Павлов Виталий Юрьевич : другие произведения.

Феномен Севары или чего ждёт российская публика от Голоса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.24*5  Ваша оценка:

  Поют они без голосу,
  А слушать - дрожь по волосу!
  (Н.А.Некрасов Кому на Руси жить хорошо)
  
  История о том, как Леонид Агутин исключил Севару Назархан из числа участников проекта "Голос", идущего на 1-м канале российского телевидения, "взорвала мозг" публике (использую здесь выражение Пелагеи, хотя вряд ли она имела в виду именно это).
  Так что же произошло? Почему большинство, если не всех зрителей, то тех, кто пишет комментарии на форуме проекта, в шоке от такого выбора Л.Агутина? А меньшинство предлагает большинству послушать выступление Севары с закрытыми глазами и услышать ошибки, неточности, тремоляцию, нехватку дыхания и другие недостатки, которые, по их мнению, объясняют решение Леонида Агутина. В чём дело?
  Попробуем разобраться. Для начала, чисто ли спела Севара? Лично я не певец и не музыкант, но у меня абсолютный слух, и этот медицинский факт обычно здорово портит мне удовольствие от прослушивания музыки и пения. Я честно прослушал аудиозапись - да, не всё в ней безупречно. Но я прекрасно понимаю А.Б.Градского, сказавшего о Севаре, что ему уже неважно, какие у неё голосовые данные и те ли ноты она берёт. Ну ладно я - дилетант, но Градский - профессионал, мэтр, наставник, Мастер! Почему он не принял во внимание ошибки, на которые сослался Л.Агутин?
  Наверное, вопрос в том, чего, собственно, слушатели и зрители хотят от певца? Необыкновенного голоса? Точного исполнения? Эмоций?
  В проекте мы услышали удивительные голоса - взять хотя бы Павла Пушкина. Его пение воспринимается как чудо, почти невозможно поверить, что всё это поёт один человек.
  Исключительную точность исполнения демонстритует Евгений Кунгуров. Оперный певец, профессионал, чудный бархатный тембр, придраться совершенно не к чему.
  С большим чувством спел свою версию "Мелодии" Эдвард Хачарян. Прекрасно спел: и точно, и эмоционально, и удивительно красиво.
  Так чем же отличается "огромный артист Севара" (слова А.Б.Градского) от хороших, очень хороших певцов и артистов Пушкина, Кунгурова, Кочаряна и других? Уж точно не уникальностью голоса, не правильностью исполнения и даже не эмоциональностью.
  Удачная песня? Не думаю. Слова средние, мелодия тоже. Уж во всяком случае, этот музыкальный материал не сильнее, не выигрышнее "Песенки Волшебника", "Мелодии" или "My way".
  По-моему, ответ прост, и имя ему - сопереживание. Севара спела не просто эмоционально, она заставила нас пережить вместе с ней трагедию, увиденную ею в песне, как свою собственную. Заставила всех нас, и тех, кто был в зале, и тех, кто застыл у телевизоров, и наставников (вы только посмотрите, как слушал её А.Б.Градский!). Как же ей это удалось, если она, как сказал Л.Агутин, наделала ошибок?
  В Интернете выложены аудиозаписи не только того самого исполнения, но и, судя по всему, репетиционного варианта. Так вот, в том варианте Севара спела всё чисто, гладко, красиво. Но - не цепляет, не трогает, не задевает: послушал - и забыл. Видимо, для того, чтобы слушатель тебе поверил, чтобы воспринял твои чувства как свои, красивого голоса и точного исполнения мало. Больше того, они порой мешают сопереживанию, потому что человек, испытывающий страсть, страх, гнев или отчаяние физически не может петь чисто и красиво. Его голос просто обязан срываться, дрожать, плавать, слабеть и прерываться. И "огромный артист", в отличие от просто хорошего певца, точно чувствует, когда и как его голос должен задрожать, сорваться и даже промахнуться мимо ноты, чтобы слушатель поверил в искренность его чувств. Поверил на подсознательном и физиологическом уровне. Если этого нет - слушатель не поверит исполнителю, какие бы мелизмы и фиоритуры он бы ни выдавал. Слушатель будет восхищаться красотой голоса, филигранностью исполнения, силой и глубиной звучания, чем угодно. Но сопереживания, душевного трепета, слёз и восторга - всего того, что "можно назвать высоким искусством" не будет.
  Так всё-таки, чего же мы ждём от Голоса? Похоже, не только голоса, но высокого искусства.
  Виталий Павлов 13.12.2012
Оценка: 4.24*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"