Аннотация: Мои конспекты к кандидатскому экзамену по философии.
Игорь Александрович Петраков
Редакция журнала "Бузовик" представляет
ФИЛОСОФИЯ. КОНСПЕКТЫ.
К кандидатскому экзамену.
Работа переведена в текстовый формат в июне -- июле 2022 года.
Омск 2022
2. Философия как способ осмысления действительности. Природа философских проблем.
Философия - от греч. phileo ( люблю ) и sophia ( мудрость ) - любовь к мудрости. Мудрость же возникла как "искусство жизни". Мудрость по сути - знание основополагающих принципов упорядоченности мира ( по Платону - некой смысловой структуры космоса, по Сенеке - причин добра и зла ). По Аристотелю Ф. исследует первые начала и причины, сущее.
Из учебника. Ф. - форма общественного сознания, совокупность теоретически осмысленных взглядов на мир, человека, их взаимодействие.
Как видим, сам предмет Ф. СПОРЕН, ПРОБЛЕМАТИЧЕН.
Еще немецкий историк Ф.Виндельбанд говаривал, что, если мы обратимся к истории с вопросом о том, что ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ и справимся у философов об их воззрениях на предмет их занятий, то мы получим самые разнообразные и безконечно далеко отстоящие дру от друга ответы.
Например, такие:
ПРЕДМЕТ Ф.
Пифагор - ОТНОШЕНИЯ меж числами и причинными силами.
Сократ - человек.
Ф.Бэкон - учение о научном методе.
Р.Декарт - наука о вещах, выводимых их первых принципов.
И.Фихте - наукоучение, наука наук.
А.Шопенгауэр - связь между силой, создающей феномен мира и глобальным порядком.
К.Маркс - наиболее общие законы развития человека, общества, природы.
Н.Бердяев - смысл человеческого бытия.
Сартр и Хайдеггер - философии нет, есть философствование как самопознание существования, в реальности всегда много философий.
ОБЩЕЕ:
Но ИСТИНА одна. Есть всеобщее в бытии и отношениях человека и мира.
ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА СТАТУС ФИЛОСОФИИ:
1. Сциентизм.
Ф. - наука наук. Ф-ские знания д.б. так же объективны как и научные. Ф. должна осваивать методы математики и естествознания.
2. антисциентизм.
Ф. - иррациональна, вне научной рациональности ( экзистенциалисты, зеленые, конткультура ); наука воспринимается как угроза культуре и причина кризиса цивилизации.
3. Наука и философия - 2 вида рациональности. Ф. - рациональность в духовной культуре, обезпечивающая преодоление хаотичности и разобщенности научных знаний.
Новый взгляд - Ф. - реликтовая, отжившая, исторически преодоленная форма развития науки на этапах ее зарождения. Совр. наука - таким образом, - продукт развития Ф.
Сейчас Ф. лишь спекулирует по поводу недостаточно изученных наукой проблем - безпредметно, конструируя искусственные политико-идеологические доктрины.
ПРОБЛЕМЫ Ф.
Выделяются соответственно структуре мировоззрения.
- Праксиологические.
- Аксиологические.
- Познавательные.
- Генетические.
ИХ ПРИРОДА:
1. предельный характер ( шире ничего в познании нет ).
2. их вечность, инвариантность ( напр., вопросы "В чем смысл жизни?", "Что есть счастье?" ).
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.
1. Что первично: мышление или бытие?
Ответ имеет принципиально важное значение, так как выражает понимание природы субстанции как сущности и предельного основания бытия человека и мира.
В конце 17 века Лейбниц вводит термины материализм и идеализм с целью разграничить главные направления в решении проблемы субстанции ( прямо противоположные подходы ). Третья позиция - дуализм Декарта.
2. Проблема познаваемости мира.
Можем ли мы постичб объективные законы окружающего мира? Агностики считают, что это за пределами наших способностей. Поэтому существующие науч. и фил-кие представления о мире и человеке рассматриваются в качестве продуктов активной, творческой деятельности сознания, не имеющих ничего общего с действительным положением дел.
3. Проблема человека - фокус проблем Ф. Человек рассматривается как субъект.
Ф. и искусство.
Общее - человек, познават. функция, единство произведения ( ЛНТ, Камю ).
Отличия. Искусство популярно, эмоц-образно. Философия - элитарна, оперирует абстрактными понятиями.
Ф. и религия.
Общее - мировоззренч. функция, произведения ( "Исповедь" А.Августина ).
Отличия. Религия основана на вере, более эмоциональна. Имеет обрядность.
Функции Ф. в обществе:
1. Мировоззренч.
2. Методологическая.
"Никакой прагматической пользы от философии ждать не надо" ( Гегель ).
5. Теоцентризм средневековой Философии. Проблема Бога и человека в учениях Августина и Фомы Аквинского.
Конец античной философии - это конец языческой цивилизации.
С распространением христианства мировоззрение средневековья становится теоцентристским. Способ и средство рационального обоснования этого мировоззрения - средневековая религиозная философия ( схоластика ), принципы, содержание и выводы которой - суть догмы христианства, данные в откровении и представляющие собой ПОСТУЛАТЫ ВЕРЫ.
Времечко.
476 г. Падение Римской империи.
Августин Блаженный ( 354 - 430 г. ) Патристика.
Возникновение Феодального общества.
9 век. Ранняя схоластика.
11 век. Развитие феодального общества.
12 век. Зрелая схполастика.
13 век. Фома Аквинский ( 1225 - 1274 ).
14 век. Поздняя схоластика.
16 век - 18 век. Разложение феодального общества.
Схоластика опиралась на разум, постигала Бога в логике и разсуждении.
Теоретическая основа С. - христианская теология ( труды христианских писателей 2-3 вв., напр., Оригена, Тертуллиана ).
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ.
Он же - Аврелий Августин.
Хэдлайнер "золотого века" патристики.
Считал, что история преодопределена промыслом Божиим и имееет внутренне необходимый и закономерный характер. Все происходит с объективной необходимостью ( теологическое понимание истории ), - независимо от воли и желаний людей.
Но почему в управляемом Богом мире... "существует зло"?
Августин объяснял это так:
Бог произвел всех людей от единого Адама, дабы соединить их в известном смысле узами кровного родства. Предполагалось, что люди будут безсмертны. Однако Адам и Ева совершили "такое великое преступление", что изменилась сама природа человеческая.
С тех пор существуют 2 рода человеческого общения - два града.
Град земной.
Желание - жить по плоти, по человеку. Испорченная грехом природа.
Любовь к себе, доведенная до презрения к Богу.
Град небесный.
Желание - жить по духу, по Богу. Освобождающая благодать.
Любовь к себе, доведенная до презрения к самому себе.
Живем мы, оказывается, в земном граде, полном зла и несправедливости. Но в нем, отталкиваясь от его несовершенства, постепенно формируется град небесный, которому и принадлежит будущее.
12. Русская религиозная философия. Ник. Бердяев.
Ник.Бердяев ( 1874, Киев - 1948 ). Осень 22 - выслан из страны.
Труды:
"Философская истина и интеллигентская правда" ( Вехи )
"Душа России" ( 1915 ).
"Судьба России. Опыт по психологии войны и наци-ности" ( 1918 ).
"Новое средневековье" ( 1924 )
"Экзистенциальная диалектика Божеского и человеческого"
4 периода его творчества по В.В.Зеньковскому:
1. Главенствует этическая тема.
2. Религиозно-мистический перелом. Идеалистическое понимание человека оказалось ценнее материлистического понимания истории.
Сердцевина русской философии - душа человека, невыразимая в логических категориях.
"Тайна русского духа - в том, что дух этот устремлен к последнему и абсолютному во всем: к абсолютной свободе и абсолютной любви".
Русский народ наделен "равнинной религиозностью". Россия - неразгаданная тайна. Она противоречива, антиномична.
3. Историософская проблем-ка.
Ход истории - разумен. Через войны и национальную индивидуализацию человечество идет к единству. "Ничего в истории не совершается без жертв, без зла". "Россия должна явить тип востоко-западной культуры".
4. Персоналистические идеи.
Трагическое положение философа.
Философское мировоззрение Бердяева. 2 мира:
1. "призрачный мир". Рабство, эмпирика, плен.
Выход из него через:
1.1. Творчество ( "Тайна творчества есть тайна свободы" ).
1.2. Любовь ( творит новую жизнь ).
2. Мир подлинный. "Новая жизнь", космос, свобода. Корни свободы - в "небытии", она якобы не может детерминирована даже Богом.
Философия по Бердяеву неизбежно антропологична. Она познает бытие в человеке и через человека.
13. Основные философские идеи Карла Маркса.
2 этапа формирования философии марксизма:
1. Переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революц. демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, завершившийся к началу 1841 года.
2. Разработка основных положений М. первые произведения зрелого марксизма - "Нищета философии" ( 1847 ) и "Манифест Ком.партии" ( 1848 ).
КАК ЭТО БЫЛО.
1. ИДЕАЛИЗАЦИИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ КОНЦЕПЦИИ.
Так же, как Гегель, Маркс определил, например, 2 этапа в мировой истории - этап несвободы и этап свободы. Но если Гегель обращал основное внимание на осознание свободы, то Маркс - на ее осуществление.
2. ЕЕ КРИТИКА.
Незавершенная рукопись Маркса "К критике гегелевской философии права" ( 1843 ); Маркса не удовлетворяет идеализм и умозрительный подход Гегеля к действительности.
3. ЕЕ ПЕРЕРАБОТКА НА ОСНОВЕ материалистических ПРИНЦИПОВ.
Выводятся законы диалектики ( единство развивающейся действительности ). Единство и борьба протвоположностей, отрицание отрицания, переход количества в качество.
4. ИТОГ - ИСТОРИЧЕСКИЙ материализм.
Ф. Маркс понимал как духвную квинтэссенцию своего времени, призванную содействовать общественно-историческому прогрессу. Главное ее назначение - быть орудием освобождения рабочего класса.
Т.о., философия Маркса ориентирована на практическое революционное преобразование мира. "Ф. лишь различным образом объясняла мир, - пишет Маркс в "Тезисах о Фейербахе", - но дело заключается в том, чтобы его изменить".
Центральное место в ф. Маркса занимает ТЕОРИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ.
Человек - прежде всего "хомо фабер", человек производящий. Производительный труд - вот что отличает его от животного. Человек - универсальная сила природы ( руки, мозг, язык ), он способен к любому роду деятельности. Он - высшее существо ( а как же Бог?? - ИП ). Эксплуатировать его нельзя.
Увы, в процессе овладения природой созданные людьми производительные силы и производственные отношения все более противостоят им в качестве внешних. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, от своей родовой сущности.
Обратный отчуждению процесс - процесс присвоения человеком своей подлинной родовой сущности.
Философию понимал материалистически. Считал, что бытие определяет сознание. Сознание с самого начала - якобы общественный продукт и есть отражение и осознание людьми своего общего бытия, способа производства мат. благ, деятельности и межчеловеческого общения.
В теорию познания вводится ПРАКТИКА ( предметно-чувственная деятельность человека по изменению систем ) как его движущая сила, цель и критерий истины. Это активный ( в противовес пассивному "опыту" ) процесс труда, невозможный без общения и совместной деятельности людей. Одновременно ПРАКТИКА - сфера приложения знания. Способ получения нового знания - эксперимент.
Идеал будущего общества - "законченный гуманизм". Человека - универсально развитый, живущий в гармонии со своей природой и развивающийся.
14. Экзистенциализм - философия "разорванного" бытия личности 20 века.
Э. - философия человеческого существования. Опирается на методы феноменологии Гуссерля и идеи Серена Кьеркегора.
Кьеркегор в 1844 году писал, что речь идет о "разбитом" и лишенном смысла бытии в мире, ответ на которое - страх и отчаяние.
Свобода есть рок, "мучительная необходимость", абсолютный индетерминизм вне закономерности и причинной зависимости.
Феноменологии выявляет предельные характеристики бытия через рефлексию сознания человека о своих актах и их содержании. Кстати, Хайдеггер понимает Ф. как рефлексию к анализу наук, метанауку. Наука по сравнению с ней - ограниченное знание, накладывание на объект системы упорядоченности. Средствами науки познать бытие нельзя.
По К.Ясперсу наука и философия несовместимы, ибо ф. ближе к переживанию, к искусству как аналог спасения, аналог веры - но на интеллектуальном уровне ( синтез веры и убеждения ) ( экзистенциальное озарение К.Ясперса ).
Решающую роль в развитии Э. сыграл немец Мартин Хайдеггер ( 1889 - 1976 ).
Хайдеггер Мартин, ученик Гуссерля.
Экзистенциальная онтология.
Э. - философия суровая и трезвая. В центре внимания - то, что есть, а не то, что должно быть.
Человек заброшен в материальный мир с его реалиями. Сил его хватает ( еле-еле ) только на то, чтобы сушествовать и нести бремя судьбы. Человек - объект страха. Вопрос бытия - его забота. Ее зов - совесть. Попытка уйти в будничные дела - забвение.
В центре филос. представлений - проблематика поиска жизненного смысла. Методика - феноменологические описания кризисных состояний человека. Бытие-в-мире - неподлинно, поскольку в нем человек забывает о своей причастности к высшему. Состояние глубинного прозрения - "тошноты", "страха", "ужаса", "скуки" - побуждает к поиску подлинности.
Одиночество перед лицом "ничто". "Почему вообще есть сущее, а не ничто?" - вот - по Хайдеггеру - основной вопрос метафизики. Сочинения "Кант и проблема метафизики" ( 1929 ), "что есть метафизика?" ( 1930 ).
Хотя человеческое существованние и соотнесено с Божественным трансцендентным началом, однако истолковано может быть с помощью только отрицательных определений.
То направление Э., которое отказывается от обращения к Божественному началу, видит бытие как инертную, текучую массу, разитый абсурд, - во всей своей наготе - вещи десемантизированы, сознание потеряно - в понятиях нет смысла.
Свобода Э. "слегка напоминает смерть", "существование не является закономерностью. Есть некая совершенная безпричинность.. Мир - громадное абсурдное существо" ( Ж-П.Сартр, Тошнота ). См. также:
- Набоков, Ужас,
- А.Камю, Чума и другие веселящие вещицы,
- ФМ Достоевский, Л.Шестов,
- Кафка, Замок, Процесс
( см. статью Камю "Философия абсурда в творчестве Франца Кафки" ).
Камю противопоставляет лже-существованию УСИЛИЕ БУНТА против абсурда. Экзистенциальный герой на свой страх обустраивает сферу собственного существования.
16. Неофрейдизм о человеке, обществе, культуре.
Неофейдизм ( Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм, Карл Г. Юнг ) = Психоанализ Зигмунда Фрейда + Американские социологические теории.
Центр тяжести перенесен неофрейдистами на исследование межличностных отношений. Причина неврозов - в столкновении ребенка с враждебным ему миром. Позже - невозможность достичь гармонии с социальной структурой совр. общества, которое формирует у человека чувство одиночества, отчуждение.
Именно общество в Н. - источник всеобщего отчуждения, враждебный коренным тенденциям развития личности.
Н. - часть психоаналитической философии.
Общее с фрейдизмом:
1. Исходные начала социального бытия - структурные элементы психики индивида.
2. Безсознательное иррационально и определяет сознание.
3. Социальная сфера вырабатывает запреты, которые внедряются в сознание.
Эрих Фромм ( 1900 - 1980 )
Смещает акценты с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами. Вводит понятие "социального характера". Фромм - основоположник Н.
Называл свое направление "гуманистическим психоанализом". Выдвинул проект создания в США гармонического "здорового общества" на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной" терапии.
Основные труды: "Бегство от свободы", 1941, "Психоанализ и религия", 1950, "Иметь или быть?"
Карл Густав Юнг
Признавал не только личное, но и коллективное безсознательное, - его структурные элементы называл архетипами. "Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны". Выделял маску - компромисс меж индивидом и обществом по вопросу о том, чем является личность - внутреннюю установку на неясные побуждения и чувство безсознательного.
Архетипы - могут выражаться посредством знаков, фигур, зрительных образов. Воспринимаются они интуитивным путем, воплощаются в мифах, сновидениях.
Структура психического бытия человека по Юнгу:
1. КБ
2. Личное безсознательное.
3. Вторжения.
4. Аффекты.
5. Субъективный компонент.
6. Память.
7. Интуиция.
8. Чувства.
9. Мышление.
10. Ощущение.
Здоровье и целостность личности по Юнгу зависят от способности человека улавливать гармоническое взаимодействие сознания и безсознательного. Смысл жизни человека - в достижении индивидуальной самости ( о ней ничего определенного сказать нельзя ). Подлинная личность начинается тогда, когда самость соединяется со всеми представлениями в образе Бога.
17. Проблема бытия. Основные формы Б.
ПБ. - фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема ( вспомним фразу "У тебя - проблемы??!!" ), центральная проблема в философском осмыслении мира.
БЫТИЕ:
- В широком смысле - всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании. Даже сказки, мифы, бред больного - как реальность духовная - тоже часть этого бытия. Учение о бытии вообще - онтология.
- В узком смысле- материя или просто природная и социальная реальность ( "Б. определяет сознание" ).
ТРИ ФОРМЫ БЫТИЯ МИРА:
1-2. Бытие предметов.
1. Неорганическая природа.
2. органическая природа.
Это предметное бытие, актуальное и потенциальное.
Это материя, уровни ее организации ( ядерный, молекулярный, клеточный и т.д. ), виды материи - вещество и поле, изменение материи - движение. Формы бытия по атрибутам материи - временное и пространственное бытие.
3. Человек.
Это идеальное бытие, мир духовно-социальной культуры.
Проблема Бытия в Философии. ТРИ ЭТАПА:
1. Термин Б. в философию ввел Парменид. В поэме "О природе" он разделил Б. на 2 мира - неуничтожаемый мир "чистой мысли" и истины и ощущаемый нами материальный мир. Космос - живое существо, он многообразен. Упорядочивает его субстанция, выполняющая фунцию меры, порядка, гармонии - целеобразующую функцию.