Меня интересует, и всегда интересовала душевная жизнь человека. Сколько помню себя, я всегда вёл внутренний диалог, объясняя самому себе видимые проявления внешнего бытия, как события НЕ хаотические, но подчинённые некоторому смыслу, который найти можно ТОЛЬКО погрузившись в собственную глубину, выполнив завет древних: человек, познай самого себя. Душевная жизнь обладает некой самостоятельностью, а в самые напряженные моменты, может обладать абсолютной автономностью. Момент такой автономности, свободы от всего, что происходит снаружи, описал Лев Толстой в своём романе: "Война и мир", когда Пьер, перед, казалось бы, неминуемой смертью, ощущает личное бессмертие. Рядом с этим чувством все кажется смехотворным: - "Меня расстрелять? Мою бессмертную душу?" - думает Пьер... Такие моменты абсолютной свободы случаются не только в пограничных ситуациях -- они могут возникнуть неожиданно, в ответ на какую-то мысль, воспоминание, или ставшую вдруг понятной строчку Евангелия. Человек как бы оказывается в ином измерении. В этот миг бытия и само "измерение" другое, сама жизнь кажется наполненной НЕ реалиями мира материального, но тем Светом Истины, который высвечивает все закоулки души, но позволяет увидеть не только собственную грязь, но и предназначение человека в вечности как Божьего собеседника.
Мне самому пришлось испытать "Присутствие Божие", ощущение безграничной Любви и ОЗАРЕНИЕ в Свете Нетварном, постижение смысла собственного существования и ЗНАНИЕ Самой Истины = Бог есть Любовь. "Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, но не знаешь, откуда Он приходит и куда уходит", - оставляя не только светлую по Себе память, но и желание повторить этот краткий миг бытия, из которых, в общем-то, и складывается наша настоящая Жизнь.
Все, что стремится стать духовным, а не механическим, должно обладать, прежде всего, разумным и глубоко обоснованным характером. Романтическое отношение к жизни с возрастом становится скептическим. Ещё позже человек превращается в циника, если только в душе его не найдёт себе благодатную почву Слово Божие - Истина. Поэтому-то внутренняя жизнь и должна быть направлена не на простое постижение и отражение в себе реалий здесь и сейчас бытия, но стремиться к общению с тем, что лежит ЗА реалиями повседневности, с подлинными ценностями жизни вечной. Как сказал Гёте: - правда найдена давным-давно и связала союзом благородные души. Крепко держись ее -- этой старой правды.
Эта "вечная правда" - Истина, неизменная в вечности. Она не зависит не только от смены эпох, политических режимов, но и от космических катаклизмов. Как известно, "небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут". Искать ее не надо, она открыта давным-давно, с Воплощением самого Слова Божьего. Но то, что надо искать -- это себя, такого себя, который способен ее не только встретить, принять, понять, но и отразить в мир Божий, являя самим собой лучик славы Церкви Господней ...
1 В начале было Слово,
В греческом языке, на котором было написано Евангелие от Иоанна, значений слова "Logos" много. Это и термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане. Смысл, - понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". Из бытовой сферы в понятие "Логос" вошёл ещё момент чёткого числового отношения -- "счёта", а потому и "отчёта" (lСgon didСnai -- "отдавать отчёт"). Логос -- это сразу и объективно данное содержание (идея), в котором ум должен "отдавать отчёт", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания. Это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке. Вневременное существование Логоса как Идеи оправдывается, прежде всего, самим представлением о предвечности и нематериальности самого мира идей, мира чистой (без носителя) информации. Информации как неоформленного ещё содержания ... и вот именно об идее, не оформленной ещё в мысль, и идёт речь в самых первых словах Евангелия Любви.
И Слово было у Бога,
Мыслю, следовательно существую, - пришёл к выводу Декарт, проснувшись в темной глубине голландской печи. Он ничего не видел, ничего не слышал и не ощущал ничего. В этой пустоте лишь мысли о благом Боге, наделившем человека способностью мыслить, познавать самого себя и мир, позволили придти к выводу о единственной реальности - собственном бытии, которое "внутрь нас есть" и не зависит от иллюзий материальности.
Такое бытие и есть сам процесс мышления, свойственный лишь человеку - образу и подобию Божиему. Мыслящий, мыслимое и отношение мыслящего к мыслимому, составляют триединство, определяемое как самосознание "Я". При этом изменение собственного отношения к мыслимому и составляет изменяемую часть реальности. Изменить идею, или придумать новую мы не можем, но мы вполне способны выработать своё отношение к некой абстрактной идее, сделав это отношение собственным содержанием.
Такой Идеей, способной в процессе мышления стать не только мыслью, но обрести форму Слова и отношения к этому Слову является для разумного существа Идеальная Идея = Бог есть Любовь. Исповедание этой Идеи в качестве Истины, позволяет обрести стержень ВЕРЫ в себе самом в надежде на то, что Сам Бог исповедует ЭТУ же Истину: Разум (Бог Отец) Рождает Слово (Бог Сын) и относится к Нему с Любовью (Дух Святой - Дух Любви), что и составляет суть Личности и САМУ Личность Бога.
Способность волей Своей проводить эту Истину в жизнь есть не только "доказательство" Всемогущества Божиего, но и основа, тот самый краеугольный камень, на котором христианин способен выстроить самого себя как Храм духа Истины, живущего в нём.
и Слово было Бог.
Бог - Верховная Личность, самоосознающая Себя, Волей Своей, отождествляет Себя со Словом Своим, Истиной = Бог есть Любовь.
2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоан.1:3-5).
Идея "человека" в процессе Божественного бытия возникает как идея "модели" самого себя, как то "отражение", которое делает "видимым" себя самого "со стороны". "Отношение" к этому отражению, этой модели (образа и подобия) Бога специфическое, это отношение составляет нравственный аспект Божественного бытия, который (аспект) и положен в основу взаимоотношений "Образа" и "модели", Бога и человека. Наделяя человека способностью к самопознанию, свободой совершить свой, собственный выбор, Бог "оставляет открытым" канал связи с собой. Этот "канал связи с Богом" и есть Слово Божие, которое открывается в нас как Истина = Бог есть Любовь.
Мы живём в "нарисованном" Богом мире. В этом мире в силу его материальности и однонаправленности вектора времени (в пространстве) существуют законы самОй нарисованности, которые мы воспринимаем как "естественные". Человек без осознанного движения навстречу Богу, без поста и молитвы, смирения и покаяния, не может "выпрыгнуть" из своего земного сознания в силу тысячелетней привычки жить инстинктами. Сама природа поддерживает иллюзию жизни как "способа существования белковых тел".
Но мир создан именно таким, чтобы действие в нём Бога было видно только тому, кто Духом Святым в акте Рождения получил "код доступа" - Слово Божие - Истину, поскольку необходимо, всё-таки, отделить хлеб Господень от плевел. Воплощение Бога и Его Воскресение как раз и являются теми СОбытиями в жизни человека, которые определяют его выбор. Я подчёркиваю, не в прошлом, а в настоящем, в жизни САМОГО человека, в его внутреннем мире.
Человек, выбери Христа Иисуса, выбери Его Любовь, общение с Ним, которое и есть Жизнь и будешь с Ним вечно.