Мужья не позволили бы себе и десятой доли произведенных ими беспорядков, если бы их жены хотя сколько-нибудь исполняли свой долг. Душа жены - хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки.
Из "Выбранных мест из переписки с друзьями. 1847. Ст. "Женщина в свете"
Молодому человеку еще как-нибудь пристал гнев; по крайней мере, в глазах некоторых он приобретает ему какую-то картинную наружность. Но если старик начнет горячиться, он делается просто гадок... Из уст старика должно исходить слово благостное, а не шумное и спорное.
Из "Выбранных мест из переписки с друзьями. 1847. Ст. "Споры"
Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик. По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, а все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. Но для христианина этого не существует, и где других предел совершенства, там для него оно только начинается.
Из "Выбранных мест из переписки с друзьями. 1847. Из письма к Щ...ву - статьи "Христианин идет вперед"
Во всяком человеке находятся: прежде всего, желание добра, которое живет у всякого человека, если только он почувствовал, что такое добро; сознание искреннее своих недостатков и рядом с ним высокое мнение о своих достоинствах; желание искреннее учиться самому и рядом с ним уверенность, что можешь научить многому и других; смирение и рядом с ним гордость, и, может быть, гордость в самом смирении; упрек другим в том самом, на чем поскользнулся сам и за что достоин еще больших упреков.
Из авторской исповеди
Во всемирной летописи человечества много есть целых столетий, которые, казалось бы, вычеркнул и уничтожил как ненужные. Много совершилось в мире заблуждений, которых, казалось бы, теперь не сделал и ребенок.
Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь... Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями, но мимо него в глухой темноте текли люди. И сколько раз уже наведенные нисходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога? Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблуждениям, смеется над неразумием своих предков... Но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки.
Из поэмы "Мертвые души"
Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть.
Из "Выбранных мест из переписки с друзьями. 1847. Из письма к Щ...ву - статьи "Христианин идет вперед"
Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству.
Из "Выбранных мест из переписки с друзьями. 1847. Из статьи- письма "О театре"
Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь.
Из "Выбранных мест из переписки с друзьями. 1847. Из статьи "Просвещение"
Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою.
Из "Выбранных мест из переписки с друзьями. 1847. Из статьи "Что такое губернаторша"
Лучше временное уныние и тоска от самого себя, чем самонадеянность в себе. В первом случае человек, по крайней мере, увидит свою презренность, подлое ничтожество свое и вспомнит невольно о Боге, возносящем и выводящем все из глубины ничтожества; в последнем же случае он убежит от самого себя прямо в руки к черту, отцу самонадеянности.
Из письма по поводу "Мертвых душ"
Довольно из десяти сторон иметь одну глупую, чтобы быть признану дураком мимо девяти хороших.
Из поэмы "Мертвые души"
Русский человек - какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать - и ничего не можешь. Все думаешь - с завтрашнего дня начнешь новую жизнь, с завтрашнего дня сядешь на диету, - ничуть не бывало: к вечеру того же дня так объешься, что только хлопаешь глазами и язык не ворочается, как сова, сидишь, глядя на всех - право, и эдак все.
Из поэмы "Мертвые души"
Мы вдруг, как ветер повеет, заведем общества благотворительные, поощрительные и невесть какие. Цель будет прекрасна, а при всем том ничего не выйдет. Может быть, это происходит оттого, что мы вдруг удовлетворяемся в самом начале и уже почитаем, что все сделано. Например, затеявши какое-нибудь благотворительное общество для бедных и пожертвовавши значительные суммы, мы тотчас в ознаменовании такого похвального поступка задаем обед всем первым сановникам города, разумеется, на половину пожертвованных сумм; на остальные нанимается тут же для комитета великолепная квартира, с отоплением и сторожами, а затем и остается всей суммы для бедных пять рублей с полтиною, да и тут в распределении этой суммы еще не все члены согласны между собою и всякий сует какую-нибудь свою куму.
Из поэмы "Мертвые души"
Из просвещенья-то мы все-таки выберем то, что погаже; наружность его схватим, а его самого не возьмем.
Из поэмы "Мертвые души"
Всего нужнее человеку наука жизни; узнав ее, он узнает тогда сам, чем он должен заняться преимущественнее.
Из поэмы "Мертвые души"
Если уж избрали цель, так тут уже нужно идти напролом. Что глядеть на то, что человек плюется! Человек всегда плюется; да вы не отыщете теперь во всем свете такого, который бы не плевался.
Из поэмы "Мертвые души"
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи.
?
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот - лень.
?
Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
?
Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это - огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.
?
Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.