Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Анализ лирики Т.Белозерова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя работа, посвященная омскому поэту Тимофею Белозерову.


  
  
   Игорь Петраков
   Анализ лирики Тимофея Белозерова.
   Критика о лирике Тимофея Белозерова.
  
   0x01 graphic
   СОДЕРЖАНИЕ:
  
      -- Несколько слов о методике данной работы.
      -- История исследований. Диссертация Л.В. Деменковой.
      -- Тема природы.
      -- Тема детства.
      -- Тема труда.
      -- Послесловие.
  
  
   Вся жизнь прошла -
   В один рассвет.
   Весь путь пролег -
   Одной сторонкой.
   Свой век прошел - прожил поэт
   С душой и совестью ребенка.
   Прошелестел, как ветерок...
   Расцвел в росинке
   Яркий лучик...
   Придет на тихий бугорок
   Седой, как лунь,
   Лесной Плакунчик..
  
   Владимир Балачан.
  
   1. Несколько слов о методике данной работы.
  
   Целью работы является доскональное исследование образов, мотивов, сюжетов и тем лирики Тимофея Белозерова на примерах ряда его известных стихотворений.
   Для этого мы воспользуемся возможностями тематического, мотивного и сюжетного анализа. Тематический анализ - самый поверхностный. Он использовался мною, например, в работе "Сюжеты и темы ранних песен Земфиры". В сочетании с другими, более глубокими, видами анализа дает неплохие результаты.
   Мотивный анализ знаком нам по работам известных советских литературоведов. Они не только внесли вклад в теорию мотива как такового, но и дали нам практические образцы разложения лирики на мельчайшие единицы - мотивы.
   Сюжетный анализ был обоснован нами как инструмент литературоведа в работе "Основы сюжетосложения в прозе Владимира Набокова" ( моей незащищенной кандидатской диссертации ). Примеры сюжетного анализа литературного произведения можно найти в указанной работе, а также в статье "Анализ романов В.Набокова".
   Сюжетный анализ обращается к трем разным уровням единиц анализа:
   1. Сюжетные ситуации ( смотри, например, мою работу "Сюжет и герои романов Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой теленок"" ).
   2. Действия героя.
   3. События ( события - значимые не только для героя, но и для ряда других персонажей, для героини, для общества, для народа единицы повествования ).
   Сюжетный анализ я считаю наиболее глубоким из всех видов литературоведческого анализа ( обоснование чему можно найти в той же моей многострадальной диссертации ).
   Традиционно лирика Тимофея Белозерова рассматривается с помощью тематического и мотивного анализа. Можно ли использовать для этого особенности анализа сюжетного? Можно, если мы зададимся целью проследить изменение статуса лирического героя и путь его взаимодействия с окружающим миром в стихотворениях Белозерова.
   Можно выделить три вида лирических героев Белозерова:
      -- Поэт. Лирический герой, которого Белозеров рисовал с себя.
      -- Ребенок. Это подчас субъект, наивное восприятие которого позволяет открыть покровы природы
      -- Деревенский житель.
   Все лирические герои взаимодействуют с природой.
   С первым, кроме того, связана тема поэтического труда. С третьим - крестьянского труда. Ребенок открывает тему детства у Белозерова.
   Какие действия героев возможны в лирике Белозерова, спросите Вы. Попробую ответить.
      -- Взаимодействие с волшебным природным персонажем ( помните, такие волшебные персонажи встречались у Крапивина в цикле "В глубине Великого Кристалла" ), который является искренне любящему родную природу поэту или ребенку.
      -- Трудовая деятельность. Свойственна первому и третьему типу героев. В ходе трудовой деятельности герой все сильнее влюбляется в природу Сибири. И тоже взаимодействует с ней.
      -- Взаимодействие со своими родными - братом, сестрой, родителями, бабушкой и дедушкой. При этом родные выписаны всегда с симпатией и уважением.
   В этом исследовании мы рассмотрим три темы, связанные с указанными действиями героев: тему природы, тему детства и тему труда.
  
   2. История исследований. Диссертация Л.В. Деменковой.
  
   Впервые системному литературоведческому осмыслению лирика поэта была подвергнута в работе Лидии Васильевны Деменковой, которая называлась "Лирика Т. М. Белозерова :Между классикой и художественным примитивом" ( кандидатская диссертация 2003 года ).
   Какие же методы были взяты в качестве исследовательских Л.В.Деменковой?
   Основной метод - эстетический анализ с элементами сравнительно-исторического и герменевтического. А "сочетание историко-литературного, теоретического и культурологического подходов, обусловленное спецификой литературного материала и характером поставленных задач, определило в качестве основной методологической базы обращение к трудам литературоведов, занимающихся общими проблемами анализа художественного текста, анализом лирики, анализом циклических объединений (М.М.Бахтин, В.М.Жирмунский, Ю.М.Лотман, М.Л.Гаспаров, В.Е.Хализев, Л.Я.Гинзбург, Т.И.Сильман, М.Н.Эпштейн, М.Н.Дарвин, Л.Е.Ляпина, О.В.Мирошникова и др.), а также к трудам искусствоведов и литературоведов, исследующих на конкретном материале специфическую содержательность эстетики наивности в художественном примитиве".
   Речь идет о "поэтике стилизаций" Белозерова, заимствовании в его произведениях ценностей и традиций поэтов 19-20 веков.
   Речь идет и о феномене наивного художественного сознания и творчества, который обозначается с легкой руки Т.И.Подкорытовой как "художественный примитив". Выделены черты этого "примитива" в поэзии Белозерова.
   Рассмотрены хронотопические особенности лирики Белозерова, выявлены аксиологические приоритеты "наивного художника".
   В заключении диссертации отмечено, что поэтическое творчество Т.М.Белозерова - "одна из самобытных страниц в истории сибирской литературы 60-80-х гг. XX века. Пройдя достаточно сложный и в то же время во многом типичный путь литератора советской эпохи, он вошел "в ряд видных советских писателей для детей" (96, с. 172)".
   Феномен лирики Белозерова, по словам Деменковой, лежит на стыке нескольких культурных сфер. Прежде всего - детской лирики и почвеннической поэзии ( к слову, на мой взгляд, на основании последнего он может быть сравнен с Солоухиным - см. мою работу "Жанры лирики В.Солоухина" ).
   Деменкова считает, что Белозеров - поэт "реального", земного мира ( а ведь некоторые поэты назывались филологами певцами мира потустороннего ). "Его художественный мир отчетливо геоцентричен, что подтверждает сравнительный анализ стихотворения Т.Белозерова "Ночлег" и стихотворения А.Фета "На стоге сена ночью южной". Взгляд субъекта лирического высказывания в лирике Белозерова сосредоточен на конкретной детали реального пространства, она максимально укрупнена, до предела заполняя все текстовое пространство и, таким образом, "точка" наделяется метонимической функцией - свидетельствовать о целом - о реальном мире, который представляет собой некий континуум, внутренне гармоничный и целесообразный".
  
   3.Тема природы.
  
   Стихи о родной природе ассоциируются чаще всего с летним временем. В это время Белозеров наблюдает за шмелями ( стихотворение "Шмель" ), за шумящими березами ( стихотворение "Мчится в солнечной ракете" ), за светлячками ( стихотворение "Светлячок" ). Все это приметы дорогой его сердцу родины.
   В небольших стихотворениях, посвященной летней поре, речь идет и о совенке ( "О чем кричал совенок в таинственном бору?" ), и о речке, которая "искрится как мед", о бекасе и кукушке ( смотри одноименные стихотворения ). О коршунах, о жеребятах.
   Есть и приметы малой родины - речь идет о большом, величавом Иртыше.
  
   Уж то хорошо, что за окнами дома
   Всё также течёт величавый Иртыш
   И девичья песня с гудками парома
   Плывёт в луговую полдневную тишь.
  
   Отдельное стихотворение посвящено стрижам. В стихотворении "В конопле" фигурируют воробей, синица, голуби и щеглы.
   В поле зрения поэта - как домашние, так и дикие животные. Например, хитреца лиса, забравшегося в овин, он ласково кличет - "Лисовин".
   Ряд стихотворений - "Ромашка", "Осенние цветы", "Осень", например, - посвящены осенней поре. она ассоциируется с печалью, разором, прощанием с теплотой.
   Кажется, даже облака в это время стремятся на юг, -
  
   Сверху - летние, снизу - осенние
   Проплывают на юг облака.
  
   За осенью наступает зима. Печаль усиливается - например, в стихотворении "Взошла луна. И свет ее печальный". Все в природе замирает - до будущей весны. Все обретает некую "тайну". Засыпает медведь в берлоге. Только зимние птицы шныряют по лесу.
   А также "лихо скачут белки". Оказывается, и в зимней поре есть своя поэтическая нота. Подробности зимней жизни видны в стихотворении "Водовоз" -
  
   В шарф, в усы упрятал нос
   Дядя Гриша, водовоз.
   В сани с сеном вмёрзла кадка,
   Льдом затянуто ведро.
   С чёлкой рыжая лошадка
   Смотрит живо и хитро.
  
   "Заяц", "Лиса-плясунья", "Снегири" - эти названия стихов о зимней поре говорят сами за себя.
   Человек не одинок и в эту пору. Его окружают птицы, животные ( как сказала бы Юля Хвостенко - легендарная староста 13 группы филфака ).
   Завершается сборник 1983 года - "Апрель" - стихотворениями на весенние темы.
  
   Как пишет одна из энциклопедий, "в 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Б. становится лаконичная пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Б. "к акварельному эскизу, миниатюре, наброску" (С. Поварцов), вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным бытовым укладом, крестьянским трудом".
   Л.В.Деменкова считала, что Белозеров - певец земного мира, склонный к худож. примитиву. Как сказать, как сказать.. Метафоры его порой отнюдь не примитивны.
  
   На горе -- берёзы да осины,
   Дождиком расцвечена листва.
   На припёке, в блёстках паутины,
   Сушатся ядрёные дрова.
   На горе стреноженная лошадь
   Не спеша бредёт по облакам
   И хвостом -- лишь чуть трава поплоше --
   Солнце бьёт по розовым щекам.
  
   Впрочем, действительно, они уступают в изощренности многим поэтам, которых так и тянет высказаться изысканно ( в формальном отношении ).
   В природных, бытовых стихотворениях Белозерова будто как максимум два плана. Третий, четвертый, философский, идеологический, формальный - как будто отсутствуют.
  
   Тишина в саду и в доме,
   Спит телёнок у плетня.
   Возле погреба в соломе
   Воробьиная возня.
  
   Домашние животные часто появляются в стихах Белозерова. Они похожи своими повадками на людей, чуть ли не очеловечиваются.
  
   Еду,
   Еду я с покоса,
   Ночь осенняя темна.
   В сене возятся колёса,
   Ноют руки и спина.
   Еду, лёжа на возу,
   Лошадь
   фыркает
   внизу.
   Вот и щами потянуло
   Из протопленной печи.
   Осветили переулок
   Прясел
   Белые
   Лучи.
   ( стихотворение "С покоса" ).
  
   В стихотворении "После птичьего прощального концерта" птицы, дающие "концерт", подспудно сравниваются с людьми:
  
   Смолкли птицы. Выйдя из криницы,
   Грач помчался за грачихой чёрной...
   У лесной опушки, между ветками,
   Словно в клубе между табуретками,
   Стало пусто, сорно и просторно.
  
   Тема природы воплощается и в стихах о животных. Речь идет не только о домашней живности, но и о дикой. В одной из белозеровских "Небылиц" находим:
  
   Я видел подснежник в осеннем лесу,
   Где заяц тащил по опушке лису
   И волк за охотником крался...
   Я слышал -- охотник зубами стучал,
   Я слышал, как он "Помогите!" кричал
   И громко от страха смеялся!
  
   Охотнику, волку, лисе и зайцу здесь приписывается "несвойственная роль", как сказали бы знатоки психиатрии из журнала "Наука и Жизнь".
   В пьесе "Прощай, робот" лиса и волк, обнявшись, поют застольную песню -
  
   Шумел камыш, деревья гнулись, -
  
   правда, в своей версии.
   А вот что пишет в работе "Презентация к внеурочному занятию по Омскому Прииртышью на тему: Тимофей Максимович Белозеров" учитель Елена Васильева:
  
   - Скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?
   - В Омске.
   - А вы знаете, чем богата наша родная Омская земля?
   - Степные просторы, таёжные леса, полноводные и тихие тенистые реки, многочисленные озера и роскошные луга, богатый животный и растительный мир.
  
   Так постепенно, исподволь автор урока подводит нас к теме белозеровского творчества.
  
   - Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек... Все мои книги о том., что я видел", - говорил поэт. А видеть довелось очень много!
   - Давайте же узнаем что довелось видеть Т.Белозерову.
   - Откройте учебники на с. 30.
  
   Опять эти "опостылевшие школьные учебники", как говорилось в рассказе "Шахматный набор"!
   Уникальна не только сибирская природа, изображенная в стихах Белозерова, считает автор урока. Уникальна сама лексика, несущая подчас на себе печать того или иного прииртышского диалекта.
  
   Тимофей Белозеров -- сибиряк, и слова в его стихах встречаются особенные, диалектные, употребляемые только в Сибири. Знаете ли вы, что сибирское слово "лыва" означает "лужа"?
   А если собственного опыта не хватает, как узнать значение слова?
   А теперь определите значения следующих диалектных слов:
   1 группа. В сказке "Бука" мы читаем:
   "Рядом в кресле -- бабка,
   А у бабки шапка,
   Одеяло
   И пимы.
   То-то было кутерьмы."
   Пимы -- это:
   - игрушки;
   - одежда;
   - книги;
   - обувь.
   2 группа.
   В стихотворении "Бабушка" мы видим избу и "с шанежками печь".
   Бабушка
   Бабушка Маланья!
   Ласковая речь.
   В туесках варенье,
   С шанежками печь,
   Бабушка Маланья!
   Колотый орех,
   Санки, рукавицы,
   Белый,
   Белый
   Снег!
   Шанежки -- это:
   - рисунки;
   - булочки;
   - посуда;
   - полотенца.
   3 группа. Вертушок
   Поёт в ограде вертушок
   С хомутиком на спинке,-
   Весёлый солнечный кружок
   С гвоздём посерединке.
   Он ветерку любому - брат,
   С любым готов сдружиться,
   С ним день и ночь вертеться рад
   И день и ночь -
   кружиться!
   Вертушок означает:
   - петушок;
   - флюгер;
   - неспокойный человек;
   - верхушка растения.
  
   Вот такие занятные задачки - загадки предлагает детям автор урока по творчеству Белозерова.
  
   Забавный психологический этюд можно почерпнуть из сказки "Игнатовы страхи" ( "Игнат из мурашек" ). Герой сказки - сельчанин Игнат, который боится разнообразных явлений окружающего мира природы.
   Когда он идет на охоту, то боится бродячего медведя. Когда идет на покос, - боится лая щенка у него за спиной. Во время сельского праздника - боится скрипа снежка.
   Финал сказки таков:
  
   Недавно забрёл я в деревню Мурашки,
   Где шляпы не в моде, а только фуражки.
   Увидел я смелый весёлый народ,
   Взглянул на Игната сквозь щёлку ворот.
   Навек мне запомнилась эта картина:
   Сидит здоровенный, обросший детина,
   Сидит на крыльце у себя во дворе,
   Привязанный к дому,
   Как пёс к конуре!
  
   Герой, которого пугают явления природы, не вызывает сочувствия у автора. Скорее поэт порицает его.
   Поэт Яков Аким, по словам Татьяны Ейды, очень точно заметил, что Тимофей Белозёров "живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира".
   По мнению автора "Внеклассного мероприятия", Тимофей Белозёров знает родную сибирскую землю, её природу, её людей. "Знает и любит любовью искренней и трепетной. Эта любовь и трепетность передаётся совершенно естественно, без малейшего нажима".
  
   0x01 graphic
  
   Стихи Белозерова о природе действительно просты. Незамысловаты. Незаумны, оттого и легко запоминаются. Как, например, вот это -
  
   Подкралась я на цыпочках
   К весеннему ручью.
   Играет он на скрипочке
   Песенку свою.
   Выводит тонко-тоненько
   Невидимым смычком,
   Танцует вальс соломинка
   С берёзовым сучком.
   ( стихотворение "Ручей" )
  
   По мнению Т.Ейды, отличительная черта дарования Тимофея Белозёрова - наблюдательность. "Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчиво увлекательное. Он раскрывает перед тобой красоту мира и питает этим любовь к нему. Таковы его стихи "Таёжный светофор", "На радуге", "В жаркий полдень" и многие другие".
   Вывод: своими стихами поэт создал огромный, многокрасочный ковёр родной природы. "И ты не перестаёшь восхищаться яркими красками этого прекрасного полотна".
   Обращение к теме русской природы помогает автору раскрыть чувство любви к родине. Родина - это "бани, кузницы, лабазы", "школы и дворцы", базары, села, аулы и города Омской земли.
  
   Был я в Глуховке и Таре,
   Видел клюкву на базаре,
   На весах, возле саней, -
   Глыбы щук и окуней,
   Был в Черлаке и Васисе,
   В Чебоклах и в Интенисе,
   Был в ауле Рыжий Лис,
   Ел махан и пил кумыс.
  
   Вот слова Елены Благининой ( поэтессы, писавшей в основном для детей ) о Белозерове, который приводит в своей статье "Встречи с Тимофеем Белозеровым" В.Новиков: "Стихи Белозёрова хороши тем, что они натуральны, как все, что окружает автора. Они -- ветер и солнце, птицы и звери, цветы и снег... В них нет ничего такого, что вызывало бы удивление: ах как это он здорово закрутил! Зато они обладают редкой особенностью совершенно точно передавать настроение поэта, к чему бы он ни прикоснулся -- будь то пимы, которые ладит дед, или кузнец, подковывающий коня..."
   В той же статье Новиков вспоминает, как Белозеров любил прогуливаться по набережной Иртыша.
  
   Мне он с улыбкой признавался, что на набережной сочинять ему сам Иртыш помогает. И как этому не поверить, если вся жизнь Тимофея Максимовича с самой юности была связана с рекой: речное училище, плавание на судне по Иртышу и, наконец, после многих мытарств и неустройств с жильем, получил он квартиру на Ленинградской площади с видом на мост и реку. Поэтому в творчестве Тимофея Белозёрова много стихов о реке. Речная тема проходит по всему творчеству поэта от первой книги до последних стихов.
   ( журнал "Сибирские огни", ноябрь 2004 )
  
   Благодаря автору статьи мы наблюдаем, как рождается одно из белозеровских стихотворений о родном Иртыше.
  
   Из-под моста, толкая перед собой баржу, появился буксир и прошел мимо нас в огнях и весь дышащий теплом и уютом.
   -- Люблю Иртыш в вечерние часы!..-- сказал Тимофей Максимович и вдруг от этих слов как-то вздрогнул. Посмотрел на меня и снова повторил эти слова.
   -- А ведь это стихотворная строка, Максимыч!
  
   А стихотворение сочинилось такое:
  
   Люблю Иртыш в вечерние часы.
   Вот вспыхнул бакен, сумраком
   зажженный.
   И на краю белеющей косы
   Притих рыбак, блесной вооруженный.
   Прошел буксир с тяжелою баржой,
   С цветами в рубке, с музыкой
   прощальной.
   И куличок, как будто всем чужой,
   Заплакал вдруг
   на отмели печальной...
  
   "На мою восторженную похвалу он сказал:
   -- Эти стихи тебе и посвящаю!", - пишет автор статьи.
  
   Явления природы подчас олицетворяются, очеловечиваются Белозеровым. Например, дождик он представляет в виде маленького персонажа в серебряных туфлях и синих чулках.
  
   Никак не усну, хоть за окнами ночь.
   И дождик весенний решил мне помочь:
   Прошёлся по крыше, помедлил немножко -
   И вот за окошками свесились ножки
  
   В серебряных туфельках, в синих чулках,
   По стёклам скользнули, скользнули, и - ах!
   Зашлёпал мой дождик по листьям берёзы ...
   - Уж ты извини, - зашептал он сквозь
   слёзы.-
  
   Сейчас я тебя убаюкаю, друг!
   ... И в комнату солнце нагрянуло вдруг!
   ( цит. по: Конкурс на лучшее чтение стихотворений о природе )
  
   А как колоритен и естественен Лесной Плакунчик!
   А мохнатая "страшила" Бука с ее совами? А огородный Подрастай?
   Мир природы у Белозерова предельно живой - населенный рядом симпатичных соразмерных, понятных герою персонажей -
  
   Я сижу на берёзе и вижу
   Чёрных галок на дальнем жнивье,
   В огороде подсолнушек рыжий,
   Белый пух на гусиной траве.
  
   Вижу речку, заросшую тиной,
   У конторы гнедого коня,
   Паучка с золотой серединой,
   Пролетевшего мимо меня ...
  
   Вывод, который делает автор "Конкурса" - "Своими стихами поэт создал огромный, многокрасочный ковёр родной природы. И ты не перестаёшь восхищаться яркими красками этого прекрасного полотна".
   "Я поэт утренний! - говорил о себе Белозёров. - Поднимаюсь с постели, когда ещё напротив ни одно окно не светится. Завариваю крепкого чаю, сажусь к столу, и начинаю "путешествие в детство. Все мои книги - о Сибири. Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперёк, многое не вмещается в стихи, поэтому наряду со стихами я пишу и прозу".
   "Работа по утрам давала светлое впечатление об окружающей жизни, - считает безвестный критик с сайта Детской библиотеки города Северска, - потому и все стихи, рассказы и сказки проникнуты этой утренней свежестью, отмечены большой человеческой добротой".
  
   Владимир Макаров так писал о Белозерове: "Всему живому - людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе - нужна красота, нужна поэзия, и поэтому она, жизнь, возьмет порою и расщедрится - родит поэта. И тогда уж не пожелает для него самого сокровенного своего: и подснежники - его, и куличок на отмели - его, и деды-фронтовики - это его деды... Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой. Потом, через годы, жизнь избрала его - Тимофея Белозерова - в поэты...".
   ( цит. по: Поэт, мечтатель, философ Тимофей Белозеров ).
   В этих строках сделан акцент на том обстоятельстве, что Белозеров прежде всего является певцом родной природы.
   Да и сами названия книг Белозерова говорят чаще всего о том, что поэт обращается к теме родной природы - "Цветные голоса", "Волшебный посошок", "Зимушка-зима", "Смородиновый куст", "Жаворонок", "Подснежники", "Апрель", "Лебедушка".
   Мир окружающей героя природы относится зачастую к нему по-доброму. Автор стихов "сам он по-детски влюблен в окружающий мир и стремится передать эту любовь своим читателям. Поэт наделил этот мир добротой и гуманностью, лаской и дружелюбием. Ребенку туда входить не страшно: всегда найдутся добрые друзья и всегда они помогут, как помогают тоненькому ростку гороха окружающие растения" ( Поэт, мечтатель, философ Тимофей Белозеров ).
   По словам автора статьи, поэт влюблен в свой край, в родную природу. И об этом говорят даже названия стихов, по которым "любой омич сможет догадаться, где происходят события: "Зачем я в Большие Уки к детям летал", "Люблю Иртыш в вечерние часы", "Речка Оша" и др". "Не случайно поэт так много писал о сибирской природе, а один из критиков назвал Сибирь Т.Белозерова "певучей и нежной". Сказано очень точно и подтверждений в стихах поэта предостаточно:
  
   Сколько солнца в горах и простора!
   Так и хочется варежки снять
   И к теплу. На плечо косогора
   Деревеньку родную поднять..."
  
   Как писала Ирина Токмакова в предисловии к книге стихов "Карасик" - "Стихи Тимофея Максимовича Белозёрова - глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом... Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего легкого дождичка, назвать голубые подснежники Снегурочкиными слезами".
  
   4.Тема детства.
  
   Рассмотрим стихотворение "Утро поэта", помещенное Тимофеем Белозеровым в автобиографическом очерке -
  
   Ещё играет где-то
   Со звёздами рассвет,
   А в комнате поэта
   Горит счастливый свет.
   Взволнованно словечки
   Друг друга тормошат,
   И к речке человечки
   В сандаликах
   Спешат.
   Выходят на дорожку
   Рогатые жучки,
   Садятся на ладошку
   Ночные мотыльки,
   И щедро сыплет лето
   Черемуховый цвет...
   Горит в окне поэта
   Счастливый
   Тихий
   Свет.
   ( цит. по: Ю.М. Мостков "Писатели о себе" ).
  
   Стихотворение предваряют следующие строки: "Мечтаю написать книжку стихотворений -сказок, "настоянных" на реальной жизни, в которых бы дети видели себя, окружающий мир. Дети любят необычное и всюду неутомимо ищут его, на что иногда не хватает терпения нам, взрослым. Чем дальше мы уходим от детства, тем меньше становимся непосредственными. Впрочем, говорят, что в старости человек впадает в детство. Подожду этой поры - может быть, удастся написать хорошую детскую книгу!"
   Тема детства в стихотворении, которое приведено выше, воплощается и грамматически - с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ( словечки, человечки, дорожку, ладошку, жучки ). Данные слова проторяют дорогу в маленький детский мир, знакомый читателю белозеровских стихов.
   Помимо всего прочего - детство с стихотворении ассоциируется с летней порой - самым благоприятным временем для исследования окружающего мира.
   Жуки, кстати, как примета мира детства появляются и в стихотворении "Детство" -
  
   Девочка с венком на голове
   Посреди сияющего лета...
   Сколько ягод в спутанной траве,
   И цветов, и солнечного света!
   .. Заползают медные жуки
   На её резиновые боты.
  
   Они тоже появляются летней порой. Так же, как и облачко из одноименного стихотворения - "уж не из детства ли" тебя принесло, спрашивает поэт.
   Одно из стихотворений посвящено корове, дающей "благодатное парное молоко".
   О своем детстве и о том, как оно отразилось в его стихах, Белозеров написал в послесловии к сборнику "Апрель" -
  
   Я родился в большой крестьянской семье, воспитывали нас в труде и строгости. С малых лет мне пришлось жить самостоятельно. Шла война. Я жил в Омске и Омской области, сапожничал, был учеником столяра и художника, расчищал от снега железнодорожные пути, работал с лесозаготовителями.
   Трудное детство, на мой взгляд, не проходит даром для писателя: обостряются все чувства, многое помнится больше и яснее.
  
   Детство поэта само по себе обезпечивает глубину, неодномерность его взгляда на явления природы и жизнь людей. Энциклопедия пишет, что "о творчестве Б. высоко отзывались многие известные детские поэты, писатели: Е. Благинина, Ю. Коринец, С. Баруздин, А. Барто, И. Токмакова, Я. Аким, В. Берестов и др., отмечая некую "пограничность" мироощущения сибирского поэта, которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира, обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием мира, что и определяет своеобразие творчества Б., занявшего нишу между "взрослой" и детской поэзией".
  
   О теме детства у Белозерова так размышляет Анастасия Меновщикова ( ученица 4 класса - в 2010 году ):
  
   В стране Детства невозможно без чуда. И поэт населяет свои книги добрыми и сказочными существами. Это Огородный Подрастай, Лесной Плакунчик, Дворовичок. Как и реальные герои, эти маленькие добрые колдуны занимаются простыми делами. Подрастай помогает овощам и плодам наливаться спелым соком; Плакунчик утешает ребят и зверят, которые попали в беду; Дворовичок наводит порядок на городских улицах.
   Огородный Подрастай подарил цветы картошке, попросил ветер разогнать тучи, позвал птиц спасать от гусениц огород, то в гнезде погладит птицу, то прогонит в норку мышь, то с листка стряхнет землицу... А живет Подрастай только в том огороде или даче, где порядок на грядках. Читая такую сказку сразу верится, что и правда среди растений прячется Подрастай. И так хочется навести порядок и в нашем саду, помочь бабушке, чтобы скорее и к нам заглянул Подрастай.
   Дворовичок сидел нестриженый, немытый, грустил , хозяином забытый, но вдруг пришла Настя и позвала Дворовичка, дала ему метёлку.
  
   ...Он прыгал и смеялся,
   Как малое дитя
   К метелке прикосался,
   Слезинками блестя...
  
   Вот так легко сделала Настя счастливым седого Дворовичка.
  
   Поэт сочувствует даже Буке, которой пугают детей. Дескать, несладко ей одной в глухом лесу. Только совы ей и помогают.
   А вот фрагмент биографии Белозерова, помещенной на сайте "литературный Омск" -
  
   Белозеров Тимофей Максимович родился в 1929 году в селе Камыши Курганской области. Окончил Омское речное училище. Работал на судоремонтных заводах в Барнауле и Омске, на заводе имени Попова. В 1957 году в Омском книжном издательстве вышла его первая книга "На нашей реке". В 1962 году был принят в Союз писателей СССР. В 1963 году окончил заочное отделение Литературного института им. А.М. Горького. Белозеров - автор более 70 детских книг, вышедших в различных издательствах России в Москве, Омске, Новосибирске и других городах. Лауреат премии Омского комсомола (1972 г. за книгу "Цветные голоса"). Заслуженный работник культуры РСФСР (1976).
  
   Как видите, и здесь в первую очередь Белозеров аттестован как автор, увлеченный темой детства. Об этом же говорят названия его сборников, которые помещены на этой же страничке "Литературного Омска".
   На сайте "ОBookRu" также говорится о том, что Белозеров, в первую очередь, - детский поэт.
   Вот как выглядит начало его биографии на этом сайте:
  
   Тимофей Максимович Белозёров Дата рождения: 23 декабря 1929 Место рождения: село Камыши, Утятский район, Курганский округ, Уральская область, РСФСР, СССР (ныне Куртамышский район Курганской области) Гражданство: СССР Род деятельности: поэт Годы творчества: 1953--1986 Направление: лирика, поэзия для детей Жанр: стихотворение Язык произведений: русский Дебют: "На нашей реке" Премии: Премия Омского комсомола.
  
   Лаконично, и вместе с тем как будто безспорно.
   Здесь же отмечено, что Тимофей Максимович является автором более 60 "детских книг", вышедших в различных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска и др. Общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров. Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания: "Лесной плакунчик" (1979), "Зимушка-зима" (1989), "Карасик" (1981), "Журавкин праздник" (1990).
   Как детского поэта характеризует Белозерова автор статьи на сайте "Бизнес курс" Оксана Дубонос.
  
   Иметь в земляках такого большого поэта, как Тимофей Белозеров, - большая честь для любого города. Но выпала она Омску, где в комнате с видом на Иртыш в доме N2 по улице Валиханова поэт написал свои лучшие стихи, ставшие детской классикой. Белозерова дважды приглашали в Москву возглавить знаменитое издательство "Малыш". Его книжка "Карасик" выходила двухмиллионным тиражом. А общий тираж прижизненных изданий поэта подходил к шестидесяти миллионам!
  
   Здесь же приведены описания встреч Белозерова с небезызвестным Аркадием Кутиловым ( "Любопытно, что писатель Владимир Новиков уверяет, что стихи Белозерова обожал поэт Аркадий Кутилов. Он часто декламировал их в коридоре редакции "Омской правды" или на улице и с сожалением добавлял, что "вот такого большого поэта в Омске не все знают, особенно взрослые". Однажды Кутилов нарисовал Белозерова, повесил его портрет на магазине "Тысяча мелочей" и подписал "Мой любимый поэт Тимофей Белозеров"" ).
   В своей работе "Внеклассное мероприятие "Я исходил и изъездил свой край"" Татьяна Ейда не зря приводит высказывания критиков о Белозерове, раскрывающих его как поэта, пишущего для детей -
  
   Иван Яган писал в одной из своих рецензий: "Представляю ту огромную территорию, на которой разойдутся книжки нашего земляка, вижу тысячи малышей, слушающих и читающих эти стихи. И радуюсь: много полезного и интересного узнают дети".
   А Ефим Беленький, оценивая творчество Белозёрова, сказал, что "это серьёзный и полезный труд поэта-педагога, в меру своего дарования помогающего духовно встать на ноги большой массе маленьких читателей".
  
   Именно так. Не просто детский поэт, а поэт-педагог, поэт-наставник, поэт-учитель.
  
   В статье Ирины Платоновой, опубликованной на портале "Два берега - СПб - Ру", которая называется "Волшебный мир Тимофея Белозерова", отмечено, что уже при жизни Белозеров воспринимался как живой классик. Здесь же сказано, что его стихотворения - не только для детей, но и для взрослых.
   "В волшебный мир Тимофея Белозерова, обладающего счастливым даром всюду находить поэзию, влюблены не только дети. На его стихах и сказках выросло уже не одно юное поколение. У него нет резкой грани между cтихами для детей и для взрослых.
   - О том, что Белозеров писал стихи не только для детей, говорят некоторые публикации в толстых взрослых журналах, к примеру в таком, как "Сибирские огни", отдавшие свою страницу "взрослой" лирике поэта, - говорит известный омский поэт, автор яркой книги воспоминаний о Тимофее Белозерове Владимир Новиков. - У некоторых составителей даже возникла идея издать сборник поэта для взрослого читателя. Но замысел этот пока не осуществился. Лишь омский литературный сборник "Складчина-2" в свое время отважился на публикацию "взрослых" стихов, которые еще раз напомнили читателям о яркой, самобытной, легко узнаваемой в большом поэтическом потоке светлой струе белозеровской поэзии".
  
   Автор статьи "Поэт, мечтатель, философ Тимофей Белозеров" отмечает, что поэт воссоздает в своих произведениях целую "страну Детства". В ней живут понятные детям персонажи. "Это Огородный Подрастай, Лесной Плакунчик, Дворовичок".
  
   0x01 graphic
  
   Самого поэта с детства "сопровождали" книги. Вот как пишет о Белозерове автор небольшой статьи на Региональном сайте детских библиотек:
  
   Родился Тимофей в глухом таежном селе с уютным названием Камыши. Семья Белозеровых была крестьянская, большая. Воспитывали детей в строгости, в любви к земле и работе. Не забывали и о книгах - читали Андерсена, Пушкина, Некрасова, Толстого. "До сих пор помню волшебный запах типографской краски, исходящий из раскрытой детской книжки с картинками Билибина..." - рассказывает Белозеров. "Широкая русская печь, заваленная сырыми полушубками и валенками, а в руках моей сестры - книга. Слушаю - и словно сам иду по лесу, вхожу в медвежью избушку, сажусь на мишуткин стульчик и ем похлебку".
  
   С детства будущий поэт учился видеть в окружающем мире красоту и поэзию ( как банально бы это ни звучало ).
   Неудивительно, что первые книжки Белозерова, вышедшие в свет, предназначались для детей. "В эти годы у него одна за другой выходят книжки для детей: "Весна" (1958), "Лесной скрипач" (1960), "Гудки над рекой" (1962), "Огородный Подрастай" (1962), "Лесные качели" (1963) и др", - пишет автор фотобиографии Белозерова на сайте "Современный русский".
  
   5.Тема труда.
  
   Тема труда связана порой с сюжетом возведения "города на Иртыше" ( смотри одноименное стихотворение ), с историей родной стороны.
  
   Пришёл человек.
   Вытер лоб рукавом,
   Сбросил лёгкую кладь,
   Под руками -- двуречье,
   Простор, благодать!
   Застучал в сосняке
   Головастый топор,
   Опоясал избу
   Островерхий забор.
  
   Для того, чтобы возвести город, необходимо было приложить упорный труд, считает автор.
   На сайте "Хронос" помещена биография Белозерова, и отмечено обращение автора к теме крестьянского труда - "Критика отмечает тяготение Белозёрова "к акварельному эскизу, миниатюре, наброску" (С.Поварцов), вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным бытовым укладом, крестьянским трудом".
   Речь идет и о теме детства. Цитируется работа Л.В. Деменковой, в которой акцентируется "детский взгляд" автора на явления окружающего мира -
  
   О творчестве Белозёров высоко отзывались многие известные детские поэты, писатели: Е.Благинина, Ю.Коринец, С.Баруздин, А.Барто, И.Токмакова, Я.Аким, В.Берестов и др., отмечая некую "пограничность" мироощущения сибирского поэта, которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира, обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием реального мира, что и определяет своеобразие творчества Белозёрова, занявшего нишу между "взрослой" и детской поэзией.
   ( Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 190-192. )
  
   В. Новиков отмечает, что стихи Белозерова подчас посвящены его собственному труду, труду поэта. После того, как Белозерова приняли в члены Союза писателей, он был свободен не работать на заводе.
   "Работал я как-то в мастером на радиозаводе в литейном цехе. Работа тяжелая. Жара. Духота. Придешь домой -- голова чугунная. Для творчества только ночь. Сядешь на кухне над листком бумаги, а голова забита всякой производственной чепухой -- и в сон так и тянет. Но все же иногда удавалось что-то сочинить, и первые тонкие книжки даже издал".
   Рассказывается, как Белозеров с женой жили на ее зарплату учительницы. Прослеживается история написания стихотворения "Утро поэта". Автор статьи посылает Белозерову открытку - репродукцию с картины Петра Кончаловского "Окно поэта". "На ней было изображено окошко дачного дома, раздвинуты шторы, за окном только что выпал первый снег, в комнате на круглом старинном столе -- бронзовый подсвечник с погашенной свечой, спички и книги. Этакая идиллическая картинка из жизни живущего где-нибудь в известном писательском Переделкино поэта, располагающая к уюту, покою, хорошему утреннему настроению".
   Через несколько дней в телефонном разговоре Белозеров благодарит за открытку и отмечает, что она способствовала рождению нового стихотворения. Вот его начальные строки:
  
   Еще играет где-то
   За окнами рассвет,
   А в комнате поэта
   Горит счастливый свет.
   Взволновано словечки
   Друг друга тормошат,
   И к речке человечки
   В сандаликах
   Спешат..
  
   Кстати, в этой же статье творчество Белозерова сравнивается со стихами Ивана Бунина и утверждается, что Белозеров вырос как поэт благодаря в том числе и стихам Бунина.
   Приводится пример из бунинского "Детства":
  
   Чем ярче день, тем сладостней в бору
   Дышать сухим смолистым ароматом...
   А вот строки из белозёровского стихотворения:
   День сух и ясен. Блещут ковыли,
   Шумят, превозмогая зной, березы...
   Или из другого:
   Темно и тихо. Слышно за версту,
   Как в теплых стенах лопаются бревна.
  
   А ведь это "тот же стихотворный размер, та же неторопливая поступь слогов, та же интонация.. легко угадывается бунинская музыка стиха".
   Прослеживается история успеха и публикации белозеровской "Буки". Она была прочитана в омской Пушкинке на открытии "Зимы". Затем прочитана Белозеровым по телевидению. И наконец, разошлась "мгновенно", будучи изданной отдельной книжкой в Средне-Уральском книжном издательстве с цветными рисунками известного книжного графика Льва Токмакова.
   О трудовом пути Белозерова пишет на своей странице в интернете Центральная детская библиотека города Северска:
  
   Был он учеником столяра и художника, сапожником, приходилось ему и расчищать железнодорожные пути от снега. После войны учился в Омском речном училище, плавал по сибирским рекам. Затем была в его жизни ещё одна нелёгкая работа - мастера в литейных цехах.
  
   Именно в заводские годы своей жизни, тоскуя по рекам, сибирской тайге, Белозёров начал писать стихи. Вначале печатались они в газетах и журналах, затем стали издаваться отдельными книгами.
  
   6.Послесловие.
  
   Наследие Тимофея Белозерова осталось немалое. Прежде всего это его книги, выпущенные многотысячными тиражами. Его именем называют учреждения культуры. Его памяти посвящаются поэтические мероприятия. А мемориальный камень поэту Тимофею Белозёрову на бульваре Мартынова (г. Омск) установлен в августе 2005 года.
   "Инициатором создания комплекса памятников литераторам - "Аллеи литераторов" - выступил омский краевед, руководитель общественной организации "Общество коренных омичей" Владимир Иванович Селюк. В 2001 году на бульваре Мартынова - улице в центре Омска, названной в честь поэта Леонида Мартынова, - основали аллею литераторов, где омичи решили увековечивать имена поэтов и писателей, чьи судьбы были связаны с Омском, устанавливая памятные (закладные) камни, на месте которых со временем могут быть возведены памятники, выполненные в виде скульптуры" ( "Мнемосина" ).
   Белозерову также посвящаются статьи и воспоминания. "Вышла замечательная книга воспоминаний о поэте "Шел он по солнечной гриве" (составитель В.Новиков). Рассказы, включенные в книгу, написаны тепло, с мягком юмором и огромным уважением к большому таланту нашего земляка". И еще одну из подобных статей Вы только что прочли.
  
   Омск. Июнь 2023 года.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"