Современность и вечные темы в песнях группы "Сплин"
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Статья о песнях "Сплина".
|
Омский государственный педагогический университет
Игорь Александрович Петраков
Современность и вечные темы в песнях группы "Сплин"
Исследование выполнено в сентябре 2021 года
Омск 2021
Содержание
1. Введение.
2. Современность.
3. Вечные темы.
3.1. Вера.
3.2. Время.
3.3. Природа.
3.4. Творчество.
3.5. Иной мир.
3.6. Любовь.
Ты у меня один
Словно в ночи совин.
Словно бы группа "Сплин",
Словно в сметане блин.
Ты сочинишь указ,
Ты все подпишешь враз,
Ты - все мои мечты.
Просто красавчик ты.
Дорогой человек,
Ты мне оплатишь чек.
Ты мне подаришь луну,
А я на ней флаг воткну.
( "Сказ про Бориса и указ" )
1. Введение
Группа "Сплин" как российская рок-группа стала популярна еще во времена моего обучения в ОмГПУ. Мы слушали самые разные ее песни из первых альбомов - "Коллекционер оружия" и "Фонарь под глазом", а также уже из более зрелых сборников - "Грантатовый альбом", "Альтависта", "25 кадр", "Новые люди".
В настоящем исследовании мы рассмотрим песни из первых четырех альбомов. Конечно, эта работа поэтому не претендует на полный охват творчества группы "Сплин" и Александра Васильева. В этом отношении она более близка моей работе "Сюжеты и темы ранних песен Земфиры", чем к трактату об "Агате Кристи" и Православии ( со всесторонним обзором песен известной российской рок-группы ).
Всенародная популярность пришла к группе "Сплин" с выходом ее "Гранатового альбома", широко разрекламированного по телевидению. С этого альбома и началось наше знакомство с творчеством А.Васильева. Потом мы познакомились с более ранними сборниками, а после этого продолжали следить за эволюцией "Сплина" в его последующих альбомах.
2. Современность.
Мир, который рисует в своих песнях Васильев - техногенный, насыщенный приметами современности. Ему, видимо, дорога современность как часть Бытия.
В песне "Любовь идет по проводам" -
Завтра на этом месте меня собьет автомобиль
Телеграф уносит мой голос в сторону за тысячу миль
Электричество - ерунда на постном масле,
Вот - ноль, вот - фаза, и все огни погасли.
В заявленной песне есть и другие приметы современного мира - пистолет, серебряные пули, горящий на кухне свет, телефон 01, по вызову которого является "незнакомый господин" с барабаном.
И господин сказал, ударив в барабан:
"Любовь идет по трубам, откройте кран,
Любовь идет по трубам, откройте кран,
Откройте кран и ложитесь на диван.
Невольно вспоминается более позднее произведение группы "Сплин" - "Романс", где также фигурирует пистолет и идущий на глубине вагон метро. Современность словно не отпускает героя, цепко держит его в своих руках.
Для сравнения: у "Агаты Кристи" песни гораздо менее испещрены приметами современности, много универсальных, всевременных вещей.
В песне "Спи в заброшенном доме" появляется вновь трамвай ( вспомним строки - "Я хотел обернуться трамваем и въехать в твое окно" ). Теперь это средство передвижения выглядит весьма зловеще -
Кто-то разрешил трамвайным рельсам
разрезать этот город
Трамвай идет разбитый, громыхая через ночь..
Приметы современной цивилизации видны и в "Частушках" -
В кольце метро, в дыму у папиросы,
В огнетушителе и в фильме без конца
Я стал меднее купороса
И перекошенней крыльца.
Современность вокруг героя образует "кольцо", едва ли не порочный круг, из которого ему необходимо выбраться.
Вообще, в песнях "Сплина" как-то слишком много поездов. Героиню, например, может ждать "поезд на том вокзале". В другой композиции автор признается, что через его песни "идут, идут поезда, исчезая в темном тоннеле".
Да и в песне "Англо-русский словарь" тоже воздается хвала этому современному средству передвижения.
Мой поезд едет в Стамбул - это cool
Но денег нет на обед - это bad
Кто мне покажет стриптиз - тому KISS
А кто покажет кулак - тому f*ck
Появляются также поезда метро ( "вагон метро" в песне "Романс" ) и самолеты ( "Выхода нет" ). В песне "Встретимся завтра" появляется вертолет за окном. Люди в нем машут рукой и отвлекают героя:
Белая ночь,темные шторы,
Из вертолета нам машут рукой
За окном.
Я не знаю,не знаю,не знаю,
Как мне расстегнуть твои шорты..
В песне "Бог устал нас любить" речь также идет о железной дороге:
Мы чересчур увеличили дозу, -
Вспомнили все что хотели забыть
Или на рельсы легли слишком поздно..
Бог устал нас любить.
О рельсах речь идет и в песне "Сумасшедший автобус". Кроме того, в ней герой сравнивает себя.. правильно, с сумасшедшим автобусом, который идет домой под ночным небом.
Есть приметы современной цивилизации и в других бытовых мелочах.
Автоответчик пишет послания,
CD поставлен на паузу
( "Орбит без сахара" ).
Мотивы современного кинофильма звучат в песнях "Сплина" настойчиво. В песне "Феллини" речь идет о герое и героине в "одном из неснятых фильмов Федерико Феллини".
А ты все смотришь кино, ты все ищешь себя среди серых камней,
Но то, что осталось за кадром, известно лишь мне, -
говорит автор в песне "Скоро будет солнечно". В другой песне из альбома "Фонарь под глазом", "Я не хочу домой", герой признается, что он, как и все, "смотрит фильмы".
Героя волнует и то, что фильм, который он смотрит, идет "задом наперед".
Здесь все фильмы задом наперед,
Здесь весною не цветет пейот
( "Далеко домой" )
Приметы современности очевидны и в песне "Весь этот бред". Они находятся внутри дома, в котором оказывается героиня.
Я отключил телефон, завел на 8 будильник
Я объяснил тебе, где в квартире спрятался душ.
Здесь же героине предлагается "гадать на картах Таро".
Современность так и выпирает из дома, изображенного в следующей песне "Гранатового альбома", которая называется лаконично - "Достань гранату".
Я нарисую портрет из прошлогодних газет,
Построю дом под углом с авиационным винтом.
Вспоминается любовь автора к самолетам, проявленная в песнях "Выхода нет" и "Мое сердце". В последней герой и героиня встречаются именно в самолете, ибо они случайно взяли билеты "на соседние кресла на большой высоте".
В песне "Люся сидит дома" знаменательны такие слова:
Мой путь известен котам и кандидатам наук, -
С самолетного трапа в открытый люк -
Мимо банок с вареньем,
Очень вкусным вареньем..
Очевидно, герой уже побывал в самолете и теперь стремится сойти на землю.
В песне же "Достань гранату" герой мечтает о следующем:
Придти домой, выпить яд ( ?? - ИП ), взять бормашину в друзья,
Одеть на белый халат цветы, колодец и сад..
И откуда взялась такая любовь к бормашинам, хотелось бы спросить? И что подразумевается под "ядом"?
Неужели опять заветная алкогольная жидкость? ( которую любит даже "добрых дел мастер", который "с похмелья злой" ).
Неужели опять пресловутый алкоголь? О нем, кстати, повествуется и в песне "Катись, колесо" -
Мне все по-по-барабану, мне все по-по-пистолету,
Мне достаточно полстакана,
А тебе - одной таблетки.
Неудивительно, что речь о похмелье идет и в песнях из альбома "Фонарь под глазом" ( "Я не хочу домой" ) и в песнях из "Гранатового альбома" ( "Выхода нет" ) -
Где-то мы расстались, не помню,
В каких городах,
Словно это было в похмелье.
К алкогольным возляниям склоняет наш герой и свою возлюбленную. Так, во всяком случае, в песне "Коктейли Третьей мировой" -
Нам осталось по чуть-чуть
Самых разных вин.
Ты ведь будешь пить со мной, -
Я не пью один.
"Так вот кто нам девок портит!" - воскликнул бы, услышав это, какой-нибудь недоброжелатель. Кстати, о "девках" речь идет и в песне про Джима из того же "Гранатового альбома". Ну и не могло обойтись здесь опять-таки без алкоголя!
Ты просто вышли мне наколку,
Если не с кем выпить виски с колой,
Если не с кем снять двух девок на ночь,
Не с кем спеть под утро пьяным.
Как говорил Гр.Горин, "ежедневный трехкратный прием алкоголя - и ты избавляешь свою башку от ненужных знаний и мыслей" ( "Дом, который построил Свифт" ). Во всяком случае, такая "мораль" прочитывается во многих песнях "Сплина".
Зашифрованы в песнях "Сплина" и названия наркотиков. Например, в песне "Мария и Хуана" находим -
В огне твоих расширеных зрачков
Исчезнут города и океаны..
Из темноты глядят на нас
Глаза Марии и глаза Хуаны.
Или ЛСД - в песне "Люся Сидит Дома".
Порой герой признается, что "все эти годы мы пили этиловый спирт". Или откровенно говорит:
Я пил очень долго
Воду с парами бензина.
Я видел глаза в кислоте,
Я стал веселей
После полбутылки джина.
Вот такие эксперименты ставит он над собой, и как будто ничуть не сожалеет о них. В одной песне прямо говорится - "Лучше бы пил и курил".
"Добрых дел мастер" из одноименной песни ищет истину.. на дне стакана, меряя им спирт и известный наркотик.
Добрых дел мастер
Прогнал жену Hастю,
Hастя взяла детей,
Он пил неделю с лишним..
Он выпил всю водку разом,
Выпил текилу с джазом,
Пропил весь рок-н-ролл.
И такой гражданин, полагает Васильев, все равно всех круче и всех лучше. А как же моральный кодекс, хотелось бы спросить? Разве это хорошо - столько пить? Ведь не зря в другой песне сказано: "Как хорошо два месяца не пить".
Тянет к спирту и героиню песни "Терпсихора" ( "Альтависта" ). Мало того, что она танцует абсолютно голой ( о морали и не помышляя ), так еще и разливает спирт "по бокалам", спаивая зрителей ее танца.
Это либидо лежит на дне бензобака,
Об этом знает любая аспирантка филфака,
Терпсихора не в курсе, Терпсихора права,-
Она льет спирт по бокалам из рукава.
Лья спирт, Терпсихора у Васильева оказывается "правой". При этом она подспудно сравнивается с героиней русской сказки, из рукава которой вылетали различные яства ( кажется, это была царевна-лягушка ).
Кроме того, потребление алкоголя, по мысли автора песен, может привести к.. нирване. Так, во всяком случае, утверждается в песне "Далеко домой" -
Из газет ты не узнаешь никогда,
Что со мною нет проводника,
До нирваны ровно полглотка.
Одна из песен так и называется - "Алкоголь". Из текста песни мы понимаем, что автор явно не в восторге от своей тяги к спиртному. Он явно раздосадован своею привязанностью к алкоголю.
Мой друг алкоголь твердо знает чем дышит Есенин
Мой друг алкоголь искупал Брайна Джонса в бассейне..
Он пустил корни в теле моем, превратился в растение
В среду мы сели за стол , а теперь воскресение.
Еще одна характерная песня - "Пил-курил". В ней протаскивается мысль, что алкоголь не является абсолютным злом. Вполне приемлемо, считает автор, иногда и выпить. Для себя, для друга, для босса и даже для президента не повредит рюмочка-другая.
Мой президент не пьет и не курит -
Лучше бы пил и курил.
Возможно, от этого стало бы легче
Женщинам Южных Курил.
3. Вечные темы.
3.1. Вера.
Тема веры у "Сплина" тесно смешивается с любовной тематикой. И порой она полностью поглощается темой любви. Предмет любви для автора песен становится и предметом веры. Так, например, в песне "Будь моей тенью" ( альбом "Коллекционер оружия" ), -
Будь моей тенью, скрипучей ступенью,
Цветным воскресеньем, грибным дождем
Будь моим богом, березовым соком,
Электрическим током, кривым ружьем
Я был свидетель тому, что ты - ветер,
Ты дуешь в лицо мне, а я смеюсь
Я не хочу расставаться с тобою
Без боя, покуда тебе я снюсь.
В последних словах этого куплета автор словно уступает свое место в Бытии героине песни. Это своего рода солипсизм наоборот. В онтологическом статусе героине автор не сомневается. Себя же считает "снящимся" ей. Это явный реверанс в ее сторону.
Вера у автора песен, видимо, вмещает в себя и языческое, и католическое мировоззрение. Чего стоят хотя бы такие строчки:
Движенье от братства до родства