Несомненно, все эти успехи были бы невозможны без организации жизни общины на основе чёткого и ясного законодательства. Важнейшим институтом, созданным Моисеем, был институт судей и судопроизводства. Этой проблемы я касался в разделе, посвящённом Итро. "Судей и надсмотрщиков поставь во всех вратах, чтоб судили они народ судом праведным... Правды, правды ищи" (Второзаконие 16:18). При этом, судьи должны были действовать, опираясь на Закон, единый для всех, а не на свой личный опыт, привязанности и инстинкты. "Закон один да будет у вас, одинаков да будет он для пришельца и туземца" (Левит 24:22). Вынесение любого приговора, а также казнь осуждённого должны были производиться в присутствии не менее двух-трёх свидетелей (Второзаконие 17:6), что придавало судебной системе публичный характер. Строго наказывалось лжесвидетельство и взяточничество в ходе судопроизводства. Но и "судей не злословь и начальника в народе твоём не проклинай" (Исход 22:27).
Пуповинная связь с богом предполагала создание такой законодательной системы, в которой бы слились воедино уложения религиозного и светского характера. Нарушения законов общежития, взаимоотношений в общине должны были рассматриваться как грех, как отступление от Божьего Завета. Возврат к язычеству, отступление от ритуала даже в малом предполагал невозможность дальнейшей жизни в общине, отлучение от неё, вплоть до казни. Это двуединство являлось краеугольным камнем Моисеевой юриспруденции.
Законодательную систему Моисея Библия представляет в форме Договора - Союза, именуемого Синайским, между богом и избранным им народом. Подобного рода договоры, начиная с XVIII в. до н. э., считались на Древнем Востоке общепринятыми при урегулировании отношений, например, между царём и его вассалами, государством-победителем и побеждённым государством. Тексты таких договоров встречаются среди хеттских и аккадских документов XV - XIII в. до н. э., арамейских и ассирийских - VIII-VII в. до н. э. Книга Второзаконие фактически является текстом такого Договора. Начинается она с повторения основных вех истории взаимоотношений бога и народа Израиля, эпопеи Исхода из Египта и завоевания части обещанной богом земли. Далее излагаются, начиная с декалога, основные элементы законодательства; завершается этот документ перечислением благ, обещанных богом, в случае исполнения всех предписаний и заветов, и кар при их нарушении. Синайский Союз сходен по своей форме с хеттскими и аккадскими договорами II тыс. до н. э. (Х. Тадмор и Р. Надель68).
Не вызывает сомнения, что, составляя свой свод законов, Моисей опирался на существовавшие в этом плане наработки предшествующих поколений: в годы учёбы у него была возможность знакомиться с более древними их образцами. При этом, можно назвать свод законов Ур-Намму третьей династии Ура, "царя Шумера и Аккада", датируемый, примерно, 2050 г. до н. э., законы царства Эшнуна, составленные на аккадском языке (примерно, 1920 г. до н. э.), свод законов Хаммурапи (датируется 1728-1686 гг. до н. э.), свод законов древнего Ашура (восходит к XV в. до н. э.). Синайский Союз, однако, не является их копией, но по своей совокупности самостоятельной и фундаментальной работой.
На сегодняшний день учёные-библеисты свели эти законы в систему из 613 заповедей, содержащую 248 предписаний и 365 запретов. Они собраны в трёх сводах: Книга Завета (Исход, главы 21-23), Закон Священнослужения (Левит), и Второзаконие. Главнейшим элементом Синайского Союза, его сердцевиной, является Декалог(Десятисловие): "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им... Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту... Соблюдай день субботний.., не делай никакой работы. Чти отца твоего и мать твою... Не убивай, и не прелюбодействуй, и не кради, и не отзывайся о ближнем твоём свидетельством ложным. И не домогайся жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего.., ничего, что у ближнего твоего" (Второзаконие 5:8-18). В трёх названных сводах этот декалог расширяется и углубляется, детализируется, дополняется новыми положениями.
Здесь уместно обратить внимание читателя на то обстоятельство, что Декалог Моисея не является его личным произведением. Александр Мень48: "В Священной Истории... приводится так называемый Малый Обрядовый Кодекс. Он состоит из 12 заповедей. По мнению Роули и других историков, этот кодекс принадлежал мадианитянским поклонникам ЯГВЕ и был как бы символом веры Итро, тестя Моисея. [В Законе Моисея он фигурирует] под названинием Декалог, или Скрижали Завета. Формулировки Декалога напоминают [один из текстов] Книги Мёртвых и свидетельствуют о том, что автор знаком с Египтом". Это
является, кстати, ещё одним аргументом в пользу высказанного выше утверждения о трёх источниках веры Моисея, одним из которых является египетский.
Настоящее название древнеегипетской "Книги мёртвого человека", или "Книги Мёртвых" - "Изречения выхода в день"5. Основной целью этой книги было помочь умершему египтянину благополучно преодолеть все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с богом Ра на солнечной барке вновь вернуться к жизни в нетленном теле на вечной плодородной земле в окружении близких. Согласно верованиям древних египтян, в Нефер-Аменти (Прекрасный Запад), располагавшемся (в проекции на Землю) в районе Фив, посреди Озера Правды находилось основное рабочее место бога Осириса, владыки загробного мира. Здесь он судил мёртвых, здесь на посмертном суде в зале Двух Истин решалась окончательная судьба покойного. Во время этой процедуры на одну чашу весов клали перо - символ богини Маат, воплощавшей истину, справедливость и мировой порядок, на другую - сердце прибывшего мертвеца. Если ответчик вёл честную жизнь, то обе чаши оставались уравновешенными. Особый интерес представляет 125-я гл. Книги, в которой описывается суд Осириса над умершим. На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи (даю её в сокращении): "Вот я пришёл к тебе, владыка правды; я принёс правду, отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не.. исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист". Согласитесь, это очень напоминает библейский Декалог, только если в последнем бог наставляет, то в Книге Мёртвых умерший доказывает, что он не совершал всех перечисляемых им мерзких деяний.
Вернёмся к своду законов Моисея. Ниже я представлю в обобщённой форме предусмотренные им предписания и запреты, представляющие, на мой взгляд, интерес для современного читателя. Я решил сделать это и по следующим двум причинам: во-первых, не каждый человек, далёкий от религии, может заставить себя прочесть соответствующие библейские тексты; а во-вторых, в библии предписания и запреты конкретного характера не систематизированы, но разбросаны по разным главам и стихам, что осложняет восприятие законодательной системы Моисея в виде целостной картины.
Итак, все предписания и запреты, встречаемые в книгах Исход, Левит, Второзаконие, можно разделить на группы, которым я дал современные названия:
1. Организация судебной системы и порядок судопроизводства.
2. Религиозного характера (в них, преимущественно, речь идёт о вопросах священнослужения, видах и содержании жертвоприношений, о причинах "нечистоты" и снятии её, о праздниках и другое).
3. Здоровое питание и здравоохранение.
4. Гражданский кодекс: неприкосновенность частной собственности, права женщин.
5. Уголовный кодекс (убийства, воровство, преступления на сексуальной почве).
6. Трудовой кодекс (о регулировании отношений в сфере труда).
7. Морального характера.
Организации судебной системы и судопроизводства я касался в разделе, посвящённом Итро, и в данном разделе (см. выше). Рассматривать вопросы религиозного характера в рамках данной книги мне представлялось нецелесообразным, ибо они слишком специфичны и требуют специальной подготовки для их восприятия.
Предписания или запреты, касающиеся здорового питания, выглядят следующим образом. Перечень животных, мясо которых нельзя употреблять в пищу: верблюд, даман (разновидность зайца), заяц, свинья, черепаха. Животные, мясо которых можно употреблять в пищу, то есть "кошерные" ("кошер" - подходящий, верный, ивр.; слово "трефа" является противоположным по значению понятию "кошер"), жуют жвачку и имеют раздвоенные копыта. Жвачкой называются маленькие шарики пережёванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, то есть возвращается в рот и вновь пережёвывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.
Нельзя употреблять в пищу пресмыкающихся. Из морских или речных рыб нельзя употреблять в пищу тех, у которых нет плавников и чешуи. К разрешённой относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба.
Перечень птиц, мясо которых нельзя употреблять в пищу: аист, баклан, ворон, гриф, ибис, коршун, орёл, пеликан, сип, сова, сокол, страус, сыч, удод, филин, цапля, чайка, ястреб.
Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (первый письменный вариант Устного Закона иврим, конец II - начало III в. н. э.) утверждает, что "птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой". К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепёлки и индюки; на практике, однако, едят в основном кур, индеек и уток. Животные и птицы, считающиеся кошерными, могут оказаться некошерными, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов.
Всё, что соприкоснётся с "нечистыми" животными, рыбами, птицами (сосуд, мешок, печь, предметы одежды, кожа человека, другое), также становится "нечистым", и должно быть очищено с помощью водных ванн в течение
двенадцати часов, либо уничтожено. Есть мясо не запрещённых к употреблению животных или птиц можно, предварительно выпустив из них кровь, и то лишь в течение первых двух дней после их забоя. На третий день несъеденное мясо должно быть сожжено. В соответствии с кашрутом, еврейскими законами об употреблении пищи, для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Категорически запрещается есть кровь животных и птиц. "Кровь есть душа; не ешь же души" (Второзаконие 12:23). По мнению американского врача Дона Кольберта36, рекомендации Ветхого Завета не употреблять в пищу свинину или мясо зайца, дамана, "рыбу без чешуи" (крабов, креветок) "...обусловлено высоким содержанием в этих продуктах арахидоновой кислоты, которая приводит к образованию жиров, [в том числе] сатурированных, предрасполагающих к [различным] заболеваниям". По этой же причине, видимо, запрещается есть воловий, овечий, козий тук (тугоплавкий жир). Обращают на себя внимание повторяющиеся в библейском тексте настоятельные предписания сочетать жертвоприношения с приёмом в пищу значительных количеств мяса. Оказывается, это не случайно: животный белок ближе по аминокислотному составу к белкам человека, чем растительные белки, а поэтому он лучше усваивается для построения тела, для наращивания физической силы. Мясо положительно воздействует на жизненный тонус, половую функцию, мотивации человека и его эмоции. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не позволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов: на страницах Пятикнижия часто встречается наставление "Не вари козлёнка в молоке матери".
Предписания по охране здоровья членов общины касаются раннего выявления больных с кожными (проказа, опухолевые образования, включая фурункулёз, лишаи, изъязвления, пятнистая сыпь, облысение очагового характера) заболеваниями и с заболеваниями, характеризующимися "истечением из плоти" слизи и крови (Левит 13-15). Речь идёт не столько о терапии этих больных, сколько о мерах, которых следует придерживаться в случаях контакта с "нечистыми", а также контакта со всем, что находилось в соприкосновении с ними. Фактически, мы сталкиваемся с основами профилактической медицины древнего мира. Осмотр членов общины, подозрительных на наличие у них какого-то опасного для окружающих заболевания, возлагался на священников - они, видимо, играли роль лекарей, имея для этого специальную подготовку подобно египетским жрецам. Осмотр проводился в динамике (ещё дважды с перерывами в семь дней) в целях снижения риска ошибочной диагностики. При установлении диагноза проказы больной должен был быть изолирован (жить вне стана), ходить закутанным с головы до ног "и кричать: нечист! нечист!" (Левит 13:46), а его одежда, предметы личного и бытового характера сожжены. Лечебные мероприятия ограничивались кругом водных процедур, а также специальным священнослужением по снятию "нечистоты". Изоляция больных с менее опасными для окружающих заболеваниями осуществлялась на месте их проживания и сохранялась до выздоровления. Заканчивается же данный раздел книги Левит (15:31) призывом: "Ограждайте же сынов Исраэйлевых от нечистоты их, дабы не умерли они...".
Защита собственности является одной из центральных в моисеевом законодательстве. В Библии излагается целая серия соответствующих предписаний и уложений. В частности: хищение, утрата доверенного имущества; хищение, утрата доверенного скота, гибель его; уничтожение посевов и виноградников по вине конкретного человека или принадлежащими ему животными - наказываются (после рассмотрения в суде) наложением штрафа, чаще в двойном размере в сравнении с реальной стоимостью утраченной хозяином собственности. Израильтянин, обнаруживший заблудившихся быка, овцу, осла, другую потерянную собственность единоверца, должен сделать всё, чтобы возвратить её хозяину. Израильтянину, который оказался в винограднике своего близкого, разрешается есть виноград без ограничений, но уносить его с собой в корзине нельзя; если он находится на поле соседа, то может обрывать колосья рукой, чтобы унести с собой, но не серпом.
Важнейшим является закон о запрете на продажу земли: "Земля не может быть продаваема навеки... Во всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли" (Левит 25:23-24). Если бывший хозяин так и не найдёт средств для выкупа своей заложенной земли, то в "юбилейный", 50-й, год её нужно возвратить ему, либо его наследникам. Если проданный дом, находящийся в пределах городской черты, можно выкупать лишь в течение года с момента его продажи, то сельский дом, стоящий на земле, использующейся для хозяйственной деятельности, - независимо от срока давности его продажи. Этим гарантировалось исключение земли из товарооборота, закрепление её за семьёй, за родом, коленом.
Этой же цели служит и следующее предписание: если у умершего нет сына, то надел его должен быть переведен дочери, если нет дочери, то братьям его, если нет братьев, то братьям отца его, если и их нет, то ближайшему
родственнику. Всякая дочь, наследующая надел своего отца, должна стать женой одного из мужчин того же колена, чтобы земля оставалась собственностью этого колена. Если из двух жён, любимой и нелюбимой, первенца родит нелюбимая, то при распределении наследства сын нелюбимой жены обладает правами на двойную часть имения по праву первородства. В этом же законе можно усмотреть и стремление автора защитить права женщины-матери.
Есть и другие предписания и запреты, касающиеся защиты прав женщины:
- обольщение девственницы влечёт за собой женитьбу на ней, или уплату денежной компенсации (по желанию её отца);
- если мужчина изнасиловал необручённую девственницу, то он должен жениться на ней, а отцу выплатить 50 серебреников в качестве компенсации;
- в течение одной недели после окончания месячных или родов запрещается подходить к женщине с целью вступления с ней в сексуальные отношения;
- в случае начала военных действий освобождается от участия в них мужчина, который только накануне "обручился с женщиной, и не взял её... Молодой муж да увеселяет жену свою" (Второзаконие 20:7, 24:5);
- если среди пленных окажется женщина, понравившаяся тому, в чьей власти она оказалась, он должен дать ей возможность в течение месяца оплакать своих близких, и лишь потом овладеть ею; если в последующем он не захочет оставить её в качестве своей жены, то должен отпустить на свободу - превращать её в рабыню, или продавать запрещено;
- если у мужчины возникнет неприязненное отношение к молодой жене, и он начнёт распускать слухи, что она не была девственницей, и это окажется ложью, то, по решению старейшин, он должен заплатить её отцу 100 серебреников в качестве компенсации за оскорбление семьи, причём, без права развестись с ней;
- если израильтянин, в силу сложившихся обстоятельств, например, в качестве уплаты долга, отдал свою дочь другому израильтянину, то хозяин вправе "назначить" её для себя, женившись на ней, либо для сына (в последнем случае, он должен относиться к ней "по праву дочерей"); если женившись, он затем разочаруется в ней и возьмёт другую женщину, то эту, первую, не должен лишать пищи, одежды и "сожития" с ней. В противном случае, он обязан вернуть её в семью отца без всякого выкупа - продать её чужому народу он не властен. Женщина-израильтянка не может быть рабыней.
Концепция ценности человеческой жизни является одной из важнейших в иудаизме. Это прослеживается и на примерах "уголовного кодекса" Моисея. Многие положения его могут показаться сегодняшнему читателю крайне суровыми, неадекватно жестокими. Но следует помнить, что жизнь человеческая рассматривается в иудаизме как дар бога, как творение бога - как следствие, лишение одним человеком жизни другого, даже нанесение ущерба жизни есть преступление против Создателя. В то же время, данный круг законов предусматривает достаточно объективное рассмотрение каждого конкретного случая, связанного с гибелью или увечьем человека. Перечислим их:
- гибель человека от неожиданного нападения быка, ранее вполне мирного, влечёт за собой наказание в форме уничтожения быка без права использования хозяином в пищу его мяса; если агрессивность животного была известна, но
хозяин ничего не предпринял, чтобы оградить людей от опасности, и трагедия произошла, то и хозяин, и бык приговариваются к смерти побитием их камнями;
- в случае членовредительства действует известный принцип "глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу и т.п.";
- в случае рукоприкладства, приведшего к временной утрате трудоспособности, виновный наказывается уплатой штрафа в размере, соответствующем числу дней нетрудоспособности пострадавшего (эта сумма определяется судьёй) плюс оплата лечения;
- рукоприкладство в отношении беременной женщины, приведшее к выкидышу, наказывается выкупом в размере, определённом её мужем;
- умышленное убийство, похищение человека и продажа его, превращение в раба израильтянина ("брата") караются смертью;
- рукоприкладство, и даже злословие, в отношении отца и матери караются смертью ("уважай старца, вставай, приветствуя его");
- родители имеют право пожаловаться старейшинам на непокорство или пьянство своего сына, что может стать причиной вынесения ему смертного приговора в форме побития камнями;
- израильтяне, поселенцы, пришельцы, совершившие неумышленное убийство, имеют право до суда укрываться от мстителей в городах-убежищах; в то же время, удар железным предметом, камнем, деревянным орудием, даже рукой, приведший к смерти, если не будет доказано, что обвиняемый в убийстве нанёс его случайно (например, бросил камень, не предполагая, что где-то рядом находится человек), считается умышленным убийством, которое карается смертью. И тут же: "Не враждуй с братом, не мсти и не храни злобы на сынов своего народа".
Караются смертью ряд преступлений неуголовных, относящихся, скорее, к сфере религиозной или близкой к ней:
- скотоложство, мужской и женский гомосексуализм ("это мерзость..."). В связи с этим же, запрещается женщине носить мужскую одежду, а мужчине женскую, "ибо мерзок... всякий, делающий это" (Второзаконие 22:5).
Преступления на сексуальной почве, либо сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, противоречащие заповедям бога:
- осквернение собственной дочери, развратные действия с ней караются смертью обоих;
- обольщение, совращение обручённой женщины наказывается смертью обоих;
- изнасилование обручённой женщины в городе, где она могла звать на помощь, но не сделала этого, наказывается смертью обоих;
- за прелюбодеяние с замужней женщиной, с женой отца или брата, со снохою, одновременно с женой и матерью её, с сестрой, с тёткой своей смерть обоим;
- молодая жена, не оказавшаяся девственницей, судом приговаривается к смерти побитием камнями.
"Всякий человек, осуждённый на смерть, не может быть выкуплен" (Левит 27:29), но казнённый по приговору должен быть к вечеру погребён.
Ряд положений касается регулирования трудовых отношений между работником и работодателем:
- не задерживай заработка наёмного рабочего даже на одну ночь;
- не делай неправды в измерении, в весе и в мере [при расчёте].., не обирай ближнего.., не притесняй пришельца..; соблюдай права неимущих;
- израильтянина, оказавшегося в зависимости, запрещается превращать в раба - он может быть использован лишь как наёмный рабочий или поселенец; использовать в этом качестве его можно лишь в течение шести лет, а на седьмом году - отпустить со всей его семьёй, наделив скотом и едой. "А над братьями вашими, сынами Исраэйлевыми, никто да не властвует" (Левит 25:46). Если пришелец или поселенец достиг достатка, и израильтянин оказался в рабской зависимости от него, то кто-то из единоверцев обязан его выкупить, и использовать в качестве наёмного рабочего, чтобы тот имел возможность расплатиться за выкуп из рабства.
Встречается в библейском тексте ряд законов, касающихся рабовладения, и защиты прав рабов:
- покупать рабов следует только у соседних народов, либо у поселенцев-инородцев;
- если бык нанесёт вред здоровью раба (забодает его), то хозяин должен выплатить [семье раба] компенсацию в размере 30 шекелей серебром;
- если хозяин нанёс вред здоровью раба (рабыни), то обязан отпустить их на волю;
- за убийство собственного раба хозяин несёт наказание, характер которого определяет суд;
- запрещено выдавать беглого раба, который ищет защиты у израильтянина, господину его, оставив в своём доме.
Ряд предписаний, угодных богу, относятся к сфере человеческой морали. Вот они.
- Не оставайся равнодушным к крови ближнего... "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит 19:19).
- Деньги, данные в долг бедняку, не облагай процентом, а взятую в залог одежду возврати ему до захода солнца ("Не бери в залог одежды вдовы", Второзаконие 24:17).
- Собирая жатву, виноград, маслины, край поля, виноградника, масличного сада оставь бедному и пришельцу.
- "К концу трёх лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади во вратах твоих, Дабы пришёл лейвит.., и пришелец, и сирота, и вдова.., и ели и насыщались" (Второзаконие 14:28-29).
- На седьмом году оставляй поле, виноградник, сад необработанными, чтобы всем, что там вырастет, могли воспользоваться неимущие.
- "К концу седьмого года делай... прощение... долга ближнему своему и брату своему... Не будет у тебя нищего... не сожми руки твоей пред нищим братом твоим" (Второзаконие 15:1-4, 7).
- "Освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям её..; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый к семье своей" (Левит 25:10).
Cводом законов Моисея, и это легко видно при его прочтении, предусмотрены все основные жизненные ситуации, могущие возникнуть не только в условиях кочевья, но и оседлой жизни. Отсюда и появившиеся в тексте поля пшеницы, виноградники, оливковые деревья, дома, наделы земли и так далее. Несомненно, законы писались в расчёте на обретение израильтянами своей земли. Многие положения кодекса Моисея имеют гуманитарный характер. Пусть в зачаточной форме, но в этих законах закреплены ряд прав женщин, наёмных рабочих и рабов; со ссылкой на авторитет бога сформулированы предписания и запреты, целью которых является облегчить жизнь бедняков, неимущего населения, "...ибо не переведётся нуждающийся на земле" (Второзаконие 15:11). Консолидация народа, сохранение семьи - вот важнейшие ориентиры кодекса. Законы Моисея можно рассматривать и как "декларацию равенства..: все израильтяне равны перед богом, а потому равны перед законом" (Пол Джонсон22). Не случайно, кто-то из библеистов назвал Моисея первым демократом. Я сознательно отказался от анализа собственно свода законов, ограничившись их систематизацией, предоставив читателю самому делать выводы о законодательной системе Моисея, большинство положений которой остаются актуальными и для современного общества.