Игорь Алимов Пластилиновая жизнь. Арторикс. Азбука-классика, СПб. 2003 г.
Известно не так уж много случаев, когда пародия в течение короткого времени уничтожала сам жанр оригинального произведения. Сервантес написал Дон-Кихота и уничтожил рыцарский роман. Сьерджо Леоне снял фильм "Хороший, плохой, злой" и подрубил корни вестерна. Хотя автор "Арторикса", конечно, далеко не Сервантес, лично мне хочется, чтобы изобретенный им "двуллер" в течение ближайшего отрезка времени уничтожил обыкновенный всем известный триллер, а заодно детектив и "боевик" и остался царить на прилавках в одиночестве. По одной простой причине: хотя в его книге есть все, чем славен боевик, каким-то странным образом эта книжка принадлежит литературе, в то время, как вышеупомянутые жанры за редчайшими (и тоже пародийными) исключениями - в основном, макулатуре.
Двуллер делается так. Во-первых, совершается интеллектуальный прорыв. Делается допущение, что слово "триллер" как-то связано с цифрой три. Затем из трех гипотетических единиц, составляющих триллер, изымается одна. Оставшиеся две составляют новый жанр.
Новый жанр пародирует все подряд, хотя и с разной интенсивностью. Главный объект пародии, как я понимаю, многочисленные "Бешеный против Лютого". Но достается и другим. Скажем, фэнтези и даже утопии - действие происходит в выдуманном городе на непонятном материке, но в рамках понятного, справедливого, демократического (у всех оружие и все стреляют, притом избирая президента) социального устройства. Заодно вестерну - Тумпстаун, главный город это странной земли явно состоит в родстве с поселком Tombstone, местом жительства благородных шерифов из одноименного фильма. И лично Владимиру Васильеву, одному из самых известных современных фантастов: "не забыть бы пиво. Пиво не забыть... Забыть пиво? Абсурд. Никогда".
Самое интересное, что все это умещается менее чем на двухстах страницах, набранных очень крупным шрифтом.
Вы помните, как девочка Алиса отличала хорошие книжки от плохих? В хороших есть картинки и разговоры. Так вот, "Пластилиновая жизнь" - очень хорошая книжка. В ней есть картинки. Даже очень много картинок. Ну, в самом деле, нельзя же сообщить читателю, что в комнату вошла длинноногая официантка, одетая только в кружевной фартук и не продемонстрировать, как это выглядело! Для удобства читателя главные картинки на последней странице объединены в коротенький и понятный комикс. Особенно хороши несколько небрежно нарисованных рук, держащих более тщательно прорисованные пистолеты, вокруг стволов которых толпятся традиционные надписи "пиф" и "паф". Очень велик соблазн написать, что в этой картинке полностью отражено содержание книги. Но это было бы неправдой - картинкой исчерпывается только сюжет, т.е. вещь вообще для пародии не главная.
Хотя нельзя отрицать, что в рамках сюжета персонажи только и делают, что стреляют. Иногда еще ездят с места на место, даже из города в город, но при этом тоже стреляют. Вооружены все, даже самые случайные люди, и ни у кого не кончаются патроны. Заканчиваются только алкогольные напитки, и то редко.
Но, как и сказано в рецепте Льюиса Кэролла, в книжке есть еще и разговоры. Много. О разном. Даже, вы не поверите, о Книге Бытия. "Лучший способ читать книгу бытия - писать ее". Афоризм, который вполне мог бы появиться в произведении какого-нибудь Кортасара, не имеет к интеллекту героев произведения никакого отношения. Он имеет отношение к интеллекту автора и наряду с другими подобными перлами существует в книжке сам по себе - без контекста.
Большинство авторских находок, правда, имеют непосредственное отношение к насилию. Например, имея в виду положительно охарактеризовать своего друга (между прочим, защитившего в Сорбонне диссертацию на тему "Гоген против Дали") главный герой сообщает, что тот "познакомился с массой интересных людей и многих из них застрелил лично".
В общем, что-то такое можно сказать о каждом персонаже.
В отличие от "нормальной" т.е. скучной литературы и даже от макулатурных детективов практически каждого из них это украшает.