Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@ За обещанной землёй. Гиксосы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Гиксосы
  
   Кто же они, эти таинственные гиксосы? Начнём с эти- мологии. И первое слово Манефону: "Всё их племя называ- лось Гиксос, то есть "цари-пастухи", потому что "гик" на свя- щенном языке означает "царь", а "сос"- это "пастух" и "пасту- хи" на обычном языке. Если же составить их вместе, получа- ется Гиксос".
   Постоянно продолжающаяся работа над текстами нере-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Гиксосы 17
  ________________________________________________
  
  дко приводит к необходимости давать новые переводы исто- чников, пересматривать ставшие привычными формы чте- ния имён собственных, названий городов и стран. Википе- дия толкует греческое слово "гиксосы" (от египетского Hqa xAsw, he- kau khoswe) как "правители [чужеземных] стран", Электронная еврейская энциклопедия - как "владыки чуж- дых стран", Александр Мень ( Библиологический словарь, http://www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod=Alexandr_Men) -
  как "властители пустынных нагорий" (греческая форма еги- петского термина "хека хасут").
   И. А. Лапис40 пишет: "Термин "хека хасут"существовал
  в Египте задолго до времени нашествия гиксосов. О хека ха-сут сообщается в "Рассказе о Синухете" - известнейшем па- мятнике времени Среднего царства. В Бени Хассане, в гроб- нице времени XII династии, изображены 37 азиатов, принес- ших дары. Их предводитель назван хека хасут. Тот же тер- мин встречается и на скарабеях и других памятниках конца Среднего царства. Вообще, это обычный египетский термин для обозначения палестинских и сирийских вождей. Одна-
  ко в вопросе идентификации этих вождей с гиксосcкими ца- рями нет единой точки зрения.
   Т. Save - Sodеrbеrgh (1951), например, полагает, что нет оснований считать этих хека хасут идентичными с более по- здними гиксосскими царями, которые использовали этот те- рмин как своего рода царский титул. Эта точка зрения пред- ставляется более вероятной".
   Валентина Новомирова54 в своей книге "Гиксосы" даёт развёрнутый этимологический анализ этого слова. Процити- рую с некоторыми сокращениями её текст: "Согласно Фла- вию - Манефону, "гиксосы"─ это "цари-пастухи" или "цари пастухов". О том, что "цари пастухов" это "хека амеу" сооб- щает папирус Салье I, в котором описываются события вре- мён Фиванского царя Секен-не-Ра, первым выступившего
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   18 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  против владычества гиксосов. Таким образом, в отличие от Манефона, царя гиксосов [нужно называть] "хека амеу", что означает "царь пастухов" (мелкого рогатого скота - наимено- вание в достаточной степени презрительное)".
   Лингвист с мировым именем Эмиль Бенвенист9 показал, что слово "sus", в греческом языке читается как "sos", означа- ет "свинья домашняя". С лёгкой руки Манефона, писавшего по-гречески, закрепилось наименование "гик сос", которое означает буквально "царь свиней". Манефон, с детских лет знавший прозвище азиатов - семитов "амеу", заменив его на "сос", привнёс этим (на националистической почве) традици- онную египетскую ненависть к азиатам. По данному абзацу хотелось бы возразить цитируемому автору. Дикие свиньи были одомашнены в Передней Азии и Северной Африке 7
  - 6 тыс. лет назад. Позже, однако, на протяжении III тыся- челетия до н. э. в ряде этих районов, включая Египет, св- инья стала считаться нечистым животным и её мясо пе- рестали использовать в пищу (Foldes L.80; Шнирельман В. А.76). Эти сведения из истории животноводства дают осно-
  вание не принимать всерьёз данную этимологическую вер- сию термина "гиксосы".
   Все остальные, кроме варианта Иосифа Флавия ("плен- ные пастухи"), вполне приемлемы, ибо отражают историче- ские реалии того времени. Правда, в отношении и этих вари- антов расшифровки термина "гиксосы" не всё однозначно.
   И действительно, словосочетание "правители [чужезем- ных] стран" звучит вполне нейтрально и анонимно, хотя мы и понимаем, что речь идёт о "завоевателях". Отчётливо не- гативный оттенок имеет понятие "правители чуждых стран" - именно чуждых Египту по их религии и образу жизни. Тер- мин "властители пустынных нагорий" уже имеет адресный характер (нам ясно, что эти люди пришли не из Междуре- чья, что, возможно, они являются даже ближайшими по аф- риканскому континенту соседями Египтпа). Наиболее соот-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 19
  ________________________________________________
  
  ветствующим нашим представлениям о событиях, связан- ных с "нашествием гиксосов" на Египет, является манефо- новский вариант "цари пастухов". Помимо воли Манефона - историка, в нём угадывается наиболее верное их (событий) отражение: из пастухов, проживавших в дельте Нила, ведут своё происхождение эти "цари - фараоны".
   В истории Древнего Египта можно найти несколько пр- имеров восхождения на престол фараонов-инородцев (нуби- ец Нехси, последний царь XIV династии; сириец Ирсу, XIX династия; ливийского происхождения XXII и XXIII дина- стии; суданского происхождения XXIV и XXV династии, которые чаще называют "эфиопскими"; персидского проис- хождения XXVII династия). Все фараоны - неегиптяне при- ходили к власти в периоды слабости государства, внутрен- них неурядиц и интриг. Стоит ли удивляться тому, что ко-
  му-то из азиатов-семитов, правителей [чужеземных] стран,
  властителей пустынных нагорий, удалось получить власть
  в Египте, оттеснив от престола коренных египтян.
   Барбара Мертц49 пишет: "После перехода от кочевой жизни к оседлой доисторические культуры [додинастиче- ская эпоха - В. П.] довольно безмятежно прозябали ещё не- сколько тысяч лет. Затем произошло нечто странное". О
  чём идёт речь?
   Позволю себе дать вначале краткую характеристику пос- ледних додинастических культур - амратской и герзейской. Основой хозяйства амратской культуры74, 84 были мотыж-ное земледелие, скотоводство, охота. Орудия труда - из кам- ня и кости; встречаются медные предметы; керамика - крас- ная лощёная, часто с росписью белым цветом. В дополнение к этому для герзейской культуры58 (4-е тыс. до н. э.) харак- терно употребление медных тёсел, кинжалов, применение в земледелии с конца 4-го тыс. до н. э. примитивного плуга, большое развитие ремёсел, появление керамики с жёлтым ангобом и красной росписью, изображающей людей, живот-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   20 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  ных, лодки, целые сцены.
   Судить о том, как выглядели жилища в эпоху амрат-
  ской и герзейской культур довольно сложно. По имеющим-
  ся данным, древнейшими жилищами человека в долине Ни- ла были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и пле- тёнок устраивались навесы и шатры, позднее появились гли-нобитные конструкции. Для амратской культуры были ха- рактерны хижины овальной формы, для герзейской - прямо- угольной. Внутреннее убранство жилых домов включало в себя циновки, кожаные подушки, деревянные кровати. Жи- лища вождей выделялись вначале лишь своими размерами.
   Появление поселений совпало во времени с переходом от кочевой к оседлому образу жизни, и было вызвано разви- тием земледелия и необходимостью жить вместе, вместе за-щищать урожай от набегов охотников и пастухов, вместе ст- роить жилища. Первое поселение датируется временем ам-
  ратской культуры или непосредственно предшествующей ей позднебадарийской. Поселения были, по сути, первыми примитивными городами, но их появление ещё не знамено- вало собой создание цивилизации (хотя этот термин и прои- зошёл от латинского слова "город"). По традиции зарожде- ние цивилизации в Египте относят к историческому време-
  ни начала I династии.
   Изучая ту или иную древнюю цивилизацию, археологи по обнаруженным свидетельствам материальной, духовной жизни составляют её портрет. При этом, как правило, удаёт- ся проследить поступательное её развитие, её эволюцию на основе "медленных приращений" элементов культуры. Ни-
  чего подобного в отношении цивилизации Древнего Египта выявлено не было: "Египетской доисторической культуре что-то дало мощный толчок. Картина общества, [именуе- мая семенийской - поздняя форма герзейской культуры], ко-торую мы видим, сильно отличается от более ранних [перио- дов последней]. Люди начинают жить в домах с окнами и
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 21
  ________________________________________________
  
  дверями, носить одежду, сотканную из хлопка. Медь всё ча- ще используется для изготовления вещей, которые делались из камня. Появляется посуда, сделанная из глины нового ти- па, украшенная причудливыми фигурками из чёрточек, изо-бражающими людей, животных, лодки" (Барбара Мертц49). Хотя, как полагает этот же автор, и данную примитивную культуру нельзя ещё назвать цивилизацией.
   Эмери У. Б.78 сообщает, что "в могилах позднего доди- настического периода [семенийская культура - В. П.] в севе- рной части Верхнего Египта были найдены останки людей, черепа которых имели больший размер, а тела длиннее, чем у местного населения. И это различие столь разительно, что любое предположение, будто этот народ ведёт своё происхо- ждение от тех же предков, что и более раннее население Ег-
  ипта, просто невозможно". Если могилы периода амратской и герзейской культур представляли собой преимущественно продолговатые ямы с округлёнными углами, вырытые при
  помощи мотыг в каменистом грунте, то в период семений- ской культуры обнаруживаются более глубокие и лучше об- устроенные могилы, редко облицованные деревянными пла-
  нками. Всё это, по мнению У. Эмери, свидетельствует о по- явлении в Египте "совсем другого народа с другой культу-
  рой".
   Барбара Мертц49: "Если мы не верим в пришельцев с
  Марса или в сверхлюдей из пропавшей Атлантиды, то долж- ны прийти к выводу, что где-то существовало некое общест-во, которое первым открыло различные компоненты циви- зации.. Некоторые [историки] верят в некую династическую расу, которая вступила в Египет в конце додинастического периода, принеся дары цивилизации с собой. Представители этой расы объединили страну и... правили покорёнными ту- земцами как расово чуждый благородный класс, пока сме- шанные браки и контакты не создали единый народ. Дина- стическая раса пришла из Азии... Пришельцы говорили
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   22 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  на одном из семитических языков, который, смешавшись с хамитским (африканским) языком туземцев, произвёл еги- петский язык".
   Эмери У. Б.78 этих "пришельцев" прямо называет "пора- ботителями" в отличие от коренного населения, считавшего их, согласно преданию, "божествами", прибывшими к ним из страны Та - Ур ("Древняя земля", "Земля света"). "Пред- положение о том, что древнейшие египетские боги пришли из библейских земель "Шем", подтверждается и тем фак-
  том, что наименования этих богов - семитического происхо- ждения" (В. Новомирова54). Крупнейший эксперт по Шуме- ру профессор Самюэль Крамер38 считает доказанным то- ждество между словами "Шем" и "Шумер", а шумерскую цивилизацию - первой цивилизацией на Земле.
   Шумеры появились в Нижней Месопотамии, на террито- рии, расположенной в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, на рубеже V-IV тыс. до н. э. Они смешались с местными жителями, объединявшимися здесь в земледельческие об-
  щины еще 8000 лет тому назад. Откуда пришли шумеры, до сих пор не выяснено. Судя по их собственным преданиям, "из-за моря", с востока или юго-востока.
   Барбара Мертц49: "Наличие признаков месопотамского влияния в Египте в самом конце додинастического периода неоспоримо. Они появляются в долине Нила внезапно и полностью сформированными". "Есть основания предпо-лагать, что приметы нового, появившиеся на Юге [Верхний Египет - В. П.], в действительности пришли с Севера [дель- та Нила - В. П.]" (Жан Веркуттер17). Монументальное стро- ительство, письменность, централизованное правление и ра- зделение труда - вот эти "приметы нового", радикально от- личающиеся от семенийской культуры, и возникшие на ру-
  беже IV - III тыс. до н. э.
   Я не берусь комментировать представленные в литера- туре сведения о внеземном происхождении их, шумеров, ци-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 23
  ________________________________________________
  
  вилизации - этот вопрос остаётся открытым для науки. То обстоятельство, что шумеры появились в Нижнем Междуре- чьи уже "образованными" примерно на тысячу лет раньше обнаружения свидетельств их цивилизации в Египте, даёт основание согласиться с гипотезой, согласно которой имен- но они являются её первоисточником для египтян. Для нас, исследующих историю обретения народом иврим земли Кы- наанской, принципиально важным является то обстоятель- ство, что семиты (а нас интересуют амореи, праарамеи, ав-
  раамиды, иврим), были причастны к египетской цивилиза- ции и как её восприемники, и как доноры, будучи частью шумерского общества, эмигрировавшей в Египет в силу це- лого ряда известных обстоятельств.
   Здесь уместно отметить, что египетские документы, уп- оминая азиатов-семитов, называют их "амеу или аму". Этим термином я и воспользуюсь при дальнейшем изложении фа-
  ктов о семитах в Египте. Мне представляется некоррект-
  ным обозначать собирательным термином "гиксосы" (хур- рито-семитские группы) многие поколения аму, оказавших- ся в разное время в Египте, причём, самыми мирными спо- собами.
   Племена аму (протоаккадцы, позднее амореи, мигриро- вавшие в VI - IV тыс. до н.э. с Аравийского полуострова че- рез перешеек Красного моря в Кынаан, а далее в Междуре- чье, оседали в Нильской долине, в районе дельты. Название этого перешейка "Та-Нет" (Место Богов, егип.) - возможно, оно имеет в своей основе легенду о том, что этим путём при- шли в Египет Великие Боги. Интересно, что, согласно тек- стам глиняных табличек, существ, передавших шумерам по- знания свои и навыки из многих областей науки и техники,
  местные жители называли "богами-пришельцами", которые прибыли с другой планеты. Не исключено, что именно это вошло в египетские легенды. Уместно добавить, что проник- новение аму в Египет шло и с севера через Синай. При этом,
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   24 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  чаще всего они оседали в Дельте, географические особенно- сти которой более благоприятствовали скотоводству, неже- ли долина Нила, соответствовали привычному для аму ро-
  ду деятельности.
   Современная историография Древнего Египта выделяет
  две волны аму, обустроившихся на его территории. Сущест- вует масса свидетельств заселения ими (первая волна) задол- го до гиксосов Манефона северо-восточной окраины Египта (дельта Нила). Берега лагунного озера Мензала (расположе- но в северной части дельты Нила), города Дельты, как пола- гает Г. Бругш12, крупнейший немецкий египтолог, были пер- воначально заселены исключительно семитоязычным насе-лением. На раннее присутствие семитоязычного населения в долине Нила, на их полноценную жизнь там, указывают най- денные в гробницах Древнего царства (2686 - 2181 гг. до н. э.) памятники и папирусные свитки. О Танисе, центре 14-го нома (Нижний Египет, восточный рукав Нила), предположи- тельно существовавшем уже в эпоху VI династии фараонов (2350 - 2190 гг. до н.э.), в египетских надписях упоминается как о городе с иноземным населением - "народами перед-
  ней земли востока". Как подчёркивает Жан Веркуттер17, эти аму ассимилировались среди местного населения, становясь постепенно частью единого этноса.
   Вторую волну проникновения аму в Египет связывают с "нашествием гиксосов" (1730 - 1580 гг. до н. э.). А что про- исходило в период между этими двумя их наплывами? Был ли Египет недоступен для аму в промежутке от IV до II тыс. до н. э.? Айзек Азимов2 пишет: "На запад и на восток от до- лины Нила раскинулась пустыня, которую ни одна армия
  не могла пересечь. На севере - Средиземное море, и в древ-
  ние времена не существовало кораблей достаточно боль- ших, чтобы перевозить армии через море. На юге находился Первый нильский порог, который мешал врагам совершать
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 25
  ________________________________________________
  
  набеги. Долгое время жители берегов Нила жили почти в по- лной безопасности и изоляции". Все эти рассуждения спра- ведливы в отношении регулярных вражеских армий, но не отдельных малочисленных групп аму, для которых Аравий- ская пустыня (северо - восточная часть Сахары, расположен- ная между долиной Нила и Красным морем; по другим дан- ным, комплекс пустынных регионов Аравийского полуост- рова), Синай были домом родным. Можно с уверенностью полагать, что такая инфильтрация происходила, и число аму в составе египетского населения возрастало.
   Анатолий Каменев в своём реферате "Ахиллесова пята Египта" (http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij) пишет: "Пог- раничная служба неслась во всех эпохах, и была крайне бди- тельной и строгой; в пограничных крепостях и укреплениях на путях, ведших в чужие земли, были расположены гарни- зоны, и никто не имел права переезжать границу без того, чтобы не записать у коменданта своё имя, место и цель путе- шествия; в некоторых случаях требовалось иметь и письмен- ный пропуск". Можно полагать, что такого рода военизиро- ванные подразделения уже были во времена жизни Авраа-
  ма (2000 - 1825 гг. до н. э.), а, возможно, и значительно ра- нее (начало 3-го тыс. до н. э., что соответствует времени объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государ- ство). О фараонах, которые "воздвигнут Вал Правителя" на пути азиатов, мы читаем в "Речении жреца Неферти" (IV
  династия). Но и при наличии пограничных постов проник- новение аму в Египет продолжалось.
   Значительно увеличился приток семитов-аму в страну в эпоху XII династии (Среднее царство, 2000 - 1785 гг. до н. э.), что вызвано было возрастающей потребностью Египет- ского общества в рабочей силе и в продуктах животноводст- ва, занятия которым, как мною отмечалось выше, считалось для коренного египтянина унизительным. Широко использо- валась иноземная рабочая сила в государственных, царских
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   26 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  (хотя, где кончалось царское и где начиналось государствен- ное, вряд ли кто мог бы определить), храмовых и личных хо- зяйствах (в частности, в строительстве ирригационных сору- жений, общественных зданий и дворцов, в копях и в камено-
  ломнях, для полива вручную садов и огородов, в качестве гребцов для обслуживания флота фараонов). Уже в эпоху II династии фараонов (ориентировочно 3000 - 2700 гг. до н. э.) царские виноградники в районе Дельты были очень много- численны, а царское хозяйство - большим и тщательно уп- равляемым. Надписи времени II династии, дошедшие до на- ших дней, упоминают продовольственные заведения (види- мо, базы пищевых продуктов и кухни). Найдены печати, из надписей на которых можно сделать вывод о том, что уже,
  начиная с конца II династии, хозяйство царицы ("матери де-тей царя") было отделено от хозяйства царя. Такое разграни- чение даже в пределах царской семьи предполагает сущест- вование уже тогда личных хозяйств знати. Равным образом, и выделение царского хозяйства как "дома царя" предпола- гает существование при I и II династиях также "домов" не- царя. А всё это требовало и требовало рабочих рук.
   Все иноземные труженики регистрировались в главном ведомстве по учёту и распределению рабочей силы наряду с
  египтянами. Источники с достаточной ясностью свидетель-
  ствуют о значении уже в Раннем царстве писцов. Так, при I династии важный сановник, имея высшие звания, государст- венное и придворное, не гнушался скромным званием писца. Каждые два года при II династии в стране проводили переу-
  чёт, в том числе, трудовой силы, а также "счёт золота (и) по-лей".
   При Аменемхете III, активизировавшем хозяйственную деятельность в стране, увеличилось число так называемых "царских людей", использовавшихся для этих целей. "Цар- ские люди" официально не считались рабами, не владели зе- млёй, но и не являлись вольнонаёмными работниками, все-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 27
  ________________________________________________
  
  цело завися от администрации фараона. Не исключено, что армия "царских людей" пополнялась именно за счёт таких мигрантов-аму.
   Фараоны этой династии были не только хорошими хо- зяйственниками, но и великими строителями, много занима-
  вшимися защитой восточной границы Египта и воздвигнув-шими с этой целью цепь крепостей. Египетскими археолога- ми были обнаружены остатки оборонительного комплекса у древнего восточного въезда в Египет, на севере Синайского полуострова. Сооружения стояли на древней "Дороге Хору- са", важнейшей коммерческой и военной артерии из Египта в Азию. "Дорога Хоруса" укреплялась в течении несколь-
  ких веков, начиная от Среднего царства. Фараонами уже упомянутой XII династии (2000 - 1785 гг. до н. э.) была вы- строена через Суэцкий перешеек "Стена царевича", которая должна была помешать бедуинским племенам "поить свои стада в Ниле".
   Особенно усиливался наплыв аму в Египет в периоды засух, когда пастбища выгорали, исчезали источники воды. Сдержать этот человеческий поток было непросто, даже при наличии "великих" египетских стен.
   Не прекращалась миграция аму в Египет из мест их при- вычного обитания и в период смут, социальных потрясений, имевших место и в Древнем Египте. Эти периоды были бо-
  лее благоприятными для аму, ибо нарушалась при этом си- стема охраны границ государства. Барбара Мертц49: "Азиа-
  ты всегда просачивались в Египет; они воспользовались пре-имуществом внутренней слабости страны после падения Др- евнего царства, точно так же, как гиксосы использовали ос-
  лабление Египта на закате Среднего царства". Египтологи в истории Древнего Египта выделяют два таких периода, на- званных соотвественно Первым и Вторым. Сохранилось очень мало свидетельств событий, происходивших в эти пе- риоды. Не случайно, нет ясности как в отношении династий,
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   28 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  в правление которых наблюдались эти события, так и их да- тировок. Первый Переходный период ("тёмный век") дати- руется, по одним данным, 2160 - 2185 гг. до н. э. (IX, X, XI династии), по другим - 2270 - 2100 гг. до н. э. (с VII по X ди- настии, всего около 30 царей), по третьим - 2180-2130 гг. до н. э. (от VII до начала XI династии), по четвёртым - от 2263 по 2040 гг. до н. э. (колебания, правда, небольшие, что поз- воляет рассматривать эти даты как доверительные). Сведе- ния о Втором Переходном периоде более устоявшиеся, он датируется ориентировочно 1730 (85) - 1580 гг. до н. э. (XIII - XVII династии). Основой смут, народных революций было всегда ослабление центральной власти, вызванное несколь- кими причинами: борьбой за трон среди наследников, а при их отсутствии - среди военачальников, важных чиновников, пртивостоящих друг другу партий; попытками правителей номов обрести большую автономность, сделать свою власть потомственной независимо от воли фараона; наконец, кли- матическими катаклизмами, сопровождавшимися эпидеми- ями голода.
   О социальных потрясениях в Египте эпохи Первого Пе- реходного периода известно по нескольким найденным те-
  кстам. Вот цитаты из них: 1."Бедняки стали владельцами бо- гатств, тот, кто не мог заказать себе пару сандалий, сейчас владеет сокровищами... Дворцы, коллонады в огне... номы в разрухе. Золото, серебро, драгоценные камни украшают
  шеи рабынь, тогда как благородные дамы говорят о еде, опе- чалены из-за лохмотьев, которые их покрывают". 2. "Детей вельмож разбивают о стены, все бегут из города. Те, кто не спал даже у стены, стали собственниками опахала, у кого не было даже лодки, стал владельцем кораблей. Тот, кто не имел даже куска хлеба, стал владеть закромами. Кто ранее
  спал без жены из-за бедности, находит теперь знатных жен- щин". 3. "Не хватает произведенных товаров. Страна полно- стью разрушена, не существует ничего, не осталось даже че-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 29
  ________________________________________________
  
  рноты под ногтями от того, чем она когда-то владела... Сто- лица царя была захвачена в один час. Бедняки взяли в плен царя. Придворные изгнаны из дворца. Чиновники убиты, до- кументы их взяты".
   Жан Веркуттер17: "Неясно, распространилась ли эта ре- волюция на весь Египет. Возможно, она произошла лишь в районе Мемфиса. В тот момент Египет оказался разделён-
  ным на три части: Северную (вероятно, захваченную азиата- ми), Центральную (контролируемую представителями ста- рой монархии) и Южную (в которой хозяйничали номархи, отстранившие мемфисских царей от власти)". Интересна ве- рсия Веркуттера (его книга, на которую я ссылаюсь, впер- вые была опубликована на французском языке в 1946 году) о возможном непродолжительном захвате власти в районе Дельты азиатами - аму ещё в Первом Переходном периоде. Не исключено, что именно это имел ввиду Манефон, описы-
  ваяя два эпизода "властвования" над Египтом гиксосов (см. главу "Манефон"). Однако иных, кроме манефоновского, свидетельств захвата Египта иноземцами в начале 3 тыс. до н. э. не имеется. Айзек Азимов2, характеризуя Второй Пере- ходный период, пишет: "случилось нечто, чего не было до сих пор в истории египетской цивилизации. В страну вторг- лись завоеватели, готовые воспользоваться слабостью Егип- та".
   Электронная еврейская энциклопедия сообщает: "В пер- вой половине 2-го тыс. до н. э. происходит постепенная ин-
  фильтрация гиксосов в Египет с севера". "Продолжается", - написал бы я. И действительно, проникновение аму в Кемет имело место, начиная с VI по II тыс. до н. э. включительно. Археологические, антропологические, лингвистические, ли- тературоведческие исследования убедительно свидетельст- вуют о том, что египетская раса сложилась из различных эт- нических элементов, среди которых хамито-семитский явля- ется господствующим. Согласно Г. Бругшу12, древние егип-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   30 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  тяне выработали деление племён, основанное на различии цвета их кожи и географического положения. Главных пле- мён, к которым относились "ромтет" ("люди", др. египет.), было четыре; египтяне, негры, ливийцы и семиты (соответ- ственно, красные, чёрные, белые и коричневые). И это сви-
  детельствует о том, что семиты не считались для египтян "презренными"; несомненно, их (египтян) геном хранил в подсознании всю историю формирования египетской расы (не путать с неприятием занятий скотоводством, о чём упо- миналось выше).
   Второй Переходный период вошёл в историю Древнего Египта как период воцарения на египетском престоле гиксо- сов - аму (XV и XVI династии). По Ж. Веркуттеру17 (цити- рую повторно), последним фараоном XIV династии был Не- хеси (Нубиец). Напомню читателю, что в описываемые вре- мена Куш контролировал территории между третьим и пя- тым нильскими порогами, что соответствовало северо - вос- точной части Нубии (историческая область в среднем тече- нии Нила - от Асуана на севере до суданского города Дабба на юге). На стенах гробницы Собекнахта, одного из правите- лей города Эль-Каба времён XVII династии, неподалёку от Луксора, была обнаружена надпись, поведавшая о неизвест- ном ранее кушитском нападении на Египет во время правле- ния XVII династии (1575 - 1525 гг. до н. э.). Вивиан Дэвис, возглавлявшая английскую археологическую миссию в Эль-Кабе, заявила: "Мы всегда думали, что гиксосы были пер-вейшими врагами Египта, теперь мы видим, что Куш был
  не меньшим врагом" ("Аль-Ахрам". Авторизованный пере- вод Натальи Королёвой (http://maat.org.ru/news/2003).
   Любопытна в связи с этим и фраза из известного "Рече- ния Неферти", эпоха IV династии (о нём ниже): "Смута ох- ватит страну. Гелиопольский ном не будет больше домом бога, - явится с Юга царь - Амени имя его,- он сын женщи- ны из Нубии, рождённый в [.....]. Обретёт он белый венец и
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 31
  ________________________________________________
  
  возложит на главу свою красный. Соединит он венцы могу- щественные". Как следует из этого фрагмента "Речения...", жрец Неферти почему-то связывал будущее Египта с Нуби- ей, ближайшей к Египту частью которой был Куш.
   В табличке Карнарвона из Фив (хранится в Британском музее) описываются события времён царя XVII династии Камоса, победившего армию гиксосов в районе Гермополи- са и продолжившего борьбу с ними на Севере. В ней имеет-ся и такая строка: "На Элефантине принцы Куша управляли югом". Столица I нома Верхнего Египта, простиравшегося на север до Гебель эс-Сильсилы, а на юге имевшего размы- тую границу с Кушем, и занимавшего весь район первых по- рогов, находилась на острове Элефантина, греческое назва- ние которого представляет собой перевод египетского слова Abw, обозначавшего слона и слоновую кость. Можно пола- гать, что в Первый переходный период, характеризовавший- ся распадом Египта на три составляющие, южной правил за- хвативший её кушитский принц Нехеси, вошедший в исто- рию как последний фараон XIV династии, а далее его потом- ки, одному из которых так "успешно" противостоял прави- тель Эль-Кабы времён XVII династии. Не случайно, Камос прежде всего разгромил кушитского князя Тети, и лишь по- том предпринял военные действия против гиксосов с целью восстановления полного египетского суверинитета над Еги- птом (надпись на Стеле II фараона Камоса из Фив). Кушиты представлялись Камосу более опасным противником, неже- ли гиксосы - аму. Военные акции в Нубии, что не случайно, проводила и Хатшепсут11, период царствования которой в
  целом считается самым мирным интервалом в воинствен- ной истории XVIII династии, к которой она принадлежала.
   Интересен факт, согласно которому Камос, несмотря на явное превосходство в силах, "не сумел" взять Аварис, сто- лицу Египта времён гиксосского "владычества". Его преем-ник и младший брат Яхмос, основатель XVIII династии, пов-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   32 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  торил этот поход, дошёл до Авариса и, согласно документа-
  льным свидетельствам, изгнал оттуда гиксосов-аму. Но вот как описывает это событие Манефон: "Царь Фиваиды (Фив - В.П.)... во главе войска из четырёхсот восьмидесяти тысяч человек осадил город [Аварис]. Но позднее, отказавшись от осады, он заключил с ними (лидерами гиксосов - В.П.) дого- вор, согласно которому, уйдя из Египта куда им угодно, они все покинут его целыми и невредимыми. На этих условиях не менее двухсот сорока тысяч из них покинули Египет и на- правились со всеми своими домочадцами и со всем скарбом через пустыню в Сирию". Как трактовать это свидетельство Манефона? Кому верить? Ему, или тем, кто участвовал в по- бедоносных кампаниях Яхмоса, его тёзкам - Яхмосу, сыну Эбаны, и Яхмосу Пен-Нехбету (из надписей, найденных в гробницах, и узнаём мы о полном освобождении страны от засилья гиксосов-аму)? Жрецу, жившему много позднее дан-
  ных событий, или их героям? Историки склонны верить сов- ременникам фараона Яхмоса, а не Птолемеев. И всё же, мне версия Манефона представляется более правдоподобной да- же вопреки здравому смыслу: та самая генетика, о которой упоминал выше, могла побудить и Камоса, и Яхмоса ограни- читься восстановлением своей власти над всем Египтом, не подвергая уничтожению тысячи людей, отдалённо близких им по крови. Полагаю, что был в этом и элемент прагматиз-
  ма, чего я коснусь в последующих главах.
   Рассматривая проблему гиксосов - аму, я довольно сво- бодно перемещался по историческому пространству, меняя вектор движения, возвращаясь то в более древние времена, то забегая вперёд. Это позволило подойти, наконец, к завер-
  шающей данную главу части её, а именно, к периоду "вла-дычества" гиксосов над Египтом.
   Предпослать этой части мы хотим предсказания жреца Неферти, служителя богины Баст (в египетской мифологии богиня радости и веселья), из Гелиополя, жившего в эпоху
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 33
  ________________________________________________
  
  IV династии, то есть, примерно, за 800 лет до нашествия ги-
  ксосов-аму, обращённые к фараону Снофру (Снефру, 2575─ 2551 гг. до н. э.) и известные как "Речения Неферти". Нефер- ти советует Снофру положить конец засилью инородцев в Египте, что поможет предотвратить надвигающуюся беду; в противном случае, "Поселится в топях Страны Северной не- ведомая птица, совьёт она гнёзда свои на обоих берегах. Ис- чезнут запруды и водоемы... Исчезнет всё доброе... Придут враги с Востока, спустятся азиаты в Египет. Смута охватит страну...".
   Этот фрагмент интересен не столько предсказанием Не- ферти о возможном воцарении на престоле египетских фара- онов представителей азиатов-аму, что само по себе удивите- льно (имею ввиду предсказание), сколько фразой "Смута ох- ватит страну". Жрец однако, по моему мнению, поменял ме- стами причину и следствие: не нашествие аму привело к ха-
  осу, а смутные времена, связанные с ослаблением централь- ной власти, характерные для Второго Переходного периода, создали благоприятные условия для захвата власти инород- цами.
   Зиновий Косидовский37: "Около 1780 года (Второй Пе- реходный период - В.П.) страну потрясли революционные события. Восстал народ - крестьяне, солдаты, рабы - в боль- ших феодальных владениях. Порабощённое население на не- которое время даже захватило власть в свои руки". Жан Веркуттер17: "Второй Переходный период, определённо, са- мый смутный, и наименее изученный период истории Егип- та... Царей было так много, что возникает закономерный во- прос: не "избирались" ли они на ограниченный срок?. Ниче- го не известно о переходе от XIII к XIV династии. По-види-
  мому, в это время быстро распространялась анархия.. согла- сно Манефону, именно в эту эпоху началось вторжение гик- сосов, но в действительности [они] обосновались в восточ- ной Дельте с начала XIII династии", престиж которой, доба-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   34 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  влю от себя, был высок, и которая контролировала весь Еги- пет.
   В. Сорокин66 пишет: "Не все семитские племена проры- вались на египетскую территорию силой (? - В.П.); некото- рые проникали мирным путём... Оседали семитские кочев- ники в основном в северном Египте, в дельте Нила, вполне пригодной для занятий скотоводством... В результате к кон- цу XVIII века (до н. э. - В.П.) на территории Дельты накопи- лась уже масса семитского населения, достаточная для соз- дания собственного небольшого государства".
   Айзек Азимов2: "Но как могло произойти, чтобы чуже- земцы могли... захватить Египет без борьбы?" Барбара Мер- тц49: "Как ухитрились племена грубых кочевников покорить могущественное Египетское царство?"
   Я уже неоднократно подчёркивал: бессилие власти, утра- та ею способности контролировать страну, вытянувшуюся по обеим сторонам Нила узкой полосой с общей протяжён- ностью более 1000 км , - вот главные причины, благоприят- ствующие инфильтрационным процессам. Тот же В. Соро- кин66 отмечает: "К концу Среднего Царства (вторая полови- на XVIII века до н. э. - В.П.) произошло ослабление центра- льной власти, стал набирать силу областной сепаратизм, пи- тательной средой для которого были крупные землевладель- цы, недовольные всё усиливающимся налоговым гнётом".
   Мне могут возразить: всё это имело место и ранее (Пер- вый Переходный период), но никогда прежде семиты не ов- ладевали египетским престолом. И действительно, по-види- мому, должен был иметь место какой-то толчок, который придал этой массе семитов качество критической с последу- ющим взрывом - к переходу их от статуса приживалок, бед- ных родственников, второсортных жителей страны к стату-
  су власть предержащего народа. И такой толчок произошёл. Фортуна отвернулась от Кемет: Второй переходный период в его истории совпал по времени с большими миграционны-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 35
  ________________________________________________
  
  ми процессами, происходившими по всей Азии, с широким переселением народов, начавшимся, видимо, в степях Пред- кавказья и сопровождавшимся вторжением ариев на Ближ-ний Восток. Это вторжение было успешным, ибо кочевники обладали новым страшным по тем временам оружием: кон-ницей и боевыми колесницами. Они обладали ещё и преиму- ществом внезапности и были более привычны к сражениям в отличие от стран Междуречья, Кынаана и Египта. В итоге, хетты установили свою власть в Анатолии (нынешняя Тур- ция), касситы (или куш) - в Вавилоне (нынешний Ирак), хур- риты - в Митанни (северное Междуречье).
   Перемещаясь, эти племена завладели Сирией (её частью являлся Кынаан), и подтолкнули далее к Западу семитских кочевников-аму, оказавшихся перед ними.Часть из них дви- нулась в сторону наиболее доступной части Египта - Дель- ты. Но это не было захватом, как таковым, - это было продо- лжением проникновения аму в Египет, но более по масшта- бам своим значительным, представлявшим собой преслову- тую их вторую волну. Вместе с ними разрознённые боевые отряды, как полагают, хурритов-налётчиков, "джентльменов удачи", проникли в Египет, который, находясь в состоянии фактического безвластия, не смог оказать им достойного со- противления. Считают, что в состав их боевых отрядов вхо- дили и аму. Эти группы были немногочисленны. Можно до- пустить, что основной их целью было обогащение - отсюда и вымогательство, и грабежи оседлых египтян.
   Многие историки полагают, что воцарение семитов-аму "не было таким уж кровавым и разрушительным, как описы- вали мелодраматически настроенные египетские писатели и до Манефона" (Барбара Мертц49). О периоде правления фа- раонов - азиатов "египтяне хранили пугающие воспомина- ния, которые, вероятно, были ещё и преувеличены царски-
  ми писцами - пропагандистами" (Жан Веркуттер17). "Они (фараоны - аму - В. П.) правили довольно справедливо" (А.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   36 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  Азимов2).
   В. Новомирова54 пишет: "Современные исследователи истории Древнего Египта утверждают, что гиксосы второй волны, вторгшиеся в Египет на колесницах, затеяли истреб- ление покорённого египетского населения, [которое] не ока- зывало никакого сопротивления захватчикам и ни в чём не чинило им препон. Если исходить из версии военного завое-вания Египта гиксосами, то объяснить такую странную от-
  ветную реакцию египтян, учитывая особенности их нацио- нальнального характера, можно двояко: либо всё население Египта в одночасье разбил паралич, и оно не могло двинуть ни рукой, ни ногой в ответ на агрессию гиксосов, либо егип-тян, опять же в одночасье, охватило массовое умопомраче-ние... К вопросу о вопросе: а что побудило гиксосов, през- рев риск, вторгнуться в Египет? Почему ни ближние, ни да- льние соседи египтян не написали в своих анналах о прият- ном для них событии: Египет оказался в руках у пастухов-кочевников... Мы поверили Манефону и согласились с ним, что "люди бесславного происхождения" пришли в Египет
  из "восточных стран", но любая территория, лежащая по противоположную от Египта сторону Суэцкого перешейка, будет для египтян "восточной страной" (в том числе, и по- граничная с Египтом территория обитания кочевых племён аму - В. П.)... Мы вынуждены признать как факт, что ника- кого покорения Египта не было, поскольку Манефон гово- рил не о покорении страны, а только о подчинении себе гиксосами тех, кто правил в этой стране".
   Как технически произошло это воцарение, остаётся об- ластью догадок и гипотез. Цитируемая выше Новомирова
  в своих объяснениях этого феномена опирается исключите- льно на текст библейского "Бытия" ("Бырейшит" ─ иврит- ское название первой книги моисеева пятикнижия): перво- начальное "покорение" Египта семитами произошло по же-
  ланию фараона, и связано с восхождением на вершину вла-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 37 ________________________________________________
  
  сти библейского Иосифа; вторая же волна гиксосов есть ни- что иное как переселение из Кынаана в Египет в период се- милетней засухи родственников Иосифа, то есть семьи отца его Яакова - Исраэйля, опять же, по приглашению фараона, причём, не пешим ходом, не на ослах, а на выделенных для этой цели фараоном колесницах. Если рассматривать биб-
  лейский текст, с одной стороны, как вполне доверительный, а с другой - как, в значительной мере, мифологизированный, то данная версия имеет, на мой взгляд, право на существо- вание, более того, импонирует моим представлениям о "на- шествии гиксосов" (изложены в книге "История жизни биб- лейских патриархов").
   Если опираться на данные египтологии, то можно пред- положить, что среди вождей племён аму, обитавших в Дель- те, среди "царей пастухов" нашлись наиболее продвинутые в политическом отношении, наиболее честолюбивые лиде- ры, которые, воспользовавшись деморализацией местной
  власти, заручившись поддержкой предводителей боевых се- мито-хурритских отрядов, сумели объединить аму идеей создания своего государства, распространить свою власть
  в пределах Дельты (существует, правда, предположение, что в течение непродолжительного времени они контроли- ровали Средний Египет и даже всю страну, но сведений на этот счёт крайне недостаточно, а те, что сохранились, но-
  сят скорее сказочный характер: чего стоит, например, исто- рия о гиппопотамах из Фив, мешавших отдыху гиксосско-
  го фараона в Аварисе, о которой я упоминал выше).
   Манефон в своей "Истории Египта" (цитирую по Иоси- фу Флавию71) так описывает эпоху владения семитами-аму Египтом: "В итоге, царём они сделали одного из своих -
  Салитиса. Он обосновался в Мемфисе (город был известен
  в Египте и под названием Анх Тави ["Связывающий две земли"], что подчёркивало его стратегическое положение на границе между Верхним и Нижним Египтом; его руи-
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  38 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  ны обнаружены в 19 км к югу от современного Каира ─ В. П.), верхнюю и нижнюю земли обложил данью и разместил вооружённые отряды в наиболее подходящих местах. В осо- бенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев в его царство. Найдя в Сетроитском номе к востоку от реки Бубастит весь- ма удобно расположенный город, который по древнему ре-
  лигиозному сказанию назывался Аварис (город был местом культа бога Сета, который считался у египтян богом зла, но у гиксосов был возведен в достоинство первого божества - В.П.), он отстроил его, укрепил неприступной стеной, разме- стив в нём многочисленный отряд, состоявший из двухсот сорока тысяч воинов. Он отправлялся туда летом, чтобы до- ставлять продовольствие и денежное содержание, приучать войско к постоянной бдительности ввиду опасности нападе- ния соседей. Он умер, царствовав девятнадцать лет. За ним другой, по имени Бнон, правил сорок четыре года, за ним ещё один - Апахнас - тридцать шесть лет и семь месяцев. За ним Апофис - шестьдесят один год, Ианиас - пятьдесят лет и один месяц, ещё Ассис - сорок девять лет и два меся- ца. Эти шестеро были у них первыми царями.. Эти выше- названные цари из так называемых пастухов, а также их пре- емники властвовали над Египтом пятьсот одиннадцать лет. Затем царь Фиваиды и цари других египетских земель вос- стали против пастухов и повели с ними жестокую многолет- нюю войну. При царе Мисфрагмутосисе пастухи стали тер- петь поражения и, изгнанные из всех земель Египта, оказа- лись заперты в одном месте... Оно называется Аварис. Сын Мисфрагмутосиса Туммосис во главе войска осадил город. Но затем, отказавшись от осады, он заключил с ними дого- вор, согласно которому.. они все покинули его целыми и не- вредимыми".
   Попробуем проанализировать наиболее интересные, на
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 39
  ________________________________________________
  
  мой взгляд, и выделенные мною же фрагмены этого текста.
  Как поступали обычно завоеватели: присоединяли завоёван- ную территорию к своей, делая её частью своего государст- ва; оставляли относительно независимой, облагая данью; ог-рабив, покидали. Что делает первый царь гиксосов-семитов, обретя власть: "он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев в его царство". Эта фраза несомненно указывает на то обсто-
  ятельство, что новая власть была "своей", а не иноземной, что произошло перераспределение властных полномочий в пределах Египта. Это подтверждает высказанное выше пред- положение о том, что обитавшие в Нижнем Египте (дельта Нила) аму, воспользовавшись ситуацией анархиии, провоз- гласили там свою власть в целях обретения независимости от египетских фараонов. Согласитесь, в этих условиях гра- бить народ и уничтожать материальные ценности противо-
  речит идее создания своего государства.
   В свою очередь, фраза "затем царь Фиваиды и цари дру- гих египетских земель восстали против пастухов" указыва-
  ет на то обстоятельство, что данное государство пастухов было ограничено пределами Нижнего Египта, в котором концентрировались аму, сосуществуя с "царями других еги- петских земель".
   Чрезвычайно интересна фраза "Эти шестеро были у них первыми царями... Эти вышеназванные цари из так называе- мых пастухов, а также их преемники властвовали над Егип- том". Согласно принятым представлениям об эпохе "влады- чества" гиксосов-аму в Египте, властвовавших там, пример- но, 150 лет, царей-пастухов, "великих гиксосов", как их наз- вал Манефон, было всего шесть, что соответствует приведе- нному тексту. Из них имена пяти выявлены (оставили их по- чему-то преемники!) на египетских памятниках (Хиан, Апе- пи I, Апепи II, Аасехре и Аакененре-Апопи III). О каком из преемников ведёт речь Манефон? Возможно, он намекал на
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   40 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  преемственность власти между царями-пастухами и царями-египтянами, на существование каких-то родственных свя-
  зей между ними?
   Не случайно, Манефон царей-пастухов объединил в XV и XVI династии именно фараонов, рассматривая их как нео- тъемлемое звено в единой цепи фараонов-египтян. Цари-па- стухи, несмотря на своё семитское происхождение, и назы-
  вали себя фараонами, усвоили египетскую культуру, вклю- чая иероглифическое письмо, поклонялись египетским бо- гам. И это не удивительно - ведь они были частью, пусть второсортной, египетской общности на протяжении веков.
   Может возникнуть интересный вопрос: откуда такой ин- терес к проблеме "гиксосы", какая связь между нею и исто- рией обретения земли обетованной народом иврим? Поста- раюсь ответить на него по возможности кратко. Как уже от- отмечалось вскользь выше, по общепринятому мнению, гик-сосы представляли собой разношерстную в этническом от-
  ношении общность, состоящую из хурритов, ханаанеев (ко- ренных обитателей Кынаана) и семитов - аму (потомков вы-
  ходцев из Аравийского полуострова). В свою очередь, и пос- ледние представляли собой сложную по племенному соста-
  ву группу. В неё входили и шумеро-аккадские племена (чер- ноголовые), вытесненные в Кынаан и Египет теми же хурри- тами, и кочевники-бедуины, обитавшие на территории меж- ду Нилом и Красным морем (где-то, в районе 30 параллели), и шасу (от египетского слова "скитаться"), к которым, как утверждает Г. Бругш12, относились все кочевые племена,
  жившие в Аравии и в Эдоме, и кениты (упоминаются в фор- ме "к-н-и" на египетском обелиске времён XII династии, об- наруженном на Синае), и мадианитяне (те самые, которые, согласно библейскому рассказу, продали Иосифа - Йосэйфа, правнука Авраама, в Египет), пасшие свои стада на Синае и в южной части Кынаана. К племенам "черноголовых" отно- сились и хапиру.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Гиксосы 41
  ________________________________________________
  
   Согласно одной из версий, слово "иврим-евреи" проис- ходит от египетского слова "хабиру" (или "хабири", "хапи- ру", "хапир"), что означало что-то вроде "живущие вне го-
  родов бродяги-разрушители". Так египтяне называли груп- пы аму, говорившие на западносемитских языках, и, по од- ним данным, с конца 3-го тысячелетия, по другим - начала второго тысячелетия до н. э., проникшие в Кынаан и Египет из Междуречья. Местное население иногда под давлением силы (хапиру были, в военном отношении, более организо-
  ванными и оснащёнными), иногда за деньги (пример: по-
  купка участков земли Авраамом у жителей Хеврона и Яа- ковом, его внуком, у жителей Шехема), редко на доброволь- ных началах уступало им часть своей территории. Группы хапиру были различными по численности: от мелких (не-
  сколько десятков человек) до весьма крупных (несколько сотен человек), объединённых вокруг своих вождей. Неко- торые из учёных относят Авраама и его семью именно к ха- пиру, а некоторые - так даже отождествляют хапиру с пле- менами иврим.
   В эпоху Среднего царства в районе Пелузийского рука- ва Нила был основан город Ровати (что на египетском озна- чает "Врата Двух Дорог"), много позднее переименованный при Рамсесе II (XIX династия, 1298 - 1235 гг. до н. э.) в Ра- амсес. Через город шла знаменитая "Дорога Гора", ведущая в Кынаан. В Ровати и его окрестностях расселялись и хапи- ру, прибывающие из Кынаана в Египет по этой дороге. Сле- ды пребывания хапиру в Ровати прослеживаются, начиная с XII династии, 2000 - 1785 гг. до н. э.(австрийский археолог М. Биетак, цит. по Дж. Э. Райт62). Годы жизни Авраама (по моим расчётам, с 2000 до 1825 годы до н. э.) почти совпада- ют с периодом правления в Египте именно XII династии. В Бырэйшит-Бытии описывается история бегства рода Авраа- ма в Египет в год засухи, обрушившейся на Кынаан. На зна- менитой картине из гробницы Хнумхотепа в Бени - Гассан
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   42 Гиксосы
  ________________________________________________
  
  (время правления фараона Сенусерта II, 1880 - 1874 гг. до н. э.) изображена характерная для тех времён сцена: глава се- митской семьи из 37 человек униженно просит египетского чиновника (рядом с чиновником писец) разрешить им переб-
  раться со всем своим скарбом и скотом, возможно, на пери- од засухи, в Египет; в знак благодарности глава семьи пре- подносит чиновнику в подарок козла и козу, кстати, из той же породы, которая и ныне водится на Синае. Под картиной надпись: "В шестой год [правления фараона] Сенусерта II дан был ответ по поводу аму". Уж не Авраам ли со своей се- мьёй изображены на этой картине? Известно, что в началь- ном периоде истории Среднего царства иврим-хапиру в Еги- пте было совсем немного (В. Новомирова54). Да и откуда им было быть: ведь этот период, как показано 15 строками вы- ше, соответствовал периоду зарождения народа иврим, жиз- ни его родоначальника патриарха Авраама. В пользу пребы-вания в эти годы в Египте Авраама и Лота (учёные говорят
  о племенах "Авраам" и "Лот") свидетельствует и апокри- фическая версия Бырейшит, найденная среди свитков Мёрт- вого моря.
   Вторую волну проникновения иврим - хабиру в Египет ассоциируют со Вторым Переходным периодом, периодом овладения ими (или, в более широком смысле, гиксосами) Дельтой, периодом возвышения Йосэйфа, сына Яакова, и эмиграции сюда из Кынаана всей их семьи. Годы жизни Йо- сэйфа (по моим расчётам, от 1721 по 1611 гг. до н. э.) прихо- дятся именно на эпоху Второго переходного периода (1785 - 1580 гг. до н.э.), а если более точно, - на период правления одного из гиксосских фараонов, что соответствует представ- лениям и многих специалистов в области современной биб- леистики. Примерно, в 1691 г. до н. э. (по моим расчётам) Йосэйф по воле этого фараона стал визирем, фактическим правителем Египта. Цитируем Бырейшит (47: 4, 11): "И ска- зали (хапиру - В. П.) фараону: мы пришли пожить в этой
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Рабство в Египте 43
  ________________________________________________
  
  земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих; ибо в земле Кынаанской сильный голод... позволь поселиться ра- бам твоим в земле Гесем...И поселил Йосэйф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в луч- шей части земли, в земле Раамсес". Византийский историк
  Георгий Синцелл (ок. 800 г. н. э.) сохранил для потомков
  христианское предание, по которому Иосиф (Йосэйф) управ- лял страной при владычестве фараона-гиксоса Апопи, буду-чи облечён званием наместника Египта. Бар-Хебреу, учёный еврей из Сирии (1226 - 1286 гг. н.э.), свидетельствует: "В Египте правил четвёртый царь из династии Пастухов, имя которому было Апапус (Апопи). И правил он 14 лет. И это был царь, видевший сны и сделавший Иосифа правителем". О переселении иврим в Египет указывает также довольно большое число папирусов, датируемых начиная с третьего века до н. э.
   Иосиф Флавий71, комментируя трактовку Манефоном слова "Гиксосы", пишет: "В другом же списке слово "Гик" обозначает не "цари", а "пленники", и получается совсем на- оборот - "пленные пастухи", поскольку слово "Гик" на еги- петском языке, так же как и "Гак" с густым придыханием, имеет значение "пленники". И это представляется мне более вероятным, и имеет больше отношения к древнейшей исто- рии". Согласно Иосифу Флавию, гиксосы, таким образом, никакие не цари-захватчики, а пленники. Данная расшифро-
  вка термина "гиксосы" соответствует библейскому изложе- нию последующих событий из истории иврим - хапиру, их 400-летнему рабству в Египте, бегству из этой страны и об- ретению земли, обещанной когда-то их праотцу Аврааму.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"