю я вам, книжники и ученые мужи лишили смысла Законы Господни ложными толкованиями своими вопреки предсказаниям истинных пророков Его, и гневается Господь на дом Из-раилев и на безверие его». Заплакали ученики его, услышав это, и взмолились: «Смилуйся, о Боже, смилуйся над Храмом и над святым градом Твоим и не отдай его на поругание язычникам, не чтящим Писание Твое». Сказал Иисус: «Да будет так, Господь отцов наших».
Глава 18. ЗДЕСЬ ПОКАЗАНЫ БУДУЩИЕ ГОНЕНИЯ МИРА НА СЛУГ ГОСПОДНИХ И БОЖЬЯ ЗАЩИТА ИХ
Изрекши сие, сказал Иисус: «Не вы избрали меня, но я избрал вас, дабы стали вы учениками моими. И если воз-ненавидит вас мир сей, вы будете воистину учениками моими, ибо мир всегда ненавидел слуг Господних. Помните святых пророков, коих убивал мир, помните, как во времена Илии десять тысяч пророков были убиты Иеза-велью, и как с трудом уберегся сам Илия, и семь тысяч сынов пророков, спрятанных начальником воинства Аха-вова, — помните. О неправедный мир, не знающий Господа! Не страшишься ты гибели, ибо думаешь, что смертный час твой отсрочен на столько лет, сколько волос на голове твоей. Но без воли Господней не лишатся воробьи и другие птицы ни одного пера своего. Должен ли Господь заботиться более о птицах небесных, нежели о человеке, для которого сотворил Он все? Найдется, может быть, человек, заботящийся более о сандалиях своих, нежели о сыне своем? Конечно, нет. Как мало должны вы думать, что Господь оставил вас, дабы позаботиться о птицах небесных! И что говорю я о птицах? Ни единый лист не упадет с дерева без воли Господней.
Верьте мне, ибо истину говорю я вам, что убоится вас мир сей, ежели повторите вы слова мои. Ибо если не побоится он признать свое зло — не возненавидит он вас, но, убоявшись признать свое зло, возненавидит вас и будет преследовать. Ежели увидите вы, что слова ваши презираемы миром, не примите это к сердцу своему, но подумайте, насколько велик Господь по сравнению с вами; кто в мудрости своей презираем миром, мудрость того почитаема за безумие. Если Господь переносит с терпением мир сей, примете ли вы это к сердцу, о пыль и прах земной? В терпении своем обретете вы душу. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Не платите злом за зло, ибо так делают худшие из животных, но платите за зло добром и молитесь Господу за врагов ваших. Огонь не погасить огнем, но водой; и посему говорю я вам, что зло не одолеешь злом, но добром. Ибо Господь повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Творите добро, ибо сказано в Законе: „Будьте святы подобно тому, как Я, Господь ваш, свят; и будьте чисты подобно тому, как Я чист; и будьте совершенны подобно тому, как Я совершенен". Истинно говорю я вам: слуга, что старается угодить хозяину своему, не наденет одежды, не нравящиеся хозяину. Ваши одежды — ваша воля и ваша любовь. Бойтесь посему желать и любить то, что неугодно Господу Богу нашему. Знайте, что ненавистны Господу пышность и страсти мира сего, так же ненавидьте мир и вы».
Глава 19 ИИСУС ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЕГО ПРЕДАДУТ, И, СПУСТИВШИСЬ С ГОРЫ, ИСЦЕЛЯЕТ ДЕСЯТЕРЫХ ПРОКАЖЕННЫХ
Когда Иисус сказал это, Петр спросил: «Учитель, пока мы не последовали за тобой, скажи, что станется с нами?» И ответил Иисус: «Воистину, будете вы сидеть рядом со мной в Судный день, дабы судить двенадцать колен Израилевых». И, изрекши сие, вздохнул Иисус и сказал: «О Боже, что это? Ибо избрал я двенадцать, и один из них — дьявол».
И огорчились ученики слову сему; и подошел тогда к Иисусу написавший слова сии и со слезами тихо спросил: «О учитель, не меня ли обманет Сатана, не я ли стану тем нечестивцем?»
Ответил Иисус: «Не печалься, Варнава, ибо избранные Господом до творения вовек не погибнут. Радуйся, ибо имя твое начертано в книге жизни». Иисус успокоил учеников своих, говоря: «Не бойтесь, ибо ненавидящий меня не опечалился словам сиим, ведь нет в нем чувства святого». И возрадовались избранные сказанному. И стал Иисус творить молитву, и ученики его говорили: «Аминь, да будет так, Господь наш, Всемилостивый и Всемогущий». Спустившись с горы, он и ученики его повстречали десятерых прокаженных, что кричали издалека: «Иисус, сын Давидов, смилуйся над нами!» И подозвал Иисус их ближе и спросил: «Что вам до меня, братья?» Вскричали они: «Исцели нас!» И отвечал им Иисус: «Несчастные, или настолько потеряли вы разум, что кричите: „Исцели нас!"? Или я не такой же человек, что и вы? Воззовите к Господу, что сотворил вас, и Всемилостивый и Всемогущий исцелит вас». Сказали прокаженные: «Ведаем мы, что ты такой же человек, что и мы, но ты — святой пророк Господень; помолись за нас Богу, и исцелит Он нас».
Тогда воззвали ученики к Иисусу, говоря: «Господи, сжалься над ними». Вздохнул тяжко Иисус и взмолился: «Господь Бог мой, Всемилостивый и Всемогущий, помилуй и прислушайся к молитвам раба Твоего: во имя любви отца нашего Авраама и во имя Писания Твоего смилуйся над людьми сими и исцели их». И, сказав это, обратился Иисус к прокаженным, говоря: «Идите и явитесь к священникам согласно Закону Божьему».
И ушли прокаженные, и по дороге очистились тела их. Узрев исцеление свое, один из них вернулся искать Иисуса, и был он исмаилитом. И, найдя Иисуса, поклонился он ему, говоря: «Истинно ты святой Господний», и в благодарность пожелал остаться у него в услужении. Сказал ему Иисус: «Десятеро были исцелены; где же остальные девятеро?» И сказал он исцеленному: «Не для того я пришел, чтобы мне прислуживали, но чтобы служить: посему ступай домой и помни, что Господь сделал для тебя, дабы знали все, что обетования, данные Аврааму и семени его, о даровании им Царствия Божьего сбываются». Ушел исцеленный и, придя в дом свой, рассказывал соседям своим, что Господь сделал для него через Иисуса.
Глава 20. ЧУДО ИИСУСОВО НА МОРЕ. ИИСУС ГОВОРИТ, ГДЕ ПРИНИМАЮТ ПРОРОКА
И пришел Иисус к морю Галилейскому и, сев в лодку, поплыл к Назарету; и была тогда великая буря на море том, и едва не утонула лодка. И спал Иисус на носу той лодки. И подошли к нему ученики его и разбудили его, говоря: «Учитель, спасайся, ибо гибнем мы!» Объял их страх великий, и дул встречный ветер, и бурлило море. Встал Иисус и, подняв очи свои к небесам, сказал: «О Господи Вседержитель! Сжалься над рабами Твоими». И когда сказал Иисус слова эти, утих ветер и успокоилось море. Испугались моряки, сказав: «Кто сей человек, что море и ветер послушны ему?» Прибыв в Назарет, рассказали всем моряки то, что видели они от Иисуса, и дом, где жил Иисус, окружен был великим множеством народу. И, придя к нему, спросили книжники и ученые мужи: «Премного наслышаны мы о деяниях твоих на море и в Иудее, так сотвори же чудо в родном городе своем».
И сказал Иисус: «Эти лишенные веры ищут чуда, но не будет оно дано им, ибо не принимается пророк в отечестве своем. Много было вдов во времена Илии, но лишь вдове в Сарепте Сидонской совершил он чудо. Много было прокаженных во времена Елисея, но лишь Нааман Сириец был исцелен».
Жители пришли в ярость от слов этих, схватили его и потащили на вершину обрыва, дабы сбросить его. Но, пройдя сквозь толпу, Иисус оставил их.
Глава 21. ИИСУС ИСЦЕЛЯЕТ БЕСНОВАТОГО, И СВИНЬИ СБРАСЫВАЮТСЯ В МОРЕ. ПОСЛЕ ИСЦЕЛЯЕТ ОН ДОЧЬ ХАНААНСКУЮ
Пришел Иисус в Капернаум, и встретил его у города бесноватый, и не могли цепи сдержать его, и великий вред творил он людям.
Демоны закричали через рот его: «О святой человек, зачем беспокоишь ты нас?» И молили они его не трогать их.
И спросил их Иисус, каково число их. И ответили они: «Шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть». Услышав это, испугались ученики Иисусовы и молили его уйти. Тогда сказал Иисус: «Где вера ваша? Не я уйду, но демон». И бесы просили его: «Если выгонишь нас, пошли нас в стадо свиней». Вдали же от них паслось стадо свиней числом десять тысяч, и принадлежали они ха-наанитам. Он сказал им: «Идите и войдите в свиней». И с шумом вошли демоны в свиней, и вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, что увидели и услышали от Иисуса.
Вскоре из города пришли люди и нашли Иисуса, и был среди них очистившийся. И были они исполнены страха и молили Иисуса не покидать их. Иисус же оставил их и пошел в Тир и Сидон.
Женщина ханаанская и два сына ее пришли издалека повидать Иисуса. Увидев его с учениками его, вскричала она: «Иисус, сын Давидов, сжалься над дочерью моей, ибо мучится она от дьявола!» Иисус не проронил ни единого слова, ибо сыновья ее были не обрезаны. Ученики же его сжалились и взмолились к нему: «О учитель, пожалей их! Вот плачут они!»
Иисус сказал: «Послан я к народу Израилеву». Тогда женщина и сыновья ее подошли к Иисусу, плача и причитая: «О сын Давидов, сжалься надо мной!» Иисус же сказал: «Нельзя отнимать хлеб у детей, дабы бросить его псам». И сказал он так, ибо были они нечисты, поскольку происходили из необрезанного народа.
И сказала женщина: «О господи, и собаки питаются объедками со стола хозяина своего». И тогда Иисус сказал: «О женщина, велика вера твоя». И, воздев руки свои к небесам, воззвал он к Господу и сказал: «О женщина, здорова дочь твоя, иди с миром». Ушла та женщина и, вернувшись домой, нашла дочь свою благословляющей Господа. Тогда сказала женщина: «Воистину, нет больше Бога, кроме Бога Израилева». И женщина та вместе со всей родней своей последовала Закону Божьему, как написано в книге Моисеевой.
Глава 22 НЕСЧАСТЬЕ НЕОБРЕЗАННЫМ, ИБО ОНИ СУТЬ ХУЖЕ СОБАКИ
В тот день спросили ученики Иисуса: «Скажи нам, учитель, почему уподобил ты женщину ту собаке?»
Отвечал Иисус: «Истинно говорю я вам, собака лучше необрезанного». Опечаленные, спросили они его снова: «Тяжки слова сии, и кто примет их в сердце свое?»
Отвечал Иисус: «Неразумные! Собака служит хозяину своему, не раздумывая над деяниями своими; поняв сие, сумеете постичь вы слова мои. Скажите мне, охраняя дом хозяина своего, разве не подвергает она жизнь свою опасности от воров? Конечно. Но что же получает она взамен? Удары и раны и малость хлеба, и всегда показывает она хозяину радость свою. Не так ли?»
«Так, учитель», — сказали ученики.
И сказал тогда Иисус: «Так узрите, как много дал Господь человеку, а тот грешит, не соблюдая заповедей
Господних, данных рабу Его Аврааму. Помните, что сказал Давид Саулу, царю Израилеву, против Голиафа Филистимлянина: „Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил волк, медведь или лев и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезан-ным будет то же, что с ними, потому что он поносит воинство Бога живого"». И сказали тогда ученики: «Скажи нам, учитель, зачем нужно быть обрезанными?»
Иисус ответил им: «Довольно вам того, что заповедал Бог Аврааму, сказав: „Авраам, обрежь родственников своих и весь дом свой, ибо сие есть символ завета вечного между нами"»*.
Глава 23. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ, ЗАВЕТ МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ И ПРОКЛЯТИЕ НЕОБРЕЗАННЫХ
И сказав это, сел Иисус на гору, на которую доселе они смотрели. И окружили его ученики его, дабы слышать слова его. Тогда промолвил Иисус: «Адам, первый человек, съел, по наваждению от сатаны, запретный плод с древа познания** в Раю, и взбунтовалась плоть его против духа его; и поклялся он, говоря: „Именем Господа, уничтожу я тебя!" И, отломав кусок камня, стал резать плоть свою острым концом его; и тогда остановлен он был ангелом Гавриилом. И сказал он ему: „Поклялся я именем Господа, что уничтожу я плоть свою; никогда не буду лгать я!"
Тогда ангел Господень указал ему на излишества плоти его, и срезал он ее. И с тех пор каждый, кто есть плоть от плоти Адамовой, должен соблюсти то, в чем поклялся прародитель наш. Обрезал Адам сыновей своих, и из поколения в поколение соблюдалась заповедь сия. Но во времена Авраама лишь немногие на земле были обрезаны, ибо пребывало большинство из рода людского в язычестве. И тогда Господь сказал Аврааму об обрезании и дал заповедь свою, говоря: „Тот, кто не обрежет плоть свою, отвергнут будет от народа Моего на веки вечные"».
Страх вселился в учеников Иисусовых после слов сиих, ибо со страстью говорил он. Тогда сказал Иисус: «Оставьте страх свой перед тем, кто не обрезал род свой, ибо нет ему места в Раю Господнем». И, сказав сие, Иисус заговорил снова: «Дух многих готов служить Господу, но плоть их слаба. Но должен человек, боящийся Господа, помнить о плоти своей — и где она усечена должна быть, и откуда обряд сей. Из праха земного сотворил Господь плоть, и вдохнул Он в нее, доселе безжизненную, дыхание жизни. И если препятствует плоть служению Господу, презрите ее, как прах, и попирайте ее, ибо тот, кто возненавидит душу свою в этом мире, сохранит ее для жизни вечной.
То, что желает плоть, открывает суть ее — она злейший враг всего доброго, ибо желает она лишь греха.
Должен ли человек ради того, чтобы угодить врагам своим, перестать совершать угодное Богу, Создателю своему? Размышляйте над этим. Все святые и пророки были врагами плоти своей во имя служения Господу; а посему с готовностью и радостью шли они на смерть, дабы не преступить Закон Господень, данный рабу Его Моисею, и не служить ложным богам.
Помните Илию, бежавшего в пустынные места гор и евшего лишь траву, скопившуюся в козлиной шерсти. Сколько дней не ужинал он! Сколько пришлось претерпеть ему холода! Сколько ливней обрушивалось на него, и все терпел он целых семь лет по вине нечестивой Иезавели-язычницы!
Помните Елисея, что ел лишь хлеб и носил грубую одежду. Истинно говорю я вам, что не побоявшиеся презреть плоть свою гонимы были сильными мира сего. И этого должно быть достаточно вам, дабы презрели вы плоть свою, люди. Но если вы пристально взглянете на гробницу, узнаете вы, что есть плоть».
Глава 24 НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР ТОГО, ЧТО НУЖНО БЕЖАТЬ ОТ ПИРШЕСТВ И ПРАЗДНЕСТВ
И сказал Иисус в скорби: «Горе тому, кто раб своей плоти, ибо нет ему надежды в жизни иной, но лишь муки за грехи свои. Жил один богатый чревоугодник, что не думал ни о чем, кроме насыщения чрева своего, и каждый день давал пир. У врат дома его стоял нищий по имени Лазарь, покрытый ранами и болячками, и жаждал он получить хотя бы крохи, упавшие с хозяйского стола. Но никто не дал ему даже крох тех; и все смеялись над ним. Лишь собаки пожалели его и облизали раны его. И когда умер тот нищий, ангелы небесные вознесли его на лоно Авраама, нашего отца. Богач тоже умер, и взяли демоны душу его и отдали в руки сатаны; и вот, в муках великих, поднял он очи свои вверх и увидел Лазаря под защитой Авраама. И вскричал богач: „О отец Авраам, сжалься надо мной и пошли мне Лазаря, дабы дал он мне глоток воды для охлаждения языка моего, что охвачен пламенем". Авраам ответил: „Сын мой, помни, что в той жизни ты получал все блага, а Лазарь лишь беды и несчастья; а посему испытываешь ты ныне муки, а Лазарь пребывает в блаженстве".
Снова вскричал богач, говоря: „О отец Авраам, в доме моем сидят три брата моих. Пошли к ним Лазаря, дабы узнали они, какие муки претерпеваю я здесь, дабы избежали они участи моей". Авраам сказал: „У них есть Моисей и пророки, пусть они слушают их".
Богач сказал: „Отец Авраам, ежели один мертвый восстанет из могилы своей, поверят они". Авраам сказал: „Кто не верит Моисею и пророкам, не поверит и мертвым, если восстанут они из могилы своей".
Узрите же, что блаженны нищие, имеющие терпение и ненавидящие плоть свою. Обречены на гибель те, кто готовят плоть свою к погребению, но отдают они ее лишь на съедение червям, и не знают они истины. Но не думают они об этом, ибо живут здесь, как бессмертные, и строят большие дома, и подсчитывают доходы свои, и живут в гордыне».
Глава 25 О ТОМ, КАК ДОЛЖЕН ЧЕЛОВЕК ОБУЗДЫВАТЬ ПЛОТЬ СВОЮ И КАК ДОЛЖНО ЖИТЬ В МИРЕ