Исследование выполнено в ноябре -- декабре 2022 года.
Омск 2022
Предисловие
Лирика Солоухина отличается разнообразием жанров и тем. Выделим главные из них:
1. Пейзажная лирика. Стихи о природе, коих в творчестве Солоухина добрая половина.
2. Деревенская лирика. Стихи о русской деревне, где прошло детство и юность поэта.
3. Гражданская лирика. Стихи на темы, волнующие народ.
4. Стихи о детях.
5. Философская лирика. Как правило, это не чисто философские стихи. Философия у Солоухина спрягается с другими темами, часто - с темой природы.
6. Любовная лирика.
7. Стихи о животных.
8. Городская лирика. Стихи, в которых проглядывает быт города, чаще всего - Москвы.
9. Биографическая лирика. Стихи, в которых отразился жизненный опыт самого Солоухина.
Каждый жанр постараюсь разобрать подробно.
Владимир Алексеевич Солоухин, конечно, более известен нам как замечательный прозаик, автор лирических повестей о родной стране, о ее жителях и ее природе. Прозаическое наследие Владимира Солоухина изучено достаточно подробно. Солоухин в отношении прозы признан несомненным талантом, его книги повестей издавались многотысячными, если не миллионными тиражами.
О прозаическом наследии Солоухина я подробно написал в книге "Солоухин: слово и мир".
Но что же поэзия, к которой также обращался знаменитый алепинец? Стихи Солоухина, конечно, несколько уступают его насыщенной, содержательной прозе. И тем не менее они также представляют интерес для любителя творчества этого русского советского писателя.
Говоря о поэзии Солоухина, мы будем говорить об образах России, которые словно повторяют образы родной страны, известные по его прозаическим вещам. Прежде всего география России представлена тремя локациями:
1. Родное село.
2. Большой город.
3. Юг ( курорты ).
"В своем цикле "Осенние листья" (о нем будет идти речь ниже) он приводит высказывание польского поэта Антонина Слонимского: "Я допускаю, что стихи могут быть без ритма, я допускаю, что стихи могут быть без рифмы, я допускаю, что стихи могут быть без смысла, но нельзя, чтобы все сразу в одном стихотворении". Отлично сказано!" ( Лазарев, Имеющий в руках цветы ).
Говоря о соотношении строгости формы и свободной строфы в стихах Солоухина, Владимир Лазарев изучает его "Венок сонетов" и приходит к выводу: "Итак, произведение, обусловленное канонами, завершено. Где-то просчет, где-то отступление от избранной формы, но и успех. И опять поиск, сосредоточенный и многообразный. Закончив "Венок сонетов", автор восклицает: "Легкость-то какая! Рифмуй, как хочешь. Строки чередуй, как хочешь. А хочешь, и вовсе не рифмуй и не чередуй!". Это выдох человека, вырвавшегося из средневековой башни на лоно современной поэзии, где все дозволено. И в этой несколько шутливой фразе нам слышится более разумный подход к проблеме, чем в его же высказываниях, что свободный размер изжил себя".
И дальше: "И в том светящемся родничке, звонком и чистом, о котором писал молодой Солоухин еще в 1945 году и в "Деревьях", и в цикле "Как выпить солнце", и даже в "Венке сонетов", Солоухин всегда является нам очень современным, социальным писателем."
В чем гражданственность Солоухина? Владимир Лазарев отвечает и на этот вопрос. По его словам, Солоухин всегда в стихах остается "нашим современником". Он может рассказывать о крестьянах села Олепина, о студенческих общежитиях, о Москве, о любимой. Но основа всех его размышлений, считает Лазарев, - сильная любовь к земле, на которой живет поэт.
Кстати, В.Лазарев обозначает и некоторые формальные признаки поэзии Солоухина. Она не витевата, не перегружена образами, гибка. Избегает нарочитости. Солоухин ориентируется на язык русской классической прозы и поэзии. Вот слова самого писателя: "Возьмите прозу Лермонтова и Пушкина, Толстого и Чехова, возьмите язык этой прозы. Он чист, строг, хрустален, я даже сказал бы, изящен, при том, что никто из них не чурался разговорного слова, архаизма, просторечия. Такое слово, употребленное с толком, всегда украсит книжную речь писателя. Нарочитость же в литературе, как и во всяком деле, остается нарочитостью".
1. Пейзажная лирика.
Пейзажная лирика Владимира Солоухина тесно перекликается с деталями его прозаических произведений. В основном это картины его Родины - России. И, как правило, речь идет о деревенских, сельских картинах. Например, картинах дорого ему села Алепина.
Солоухину хорошо знакомы детали русского сельского пейзажа. Оттого они так гармонично и правильно вплетаются в лирическую ткань его "пейзажных" стихотворений. Так, характерна для лирики Солоухина пейзажная зарисовка под названием "Безмолвна неба синева". Приведем здесь 1-ую и 3-ю ее строфы:
Безмолвна неба синева,
Деревья в мареве уснули.
Сгорела вешняя трава
В высоком пламени июля.
..
В степи поодаль есть родник,
Течет в траве он струйкой ясной,
Весь зной степной к нему приник
И пьет, и пьет, но все напрасно..
Постепенно возникает в стихотворении тема родника. Тема не столько с пейзажным, сколько опять-таки с философским подтекстом. Маленький родник - это плод проявления большой силы, результат действия подземных вод, силу которых не представляется возможным исчислить.
Маленький родник и большая земля, давшая ему начало - такой контраст характерен и для других пейзажных зарисовок Солоухина. В стихотворении "А горы сверкают своей белизной" есть этот любимый Солоухиным контраст в описании. С одной стороны - знойный, пыльный весенний южный город. С другой - возвышающиеся над ним снеговые вершины гор.
Весной исчезают метели и стужа,
Ложится на город немыслимый зной.
Листва пропылилась. Как жарко, как душно...
А горы сверкают своей белизной.
До уровня философского обобщения поднимается пейзаж, изображенный в стихотворении "Береза". Казалось бы, на какие мысли может натолкнуть одинокая осыпающаяся березка в глухом ельнике?
Но для Солоухина это - метафора человеческой жизни, осени жизни человека, человеческого одиночества в старости.
И непонятно темным елям,
Собравшимся еще тесней:
Что с ней? Ведь вместе зеленели
Совсем недавно. Что же с ней?
И вот задумчивы, серьезны,
Как бы потупив в землю взгляд,
Над угасающей березой
Они в молчании стоят.
Аналогию человеческой жизни Солоухин находит в русской природе. Именно в ней и возможны порой контрасты и парадоксы - такие как одинокая березка "в угрюмом ельнике".
В русской природе заключена первозданная гармония, считает Солоухин. В природе нет ничего лишнего, зря созданного. Подтверждение этой мысли - стихотворение "Букет". Герой стихотворения собирает букет из красивых цветов ( васильков, ромашек, колокольчиков ). Поначалу он брезгут сорными травами, и даже рожью. Но впоследствии к нему приходит понимание - сочность и грубоватая сила сорных растений по-новому озаряет красоту классических цветов.
Поэтому-то он и срывает казавшиеся поначалу лишними татарник, былинник, крапиву, стебли ржи. И у него получается настоящий, правдивый ( как он говорит ) букет.
Несколько экпериментальным в плане графики выглядит еще одно стихотворение с пейзажной основой - "Ветер". Речь в ней идет о ветре, который был когда-то спокойным воздухом над русской равниной, а теперь стал бурным потоком над Черным морем.
Взгляните, как выглядит его построение:
Ветер
Летит над морем.
Недавно он не был ветром,
А был неподвижным, теплым воздухом над землей.
Он
Окружал ромашки.
Пах он зеленым летом
(Зыбко дрожал над рожью желтый прозрачный зной).
Потом,
Шевельнув песчинки,
Немного пригнувши травы,
Он начал свое движенье. Из воздуха ветром стал.
Короткие строки - "Он" - "Потом" - призваны подчеркнуть двоякую природу ветра. Он превращается из просто созерцательного воздуха в деятельный поток воздушных масс. Подспудно, автор, видимо, сравнивает себя с ним.
Писатель в финале стихотворения обращается к ветру, как бы урезонивая его и призывая его вспомнить его же спокойную молодость, когда он "спал над ромашкой в поле".
Спокойствие русского равнинного, лугового пейзажа, очевидно, ближе к самому автору, чем отвлеченные черноморские бури.
Наблюдения над природой содержатся и в стихотворении Солоухина "Воды". Автор рационально, казалось бы, подходит к теме воды - выделяя "четвре дороги" у вод, "забурливших в апреле и мае". Две из них очевидные -
1. Облака, тучи. Грозы, град, радуга.
2. Озера, реки, моря, океаны.
Третий и четвертый путь воды - не так ясны, как первые. Но поэт прозревает и их.
3. Глухие закрома земли, подземные воды.
4. Воды глубоко под землей, где "Дворцы сталактитов, подземные гроты". Они пробиваются на землю ключами, родниками, считает Солоухин. Они "вспыхивают оазисами" в пустыне.
В стихотворении "Глубина", как говорила Юля Хвостенко ( легендарная староста 13 группы филфака ОмГПУ ), прослеживается какая-то мысль. Поэт обращается к читателю - "Поразмысли своими мозгами" ( так говорила Хвостенко ).
А если серьезно, три четверти стихотворения посвящены описанию глубокой воды, которая может дробиться и течь. И лишь в финале автор выходит на философское обобщение:
Но за то -- отражать
Наклоненные ивы
И звезды.
Но за то -- содержать
Родники ледяные на дне.
И туманом поить
Лучезарный предутренний воздух.
И русалочьи тайны
В полуночной хранить глубине.
Как не вспомнить "русалочьи" произведения Гоголя и Пушкина при этом.
Пейзажная лирика у Солоухина тесно переплетается с философской. Так, в стихотворении "Дождь в степи" поэт описывает сохнущие в ожидании дождя поля пшеницы. И здесь же есть выход на философский уровень -
О, если б дождем
Мне пролиться на жито,
Я жизнь не считал бы
Бесцельно прожитой!
Дождем отсверкать
Благодатным и плавным..
В финале стихотворения автору видится сон, в котором о крышу бьются не капли дождя, а спелые зерна пшеницы.
Как не вспомнить в связи с этим набоковских "Поэтов", где сравнивается молчание любви с молчаньем.. зерна.
Пейзажная лирика тесно смыкается и с деревенской. В солоухинском пейзаже на фоне красот русской природы проступают очертания крыш и домов знакомой деревни -
Ушли ветра, а вслед за ними
На землю пал спокойный иней,
Леса, деревни и мосты,
По речке низкие кусты,
Стога поодаль от реки,
Из труб лиловые дымки,
И все, что ни было вокруг,
Под зимним солнцем стало вдруг
Спокойным, чистым и простым
Узором редкой красоты.
А ведь это "пейзажное" стихотворение разворачивает еще и любовную тему, перекликается с ней. Оказывается, любимая женщина поэта ходила осенью по дороге близ деревни. И под снегом остается нетронутым, целым ее "легкий след".
В стихотворении "Жизнь моя, что мне делать с нею" природа и пейзаж "истолковывают состояние души", как сказала бы одна студентка 13 группы филфака. Во взаимодействии с плодами природы - ягодами и грибами, в их собирании проявляются особенность мировосприятия Солоухина.
Если раньше поэт собирал грибы целенаправленно, не обращая особого внимания на ягоды -
Земляника и костяника
Так и тянутся на глаза.
Так и тянутся, так и жаждут.
Только цель у меня узка,
И не дрогнула ни однажды
Ни душа моя, ни рука, -
- то теперь у него, как оказывается, "вольно и раскованно на душе". Поэтому он собирает не только грибы, а срывает также "орешек", брусничку, цветок.
Пейзажная лирика тесно соприкасается с любовной темой в стихотворении Солоухина "Здесь гуще древесные тени... ".
Герой стихотворения сначала оказывается в чащобе леса. Она описана довольно подробно, со знанием дела. Здесь есть:
- пение ручья,
- поросшие мхом валуны,
- сухие коренья,
- волчьи следы,
- цветы на дне буерака.
И здесь, вероятно, в известную ночь цветет папоротник. Но оказывается герой в этом словно заколдованном месте не просто так. Он одержим идеей увековечить имя своей возлюбленной. И вот он ножиком вырезает его на древесной коре:
И кто им сказал про разлуку,
Что ты уж давно не со мной:
Однажды заплакали буквы
Горячей янтарной смолой.
Конечно, этот поступок выглядит сегодня наивным. Но Солоухин находит в нем особую поэзию.
Солоухин может посвятить отдельному растению целое стихотворение. Но для этого оно должно быть необычным, неординарным. Одно из стихотворений Солоухина называется "Кактусы".
Они естественны,
Как раковины, кораллы, морские рыбы,
Они разнообразны,
Как плывущие летние облака.
После крепких и пряных напитков
Вы едва ли смогли бы
Довольствоваться вкусом теплого молока.
Солоухин восхищается теми, кто разводит кактусы и теми, кто их рисует. Все это также неординарные личности. Они способны видеть скрытую от других красоту. Вывод:
Но с некоторых пор вы поймете,
Что для вас пресноваты
листочки,
цветочки,
стебельки,
лепестки.
"О муза! Крапиву воспой!" - вслед за героем своей книги "Трава" словно бы повторяет здесь поэт.
Есть у Солоухина и зарисовки о деревьях - например, стихотворение "Ольха". Начинается оно с фразы "Я обманул ольху". Сюжет стихотворения прост как компьютер Ай-Би-Эм - писатель приносит в дом с мороза прутья ольхи.
Обманутая домашним теплом, ольха расцветает.
Висят сережки длинные подряд.
Разнежились. На десять сантиметров.
Пыльцой набухли.
Жаждут,
Ждут,
Хотят
Программой предусмотренного ветра.
Однако в этом случае Солоухин называет ольху "пышным пустоцветом". От ее цветения никакого продолжения не получится.
Не пить воды, на солнышке не греться,
В июльский дождь листвою не шуметь,
И в воды те в апреле не глядеться,
И продолженья в мире не иметь.
Что из того, что радостно и звонко
Раздастся песня раннего скворца?
Пыльцу ольхи Солоухин называет "досадным мусором", который летит на неживую клеенку.
А вот стихотворение "Последний блик закатного огня" -
Последний блик закатного огня
Нахлынувшая туча погасила.
"Вы любите природу?"- у меня
Восторженная спутница спросила.
Я промолчал растерянно в ответ
На тот вопрос бессмысленный и странный.
Волну спросила б: нравится иль нет
Крутой волне
Волненье океана?
Из него ясно, что Солоухин ощущает себя неотъемлемой частью большой природы, частью мироздания. И он относится к природе с почтением, как к чему-то по-настоящему великому, значительному.
Уважение к природе сквозит и в стихотворении Солоухина "Родник". Поэт испытывает пиетет перед самым обыкновенным родником, перед чистотой его воды, запахом земли, травы и хвои, холодом его в жаркий полдень, голубой и светлой водой его. И признается:
У его задумчивого пенья
Я большой учился чистоте,
Первым, самым робким вдохновеньям,
Первой, самой маленькой мечте.
В финале стихотворения поэт признается, что он может стать седым, но все равно однажды придет к роднику, чтобы напиться его воды.
К пейзажной лирике нужно отнести и стихотворение "Сосна". В нем писатель говорит о том, как весь день проколобродил в лесу и задержался в нем до сумерек. Во мгле вечера он видит "янтарь стволов" и "зелень хвои". В лесу притихает живность, и здесь-то и возвышается над нашим героем величественная сосна.
А наверху, над мглою этой,
Перерастя весь лес, одна,
В луче заката, в бликах света
Горела яркая сосна.
И было ей доступно, древней,
Все, что не видел я с земли:
И сам закат, и дым деревни,
И сталь озерная вдали.
Возникает, таким образом, в стихотворении тема мощной, величественной природы, которой ведомо то, что скрыто от глаз заблудившегося, видимо, человека.
К пейзажной лирике можно отнести и стихотворение "Тропа нацелена в звезду... "
В нем Солоухин смешивает земной пейзаж со звездным. Получает вполне поэтическая картина. Сравниваются две тропы:
1. Земная. То тропинка вдоль просеки лесной или во ржи. Или тропинка к заветному крыльцу.
2. Небесная. Она нацелена в звезду ( должно быть, в Полярную ). К ней относится солоухинский девиз:
Всю жизнь по той тропе иди,
Всю жизнь на ту звезду гляди!
Маринистический пейзаж открывается нам в стихотворении "У моря". И здесь вновь спорят между собой два времени-пространства:
1. Русское поле с "полевой тропинкой" и маленьким в нем васильком. Это пространство укоренилось в памяти Солоухина.
2. Море, синее море с белопенным прибоем и ветром. С безтравным берегом. Море контрастно русскому полю. Оно беснуется, ревнует, хлещет.
Но Солоухину скучно сидеть у моря на камне, до которого долетают брызги. Морская стихия не очаровывает его, не прельщает. И напрасно море силится смыть из памяти полевую тропинку ( пространство и время N1, пора детства на родине Солоухина ).
В стихотворении "У тех высот, где чист и вечен.." речь идет о слиянии двух рек. Одна имеет мутные воды, другая же чиста, так как течет с гор. О чистой речке размышляет Солоухин в этом стихотворении: