ЭКРАН ЧЕРЕН. Слышен голос молодого человека, разговаривающего с друзьями.
Да нет же, этот парень сказал мне, что за границей
можно купить девочку и привезти сюда. Так я
махну туда и притащу такую крошку за пару сотен,
а потом женюсь на ней. Да-да.
Голос пожилой женщины
Билли, ты совсем спятил?
Слышен добродушный смех этой женщины, мужчины и одного из друзей, а Билли напирает:
БИЛЛИ
Да нет, правда. Так и сделаю. Мне тот парень
сказал.Без обмана.
Изображение становится ЦВЕТНЫМ. Парочка за столиком в ночном клубе приграничного городка. КРУПНЫЙ план: кадр чем-то напоминает "Пьющих Абсент" Пикассо. Атмосфера задается звуковым фоном: шумные юные голоса, кто-то ругается на иностранном языке, дребезжат стаканы, играет небольшая рок-группа. Возможно, танцовщица где-то на заднем плане. Может, даже топлес. Или еще официантка, подающая напитки.
ГЕРОЙ пьян. Он пытается убедить миловидную мексиканку - официантку бара, шлюху - пересечь границу и выйти за него замуж. Девица его терпит. Она работает и вынуждена его слушать, и к тому же заинтересована в нем.
БИЛЛИ
Держу пари: ты не хочешь со мной ехать,
потому что я без
гроша. Так, слушай. Я тебе говорю.
Я поеду обратно и достану
денег, много денег, может,
даже тысяч десять. А потом
вернусь за тобой. Я вернусь.
Он, шатаясь, выходит из кадра, решительный, пьяный, а камера задерживается на девице: та рассеянно и насмешливо улыбается ему вслед. Потом хватает очередного молодого американца и усаживает возле себя.
ДЕВИЦА
Эй, парниша, не купишь мне выпить?
НАЗВАНИЕ
Хичхайкер
(Американская Пастораль)
Изображение становится ЧЕРНО-БЕЛЫМ. Рассвет в американской пустыне. Холодно, он стоит, съежившись, в куртке на обочине шоссе. Встает солнце. Взгляд сфокусирован на Билли, пока несколько машин изредка проезжают мимо. Слышен звук приближающейся машины, видны его наблюдающие глаза, он поднимает большой палец. СМЕНА РАКУРСА: он в профиль, машина проезжает мимо. Третья машина останавливается, он бежит, особо не торопясь, садится в нее.
В МАШИНЕ. Мужчина средних лет в деловом костюме. Спрашивает хичхайкера, куда тот едет.
БИЛЛИ
(невнятно)
В Лос-Анджелес
Он, очевидно, неохоч до разговоров.
ВОДИТЕЛЬ
Могу подбросить до Амарильо, а
дальше тебе придется самому.
БИЛЛИ
(Никакого ответа.)
ВОДИТЕЛЬ
Что будешь делать, когда
доберешься? Работа?
БИЛЛИ
(Никакого ответа. Он начинает клевать носом.)
Мужчина продолжает вести машину. За окном мелькающий американский ландшафт. Мужчина то и дело поглядывает на спящего Билли.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ правая рука мужчины, тянущаяся к левой ноге хичхайкера. Он
медлит, затем касается ее выше колена. В тот же миг Билли выхватывает револьвер и утыкает его в водителя.
БИЛЛИ
Сверни к обочине.
Вид машины сбоку, слева, очень долгий кадр. Слышен выстрел. Хичхайкер обходит машину сзади, открывает дверцу и вытаскивает труп водителя в направлении камеры к лощине. Выпотрошив его бумажник, садится в машину и уезжает.
Парень стоит возле машины, подняв большой палец. Капот открыт. Мотор заглох. Патрульный (узнаваемый по форме, техасской шляпе и значку) останавливается в собственной машине без опознавательных знаков. Билли садится в нее. Шериф дружелюбен. Много говорит. Он рассказывает Билли, что едет домой, доставив двух психов из местной тюрьмы в клинику штата.
ШЕРИФ
Мне пришлось на обоих надеть смирительные
рубашки и бросить в кузов. Пришлось. Полные отморозки:
дай им волю, так они начинают мастурбировать
и забавляться друг с другом. Вот и пришлось
держать их связанными.
Убийца старается не спать. Он плывет под амфом* да и просто измотан, но силится следить за беседой. Шериф продолжает болтать. Билли находится в том странном промежуточном состоянии между сном и бодрствованием, в котором сложно отличить явь от сновидения. Шериф задает вопрос. Он отвечает и вдруг вскидывается, осознав, что диалог происходит в его собственной голове. Наконец, он не выдерживает. Достает пистолет и приказывает шерифу свернуть к обочине. Потом заставляет отпереть багажник, приказывает влезть внутрь и захлопывает крышку.
В МАШИНЕ. Хичхайкер ведет машину дальше.
На подъеме машина замедляет ход, багажник распахивается, и шериф вываливается в пыль. Билли видит это в зеркальце заднего обзора. Он резко бьет по тормозам, выпрыгивает из машины и бежит назад по шоссе к этому месту. Издалека в пустыне виден шериф, что есть мочи бегущий в направлении камеры. Он внезапно прыгает и бросается плашмя на землю за песчаной дюной, возле камеры. С этой точки обзора, пока шериф пытается отдышаться, наблюдение ведется за парнем на обочине. Он стоит, уставясь вдаль. Наконец, возвращается в машину и уезжает прочь.
Билли снова ловит попутки. Очевидно, он бросил машину шерифа где-то в канаве. Останавливается очередная машина. Молодой мужчина за рулем, а на заднем сиденье его жена с двумя маленькими детьми, мальчиком и девочкой. Водитель дружелюбен, рассказывает, как сам много ездил на попутках. Говорит, что недавно вернулся домой после двух лет во Вьетнаме, где был пилотом. Билли достает пистолет и сразу дает им понять: он хочет, чтобы они отвезли его куда он прикажет. Иначе он их убьет.
НОЧЬ. Они сворачивают к бензоколонке. Билли голоден, дети тоже. Он идет с бывшим летчиком в маленький сельский магазинчик на заправке. Он предупреждает семью, чтоб сидели тихо, иначе он поубивает их всех.
В МАГАЗИНЧИКЕ. Старик в обносках за прилавком. Они просят сэндвичей. Вблизи видно, как старик нарезает мясо, поминутно мешкая с ножом, примериваясь на каждый ломтик. Оба мужчины стоят, наблюдая за ним. Вдруг муж круто разворачивается и хватает хичхайкера сзади. Они бешено кружат по магазину, отец кричит хозяину вызвать полицию.
МУЖЧИНА
Остановите его! У него пистолет!! Он
убьет нас!!! Помогите же мне!!!!
Билли удается выхватить пистолет, и он заставляет мужчину влезть в машину. Владелец магазина пялится ему вслед с разинутым ртом, потом снимает трубку и вызывает полицию.
УТРО. Какой-то мальчишка находит машину, брошенную на обочине, забрызганную кровью. Открывает дверцу и видит куклу той маленькой девочки, голую, из резины телесного цвета. Вблизи на кукле видна кровь.
НАРУЖНЫЙ ПЛАН лачуги в сельской местности. Слышны звуки, доносящиеся изнутри. В ЛАЧУГЕ. Теле-, радио- и газетные репортеры, в том числе привлекательная женщина с блокнотом, берут интервью у отца убийцы. Это глубокий старик, алкоголик. Ему льстит такое внимание, но он держится с достоинством и самоиронией.
ОТЕЦ
Да всегда он был какой-то чудной,
а как матушка его скончалась, так
и вовсе стушевался парень.У него
и друзей-то не было.Братья да
сестры.
ДЕВУШКА-РЕПОРТЕР
Мистер Кук, вы хотели бы что-нибудь
сказать вашему сыну?
ОТЕЦ
Да. Билли, если ты слышишь
меня, сынок, - пожалуйста, образумься.
Ведь что ты делаешь, это просто
негоже. Ты поступаешь негоже, сынок.
Ты же это знаешь.
Во время этого обращения камера медленно надвигается: КРУПНЫМ ПЛАНОМ лицо старика.
В МАШИНЕ. Ночь. Дождь. Радио. Желтый свет лампочки в темноте. По радио час сельской проповеди. Собрание возрождения веры. Проповедник и его паства. Пока Билли слушает, мы переносимся в его прошлое, над дождем и автомобильными дворниками. Старик и мальчик в лесу. Мужчина - это отец Билли, а мальчик - сам Билли лет семи или восьми. Отец учит сына стрелять. Велит целиться в кролика.
ОТЕЦ
Не трусь, сынок. Не трусь.
Просто пристрели его.
Кролик в телескопическом прицеле ружья.
Провинциальная школа, 3:30, звонок, конец учебного дня. Поток детей хлынул из здания и повлек их к любимому придорожному кафе.
В МАШИНЕ. Билли ест чизбургер и пьет колу. Через окно он наблюдает за движениями одной из официанток. На ней брюки, и вместе с ним мы разглядываем ее зад и бедра. Когда она подходит забрать посуду, он предлагает ей прокатиться с ним. Слышно, как он это говорит, но следующий за этим диалог показан пантомимой. Слова тонут в звуках радио, детских голосах.
Они едут вверх по горной дороге. По радио звучит песня Роллинг Стоунз "Я не могу насытиться". Билли подпевает, в экстазе извиваясь на сиденье, как уж.
Машина припаркована на скалистом уступе с видом на океан. Он выскакивает из нее и пляшет вокруг. Изображает дикаря: завывает на индейский манер, приседает и подскакивает, появляясь то в одном, то в другом окне. Она смеется над его клоунадой.
Парочка на заднем сиденье. Смутно видны их движения, слышен шепот, смех, разговор. СМЕНА РАКУРСА: вид снаружи. Они выходят из машины сзади, волосы и одежда в беспорядке, и бок о бок идут за выступ скал. Камера задерживается на этих камнях. Выход древних пород. С тягостной ритмичностью слышны три пистолетных выстрела.
Уборная на станции техобслуживания в Лос-Анджелесе. СНАРУЖИ. Билли входит в комнату.
В УБОРНОЙ. В зеркале - отражение Билли. Он бреется, приглаживает волосы влажной рукой.
СНАРУЖИ, центр Лос-Анджелеса. Камера следует за ним из машины: он слоняется в городской толпе Бродвея и Мэйнстрит, то и дело пропадает из виду. Вот он в пассаже, играет на бильярде-автомате.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ работающий бильярд-автомат.
Билли в кабинке моментального фото. Вспышка света.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ четыре моментальных фотографии: щелк-щелк-щелк-щелк. Четыре снимка Билли.
Билли в городской забегаловке, ест гамбургер. Вид со спины. Пистолет появляется в кадре слева. Билли поворачивается и видит его, бессмысленно таращится в ответ.
СМЕНА РАКУРСА на ВИД СНАРУЖИ, улица. Слева видно, как его силой волокут и впихивают в машину (полицейскую). Его пинают и бьют. Во время борьбы слышно множество злорадных мужских голосов.
МУЖЧИНЫ
Так это ты тот ублюдок, что
убил всех этих людей! (Удар)Хорошо
повеселился, а? (Удар)
Ты и правда их убил, да?
Руки скручены за спиной, он недоуменно смотрит снизу вверх и произносит:
БИЛЛИ
Я не сделал ничего плохого.
Мужчины хохочут.
Изображение становится ЦВЕТНЫМ. Монтаж фотографий на тему смерти. Тело Че Гевары, североголландское распятие эпохи Возрождения, бой быков, скотобойня, мандала*, абстрактные картинки. Натуралистская съемка мангуста, убивающего
кобру, черный пес одиноко бежит по берегу. ВСЕ СЛИВАЕТСЯ В ОДНО ТЕМНОЕ ПЯТНО.
СНАРУЖИ ночь. На ступенях городского здания суда хичхайкер. Медленно, как во сне, он спускается по лестнице. Пересекает пустынный сквер, направляясь к камере, пока не перекрывает объектив и словно бы проходит его насквозь.
Вид со спины. Он проходит сквозь объектив, входит в пустынную область предместья, на кладбище автомобилей - скитается в Вечности. На свалке трое, сидят на корточках у маленького костра. Пекут картошку в углях. Старший, его зовут ДОК, ворошит костер палкой. Пожилая женщина, пестро размалеванная. Третий - немой парнишка неопределенного возраста. В белом гриме. Это бродяги Вечности и они не удивлены его появлением. Он приближается к огню.
ДОК
Ну, как дела, дружище? Вижу, ты
опять это сделал. Жрать хочешь? Тут
есть чуток еды, если хош.
Билли не отвечает. Он пристально смотрит на луну. Женщина так и не подняла головы, волосы скрывают ее лицо.
ДОК
Билли вернулся. Эй, Мальвина, слыхала?
Я говорю, Билли вернулся.
Она впервые поднимает взгляд.
МАЛЬВИНА
Привет, Билли.
БИЛЛИ
Привет, Мальвина.
Он смотрит на паренька.
Здорово, Скоморох.
Скоморох хлопает в ладоши и кивает, кривляется в насмешливом приветствии. Какое-то время они сидят так и пристально смотрят на огонь. Едят картошку. Потом Док поднимается и говорит:
ДОК
Светает. Верно,
пора двигать дальше.
Медленно, один за другим, остальные двое встают. Док засыпает костер землей и говорит:
ДОК
И ты с нами, Билли?
БИЛЛИ
(сосредоточенно)
Не знаю, Док, даже не знаю.
Док улыбается.
ДОК
Ну, свидимся еще, дружище. Остальные
наши будут оч рады тя видеть.
Точно будут. Что ж...
Док, Скоморох и Мальвина идут в горную пустыню навстречу восходящему солнцу. То и дело они оборачиваются и машут ему. Скоморох, кривляясь, подпрыгивает вверх-вниз, прощально машет рукой.
Пока они удаляются, камера меняет ракурс: Билли - хичхайкер, дружище, убийца -сидит на корточках над тлеющим костром.
КОНЕЦ
Примечания:
*хичхайкер - от англ. to hitch-hike/hitchhiker - путешествующий на попутках. Так же в современный разговорный русский язык вошел термин джанки (junky - амер. сленг. наркоман): см. "Голый завтрак" Уильяма Берроуза в переводе В. Когана, издание "Симпозиум" 2001 год.
*амф - сленг. сокр. амфетамин (в оригинале bennies сокр. от benzedrine)