СодержаниеВступительное слово .................................................................6Предисловие ..............................................................................8Начало ......................................................................................13Причины ...................................................................................33Причины возникновения ........................................................34Немного статистики .................................................................56А теперь о еврейской самообороне. ......................................84Роль украинской интеллигенциив изменении отношениймежду еврейским и христианским населением. ................123Формы погромов ....................................................................219Дополнение. ...........................................................................308Политические симпатии евреевукраинских губернийбывшей Российской империи в годы революции(1917–1921): краткий обзор ...................................................309УДК 821.161.1.(477)-3Л61Серия «ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ». Основана в 2017 годуАвтор выражает благодарность Ольге Гуцал, Алексею Койфману и Елене Захаровой за материальную поддержку и Анне Блинцовой за технологиче-ский контроль. А также всем тем, кто захотел иметь бумажный экземпляр книги и тем самым поддержал проект по индексации жертв погромов на сайте jewishpogroms.infoЭлектронный вариант печатного издания:Липес Надя. Погромы: неудобная правда. 1917–1921 : документальная повесть / Надя Липес. — Одесса : Астропринт, 2021. — 348 с. — (Серия «Гене-алогия для чайников») — ISBN 978-966-927-806-7Эта книга, к написанию которой автор шла 7 лет, является или прямым цитированием документов, хранящихся в Киевском областном архиве, или близким к цитированию пересказом. Между цитат автор пытается объ-яснить причины возникновения антисемитизма в целом и на отдельно взятой территории в частности. Несмотря на то, что это далеко не первая книга, написанная на тему погромов Гражданской войны, это первая книга, написанная скорее в художественном стиле, чем в научном, дабы не пере-гружать читателя, которому и так придётся нелегко в процессе чтения из-за описания подробностей происходящего. Также это первая книга, в которой подробно рассматриваются особенности украино-еврейских взаимоотно-шений с точки зрения участников событий с обеих сторон. Ряд документов и фотографий публикуется впервые. Книга предназначена для людей, которые хотели бы знать правду о про-межутке между 1917 и 1921 годом, какой бы она не была.Ця книга, до написання якої авторка йшла 7 років, є або прямим цитуван-ням документів, що зберігаються у Київському обласному архіві, або близь-ким до цитування переказом. Поміж цитат авторка намагається пояснити причини виникнення антисемітизму в цілому і на окремо узятій території зокрема. Незважаючи на те, що це далеко не перша книга, що написана на тему погромів Громадянської війни, це перша книга, що написана пере-важно у художньому стилі, ніж у науковому, аби не перевантажувати читача, якому і так буде непереливки у процесі читання через детальний опис того, що відбувалося. Також це перша книга, у якій детально розглянуто особ-ливості україно-єврейських відносин з точки зору учасників подій з обох сторін. Низка документів і світлин публікується вперше.Книга призначена для людей, що хотіли б знати правду про відтинок часу між 1917 і 1927 роками, якою б вона не була.
76П ̄¤Р ̄¼: Н¦ ́Д ̄¢НАÀ ПРАВДА. 1917–1921Липес, казалось бы, канула в бездну вместе с ним. С Гершем Липесом. Но тут родилась я. Длительное время, посвященное изучению своей родос-ловной, я все никак не могла понять, почему Липесов так мало. И вот они начали приходить ко мне из списков убитых. В Юстинграде, в Дубново, и тут я поняла, куда они пропали. Дед ничего не знал, и мне пришлось переваривать полу-ченную информацию самостоятельно. А потом мне при-снился Шмулик. Целый, законченный рассказ о мальчике, который потерял семью во время погромов в Одессе, перед Холокостом нашел и погиб вместе с женой в Умани во время массовых расстрелов 8 октября 1941 года. Он приснился мне и больше никогда не уходил из моей головы, эпизоди-чески появляясь в более явном виде и требуя написать все, что я знаю о нем и о других безымянных евреях, канувших в Лету в страшном двадцатом веке. Я не уверена, что имеет смысл в очередной раз рассказы-вать детально обо всем, происходящем с евреями во время погромов. В конце концов, основной целью данной книги является описание ситуации в целом и перечисление участ-ников столь нелицеприятных событий. Дабы ничье имя не пропало. В данном случае я имею в виду не имена жертв, которые уже перечислены на сайте jewishpogroms.info. В данном случае я имею в виду погромщиков и общее коли-чество погромов, которое случилось на территории бывшей Российской империи. К сожалению, все имеющиеся в архи-вах документы о погромах мне все еще недоступны. Тем не менее, я не думаю, что имена жертв от меня ускользнут, тем более что сайт пополняется ежедневно, а если я вдруг не упомяну в данной книге какого-то мелкого атамана, то я смогу это сделать в следующем издании. Какие наши годы. Данная книга посвящается моим кузенам, дядьям и про-чим родственникам, которые не родились, потому что их предков, а именно Хаима и Лейбу Липесов, убили во время погромов в Юстинграде. Также она посвящается моему пра-прадеду Фроиму Мошковичу Липесу, который потерял как минимум двух сыновей и убил себя раком в возрасте 56 лет, прадеду Гершу Фроимовичу, который ничего не рассказывал своему сыну, и моему деду Менделю, ставшему Михаилом, который ничего не знал. История этой книги началась с того, что я от безысход-ности (по причине тотального отсутствия документов по Липовецкому уезду) решила изучить погромный фонд. И обнаружила в нем больше, чем рассчитывала, а именно двух убитых представителей своей семьи: Хаима Фроимо-вича Липеса, 1
Серия «ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ»
Надя Липес
ПОГРОМЫ:
НЕУДОБНАЯ ПРАВДА
1917–1921
Документальная повесть
Электронное издание
сетевого распространения
Одесса
«Астропринт»
2021
УДК 821.161.1.(477)-3
Ця книга, до написання якої авторка йшла 7 років, є або прямим цитуван-
Л61
ням документів, що зберігаються у Київському обласному архіві, або близь-
ким до цитування переказом. Поміж цитат авторка намагається пояснити
причини виникнення антисемітизму в цілому і на окремо узятій території
Серия «ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ».
зокрема. Незважаючи на те, що це далеко не перша книга, що написана на
Основана в 2017 году
тему погромів Громадянської війни, це перша книга, що написана переважно
у художньому стилі, ніж у науковому, аби не перевантажувати читача, яко-
Автор выражает благодарность
му і так буде непереливки у процесі читання через детальний опис того, що
Ольге Гуцал, Алексею Койфману и Елене Захаровой
відбувалося. Також це перша книга, у якій детально розглянуто особливос-
за материальную поддержку
ті україно-єврейських відносин з точки зору учасників подій з обох сторін.
и Анне Блинцовой за технологический контроль.
Низка документів і світлин публікується вперше.
А также всем тем, кто захотел иметь бумажный экземпляр книги
Книга призначена для людей, що хотіли б знати правду про відтинок часу
и тем самым поддержал проект по индексации жертв погромов
имени Г. С. Пшеничного ........................................................323
ПОГРОМЫ: НЕУДОБНАЯ ПРАВДА. 1917–1921
Вступительное слово
Данная книга посвящается моим кузенам, дядьям и про
Липес, казалось бы, канула в бездну вместе с ним. С Гершем
чим родственникам, которые не родились, потому что их
Липесом.
предков, а именно Хаима и Лейбу Липесов, убили во время
Но тут родилась я.
погромов в Юстинграде. Также она посвящается моему пра
прадеду Фроиму Мошковичу Липесу, который потерял как
Длительное время, посвященное изучению своей родо
минимум двух сыновей и убил себя раком в возрасте 56 лет, словной, я все никак не могла понять, почему Липесов так
прадеду Гершу Фроимовичу, который ничего не рассказывал
мало. И вот они начали приходить ко мне из списков убитых.
своему сыну, и моему деду Менделю, ставшему Михаилом, В Юстинграде, в Дубново, и тут я поняла, куда они пропали.
который ничего не знал.
Дед ничего не знал, и мне пришлось переваривать полу
ченную информацию самостоятельно. А потом мне при
снился Шмулик. Целый, законченный рассказ о мальчике, который потерял семью во время погромов в Одессе, перед
История этой книги началась с того, что я от безысход
Холокостом нашел и погиб вместе с женой в Умани во время
ности (по причине тотального отсутствия документов по
массовых расстрелов 8 октября 1941 года. Он приснился
Липовецкому уезду) решила изучить погромный фонд.
мне и больше никогда не уходил из моей головы, эпизоди
И обнаружила в нем больше, чем рассчитывала, а именно
чески появляясь в более явном виде и требуя написать все, двух убитых представителей своей семьи: Хаима Фроимо
что я знаю о нем и о других безымянных евреях, канувших
вича Липеса, 16 лет от роду, и Лейбу Фроимовича Липеса, в Лету в страшном двадцатом веке.
31 года от роду. Мой прадед Герш в этот скорбный спи
сок не попал. То ли потому, что не успел вернуться к 1919
Я не уверена, что имеет смысл в очередной раз рассказы
году в Юстинград из австрийского плена, то ли потому, что
вать детально обо всем, происходящем с евреями во время
навыки, полученные на фронте, помогли ему отбиться от
погромов. В конце концов, основной целью данной книги
погромщиков. Еврейской самообороны в Юстинграде не
является описание ситуации в целом и перечисление участ
было, о попытках сопротивления ничего не известно, хотя, ников столь нелицеприятных событий. Дабы ничье имя не
конечно, он мог отсутствовать в городе, потому что был чле
пропало. В данном случае я имею в виду не имена жертв, ном самообороны в какомто соседнем местечке, в котором
которые уже перечислены на сайте jewishpogroms.info.
она таки присутствовала. Так или иначе, он ничего не рас
В данном случае я имею в виду погромщиков и общее коли
сказывал своему сыну. Ни про плен, ни про погромы. Един
чество погромов, которое случилось на территории бывшей
ственное, что он ему сообщилтаки перед уходом на фронт, Российской империи. К сожалению, все имеющиеся в архи
что немцы это плохо и надо уходить. Нет транспорта – надо
вах документы о погромах мне все еще недоступны. Тем
идти пешком. Максимально далеко.
не менее, я не думаю, что имена жертв от меня ускользнут, И 18летний, плохо видящий изза глаукомы дед в ком
тем более что сайт пополняется ежедневно, а если я вдруг
пании матери и 16летней сестры ушел в Ташкент. Своего
не упомяну в данной книге какогото мелкого атамана, то
отца он больше никогда не видел. История семейства
я смогу это сделать в следующем издании. Какие наши годы.
6
7
ПОГРОМЫ: НЕУДОБНАЯ ПРАВДА. 1917–1921
делали. К сожалению, основная масса списков составлялась
в 19201921 годах и в достаточно свободной форме. Поэтому
Предисловие
точного числа жертв нет и не будет. Я уже не говорю о том, что половина даже зафиксированных жертв не имеет ни
имен, ни фамилий. Хевра Кадиша фиксировала общее коли
чество похороненных тел, в том числе безымянных. Подоб
ные записи мы можем видеть в сохранившихся записях
Прежде чем начать говорить о погромах, будет нелишним
раввинатов, да и в документах комитета тоже.
рассказать, откуда мы вообще про них знаем. Точнее, не
Комитет помощи пострадавшим от погромов был всерос
столько откуда мы про них знаем, сколько откуда мы берем
сийским, но у него были отделения по всей территории быв
документальные сведения о количестве погромов и коли
шей Российской империи, основная масса которых находи
честве жертв. Причем под жертвами мы подразумеваем
лась на территории современной Украины. Причина этому
не только убитых. Как минимум потому, что факт попада
явлению вполне очевидна, именно на этой территории нахо
ния человека в списки ожидающих помощи в больницах
дилось основное количество жертв. Остальные комитеты
или пунктах приема не говорит о том, что человек не умер
были заняты сбором денежных средств и распределением
вскоре после этого. Также абсолютно невозможно учиты
их между нуждающимися. Переписка между отделениями
вать жертв, скончавшихся после погромов, но не вошедших
велась на двух языках, идише и русском. Многие документы
в официальную статистику, поскольку статистика появилась
продублированы в нескольких архивах, поэтому списки
позже. И теперь мы переходим к вопросу о том, кто эту ста
пострадавших могут повторяться. И, к сожалению, лучше
тистику решил вести.
всего из документов этой организации сохранились отнюдь
Комитет помощи жертвам, пострадавшим от погромов, не списки, а бесконечные отчеты об их деятельности. Это, документы которого я использовала при написании этой
безусловно, никого не удивляет. Все бюрократические орга
книги, был далеко не уникальным образованием в новей
низации, тем более подотчетные, были заинтересованы
шей истории. Подобные комитеты создавались по случаю
в максимально строгой и прозрачной отчетности. А имена
с 1881 года. В период Первой мировой войны действовал
погибших и даже точное их число никого не интересовали.
комитет помощи беженцам, часть из которых одновременно
С другой стороны, в этом есть какаято логика, потому что
со статусом беженца имели статус и жертв погромов, потому
основной задачей комитета была помощь живым пострадав
что первые погромы начали отнюдь не банды и войска, уча
шим, а не увековечивание памяти погибших.
ствующие в Гражданской войне, а регулярные войска стран, принимавших участие в Первой мировой. Особо активными
Документы фонда разбросаны по разным архивам. Они
в этом вопросе были Российская армия и польские войска.
находятся почти во всех областных архивах Украины, Поэтому вполне логично, что комитет помощи воен
в архиве органов власти, в российском ГАРФе, а также в аме
ным беженцам переквалифицировался в комитет помощи
риканском YIVO, в фонде Ильи Чериковера. Этот потряса
погромным беженцам. Ну и для общей оценки ситуации
ющий человек умудрился вывезти их в Берлин в 1921 году.
они начали фиксировать списки погибших. Почему это слу
Чериковер был и автором двух первых книг из семитом
чилось, мне так и не удалось узнать, но зачемто они это
ной серии по этой проблеме, выпущенной созданным по
8
9
ПОГРОМЫ: НЕУДОБНАЯ ПРАВДА. 1917–1921
его инициативе в 1921 г. в Берлине Архивом восточноевро
Сара Бернар. Приехав в Россию вскоре после убийства Алек
пейского еврейства («Антисемитизм и погромы на Украине
сандра Второго, которое повлекло за собой первые погромы, 1917–18 гг.», с введением С. Дубнова, на идиш и русском
она более чем столкнулась и с последствиями этих самых
языке, Берлин, 1923 год и «Погромы на Украине 1919 г.», погромов, и с российским антисемитизмом. Несмотря на
написанной в 1930х гг.).
более чем вольный статус француженки. Именно поэтому
Там же было смонтировано 3 фильма на эту тему.
она являлась основным иностранным спонсором новообра
В качестве сюжета использовались документальные съемки
зованных комитетов помощи жертвам погромов.
и фотоотчеты, сделанные после погромов. Оригиналы фото
В еврейской же среде погромы и вообще ситуация в Рос
графий практически не сохранились, а вот все три части
сии в целом были более чем известны, потому что все эти
фильма благополучно дожили до наших дней.
комитеты содержались ни в коем случае не на деньги каких
Я скажу больше, если бы не Чериковер, о еврейских погро
либо государств, а на пожертвования частных граждан.
мах Гражданской войны вообще бы никто не знал. Конечно, В основном американских. И это объяснимо. Ведь родствен
немалую известность и погромы, и Чериковер приобрели во
ники жертвователей оставались по ту сторону занавеса.
время показательного суда над Шварцбардом за убийство
Как следствие, основная масса дел в фонде комитета это
Петлюры. Защита более чем уверенно использовала выве
или поиск американских родственников, или отчеты перед
зенный из Советской России архив.
этими самыми родственниками. И еще немного перед ново