Аннотация: Участник конкурса "Святки 2011" в номинации "Знание".
Пантелеева Ирина Юрьевна.
Эл. адрес: irinapan@yandex.ru
Сказки Дедушки Клавира.
Предисловие.
Волшебный Клавир.
- Бабушка, расскажи мне сказку про ноты, - попросил Сережа.
- Я не знаю ни одной сказки про ноты, - огорчилась бабушка, - про Царевну Лягушку и про Бабу Ягу знаю, а вот про ноты - нет.
- Ты же мне говорила, что училась в музыкальной школе, когда была маленькой девочкой, - настаивал Сережа, - а маленьким детям всегда рассказывают сказки.
- О, это было так давно, что я почти ничего и не помню, - вздохнула бабушка. - Хотя, постой, постой! У меня есть старый клавир, по которому я училась музыке. Кажется, это непростой клавир, а волшебный! Вон он, мой старый Дедушка Клавир. Возьми его, да попроси хорошенько, он и расскажет тебе сказку про ноты, - добавила бабушка и улыбнулась.
Сережа взял старую книгу и положил ее на тумбочку рядом со своей кроватью.
- Расскажи, пожалуйста, мне сказку про ноты, Дедушка Клавир, - прошептал Сережа, когда бабушка вышла из комнаты.
- Эх-хе-хех, - прошелестел страницами Дедушка Клавир, - давненько я не рассказывал сказок.
Сережа совсем ни чуточки не удивился, ведь это был не простой, а волшебный клавир. Мальчик устроился поудобнее на своей кровати и приготовился слушать.
Сказка первая.
Сказка о Министре Сольфеджио и о его Нотном Городе. (Нотный стан. Скрипичный ключ.)
- В прекрасной и волшебной стране под название Музыка, жил да был грозный и строгий Министр по имени Сольфеджио. Каждый день он приходил в Нотный Город и проверял все ли в порядке, все ли ноты на месте и нет ли среди них фальшивых воришек и других нарушителей закона. Он чинно ходил по ровным улицам, а всего этих улиц в Нотном Городе было пять, и они были ровные-преровные, как линейки в нотный тетрадке. В самом начале Нотного Города красовался дом самого Министра. Дом был необычный, с изогнутыми стенами в форме спирали, увенчанной сверху изящной петелькой. На петельке-балкончике Министр Сольфеджио иногда важно пил чай, следя за порядком и соблюдением музыкальных правил. Дом Министра стоял на тонкой ножке в виде крючка, но никогда не падал, потому что именно с него начинался Нотный Город, который иначе называли Нотный Стан. Строили дом для Министра очень аккуратно и ровно. Сначала ставили точку на второй улице и начинали закручивать спиральку, пошире и покруглее, чтобы Министру было не так узко, потом вытягивали петельку вверх и снизу заканчивали крючочком. Получалось очень красиво, и Министр с удовольствием шел в дом работать. Конечно, как и все Министры, Министр Сольфеджио был несказанно богат, домов у него было несметное количество, на всех на свете нотных станах. И дома-то у Министра были разные. Тот, что в виде спиральки, назывался Скрипичный Ключ. Еще у Министра был дом в виде скобочки с двумя точечками сбоку. Такой дом назывался Басовый Ключ. Другие дома в виде палочки и закорючки назывались: Сопрановый, Меццо-сопрановый, Альтовый, Теноровый, и Баритоновый.
- А я умею писать скрипичный ключ, - похвалился Сережа, - только я не знал, что в нем Министр Сольфеджио живет.
- Где же ему еще жить, по-твоему? - возмущенно зашелестел страницами Дедушка Клавир.
- А другие дома ему зачем? - спросил Сережа.
- У Министра Сольфеджио много подданных, одни поют басом, другие звенят, как колокольчики. Вот, чтобы удобнее было разместить подданных в Нотном Городе, и нужны разные ключи-дома. Иначе жителям не хватит места на улицах города, то есть на линеечках. - Пояснил Дедушка Клавир, - но об этом - другая сказка. Слушай.
Сказка вторая.
Сказка о том, как Министр Сольфеджио научил ноты петь Гамму До Мажор. (Какофония. Тон и полутон. Звукоряд от ноты До. Диатоническая Гамма от ноты До. Ступени.)
Однажды Министр вышел на петельку-балкончик полюбоваться на Нотный Город и увидел, что все жители собрались у подножия его дома - Скрипичного Ключа, и в волнении что-то горячо обсуждают.
- Что случилось в моем городе? - грозно спросил Министр, - почему я не слышу пения нот, и почему в городе творится такой беспорядок?
Надо сказать, что когда ноты вдруг начинали петь все сразу, получался ужасный шум, от которого у Министра начинала болеть голова. Такой шум Министр называл какофонией и очень сердился, когда жители Нотного Города галдели одновременно.
- Перестаньте шуметь и объясните толком, что здесь происходит? - Министр спустился с балкончика и строго оглядел горожан.
- Мы перепутались и потерялись! - Запела одна из горожанок звонким голосом, - каждая из нас хочет жить в своем домике и иметь собственное имя.
У Министра Сольфеджио был абсолютный слух, поэтому он сразу же узнал голос ноты Ля.
- Ну, что ж, нота Ля, с тебя и начнем, - сказал Министр и повел ноту Ля в ее домик между второй и третьей улицей-линейкой, - вот твой домик. А за то, что ты такая бойкая, я поручаю тебе очень важное и ответственное задание: по твоему голосу музыканты будут настраивать инструменты, чтобы целый оркестр звучал красиво и слаженно.
- На третьей улице будет жить твоя сестра - нота Си, - продолжал Министр, - дом ноты Си будет в шаге от дома ноты Ля. Такой шаг мы назовем тон.
Дальше Министр вывел ноту Соль и поселил ее на второй улице, на шаг ниже домика ноты Ля. Между домиком ноты Ля и ноты Соль получился тон. Еще ниже на тон от дома ноты Соль Министр поместил ноту Фа и определил ей место между первой и второй линейкой.
- А теперь - внимание, - строго сказал Министр, - домик ноты Ми будет всего в полушаге от домика ноты Фа, совсем близко. Такой полушаг назовем полутон. Нота Ми будет жить на первой линейке-улице, а на тон ниже, под первой линейкой, будет домик ноты Ре.
- Ой, а мне не хватило линейки! - горько запела нота До, - где же будет мой домик?
- Ничего, нота До, мы построим тебе дополнительную линейку, под первой, там и будет твой домик, - важно заявил Министр Сольфеджио.
- Какой замечательный у меня домик получился, - пропела нота До, - на тон ниже домика ноты Ре.
Министр оглядел стройный ряд нот и сказал:
- Теперь у каждой ноты есть и свой домик, и свое имя. Вот и получился у нас звукоряд от ноты До. Наш звукоряд называется Гамма от ноты До. Ну-ка, ноты, спойте Гамму!
Ноты запели Гамму от ноты До до ноты Си и остановились в нерешительности. Тогда Министр построил еще один домик между третьей и четвертой линейкой, в полутоне от домика ноты Си, и назвал его домиком ноты До.
- А я песенку знаю смешную про ноты, - улыбнулся Сережа, - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си! Кошка села на такси, а котята прицепились и бесплатно прокатились! - пропел он. - Я когда маленький был, быстро-быстро ноты выучил с этой песенкой.
- Веселая песенка, - улыбнулся Дедушка Клавир, - ну-ка, теперь скажи быстро в обратном порядке.
- Пожалуйста! Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До - ноты знаю от и до! - выпалил Сережа, - ой, Дедушка Клавир, у меня прямо стихи получились сами! Ну, рассказывай дальше! Что было потом в Нотном Городе?
- А потом было вот что, - продолжил свои сказки Дедушка Клавир.
- Мы пропели Гамму от ноты До до ноты До, - сказал Министр Сольфеджио, - такая Гамма называется Диатонической. Каждая нота имеет свой домик и название, и раз мы начли с ноты До, то нота До и будет первой ступенью, а за ней все ноты по-порядку. Нота Ре - вторая ступень, Ми - третья и так до ноты Си. А потом опять Гамма повторяется. - Закончил Министр Сольфеджио.
- А можно я буду первой ступенью? - тихонько пропела нота Фа.
- Можно, конечно, можно! - Вскричал Министр, - каждая из нот может быть первой. Только нужно строго соблюдать расстояния между домиками так, чтобы между третьей и четвертой ступенью был полутон, и между седьмой и первой ступенью тоже. Тогда получится правильно.
- Я понял, - обрадовался Сережа, - это же очень просто, взять и пропеть диатоническую гамму от ноты Фа! Фа, Соль, Ля, Си, - радостно начал он, - ой, что-то не то получается! Между нотой Ля и Си должен быть полутон, а у нас выходит тон, - огорчился мальчик. Как же тут быть?
- Не торопись, а вот послушай другую сказочку, - сказал Дедушка Клавир.
Сказка третья.
Сказка о том, как поспорили мамаша До и тетушка Ре. (Знаки альтерации - бекар, бемоль, диез).
В прекрасной стране под волшебным названием Музыка, жила-была женщина по имени До. Было у женщины три сына: Бемоль, Бекар и Диез. Бемоль и Диез были непоседы и шалуны. Бемоль тащил маму за левую руку и всегда отставал на полшага. Диез, наоборот, тащил маму До за правую руку и на полшага бежал впереди. Только Бекар был послушным ребенком. Он всегда шагал с мамой в ногу и был точной ее копией. Бемоль любил пожаловаться и поплакать. Когда мама До пела свою ноту, Бемоль отзывался на полтона ниже. От этого получала грустная и жалобная мелодия, такая, что все в музыкальной стране утирали слезы от жалости и умиления. Диез же отзывался на зов матери весело и звучно, на полтона выше. Мелодия с Диезом радовала жителей музыкальной страны, и всем становилось весело. Когда тетушка До уставала от Бемоля и Диеза, она просила своего сына Бекара поиграть с братьями. И так как Бекар был таким же, как его мать, да к тому же и самым послушным ребенком, он просто пел вместо мамы. Он так хорошо помнил мамину ноту, что ни разу не сбился, и все те, кто слышал, как Бекар поет со своими братьями, думали, что это голос самой мамаши До.
Однажды к мамаше До пришла ее младшая сестра, которая жила по соседству.
- Здравствуй, До! - Пропела она.
- Ах, как я рада тебя видеть, милая сестрица Ре! - Пропела мамаша До.
Тетушка Ре остановилась в недоумении, так голос Диеза, сына мамаши До, был похож на голос ее собственного сына Бемоля. Мама До тоже очень удивилась и предложила позвать Бемоля - сына тетушки Ре. Тетушка Ре запела свою ноту и ее сын Бемоль отозвался. Действительно, его голос был в точности похож на голос Диеза, сына мамы До.
Сначала сестры До и Ре поссорились. Мамаша До со слезами доказывала, что ее любимый сын Диез поет лучше Бемоля - сына тетушки Ре. А тетушка Ре никак не могла с этим согласиться и все звала своего Бемоля, пока от их унылой песни у жителей музыкально страны не случился нервный припадок.
- Как же мы будем отличать наших детей, если у них так похожи голоса? - сокрушались обе сестры.
- Нам никак не разобраться в этом вопросе самостоятельно, - пропела мама До.
- Придется нам идти к Королеве Гамме и просить ее разрешить наш спор, - предложила тетушка Ре.
Королева Гамма очень внимательно выслушала сначала мамашу До, а потом и тетушку Ре.
- Нет ничего проще! - воскликнула она. - Нужно, чтобы каждый ребенок имел свое собственное имя. Не беда, если голоса их так похожи. Пусть сын мамаши До зовется До Диез, а ребенка тетушки Ре называйте Ре Бемоль.
- Спасибо тебе, Королева Гамма! - пропели сестры и с веселыми песнями отправились домой.
- Ах, вот тут в чем дело! - догадался Сережа, - теперь я с помощью знаков альтерации смогу пропеть диатоническую гамму от ноты Фа. Вот послушай, Дедушка Клавир: Фа, Соль, Ля, Си Бемоль, До, Ре, Ми, Фа! Получилось!
Сказка о том, как мамашу До назначили главной нотой. (Тоника. Хроматическая гамма.)
На следующий день у дворца Королевы Гаммы собрались и другие жители музыкальной страны. Встревоженные мамы - ноты Ми, Фа, Соль, Ля и Си требовали разобраться с именами для их детей, которые все, как один, назывались Бемолями, Диезами и Бекарами.
- Что нам делать, Королева Гамма? Мы совсем запутались с нашими ребятишками! - пропела бойкая нота Ля, - все наши Диезы и Бемоли так похожи на соседских детей!
Тогда Королева Гамма издала Королевский Указ, где для каждого ребенка имелось свое место и имя так, чтобы никто не смог спутать голоса нот-соседок. А чтобы совсем было просто, Королева Гамма позвала на помощь свою дочь - Принцессу Тональность. Принцесса имела волшебный дар угодить всем жителям музыкальной страны и всегда ходила с пажами - Мажором и Минором.
- Давайте споем гимн Королеве Гамме, - предложила Принцесса притихшим нотам, - повелеваю первой нотой быть мамаше До.
- До, - пропела мамаша До.
- До Диез, - с гордостью пропел свое новое имя ее сын.
- Ре, - подала голос тетушка Ре.
- Ре Диез - продолжил сын тетушки Ре.
- Ми, - прозвучал голос ноты Ми.
- Ми Диез, - поторопился спеть сын ноты Ми.
- Что такое! - зашикали со всех сторон возмущенные ноты, - у нас сейчас лопнут уши от такой фальши!
- Как это так? - запела нота Фа, - здесь мое место!
- Правильно, твое, а Ми Диез в тональности До Мажор молчит, - спокойно объяснила Принцесса Тональность, - пойте дальше.
Ноты запели одна за другой: Фа Диез, потом Соль, Соль Диез, Ля, Ля Диез и Си.
Только было Си Диез открыл рот, как мамаша До спела:
- До!
- Вот теперь все правильно, - удовлетворенно сказала Принцесса, - а теперь, внимание, споем в обратном порядке. Бемоли, приготовьтесь и будьте начеку.
Ноты стали петь гимн Королеве Гамме вниз по ступенькам, и вот, что у них получилось. Первой пропела мамаша До, затем Си, Си Бемоль подхватил, дальше запели ноты Ля, Ля Бемоль, Соль, Соль Бемоль, Фа, Ми, Ми Бемоль и весь гимн звучно завершила мамаша До.
- Очень хорошо! - похвалила Принцесса Тональность и ее верные пажи Минор и Мажор закивали в знак согласия, - и, знаете, что у вас получилось? Вы пропели сложный гимн, который называется Хроматическая Гамма. То-то Королева Гамма обрадуется, когда услышит хвалебный гимн в ее честь, который вы непременно исполните на балу. А самую первую ноту в гимне, повелеваю отныне называть Тоникой.
Мамаша До раскраснелась от удовольствия, до того ей было приятно называться первой нотой в гимне, да к тому же получить новое имя.
- Ну, спасибо тебе, Принцесса Тональность! - запели ноты, - Теперь-то мы никогда не перепутаем голоса наших детишек. Главное, нужно внимательно слушать и помнить, какую ноту назначили Тоникой.
Первая оценка.
- Ах, как интересно! - воскликнул Сережа, внимательно дослушав сказки до конца, - а что же было дальше?
Волшебный Дедушка Клавир перевернул последнюю страницу и тихо сказал:
- А дальше было много интересного, только я сегодня устал, да и тебе пора спать.
Утром бабушка повела Сережу в музыкальную школу. Первым уроком было Сольфеджио. Дети учились писать скрипичный ключ и звукоряд. Сережа первый справился с заданием.
- Кто тебя научил так красиво и правильно писать ноты? - спросил учитель.
- Да, так, один знакомый дедушка, он рассказывал мне сказки про ноты, - сказал Сережа.
- Ну, что ж, - улыбнулся учитель, - давай свой дневник и порадуй дедушку своей первой пятеркой.