Аннотация: Статья о песнях из первых трех альбомов Земфиры.
Игорь Александрович Петраков
Сюжеты и темы ранних песен Земфиры
Исследование выполнено в октябре 2018 года
Омск 2018
Содержание:
--
Введение
--
Вредные привычки
--
Город
--
Зима и лето
--
Любовь и болезнь
--
Ночная жизнь
--
Параллельный мир
--
Песня и музыка
--
Телефоны
1. Введение.
Здравствуйте, дорогие читатели! Вот и настала пора поговорить о песнях выдающейся современной исполнительницы Земфиры Рамазановой.
Песни будут рассмотрены из трех первых альбомов - "Земфира", "Прости меня моя любовь" и "Четырнадцать недель тишины". Причина элементарна - это наши самые любимые альбомы. Поэтому неудивительно, что о песнях из них мы будем говорить нередко в восторженных тонах. Впрочем, любовь к песням Земфиры еще не полностью застила наш разум. Поэтому в данном исследовании вы обнаружите и самый простой сюжетный и тематический анализ песен Земфиры. Сюжеты песен здесь перекликаются с их темами. Тематический анализ - явление поверхностное, поэтому мы решили его углубить сюжетно-сравнительным.
Надеемся, что наше пристрастное рассмотрение песен Земфиры не оставит вас равнодушными.
--
Вредные привычки.
В этой главе речь пойдет о таких, без сомнения, вредных привычках как курение и питие ( традиционное для России - бодрящих напитков ).
Как говорила моя однокурсница Марина Пономарева, "душа требует раскрепощения. Ну, у нас это, как правило, алкоголь, сигареты, наркотики". Насчет наркотиков - не знаю, а алкоголь действительно помогает достичь требуемого раскрепощения. Как говорил герой Григория Горина из "Дома, который построил Свифт" - "С головой было труднее всего. Но тут помог алкоголь. Ежедневный, трехкратный прием алкоголя - и ты избавляешь свою башку от ненужных знаний и мыслей". К теме употребления алкоголя можно отнести и такое высказывание другой моей однокурсницы Даши Фрейвальд ( о "Фрекен Жюли" ) - "Ну надо же хоть один раз в жизни расслабиться, а?"
Тема употребления алкоголя у Земфиры идет рука об руку с темой любви. Любовь сравнивается с опьянением. Вспоминаются строки:
А девушка пьяна
уже который день,
по уши влюблена
в чужие прелести...
Вернее всего, она пьяна от любви. Но само такое сравнение выглядит характерным. Некоторые слушатели полагали, что девушка пьяна в буквальном смысле этого слова. Не зря по мотивам песни "Созрела" была написана "антиалкогольная" песня квн-щиками -
А девушка не пьет
уже который год,
по барам не сидит,
не курит сигарет..
В песне "Прогулка" уже пьян герой ( кстати, смотри мои размышления о пьянстве и трезвости в статье "Песни "Агаты Кристи" и Православие" ) - наверняка, из-за употребления бодрящего напитка -
Мои колени замерзли,
ты был счастливый и пьяный,
и что-то важное между..
Да и сама героиня, похоже, тоже далеко не трезва ( "Я держу тебя за руку, и все расплывается" ). Да и если подумать, что может дать эта пресловутая трезвость? Какое счастье, какую отраду?
Другой способ унестись от суровой действительности - сигареты. Так, в одноименной песне прослеживается явно лирическая тема - слово сигареты разбивается на "ты".
И я на память оставлю
свои сигареты..
Сигареты становятся прямо-таки символом жизни героини. О желании курить говорится в песне "Аривидерчи" - где "промокшие спички надежду убили курить". Причем курить героине хочется уже с самого утра - после того, как ее разбудили "вороны-москвички". Из этой строки напрашивается вывод о том, что курит она немало.
Так же немало курит и герой - например, в песне "Искала" -
Куришь каждые пять -
мы устали оба..
А ведь это действительно вредно так много курить. Но размышлений о вреде курения у Земфиры не найдешь. Разве что слегка ироническое - "Значит, буду дольше жить". Впрочем, ее иногда посещает мысль отказаться ( на время ) от курения. Так в песне "Рассветы" -
Ни капли никотина -
тридцать минут..
Ни слова в перерыве -
даже шепотом.
И в синтаксически параллельном предложении из 2-го куплета - "Ни грамма сожаленья.." То есть никотин сравнивается с таким понятным человеческим чувством как сожаление. В других строках этот перечень человеческих чувств продолжается - "Ни страха, ни любви, ни даже ропота.. Ни счастья". До какой же степени дорог этот никотин героине, если она ставит его в такой смысловой ряд!
В некоторых песнях появляется мотив "зажечь", связанный ассоциативно с курением. Например, в песне "Доказано", очевидно, описана сцена курения в тамбуре -
Шар-апельсин тревожит -
он больше гореть не может.
И я поджигаю тамбур,
танцую самбу, совсем светло.
Так же в песне "Аривидерчи" кто-то "поджигает" героиню..
--
Город
Часть песен, их действие разворачивается в городе. Так что можно сделать вывод, что героиня - городская жительница. Приметы современного города становятся приметами любовного романа в песне "Искала" -
Я искала тебя - дворами темными..
Город словно овеян романтической дымкой в песне с одноименным названием. Здесь действие происходит не только в городской квартире ( "Не мешать странный чай.." ), но и на улицах, по которым едет такси -
Позже
мое такси скользило мимо светофоров,
упрямо прятал тайны в темных окнах город..
Даже кажется, что тайны - эти тоже любовные, романтические. Они прячутся именно за темными окнами - как в темных дворах прятался герой песни "Искала". Время действия здесь - поздний вечер или ночь. Именно в это время будто бы обнаруживаются сокрытые днем тайны.
Так же, как для лирического героя Солоухина, город здесь напоминает собою лабиринт. В нем, впрочем, можно не только потеряться, но и найти свою любовь ( как бы пафосно это ни звучало ). Город предстает этаким манящим пространством в песне "Шкалят датчики" -
Где-то город,
ты принимаешь наркотики..
Где-то здорово -
хочешь за поворотики..
В город можно попасть через вокзал. Именно это пространство также манит героиню ( в песне "Созрела" - "Кого-то ждет вокзал" ). В городе расположены и многоэтажные здания, о которых поется в песне "Ромашки". Герой песни - отвергнутый "девочкой с плеером" влюбленный, проживающий, очевидно, в одной из таких многоэтажек -
его компашки
летят с многоэтажек
как стаи ромашек..
Приметы города узнаются и в песне "Брызги". Это приметы его негостеприимных улиц, напоминающие песню "Румба" ( "Угадай меня, но знай, что на дорогах будет скользко" ).
Брызги снега из-под колес
в девушку разбитых витрин -
это не со мной, это deja vu.
..
Закрыты ларьки, разбиты сердца.
Кажется, на этих одиноких, стынущих под ветром улицах, невозможно развитие теплых чувств. Но для героини песни Земфиры они выступают как данность.
На улицах города то в нее летят "брызги", то люди "пуляют" взгляды ( "Город" ), то "стреляют" в нее - как в песне "До свиданья, мой любимый город" -
Луна убывает - такое бывает,
я иду стричься.
Меня убивают - из эмки стреляют
в левую мышцу,
но не попадают, что тоже бывает..
В этой же песне героиня замечает, что несмотря на все вышеперечисленное, она "живет и не старится". Такое же настроение есть в песне "Аривидерчи", действие которой происходит в столице нашей Родины -
Вороны-москвички меня разбудили,
промокшие спички надежду убили
курить. Значит, буду дольше жить..
Героиня и здесь живет - несмотря ни на какие досадные помехи.
Городская весна - предмет изображения в песне "Минус 140". Здесь ореолом романтики окружены даже трамваи ( ср. с песней "Шпала" "Агаты Кристи" ) -
Странно, трамваи не ходят кругами, а только от края до края.
Еще молодая весна пытает. Мимо созвездий запруженных улиц
К нам первые крылья вернулись - еще не проснулись, а все туда же.
--
Зима и лето
Как сказали бы какие-нибудь маститые литературоведы, зима в песнях Земфиры "имеет негативные коннотации". Проще говоря, это весьма неуютное время года. Даже нелепое, можно сказать ( смотри мое стихотворение "Исцеление" ).
В песне "Снег" первый снег - символ безсмыслицы, абсурда отношений между героинями песни. С тающим снегом сравнивается одна из них.
Сорок минут пролетели, как слово "До завтра",
Снег на ботинках, во взгляде сплошная неправда,
Я так устала, чего ж ты хотела, сама-то хоть знаешь? (Hет)
Снег - средоточие нелепости зимы, ее лжи. "Там первый снег, даже он ни к чему.." Вторая героиня песни как будто полностью занесена им.
Во время зимы могут приходить болезни, и общее состояние мира может вызывать жалость -
Беда с тобою и со мною,
с дорогами, с небом
и снегом, с желанием -
в тумбочке "ОМ"
Румба, румба -
голяком и сплошняком.
Неблагополучие мира в зимнее время подчеркивает мотив "разбитых витрин", в которых слушатель словно видит девушку - героиню. В нее летят "брызги снега из-под колес" ( "Брызги" ). Безусловно, это грязный снег - и внешний вид он совсем не облагородит.
Есть, однако, в той же "Румбе" и фраза о глотке свежего воздуха в зимнее время -
Дверь открыла -
воздух, слепленный морозом, осчастливит..
Уже эта фраза говорит о том, что зиму нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она противница героини, ее, так сказать, антагонист -
Кто придумал, скажи, эти пробки?
В переулках зима затаилась и ждет -
что же будет?
( "Трафик" )
В это время в форточку "дует холодный ветер", который вместе с луной будто мешает песне. Зимой на дорогах "ужасные пробки". С другой стороны, зима - тень героини, ее тезка ( "А я живу от зимы до зимы" ). Жизнь героини продолжается в зимнее время и вовсе не останавливается, становится предметом изображения в ряде песен.
Лето, в отличие от зимы, разумеется, - предел мечтаний героини о благополучии. Так в песне "Минус 140" -
И на забытой тобою фотке
"- 140" и вечное лето.
Благополучие этого времени подчеркивается в романтическом сюжете песни "Почему" -
Ты стучала в дверь открытую,
я молчала как убитая -
обманули! на улице та же жара.
Загорели руки в темное,
надоели звуки стремные,
прошатались по городу ночь до утра.
Только летом есть удивительная возможность "прошататься" всю ночь по городу. Загореть руки тоже могут только летом. В песне упоминается также открытое окно, вновь "актуализирующее" тему свежего воздуха.
К слову, эта тема будет продолжена в песне "Ракеты", где описан сентябрь - приближенный к лету месяц. Правда, здесь уже открыты не окна, а форточки, в которые врывается дождь.
И будто бы я растеряла последние косточки,
И пахнет сентябрь, и дождик в открытые форточки..
Запах сентября чуется именно из-за раскрытых форточек.
Летом, очевидно, происходит и действие песни "Созрела" -
А девушка пьяна
уже который день.
По уши влюблена
в чужие прелести!
Зеленая волна
накрыла ее тень,
размыла поцелуй,
что помнят челюсти.
Словосочетание "зеленая волна" заставляет вспомнить известный роман Жан-Поля Сартра ( о Рокантене ) и видение зеленого парка из него. Очевидно, это природная, летняя зелень, захлестывающая героиню ( или просто речная волна ).
Однозначно - и в зимних, и в летних сюжетах подчеркивается близость героини собственно природной жизни.
--
Любовь и болезнь.
В ранних песнях Земфиры с темой любви состыковываются мотивы болезни. Часто любовный сюжет происходит на фоне той или иной болезни. Последняя придает даже любви некоторую остроту ощущений ( "но зато какие ощущенья" ).
Болезнь может быть легкая - например, простуда, как в "Минус 140" -
Помнишь? Да нет, ни фига ты не помнишь.
А мне же не очень-то нужно, и только сопливо, и голос простужен.
В других случаях болезнь, так же, как любовь, заразна. Она откладывает свой отпечаток на взаимоотношения героев песен. Они теперь вынуждены соблюдать осторожность -
Эти сутки - промежутки для меня же невозможны..
Ради шутки поцелуй меня в висок, но осторожно.
( "Румба", альбом "Земфира" ).
В песне "СПИД" болезнь уже - довольно грозное явление, "страшный секрет". Возникает тема оставленных ключей, мамы и больницы -
Будем глотать в больнице лекарства,
не думать про завтра, не включать телевизор.
На карте искать тридесятое царство -
а вдруг повезет и достанутся визы?
Вообще, на фоне болезни к телевизионным программам у героини развивается скептическое отношение. В альбоме "Вендетта" ее мама и папа "превращаются" в телевизоры, и это совсем не похвала! В песне "Ракеты" из альбома "Земфира" на болезнь указывает строка "Узоры и голова в бинтах". Здесь тоже развивается мотив расставания с телевизором -
И будто бы я на расплавленном солнцем острове,
Забытая телеком, я -- голый глухой апостол я.
Героиня песни "Синоптик" боится боли. Это чувство понятно слушателю. Героиня - еще не жительница иного мира, это живой человек со своим страхом.
.. но обещай мне -
больно не будет, постарайся.
Я же приду во сне с дождями,
буду звонить с неба про погоду.
Всеми силами старается избегать боли и героиня песни "Непошлое" из того же альбома -
Я разбегусь: и с окна.
Я верю - не будет больно,
я помню как это делать.
Болеет и герой песни "Хочешь?" Здесь появляются спутники болезни - полезные апельсины.
Хочешь сладких апельсинов,
хочешь вслух рассказов длинных?
Кроме того, герою болезнь ( и не только она ) мешает спать. Кажется, что мешают спать даже звезды - не только шумные соседи.
На фоне болезни еще более ярко проступает тема любви к больному. Проявляется страх расставания, разрыва.
Герои песни "П.М.М.Л." из одноименного альбома напоминают морских рыб, выброшенных на берег и там задыхающихся. Тема любви приобретает здесь весьма драматический оттенок.
Поздно о чем-то думать слишком поздно..
Тебе, я чую, нужен воздух.
Лежим в такой огромной луже..
В другой песне говорится о том, что в вены героини проникло какое-то не то лекарство, не то наркотик -
Да по венам я пустила свое чувство,
обнаглела, пожалела бы себя..
Так любила же тебя.
Нечто похожее есть в "Непошлом" - "Напрасно гудели вены".