Павлова Марина Олеговна : другие произведения.

Душный вечер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Под этим названием рассказ вышел в журнале "Звезда" (было: "Третий глаз")


Душный вечер

   За мамой закрылась дверь, и Вадик пошел к себе в комнату. Вадик - подросток тринадцати лет, за окном - душное лето 1972 года, июнь. Вадик живет в отдельной квартире с мамой и отчимом. Они поженились полгода назад.
   А вот и отчим - слышен ключ в замочной скважине. Открывает дверь, отдувается. Жара.
   - А где мама?
   - Ушла на ФПК.
   (ФПК - факультет повышения квалификации).
   Молчание. Сопение. Какая-то возня. Не найдя чего-то нужного, отчим бросает на ходу:
   - Знаем мы это ФПК. Опять со своим шведом пошла встречаться.
   На лице характерные красные пятна - то ли от перегрева, то ли от негодования.
   - Нет, да что ты. Она с Валентиной Дмитриевной созванивалась.
   - Да, но зачем она взяла с собой русско-шведский разговорник?
   Вот так... Что за бред.
   Вадик уже был свидетелем, как мама взволнованно оправдывалась в связи с каким-то мифическим шведом, с которым была знакома раньше.
   Движения отчима порывистые, круги по комнате беспорядочные, как броуновское движение молекул. Он возбужден и не верит ни в какие ФПК в такой знойный день. Но ему бы не хотелось так уж раскрываться перед пасынком, не устраивать же сцену ревности ему.
  -- Вадь, я - за квасом выйду на круг, квасок привезли.
   Интонация примирительная, располагающая.
   Но гадкое слово сказано.
   Что Вадик чувствует сейчас? Гнев - да, пожалуй. Только не растерянность. Сколько у него времени - полчаса? Пятнадцать минут? Не смотреть на стрелки, не тратить драгоценных секунд.
   Р-раз... - и журнальная полка вывернута на пол. Здесь разговорника нет, и выше, среди словарей, тоже нет. Он помнит его зрительно именно в этом отсеке мини-библиотеки, в ложной нише коридора.
   Ладно, поищем в других местах. Руки проворно собирают обратно журналы, глаза бегают по полкам с сувенирами. Нет, не здесь. Не хотелось бы смотреть в "большой" библиотеке, но вдруг он там.
   Как назло, некоторые полки уставлены книгами в два ряда. Не думать сейчас о том, какую глупость люди делают, запрятывая их подальше, не терять концентрацию внимания.
   Вадик внимательно оглядывает стеллажи. Библиотека приключений, собрания сочинений в трех, девяти, пятнадцати томах, ЖЗЛ, детская энциклопедия. Это на средних полках. Чуть ниже - неприступные ряды здоровенных томов БСЭ, четыре угрожающего размера словаря Даля, могучий Пушкин в суперобложке (любимый, с картинками), всякие Шиллеры-Бальзаки, тоже очень огромные. Внутренний голос подсказывает, что не стоит тут смотреть досконально. Вряд ли миниатюрный разговорник окажется рядом с гигантами.
   Вадик торопится. Для порядка открывает нижние ряды, за дверцами, уже зная, что придется-таки брать стремянку и лезть на верхотуру. Действительно, внизу Ленин всеми своими тридцатью томами и что-то такое же серьезное, точно не по теме советско-шведской дружбы.
   Но мальчику не смешно. Ему надо, очень надо найти этот гадкий разговорник и не наследить. Поэтому он стоит сейчас на лесенке, с тоской осматривая фолианты комедий Аристофана, любовных приключений Дафниса и Хлои, на которые всегда смотрел с вожделением, других заманчивейших книг и всяких семейных реликвий, собираемых и хранимых мамой. Он не замечает, как вспотел в эту жару, несмотря на свою худобу. Что-то подсказывает ему, что вещица не здесь. Но должна же она где-то быть, - и стремянка аккуратно задвигается на свое место.
   Парень близок к отчаянию, но чем больше он ощущает ответственность момента, тем сильнее в нем уверенность, что книжонка дома и он ее сейчас найдет. Собственно, сомнений, что она дома, у него не было, это и придает ему сил. Вадик чувствует себя почти разведчиком, нет, ищейкой, только работает у него не нюх, а "третий глаз".
   Сейчас он идет уже не по слепому наитию. Бережно приподнимая телефонный аппарат в прихожей, заглядывает под него. Приближается к кухне. Холодно ... холодно ... горячо... - стучит у него в мозгу. В поисках прошло минут пятнадцать - двадцать, и паренек знает, что близок к цели. Он пытается мысленно представить себе разговорничек, видит в воображении его серую шероховатую твердую погнувшуюся обложечку и почти как зомби шагает в угол, где за сооружением, именуемым подоконный холодильник, слева от него, стоит плетеная корзина со всяким ненужным женским хламом. Здесь, среди пластиковых крышечек и пустых пузырьков, лежит он, как материализация мольбы.
   Почему он оказался здесь - такой вопрос ни сейчас, ни после не придет парню в голову. Разве это имеет значение?
   Вадим возвращается в комнату и включает телевизор. Разговорник у него в кармане просторных шорт.
   Он даже как будто не замечает возвращения отчима. Занят по-взрослому настройкой телеэкрана, который в это время показывает заставку. "Кипучая, могучая..." - звучит мотив из динамика. Вадим спокоен. Приближается добытая им ответственная минута - минута его и маминого торжества.
   - Вадька, квас будешь?
   Отчим разливает напиток, добродушно, насколько может, обращаясь к пасынку, усаживается в кресло и принимает расслабленную позу. Вадим принимает в другом кресле такую же.
   Возможно более небрежным движением выкладывает свою находку на ближний к себе край журнального стола.
  -- Разговорник на месте...- тянет он и отпивает квас.
   Отчим, как будто совсем не замечая его, cлегка кивает. "С достоинством пытается вести себя, щенок", - думает он с досадой.
  
  
  
  
   2004г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"