В новом телесериале "Бедная Настя", если верить газете "Телесемь", все просто: положительные героини носят розовое, а отрицательные - бордовое. Думать не надо. В романе Андрея Ляха тоже все просто: отрицательных героев все любят, но сами они любить не способны, а положительные любить способны но их самих... В лучшем случае любят не те и недостаточно сильно. Парадокс заключается в том, что, несмотря на это, а может быть, благодаря такому простодушному отношению к жизни и любви, Лях написал роман вполне достойный стать частью Великой Русской Литературы, сплошь из больших букв. Очень хороший роман. Сильный. Оригинальный. Исключительно умный. При всем том - увлекательный, как положено фантастическому детективу.
Поскольку этот роман - часть Русской литературы, то все его герои и даже большинство персонажей имеют сложный внутренний мир и биографию. О каждом человеке, появившемся на страницах на пространстве больше строчки, автор считает своим долгом рассказать ВСЕ. Причем кратко, точно и безжалостно. Чтобы читатель, увидев затем героя в действии, понял, ПОЧЕМУ он действует так, а не иначе, более того, понял, что иначе действовать герой не может, не должен и не будет. Лях создает для сих героев мир, в котором все детерминировано и ничто не случайно, поскольку ни один человек здесь никогда не поступает против своей природы.
В природе спортивного пилота, вечного "середняка" в итоговых листах соревнований по высшему пилотажу, вызвать из мира мертвых аса Второй Мировой войны. В природе этого железного человека - его почему-то зовут Джон Кромвель, впрочем, его вторая мировая была ничуть не похожа на настоящую - вселившись в юношу, помочь ему не только летать так, как теперь никто не умеет, но и вообще - помочь ему жить. Точнее, начать выстраивать его жизнь под свои представления о правильном и красивом.
В природе разведки любой страны и любого времени - предавать и убивать, и разведчики ничем более достойным в этом романе не занимаются. Они и Кромвеля хотели бы использовать, само его появление в чужом времени - часть провокации, только не на того напали...
В природе ведьмы - обычной такой ведьмы, нехорошей, зловредной и красивой - заставлять людей умирать от любви к себе. И пилот, выживший на всех своих виражах, от этого умрет. И в ее природе - однажды быть убитой за это, конечно, Кромвелем, больше никто не решился бы...
К середине книги читатель понимает, что втянут в странную игру. Если знать про героев то, что знает о них автор, все события можно предсказать. И не только события, но даже диалоги. И читатель начинает предсказывать... И ошибается, и не обижается на автора. Тот не устает напоминать: да, я знаю о своих героях все, но человек настолько многогранен, что СКАЗАТЬ вам всего я не могу и не смею. Так что да, все предсказуемо и ничего нельзя изменить - но нет, на пространстве романа я вам до самого конца не дам понять, чем все должно кончиться - хотя вы и поймете потом, что иначе и быть не могло.
Это увлекательная игра, и это прекрасный роман. Но поскольку я человек простодушный, я все-таки скажу - одно в этом романе плохо, хотя и закономерно - в конце все умерли.
Умер пилот Эрлен Терра Энтин. Он не мог не умереть, потому что, во-первых, весь роман - реквием по нему, а не может же быть реквиема по живому человеку, а во-вторых, ему было незачем жить. Зачем жить, если все возможные соревнования за тебя выиграет мертвый маршал, и он же за тебя, некрасивого, очарует всех девушек?
Умерла певица Колхия, лучший голос на свете, которая любила гангстера Гуго по прозвищу Звонарь. И, поскольку Гуго настроил ее гитару, чтобы положить рядом с трупом и плакал, автор скажет о нем: "он преступник. Но я прошу у суда снисхождения". Этот Гуго, единственный из достойных снисхождения, останется в живых... Всего лишь уйдет в никуда, но, как известно, "куда унесли Гамлета четыре капитана, и куда уехал Чацкий? За кулисы". Злодеев тоже, конечно, никого не пощадили, но от этого не легче. И только Кромвель, вроде бы, жив и свободен - но он же "мертвый маршал", его уже один раз убили.