Получив критические замечания от оппонентов по поводу заметки "Про религию" пытаюсь точнее донести своё понимание понятия "вера".
В предыдущей заметке я применил, возможно, не очень корректное понятие истинной веры, вызывающее непонимание.Это было вызвано тем, что, по-моему, люди под верой понимают два разных понятия, хотя с первого взгляда они кажутся одним и тем же.
Мне представляется, что существует чувственная вера, незаметно переходящая в чувственное знание (то, что я назвал - истинной верой) и ментальная вера, которая в итоге приводит к искажённому восприятию действительности.
Чувственная вера - это иррациональное чувство, переживаемое индивидом как необъяснимая уверенность, убеждённость в том, что его представление о фрагменте реальности в виде идеального образа этого фрагмента во внутреннем мире человека, совпадает с самой реальностью.
Это, фактически, и есть непосредственное чувственное знание. Или можно сказать, что подобная вера является основой для возникновения непосредственного чувственного знания. Под фрагментом же реальности я понимаю её некоторый произвольный аспект, диапазон вибраций, независимо от того - к настоящему, будущему или прошлому - он относится. Чувственная вера формирует в человеке намерение к воплощению своего представления о реальности. Поэтому, фактически, мы можем говорить о возможности подтверждения чувственного знания на опыте.
Ментальная вера - это признание индивидом того, что его представление о фрагменте реальности в виде идеального образа в его внутреннем мире, порождённого ментальной интерпретацией воспринимаемого, совпадает с самой реальностью, что вызывает у человека сильные позитивные переживания своей целостности с миром и поэтому не требует дальнейших ментальных доказательств. Ментальная вера порождает эмоции, являющиеся энергией для воплощения в жизнь своего представления о реальности.
Как видно - существенным моментом веры является чувство единства с миром, однако разница в том, что в ментальной вере между реальностью и внутренним миром человека стоит посредник - разум - который интерпретирует опыт на основе определённой системы отсчёта, на основе определённого взгляда на мир.
Чувственная же вера - это непосредственное чувственное знание, возникновение которого не поддаётся логическому объяснению. Это можно назвать непосредственным восприятием других, более высоких, планов бытия.
Эти определения отличаются от принятых в философской науке.
Так в интернетовской энциклопедии "Википедия" читаем:
"Вера - признание чего-либо истинным (убеждение), в том числе признание чего-либо истинным без предварительной фактической и логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения (чистая вера), которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их."
Это определение подходит отчасти под наше определение ментальной веры, поскольку в данном контексте слово "истина" нуждается в дальнейшей расшифровке.
Опять же,"открыв" Википедию, читаем:
"Истина - философская категория, обозначающая совершенство мысли либо высказывания, позволяющее считать его знанием, а также само содержание знания или сама познанная действительность"
И ещё несколько определений:
Истина - это соответстие мысли (высказывания) и действительности (вещи),
Истина - это результат соглашения
Истина - это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний
Все эти определения имеют право на существование, но их применение ограничено и скрывает реальность.
Если Вы обратили внимание, слово "истина" относится в этих определениях прежде всего к понятиям, присущим разуму. Оно отражает мыслительную деятельность человека. Раз так, то вышеуказанное определение понятия веры действительно относится к разуму, предполагает посредника между реальностью и внутренним миром субъекта. То есть - это определение ментальной веры.
"Философский словарь" даёт следующую информацию:
"Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
Вера характеризует способность индивида некритически принимать определённые взгляды на природу, общество, человеческое мышление, преимущественно как незыблемую, не нуждающуюся в доказательствах истину"
Это определение также вызывает сомнения.
Во-первых,вера связана с духовным миром личности лишь постольку, поскольку она сопровождается переживанием единения с фрагментом окружающего мира.
Во-вторых, от объектов Вселенной исходит не только информация, но и энергия, которая также влияет на восприятие индивида.
И в-третьих, эмоция уверенности - это нонсенс. Уверенность - это чувство, порождающее эмоцию радости или агрессии (в положительном варианте, как энергетическое выражение желания сражаться).
Вторая часть рассматриваемого определения также оставляет много вопросов.
А всё ли мы можем доказать из того, с чем сталкиваемся?
И какую методику доказательства следует использовать в том или ином случае?
И ко всему ли стоит подходить критически?
Конечно, никакое определение не идеально, а всего лишь отражает какие-то стороны, аспекты, рассматриваемого понятия. Это аналогично тому, что реальные границы любого объекта вселенной нечётки, а слегка размыты, создавая некоторую неопределённость.Как мне представляется - данные мной определения всё же позволяют прийти к более глубокому пониманию этого понятия.