Хромосомы - это те коды, те кирпичики, из которых полностью выстроен человек от момента его возникновения в мире. Науке пока не известно, но вероятно, в хромосомах записана и судьба человека вплоть до самой смерти. Хромосомы это не только чертежи человеческого тела, это и предначертание его судьбы, его будущего. Наверняка, в хромосомах судьба человека записана значительно подробней, чем на его ладони, радужной оболочке глаза или на звездном небосклоне. Не исключено, что в хромосомах хранится также запись судьбы будущих потомков этого человека, всего его семени.
Хромосомы - это каменные глыбы гигантской пирамиды человечества.
На всех этапах общения Авраама с аШемом, при всех его испытаниях происходило постепенное формирование хромосомы с необходимыми наследственными свойствами его будущих потомков, еврейского и других народов, порожденных Авраамом. Испытания Авраама постепенно, шаг за шагом, формируют в нем необходимые Богу наследственные свойства.
В этом отношении интересный смысл несут в себе слова, определяющие судьбу потомков Авраама:
זר, зар, чужой, чуждый, странный, рассыпать, развеять, отдаляться, отчуждаться, выдавливать - "чужими будут твои потомки, рассыпанные среди других народов".
זרא, отвращение, омерзение.
זרע, зера, семя, потомство, сеять, распространять - "твое потомство будет (сиять), как звезды в небесах, будет посеяно, распространено".
זרח, зерах, сияние, сиять, светить, освещать.
Мы видим, что не только в хромосомах человека хранится в закодированном виде судьба человека, но и в самом языке, в иврите закодировано будущее мира, созданного Богом.
Это будущее формируется каждый день и каждую минуту жизни на земле. Именно этот процесс Творения описан в Торе, в сценах общения аШема с Авраамом.
Интересное слово פנים - лицо, фасад, вид, образ. Но оно означает также внутренность, нутро, обращаться во внутрь.
Посмотри в лицо человеку, и ты узнаешь его внутреннюю суть, его наследие и его будущее потомство, своих будущих детей, которых ты породишь с этим человеком. Посмотри внимательно в зеркало, и ты узнаешь свою судьбу.
Мы помним, человеческое сознание возникло в момент, когда аШем-Элоким посеял в душе женщины зерно сомнения о запрете плода с дерева познания. Этот запрет стал дестабилизирующим элементом в душе человека. Он вывел человека из состояния духовного равновесия и стал главным движущим мотивом всего дальнейшего развития человеческой ментальности. До этого момента душа Адама была спокойна и уравновешена. Но не было покоя в душе его жены. Все началось именно с нее.
История Каина и Авеля - яркий пример того, как Бог, Его законы, управляют поступками человека, являются источником зависти и тягчайших преступлений.
Потоп оставил глубокий след в душе Ноя. Он до конца дней не примирился с этой катастрофой, с потерей родных и близких, искал утешения в вине.
Отсутствием душевного покоя человека привели к ментальному, языковому взрыву в Вавилоне, который разбросал будущее человечество по всему земному шару. Червь душевного сомнения живет в каждом человеке с его рождения. Он гложет человека всю жизни от первого и до последнего вздоха.
Человек живет одновременно в двух мирах - материальном и духовном. В этом источник его душевной нестабильности. Обе эти компоненты не находят в нем своего внутреннего примирения, равновесия. Отсюда тяга к вину, наркотикам, сексуальным извращениям, насилию, жестокости и прочим порокам. Отсюда стремление к вере, к Богу.
Отсутствие детей было главным источником душевной нестабильности Авраама. Отсутствие наследника, продолжателя его идей, его мировоззрения и духовных достижений - главная душевная проблема Аврама. Он не мог смириться с тем, что его духовный мир исчезнет с его смертью, что никто больше в мире не пойдет его путем. Он жаждал обрести свое духовное продолжение, духовного потомка, которому он бы передал в наследие обретенный, открытый им канал общения с Творцом мира и всего живого на земле. Он осознавал, каких вершин достиг в духовном развитии, и ему было страшно обидно лишить последующее человечество этих достижений. Аврам страстно жаждал продолжателя своих трудов. Именно с этой мольбой о духовном наследнике обратился Аврам к Богу.
Вся жизнь Аврама посвящена томительному ожиданию наследника. Но создание духовного наследника - это задача не простая даже для Бога. Двадцать поколений трудился Бог над человеком, начиная с Адама, для того, чтобы появился Аврам. Получить второго, подобного Аврааму было очень непростым делом. На него ушла сотня лет. Но теперь Бог не был одинок. Ему помогали Авраам и Сара. Им втроем было намного легче, чем когда-то одному Богу. Вот как это происходило.
Глава 15
Обещания Бога Авраму
После этих событий было слово аШема к Авраму, сказаное в видении: "Не бойся Аврам, я защита твоя, и награда твоя огромна". И сказал Аврам: "Господин мой аШем: Что Ты дашь мне, вот я остался бездетным, и мой домоправитель он Элиезер Дамаский". И сказал Аврам: "Ты не дал мне семени, и теперь слуга мой будет моим наследником". И ответил ему аШем и сказал: "Не наследник он твой, ибо только тот, кто выйдет из твоих внутренностей наследует тебя". И вышел с ним наружу и сказал: "Взгляни, прошу, на небеса и посчитай звезды, если сможешь пересчитать их, - и сказал ему, - таким будет твое семя!" И (он) поверил аШему и отдал ему справедливость.
1. אחר הדברים האלה היה דבר- יי במחזה - После этих событий было слово аШема в видении.
Слово (דבור) Бога пришло к Авраму в видении (מחזה). חזון - видение глазом, а фигурально - ментальное восприятие (5). Эта связь названа видением, ибо кроме речи, он видел звезды (7). (2): Дело было днем; до сих пор это приходило к нему только по ночам. Смысл слова מחזה, видение известен изучающим Каббалу, как скрытая мудрость.
Отвлекаясь на минуту от явления пророческого видения, обратимся к сугубо эстетической стороне этого отрывка: как прекрасно он изложен! Какие образы: ...выйди наружу и взгляни на небесный свод. Как много там звезд. Попробуй их сосчитать.... Это высокая поэзия. Наш Создатель - Величайший Поэт.
אל תירא אברם לאמר - сказал: "Не бойся, Аврам".
(6, 8): Аврам боялся остаться без детей (2). (9): Он думал: Я получил вознаграждение в Этом Мире, и не получу ничего в Мире Грядущем.
Из личного опыта автора: любой успех, даже маломальский, всегда вызывает беспокойство от того, что жизнь идет полосами. За успехами идут неудачи. И чем больше успех, тем большим может быть последующее разочарование. Именно это волновало Аврама. Он добился великолепного успеха, разбил врагов в войне и теперь опасался огромной неудачи, как "компенсация".
אנכי מגן לך - Я защитник твой.
Как щит принимает на себя все стрелы и противостоит им, так Я буду служить тебе (6).
Увы, в случае потомков Авраама, евреев, именно этого не происходит. Сами евреи являются тем щитом, в который сыплются и бьют все стрелы Его врагов. Они воспринимают эти удары тысячелетиями. Следовательно, евреи и есть Сам аШем!? Они Его Щит?! Именно евреи стоят на страже, на защите идей Авраама? Вся история человечества свидетель этому. И как мы помним из похода Аврама в Египет, его щитом в том конфликте выступила Сара - первый еврей на земле и первая защитница Аврама от имени аШема.
Ну, вот загадка фразы аШема - Не бойся, Аврам! - практически разрешилась: аШем собирается раскрыть Авраму ужасное будущее его потомков, которые станут истинным щитом в тысячелетиях истории человечества. Он заранее успокаивает его: "Не бойся. Я с тобой сегодня и всегда в будущем!"
аШем открывает лишь самый краешек будущего, только начальный этап - какие-то первые 400 лет, всего-то. Но и этого достаточно, чтобы повергнуть Аврама в глубокое уныние и отчаяние. Вот почему Он успокаивает своего любимца: "Не бойся, Аврам!" И именно поэтому он выводит его наружу показать величие звездного неба, сравнить будущее потомство с этим величием, подбодрить его перед страшным прогнозом.
Все идет именно по той самой модели белая и черная полоса в жизни человека. После успешной белой полосы - победы над царями, Аврам вступил в свою черную полосу - предвестие страшного будущего потомков. Действительно, его следовало поддержать перед этой вестью.
שכרך הרבה מאד - твои заслуги огромны.
(6): В каждом поколении потомков Авраама будет праведник, защитник и искупитель грешников.
Вот еще одна фраза успокоения Аврама: Твои заслуги огромны! аШем продолжает готовить Аврама к последующему тяжелому удару. "Поэтому мужайся и крепись! Сейчас Я расскажу тебе такое..."
2. ויאמר אברם אדני ה' מה-תתן לי ואנכי הולך ערירי - И сказал Аврам: Мой Господин, аШем, что Ты дашь мне? Ведь я остался бездетным.
Аврам боится умереть бездетным; и Бог повторил обещание: его потомство будет многочисленным, как звезды в небе. Откуда у Аврама страх? Ведь Бог обещал ему землю Ханаана и потомков, многочисленных как пыль земли? Почему он не поверил этому обещанию, но поверил следующему? (2): праведники никогда не уверены в этом мире; им нужны постоянные подтверждения, что Божественное благословение с ними.
Замечательный вывод Рамбана (2). Ведь праведник уже по определению не смеет думать о себе самом, как о праведнике. Сама мысль о том, что "он праведник", лишает его "праведности". Вот почему истинный "праведник" всегда сомневается в себе, в "своей праведности" и совершенно не уверен в достойном вознаграждении за "свою праведность". Истинный праведник всегда найдет в себе элементы неправедности. В этом суть "праведности". Во всех иных случаях это уже явная "неправедность", гордыня и зазнайство, чувство эдакого панибратства с самим аШемом, Его планами и поступками.
Второй причиной неуверенности праведника является тот факт, что духовный мир бесконечно многообразен и многогранен. Любое обещание несет в себе бесчисленное множество смыслов, подтекстов, вариантов. И никакому человеку, даже величайшему праведнику, не по силам охватить весь спектр этих возможностей и подтекстов. Вот почему, получив то или иное обещание Бога, Аврам не в силах понять, каким именно путем будет осуществлено полученное обещание.
И, наконец, третья причина неуверенности Аврама в том, что человек конечен в своей жизни, а у Бога временной масштаб безграничен, хромосома, ДНК этого человека бесконечна. И обещание наследования Земли или бесчисленного потомства может быть осуществлено Богом когда угодно в будущем, а человек (Авраам), получивший такое обещание, при жизни не увидит даже начала его исполнения. Ему остается лишь уповать на обещание Бога и надеяться на будущее, до которого он не доживет. Именно так и было с Авраамом, Исааком и Яковом. Вот почему Аврам, очень волнуясь и, желая заглянуть в будущее хоть краешком глаза, еще и еще раз просит Бога о наследнике.
И все же тут явно проскальзывает совершенно иная причина сомнений Аврама - подсознательная, в которой он даже не отдает сам себе отчет.
Предыдущие обещания Бога Авраму касательно этой земли, Ханаана, и потомства столь многочисленного как пыль земли и как песок морской, все они несут в себе явно выраженный материальный характер. Бог уже дважды обещал Авраму материальное наследие и наследника. Но именно это подспудно не давало покоя Авраму, ибо сам того не осознавая, Аврам стремился к обретению духовного наследника и духовного наследия. И только в этот раз, когда Господь Бог пообещал Авраму наследие подобное звездному небу, великое духовное наследие и наследников, Авраам успокоился, наконец-то, и поверил Богу окончательно. Первые два обещания Бога Авраму касались будущих Ишмаэля и детей Кетуры. И лишь третье обещание Бога имело в виду Исаака. Разумеется, Аврам не прозревал этих деталей. Но в своем подсознании он чувствовал глубокую неудовлетворенность словами двух предыдущих обещаний Бога. И лишь в третьем обещании Аврам подспудно ощутил полное умиротворение и успокоился. Этим можно объяснить тот факт, что на третий раз Аврам поверил Богу.
(2): "Какая польза от такого вознаграждения, если я брожу, как одинокий бродяга? (8): ערירי, одинокий, бездетный. (1): бездетный человек уничтожен в памяти будущих поколений.
Удивительное слово ערירי. В нем масса смыслов. Это яркий пример бездны информации текста Торы. Метко заметил Раши (1): это слово близко по смыслу и со словом бездетный и со словом ребенок, и со словом уничтожать, разрушать. Но и это еще не все.
Слово ערה также означает склеивать, скреплять, соединять, что противоположно понятию разрушать. Удивительно ли теперь, что в этом слове соединились два таких прямо противоположных понятия, как бездетный и ребенок? Это явление весьма характерно для иврита.
Но и это не все. В корнях этого слова такие дополнительные смыслы, как ערר, ערער, ערעור, возражать, апеллировать, оплакивать, обжалование, возражение, одиночество. Аврам обратился к аШему с жалобой, плачем, с апелляцией и возражением на свое одиночество: Бог еще не выполнил Свое обещание.
ובן-משק ביתי הוא דמשק אליעזר - и управляющий моим домом это Элиезер из Дамаска.
(1, 2): человек, на котором держится все домашнее хозяйство, уроженец Дамаска. (6): он назван так, ибо с его помощью Аврам преследовал царей до самого Дамаска. (7): его первоначальное имя Дамаск, но Авраам дал ему еврейское имя Элиезер.
Смысл имени Элиезер - אליעזר: помощь - עזר,эзер - моего Бога - אלי, Эли. Такое непростое имя слуге, несомненно, мог дать лишь сам Аврам. Второе имя этого человека содержит некую тайну. Что означает имя - Дамаск? Когда оно возникло? Этот человек появляется в Торе неожиданно в этом месте и с уже готовыми именами. Тот факт, что это имя появляется в "рифмованной" фразе, говорит о некоем тайном смысле, содержащемся в нем: ... בן-משק ביתי הוא דמשק... , что звучит очень поэтично: "... бен-мешек бийти у дамешек...". Слово Дамаск (דמשק) поставлено тут в рифму с предыдущим: бенмешек - дамешек. Либо это повтор с различными предлогами. Повторы в Торе встречаются довольно часто, для подчеркивания особых мест. В данном случае повтор слова хозяйство подчеркивает огромное значение, которое Элиезер (помощник от самого Бога) играет и еще сыграет в жизни Авраама. Это не просто слуга, но это сама суть материальной стороны его жизни. Очень часто в литературе встречается предлог "ד-", де вместо определенного артикля "ה", а. Частица "-ד" может означать также предлог или приставку "который, что". Тогда, если принять во внимание, что в иврите бывает замена в слове буквы "ק" на "כ", то слово דמשק можно интерпретировать как דמשך - המשך, что означает "который продолжатель". И все выражение имеет смысл: "управляющий моим домом, который будет моим продолжателем".
Но в таком случае весь монолог Аврама можно трактовать в том плане, что он просит Бога, обращается к Нему, апеллирует, жалуется, возражает (ערער), ибо ему необходим духовный наследник, продолжать его духовных поисков, а не материальных, домашних дел, чем занят Элиезер. Именно в этом суть слов Аврама.
Выше мы говорили о подспудном подсознательном характере многих мыслей Аврама, на основе которых и происходила его связь с Богом. Так и в данном случае, упоминая Элиэзера, как своего потенциального наследника, Аврам неосознанно наделяет его будущими важнейшими функциями, связанными со своим духовным наследником, с будущим сыном Исааком.
3. ויאמר אברם - и сказал Аврам.
(16): Аврам не напрямик выражал эти жалобы Богу. Он думает, говорит сам себе.
Вообще все встречи, видения и беседы между Аврамом и аШемом это, скорее всего мысленное общение Аврама с Богом. Его размышления происходят в глубине сознании, не в явном виде, но глубоко скрыты даже от него самого - подспудно, в его подсознании. Некоторым читателям не нравится термин подсознание. Действительно это может натолкнуть на какие-то параллели с психической патологией, с заболеваниями, отмеченными у психоаналитиков Шарко, Фрейда, других. Автор использует этот термин в отношении совершенно здоровых людей и даже больше того, людей значительно более здоровых, чем самые здоровые специалисты психиатры.
Любая мысль, идея человека не рождается на пустом месте, на котором за мгновение до ее рождения не было совершенно ничего, связанного с этой идеей, с этой мыслью. Вот был человек совершенно ни с чем не связан, ни о чем не думал и вдруг, бац, пришла новая идея, явилась мысль. Так не бывает. Как женщина рожает ребенка только после 7-ми или 9-ти месяцев его созревания в ее чреве, так и мысль в голове человека требует определенного периода созревания.
Любая мысль, любая идея человека рождается в его сознании в результате мучительного процесса поиска, порождения этой идеи. Человек тратит на поиск новой идеи много усилий и времени, иногда совершенно не осознанно (ну вот опять подсознание). Даже когда человек, казалось бы, прекратил мысленный сознательный поиск идеи, решения какой-то проблемы, этот поиск продолжается в его мозгу в автоматическом режиме. При этом человек может думать о чем-то другом или вообще, как ему кажется, ни о чем не думать, читать, есть, гулять, разговаривать с кем-то о чем-то совершенно отвлеченном, или даже спать, все это время его мозг, его мысль подспудно работает на "автопилоте", пытаясь найти решение проблемы, найти искомую идею. Этот поиск "на автопилоте" его мышления, его (под)сознания можно назвать прозреванием, инкогницией, не осознанной, подспудной автоматической работой его сознания, его мозга. А в результате вот такого автопилотного мышления, инкогнитивного процесса прозревания рождается новая идея, которая вначале все еще остается инкогнитивной где-то в самой глубине сознания, но затем "всплывает наружу", входит в мышление человека и становится его когнитивным достоянием, прозрением, новой идеей, новой мыслью. Таков процесс мышление любого человека. Не все отдают себе отчет в характере мышления, поиска новых идей, но процесс творчества именно таков.
В русском языке есть прекрасный термин прозрение. Процесс прозревания прекрасно описывает автоматический неосознаный мыслительный процесс человека, решающего какую-то проблему, которая постепенно созревает, прозревает в его мозгу. Именно этими терминами мы будем пользоваться в дальнейшем.
В иврите этот процес прозревания новой идеи назвается פקח, паках или להפקח, леhипакеах, открывать, раскрывать (глаза), раскрываться.
И возвращаясь к Авраму и другим пророкам, имевшим связь с Творцом, можно утверждать, что их общение с Высшим духом происходило именно вот таким скрытым способом, прозрением, на подспудном подсознательном уровне, и лишь затем всплывало в их сознании и воспринималось ими как завершенный процесс Божественного откровения.
3. ויאמר אברם הן לי לא נתתה זרע והנה בן-ביתי יורש אתי - И сказал Аврам: А мне Ты не дал потомства (семени), и вот мой домоправитель унаследует меня.
(1) А ведь Ты обещал: "Я сделаю тебя великим народом" (12:2). "Я сделаю твое потомство, как пыль земли" (13:16). Авраам атакует Бога (2).
Это типичный пример того, как многозначны могут быть слова обещаний и сроки их исполнения в понимании человека и Бога.
Он все просит, просит аШема о получении горького прогноза. Ох, напросится!
4. והנה דבר ה' אליו לא יירשך זה - И вот, ответил ему аШем: Этот не унаследует тебя.
Неожиданно прерывая монолог Аврама (2); его размышления (16).
כי-אם אשר יצא ממעיך הוא יירשך - но тот, который выйдет из твоих внутренностей, он унаследует тебя.
Аврам будет отцом наследника (18). ממעיך - изнутри тебя, из твоего тела, твое семя (7). Тот, кто выйдет из тебя (19). (3): сын, которого ты породишь, он твой наследник.
А ведь мы уже встречались раньше с этим словом עי, развалины, руины. Помните, оно не давало нам покоя в предыдущей главе. И вот теперь оно вновь попадается нам в тексте Торы. Теперь оно означает семечко, песчинка, кишка, внутренности, потроха. Тот, кто унаследует тебя выйдет из твоего семени, из твоих кишок, из твоих внутренностей, из твоих останков. И на основе этого предложения можно заключить, что формирование этого семени будущего потомка Аврама началось уже тогда, когда Аврам первый раз набрел на те развалины. Так Бог означил начало зарождения наследника, которого Он обещал Авраму.
Этими словами יצא ממעיך, вышедший из твоих потрохов, твоих внутренностей Тора дает Авраму и нам прозрачный намек на то, что лишь изменив свою наследственность, свою внутренность Аврам сможет получить наследника.
5. ויצא אתו החוצה ויאמר - и Он вывел его наружу и сказал:
Он вывел его из шатра, взглянуть на звезды. (6): оставь астрологию - звездный прогноз. Ты видишь по созвездиям, что тебе не суждено иметь детей. Да, у Аврама не будет детей, но у Авраама будет сын; да, Сарай будет бездетной, но Сара родит. Я изменю ваши имена, ваше созвездие, и ваша удача изменится. Бог вывел его наружу из земной сферы и поднял над звездами. Здесь использован глагол הבט, взглянуть, смотреть - это взгляд сверху вниз (1). (1): Аврам был поднят "выше звезд", за пределы Законов Природы, и Бог сказал ему: Таким будет твое потомство! Его вечное существование будет вне законов, действующих на земле (20).
Это выражение вывел наружу, из шатра и взглянул на небо - аШем вывел Аврама из его "приземленного, материального состояния" и дал ему возможность войти в мир духовный, взглянуть на свою духовную судьбу. Именно там, в духовной сфере Аврам увидел бесчисленное множество своих последователей, своих духовных потомков и наследников, которые так же многочисленны, такие же сияющие и яркие, как звезды в небе.
מזלות - Созвездия.
Астрология - наука древних мудрецов. Они предсказывали события так, как сделал тут Аврам, как чародеи Фараона. (8): Каждый народ кроме Израиля, находится под защитой своего ангела. Защитник Израиля - Сам Бог. Судьба каждого народа находится под влиянием его созвездия. Израиль свободен от влияния созвездий. (8): У Израиля нет созвездия, он не подвержен влиянию планет. (21): Существует "созвездие" для каждого человека. Мудрость созвездий явление возвышенное и величественное. Авраам אב המון גוים, отец множества народов, воплощает все человечество. (23): Авраам: "Я взглянул на свое созвездие и обнаружил, что буду бездетным". "Прекрати свои планетарные расчеты, - сказал Бог, - Израиль свободен от планетарного влияния." (8): судьбы каждого человека находятся под влиянием созвездий, но есть факторы, которые изменяют эти судьбы. (4): "Если человек верит в Бога, Который контролирует все, Бог выведет его из любого зла, намеченного в его созвездии". (8): Четыре вещи нейтрализуют судьбу человека: милосердие (благотворительность), молитва, изменение имени и изменение поведения, некоторые добавляют: изменение места. Еврей должен полагаться на Бога: Ты будешь всем сердцем с аШемом, твоим Богом.
הבט-נא השמימה וספר הכוכבים אם-תוכל לספר אתם - взгляни, прошу, на небеса и посчитай звезды, если сможешь посчитать.
Слово הבט от נבט смотреть, глядеть, прорастать - это проникновение в звездный мир, в мир созвездий, в духовный мир.
Песок морской и пыль земная - это материальная сторона потомков Аврама, звезды неба - это духовная сторона, судьба потомков Авраама.
ויאמר לו כה יהיה זרעך - и сказал ему: таким будет твое потомство!
Никакой народ не может покорить звезды, и ни один народ никогда не сможет уничтожить Израиль (25). (8): сравнение Израиля со звездами не количественное. Каждый его потомок будет таким же значительным, какими являются звезды, каждую из которых Бог учитывает отдельно, ибо каждая из них - отдельная солнечная система и могучая сила (24). Если бы Бог хотел обратить внимание Аврама на количество звезд, не нужно было показывать ему небеса. Он ведь не показал Авраму пыль, когда обещал: "Я сделаю твое семя подобным земной пыли". Тут Бог говорит: "Существование твоего народа будет подобно существованию звезд". На земле все развивается по земным Божественным законам. Но звезды подчинены иным законам. Это чистый и незапятнанный продукт Божественных рук, неизменный со дня их сотворения. Твое потомство будет подобно звездам, ведущим свое существование от Бога, поверх всех естественных расчетов (16).
Потрясающий комментарий рабби Гирша (16)! Таким качественно будет твое потомство!
Интересны два момента.
Первый - после позорного поведения Аврама в Египте, аШем предсказывает ему соответсвующее потомство, многочисленное и подобное земному праху. Мы уже отмечали тот факт, что это не только количественное определение будущего потомства, но качественное, судьбоносное. Это нелицеприятная оценка поступка Аврама в Египте и вытекающей из него судьбы потомства. Вскоре мы увидим, каким образом осуществится это предсказание.
Но теперь, после победоносного сражения Аврама с четырьмя царями, после его щедрой раздачи всех захваченных трофеев, потомки Аврама сравниваются со звездами вселенной. И здесь это так же не столько количественное, сколько качественное определение будущего потомства. Это также судьба потомства - его духовная судьба.
Вот эти два противоречивых но характерных свойства, присущие Аврааму, основа будущей материальной и духовной судеб его потомков.
Но есть в этом определении и еще один момент.
"Прорасти (הבט), стань частью небес (השמימה), - говорит Авраму аШем, - и тогда твое потомство станет таким, как звезды".
Сравнивая потомков Авраама со звездным небом, аШем, тем самым определяет, что его потомки духовно станут подобны звездам на небе и как небесные "созвездия" духовно будут определять судьбы других народов и отдельных людей на земле, определять весь ход истории.
Теперь понятно, почему многие народы земли стонут и жалуются на свою судьбу, которой "управляют" и которую "портят" им евреи. Казалось бы, это обычный антисемитский прием, ненависть к евреям, основанная на зависти и неприязни к людям с иным жизненным укладом, и не больше того. Но оказывается, для такой точки зрения можно найти основания в этих строках Торы. Разумеется, причина тут не в евреях, которые сами есть лишь передающее, исполнительное звено, рычаг в руках Бога. Это очень ответственная, очень страшная и трагическая судьба потомков Авраама. На них лежит ответственность за судьбу всего мира, созданного Богом. И утешением здесь может быть лишь тот факт, что евреи - созвездия других народов - находятся в руках аШема, и их судьбоносные пути определяются Самим Богом.
В этом сравнении потомков Авраама со звездами есть еще один существенный момент. Каждая звезда это пылающий клокочащий источник необычайной энергии, скрытый в ее недрах, который не дает ей покоя на протяжении миллиардов лет, и который, подобно нашему солнцу дает энергию всему живому на земле. Так и евреи будут неисчерпаемым вечным источником энергии жизни всего человечества.
Бог сравнивает потомков Авраама то с пылью земной, то со звездами. (8): Когда мы исполняем Божественную волю, мы над всеми - подобно звездам. Но когда мы не повинуемся Божьей воле, нас все топчут - подобно земной пыли.
По определению Мудрецов (8) следует, что поход Аврама в Египет был вопреки Божьей воле.
У Авраама будет множество потомков. Первый, его первородный сын Ишмаэль, и дети Авраама от Кетуры полностью подпадают под предсказание о пыли земной, о материальном наследии. Второй сын Авраама Исаак подобен предсказанию о звездах. Это наследник духовного мира Авраама. И правы Мудрецы (8): судьба потомков Авраама определяется их верностью и их исполнением законов Авраама.
6. והאמן בה' - и он поверил аШему.
Аврам отбросил свои астрологические вычисления (24).
А ведь это было очень трудным делом, отказаться от того, в чем так уверен ты и вся "наука" астрологов-звездочетов твоего времени. Этот отказ от выводов современной (Авраму) науки (астрологии) потребовал огромных усилий со стороны Аврама большого специалиста в астрологии. Так это происходит в наши дни.
Вот когда Аврам окончательно поверил Богу! Так говорит Тора! Формирование "веры" Аврама, на этом, практически, завершилось? А формирование наследственности еврейского народа уже завершено? Еще нет.
Он поверил с того момента, когда было сказано Амен (26). Амен это не просто вера - это полное подчинение. Говоря амен, человек возлагает всю свою уверенность, все свое руководство на Бога (16).
ויחשבה לו צדקה - и Он был признан праведником.
Бог признал его непоколебимую веру праведностью (1; 17). Смысл фразы неясен. (1): субъект - Бог. (2): субъект - Аврам. Бог обещает ребенка безусловно (21), даже если он согрешит. *) Доверие Аврама обещанию Бога полное и необратимое. Эта концепция фундаментальна и выражена многими комментаторами. (27): Бог не человек, Он не лжет (181 - 23:19). Он пообещал Авраму: Взгляни на небеса и посчитай звезды ... таким будет твое потомство, а Моисей сказал детям Израиля (398 - 1:10): Взгляните вы! Этот день как звезды в небесах! (Звездный час).
*) Здесь вновь звучит привычное мнение Мудрецов, что все благие дела и все испытания - результат заслуг и грехов человека. Хотя в действительности и хула и хвала человека - результат естественного развития Творения вне зависимости от поведения человека. Скорее поведение человека праведное или грешное - естественный закономерный процесс развития Творения. А что же в таком случае остается человеку - лишь слепо плыть по течению? Человек должен найти свою правильную собственную реакцию на окружающее его течение и в соотвествие со своим естеством то ли плыть по течению, то ли плыть ему наперекор. И так определить свою судьбу и судьбу своих потомков.
Правильней тут будет читать: "И он (Аврам) признал Его (аШема) справедливость!"
Бог Авраму: Взгляни сейчас на небеса и посчитай звезды ... таким будет твое потомство. Моисей евреям: Взгляните вы! Этот день как звезды в небесах! Великая поэзия!
И еще один поэтический момент.
Дав Авраму имя Авраам аШем поставил его рядом с собой как творца, который создаст (ברא - бара) новый великий народ. Авраам и Бог Два Великих Творца.
И вот теперь этой фразой (Взгляни сейчас на небеса и посчитай звезды ... таким будет твое потомство) Бог подтверждает, что Авраам станет на равных с Ним и создаст нечто, подобное звездному небу, нечто подобное вселенной, определяющей всю дальнейшую судьбу земли.
И еще один, уже старый мотив: Бог никого не наказывает и никого не награждает. Он лишь предсказывает грядущие события для отдельных людей и целых народов. А эти отдельные люди и народы сами творят свои судьбы и будущие события. Бог дает им ретроспективу с тем, чтобы они знали, что их ждет, и могли решить, как вести себя дальше, как поступать.
Вначале Бог сравнивает будущий народ Аврама с пылью и прахом земным, с песком морским. Это говорит не только о многочисленности, вездесущности и вечности будущего сознания, но эта метафора говорит о том, что этот народ будет основой всего на земле, самой землей, на которой зиждется абсолютно все в нашей жизни, как на материальной основе жизни. Есть в этом и некий уничижительный смысл. Ведь земля находится под ногами у всех, живущих на ней, и попирается, топчется всем живущим.
Но вот Бог приводит новое сравнение: будущий народ будет подобен звездам, созвездиям. Это величайший образ. В нем не только эстетическая красота, в нем величайшее предвидение. Этот народ, потомки Авраама, станет главной духовной основой народов, образцом и целью их духовного упования. По этому народу, как по звездам и созвездиям народы земли будут сверять и познавать свое будущее, точно так же, как сейчас они делают это по звездам.
Таков диалектический процесс развития потомков Авраама: от самой низменной материальной - земной основы жизни и вплоть до ее духовных и звездных вершин на небесах Божественного Творения.
Вспомним первые строки Торы: В начале создал Элоким Небеса и Землю. Это о еврейском народе.
(28): праведность Аврама в том, что он не требовал никакого доказательства. (29): Вера Аврама абсолютна. Он был Первым Верующим, ему не на кого было оглянуться. Он установил собственные прецеденты; его вере было труднее формироваться, чем нашей, ибо мы "верующие дети верующих", и для наших предков уже проторена дорога непоколебимой Веры. Поэтому Тора называет веру Аврама похвальной и достойной внимания (12).
Автору приходится формировать свою веру целиком и полностью с нуля, с чистого листа. Он не был "верующим, сыном верующего". Да, Тора уже была написана, но он ее не читал. Ничего не знал о ее содержании. Он стал верующим благодаря личному жизненному опыту, благодаря познанию Бога через общение с Ним в различных жизненных ситуациях. Да разве только он?
Пришло время, когда люди начинают возвращаться к Богу, приходить к Богу на основе личного жизненного опыта? Эпоха Авраама возвращается. А это значительно ценнее и глубже, чем принятие веры своих родителей, по наследству.
(24): Термин צדקה, праведность это действия Бога независимо от заслуг и добродетелей человека. Эта доброта не зависит от человека. Аврам считал, что не заслужил ее.
Речь не идет о каких-либо заслугах. Аврам партнер Бога по созданию нового народа. Он на "службе" у Бога.
Завет Между Частями: Обещание Земли.
И сказал ему: "Я аШем, который вывел тебя из Ур Касдим для того, чтобы дать тебе эту землю в наследство". И сказал: "Господин Мой аШем, как я узнаю, что я унаследовал ее?" И сказал ему: "Принеси Мне трех бычков (телицу трехлетку или третью у своей матери) и трех козлов (козу трехлетку или третью у своей матери), и трех баранов (барана трехлетнего, или третьего у своей матери), и горлицу, и птенца голубя. И он взял все это Ему и рассек их посредине и поместил каждую рассеченную (часть) одну против другой, а птицу не рассек. И спустился орел на тела, и прогнал их Аврам. И случилось, что солнце зашло, и глубокий сон напал на Аврама, и вот ужас и глубокая тьма выросла и падает на него. И сказал Авраму: знай же, что будут чужаками потомки твои в чужой земле и рабами, и притеснять их будут 400 лет. И народ, который поработит их, Я судить буду, и после этого выйдут (они) с большим достоянием. А ты отойдешь к родителям своим с миром и будешь похоронен в доброй старости. И четвертое поколение вернется сюда, ибо не оплачен долг амореев и поныне. Дымная печь и факел огня в доказательство прошел между этими частями. И в этот день заключил аШем союз с Аврамом, говоря: твоим, потомкам отдал я Землю эту от реки египетской и до реки большой, реки Ефрат, канаанейцев, и кинезейцев, и кадмонейцев, и хетейцев, и паризейцев, и рефаим, и аморейцев, и ханаанейцев, и гиргашей, и иевусеев.
7. אני ה' ואמר אליו - И сказал ему: Я аШем.
Бог, назвал Себя аШем, а в (157 - 6:3) Бог говорит Моисею: И под именем аШем Я не был известен им (Патриархам). Этот не значит, что Имени аШем не было на устах Патриархов. Аврам здесь и Яков в 28:13 разговаривали с Богом по имени аШем. (1) в Исход (157): это не говорит, Я не называл им Моего Имени аШем, ибо Патриархи знали Имя. Скорее, это говорит: оно не было известно им, ибо Имя аШем предполагало определенный уровень осознания, познания Бога, понимания Бога; что не было дано Париархам.
Именно это мы утверждаем когда говорим, что человек проходит постепенную духовную эволюцию от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама и до Моисея. Авраам и последующие Праотцы лишь постепенно, откровение за откровением, шаг за шагом, понимают, осознают смысл Бога, Его возможности и Его роль в судьбе мира, в судьбе каждого человека. И это понимание не только ментальное. Это понимание сути аШема приводит к изменению наследственности и передается потомкам.
Смысл Четырех Буквенного Имени - выполнение Богом Своих обещаний. Патриархи не знали Бога таким, ибо время исполнения еще не пришло. (30): Бог еще не был познан Патриархами Своим Именем "аШем". Но с Моисеем Он использовал только это Имя, ибо Его обещания стали исполняться (4; 2; 17; 28).
Как уже говорилось, аШем это законы духовного мира человечества, которое только нарождалось с появлением на земле Патриархов, Авраама, Исаака и Якова. А ко времени исхода из Египта человечество в современном понимании этого слова уже делало первые шаги. В мире возник "духовный мир", и законы аШема приобретали все большее значение, заменяя собой в человеческом обществе чисто животные законы мира, законы Эль Шаддай.
Но пройдут тысячелетия, прежде, чем эти обещания будут исполнены.
אשר הוצאתיך מאור כשדים - который вывел тебя из Ур Касдим.
Который чудом спас тебя из пылающей печи Касдима (11:28) (2). (4): По чьей команде ты покинул Ур Касдим. (1; 2): выражение "вывел тебя" относится к чудесному избавлению, но божественный призыв впервые пришел к нему в Харане.
Это странное напоминание вновь показывает, как Аврам воспринимал Бога. Ур Касдим был городом халдейских мудрецов, звездочетов-чародеев. Аврам, видимо, был одним из них. И он по звездам узнал, что у него и Сарай никогда не будет детей. Именно этот момент стал камнем преткновения для Аврама. Именно в этом вопросе Бог решил "дать бой" всей халдейской мудрости, всей халдейской науке тех дней. Бог взял мудрейшего из мудрых того времени - Аврама, и решил на его примере показать, что такое "настоящая наука", наука основанная на истинных основах мира, опирающаяся на законы Творца мира. Итак, в исходном положении Аврам это халдей. Да ученый, да великий ученый, но халдей. И именно над этим халдейским ученым Бог проделывает свой эксперимент.
Бог пытается идентифицировать Себя Авраму, собирает воедино все моменты встреч с ним, показывает, что все, с чем до сих пор сталкивался Аврам были проявлением Его Одного Единого. Это не были встречи с разными, не зависимыми друг от друга духовными явлениями. Этот пример ярко демонстрирует эволюцию духовного сознания и познания Аврама. Так, шаг за шагом, встреча за встречей, контакт за контактом, происходит эволюция познание Бога Аврамом и его потомками.
Вероятно, фраза вывел тебя из Ур Касдим была позднее поэтически преобразована в народном сознании в пылающую печь. Какие основания для этого предположения?
Слово Ур это не только свет (ор), но и огонь. Слово Касдим это помимо названия места означает еще халдейский, халдеев, а также дьявольский, языческий, шедим-духов. Все это позволяет истолковать фразу вывел тебя из Ур Касдим, как вывел тебя из огня халдейского или из огня шедим, тех самых печей в которых обжигали фигурки глиняных божков (шедим) огнепоклонников.
Интересно, что именно в этом месте впервые в Торе встречается слово печь - в рассказе о Завете Между Частями. Наложение нескольких понятий: халдейский, дьявольский (Касдим) огонь (Ур) и печь, привели к возникновению в народе (устная Тора) легенды о чудесном спасении Аврама из пылающей печи, из которой аШем вывел Аврама, хотя этого рассказа в письменной Торе нет.
А слова который вывел тебя из Ур Касдим относятся к моменту, когда аШем в Ур Касдим сказал Тераху, отцу Аврама, идти в Ханаан, и тот вместе с Аврамом и всем семейством вышел из Ур Касдим, дошел до Харана, и там остановился. Это движение в направлении Ханаана началось именно в Ур Касдим. И лишь в Харане Бог обратился уже непосредственно к Авраму.
לתת לך את-הארץ הזאת לרשתה - дать тебе эту землю в наследство.
Мы видим, что сама Тора связывает Бога с правом владения землей Ханаана. Именно так понимает это и Аврам, что видно из его последующего обращения к Богу: "Мой Господин аШем!"
Но вновь все тот же вопрос: чем этот кусок выжженной земли отличается от любого другого участка земли на земном шаре, такого же менее или более выжженного? Как связана география этого места с Творцом? С евреями? Что Ему в ней и что им в ней? Ведь вся земля Бога. Так почему именно эту землю, а не, скажем, землю Швейцарии, он решил передать Авраму и его потомству в наследие?
8. ויאמר אדני ה' - и сказал (Авраам): Мой Господин аШем.
(23): Аврам первый человек, назвавший Бога Господин (Властелин). (31): Имя Адонай - Мой Господин, от אדון, хозяин, относится к двум аспектам Бога: 1. Как Хозяин, Властелин Он может изменить или приостановить естественный закон по Своему усмотрению; 2. Даже, так называемый, естественный закон есть не что иное, как скрытое проявление Хозяина (Властелина), Который распоряжается его осуществлением, функционированием. Но еще большей степенью величия человека является признание Присутствия Бога даже тогда, когда Он кажется отсутствующим. *) Авраам первым сформулировал и провозгласил эту концепцию.
О законах мира мы уже говорили выше. Их нельзя, ни изменить, ни приостановить, ибо это приведет к разрушению мира, в котором все законы тесно увязаны друг с другом. Быть Хозяином, Властелином еще не означает возможность произвольной отмены тех или иных законов и замены их другими законами. Это невозможно в силу ответственности Хозяина и Властелина перед Его собственным миром. Но существует бесконечное множество законов, не известных человеку. Их проявление человек воспринимает как чудо.
Интересно другое: наши Мудрецы еще за тысячелетия до формирования современного "физического взгляда на мир и его законы" уже рассматривали этот мир как собрание законов Бога, без которых мир не существует.
Здесь впервые человек, Аврам произносит имя Адонай аШем - Мой Господь Бог. До этого момента имя аШем встречалось в Торе как действующее лицо, но не как осознанное обращение к Нему со стороны человека.
Это величайшая концепция еврейской мысли. Выше были сформулированы понятия: Элоким - общее название законов строения физического мира; Эль Шаддай - общее название законов растительной и животной жизни; аШем - общее название законов духовного мира.
Вот эти слова: Адонай аШем - первое свидетельство момента, когда на земле возник островок, возникло место, где впервые в истории пустил свой корешок Господь Бог. И этим местом стал Аврам.
*) Что значит, отсутствие Бога? Без Бога не существует наш мир, который и есть проявление Бога в разных Его аспектах. Нам не известно событие вне нашего мира и вне Бога. Его невозможно представить. Даже в первое мгновение "Берейшит" - "Вначале" Бог уже присутствует.
Эта комбинация Божественных Имен - אדני יהוה - наиболее необычна, и, в особенности, второе Имя, Четырех-Буквенное Имя, с ударением на Элоким. (28): имя אדני здесь является приветствием, с которым Авраам и Моисей обращаются к Богу - "мой Господин". Слово אדון, хозяин демонстрирует полное повиновение и согласие.
Еще одно краткое замечание по поводу слова אדני - Адонай - Мой Господин. Слово אדן , Адон имеет также значение основа, основание, базис. И смысл обращения אדני - Адонай - помимо значения Мой Господин имеет еще значение - мое основание, моя основа. Вот что такое это обращение אדני для человека, для Авраама - это сама основа человека, сама его суть. Он обращается к Богу, к аШем, как к своей сути, к своей основе, на которой стоит и он сам, и весь окружающий мир. И в то же время Аврам становится основой, основанием Бога на земле. Добавим лишь, что основа любого человека и Авраама - это его ДНК.
Второе Имя, Четырех-Буквенное, "аШем" обычно относится к Божественному Атрибуту Милосердия, в то время, как, Элоким (Адонай) относится к Атрибуту Правосудия. (1) (398 - 3:24): Милосердный в Правосудии. (28): это Имя, объединяющее милосердие с правосудием, подразумевает, что даже в правосудии Бог должен соизмерять свои решения с милосердием. *)
Что касается второй части этого имени аШем - יהוה , то оно отражает тот факт, что в духовном мире отсутствует фактор времени. Именно этот момент подчеркнут именем аШем: יהוה - היה, הווה, יהיה - был, есть, будет - ВЕЧНОСТЬ.
*) Странно звучат эти рассуждения Раши (1) и Мизрахи (28): в правосудии Бог должен соизмерять свои решения с милосердием. Да разве возможно правосудие без милосердия? Ведь милосердие это учет всех даже мельчайших обстоятельств поступка человека. А если все эти обстоятельства не учтены судом, то какое же это правосудие? Без милосердия правосудия вообще невозможно!
(32; 2): אדני - Имя Правосудия. Второе имя - Милосердие. (33): Авраам: "Властелин Вселенной, если потомки причитаются мне по правосудию, то дай их мне. А если нет, дай их мне из милости". (16): двойное Имя - свидетельство, что Бог, суровый Судья, выражает милосердие. (34): Четырех-Буквенное Имя это милосердие, ибо Оно предполагает, что Бог был, есть, будет - Он вечен. Так как все время объединено в Нем, Он считает заслуги прошлого или будущего и милосерден даже тогда, когда в нынешних условиях мы этого не достойны. Это Имя - еще один вклад Авраама в восприятие Бога. Аврам обращается к Богу с Именами, показывающими, что суровость правосудия Бога порождена милосердием.
Интереснейшее замечание Сейфер аПаршиот (34) о вкладе Авраама в человеческое восприятие Бога. Человек, начиная с Авраама, лишь постепенно познавал свойства и возможности Бога и постепенно в соответствие с этим изменял свой наследственный код - ДНК.
Так называемое "чудо" или "чудеса" есть проявление еще не известных человеку, но существующих законов мира. Например, человек, живший три тысячи лет назад, мог бы воспринять летящий самолет как "чудо".
Аналогично Бог действует в духовной сфере. Его законы называются аШем или Предвечные, неподвластные времени. Поскольку духовный мир это особый мир, менее осязаемый и менее жесткий, то создается впечатление, что аШем, законы Бога, в области духовной и социальной менее жестки, более "милосердны", чем законы физического мира.
Что касается имени Адонай или Мое Основание, это признание Бога основой всего мира, основой всего в мире и основой самого человека.
במה אדע כי אירשנה - Как я узнаю, что унаследовал ее?
Вот Аврам впервые явно на страницах Торы формулирует свой вопрос Богу. Он пытается глубже понять Его, осознать явление, с которым он столкнулся. Аврам не слепой исполнитель указаний, но активный участника процесса познания Бога, который одновременно есть процесс внедрения в Бога в наследственность Аврама.
В буквальном смысле этой фразы может показаться, что Аврам потерял веру и требует доказательств, что обещание Бога будет исполнено. Это несовместимо с образом Аврама как Первого Верующего, который чудесным образом был спасен из Печи Касдима, и безоговорочно исполнил призыв Бога, оставив отцовский дом. И это не совпадает с толкованием большинства комментаторов. Правда, есть мнение в (23), что потомки Авраама были осуждены на египетское рабство за то, что он этим вопросом зашел слишком далеко в испытании Бога. Но большинство считает, что Авраам спросил: "За что я получу эту землю в наследие?" Человек величины Аврама не должен искать доказательств Бога в любом Его Обещании. Он должен принимать обещания Бога с благодарностью и уверенностью, что Милостивый Бог обеспечит это при всех обстоятельствах.
Мудрецы рассматривают Авраама и его понимание Бога на том уровне, на котором они находятся сами теперь, сегодня, и с которого они видят - Авраама и Бога. Но в свое время Аврам еще не знал всех характеристик Бога, кто Это Бог, на что Он способен, и что можно от Него ожидать. Примером тому служит уход Аврама в Египет и к филистимлянам. Аврам только изучает Бога и Его возможности. Этот вопрос Аврама - свидетельство, что он пытается понять, с Кем и с Чем он имеет дело в лице Бога. Аврам нормальный человек и вопрос его вполне естественный.
(1): вопрос Аврама означает: Благодаря каким достоинствам мои потомки продержатся в этой Земле? Аврам обеспокоен: будут ли потомки достойны? И его вопрос: как узнать, что он заслужил эту Землю (28), и как его дети сохранят этот дар в поколениях: возможно, они согрешат и все потеряют (35).
А, между прочим, неплохой вопрос! И вполне обоснован. Жаль, что последующие за Авраамом мудрецы не задавали его Богу, чтобы узнать, за что и надолго ли Он изгнал евреев с Земли Обетованной и вплоть до сегодняшнего дня.
Глагол ידע иногда означает страдание. *) Аврам спросил: במה אדע כי אירשנה, Как я буду страдать, чтобы унаследовать эту Землю. И Бог отвечает с ידע תדע страдая узнаешь, показывая Аврааму порабощение потомков перед получением этой Земли (36).
Не отсюда ли поговорка: "Многие знания ведут ко многим печалям". Вот мы и страдаем 4000 лет и конца страданиям не видно.
*) Изучаем иврит из Торы. Это размышление мудрецов и многие другие прежде и в дальнейшем демонстрируют тот факт, что язык Торы, иврит изначально был не известен евреям и его изучение происходило по мере углубления в смысл Торы. И даже величайшие из мудрецов Торы все спорят о значении и смысле ее слов и словосочетаний.