Гросс Павел, Счастливцева Екатерина : другие произведения.

Мара

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:


    По одноименному рассказу авторов сценария/


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  МАРА
  
  Павел Гросс, Екатерина Счастливцева
  
  По одноименному рассказу авторов сценария
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  П. Гросс, Е. Счастливцева voodoo@voodoo.spb.ru
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  НАТ. ПЛОЩАДЬ ДЕНЬ
  
  ГОЛОС ЗА КАДРОМ
  Как пояса концы -- налево и направо. Расходятся сперва, чтоб вместе их связать, --
  Так мы с тобой: расстанемся, но, право, лишь для того, чтоб встретиться опять!
  
  ПЛОЩАДЬ погружена в густую дымку. Посреди площади установлена виселица. Видны серые деревянные постройки, о предназначении которых догадаться невозможно.
  
  Недалеко от виселицы виден навес цвета хаки. В стороне стоят изможденные люди: мужчины, женщины и дети. Все они одеты в полосатые робы. Люди стоят неровными шеренгами: мужчины отдельно от женщин, дети -- отдельно.
  
  В тени под навесом виднеются люди в военных мундирах. Слышатся звуки марша. Вдоль пыльной дороги стоят СОЛДАТЫ. Форма у них строгая, и без излишеств. Рядом с ними маются на поводках большие ЧЕРНЫЕ ПСЫ.
  
  Среди детей стоит худая ДЕВОЧКА МАРА. Ей восемь лет, но выглядит она старше своего возраста. Единственное, чем Мара все еще может гордиться -- это прекрасными белыми волосами.
  
  Появляется ПЛОТНЫЙ МУЖЧИНА средних лет. Одет он по-военному, в руках держит трость. Лицо у Мужчины угрюмое.
  
  Мужчина что-что говорит солдатам, и те немедленно уходят. Псы следуют вместе с ними. Но вскоре их место занимают другие солдаты -- с оружием и без собак.
  
  ИНТ. НЕБОЛЬШАЯ КОМНАТА -- ГОД НАЗАД, ВОСПОМИНАНИЕ
  
  Горит ночник. Шторы на окне колышутся от легкого ветра. В постели лежит Мара. На краю кровати -- с книгой в руках -- сидит молодая красивая ЖЕНЩИНА, МАТЬ девочки.
  
  МАРА
  (шепотом)
  Не спится.
  
  МАМА
  Почему?
  
  Девочка закрывает глаза и поворачивается на бок. Тишину в комнате нарушает лишь ход настенных часов.
  
  МАРА
  ХОМКА... Его больше нет.
  
  МАМА
  Все умирают когда-нибудь...
  
  Девочка открывает глаза и смотрит на пустую клетку. В клетке стоит мисочка с водой, а в кормушке лежат зерна.
  
  КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ
  
  НАТ. ПЛОЩАДЬ ДЕНЬ
  
  Из-за деревянного строения выходят солдаты. Они толкают впереди себя немощного СТАРИКА. Полосатая одежда на нем рваная, с пятнами крови. Лицо у Старика желтое, скулы впали до невозможного. Худые руки, закованные в кандалы, дрожат.
  
  Мара поворачивается к старику, смотрит на него. Солдаты и Старик проходят вдоль шеренги детей. Идут медленно. Слышится перезвон цепей. Девочка переводит взгляд на виселицу. Дымка искривляет и зрительно поднимает деревянный столб так, что кажется, будто он парит над землей. Звуки военного марша смолкают. Но внезапно просыпается барабан.
  
  Девочка замечает висящую на груди Старика деревянную табличку.
  
  МАРА
  (читает шепотом, написанное на табличке)
  Это ждет каждого!
  
  Надпись красная, и потому ее можно разглядеть издалека. В пыли лежит лесенка с тремя ступеньками. Солдат поднимает ее и Старик, едва переставляя ноги, начинает поднимался. Он идет так медленно, что Мара закрывает глаза, отворачивается.
  
  ГОЛОС ЗА КАДРОМ
  Вешним днем, когда безмятежно лучится
  извечный свет, вишни в сердечной тревоге свои лепестки роняют.
  
  Уголки рта девочки напряжены, а сонные до того глаза вдруг вспыхивают, и сразу после того, как на шее старика затягивается веревка.
  
  Мара поднимает голову и видит кружащих над площадью черных воронов. Слышится шелест крыльев -- в начале он звучит тихо, но потом все громче и громче.
  
  Дымка сгущается и постепенно обволакивает всю площадь. Серые деревянные постройки становятся бесформенными. Покачивающегося на виселице тела Старика теперь почти не видно. Шеренги мужчин, женщин и детей будто плывут в дымке. Едва слышны звуки военного марша.
  
  Появляется Плотный Мужчина средних лет. Твердым шагом он направляется к виселице. Гнусная улыбка скользит по его губам. Мужчина что-то говорит. Девочка закрывает глаза.
  
  НАТ. НЕБОЛЬШОЙ ГОРОДОК -- МЕСЯЦ НАЗАД, ВОСПОМИНАНИЕ
  
  По улицам НЕБОЛЬШОГО ГОРОДКА идут солдаты. Они несут знамена, кресты и большие портреты. На портретах изображен худой человек, острый взгляд которого кажется невыносимым. Солдаты поджигают дома, и ветер гонит рой горячих искр по улице. Горожан убивают там, где придется. По ночам город ярко освещается дождем искр. И повсюду видны лишь знамена, кресты, да виселицы.
  
  Мама прячет свою единственную дочь в подвале городской библиотеки. Здесь сыро и темно, повсюду только рухлядь, стены и потолок в плесени. От неусыпных солдатских глаз в подвале скрываются и другие дети.
  
  В подвале хранятся книги. Они сложены на пол в большие и маленькие стопки. Вечерами мальчики и девочки, сидя у огня, читают друг другу сказки. Мара знакомится с невысоким, худощавым и немногословным МАЛЬЧИКОМ. У него роскошные каштановые волосы, а зовут его ОЦИО.
  
  Мальчик показывает Маре фарфоровую КУКЛУ. У нее белое личико, узкие глазки и небесно-голубые волосы.
  
  МАРА
  (шепотом)
  Как ее зовут?
  
  ОЦИО
  Так же, как и тебя.
  
  Девочка берет Куклу. Внимательно и с восхищением разглядывает ее.
  
  ОЦИО
  Ее подарил мне ОТЕЦ.
  
  МАРА
  Она старая.
  
  ОЦИО
  И не совсем обычная -- играть в нее нельзя, потому что сделана для созерцания. Так говорил Отец.
  
  В глубине подвала трепещет маленький огонек свечи. Из темноты доносится звук падающих в таз капель воды. Мара смотрит на Мальчика. У Оцио очень серьезное лицо. Все дети давно спят, а он все говорит и говорит.
  
  ОЦИО
  Куклу очень давно изготовил неизвестный мастер. Делал он ее в подарок умирающему сыну великого императора.
  
  КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ
  
  НАТ. ПУСТЫННАЯ ДОРОГА ВЕЧЕР
  
  ГОЛОС ЗА КАДРОМ
  К заливу Таго я выйду и словно бы вижу: о, белотканный -- над высокой вершиной Фудзи падает, падает снег.
  
  Солдаты гонят людей по ПУСТЫННОЙ ДОРОГЕ прочь из города. Мужчины идут отдельно от женщин, дети тоже. Людские колонны, кажется, не имеют ни начала, ни конца. Слышится собачий лай, но люди уже не обращают на него внимания.
  
  Переход томителен, люди изголодались, и их мучает жажда. Оцио отдает Куклу Девочке. Мара смотрит в глаза Мальчику.
  
  ОЦИО
  (печально)
  Бери, она поможет. Ты только во всем с ней соглашайся.
  
  Оцио бежит в сторону леса, один из солдат тут же спускает на него большого черного пса. Собака расправляется с Мальчиком очень быстро -- сбивает его с ног и перегрызает горло. Мара хочет броситься на помощь, но ее останавливает странный голос.
  
  СТРАННЫЙ ГОЛОС
  Не нужно! Он ушел!
  
  МАРА
  (удивленно)
  Кто ты?
  
  СТРАННЫЙ ГОЛОС
  Мара.
  
  Девочка глазам своим не верит -- с ней разговаривает фарфоровая Кукла. Самым невероятным образом изменился цвет ее волос -- они стали каштановыми.
  
  КУКЛА
  Не нужно! Оцио уже далеко отсюда.
  
  Фарфоровая Мара хранит молчание, покуда люди не добираются до высокого забора, поверх которого тянется витками колючая проволока. У ворот стоят солдаты. Справа находится высокая деревянная вышка, к вершине которой приделан большой стеклянный глаз.
  
  КУКЛА
  Не бойся, я помогу тебе выбраться.
  
  НАТ. ПЛОЩАДЬ ДЕНЬ
  
  ГОЛОС ЗА КАДРОМ
  Не зря прозвали ее люди вершиной Свиданий: там плющ "Вместе уснем". Держись его, он укажет путь ко мне потаенный.
  
  Слышатся громовые раскаты. Сначала потихоньку, потом все сильнее и сильнее идет дождь. Людям не удается вдохнуть свежего воздуха -- солдаты гонят детей в одну сторону, мужчин и женщин в другую.
  
  Девочка шлепает босыми ногами по земле, оставляя позади виселицу, Старика и надежду на спасение, обещанную фарфоровой Марой.
  
  КУКЛА
  Ты еще очень маленькая и многого не понимаешь. Я помогу тебе, только...
  
  МАРА
  Только что?
  
  КУКЛА
  Не время, рано еще.
  
  ИНТ. БАРАК ДЕНЬ
  
  БАРАК очень длинный и почти пустой. Посередине стоит деревянный стол, по обеим сторонам которого тянутся узкие скамьи. Справа и слева -- у стен -- находятся двухъярусные нары. В бараке царит полутьма и полная безнадега.
  
  Дождь продолжает терзать землю и наружи, наверняка, уже не осталось ни одного сухого местечка. Веревка на шее Старика промокла, а его руки закостенели и стали синими.
  
  Девочка останавливается у своих нар. Подворачивает полосатую курточку и выжимает.
  
  МАРА
  Это хорошо, что идет дождь?
  
  КУКЛА
  Вскоре за тобой придут, но ты не бойся. Только не забудь взять меня с собой.
  
  МАРА
  А мама?
  
  КУКЛА
  Я могу помочь только тебе.
  
  МАРА
  (удивленно)
  Но как?!..
  
  КУКЛА
  Давай вместе подумаем о побеге. И все обязательно получится!
  
  НАТ. БЕЛАЯ КОМНАТА ВЕЧЕР
  
  ГОЛОС ЗА КАДРОМ
  Казалась, так холодна луна на небе рассвета, когда разлучались мы. С тех пор я не знаю часа грустнее восхода зари!
  
  Солдат приводит Мару в небольшую КОМНАТУ с обложенными кафелем стенами и потолком. Все вокруг совершенно белое. В трубе, тянущейся к потолку, что-то ухает и клокочет. Единственное окно затянуто ржавой проволочной сеткой. До него невозможно дотянуться. В стекло неистово бьются капли дождя -- ливень совсем озверел.
  
  Солдат приказывает Девочке снять куртку. Странно, но он не отнимает у Мары фарфоровую Куклу. Вскоре Солдат выходит из комнаты. Тишину нарушает скрип засова.
  
  МАРА
  Не заметил. Но что они собираются со мной делать?
  
  КУКЛА
  Тебе нужно думать о другом.
  
  МАРА
  О чем?
  
  КУКЛА
  Давай вместе подумаем о том, что ты сильная. И что можешь убежать. Ты должна думать по-своему, я по своему. У нас все получится.
  
  Мара тяжело вздыхает и печально смотрит в узкие кукольные глазки.
  
  МАРА
  Это невозможно.
  
  Уголки рта Куклы вздрагивают. Девочка садится на пол и сажает Куклу перед собой.
  
  КУКЛА
  Давай попробуем...
  
  НАТ. БОЛЬШОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ВЕЧЕР
  
  ГОЛОС ЗА КАДРОМ
  Печальнее, чем с жизнею самой расстаться, -- проснуться, сна не досмотрев.
  
  В БОЛЬШОМ ПОМЕЩЕНИИ почти нет света. Здесь несколько старых печей. Они располагаются вдоль стены из красного кирпича. Рядом с печами лежат окровавленные носилки. Кое-где можно увидеть пепел. В углу грудой сложены совковые лопаты. Одна из печей горит.
  
  Солдат задвигает тяжелую чугунную створку и поворачивает газовый вентиль до упора. В какой-то момент, кажется, что в печи что-то ухает, и она даже немного раздувает.
  
  Постояв недолго, солдат отправляется в комнату с кафельными стенами. Он поднимает с пола старую белокурую Куклу, внимательно смотрит на нее и бросает в ящик с мусором.
  
  НАТ. ПОЛИГОН УТРО
  
  Пепел и высохшие тела, худые арестанты закапывают в землю, мусор же ссыпают в армейский грузовик, отправляющийся каждое утро на ПОЛИГОН.
   Когда машина уезжает, полигон меняется. Слышится говорливое журчание речушки в лощине, веселый стрекот кузнечиков, птичья щебетня и даже шелест крыльев бабочек. Ярко светит солнце и чувствуется хоть какая-то свобода.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"