"Близились дни большого весеннего скотоводческого праздника. Однажды среди израильтян слух распространился о неизвестных агитаторах, которые появлялись на стройках, то среди поселенцев Гесема, призывая народ покинуть "Дом рабства" и идти в пустыню поклониться Богу Авраама, Богу отцов. Люди эти принадлежали к левитам". Так Александр Мень48 в своей "Истории религии" описывает события, предшествовавшие Исходу.
А вот ещё одна версия первой встречи Моисея с представителями израильтян в Раамсесе в изложении современного израильского писателя Эфраима Бауха8: "Редкие светильники слабо освещают это обширное пространство между стен, кажущееся узким и тесным, ибо огромное число людских существ, прижатых друг к другу, грозит эти стены развалить... Старейшины в белых хламидах восседают в первом ряду... А за ними, несмотря на волнение, это качающееся людское скопище... Говорит Аарон: "Ангел господень явился Моисею из горящего куста. Бог наших праотцев хочет вызволить нас из рабства, и не столько физического, сколько духовного". Глухой шум: "Он, что ли (имеется ввиду Моисей - В. П.), говорил с Богом?.. - Да у него же глаза безумца. И ему можно довериться?.. - Чем нам здесь плохо? Я бы запретил их слушать"... И тут к Моисею подбегает на кривых подгибающихся ногах испитой, худосочный старик, трясясь в истерике: "...Это дешёвый провокатор, ─ вопит старик. - Он заставляет подписать самим себе смертный приговор. Его надо побить камнями насмерть". Нечеловеческий рёв потряс осыпающиеся глиной стены. Толпа кинулась на старика... Моисей: "Остановитесь! Растерзав этого глупого, несчастного старика, потерявшего рассудок от страха, вы будете каяться до скончания дней. Бог сказал мне, что... вас Он избрал своим народом... не потому, что вы лучше всех, а потому, что все хуже вас"... И зал качнулся единым выдохом: "Моисей и Аарон, мы с вами!"".
Библейский текст много более лаконичен: "И пошёл Моше с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Исраэйлевых; И пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моше, и сделал [Моше] знамения (превратил посох в змея, а руку свою поразил проказой, вернув затем всё в исходное состояние - В. П.) перед глазами народа. И поверил народ" (Исход 4:29-31).
Так начинается эпопея Исхода, так начинается противостояние бога и Паро, известное под названием "Десять казней египетских", завершившееся полной победой бога, в чём сомневался разве что только сам Паро ввиду самомнения великого. Стоит добавить, что все эти "казни", обрушившиеся на головы египтян при полной безопасности израильтян, живших тут же, нашли на сегодняшний день своё "научное" объяснение, ибо историки и литераторы никак не могут смириться с тем, что всё это действительно было делом рук бога. Вот "научные" объяснения природы явлений, именуемых казнями.
Первая казнь "Превращение воды в кровь": "...и превратилась вся вода, что в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и воссмердела река, и не могли Египтяне пить воду из реки; и была кровь по всей земле Египетской" (Исход 7:20-22). Для древних египтян периодическое превращение воды в "кровь" имело своё объяснение. Они связывали это явление с именем бога Гора Бехдетского. "Ты бросил капли крови в воду... и поэтому канал Гора Бехдетского и по сей день называется кровавым", - пишется в одном из египетских гимнов.
Полагают, однако, что этот феномен связан с сильным разливом реки Нил, приносящим красную землю с Эфиопских возвышенностей. По более научно обоснованной версии, виновником "чуда" превращения воды в "кровь" является "красный прилив", обусловленный сильным цветением многочисленного фитопланктона. Цветение сине - зелёных водорослей вызывает резкий дефицит растворённого кислорода, массовую гибель рыбы и беспозвоночных.
Американскими учёными был открыт микроорганизм Piesteria Pisicida, ставший причиной особого заболевания водорослей, вследствие которого последние в определённые циклы своего развития выбрасывают сильнейший токсин, окрашивающий воду в красный цвет и делающий её непригодной для обитания рыбы, питья и даже полива.
Ряд казней египетских многие авторы связывают с извержением вулкана на острове святой Ирины (Санторини, греч.), принадлежащем к Кикладскому архипелагу, лежащему в Эгейском море между Критом и Пелопоннесом. Самое крупное извержение произошло около 1400 г. до н. э. Взрыв исполинской силы, сравнимый со взрывом нескольких современных водородных бомб, потряс Эгейское море. Остров, на котором прежде находился вулкан, буквально взлетел на воздух и превратился в пыль. Погибла цивилизация этого острова, а цунами, прокатившийся по всему Средиземноморью, вызвал многочисленные наводнения.
Как считал знаменитый учёный и подводный археолог Жак Ив Кусто, превращение речных вод в кровь можно объяснить выпадением токсичного пепла после извержения Санторина. Вулканический пепел часто имеет кровавый оттенок из-за присутствия в нём соединений железа.
Вторая казнь "Нашествие жаб (лягушек)": "..и вышли лягушки [из потоков, озёр и рек], и покрыли землю Египетскую" (Исход 8:2-3). Полагают, что сильный разлив Нила, либо продолжительные тёплые дожди (хотя в этом регионе дожди выпадают крайне редко) могли привести к появлению большого числа водоёмов с размножением в них и последующей миграцией жаб. Другое объяснение лягушачьего нашествия на египтян связывают всё с тем же заболеванием водорослей, о котором шла речь выше, или извержением вулкана на острове Санторини с выбросом большого количества токсического пепла - в обоих случаях это привело к отравлению питьевой воды, массовому выходу лягушек на сушу и их гибели от засухи.
Третья казнь "Превращение праха земного во вшей": "...и появились вши на людях и на скоте. Весь прах земной стал вшами по всей земле Египетской" (Исход 8:13 в иерусалимском переводе с иврита на русский язык). По-иному описывается та же казнь в христианской версии книги Исход 8:17: "...и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской". И неясно, кто всё же поразил египтян и скот их: вши или мошки? В иврито-русском словаре отсутствует слово "мошка", "мошкара", слово же "вши" переводится с русского на иврит как "киним". В свою очередь,
Электронная еврейская энциклопедия в статье "Казни египетские" слово "киним" даёт как "мошкара". Таким образом, третью казнь можно рассматривать как наказание мошкарой. Наличие большого числа водоёмов, высокие влажность и температура воздуха, либо (см. Первая казнь) исчезновение лягушек могли вызвать массовое размножение комаров, клещей, песчаных мух, оводов. "Каждые несколько лет во время разливов, - пишет Зиновий Косидовский37, - комары и другие вредные насекомые размножались до такой степени, что египетские крестьяне рассматривали их как истинное бедствие". По ещё одной версии, Моисей и Аарон во имя великой цели Исхода тайно начали разрушать оросительную систему египтян в районе Дельты, что пришлось к тому же на период обмеления Нила. В итоге, мошки, которые обычно тучами роятся во влажных местах над водоёмами, после разрушения последних, набросились на людей и скот, кожа которых выделяет влагу, испаряющуюся под жаркими лучами солнца.
Четвёртая казнь Нашествие "аров (массы диких зверей или насекомых)": "..и явился тяжкий аров в дом Паро и в дом рабов его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от аров" (Исход 8:20-21). Несколько по-другому описывается та же казнь в Священном писании, принятом христианами (книга Исход 8:24): "...налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от песьих мух". Фраза "масса диких зверей или насекомых" взята мною из ивритоязычного текста той же книги (Исход 8:17). Она, естественно, режет слух: одно дело "дикие животные", другое - "насекомые". А вот как переводит Раши28 этот же стих: "..и вошла стая грузная в дом Паро и в дом его рабов, и по всей земле Мицраим (Египет, ивр. - В. П.) гибла земля от (хищной) стаи". Здесь уже ни слова о диких животных или насекомых. В принципе, обилие насекомых вполне может выглядеть как "хищная стая", но Раши подчёркивает: "стая - это разные виды диких зверей, и змей, и скорпионов вперемешку". И всё же, я склонен фразу "масса диких зверей или насекомых" рассматривать как ошибочный её пересказ: видимо, речь шла о массе насекомых, вегетирующих на диких зверях. В уже упомянутой статье из Электронной еврейской энциклопедии "аров" переводится двояко: как "разные звери" или как "пёсьи мухи". Этот вариант перевода и вошёл в христианский текст книги Исход, и мне он представляется более предпочтительным. "По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвёртой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека и животное, и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему" (Толковая Библия Лопухина42). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.
Пятая казнь "Моровая язва": "... рука Господня будет на скоте твоём, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и мелком скоте - моровая язва весьма тяжёлая" (Исход 9:3-4). Речь, по-видимому, идёт о сибирской язве. Сибиреязвенные бактерии вне организма при доступе кислорода образуют споры. Последние могут сохраняться годами; пастбище, заражённое испражнениями и мочой больных животных, а также скотомогильники, места захоронения погибших от сибирской язвы животных могут долгие годы сохранять сибиреязвенные споры. Разливы Нила, либо цунами вследствие извержения того же вулкана на острове Санторини могли способствовать вскрытию почвы, содержащей споры бактерий сибирской язвы, её смыву и заносу спор на новые территории, а также переносу их (при высыхании почвы) ветром.
Шестая казнь "Кожное воспаление": "...и станет на людях и на скоте воспаление, развивающееся в нарывы" (Исход 9:9). Многие комментаторы Ветхого Завета объединяют пятую и шестую "казни" в одну, что противоречит библейскому тексту. При внимательном прочтении его видно, что 1-7 стихи главы 8 книги Исход рассказывают о пятой "казни", а стихи 8-13 той же главы - о шестой "казни". Содержание этих двух фрагментов главы 8 не оставляет сомнений в том, что речь идёт о совершенно разных "казнях", хотя, с медицинской точки зрения, кожное воспаление вполне может проявлять себя и "нарывами" типа, например, абсцессов, и эрозивно-язвенными её поражениями. В чём состоят текстуальные отличия, позволяющие утверждать, что всё же речь идёт о разных "казнях": в случае пятой "казни" рассказывается о поражении и гибели только скота, в случае шестой - и скота, и людей; при описании событий, связанных с шестой "казнью", причиной её, в отличие от пятой, является распространение Моисеем и Аароном по всей земле Египетской печного пепла, оседание которого на коже людей и животных, якобы, приводило к развитию кожного воспаления. Эта версия не выдерживает критики, ибо в народной медицине печную золу использовали в лечебных
целях. Обращает на себя внимание, в то же время, что пепел "братья" должны были не рассыпать по земле, а бросать в небо. В памяти народа зафиксировалось падение с неба огромного количества пепла, что и связали с одним из знамений бога в период Исхода. Есть основания полагать, что и в данном случае речь может идти о вулканическом пепле с токсическими свойствами, попадание которого на кожу и вызывало её воспалительные изменения. Любопытно, что не избежали этой "казни" и волхвы: "воспаление было на волхвах" (Исход 9:11), что говорит не в пользу древесной золы как причины тяжёлого заболевания кожи, ибо волхвы были и врачевателями, и знали о её полезности.
Седьмая казнь "Град": "И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота" (Исход 9:25). Выносом пепла и вулканической пыли в верхние слои атмосферы можно объяснить и град, поскольку частицы пепла, попавшие в облака, оказываются центрами, вокруг которых потом нарастают слои льда. Это приводит к образованию градин.
Восьмая казнь "Нашествие саранчи": "Господь навёл восточный ветер на землю (на) весь день и всю ночь... И напала саранча на землю Египетскую, и легла... весьма густо... и поела она всю траву земную и весь плод древесный, который оставил град" (Исход 10:13-15). В приведенной выше фразе мы находим объяснение нашествию саранчи на египтян: изменение направления ветра с востока на запад подтолкнуло её в сторону Египта. Характер этого бедствия соответствует природным условиям данного региона, и не является для него редкостью. Другой вопрос: почему именно тогда, почему фактически в сочетании с другими бедами? Можно предполагать, что санторинская катастрофа, о которой я неоднократно уже упоминал, стала причиной образования зоны мощных ветров, пылевых и песчаных бурь, в эпицентре которых оказалась и саранча. По данным литературы, сочетание извержения вулкана, цунами и необыкновеннной силы ветров - вполне закономерное явление. Установлено также, что насекомые способны предчувствовать приближение природной катастрофы, и это проявляется их миграцией в поисках убежища, "чтобы спрятаться от чего-то страшного" ( http://www.anamalia.ru). Комплексом перечисленных факторов, региональных, природных и генетических, и можно объяснить "восьмую казнь египетскую".
Девятая казнь "Тьма": "...и была тьма густая по всей земле Египетской три дня" (Исход 10:22-23). Последовавшая за градом "тьма египетская", как утверждают учёные, была следствием затемнения, начавшегося после выноса из жерла вулкана вулканической пыли в верхние слои атмосферы. Грандиозные вулканические извержения сопровождаются выбросом не только огромного количества пыли, но и окислов серы в атмосферу. Аэрозоли серной кислоты, оказавшиеся в верхних её слоях, эффективно препятствуют поступлению солнечного излучения к поверхности Земли. Темень усиливалась и страшной песчаной бурей, вызванной извержением вулкана. По ещё одной весьма оригинальной версии, ориентирующейся на библейский текст, причиной "чуда" явились печи, которые выбрасывали в атмосферу твёрдые частицы сажи, окрашивающей капельки тумана в чёрный цвет, в связи с чем он становился непроницаемым для солнечных лучей. Сколько же это надо было топить печей и в течение какого срока, чтобы вызвать "солнечное затмение"? Фантазиям нашим нет предела.
Десятая казнь "Смерть первенцев": "И было, в полночь Господь поразил всякого первенца в земле Египетской, от первенца Паро, который сидеть должен на престоле его, до первенца узника.., и всё первородное из скота" (Исход 12:29). Повальная смерть первенцев в семьях египтян, по мнению учёных, явилась прямым следствием нашествия саранчи и выпадения града. Напуганные местью Господа, египтяне в страхе перед голодной смертью бросились до положенного срока собирать урожай, и не успевшее высохнуть зерно ссыпали в закрома, где оно прело, выделяя ядовитые вещества. По общечеловеческой традиции, дети, не только первенцы, первыми получали свою порцию еды, и первыми умирали, ибо их детский организм не справлялся с разрушительным действием токсинов.
Как следует из представленного материала, все "казни египетские" есть взаимосвязанная цепь событий, имеющих в основе своей единую первопричину (беспрецедентную по своим масштабам природную катастрофу). Означает ли это, что учёным удалось доказать фольклорный характер этих чудес, исключить роль бога в их происхождении? Отнюдь нет, ибо само извержение вулкана на острове Санторини могло быть делом божественных рук. Я подсчитал, основываясь на библейском тексте, в течение какого срока держал оборону Паро, не поддаваясь давлению Моисея и Аарона, и вышел на ориентировочную цифру в 30 дней. В течение месяца, 30 дней, продолжалось противостояние фараона и бога. Неужто, Паро, действительно, был так силён, что бог в течение месяца не мог с ним ничего сделать? Нонсенс! Он мог бы решить проблему вызволения избранного народа из египетского рабства в мгновение ока. Зачем же ему понадобилось так изощрённо мучить не столько Паро, сколько народ египетский? Бог, по собственному его выражению, "издевался над Египтянами" лишь с одной целью: чтобы показать избранному народу силу свою, возможности свои, чтобы они поверили в его обещания отдать им землю, текущую молоком и мёдом. И ему удалось это. Все колена Исраэйлевы в едином порыве снялись с насиженного места, и устремились в неведомое, в надежде на внезапно вспомнившего о них бога их праотцев ("И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом", Исход 2:24) и на Его представителей Моисея и Аарона.