Аннотация: Неожиданно хорошая фантастика Джулии Чернеды
Не Желязны единым.
Джулия Чернеда Тысяча имен для странника. М. АСТ 2004 год.
Знакомство отечественного читателя с американской фантастикой происходит какими-то дикими рывками. Выглядит это так. Вначале мы не читаем никакой современной фантастики, кроме отечественной. Потом со стороны издательств следует залп картечью - много-много хороших и разных романов, написанных за многие годы до сегодняшнего дня читаются и оказывают влияние на наших писателей. Потом снова пробел - надоели американцы, нужно русского читать - потом новый залп. "Хроники Амбера" Роджера Желязны, великого американского славянина, роман из далеких шестидесятых, на отечественную литературу всерьез повлиял в девяностых. Киберпанк Уильяма Гибсона начинает всерьез читаться только сейчас - между тем, часть этих книжек написана еще в 80-х. Жуть, как подумаешь: никакой синхронизации с мировым литературным процессом. Где то, я, правда, читал, что отставание необходимо издателям и переводчикам, чтобы отобрать из груды "актуальной" макулатуры самое-самое. Верить в это не следует, поскольку, стоит автору приобрести популярность в России, как сразу здесь начинают издавать ВСЕ его вещи, включая ранние, незаконченные, отвергнутые самим автором и т.п.
На этом фоне появление в переводе в хорошей и "раскрученной" серии хорошего романа Джулии Чернеды, написанного "всего-то" в 1997 году кажется просто прорывом. Вот вам, пожалуйста, актуальная американская литература, кушайте с булочкой, не обляпайтесь. Опять же, еще до прочтения романа каждому, кто взял книжку в руки, очевидны два ее достоинства. Во-первых, стараниями издателей, Чернеду рекомендует читателю не кто-нибудь, а лично Лоис Макмастер Буджолд, великая и ужасная г-жа автор саги о горбатом звездном супермене про которую (и про сагу, и про писательницу) кто только не писал, даже и я сподобился. Во-вторых, Чернеда, судя по фамилии, славянских корней и, следовательно, на наших просторах должна восприниматься как родная. Или хотя бы как родственница вышеупомянутого Желязны. Как вы считаете, достаточно, чтобы купить книжку? Я посчитал, что достаточно.
В общем и целом, угадал. В писаниях Чернеды действительно есть что-то от Желязны: свободу ее герои понимают как полную независимость в каждом, даже малейшем, даже незначительном, поступке. И этой свободы - почти абсолютной и очень человечной -эти персонажи хотят сильнее, чем даже власти и любви. Потому что им необходимо сначала быть свободными, а потом уже свободой как-то пользоваться.
К тому же становление личности героини происходит по мере понимания интриги, в которую она была вовлечена - очень в стиле великого Роджера, который, если кто помнит, заставил Корвина из Амбера для начала, прямо на первой странице, осознать полную потерю памяти, а потом закрутил вокруг него весь сюжет, причем таким образом, что он ДОЛЖЕН все помнить - а он не помнит... Героиня Чернеды тоже много чего про себя не помнит, правда, вспоминает она гораздо быстрее, чем раскручивается сюжет - и, честно говоря, быстрее, чем об этом интересно читать. Впрочем, к чести автора, этой старой интригой "тут помню, тут не помню" ничего не исчерпывается. Как часто бывает с очень хорошими книжками, главное тут - вообще не в сюжете и не в интриге. Главное - вот ведь странность, вроде банально звучит, но в современной литературе это страшная редкость - главное в книжке Чернеды - та не слишком сложная мысль, которую она считает важной для себя и для читателя.
Вот эта мысль: собственное превосходство, в конечном итоге, унизительно. Ее героиня - представитель клана суперменов-телепатов, которые умеют телепортироваться, поражать противника силой мысли, еще много чего ужасного умеют и на этом основании презирают остальное человечество. Настолько, что почитают себя отдельным разумным видом. В космических масщтабах.
Все, что нужно понять потерявшей и нашедшей свою память, своих родных, свой смертоубийственный талант и свое место в мире женщине по имени Сийра - что быть суперменом унизительно. Обижать всех подряд на том основании, что ты сильнее - талантливее, мудрее, красивее, богаче, нужное подчеркнуть - унизительно. А унижаться по пустякам - недостойно взрослого человека.
В каком-то смысле молодая, судя по аннотации, американка написала роман воспитания. Воспитания супермена.
Многие скажут, что такой простой мысли недостаточно, чтобы роман читали снова и снова. Я соглашусь. Но замечу: в большинстве книжек почему-то не удается найти под покровом увлекательности даже и такой мысли. А в этой книжке есть и идея, и характеры, и сюжет Вполне достаточно, чтобы прочесть один раз, а потом, может быть, даже поставить на книжную полку, вам не кажется?