Итак, леди и джентльмены, вот мой обзор. Он вынужденно краток и, извините, не предполагает активного обсуждения (кое на этом конкурсе, по базовым условиям, вообще ограничено): не из-за боязни дискуссий - а просто потому, что нет и не будет времени.
Прочитал я, разумеется, все тексты, поданные на конкурс вообще, вкл. и отклоненные, и помещенные в "нетурнирную" номинацию. Иначе не умею. Как все мы знаем, на конкурс принимались тексты не только буквально "по Стругацким", но и соответствующие теме конкурса в широком смысле: т. е. такие, которые сохраняют и развивают некие общие тенденции, привнесенные в отечественную фантастику именно Стругацкими. (Добавлю: лично для меня это вдобавок означает, что по литературным параметрам текст должен быть не ниже хотя бы приличного уровня. Именно таковой, на мой взгляд, является ГЛАВНАЯ из "стругацких" прививок: фантастика - литература, а не популяризаторский трактат и не агитка!). Строго говоря, неформальное первенство я бы отдал как раз именно таким работам, соответствующим теме конкурса в максимально широком смысле: да, если высокий литературный уровень доминирует - ценю это не только при отходе от сюжетов собственно АБС, но даже при выходе за пределы привычных для АБС поджанров. Так что в турнирной номинации для меня "неформальным лидером" является "Сюжет для небольшого рассказа", а во внетурнирной - "Ужин при черных свечах".
Но... конкурс все же посвящен памяти АБС вообще и недавно ушедшего от нас БНС в частности. Потому я голосую за прохождение в финал, на "суд маэстро", только рассказов действительно "по Стругацким", хотя бы в минимальной степени. Разумеется, лишь тех из них, которым тоже присущ высокий литературный уровень. Они и составляют "первую семерку" в моем топе.
(Специально для тех, кто брезгливо морщит нос в том смысле, что, мол, "фанфики писать негоже". Да, фанфик в "плохом" смысле - это действительно вторичное творчество, однако литература давно знает такое направление как "пастиш", предполагающее не грубое "подражательство", а вариации на тему: с уважением, но можно и с оспариванием каких-либо идей мэтра, с полемкой вокруг его творческой манеры... главное же - с собственным творческим вкладом. И живопись это знает. И архитектура. И театр с синема. И музыка. Один из участников турнирного обсуждения как раз привел для сравнения музыкальный термин "кавер": "Хороший кавер - это не примитивное копирование, а переосмысление, новое звучание песни". Именно так! Добавлю, что музыкальный сборник, целиком состоящий из кавера, называется "трибьют", каковой термин в данном случае означает "дань уважения". Вот о материалах для такого трибьют-сборника, только в литературном варианте, и идет речь.)
Итак, на конкурсе и внеконкурсе всего, если мне не изменяет память, 26 рассказов действительно "по теме" (я уже сказал, что именно считаю подлинным соответствием для конкурса, посвященного памяти последнего из Братьев, является именно это) + еще 4 - 5 формально имитирующих примыкание к ней.
Многие тексты так или иначе причастны к тому совсем недавно завершившемуся конкурсу памяти БНС, оргкомитет коего я имел честь возглавлять, см. http://samlib.ru/s/stoptannye_kirzachi2/ Некоторые просто были там представлены в одной из номинаций, некоторые являются "опазданцами" туда (были завершены уже после закрытия приема), некоторые написаны по горячим следам активными авторами того конкурса. Есть и более диковинные соприкосновения. Впрочем, все это допустимо и вообще нормально, еще нам не хватало делить Стругацких: они на всех одни... а вот теперь и вовсе нет...
Добавлю, что лично я бы из нынешней подборки на "тот" конкурс и внеконкурс принял бы... ну, 17 - 18, наверно. Остальные или очень слабы литературно, или (впрочем, тут сильное пересечение со слабыми литературно) глубоко омерзительны: даже при том, что разница вкусов при анализе литературы есть дело вполне нормальное, а отечественная фантастика, во многом благодаря Стругацким, даже сейчас продолжает оставаться литературой, нес па? Ладно, это отдельный вопрос, о нем ниже.
В общем, на небольшой сборник наберется достаточное число хороших текстов, а на большой - неплохих. Вместимость сборника оргомитет в данном случае предварительно определяет как 20 текстов, чем и диктуется объем топа. Правда, у меня, с учетом внеконкурса получилось не 20, а 21 (3 семерки) - но, как понимаю, минимум у 2-х рассказов из 1-й семерки один автор, так что не уверен, можно ли включать их в тонкий сборник одновременно.
(Что поделать: в ряде случаев я и сам предпочел бы не знать авторство конкретных рассказов, но - узок круг авторов, редакторов, издателей и вообще любителей фантастики, страшно далеки мы все от рядового состава Серых Рот... даже если кое-кто, включая некоторых участников этого конкурса, и жаждет туда записаться... Собственно, дорогие кандидаты в серые, вас в этот контингент сейчас охотно примут, выдадут мундиры и топоры, дадут схарчить книгочеев, но потом и вас самих схарчат с потрохами: для по-настоящему кондовых серых вы все-таки слишком уж книгочеи... Даже худшие из вас. Даже те, кто искренне рвется поучаствовать в охоте на "желающих странного"...)
Итак, вот мой топ. Первая семерка, она же кандидаты на прохождение в финал:
"Виток пружины", "Возвращение", "Тук-тук-тук в ворота рая", "Возвращение в Юпитер", "Таможня: "Выпуск разрешен"", "Улитка из моря Кракена", "Удача где-то рядом".
Следующая тройка - рассказы тоже "по Стругацким", причем неплохие, но все же уступающие лидерам:
"Суета без решета", "Вечное течение жизни", "Ничего удивительного".
Дальше - "вообще" фантастика, на мой взгляд, достаточно пронизанная духом Стругацких (пускай и в максимально общем смысле):
"Синее небо полудня"
"Зеркальный парадокс Белова"
"Шарики"
"Мозгу мозгово"
"Когда я вновь стану собой"
"Сюжет для небольшого рассказа"
"Счет"
"Навстречу тайне..."
"Ужин при черных свечах"
"Felis Catus"
"Счастье на языке кота"
ОК, с топом разобрались. Теперь моя "система градаций" по конкурсу как таковому. Обычно с короткими и неполными комментариями к рассказам, порой они пропущены - но извините: только на такое хватило времени.
ГРУППА I: рассказы, сюжеты которых связаны с мирами АБС
1) Хороший и неплохой уровень (из чего не следует, что над текстами не нужно дополнительно поработать!)
"Виток пружины" (рассказ в любом случае хорош, а вдобавок близок АБС и по духу - но, боюсь, в современных условиях он окажется еще и пугающе актуален. Впрочем, отлично знаю, что многие со мной не захотят согласиться... и даже знаю, кто... не будем указывать пальцем...)
"Возвращение"
"Тук-тук-тук в ворота рая" (хорошо! Есть сколько-то несовпадений с внутренней логикой ПНО, но скорее по мелочам)
"Возвращение в Юпитер" (все же такой пафос даже ранние АБС допускали не в самой "Амальтее", а в том ее прототипе, от которого резонно отказались, ощутив, что вставание на котурны там зашкаливает - и пришли от "Страшной большой планеты" к "амальтейскому" варианту. Но... интересно пройти и по этому отрезку пути)
"Таможня: "Выпуск разрешен"" (очень неплохо - даже при минимальной перекличке с мирами АБС!)
"Улитка из моря Кракена" (текст, будучи шуточным, по определению не претендует на шедевральность - но уровень его куда выше, чем у ряда "претендующих". Правда, когда улитка замаринована - это одна "нога", даже если и вложенная заново в раковину, то без тела. В столь ироническом контексте допустимо , но... лучше бы мидии. Со специями. Они хоть без раковин, зато практически со всем остальным: похожи на моллюска, а не на ломтик мяса, да и в первоисточнике, т. е. ПНА, фигурируют. Даже если в "Чрезвычайном происшествии" биолог Малышев нашел на Титане именно улитку: живую ведь и заведомо "не такую" :)))))
"Удача где-то рядом"
"Суета без решета" (кстати, неплохо!)
"Вечное течение жизни" (тоже неплохо)
"Ничего удивительного" (и снова минимальность прямых пересечений, в данном случае с НИИЧАВО, дает приличный эффект!)
2) Особое мнение (т. е. уровень не фатально плох, но вот насчет уместности в сборнике возникают сомнения)
"XXI век" (скорее сносно)
"Колесо Фортуны" (ну, сносно: на прошлом конкурсе памяти БНС подобные варианты обкатывались часто)
"Сто десятая" (конечно, такое могли бы написать лишь ОЧЕНЬ ранние АБС... и перекличка тоже минимальна...)
"Большая проверка" (если бы Выбегалло работал Демиургом... Ладно, пусть будет "сносно")
"Забытый Бог" (пожалуй, здесь стругацкоборческие пассажи не выходят за рамки... но вообще-то излишни. Без них текст ничего бы не потерял. На мой взгляд, его все равно надо дорабатывать очень сильно, но потенциал есть).
"Дети и звери" (был на нашем прежнем конкурсе, получил там невысокую оценку, в основной состав сборника я его не поставил, но в запасной состав к запасному составу - имею в виду)
"Трудно быть человеком" (уровень сносный - но не более того; однако хотя бы "антистругацких" мотивов нет! Автора я, думается, угадал, но промолчим)
"Человек из Арканара" (к сожалению, у рассказа три недостатка. Во-вторых, он все же из числа "брагеттоновских", см. ниже - пускай и умеренно, в меньшей степени, чем коллеги по спецгруппе. В-третьих, именно из-за этого, местами слишком плакатен: автор делает персонажей и сюжет ТББ, а заодно и самих АБС, заложниками своих политических взглядов, которые он изрекает с предвыборной страстью, разрушая текст как собственно художественное произведение. А во-первых - в рассказ вплетено еще одно фантастическое допущение, с хронопереносом Руматы; это бы можно, хотя и многовато на такой объем - но объяснялово все портит...
Черт побери, ведь АБС дали отличный пример, как можно такие вещи осуществлять БЕЗ объяснялова: "Попытка к бегству"!!! И политические взгляды у АБС тоже были, но в тексты их повестей это вплеталось органически, без разрушения художественной структуры...
В общем, жаль. Рассказ содержит в себе потенциал по-настоящему впечатляющей вещи, которую осталось сесть и написать. Сейчас же он... ну, сносен)
3) Уровень плинтуса и рядом (иногда все же выше, но не до публикабельности)
"Божий лев" (если уж есть желание допустить перекличку с ТББ, хоть минимальную, то лучше бы поубавить манерности и прибавить завершенности)
"Персональная выставка" (во всяк. сл., персонажи читают и обсуждают Стругацких. Рассказ, к сожалению, из числа слабоватых в лит. смысле)
"Ангел" (ох, черт...)
"Единственное заветное желание" (увы, слабо - при хорошей идее)
4) Имитация касания (отношение к теме не просто формальное, но имитационное. В абсолютно иной сюжет авторы вмонтировали краткие упоминания о НИИЧАВО или Комконе - и... решили, что этого хватит)
"Вторника не будет?" (само по себе довольно неплохо)
" Собрание комкона" (слабо)
""Принтеры-счастья" или "Когда рак свистнул-2"" (слабо - и вдобавок "брагеттоновский" текст с примитивно политизированным уклоном)
"Планета дураков" (ровно то же самое)
5) Курс на Брагеттоне
Вот и то "см. ниже", на которое уже несколько раз ссылки были. Леди и джентльмены, а знаете ли вы, за что вполне неплохой художник Даниэле да Риччарелли утратил свое уже достаточно прославленное прозвище "Вольтерра" и стал зваться "Брагеттоне", т. е. "подштанники"? Кто не знает - погуглите... А ведь его грех его против гранд-мастера был не столь "антимикеланджеловский", как у вас, даром что он непосредственный ученик и даже протеже. И творческий масштаб был не столь, прямо скажем, вопиюще разный, как в вашем со Стругацкими случае, ибо да Риччарелли все-таки и сам мастер, пускай на два порядка ниже гранда (обиделись, да? Ну что ж делать, походите обиженными: сами напросились...). Но некая перекличка имеет место, нес па?
И не надо, плиз, петь песни о том, что вы вообще-то Стругацких вполне уважаете, воспитывались на их книгах и по-честному с ними полемизируете (такие случаи попадают в иную рубрику, здесь же собраны те, где все откровенно "по-злобному", с передергиванием на уровне пасквиля и возгласами в стиле Табаки: "Акела промахнулся!!!!") или, наоборот, не считаете себя учениками АБС и потому тем паче имеете право с ними не соглашаться (особенно печально, когда обе эти песни на два голоса поет один и тот же автор... не будем указывать пальцем...). Как известно, "происхождение можно отрицать, но нельзя отменить". Все мы, работающие с русскоязычной фантастикой как с литературой - именно литературой, подлинной, полноправной, а по возможности большой, - вне всякой зависимости от наших желаний являемся учениками АБС. Прямыми, "кривыми", опосредованными, в большей или меньшей степени - это уже другой вопрос.
На минуточку вот вам сравнение: представьте, что к портрету Джоконды (который Леонардо сделал поясным) вы дорисовываете нижнюю половину - и получается, что Джоконда, позируя, сидит на груде расчлененных детских тел (уж извините за пример, но расчлененку с педофилией я взял именно из рассказов этого конкурса, причем сии грехи приписаны, понятно, не серым с черными, а книгочеям и землянам Полудня, кому ж еще!). Да, это, конечно, придаст совсем другой колорит ее загадочной улыбке. Но можно ли такое предположить на основе видимой части, созданной Леонардо? Однозначно нет (даже при нашем четком знании того, в ренессансной Италии бывали вполне арканарские выверты). На леонардовском ли уровне написана эта "нижняя полусфера"? Однозначно нет. Привлек бы этот "ростовой портрет" соизмеримое с нынешним внимание, если бы автор и верхнюю полусферу сотворил сам, а не вмонтировал на это место леонардовский шедевр? Однозначно нет.
Вопрос: хорошо ли поступил автор? И как надлежит оценивать этот его экзерсис?
Вот кабы автор создал убедительную модель СВОЕГО мира, в котором квазиренессансная цивилизация окажется достойней высокотехнологической Земли будущего - то воистину флаг ему в руки (и танк навстречу). В данном же случае имеет место паразитирование на творчестве мастеров, на их системе образов, имен и идей. Причем паразитирование злокачественное. В нынешних же обстоятельствах моды на антилиберализм - еще и неблагородное, даже при всей искренности убеждений. Для АБС в те годы было очень нелегко и небезопасно продвигать подобное виденье гуманизма; сейчас же выводить такие "стругацкоборческие" памфлеты - поступок не просто безопасный, но прямо-таки очень благонамеренный. Настолько - что, простите, даже при всей искренности негоже в таком мараться. У каждого есть право на политические взгляды, но если уж конкурс задуман как дань памяти и уважения АБС - то стоит трижды подумать, прежде чем начать разоряться в пропаганде (вдобавок - крайне нелитературной) того, что абсолютно противоречит их убеждениям (что ни говори, гуманистическим и нерелигиозным). Даже если у вас сейчас убеждения другие.
Да, леди и джентльмены, в данном конкретном случае вы прислали тексты на конкурс ПАМЯТИ последнего из братьев Стругацких, только что ушедшего. Некоторые из вас - дважды на него: считая упомянутый выше конкурс http://samlib.ru/s/stoptannye_kirzachi2/, инициированный тем же событием. И вот в этом смысле, как по мне, имеет место нарушение не только литературных норм (оно, впрочем, тоже налицо), но и этических. Это, простите, аналог не пляски в храме, но именно развешивания нестиранных подштанников на могиле Учителя.
За горькие слова не извиняюсь: наболело. Перейду-ка к перечню:
"Парадоксы свободы" (в принципе брагеттоновщина, может, и не круче, чем в "Человеке из Арканара", коий я рассматриваю в подгруппе 2 - однако все же слишком чувствуется, что автор не только не любит взгляды Стругацких на педагогику и смежные дисциплины, но во имя своей нелюбви с готовностью идет на подтасовки. Применительно к старому конкурсу "Светлое завтра" это, теоретически готов допустить, выглядело чуток иначе, но ЗДЕСЬ - вот так. Только не надо, во имя св. Мики, утверждать, будто в рассказе выведен свой самостоятельный мир и лишь имена персонажей совпадают с именами Стругацких, а сами-то персонажи совершенно другие, случайные тезки. Такая "случайность" называется иначе. Когда человек стреляет из ружья в воздух - это даже не всегда нарушение общественного порядка, когда он в той же позе и из того же ружья палит в летящую утку - это, при соблюдении ряда условий, правильная и разрешенная охота; а вот когда в белохвостого орлана - уже браконьерство. Рад бы я испытывать сомнения насчет авторства - но тщетны надежды, ибо воистину воистину узок вышеупомянутый круг... Поэтому задам риторический вопрос: зачем?! Какого растения из рода Armoracia надо было после объявления прошлого конкурса памяти БНС столь активно декларировать принципиальное неприятие фанфиков по Стругацким - а теперь подать на следующий конкурс текст, так-таки подпадающий под определение одной из разновидностей фанфикшн? Да еще именно такой...)
"Хорёк в курятнике" (это как раз тот самый "ростовой портрет Джоконды", причем нижняя полусфера выписана куда сладострастней, чем во все том же "Человеке из Арканара". Вдобавок ко всему и Вага превратился в омерзительного резонера, сразу, едва за него заговорил автор, утратив и полученную от Стругацких ироничность, и прочие живые черты. Об авторстве мне в данном случае тем паче гадать нечего... поэтому с особо тяжелым чувством наблюдаю за деградацией)
"Воскресенье Кристобаля Хунты" (знаете, автор, а ведь это, выражаясь без обиняков, мракобесие: упрекать Стругацких за то, что в НИИЧАВО фигурирует магия, но не пропагандируются воцерковленные идеи. Как, сладко калечить за неверие Хунту и Киврина, а? По ходу этой инквизиторской работы о литературном уровне рассказа Вы, конечно, и думать забыли...)
Еще и пресловутый рассказ "Удивительное возвращение Мозеса", отовсюду изгнанный с позором за дикую злобность авторского троллинга, тоже в эту подгруппу напрашивался - но, к счастью, был отсеян на стадии преноминации (лично я в свое время проявил меньшую преноминаторскую мудрость).
В таком вот аксепте.
ГРУППА II: все остальные рассказы (ЛЕДИ И ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, СИЛЫ ИССЯКАЮТ, ВЫЧИТЫВАТЬ ОБЗОР УЖЕ НЕ УСПЕВАЮ. Простите за возможные ашипки и ачепятки, а также если кого забыл упомянуть)
1) Хорошо и неплохо (хотя в ряде случаев требуется очень мощное редактирование!)
Счет
Сюжет для небольшого рассказа
Наши соседи
Навстречу тайне...
Утро с королём
Последствия хандры
Время=const
Полоса препятствий
Когда пришел Колодец (интересно, дата в конце - не игра?)
Синее небо полудня (почти в 1-ю группу! :))
Миzер (как ни наивно-фэнтезийно...)
Ангел Вася (как ни сусально-религиозно...)
Крупица жизни
Слепой тест (хотя как биолог я пару раз криво усмехнулся)
Когда я вновь стану собой (эх, не очень представляю, как запустить изд. проект, куда этот рассказ впишется...)
Смотритель
Зеркальный парадокс Белова (тоже почти в 1-ю группу!)
Погоня за миражами. (Не та Исландия) (не будь уровень высок, перенес бы в след. категорию: настолько "не то"... но - хорошо!)
Моменты жизни (почти в 1-ю категорию: но там бы как раз поставил скорее невысокий балл)
Непреодолимая преграда (фантастика ли? Впрочем, кошки оттуда родом...)
Треснувший кокон
Сердце Города ("Стальные пещеры" с китайским акцентом?)
Выбор идиота (биосоциалка; хорошо!)
Шарики (биосоциалка; опять же хорошо! Автор прежний? Кажется, да - потому в топ дам один рассказ из двух)
Так уж вышло (не ТББ, конечно...)
Обещание нового дня
У природы нет плохой погоды - каждая погода ... кто? (название настраивало на затянутость. Зря!)
Свобода мысли
"Выживатель"
Твоя правда ("зона", да не та...)
Инкубационный период (оригинально... в этом мире явно не в ходу ВТВ!)
Клуб Добрых Дел (а здесь аналогия скорее с эволюцией мира ранних АБС: неплохо, 50 лет назад просто хорошо бы было)
Слава Понедельник
Миронычи (этот рассказ просто весьма неплох, но он все же выглядит отрывком, главой из более крупной вещи)
Стражи Собора
Низвержение Владычицы
Мозгу мозгово (весьма неплохо!)
Шанс Шансона (аналогично; автор, кажется, опять тот же. Да что ж вы всё даете главы без полноценной переработки в рассказ? :))
До фонаря
Джинния
Felis Catus
Если завтра не встанет солнце...
Счастье на языке кота
Ужин при черных свечах
Усянские выходцы
2) Терпимо
Скользящие
Эфир
Стеклянные грезы
Баллада о звездных бабочках
Я жил для тебя (да сколько раз я еще тут буду спотыкаться о юзанные тексты?!)
Рукописи не горят (при таком названии и имени главгера лит. уровень надо бы задать выше нынешнего: увы - средненького...)
Леший
Альтернатива
Синяя птица
ГРЕК (в эпоху, когда АБС описывали СКИБРов, заслужил бы рассказ оценку повыше)
Девочка с жёлтыми глазами
Волшебный магазин
Харлин
Домовой
Пилотная серия
"Солнечная сторона улицы" (ну, сносно, если учитывать "дух" Стругацких. Упоминание миров АБС фактически "на уровне шума": аквариумная фауна Гарроты - то ли? Когда в старинном доме появился кот, я все ожидал, что он начнет читать сказки...)
"Превосходство Семёна" (соответствие теме, если не считать эпиграфа, близко к нулевому, уровень... положим, сносный, хотя я не понял, зачем ради этого технорая (впрочем, кому как) надо было ликвидировать англ. язык. Это так, в духе моды, с "проклятыми пиндосами" сочлись? В сборник кулинарной или эротической фантастики, если таковые возникнут, я, возможно, попрошу, а вот в сборник по данному конкурсу... не знаю, уместно ли. Скабрезновато-с чуток. Но на конкурсе как таковом рассказ вполне приемлем :))
28 ступеней наверх
ОН
Озорник
Гость
Страшный сон Ивана Максимовича
Песчаная планета
С головой-одуванчиком.
Коготь грёз
Красные фонари,
Цифровой разум
Осведомлённый Источник (Недолгая Была Охота) - литературный уровень скорее сносен, чем плох - но ведь писано не по мирам АБС, а по миру "Дозоров". При других обстоятельствах это само по себе было бы ни хорошо, ни плохо - но в данном случае такое ставит в неловкое положение судей финала, прежде всего самого Лукьяненко...
3) Плинтус и ниже (имхо)
Зачем черт убил Дарвина? (по меркам фантастики 60-х было бы почти неплохо...)
В ОЖИДАНИИ ФЕИ
На посту номер один
Монета
Исчезнувшая чашка
Дыра
Выбор Вечности
Последний урок
Конец света - полезно и приятно!
"А там - все хорошо!" - соответствие теме сводится к тому, что автор пишет рассказ (коий потом прославится) именно на этот конкурс. За-кол-/цензурировано!/ этот сюжетный ход, на половине конкурсов он применяется. И вообще в таком случае лит. планку лучше бы повыше ставить...
Бургер-Принц
220
Брелок
Путешествие на тот свет
Фея неудач
Записки из будущего
Контора
История одного Астероида
Кто твой враг?
Шум
Компаньоны (что, автор - "Аватар"? Так это называется "симбионты"...)
Уффф...
Что именно готов взять для публикации - пока не решил, но, конечно, преимущественно это будут тексты из 1-х подгрупп, хотя при особо метком попадании в тему возможны и другие варианты, особенно после (точнее, в случае) редактирования. Впрочем, сразу скажу, что для разных проектов я "положил глаз" на ряд текстов, не связанных сюжетно с мирами АБС.
Да, вот еще что: извините, леди и джентльмены, но раздел комментариев я тут не открываю. Потому что внимательно и постоянно модерировать его у меня сейчас времени нет - а именно это, судя по лютому троллингу в СИ-шном разделе коммов к "Правилам турнира", и потребовалось бы. Если кому интересно, присылайте мне вопросы через оргов или пишите на адрес журнала "Меридиан". На данном этапе, наверно, это предложение касается прежде всего тех, кто вошел в мою версию топа, а вообще - посмотрим...