...Памятник был лживый и бесстыдный. Гай Гаал был изображен в момент, когда он бросился в свою последнюю рукопашную схватку, закрыв собой, как гласил официальный миф, контуженного, потерявшего сознание и беспомощного в ту минуту союзника, великого Мак Сима. На памятнике Гаал прыгал с брони старинного, еще времен империи, танка. Танк на постаменте был совершенно как настоящий, казалось, немедленно двинуться в бой ему мешает только разорванная взрывом гусеница. Танк был больше реального раза в три - как и фигура героя. Герой перед прыжком уже размахивался разводным ключом - другого оружия, очевидно, под рукой не нашлось.
Герой был одет в распахнутый на мускулистой груди комбинезон, который мог быть, конечно, комбинезоном штрафника, но больше был похож на повседневную форму современного столичного гвардейца. Сходство усиливалось двумя обстоятельствами. Во-первых, памятник был из вороненой стали, так что комбинезон тоже был полностью черным. Во-вторых, на погонах и рукавах были ясно различимы знаки различия гвардейского капрала из батальона последней линии, а на груди - значки мастера-разведчика и инструктора по рукопашному бою. Получалось, что в бой вступает не боец штрафной дивизии и даже не гвардеец страны неизвестных отцов, а младший командир современной офицерской части, из самых элитных и доверенных, один из тех, кого если вдруг, за провинность, переведут в обычную стрелковую часть с понижением, то придется ему носить погоны ротмистра.
Памятник был изваян настоящим мастером, скульптором милостью божьей. Лицо прыгающего с брони человека было живым. Крик из разинутого в яростной атаке рта, казалось, можно было расслышать. В порыв его фигуры невозможно было не поверить.
Памятник был очень уместный, потому что помещался на плацу перед парадным входом в казармы первого батальона последней линии, лучшей и самой знаменитой гвардейской части, в списки которой навечно был внесен Гай Гаал - в воинском звании капрала. В отличие от всех прочих воинских частей, в этой при построении никогда не подавалась команда "равнение на знамя", но только "равнение на лучшего" - т.е. на капрала Гаала, на этот самый памятник. На экскурсии к памятнику приводили далеко не всех столичных школьников, но только победителей различных ученических соревнований - обычно сразу после прохождения процедуры приписки в военкоматах.